Об утверждении Правил оценки качества административных данных

Новый

Приказ Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 19 марта 2024 года № 2. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20 марта 2024 года № 34168

      В соответствии с частью второй пункта 54 Требований по управлению данными, утвержденных приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 14 октября 2022 года № 385/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30186), подпунктом 75-3) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ, ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить Правила оценки качества административных данных согласно приложению к настоящему приказу.

      2. Департаменту контроля качества данных и развития коммуникаций в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан;

      3. Департаменту контроля качества данных и развития коммуникаций Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных и территориальных подразделений Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Руководитель Бюро
национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
М. Турлубаев

      "Согласован"
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Приложение к приказу
Руководитель Бюро
национальной статистики
Агентства по стратегическому
планированию и реформам
Республики Казахстан
от 19 марта 2024 года № 2

Правила оценки качества административных данных

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила оценки качества административных данных (далее – Правила), разработаны в соответствии с частью второй пункта 54 Требований по управлению данными, утвержденных приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 14 октября 2022 года № 385/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 30186) (далее – Требования по управлению данными), подпунктом 75-3) пункта 15 Положения о Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 9-нқ.

      2. Настоящие Правила определяют Порядок оценки качества административных данных, представленных административными источниками для производства статистической информации и актуализации статистических регистров.

      3. Настоящие Правила применяются ведомством уполномоченного органа в области государственной статистики (далее – ведомство уполномоченного органа) при оценке качества административных данных.

      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:

      1) дата-контролер – специалист субъекта государственной монополии в области государственной статистики с образованием и опытом работы в соответствующей сфере и/или отрасли, имеющий доступ к соответствующим базам данных, представленных административными источниками для целей государственной статистики, осуществляющий оценку качества административных данных;

      2) субъект (объект) оценки качества данных – административный источник и (или) его база данных;

      3) методологический совет по статистике (далее – Методсовет) – консультативно-совещательный орган ведомства уполномоченного органа в области государственной статистики;

Глава 2. Порядок оценки качества административных данных, представленных административными источниками для производства статистической информации и актуализации статистических регистров

      5. Оценка качества административных данных, представленных административными источниками осуществляется в периодической и внеплановой форме.

      6. Периодическая оценка качества административных данных, представленных административными источниками проводится дата-контролерами на основании полугодового графика оценки качества административных данных (далее – полугодовой график), утвержденного первым руководителем ведомства уполномоченного органа, либо заменяющим его уполномоченным лицом не позднее 20 декабря года, предшествующего году оценки, и до 20 июня текущего календарного года.

      7. Полугодовой график включает:

      1) дату утверждения полугодового графика;

      2) наименование статистического регистра;

      3) наименование административного источника, представляющего административные данные для актуализации статистического регистра;

      4) наименование объекта оценки качества административных данных;

      5) период проведения оценки качества данных;

      6) дата представления отчета по качеству административных данных (далее – отчет по качеству) на Методсовет;

      7) подпись лица, уполномоченного подписывать график.

      8. Внеплановая оценка качества административных данных, представленных административными источниками проводится на основании:

      1) материалов, поступивших из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления по конкретным фактам нарушения в области государственной статистики;

      2) обращений, сообщений или заявлений физических или юридических лиц по конкретным фактам нарушения в области государственной статистики;

      3) сообщений в средствах массовой информации по конкретным фактам нарушения в области государственной статистики.

      Внеплановая оценка качества административных данных, представленных административными источниками не проводятся в случаях анонимных обращений.

      9. Оценка качества административных данных, представленных административными источниками проводится дата-контролером, на соответствие их требованиям Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" (далее – Закон) и Требованиям по управлению данными, а также посредствам сверки и сопоставления баз данных административного источника с данными из других официальных источников, содержащих одинаковый набор данных.

      10. Дата-контролер при сопоставлении баз данных, определяет критичность расхождения данных и присваивает в отчете по качеству степень расхождения данных в соответствии с градацией степени нарушения в области государственной статистики: незначительное, значительное.

      1) незначительные – нарушения, связанные с:

      расхождением до 10 % представленных административным источником административных данных с данными из других официальных источников, содержащих одинаковый набор значений;

      неприменением национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации;

      2) значительные – нарушения, связанные с:

      несогласованием с ведомством уполномоченного органа форм, предназначенных для сбора административных данных, а также методик расчета показателей в соответствии с подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона;

      представлением недостоверных административных данных административным источником;

      непредставлением административных данных на безвозмездной основе в соответствии с Правилами представления административных данных административными источниками на безвозмездной основе, утвержденным приказом и.о. Председателя Агентства Республики Казахстан по статистике от 14 июля 2010 года № 183 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6394);

      несоответствием показателям качества административных данных, установленных Требованиями по управлению данными;

      несоответствие представленных баз данных требованиям к поддержке данных установленными в Требованиях по управлению данными;

      несоблюдением установленных требований ведомством уполномоченного органа по ведению похозяйственного учета;

      расхождением свыше 10 % представленных административным источником административных данных с данными из других официальных источников, содержащих одинаковый набор значений.

      11. По итогам проведенной оценки качества административных данных дата-контролер формирует отчет по качеству и согласовывает его посредством электронного документооборота со структурным подразделением ведомства уполномоченного органа, ответственным за оценку качества административных данных. Структура по заполнению отчета по качеству приведена в приложении к настоящим Правилам.

      12. Согласованный отчет по качеству дата-контролер представляет на рассмотрение и утверждение в Методсовет.

      13. Решение об утверждении отчета по качеству и необходимости внесения уточнений и (или) дополнений в отчет по качеству принимается Методсоветом.

      14. Доработанный отчет по качеству направляется дата-контролером в Методсовет в течении 5 рабочих дней со дня принятия решения Методсоветом.

      15. В случаях выявления нарушений требований Закона и (или) Требований по управлению данными, дата-контролер в течение 3 рабочих дней со дня утверждения Методсоветом отчета по качеству, направляет экспертное заключение в структурное подразделение ведомства уполномоченного органа, ответственного за оценку качества административных данных, посредством электронного документооборота, в котором указываются:

      1) номер, дата и место составления экспертного заключения;

      2) наименование административного источника;

      3) наименование собственника данных;

      4) наименование базы данных административного источника;

      5) выявленные нарушения в области государственной статистики с указанием степени нарушения и рекомендации об их устранении;

      6) фамилия, имя, отчество дата-контролера проводившего оценку качества административных данных;

      7) рабочий телефон и адрес электронной почты дата-контролера, проводившего оценку качества административных данных.

      16. Ведомство уполномоченного органа:

      по незначительным нарушениям направляет в адрес административного источника рекомендации об их устранении;

      по значительным нарушениям проводит государственный контроль в отношении административных источников в соответствии с Законом.

      17. Результаты оценки качества административных данных подлежат анализу на стороне административного источника, и являются исходными данными для проведения мероприятий по повышению качества административных данных в соответствии с Требованиями по управлению данными.

  Приложение
к Правилам оценки качества
административных данных

Структура по заполнению отчета по качеству

Отчет по качеству _______________________________________________________
(наименование субъекта (объекта) оценки качества данных)

п/п

Разделы отчета

Пояснения

1

Контактные данные:

Указываются наименование и контактные данные (адрес, телефон, электронная почта) административного источника.

1.1

Наименование собственника административных данных

Собственник административных данных – субъект, реализующий в соответствии с законодательством Республики Казахстан права владения, пользования и распоряжения данными.

1.2

Наименование и контактные данные государственного органа, ведомства, подведомственной организации или структурного подразделения административного источника (владелец административных данных)

Владелец административных данных – субъект, которому собственник данных предоставил права владения и пользования данными в определенных законодательством Республики Казахстан или соглашением пределах и порядке.

1.3

Фамилия, имя, должность и контактные данные Дата стюарда административного источника

Дата стюард – ответственное лицо за управление данными внутри административного источника.

1.4

Фамилия, имя и контактные данные руководителя ответственного структурного подразделения

Указываются данные руководителя структурного подразделения ответственного за представление административных данных.

2

Введение

Общее описание субъекта (объекта) оценки качества административных данных:
1) определение отрасли, к которой относится субъект (объект) оценки качества административных данных, цели и область применения административных данных. Рекомендуется прописать краткую историю, которая сопровождается общим описанием, результатами и их эволюцией со временем;
2) определение основных пользователей и способов их участия;
3) описание круга лиц, представляющих административные данные;
4) определение потребности информации.

3

Представление административных данных

Описание процесса представления административных данных.

3.1

Описание данных

Описание характеристик набора административных данных.

3.2

Система классификации данных

Группировка объектов или их разделение на группы на основе их общих характеристик.
Описание применения национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

3.3

Общие сведения о сборе административных данных

Описание:
1) круг лиц, представляющих информацию;
2) даты сбора административных данных;
3) инструментарий сбора административных данных (индекс форм, предназначенных для сбора данных, информационные системы);
4) тип наблюдения (выборочное, сплошное, комбинированное).

3.4

Метод сбора

Описание метода сбора:
1) на бумажном носителе;
2) в электронном виде;
3) посредством компьютеризированной системы телефонного опроса;
4) при личном опросе интервьюером с использованием бумажного носителя;
5) при личном опросе интервьюером с использованием персонального вычислительного устройства.

3.5

Единица измерения

Перечисление единиц измерений.

3.6

Отчетный период

Описание переменных, относящихся к определенным моментам времени, к определенному дню, или к определенному периоду времени (месяц, квартал, календарный год, несколько календарных дней).
Если заданный базисный период не совпадает с фактическим базисным периодом, такое расхождение описывается.
Если сбор осуществляется автоматически посредством информационных систем, описывается, как формируется показатель.

4

Правовая основа

Закон, свод нормативных правил или формальный набор инструкций, возлагающий на административный источник ответственность, и предоставляющий ему полномочия в отношении сбора и (или) формирования административных данных, обработки и распространения статистической информации.

5

Конфиденциальность и защита данных

Свойство административных данных, определяющее до какой степени их несанкционированное раскрытие может навредить интересам их источника.

5.1

Политика конфиденциальности

Описание законных мер или формальных процедур по обеспечению защиты персональных и конфиденциальных данных.

6

Частота представления административных данных

Указание частоты представления административных данных.

7

Формат представления административных данных

Указание правовых актов или формальных и неформальных соглашений регламентирующие формат представления административных данных.
Описание формата представления административных данных (в электронном виде, на бумажном носителе).

8

Доступность документации

Условия и режимы, в соответствии с которыми пользователи получают, используют и интерпретируют документацию по административным данным, то есть описательный текст, используемый для определения или описания объекта, проекта, спецификации, инструкции, справочника или процедуры.

8.1

Документация по методологии

Описательный текст и ссылки на имеющиеся методологические документы.

8.2

Документация по качеству

Описание документации и процедур, применимых к управлению качества и оценке качества административных данных.

9

Управление качеством административных данных

Описание системы и структуры, имеющиеся в административном источнике для управления качеством административных данных.

9.1

Показатели оценки качества

Описание ошибок, связанных с несоответствием показателям качества административных данных, представленных административными источниками.

9.1.1

Точность

Описание ошибок, связанных с несоответствием представленных административных данных целям использования или данным, полученным из эталонного или официального источника, и данным, полученным в результате измерения. Инцидент формируется при выявлении противоречий (несоответствия) в административных данных, полученных из различных объектов информатизации.

9.1.2

Полнота

Описание ошибок, связанных с неполным заполнением или с не заполнением в записях вида данных и атрибутов, относящиеся к категории обязательных.

9.1.3

Согласованность

Описание ошибок, связанных полным или частичным несоответствием, представленных административных данных установленными нормативными правовыми актами, стандартами или формальными и неформальными соглашениями.

9.1.4

Целостность

Описание ошибок, связанных с наличием в представленных административных данных, некорректных связей между данными (записями и агрегатами данных).

9.1.5

Актуальность

Описание наличия нарушений, связанных с несоответствием, представленных административных данных текущим и возможным потребностям использования их в производстве официальной статистической информации, и актуализации статистических регистров.

9.1.6

Уникальность

Описание ошибок, связанных с наличием в представленных уникальных административных данных дублей записей.

9.1.7

Достоверность

Описание выявленных аномальных значений, контроля значений интервальным значениям, противоречий, несоответствия маскам ввода.
Описание расхождений административных данных, представленных административным источником с данными из других официальных источников, содержащих одинаковый набор данных.

9.1.8

Своевременность

Описание ошибок, связанных с несоответствием представленных административных данных актуальному состоянию на установленные или произвольные моменты времени.

9.1.9

Не идентифицированные ошибки

Описание ошибок, не идентифицированных в Требованиях по управлению данными.

10

Сверка и сопоставление административных данных

Определение процента расхождения представленных административным источником административных данных с данными из других официальных источников, содержащих одинаковый набор значений.
Описание неприменения национальных классификаторов технико-экономической информации, разработанных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

11

Рекомендации по устранению выявленных значительных и незначительных нарушений

Описание рекомендации по устранению нарушений.

12

Рекомендации о возможности использовании административных данных в производстве официальной статистической информации

Описание рекомендации о возможности использовании административных данных в производстве официальной статистической информации.


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.