О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования"

Новый

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 августа 2020 года № 373. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 августа 2020 года № 21148

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 "Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования" (зарегистрирован в Государственном реестре нормативных правовых актов за № 5191, опубликован в газете "Юридическая газета" от 30 мая 2008 года № 81 (1481) следующие изменения:

      в Типовых правилах проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования, утвержденных указанным приказом (приложение 1):

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. В настоящих Правилах используются следующие определения:

      1) оценивание – процесс соотнесения реально достигнутых обучающимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев;

      2) критерии оценивания – признаки, на основании которых производится оценка учебных достижений обучающихся;

      3) текущий контроль успеваемости обучающихся – это систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая педагогом на текущих занятиях, в соответствии с общеобразовательной учебной программой;

      4) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

      5) итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися объема учебных дисциплин, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) (далее - ГОСО);

      6) суммативное оценивание – вид оценивания, которое проводится по завершении определенного учебного периода (четверть, учебный год), а также изучения разделов (сквозных тем) в соответствии с учебной программой;

      7) модерация – процесс обсуждения работ обучающихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания;

      8) ожидаемые результаты обучения – совокупность компетенций, выражающих, что именно обучающийся будет знать, понимать, демонстрировать по завершении процесса обучения;

      9) формативное оценивание – вид оценивания, которое проводится в ходе повседневной работы в классе, является текущим показателем успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный процесс.";

      пункт 13 изложить в следующей редакции:

      "13. Формативное оценивание, в том числе домашней работы, проводится для мониторинга достижений обучающимися целей обучения и дальнейшего выстраивания дифференцированной работы на уроке и осуществляется через рекомендации педагога в письменной форме (в тетрадях или дневниках) или устно.

      В случаях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и при обучении в дистанционной форме учебные достижения обучающихся оцениваются формативно с выставлением баллов. Оценивание учебных достижений обучающихся 1-11 (12) классов осуществляется в пределах от одного до 10 баллов.

      При выставлении оценки за четверть учитывается средний балл за формативное оценивание, который выставляется в отдельной графе журнала.";

      пункт 14 изложить в следующей редакции:

      "14. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится педагогами в форме суммативного оценивания для определения и фиксирования уровня усвоения содержания учебного материала по завершении изучения разделов (сквозных тем), четверти.

      В случаях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и при обучении в дистанционной форме суммативное оценивание проводится во 2-11 (12) классах. При этом по всем предметам проводится не более одного суммативного оценивания за раздел/сквозную тему (далее – СОР).

      В 1-ом классе учебные достижения обучающихся не оцениваются.";

      пункт 14-1 изложить в следующей редакции:

      "14-1. По результатам формативного оценивания, СОР и суммативного оценивания за четверть (далее – СОЧ) обучающимся выставляются баллы, которые учитываются при оценивании учебных достижений за четверть.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. В случае возникновения спорных вопросов для обеспечения объективности оценивания результатов обучения, обучающихся по учебным предметам, по которым СОЧ проводится в письменной форме и/или по решению педагогического совета педагогами проводится модерация в сроки не позднее одного дня до выставления оценок за СОЧ.

      В случаях проведения модерации суммативные работы обучающихся за четверть, баллы которых подлежат изменению, перепроверяются. Балл за суммативную работу за четверть по итогам модерации изменяется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.";

      пункт 20 изложить в следующей редакции:

      "20. Обучающиеся, отсутствовавшие в день проведения суммативного оценивания по объективным причинам (по состоянию здоровья, в случае смерти близких родственников, в связи с участием в соревнованиях, конференциях, олимпиадах и конкурсах научных проектов всех уровней, в связи с неблагоприятными метеоусловиями), проходят суммативное оценивание по индивидуальному графику.

      В случаях несдачи суммативной работы до окончания текущей четверти/полугодия обучающемуся выставляется в электронном журнале отметка "Временно не аттестован" до получения положительной оценки суммативной работы. По итогам сдачи суммативной работы выставляется четвертная/полугодовая оценка.";

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. Суммативные работы, обучающихся за текущий учебный год хранятся в школе до конца данного учебного года.";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за разделы (сквозные темы) и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.

      В случаях ограничительных мер соответствующих государственных органов, в том числе карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера и при обучении в дистанционной форме по решению уполномоченного органа четвертная оценка выставляется на основании среднего балла за формативное оценивание, результатов СОР и СОЧ в процентном соотношении 25%, 25% и 50% соответственно.";

      пункт 31 изложить в следующей редакции:

      "31. При переводе обучающегося из одной школы в другую в течение учебного года результаты его суммативного оценивания оформляются выпиской из электронного (бумажного) журнала, заверяются подписью директора, печатью школы и выдаются вместе с личным делом обучающегося.

      В случае перевода, обучающегося из школы, где ранее не изучался какой-либо предмет, в графу "Оценка за четверть" вносится "Не изучался". Годовая оценка по учебному предмету обучающемуся выставляется как среднее арифметическое значение суммы четвертных оценок, полученных далее в текущем учебном году при изучении данного предмета.";

      пункт 37 изложить в следующей редакции:

      "37. Итоговая аттестация для обучающихся 9 (10) класса проводится в следующих формах:

      1) письменного экзамена по казахскому языку /русскому языку и родному языку для школ с уйгурским/таджикским/узбекским языком обучения (язык обучения) в форме эссе, для обучающихся школ с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла – письменной работы (статья, рассказ, эссе);

      2) письменного экзамена по математике (алгебре);

      3) письменного экзамена по казахскому языку и литературе в классах с русским/ узбекским/ уйгурским/ таджикским языком обучения и письменного экзамена по русскому языку и литературе в классах с казахским языком обучения;

      4) письменного экзамена по предмету по выбору (Физика, Химия, Биология, География, Геометрия, История Казахстана, Всемирная история, Литература (по языку обучения), Иностранный язык (английский/ французский/немецкий), Информатика).";

      пункт 39 изложить в следующей редакции:

      "39. Итоговая аттестация для обучающихся 11 (12) класса проводится в следующих формах:

      1) письменного экзамена по казахскому языку /русскому языку и родному языку для школ с уйгурским/ таджикским/ узбекским языком обучения (язык обучения) в форме эссе;

      2) письменного экзамена по алгебре и началам анализа;

      3) тестирования по истории Казахстана;

      4) тестирования по казахскому языку в школах с русским/ узбекским/ уйгурским / таджикским языком обучения и тестирования по русскому языку в школах с казахским языком обучения;

      5) тестирования по предмету по выбору (Физика, Химия, Биология, География, Геометрия, Всемирная история, Основы права, Литература, Иностранный язык (английский/французский/немецкий), Информатика).";

      Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденные согласно приложению 2 к указанному приказу, изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту технического и профессионального образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
Республики Казахстан
А. Аймагамбетов

  Приложение к приказу
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 августа 2020 года № 373
  Приложение 2 к приказу
Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 18 марта 2008 года № 125

Типовые правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования

Глава 1. Основные положения

      1. Настоящие Правила проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" и определяют порядок проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

      2. В настоящих Правилах использованы следующие определения:

      1) квалификационный экзамен – процедура, позволяющая объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, оценить их соответствие требованиям и присвоить уровень квалификации;

      2) квалификационная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый для проведения процедуры по присвоению обучающимся организаций технического и профессионального образования рабочей квалификации по итогам освоения профессиональных модулей в рамках одной квалификации;

      3) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;

      4) итоговая аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, предусмотренных государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

      5) текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся, проводимая преподавателем на текущих занятиях в соответствии с учебной программой дисциплины и (или) модуля;

      6) дипломная работа (проект) - выпускная квалификационная работа, самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, прикладных бакалавров;

      7) итоговая аттестационная комиссия – коллегиальный орган, создаваемый для проведения итоговой аттестации выпускника организаций технического и профессионального, послесреднего образования.

      8) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся.

      3. Оценка знаний обучающихся производится по цифровой пятибалльной системе: (5-"отлично", 4-"хорошо", 3-"удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно").

      При применении балльно-рейтинговой буквенной системы учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-балльной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до "D", "неудовлетворительно" - "F") с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале согласно приложению к настоящим Правилам.

      Глава 2. Проведение текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся

      4. Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

      Текущий контроль по дисциплинам и (или) модулям при отсутствии по ним практических и семинарских занятий осуществляется путем проверки преподавателем обязательных контрольных работ (письменных заданий, рефератов) предусмотренных учебной программой, в том числе и с учетом индивидуальной траектории обучения.

      Текущий контроль успеваемости по дисциплинам и (или) модулям для лиц с особыми образовательными потребностями проводится по индивидуальным заданиям, с учетом особенностей психофизического развития.

      Проведение текущего контроля успеваемости обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий (далее-ДОТ) осуществляется посредством:

      1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме онлайн или офлайн с использованием телекоммуникационных средств;

      2) автоматизированных тестирующих комплексов;

      3) проверки индивидуальных заданий (выдача заданий на электронную почту обучающихся, мессенджеры).

      Формы проведения текущего контроля успеваемости обучающихся определяет педагог с учетом цели, содержания учебного материала.

      5. Текущий контроль успеваемости по дисциплинам и (или) модулям, изучение которых согласно учебному плану ограничивается лекционным курсом, при отсутствии обязательных контрольных работ, не осуществляется. Перечень таких дисциплин и (или) модулей определяется коллегиальным органом организаций образования.

      6. Перечень дисциплин и (или) модулей и форма проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организациями технического и профессионального, послесреднего образования в соответствии с рабочими учебными планами и вносятся в график учебного процесса в начале учебного года.

      При проведении промежуточной аттестации с использованием ДОТ используются следующие формы:

      1) тестирование с использованием автоматизированных тестовых систем с возможностью ограничения времени выполнения задания;

      2) выполнение индивидуального проекта (онлайн, офлайн);

      3) выполнение практического, творческого задания (онлайн, офлайн);

      4) сдача экзамена в онлайн-режиме (в устной или письменной форме).

      Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации технического и профессионального, послесреднего образования.

      Для проведения промежуточной аттестации на присвоение рабочей квалификации обучающимся приказом руководителя организаций технического и профессионального, послесреднего образования создается квалификационная комиссия.

      Решение о выдаче свидетельства о присвоении рабочей квалификации принимается на основе квалификационного экзамена по выполнению видов работ по данной квалификации.

      7. Промежуточная аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется в соответствии с рабочими учебными планами и программами в форме защиты курсовых проектов (работ), отчетов по практике, зачетов и экзаменов, при этом зачеты и защита курсовых проектов (работ) проводятся до начала экзаменов.

      Курсовые проекты (работы) выполняются по окончании теоретической части или раздела дисциплины и (или) модуля обеспечивающего усвоение знаний, достаточных для выполнения курсового проекта (работы) по данной дисциплине и (или) модуля.

      Промежуточная аттестация лиц с особыми образовательными потребностями в организациях технического и профессионального образования проводится в форме экзаменов и/или зачетов.

      8. Зачеты проводятся по дисциплинам и (или) модулям, переходящим на следующий семестр, если учебным планом текущего семестра промежуточная аттестация в виде экзамена или итогового зачета по данной дисциплине и (или) модулям не предусмотрена.

      Зачеты с дифференцированными оценками ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно" и "неудовлетворительно") проводятся по курсовым проектам (работам), профессиональной практике, а также по специальным дисциплинам и (или) модулям, перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом.

      9. Материалы промежуточной аттестации обучающихся составляются на основе рабочих учебных планов и программ каждой учебной дисциплины и (или) модуля.

      10. В период подготовки к промежуточной аттестации обучающихся проводятся консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

      11. Для проведения промежуточной аттестации обучающихся в форме экзаменов должны быть подготовлены:

      1) экзаменационные билеты (экзаменационные контрольные задания), тестовые задания, ситуационные задачи;

      2) наглядные пособия, материалы справочного характера, нормативные документы и образцы техники, разрешенные к использованию на экзамене;

      3) учебные и технологические карты;

      4) спортивный зал, оборудование, инвентарь;

      5) экзаменационная ведомость.

      12. Промежуточная аттестация (прием экзаменов и зачетов) осуществляется преподавателем и (или) преподавателями, проводившими учебные занятия по данной дисциплине и (или) модулям в течение семестра, либо по поручению руководителя организации образования преподавателем, имеющим квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины и (или) модуля.

      13. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все практические, лабораторные, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно рабочим учебным планам и образовательным программам по каждой дисциплине и (или) модулю и не имеющие неудовлетворительных оценок по итогам текущего учета знаний.

      Обучающиеся, имеющие по 1-2 дисциплинам и (или) модулям неудовлетворительные оценки, допускаются к экзаменам с разрешения руководителя организации образования, а имеющим более двух неудовлетворительных оценок – решением педагогического совета.

      14. При проведении промежуточной аттестации для выполнения задания по экзаменационным билетам:

      на устный экзамен выделяется не более 25 (двадцать пять) минут на каждого обучающегося;

      на проведение письменного экзамена предусматривается не более:

      1) 6-ти астрономических часов по литературе (сочинение);

      2) 4-х академических часов по математике и специальным дисциплинам и (или) модулям;

      3) 3-х астрономических часов по государственному языку и русскому языку (изложение);

      4) 2-х астрономических часа по государственному языку и русскому (диктант).

      Письменные (тестовые задания) экзаменационные работы выполняются на бумаге со штампом организации образования.

      15. Экзамены по дисциплинам, модулям, связанные с прослушиванием, просмотром учебных работ, спортивными выступлениями, принимаются преподавателями соответствующей методической предметной и цикловой комиссии, кафедр, отделения. На их проведение предусматривается фактически затраченное время, но не более одного академического часа на каждого обучающегося.

      16. Во время проведения промежуточной аттестации (экзаменов и зачетов) присутствие посторонних лиц без разрешения руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования не допускается (кроме заместителя руководителя по учебной, методической работам, заведующего отделением и председателя предметно-цикловой комиссии).

      17. Обучающимся, не прошедшим промежуточную аттестацию по болезни или по другим уважительным причинам, руководителем организации технического и профессионального, послесреднего образования устанавливаются индивидуальные сроки их сдачи, утвержденной приказом руководителя организаций образования.

      18. Пересдача экзамена, при получении оценки "неудовлетворительно" (не зачтено), допускается не более одного раза по одной и той же дисциплине и (или) модулю.

      Пересдача экзамена (зачета) допускается с письменного разрешения заведующего отделением, в установленные им сроки тому же преподавателю, преподавателям в рамках модуля, ведущем дисциплину (или в отсутствии ведущего преподавателя другому преподавателю, имеющему квалификацию, соответствующую профилю данной дисциплины и (или) модуля).

      Для обучающихся, имеющих по результатам промежуточной аттестации не более 2-х оценок "удовлетворительно", допускается пересдача на более высокий уровень оценки по направлению заведующей отделения (заместителя директора).

      19. Обучающиеся, имеющие по результатам промежуточной аттестации более трех оценок "неудовлетворительно", отчисляются из организации образования по решению педагогического совета приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования с выдачей ему (ей) справки установленного образца.

      20. Обучающиеся, полностью выполнившие требования учебного плана определенного курса, успешно сдавшие все зачеты и экзамены промежуточной аттестации, переводятся на следующий курс приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования.

      21. Итоговые оценки по дисциплинам, модулям, не выносимым на промежуточную аттестацию, выставляются преподавателями по завершению курса на основе оценок текущего контроля успеваемости.

      22. К досрочной сдаче экзаменов промежуточной аттестации без освобождения от текущих учебных занятий приказом руководителя организации технического и профессионального, послесреднего образования допускаются обучающиеся:

      1) выполнившие лабораторные, практические, расчетно-графические и курсовые работы (проекты), зачеты согласно рабочим учебным планам и образовательным программам по дисциплинам и (или) модулям текущего семестра с оценкой "отлично";

      2) не имеющие возможности пройти промежуточную аттестацию в установленные сроки (по уважительным причинам, подтвержденным соответствующими документами).

      Глава 3. Проведение итоговой аттестации обучающихся

      23. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования включает сдачу итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля, за исключением, обучающихся по программам медицинского образования.

      Итоговая аттестация обучающихся по программам медицинского образования осуществляется в соответствии с Правилами оценки знаний и навыков обучающихся по программам медицинского образования, утвержденной приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 апреля 2019 года № ҚР ДСМ-46 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 18577).

      Итоговая аттестация проводится по заранее утвержденному графику ее проведения.

      К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме освоившие образовательные программы в соответствии с требованиями государственных общеобязательных стандартов технического и профессионального, послесреднего образования, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669) (далее- ГОСО).

      При проведении итоговой аттестации с использованием ДОТ организация образования обеспечивает идентификацию личности обучающихся, выбор способа которой осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения порядка ее проведения.

      Идентификация обучающихся осуществляется посредством визуальной сверки личности обучающегося с данными документа, удостоверяющего личность, представленного обучающимся перед видеокамерой в развернутом виде. Обучающиеся заранее информируются о технических требованиях к оборудованию и каналам связи. Организация образования удостоверяется в технической возможности обучающихся путем предварительной проверки связи.

      Компьютерное тестирование проводится с помощью инструментов, встроенных в информационные системы, или с помощью отдельных инструментов. Процесс тестирования автоматизирован. Обеспечивается автоматизированная обработка и хранения результатов тестирования.

      24. Дипломный проект (работа) выполняется студентами, обучающимися по рабочим квалификациям, а также обучающимися по естественнонаучным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям, и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.

      Дипломный проект (работа) выполняется студентами, обучающимися по техническим, технологическим и сельскохозяйственным специальностям при подготовке специалиста среднего звена, прикладного бакалавра и предполагает описание или расчет некоторого технического устройства или технологии.

      25. Для проведения итоговой аттестации обучающихся в организациях образования создается итоговая аттестационная комиссия приказом руководителя организации образования.

      Состав итоговой аттестационной комиссии формируется из числа квалифицированных специалистов предприятий, преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения и представителей коллегиальных органов управления учебного заведения в соотношении 65 % от представителей работодателей и 35 % от представителей организации технического и профессионального, послесреднего образования, включая секретаря комиссии без права голоса.

      Состав итоговой аттестационной комиссии по программам медицинского образования дополнительно включает в себя представителей организаций, осуществляющих оценку знаний и навыков обучающихся, аккредитованных уполномоченным органом в области здравоохранения.

      26. Комиссия создается на период итоговой аттестации не позднее, чем за один месяц до проведения итоговой аттестации.

      27. Комиссия определяет:

      1) соответствие уровня теоретической и практической подготовки обучающихся установленной образовательной программе технического и профессионального, послесреднего образования;

      2) фактический уровень знаний, умений и практических навыков обучающихся по производственному обучению, общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) профессиональным модулям, их соответствие требованиям учебных программ и квалификационных характеристик по профессиям (специальностям).

      28. Продолжительность заседаний комиссии не превышает 6 часов в день.

      29. Итоговая аттестация обучающихся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования, в том числе с применением ДОТ, проводится в сроки, предусмотренные графиком учебного процесса и рабочими учебными планами в форме, определенной ГОСО.

      Итоговая аттестация обучающихся по программам медицинского образования проводится в сроки, согласованные с организациями, аккредитованными уполномоченным органом в области здравоохранения по оценке знаний и навыков обучающихся по программам медицинского образования.

      До начала итоговой аттестации проводится инструктаж, в том числе о порядке проведения итоговой аттестации, правилах оформления работы, продолжительности выполнения работы, порядке подачи апелляции о несогласии с результатами итоговой аттестации.

      Ознакомление обучающихся с порядком проведения  итоговой аттестации осуществляется организацией образования не менее чем за 20 рабочих дней.

      Допуск к итоговой аттестации обучающихся оформляется приказом руководителя организации образования.

      Проведение итоговой аттестации с использованием ДОТ осуществляется на основании личного заявления, которое подается на имя руководителя организации образования не позднее, чем за месяц до начала итоговой аттестации.

      Для проведения итоговой аттестации с использованием ДОТ в организации образования оснащаются помещения с необходимым комплектом оборудования, которое обеспечивает:

      1) непрерывное видео и аудионаблюдение за обучающимися, видеозапись;

      2) возможность демонстрации обучающимися презентационных материалов во время защиты дипломных проектов (работ).

      Обучающиеся, участвующие в итоговой аттестации с использованием ДОТ, располагают техническими средствами и программным обеспечением, позволяющими обеспечить целостность процедуры.

      30. В комиссию представляются следующие материалы и документы:

      1) рабочий учебный план по специальности;

      2) приказ руководителя организации технического и профессионального образования о допуске обучающихся к итоговой аттестации;

      3) сводные ведомости итоговых оценок обучающихся;

      4) комплект экзаменационных билетов и перечень вопросов, выносимых на итоговые экзамены, согласно учебной программе;

      5) техническую спецификацию тестовых заданий и перечень клинических станций для обучающихся по программам медицинского образования, согласованные с учебно-методическими объединениями по направлению подготовки кадров здравоохранения;

      6) документы, подтверждающие право обучающихся дневной формы обучения на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья;

      7) документы, подтверждающие право обучающихся заочной формы обучения и (или) представление с места работы подтверждающих документов на перенос сроков итоговой аттестации по состоянию здоровья.

      31. Итоговая аттестация обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования проводится в форме сдачи итоговых экзаменов по общепрофессиональным и специальным дисциплинам и (или) модулям, или выполнение и защита дипломного проекта (работы), или выполнение и защита дипломной работы со сдачей итогового экзамена по одной из специальных дисциплин и (или) модуля.

      Для лиц с особыми образовательными потребностями итоговая аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья обучающихся.

      Итоговая аттестация с использованием ДОТ проводится в режиме реального времени (онлайн). Ответственным за предоставление программных средств и технической поддержки итоговой аттестации со стороны организаций образования является лицо, определяемое приказом руководителя организации образования, который не позднее, чем за сутки до начала проводит проверку технических условий проведения итоговой аттестации.

      Итоговые экзамены по дисциплинам и (или) модулям проводятся в соответствии с учебными программами в следующих формах: устно, письменно, в форме комплексных экзаменов, включающих вопросы нескольких специальных дисциплин и (или) профессиональных модулей.

      При проведении итоговой аттестации с применением ДОТ предусматривается проведение комплексных экзаменов в форме компьютерного тестирования с осуществлением обязательной идентификации личности обучающегося и контроля за соблюдением порядка проведения комплексных экзаменов.

      Защита дипломного проекта (работы) проводится на открытом заседании комиссии по проведению итоговой аттестации с участием не менее 2/3 ее членов. Продолжительность защиты одного дипломного проекта (работы) не превышает 30 (тридцать) минут на одного обучающегося. Для защиты дипломного проекта (работы), обучающийся выступает с докладом продолжительностью не более 10 (десять) минут.

      За две недели до начала итоговой аттестации, обучающиеся предоставляют, допущенные к защите дипломные проекты (работы) с рецензиями и презентационными материалами.

      Время проведения защиты дипломного проекта (работы) определяется графиком и доводится до сведения обучающихся не менее чем за три рабочих дня до начала защиты дипломных проектов (работ).

      Защита дипломного проекта (работы), в том числе с применением ДОТ, проходит в виде демонстрации презентации.

      В случае прерывания процесса защиты дипломного проекта (работы) с использованием ДОТ обучающийся немедленно обращается к заместителю руководителя по учебной работе или заведующему учебной частью с ходатайством о его продолжении.

      Продолжительность устного итогового экзамена не превышает 15 (пятнадцать) минут на одного обучающегося.

      При проведении итогового экзамена с использованием ДОТ, в случаях выполнения работ раньше установленного времени, разрешается завершение сеанса видеоконференцсвязи досрочно по разрешению председателя Комиссии.

      Итоговая аттестация лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме сдачи практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий с обязательным присутствием руководителя. Для защиты практической работы обучающийся выступает с докладом об этапах выполнения работы с продолжительностью не более 15 (пятнадцати) минут. При организации итоговой аттестации для обучающихся с нарушениями слуха привлекается сурдопереводчик.

      Вся процедура проведения итоговой аттестации записывается на видео.

      32. Квалификационный экзамен проводится на базе предприятий (организаций, учреждений) работодателей или учебного заведения, при наличии у организации технического и профессионального, послесреднего образования производственных площадок, лабораторий, мастерских или учебных центров, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.

      33. По решению Комиссии повторно допускаются к итоговой аттестации в текущем учебном году по соответствующей учебной дисциплине и (или) модулю следующие обучающиеся:

      1) получившие на итоговой аттестации неудовлетворительный результат;

      2) не явившиеся на итоговую аттестацию  по уважительной причине (в связи с состоянием здоровья или иным объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами).

      Срок проведения повторного заседания определяется комиссией.

      Повторный итоговый экзамен проводится только по дисциплине и (или) модулю, по которой была получена оценка "неудовлетворительно".

      По решению итоговой аттестационной комиссии  обучающемуся предоставляется возможность защитить ту же работу повторно, с соответствующей доработкой, или разработать новую тему.

      Повторная сдача итогового экзамена и защита дипломного проекта (работы) с целью повышения положительной оценки не допускается.

      34. Обучающемуся, получившему оценку "неудовлетворительно" при повторной защите дипломного проекта (работы) или сдаче итоговых экзаменов, выдается справка установленного образца об окончании полного курса обучения по специальности (профессии).

      35. В отдельных случаях, обучающимся, не имеющим возможности, пройти итоговую аттестацию в установленные сроки (в связи с состоянием здоровья, призывом на воинскую службу или иным объективным причинам, подтвержденным соответствующими документами), разрешается индивидуальная сдача итоговой аттестации (досрочная сдача или продление сессии) не ранее, чем за два месяца до даты начала итоговой аттестации согласно графику учебного процесса.

      Досрочная сдача итоговой аттестации обучающихся организаций образования при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы допускается при разрешении вопроса об освобождении от отбывания наказания не ранее чем за три месяца до даты начала итоговой аттестации согласно графику учебного процесса.

      Обучающийся, не явившийся на итоговую аттестацию по уважительной причине, пишет заявление в произвольной форме на имя председателя итоговой аттестационной комиссии и представляет документ, подтверждающий причину. При получении положительного решения обучающийся сдает экзамен и (или) защищает дипломный проект (работу) в другой день заседания итоговой аттестационной комиссии, предусмотренный графиком проведения итоговой аттестации.

      Документы, представленные о состоянии здоровья после получения неудовлетворительной оценки, не рассматриваются.

      При проведении итоговой аттестации с использованием ДОТ в случае возникновения технических неполадок обучающемуся предоставляется возможность прохождения итоговой аттестации в другой день и (или) другое время. В этом случае, технический секретарь оформляет электронный акт и направляет копию акта всем членам комиссии.

      36. Заседание итоговой аттестационной комиссии оформляется соответствующим протоколом, который подписывается председателем, членами и секретарем комиссии.

      Результаты сдачи итоговых экзаменов и защиты дипломного проекта (работы) объявляются в день их проведения.

      Обучающиеся, не согласные с результатами итоговой аттестации, подают заявление на апелляцию не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

      В исключительных случаях (в том числе при обучении с использованием ДОТ по решению уполномоченного органа в случаях карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера) при возникновении иных обстоятельств, не зависящих от действий участников итоговой аттестации, Комиссия принимает решение по изменению формы проведения итоговой аттестации в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил и определению результатов итоговой аттестации.

      При проведении итоговой аттестации с использованием ДОТ учет результатов осуществляется в электронно-цифровой форме. При этом сохранение сведений об итоговой аттестации на бумажном носителе является обязательным.

      37. Обучающимся, освоившим и сдавшим образовательную программу с оценками "отлично" не менее 75 процентов зачетов и экзаменов по учебным дисциплинам и (или) модулям, курсовым проектам (работам), отчетам по практике учебного плана, а по остальным - с оценками "хорошо", и защитившему дипломную работу (проект) и (или) экзамены с оценками "отлично", выдается диплом с отличием по решению итоговой аттестационной комиссии организации образования.

      При применении балльно-рейтинговой буквенной системы обучающимся, освоившим и сдавшим образовательную программу с оценками "А", "А-", "В+", "В", "В-" и имеющему средний балл успеваемости за весь период обучения не ниже 3,5, а также сдавшему итоговую аттестацию с оценками "А", "А-", в случае отсутствия повторных сдач экзаменов в течение всего периода обучения выдается диплом с отличием.

      38. Решение о выдаче диплома с указанием уровня квалификации принимается на основе результатов итоговых экзаменов по дисциплинам и (или) модулям и (или) защиты дипломных проектов (работы).

      39. Председатель комиссии в двухнедельный срок по окончанию аттестации, составляет отчет об итогах аттестации.

      40. В отчете председателя комиссии отражаются: уровень подготовки обучающихся по данной специальности (профессии); характеристика знаний обучающихся, выявленных на экзамене; недостатки в подготовке обучающихся по отдельным вопросам дисциплин и (или) модулей; рекомендации по дальнейшему совершенствованию подготовки квалифицированных кадров по профессиям (специальностям) технического и профессионального, послесреднего образования.

      41. Председатель комиссии докладывает педагогическому совету об итогах работы комиссии.

  Приложение
к Типовым правилам
проведения текущего контроля
успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации
обучающихся в организациях
технического и профессионального,
послесреднего образования

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

С

2,0

65-69

Удовлетворительно

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.