Сноска. Утратил силу приказом Министра просвещения РК от 28.10.2022 № 436 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии подпунктом 6-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Программу нравственно-духовного образования "Самопознание" согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан (Оршубеков Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его копии в бумажном и электронном виде на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Департамент юридической службы Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Департаментам высшего и послевузовского образования (Тойбаев А.Ж.), технического и профессионального образования (Оспанова Н.Ж.), дошкольного и среднего образования (Каринова Ш.Т.) Министерства образования и науки Республики Казахстан обеспечить реализацию программы нравственно-духовного образования "Самопознание".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Асылову Б.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр образования и науки Республики Казахстан |
Е. Сагадиев |
Приложение к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 сентября 2018 года № 522 |
Программа нравственно-духовного образования "Самопознание"
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Программа нравственно-духовного образования "Самопознание" (далее–Программа) разработана в соответствии подпунктом 6-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяет цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающегося.
2. В настоящей Программе применяется следующий термин:
Программа нравственно-духовного образования "Самопознание" – программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся.
Глава 2. Цель функционирования системы воспитания и обучения
3. Целью функционирования системы воспитания и обучения является гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся через:
1) актуализацию ценностного потенциала содержания образовательных областей;
2) усиление нравственно-духовного аспекта содержания дополнительного образования и внеучебной деятельности;
3) активизацию взаимодействия организаций образований с общественными организациями, творческими союзами по вопросам нравственно-духовного развития личности.
4. Программа применяется дошкольными организациями, организациями среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего), организациями технического и профессионального образования, организациями высшего образования.
Глава 3. Содержание системы воспитания и обучения
5. Гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека обеспечивается через содержание взаимосвязанных компонентов системы обучения и воспитания:
1) учебно-воспитательный процесс;
2) дополнительное образование;
3) сотрудничество с семьей, с законными представителями обучающихся;
4) взаимодействие с общественными организациями в области образования, творческими союзами.
6. Содержание системы воспитания и обучения (далее – Содержание), обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие человека основывается на:
-принципе гуманистической направленности – осуществление деятельности организации образования на основе гуманистических идей и общечеловеческих ценностей;
-принципе национального наследия – познание общечеловеческих ценностей через призму национальной культуры;
-принципе социального взаимодействия – консолидация общественных институтов с целью нравственно-духовного образования обучающихся;
-принципе природосообразности – учет возрастных и индивидуальных особенностей личности, состояния физического и психического здоровья.
7. Содержание строится на основе интегрированного знания о человеке, позволяющего обучающемуся познать себя, других людей, окружающий мир и духовный опыт человечества для понимания своего предназначения, определения своей социальной роли в семье, коллективе, обществе.
8. Содержание направлено на формирование следующих ключевых компетенций обучающихся:
1) навыки самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;
2) готовность к нравственному выбору на основе общечеловеческих ценностей и способность действовать на его основе в различных жизненных ситуациях;
3) готовность проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм, навыки служения обществу;
4) умение выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, работать в команде;
5) навыки здорового образа жизни.
Глава 4. Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения
9. Инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающие гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся, определяют практико-ориентированные условия обучения:
1) интеграция общечеловеческих ценностей в содержание учебных дисциплин и внеурочных мероприятий;
2) системное развитие у обучающихся навыков самопознания, самооценки, самовоспитания, саморазвития;
3) использование социально направленной проектной деятельности как необходимого условия организации внеучебной деятельности;
4) активизация участия родителей в учебно-воспитательном процессе, нравственно-духовное просвещение родительской общественности;
5) сотрудничество с общественными организациями и творческими союзами, социальными институтами в целях нравственно-духовного развития личности.
10. Программа основана на:
1) 100% обеспеченности организаций образования научно-методической литературой по интеграции ценностного потенциала нравственно-духовного образования "Самопознание" в образовательные области;
2) 100% охвате обучающихся общественно полезной деятельностью, дополнительным образованием;
3) 100% охвате повышением квалификации по нравственно-духовному образованию "Самопознание" педагогов организаций дошкольного воспитания и обучения, начального образования, основного среднего образования, среднего образования (общего среднего образования, технического и профессионального образования), высшего образования.