Об утверждении правил оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и медицинских поездов

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 8 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-241/2020. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 декабря 2020 года № 21745.

      В соответствии с подпунктом 81) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить правила оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и медицинских поездов согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра здравоохранения Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня официального опубликования.

      Министр здравоохранения
Республики Казахстан
А. Цой

  Утверждены приказом
Министра здравоохранения
Республики Казахстан
от 8 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-241/2020

Правила оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и медицинских поездов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие правила оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и медицинских поездов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 81) статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 7 июля 2020 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс) для обеспечения доступности первичной медико – санитарной и специализированной медицинской помощи на уровне сельского здравоохранения.

      2. Термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) профильный специалист – медицинский работник с высшим медицинским образованием, имеющий сертификат в области здравоохранения;

      2) диагностика – комплекс медицинских услуг, направленных на установление факта наличия или отсутствия заболевания;

      3) динамическое наблюдение – систематическое наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также оказание необходимой медицинской помощи по результатам данного наблюдения;

      4) плановая медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, а также при проведении профилактических мероприятий;

      5) передвижные медицинские комплексы (далее – ПМК) – мобильные клиники (кабинеты), на базе автомобильного транспорта, оснащенные необходимым медицинским оборудованием, которые используются для обеспечения доступности и расширения перечня оказываемых медицинских услуг населению сельской местности и отдаленных населенных пунктов либо в интересах обороны и национальной безопасности;

      6) неотложная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, не представляющих явную угрозу жизни пациента;

      7) индекс Кетле – показатель оценки гармоничности физического развития организма, соотношение массы тела к росту;

      8) специализированная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения, медицинской реабилитации, в том числе с использованием средств дистанционных медицинских услуг;

      9) медицинские поезда (далее – МП) – мобильные клиники на железнодорожном транспорте, оснащенные необходимым медицинским оборудованием, используемые для обеспечения доступности и расширения перечня оказываемых медицинских услуг населению, проживающему возле железнодорожных станций (путей) и на близ расположенных к ним территориях;

      10) первичная медико-санитарная помощь (далее – ПМСП) – место первого доступа к медицинской помощи, ориентированной на нужды населения, включающей профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, оказываемых на уровне человека, семьи и общества;

      11) медицинская информационная система (далее – МИС) — информационная система, обеспечивающая ведение процессов субъектов здравоохранения в электронном формате;

      12) скрининговые исследования – комплекс медицинского обследования населения, не имеющего клинических симптомов и жалоб, с целью выявления и предупреждения развития различных заболеваний на ранней стадии, а также факторов риска их возникновения;

      13) классификация BI-RADS – анализ и протоколирования результатов лучевых исследований молочной железы – стандартизация описаний маммографических исследований;

      14) координирующий центр – структура формируемая на базе медицинской организации и определяемая местными органами государственного управления здравоохранением для координации деятельности ПМК и (или) МП на региональном уровне (обеспечение деятельности, укомплектование специалистами, медицинскими изделиями и лекарственными средствами) (далее - Координирующий центр);

      15) кабинет фильтр (зона регистрации) – место регистрации и для первичного осмотра пациента;

      16) информированное согласие – процедура письменного добровольного подтверждения лицом своего согласия на получение медицинской помощи и (или) участие в конкретном исследовании после получения информации обо всех значимых для принятия им решения аспектах медицинской помощи и (или) исследования. Информированное письменное согласие оформляется по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения;

      17) экстренная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях и состояниях, обострении хронических заболеваний, требующих безотлагательного медицинского вмешательства для предотвращения существенного вреда здоровью и (или) устранения угрозы жизни.

Глава 2. Порядок оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и медицинских поездов

      3. Показанием для оказания медицинской помощи посредством передвижных медицинских комплексов и (или) медицинских поездов (далее–ПМК и (или) МП) является необходимость оказания услуг по укреплению здоровья, профилактики, лечения и реабилитации для сельского населения на всех уровнях сельского здравоохранения вне медицинской организации.

      4. Медицинская помощь ПМК и (или) МП оказывается:

      1) в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;

      2) в системе обязательного социального медицинского страхования.

      5. Медицинская помощь посредством ПМК и (или) МП предоставляется без направления специалиста ПМСП, после получения письменного добровольного согласия пациента либо его законного представителя на проведение инвазивных вмешательств в соответствии с пунктом 3 статьи 134 Кодекса.

      6. Перечень медицинских услуг, оказываемых ПМК и (или) МП, включает в себя:

      1) консультативный прием профильными специалистами, в том числе больных с хроническими заболеваниями по перечню заболеваний, подлежащих динамическому наблюдению в организациях первичной медико-санитарной помощи, согласно пункту 2 статьи 88 Кодекса;

      2) проведение скрининговых исследований и оздоровление целевой группы населения специалистами ПМК и (или) МП, с последующей передачей выявленных случаев с заболеваниями на дальнейшее динамические наблюдение на уровне ПМСП в соответствии с пунктом 2 статьи 87 Кодекса.

      7. Для оказания медицинской помощи посредством ПМК и (или) МП медицинский работник, привлеченный из организации ПМСП населенного пункта в зоне обслуживания ПМК и (или) МП:

      1) формирует списки лиц из прикрепленного населения, подлежащих скрининговым исследованиям;

      2) уведомляет лиц целевой группы из числа прикрепленного населения о необходимости прохождения скрининговых исследований с указанием объема;

      3) определяет время и график осмотра лиц, подлежащих скрининговым исследованиям, в том числе профильными специалистами в соответствии с графиком работы ПМК и (или) МП в данном населенном пункте;

      4) до приезда ПМК и (или) МП, проводит первый этап скрининга на раннее выявление болезней (системы кровообращения, глаукома, рака шейки матки, молочной железы, колоректального рака и вирусных гепатитов В и С) с занесением данных в МИС по форме;

      5) регистрирует лиц, приглашенных и прошедших скрининговые исследования, и получивших консультативно-диагностические услуги в ПМК и (или) МП;

      6) оказывает помощь специалистам ПМК и (или) МП в проведении диагностических и лабораторных исследований;

      7) направляет лиц целевой группы с наличием факторов риска заболеваний по результатам проведенных скрининга в школы здоровья по профилям;

      8) совместно со специалистами по формированию здорового образа жизни участвует в обучении лиц с факторами риска заболеваний и больных методам профилактики, формирования здорового образа жизни;

      9) вносит данные пациентов, сведения оказанных медицинских услугах в МИС в соответствии с утвержденными формами учетной и отчетной документации в области здравоохранения.

      8. Профильный специалист после оказания специализированной медицинской помощи в условиях ПМК и (или) МП выдает пациенту предварительное медицинское заключение, где указывает предварительный диагноз, результаты проведенного обследования и лечения, а также причину направления.

      9. В случае отсутствия необходимых инструментальных и лабораторных медицинских изделий в условиях ПМК и (или) МП, пациенту, нуждающемуся в специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи выдается направление в организацию здравоохранения по профилю заболевания для дальнейшего дообследования и коррекции лечения.

      10. В фильтр кабинете (зона регистрации) проводится:

      1) регистрация пациентов с заполнением паспортных данных (фамилия, имя, отчество, при наличии индивидуальный идентификационный номер, дата и год рождения и антропометрические данные);

      2) физикальное обследование пациентов: определяется общее состояние, измерение температуры тела, артериального давления (далее – АД), частоты сердечного сокращения (пульс), частоты дыхания и определяет сатурацию;

      3) антропометрические измерения (вес, рост, объем талии), вычисление по индексу Кетле;

      4) опрос по анкете;

      5) двукратное измерение АД с интервалом в 1-2 минуты в положении сидя. Перед измерением АД обследуемое лицо сидит 3-5 минут.

      11. В кабинете общего приема терапевтом и (или) врачом общей практики:

      1) проводится осмотр пациента, сбор жалоб, анамнез жизни и заболевания, объективный осмотр, устанавливает предварительный диагноз;

      2) выявляются факторы риска болезней системы кровообращения, заболеваний органов дыхания, пищеварения эндокринной системы, крови и кроветворных органов, а также других органов и систем;

      3) проводится назначение и корректировка лечения;

      4) проводятся профилактиктические мероприятия, направленные на пропаганду формирования здорового образа жизни;

      5) оказывается квалифицированная медицинская помощь лицам, находящимся на динамическом наблюдении с хроническими неинфекционными заболеваниями в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение динамического наблюдения лиц с хроническими неинфекционными заболеваниями с использованием лабораторно-диагностических ресурсов ПМК и (или) МП;

      6) осуществляется выписка рецепта на получение бесплатных и льготных лекарственных средств на амбулаторном уровне;

      7) вводятся данные пациентов, получивших медицинскую помощь в МИС в соответствии утвержденными формами учетной и отчетной документации;

      8) обеспечивается взаимосвязь с телемедицинским центром районного, областного уровней для проведения консультации профильного специалиста и интерпретации результата диагностического исследования;

      9) организуется медицинская сортировка при чрезвычайных ситуациях.

      12. В кабинете функциональной диагностики проводится:

      1) ультразвуковое исследование сердца, органов брюшной полости, малого таза, щитовидной железы;

      2) электрокардиографическое исследование сердца с расшифровкой;

      3) эхоэнцефалографическое исследование головного мозга с расшифровкой;

      4) введение данных пациентов, получивших медицинское исследование в МИС в соответствии с утвержденными формами учетной и отчетной документации.

      13. В кабинете акушер-гинеколога врачом акушер-гинекологом:

      1) проводится первичное обследование целевой группы женщин с гинекологическим осмотром и забором материала для цитологического исследования мазка из шейки матки с окраской по Папаниколау (Рар-тест);

      2) проводится по показаниям кольпоскопию;

      3) проводится осмотр молочных желез на выявление опухолевой патологии;

      4) проводится чтение маммограммы и интерпретацию по классификации BI-RADS;

      5) выявляет заболевания репродуктивной системы у женщин;

      6) оказывается, в случае необходимости, экстренная акушерско- гинекологическая помощь;

      7) проводится формирование здорового образа жизни по вопросам репродуктивного здоровья;

      8) осуществляется обследование лиц диспансерной группы с осложнениями беременности, родов и послеродового периода;

      9) в случае необходимости, назначает или корректирует лечение, направляет на дообследование и определение тактики лечения в прикрепленную поликлинику, в том числе с использованием возможностей телемедицины;

      10) предоставляется информация руководителю Координирующего центра об имеющихся или возникающих проблемах, связанных с выполнением скрининга;

      11) принимает непосредственное участие в определении тактики ведения выявленных больных с патологией репродуктивной системы.

      14. В кабинете профильных специалистов врачом хирургом, оториноларингологом, офтальмологом:

      1) проводятся скрининг на раннее выявление опухолей визуальной локализации (рак предстательной железы, рак прямой кишки);

      2) проводятся ранняя диагностика и профилактику заболеваний глаз, органов слуха и верхних дыхательных путей;

      3) осуществляются амбулаторные хирургические операции (оториноларингологические);

      4) оказывается экстренная травматологическая и хирургическая помощь при чрезвычайных ситуациях;

      5) пропагандируют формирование здорового образа жизни.

      15. В кабинете лабораторной диагностики врачом-лаборантом или лаборантом проводятся исследования:

      1) на уровень глюкозы в крови, уровень холестерина, триглицеридов крови;

      2) биохимические исследования: общий, примой билирубин, аланинаминотрансфераза (АлАТ), аспартатаминотрансфераза (АсАТ), креатинин, мочевина, общий белок, калий, натрий;

      3) друге клинические и биохимические исследования по назначению специалистов ПМК и (или) МП;

      4) исследование мочи общеклиническое (общий анализ мочи);

      5) вносят результаты проведенных исследований в МИС в соответствии с утвержденными формами учетной и отчетной документации в области здравоохранения.

      16. В кабинете рентгенографии и маммографии специалистами лучевой диагностики проводится исследования:

      1) на раннее выявление предопухолевых и опухолевых заболеваний молочной железы;

      2) в целях диагностики туберкулеза, опухолей легких и других хронических заболеваний легких;

      3) в целях диагностики травматических повреждений в условиях экстренного оказания медицинской помощи;

      4) вносят результаты проведенных исследований в МИС в соответствии с утвержденными формами учетной и отчетной документации в области здравоохранения.

      17. В кабинете стоматолога:

      1) оказывается стоматологическая (хирургическая) помощь (санация, диагностика, лечение, хирургическое лечение с удалением, диагностику аномалий зубочелюстной системы) детям и взрослым;

      2) проводятся гигиеническое обучение и воспитание детей и подростков, профилактики кариеса и его осложнений;

      3) проводятся профилактические и разъяснительные работы по предупреждению аномалий зубочелюстной системы.

      18. В кабинете "аптечный пункт" провизором (фармацевтом), обеспечивается хранение лекарственных средств и медицинских изделий, необходимых для специалистов ПМК и (или) МП в оказании медицинской помощи населению в зоне охвата ПМК и (или) МП.

      19. Для координации деятельности ПМК и (или) МП на региональном уровне (обеспечение деятельности, укомплектование специалистами, медицинскими изделиями и лекарственными средствами) местными органами государственного управления здравоохранением формируется и определяется Координирующий центр на базе медицинской организации.

      20. Материально-техническое оснащение кабинетов ПМК и (или) МП осуществляется в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

      21. Штатные нормативы ПМК и МП определяются согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

  Приложение 1
к правилам оказания
медицинской помощи
посредством передвижных
медицинских комплексов
и медицинских поездов

Материально-техническое оснащение кабинетов передвижного медицинского комплекса и медицинского поезда

Наименование

Кабинет регистратуры или фильтр

1

два стула и один стол с настольной лампой

2

компьютер (ноутбук)

3

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

4

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

5

настенный дозатор (санитайзер)

6

для зоны разделения предусмотреть ширму или перегородку

7

термометр

8

пульсоксиметр

9

тонометр

10

фонендоскоп

11

рециркулятор

12

контейнер для отходов

13

ростомер

14

весы напольные

Кабинет общего приема (врача общей практики, терапевта)

1

два стула и один стол с настольной лампой

2

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

3

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

4

настенный дозатор (санитайзер)

5

для зоны разделения предусмотреть ширму или перегородку

6

тонометр

7

фонендоскоп

8

щелевая лампа

9

карта пациента

10

рециркулятор

11

складная кушетка 1,8м*0,5 м

12

настенный шкафчик (противошоковая укладка)

13

компьютер (ноутбук)

Кабинет акушер-гинеколога

1

настенный дозатор (санитайзер),

2

гинекологическая кушетка

3

один стул врача с ножной регулировкой высоты передвижной

4

раковина с подачей воды

5

ширма для раздевания

6

два стула и стол с настольной лампой

7

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

8

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

9

зеркало настенное

10

столик для медицинских инструментов

11

гинекологический набор инструментов

12

электротермометр

13

два контейнера для чистых и грязных отходов

14

настенный шкафчик для хранения белья

15

рециркулятор

16

видеоколькоскоп

17

ростомер, сантиметровая лента

18

компьютер (ноутбук)

Кабинет хирурга (офтальмолога, оториноларинголога)

1

два стула и стол с настольной лампой

2

раковина с подачей воды

3

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

4

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

5

настенный дозатор (санитайзер)

6

шкаф настенный для медицинских изделий

7

для зоны разделения предусмотреть ширму или перегородку

8

термометр

9

тонометр

10

фонендоскоп

11

отоскоп

12

офтальмоскоп

13

бесконтактный тонометр измерения глазного дна

14

карта пациента

15

рециркулятор

16

контейнер для отходов

17

ректороманоскоп

18

перевязочный стол

19

транспортные шины для иммобилизации

20

компьютер (ноутбук)

21

медицинская кушетка

Кабинет функциональной диагностики

1

один стол с настольной лампой

2

один стул врача с ножной регулировкой высоты передвижной

3

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

4

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

5

раковина с подачей воды

6

настенный дозатор (санитайзер)

7

карта пациента

8

рециркулятор

9

электротермометр

10

складная кушетка 1,8м*0,5 м

11

электрокардиограф 6-канальный

12

аппарат (сканеры) ультразвуковой диагностический портативный

13

эхоэнцефалографическое исследование головного мозга с расшифровкой;

14

контейнер для отходов

15

компьютер (ноутбук) с принтером

Кабинет лабораторной диагностики

1

один стул и стол с настольной лампой

2

один стул врача с ножной регулировкой высоты передвижной

3

для зоны разделения предусмотреть ширму или перегородку

4

раковина с подачей воды

5

зеркало

6

настенный дозатор (санитайзер)

7

рециркулятор

8

холодильник для хранения реактивов

9

аппарат анализатор биохимический крови

10

глюкометр

11

счетчик лейкоцитов

12

коагулометр

13

электротермометр

14

контейнер для отходов

15

анализатор мочи

16

медицинская кушетка

Кабинет рентгенографии (маммографии)

1

один стул и один стол с настольной лампой

2

шкаф для одежды

3

вешалка и (или) крючки для одежды пациента

4

напольные коврики для пациентов 0,4*0,4 м

5

настенный дозатор (санитайзер)

6

карта пациента

7

рециркулятор (2 единицы)

8

раковина с подачей воды

9

контейнер для отходов 2 ед.

10

цифровой рентгеновский аппарат (маммограф)

11

шкаф для спец-фартуков

12

компьютер (ноутбук)

Кабинет стоматолога

1

стоматологическое кресло

2

стоматологическая установка

3

столик для медицинских инструментов

4

раковина с подачей воды

5

зеркало настенное

6

настенный дозатор (санитайзер)

Аптечный пункт

1

один стул и один стол с настольной лампой

2

раковина с подачей воды

3

настенный дозатор (санитайзер)

4

холодильник для хранения лекарств

5

шкаф настенный для медицинских изделий

6

электротермометр

7

рециркулятор

8

контейнер для отходов

  Приложение 2
к правилам оказания
медицинской помощи
посредством передвижных
медицинских комплексов
и медицинских поездов

Штатные нормативы передвижного медицинского комплекса и медицинского поезда

Штатные нормативы передвижного медицинского комплекса

Наименование должности

Количество

Состав мобильной бригады

1

Руководитель ПМК

1 единица

2

Терапевт и (или) врач общей практики

2 единицы

3

Хирург

1 единица

4

Отоларинголог
Офтальмолог
Онколог
Травматолог
Невропатолог
Психолог
Кардиолог
Гастроэнтеролог
Уролог

по потребности

5

Акушер-гинеколог

1 единица

6

Врач-рентгенолог и (или) рентген-лаборант

1 единица

7

Врач-стоматолог

1 единица

8

Врач-лаборант или лаборант

1 единица (может быть заменена лаборантом, владеющим методами экспресс- диагностики)

9

Врач функциональной диагностики

1 единица

10

Провизор (фармацевт)

1 единица

11

Водитель

2 единицы

12

Инженер по обслуживанию медицинского оборудования

1 единица

13

Медицинский статист

1 единица

14

Медицинская сестра

2 единицы

Штатные нормативы медицинского поезда

Наименование должности

Количество

Состав мобильной бригады

1

Руководитель МП

1 единица

2

Терапевт и (или) врач общей практики

2 единицы

3

Хирург

1 единица

4

Отоларинголог
Офтальмолог
Онколог
Травматолог
Невропатолог
Психолог
Кардиолог
Гастроэнтеролог
Уролог

по потребности

5

Акушер-гинеколог

1 единица

6

Врач-рентгенолог и (или) рентген-лаборант

1 единица

7

Врач-стоматолог

1 единица

8

Врач-лаборант или лаборант

1 единица (может быть заменена лаборантом, владеющим методами экспресс- диагностики)

9

Врач функциональной диагностики

1 единица

10

Провизор (фармацевт)

1 единица

11

Медицинский статист

1 единица

12

Медицинская сестра

2 единицы

13

Инженер по обслуживанию медицинского оборудования

1 единица


On approval of the rules for the provision of medical care using mobile health units and medical trains

Order № KR DSM-241/2020 of the Minister of Healthcare of the Republic of Kazakhstan as of December 8, 2020. It is registered with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan on December 10, 2020 under № 21745

      Unofficial translation

      In accordance with subparagraph 81) of Article 7 of the Code of the Republic of Kazakhstan “On Public Health and the Healthcare System” as of July 7, 2020, I hereby ORDER:

      1. To approve the rules for the provision of medical care using mobile health units and medical trains in accordance with the appendix to this order.

      2. In the manner prescribed by the legislation of the Republic of Kazakhstan, the Medical Aid Department of the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan shall ensure:

      1) the state registration of this order with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan;

      2) the posting of this order on the website of the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan;

      3) the submission of information on the implementation of the measures provided for in subparagraphs 1) and 2) of this paragraph to the Legal Department of the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan within ten working days of the state registration of this order with the Ministry of Justice of the Republic of Kazakhstan.

      3. Control over the execution of this order shall be entrusted to the supervising deputy minister of healthcare of the Republic of Kazakhstan.

      4. This order comes into effect ten calendar days of its official publication.

      Minister of Healthcare of
the Republic of Kazakhstan
      A.Tsoi

  Approved by Order
№ KR DSM-241/2020
of the Minister of Healthcare
of the Republic of Kazakhstan
as of December 8, 2020

Rules
for the provision of medical care using mobile health units and medical trains
Chapter 1. General provisions

      1. These rules for the provision of medical care using mobile health units and medical trains (hereinafter referred to as the Rules) have been developed in accordance with subparagraph 81) of Article 7 of the Code of the Republic of Kazakhstan “On Public Health and the Healthcare System” as of July 7, 2020 (hereinafter referred to as the Code) for ensuring the availability of primary healthcare and specialized medical care at the level of rural healthcare.

      2. The terms and definitions used in these Rules are as follows:

      1) specialized professional - a medical worker with a higher medical education who has a certificate in the field of healthcare;

      2) diagnostics - a complex of medical services aimed at establishing the presence or absence of a disease;

      3) dynamic observation - systematic observation of the patient’s health, as well as the provision of the necessary medical care based on the results of this observation;

      4) planned medical care - medical care provided for diseases and conditions that are not fraught with a threat to the patient’s life, a delay in the provision of which for some time will not entail a deterioration in the patient’s condition, as well as during preventive measures;

      5) mobile health units (hereinafter - MHU) - mobile clinics (offices) physically based at road transport, equipped with the necessary medical equipment, which are used to ensure the availability and expansion of the list of medical services provided to the population of rural areas and remote settlements or in the interests of defense and national security;

      6) emergency medical care - medical care provided in case of sudden acute diseases and conditions, exacerbation of chronic diseases that do not pose an obvious threat to the patient’s life;

      7) Quetelet index - an indicator for assessing the harmony of the physical development of the body, the ratio of body weight to height;

      8) specialized medical care - medical care provided by specialized professionals in relation to diseases requiring special methods of diagnosis, treatment, medical rehabilitation, also using telemedicine services;

      9) medical trains (hereinafter - MT) - mobile clinics physically based at railway transport, equipped with the necessary medical equipment, used to ensure the availability and expansion of the list of medical services provided to the population living near railway stations (tracks) and in the areas close to them;

      10) primary healthcare (hereinafter - PHC) - the place of first access to medical care focused on the needs of the population, including prevention, diagnosis, treatment of diseases and conditions provided at the level of an individual, family and society;

      11) healthcare information system (hereinafter - HIS) - an information system that ensures the management of processes of healthcare entities in electronic format;

      12) screening studies - a complex of medical examination of the population without clinical symptoms and complaints, in order to identify and prevent the development of various diseases at an early stage, as well as risk factors for their occurrence;

      13) BI-RADS classification - analysis and logging of the results of radiation studies of the breast - standardization of descriptions of mammographic studies;

      14) coordinating center - a structure formed on the basis of a medical facility and appointed by local public health authorities to coordinate the activities of the MHU and (or) MT at the regional level (provision of activities, staffing with specialists, medical devices and medicines) (hereinafter - the Coordinating Center);

      15) filter room (registration area) - the place of registration and for the initial examination of the patient;

      16) informed consent - a procedure for a person’s written voluntary confirmation of his/her consent to receive medical care and (or) participation in a specific study after receiving information about all aspects of medical care and (or) research that are significant for his/her decision-making. Informed written consent is drawn up in the form approved by the authorized body in the field of healthcare;

      17) emergency medical care - medical care provided in case of sudden acute diseases and conditions, exacerbation of chronic diseases requiring urgent medical intervention to prevent significant harm to health and (or) eliminate the threat to life.

Chapter 2. Procedure for the provision of medical care using mobile health units and medical trains

      3. An indication for the provision of medical care using mobile health units and (or) medical trains (hereinafter referred to as MHU and (or) MT) is the need to promote health, to provide services for the prevention, treatment and rehabilitation for the rural population at all levels of rural healthcare outside a medical facility.

      4. Medical assistance of the MHU and (or) MT is provided:

      1) within the guaranteed volume of free medical care;

      2) in the system of compulsory social health insurance.

      5. Medical care through the MHU and (or) MT is provided without a referral from a PHC specialist, after obtaining the written voluntary consent of the patient or his/her legal representative for invasive interventions in accordance with paragraph 3 of Article 134 of the Code.

      6. The list of medical services provided by the MHU and (or) MT includes:

      1) consultative visit of specialized professionals, including patients with chronic diseases according to the list of diseases subject to dynamic observation by primary healthcare entities, in accordance with paragraph 2 of Article 88 of the Code;

      2) screening studies and rehabilitation of the target population by specialists of a MHU and (or) MT, with the subsequent transfer of the identified cases with diseases for further dynamic monitoring at the PHC level in accordance with paragraph 2 of Article 87 of the Code.

      7. For the provision of medical care using MHU and (or) MT, an involved medical worker of the PHC entity of a populated locality in the service area of ​​a MHU and (or) MT:

      1) makes lists of persons from the registered population subject to screening tests;

      2) notifies persons of the target group from among the registered population about the need for screening tests, indicating the volume;

      3) fixes the time and schedule of examination of persons subject to screening, also by specialized professionals in accordance with the work schedule of the MHU and (or) MT in this populated locality;

      4) before the arrival of the MHU and (or) MT, conducts the first stage of screening for early identification of diseases (of the circulatory system, glaucoma, cancer of the cervix, breast, colorectal cancer and viral hepatitis B and C) and enters the data into the HIS in the required form;

      5) registers persons who were invited and passed screening tests, and received consultative and diagnostic services at the MHU and (or) the MT;

      6) provides assistance to specialists of the MHU and (or) MT in carrying out diagnostic and laboratory studies;

      7) refers persons of the target group having risk factors for diseases based on the screening results to health schools by profile;

      8) together with specialists in the formation of a healthy lifestyle, participates in training people with risk factors for diseases and patients in methods of prevention, formation of a healthy lifestyle;

      9) enters data of patients, information on medical services provided in the HIS in accordance with the approved forms of recording and reporting documentation in the field of healthcare.

      8. After providing specialized medical care in the conditions of the MHU and (or) MT, the specialized professional issues a preliminary medical opinion to the patient, which indicates the preliminary diagnosis, the results of the examination and treatment, as well as the reason for the referral.

      9. In the absence of necessary instrumental and laboratory medical devices in the conditions of the MHU and (or) MT, a patient in need of specialized care, including high-tech medical care, is referred to a healthcare entity according to the profile of the disease for further examination and correction of treatment.

      10. In the filter room (registration area):

      1) patients are registered by filling in their passport data (surname, name, patronymic, if any, an individual identification number, date and year of birth and anthropometric data);

      2) patients are subjected to physical examination: their general condition is determined, body temperature, blood pressure (hereinafter referred to as BP), heart rate (pulse), respiratory rate are measured and the saturation is determined;

      3) anthropometric measurements (weight, height, waist) are made, calculated using the Quetelet index;

      4) questionnaire survey;

      5) double measurement of BP with an interval of 1-2 minutes in a sitting position. Before measuring BP, the examined person sits for 3-5 minutes.

      11. In the general reception room, a therapist and (or) general practitioner:

      1) examines a patient, collects complaints, anamnesis of life and disease, makes objective examination and a preliminary diagnosis;

      2) identifies risk factors for diseases of the circulatory system, diseases of the respiratory system, digestion, the endocrine system, blood and hematopoietic organs, as well as other organs and systems;

      3) prescribes and corrects treatment;

      4) takes preventive measures to promote the formation of a healthy lifestyle;

      5) provides qualified medical care to persons under dynamic observation with chronic non-communicable diseases in accordance with regulatory legal acts regulating the dynamic observation of persons with chronic non-communicable diseases using the laboratory diagnostic resources of the MHU and (or) MT;

      6) issues a prescription for receiving free and subsidized medicines at the outpatient level;

      7) enters the data of patients who received medical care in the HIS in accordance with the approved forms of recording and reporting documentation;

      8) provides the relationship with the telemedicine center of the district, regional levels for consulting a specialized professional and interpreting the result of a diagnostic study;

      9) organizes medical triage in case of emergency.

      12. In the functional diagnostics room:

      1) ultrasound examination of the heart, abdominal organs, small pelvis, thyroid gland is made;

      2) electrocardiographic examination of the heart is made and read;

      3) echoencephalography of the brain is made and read;

      4) the data of patients who were subjected to medical research are entered in the HIS in accordance with the approved forms of recording and reporting documentation.

      13. In the room of an obstetrician-gynecologist, an obstetrician-gynecologist:

      1) makes a primary gynecological examination of the target group of women and samples material for cytological examination of a smear from the cervix with Papanicolaou stain (Rap stain);

      2) makes colposcopy according to indications;

      3) examines mammary glands to identify tumor pathology;

      4) reads the mammogram and interprets it according to the BI-RADS classification;

      5) identifies diseases of the reproductive system in women;

      6) if necessary, provides emergency obstetric and gynecological assistance;

      7) promotes the formation of a healthy lifestyle in terms of reproductive health;

      8) examines persons of the dispensary group with complications of pregnancy, childbirth and the postpartum period;

      9) if necessary, prescribes or corrects treatment, refers for further examination and determination of treatment tactics to the registered polyclinic, including using the capabilities of telemedicine;

      10) provides information to the head of the Coordinating Center on existing or emerging problems related to the performance of screening;

      11) is directly involved in determining the management tactics of identified patients with pathology of the reproductive system.

      14. In the room of specialized professionals, a surgeon, otorhinolaryngologist, ophthalmologist:

      1) make screening for the early identification of tumors of visual localization (prostate cancer, rectal cancer);

      2) make early diagnosis and prevention of diseases of the eyes, hearing organs and upper respiratory tract;

      3) perform outpatient surgical operations (otorhinolaryngological);

      4) provide emergency trauma and surgical assistance in emergency situations;

      5) promote the formation of a healthy lifestyle.

      15. In the laboratory diagnostics room, a laboratory doctor or laboratory assistant:

      1) examines the level of glucose in the blood, the level of cholesterol, blood triglycerides;

      2) makes biochemical studies: general, prima bilirubin, alanine aminotransferase (ALT), aspartate aminotransferase (AST), creatinine, urea, total protein, potassium, sodium;

      3) makes other clinical and biochemical studies prescribed by MHU and (or) MT specialists;

      4) makes general clinical urine examination (general urine analysis);

      5) enters the results of the research into the HIS in accordance with the approved forms of reporting and reporting documentation in the field of healthcare.

      16. In the X-ray and mammography room, the specialists of radiation diagnostics conduct research for:

      1) early identification of precancerous and neoplastic diseases of the breast;

      2) diagnosing tuberculosis, lung tumors and other chronic lung diseases;

      3) diagnosing traumatic injuries in the context of emergency medical care;

      4) enter the results of the research into the HIS in accordance with the approved forms of recording and reporting documentation in the field of healthcare.

      17. In the dentist’s room:

      1) dental (surgical) care (sanitation, diagnosis, treatment, surgical treatment with removal, diagnosis of anomalies of the dentition) is provided to children and adults;

      2) hygienic education and upbringing of children and adolescents, prevention of caries and its complications are carried out;

      3) preventive and explanatory work is carried out to prevent anomalies of the dentition.

      18. In the “pharmacy point” room, a senior pharmacist (pharmacist) provides storage of medicines and medical devices necessary for specialists of the MHU and (or) MT in providing medical assistance to the population in the service area of ​​the MHU and (or) MT.

      19. To coordinate the activities of the MHU and (or) the MT at the regional level (provision of activities, staffing with specialists, medical devices and medicines), the local public health authorities set up and determine a Coordinating Center on the basis of a medical facility.

      20. MHU and (or) MT offices are provided with material and technical equipment in accordance with Appendix 1 to these Rules.

      21. Staff standards of the MHU and MT are determined in accordance with Appendix 2 to these Rules.

  Appendix 1 to
the rules for the provision
of medical care using mobile
health units and medical trains

Material and technical equipment of rooms of a mobile health unit and a medical train

Name

Reception or filter room

1

two chairs and one table with a table lamp

2

computer (laptop)

3

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

4

0.4*0.4 m floor mats for patients

5

wall-mounted dispenser (sanitizer)

6

a screen or partition for the separation zone

7

thermometer

8

pulse oximeter

9

blood pressure monitor

10

phonendoscope

11

recirculator

12

waste container

13

stadiometer

14

floor scales

General reception room (general practitioner, therapist)

1

two chairs and one table with a table lamp

2

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

3

0.4*0.4 m floor mats for patients

4

wall-mounted dispenser (sanitizer)

5

a screen or partition for the separation zone

6

blood pressure monitor

7

phonendoscope

8

slit lamp

9

patient card

10

recirculator

11

folding couch 1.8m*0.5m

12

wall cabinet (anti-shock installation)

13

computer (laptop)

Obstetrician-gynecologist’s room

1

wall-mounted dispenser (sanitizer)

2

gynecological examination table

3

one mobile height-adjustable doctor’s chair

4

sink with water supply

5

screen for undressing

6

two chairs and a table with a table lamp

7

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

8

0.4*0.4 m floor mats for patients

9

mirror wall

10

table for medical instruments

11

gynecological instrument set

12

electrothermometer

13

two containers for clean and dirty waste

14

wall cabinet for storing linen

15

recirculator

16

video coloscope

17

stadiometer, centimeter tape

18

computer (laptop)

Room of a surgeon (ophthalmologist, otorhinolaryngologist)

1

two chairs and a table with a table lamp

2

sink with water supply

3

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

4

0.4*0.4 m floor mats for patients

5

wall-mounted dispenser (sanitizer)

6

wall cabinet for medical devices

7

a screen or partition for the separation zone

8

thermometer

9

blood pressure monitor

10

phonendoscope

11

otoscope

12

ophthalmoscope

13

non-contact fundus tonometer

14

patient card

15

recirculator

16

waste container

17

sigmoidoscope

18

dressing table

19

transportation splints for immobilization

20

computer (laptop)

21

examination table

Functional diagnostics room

1

one table with a table lamp

2

one mobile height-adjustable doctor’s chair

3

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

4

0.4*0.4 m floor mats for patients

5

sink with water supply

6

wall-mounted dispenser (sanitizer)

7

patient card

8

recirculator

9

electrothermometer

10

1.8m*0.5m folding couch

11

6-channel electrocardiograph

12

portable ultrasound diagnostic apparatus (scanners)

13

echoencephalography examination of the brain with reading

14

waste container

15

computer (laptop) with printer

Laboratory diagnostics room

1

one chair and a table with a table lamp

2

one mobile height-adjustable doctor’s chair

3

screen or partition for the separation zone

4

sink with water supply

5

mirror

6

wall-mounted dispenser (sanitizer)

7

recirculator

8

refrigerator for storage of reagents

9

biochemical blood analyzer

10

glucometer

11

white blood cell counter

12

coagulometer

13

electrothermometer

14

waste container

15

urine analyzer

16

examination table

X-ray (mammography) room

1

one chair and one table with a table lamp

2

wardrobe

3

hanger and (or) hooks for the patient’s clothes

4

0.4*0.4 m floor mats for patients

5

wall-mounted dispenser (sanitizer)

6

patient card

7

recirculator (2 pcs)

8

sink with water supply

9

waste container 2 pcs.

10

digital x-ray machine (mammography)

11

wardrobe for special aprons

12

computer (laptop)

Dentist’s room

1

dentist chair

2

dental unit

3

table for medical instruments

4

sink with water supply

5

wall mirror

6

wall-mounted dispenser (sanitizer)

Pharmacy

1

one chair and one table with a table lamp

2

sink with water supply

3

wall-mounted dispenser (sanitizer)

4

refrigerator for storing medicines

5

wall cabinet for medical devices

6

electrothermometer

7

recirculator

8

waste container

  Appendix 2 to
the rules for the provision
of medical care using mobile
health units and medical trains

Staff standards for a mobile health unit and a medical train

Staff standards for a mobile health unit

Position

Number

The mobile team includes

1

Head of MHU

1 staffing position

2

Therapist and (or) general practitioner

2 staffing positions

3

Surgeon

1 staffing position

4

Otolaryngologist
Ophthalmologist
Oncologist
Traumatologist
Neuropathologist
Psychologist
Cardiologist
Gastroenterologist
Urologist

if required

5

Obstetrician-gynecologist

1 staffing position

6

Radiologist and (or) X-ray laboratory assistant

1 staffing position

7

Dentist

1 staffing position

8

Doctor-laboratory assistant or laboratory assistant

1 staffing position (can be replaced by a laboratory assistant who knows the methods of express diagnostics)

9

Functional diagnostics doctor

1 staffing position

10

Senior pharmacist (pharmacist)

1 staffing position

11

Driver

2 staffing positions

12

Medical device maintenance engineer

1 staffing position

13

Medical record clerk

1 staffing position

14

Nurse

2 staffing positions

Staff standards for a medical train

Position

Number

The mobile team includes

1

Head of MHU

1 staffing position

2

Therapist and (or) general practitioner

2 staffing positions

3

Surgeon

1 staffing position

4

Otolaryngologist
Ophthalmologist
Oncologist
Traumatologist
Neuropathologist
Psychologist
Cardiologist
Gastroenterologist
Urologist

if required

5

Obstetrician-gynecologist

1 staffing position

6

Radiologist and (or) X-ray laboratory assistant

1 staffing position

7

Dentist

1 staffing position

8

Doctor-laboratory assistant or laboratory assistant

1 staffing position (can be replaced by a laboratory assistant who knows the methods of express diagnostics)

9

Functional diagnostics doctor

1 staffing position

10

Senior pharmacist (pharmacist)

1 staffing position

11

Medical record clerk

1 staffing position

12

Nurse

2 staffing positions

13

Medical device maintenance engineer

1 staffing position