Об особо охраняемых природных территориях

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 7 июля 2006 года N 175.

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано оглавление.
      Сноска. По всему тексту:
      слова "областные, города республиканского значения и столицы представительные органы", "областные, города республиканского значения: и столицы исполнительные органы", "областных (города республиканского значения, столицы) исполнительных органов", "областных (города республиканского значения, столицы) представительных и исполнительных органов", "Областные (города республиканского значения, столицы) представительные органы", "областей (города республиканского значения, столицы)", "Областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы", "областными (города республиканского значения, столицы) исполнительными органами" и "областным (города республиканского значения, столицы) исполнительным органом" заменены соответственно словами "представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы", "исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы", "местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы", "местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы", "Местные представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы", "областей, городов республиканского значения, столицы", "Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы", "местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы" и "местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы";
      слова "животных и растений" и "животного и растительного" заменены соответственно словами "растений и животных" и "растительного и животного" Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения по созданию, расширению, охране, восстановлению, устойчивому использованию и управлению особо охраняемыми природными территориями и объектами государственного природно-заповедного фонда, представляющими особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, а также являющимися компонентом национальной, региональной и мировой экологической сети.

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      1) биологические ресурсы – генетические ресурсы, организмы или их части, популяции или любые другие биотические компоненты экологических систем, имеющие фактическую или потенциальную полезность или ценность для человечества;

      1-1) биосферный резерват – включенные во Всемирную сеть биосферных резерватов государственный природный заповедник, государственный национальный природный парк или государственный природный резерват и их охранные зоны;

      2) распиловка круглого леса – раскрой бревна на доски и (или) другую продукцию лесопиления, выполняемая на лесопильном оборудовании;

      2-1) традиционное землепользование – исторически сложившиеся в данном регионе виды сельскохозяйственной деятельности, не оказывающие вредного воздействия на природные комплексы, объекты государственного природно-заповедного фонда, а также адаптированные к данной экологической системе, которые осуществляются собственниками земельных участков или землепользователями;

      3) особо охраняемая природная территория – участки земель, водных объектов и воздушного пространства над ними с природными комплексами и объектами государственного природно-заповедного фонда, для которых установлен режим особой охраны;

      4) система особо охраняемых природных территорий – совокупность особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, обеспечивающая репрезентативное представительство в них природных комплексов всех географических зон;

      5) охрана особо охраняемых природных территорий (далее – охрана) – комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для выявления и пресечения нарушений законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий, предупреждения, обнаружения и ликвидации пожаров;

      6) защита особо охраняемых природных территорий (далее – защита) – комплекс мероприятий, которые могут проводиться на особо охраняемой природной территории для устранения неблагоприятного воздействия вод, защиты растений от вредителей и болезней, регулирования численности животных;

      7) государственный контроль в области особо охраняемых природных территорий – деятельность уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий по проверке и наблюдению за проверяемыми субъектами на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования;

      7-1) государственный надзор в области особо охраняемых природных территорий – деятельность уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий по проверке и наблюдению за соблюдением проверяемыми субъектами требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования;

      8) исключен Законом РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      9) уполномоченный орган в области особо охраняемых природных территорий (далее – уполномоченный орган) – государственный орган, осуществляющий функции управления, контроля и надзора, охраны и защиты особо охраняемых природных территорий;

      10) функциональная зона особо охраняемой природной территории – участок особо охраняемой природной территории с установленным режимом охраны и использования земель;

      11) функциональное зонирование особо охраняемой природной территории – деление особо охраняемой природной территории на функциональные зоны в целях установления оптимального режима охраны и использования объектов государственного природно-заповедного фонда;

      12) естественно-научное обоснование – научная оценка целесообразности создания или изменения границ особо охраняемой природной территории, производимая специализированными научными (научно-исследовательскими) и проектными (проектно-изыскательскими) организациями;

      13) интродукция – преднамеренный или случайный перенос новых видов растений и животных за пределы среды их обитания;

      14) государственный природно-заповедный фонд – совокупность взятых под государственную охрану объектов окружающей среды, которые имеют особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность в качестве природных эталонов, уникумов и реликтов, генетического резерва, предмета научных исследований, просвещения, образования, туризма и рекреации;

      15) объекты государственного природно-заповедного фонда – геологические, гидрогеологические, гидрологические, зоологические, ботанические и ландшафтные объекты и их комплексы, особо ценные насаждения государственного лесного фонда, водно-болотные угодья, ключевые орнитологические территории, уникальные природные водные объекты или их участки, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения – виды растений и животных, уникальные единичные объекты растительного мира, имеющие особое экологическое, научное, историко-культурное и рекреационное значение;

      16) рекреационная нагрузка – единовременное количество отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени;

      17) Летопись природы – свод сведений системных наблюдений, осуществляемых научными подразделениями государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков, за состоянием экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда, ведущихся по единой методике;

      18) природные комплексы – совокупность объектов биологического разнообразия и неживой природы, подлежащих особой охране;

      19) устойчивое использование природных комплексов – использование биологических ресурсов природных комплексов таким образом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия;

      20) природоохранные организации – государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного учреждения (далее – природоохранные учреждения), и государственные зоологические парки, государственные ботанические сады, государственные дендрологические парки, создаваемые в организационно-правовой форме государственного предприятия;

      21) технико-экономическое обоснование – экономическая, экологическая и социальная оценка целесообразности создания или изменения границ особо охраняемой природной территории, производимая специализированными научными (научно-исследовательскими) и проектными (проектно-изыскательскими) организациями;

      21-1) координационный совет – консультативно-совещательный орган, образуемый при природоохранных учреждениях, создаваемый с целью обеспечения прозрачности принятия решений по вопросам развития туризма и рекреации на особо охраняемых природных территориях, а также повышения эффективности управления природоохранными учреждениями;

      22) экологический коридор – часть экологической сети, представленная охраняемыми участками земель и водных объектов, соединяющими особо охраняемые природные территории между собой и с иными видами охраняемых природных территорий для обеспечения естественной миграции (распространения) объектов живой природы и сохранения биологического разнообразия;

      23) экологическая сеть – комплекс особо охраняемых природных территорий различных категорий и видов, связанных между собой и с иными видами охраняемых природных территорий экологическими коридорами, организованный с учетом природных, историко-культурных и социально-экономических особенностей региона.

      Сноска. Статья 1 в редакции Закона РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными законами РК от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий

      1. Законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Отношения по использованию и охране недр, вод, лесов и иных природных ресурсов особо охраняемых природных территорий регулируются специальными законами Республики Казахстан в части, не урегулированной настоящим Законом.

      3. Имущественные отношения в области особо охраняемых природных территорий регулируются гражданским законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

      4. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы в области особо охраняемых природных территорий

      Основными принципами в области особо охраняемых природных территорий являются:

      1) развитие системы особо охраняемых природных территорий как базового компонента экологической сети, обеспечивающей сохранение и восстановление биологического разнообразия, уникальных и типичных ландшафтов;

      2) государственное регулирование, контроль и надзор в области особо охраняемых природных территорий;

      3) сохранение государственного природно-заповедного фонда и естественных экологических систем;

      4) использование особо охраняемых природных территорий в целях развития науки, культуры, просвещения, образования, туризма;

      5) платность использования особо охраняемых природных территорий;

      6) ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий;

      7) участие физических и юридических лиц в решении задач в области особо охраняемых природных территорий;

      8) доступность информации в области особо охраняемых природных территорий;

      9) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий;

      10) участие координационных советов в решении задач в области особо охраняемых природных территорий.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными законами РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 4. Объекты отношений в области особо охраняемых природных территорий

      Объектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются природные комплексы, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также находящиеся на этих землях и землях других категорий объекты государственного природно-заповедного фонда.

Статья 5. Субъекты отношений в области особо охраняемых природных территорий

      Субъектами отношений в области особо охраняемых природных территорий являются физические и юридические лица, а также государственные органы в соответствии с их компетенцией, установленной законами Республики Казахстан.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

      Сноска. Заголовок главы 2 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 6. Система обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий

      В систему обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий входят:

      1) Правительство Республики Казахстан;

      2) уполномоченный орган, включая его ведомство с территориальными подразделениями;

      3) центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории;

      4) представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан и подзаконными актами Республики Казахстан;

      5) исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан и подзаконными актами Республики Казахстан;

      6) природоохранные организации;

      7) физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий.

      Сноска. Статья 6 в редакции Закона РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); с изменениями, внесенными Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 6-1. Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий

      Государственное управление в области особо охраняемых природных территорий осуществляется:

      1) Президентом Республики Казахстан;

      2) Правительством Республики Казахстан;

      3) уполномоченным органом, включая его ведомство с территориальными подразделениями;

      4) центральными исполнительными органами, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории;

      5) представительными и исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы в пределах их компетенции, определенной настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и подзаконными актами Республики Казахстан.

      Сноска. Закон дополнен статьей 6-1 в соответствии с Законом РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); в редакции Закона РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).

Статья 7. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      К компетенции Правительства Республики Казахстан относятся:

      1) разработка основных направлений государственной политики в области особо охраняемых природных территорий;

      2) право владения, пользования и распоряжения особо охраняемыми природными территориями республиканского значения со статусом юридического лица и объектами государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;

      3) определение уполномоченного органа в области особо охраняемых природных территорий;

      3-1) принятие решения на изъятие редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений, их частей или дериватов и утверждение объемов их изъятия;

      4) утверждение:

      перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;

      правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках;

      порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

      перечня международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий;

      порядка упразднения государственных природных заказников республиканского и местного значения и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории;

      правил ведения Красной книги Республики Казахстан;

      перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;

      перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      5) предоставление и изъятие земельных участков, в том числе для государственных нужд, из земель всех категорий в случаях, связанных с созданием и расширением особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      6) создание и расширение особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      6-1) перевод земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса по предложению уполномоченного органа и утверждение его порядка только в случаях, установленных частью второй пункта 2 статьи 23 настоящего Закона;

      6-2) упразднение государственных природных заказников республиканского значения и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшение их территории по предложению уполномоченного органа на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественно-научное обоснование;

      6-3) исключен Законом РК от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования) ;

      7) международное сотрудничество в области особо охраняемых природных территорий;

      8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 7 с изменениями, внесенными законами РК от 09.01.2007 № 213 (порядок введения в действие см. ст.2); от 01.12.2008 № 94-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 8. Компетенция уполномоченного органа и его территориальных подразделений

      Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      К компетенции уполномоченного органа относятся:

      1) межотраслевая координация деятельности государственных органов в области особо охраняемых природных территорий;

      1-1) осуществление координации и методического руководства местных исполнительных органов в области особо охраняемых природных территорий;

      2) реализация государственной политики в области особо охраняемых природных территорий;

      3) разработка и внесение на утверждение в Правительство Республики Казахстан перечня объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения;

      4) внесение предложений по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, а также по переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса только в случаях, установленных частью второй пункта 2 статьи 23 настоящего Закона;

      4-1) разработка порядка и внесение предложений по упразднению государственных природных заказников республиканского и местного значения и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;

      5) разработка и утверждение нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий;

      5-1) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      5-2) исключен Законом РК от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      5-3) исключен Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      6) утверждение:

      размеров тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями республиканского значения со статусом юридического лица, находящимися в его ведении, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      порядка разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, а также корректировки технико-экономического обоснования;

      естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      проектов корректировки технико-экономических обоснований особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      символики (эмблемы и флага) природоохранной организации, а также порядка разработки и использования символики (эмблемы и флага) природоохранного учреждения;

      положений природоохранных учреждений, находящихся в его ведении;

      объемов лова рыбы на водных объектах, входящих в состав особо охраняемых природных территорий со статусом юридического лица;

      границы и вида режима охраны территорий государственных памятников природы республиканского значения;

      правил любительского (спортивного) рыболовства, разрешаемого для нужд местного населения, в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 43-1 настоящего Закона;

      6-1) разработка и утверждение:

      правил разработки и регистрации (перерегистрации) паспортов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

      правил разработки плана управления природоохранной организацией;

      правил посещения особо охраняемых природных территорий физическими лицами;

      правил проведения мелиоративного лова, осуществляемого в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 43-1 настоящего Закона;

      правил поощрения и порядка присвоения почетных званий, нагрудных знаков и почетных грамот в области особо охраняемых природных территорий;

      правил организации и ведения научной деятельности и научных исследований в природоохранных учреждениях;

      состава и положения межведомственных ботанических и зоологических комиссий;

      типового положения о координационном совете;

      правил отнесения особо охраняемых природных территорий к биосферным резерватам;

      правил осуществления любительского (спортивного) рыболовства, мелиоративного лова, научно-исследовательского лова, лова в воспроизводственных целях на водных объектах, входящих в состав особо охраняемых природных территорий со статусом юридического лица;

      правил разработки проектов естественно-научного обоснования упразднения государственных природных заказников республиканского и местного значения и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшения их территории;

      7) рассмотрение отчетов центральных и местных исполнительных органов по вопросам состояния, охраны, защиты, использования и финансирования особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении;

      8) исключен Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      9) организация разработки проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского значения, находящихся в его ведении, экологических коридоров и их утверждение;

      10) организация разработки и утверждение планов управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении;

      11) руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в его ведении, обеспечение проведения их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;

      12) организация научной деятельности на особо охраняемых природных территориях республиканского значения;

      13) ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

      14) согласование перечня объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения по представлению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы;

      14-1) разработка правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках;

      14-2) исключен Законом РК от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
      14-3) исключен Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      15) осуществление государственного контроля и надзора за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда;

      16) разработка и утверждение образцов форменной одежды со знаками различия (без погон), порядка ношения и нормы обеспечения ею государственных инспекторов природоохранных учреждений;

      16-1) разработка перечня особо охраняемых природных территорий республиканского значения;

      16-2) разработка порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

      16-3) исключен Законом РК от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      16-4) внесение предложений в Правительство Республики Казахстан по утверждению перечня международных и государственных организаций, неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий;

      16-5) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      16-6) разработка порядка перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса;

      16-7) исключен Законом РК от 29.09.2014 № 239-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);

      16-8) разработка перечня редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных;

      17) согласование генеральных схем организации территории Республики Казахстан, межрегиональных схем территориального развития, комплексных схем градостроительного планирования и иной градостроительной документации в пределах его компетенции;

      18) осуществление международного сотрудничества и реализации международных договоров в области особо охраняемых природных территорий;

      19) исключен Законом РК от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      20) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной уполномоченным органом.

      Сноска. Статья 8 с изменениями, внесенными законами РК от 01.12.2008 № 94-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 17.07.2009 № 188 (порядок введения в действие см. ст.2); от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 19.03.2010 № 258-IV; от 06.01.2011 № 378-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 10.07.2012 № 36-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 9. Компетенция центральных исполнительных органов, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории

      Центральные исполнительные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, в пределах своей компетенции:

      1) подготавливают и представляют в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда, развитию системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей;

      2) организуют в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, разработку проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий с обеспечением проведения государственной экологической экспертизы и последующим внесением этих обоснований на утверждение уполномоченного органа;

      3) разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, осуществляют регистрацию (перерегистрацию) паспортов в уполномоченном органе;

      4) организуют разработку и утверждают по согласованию с уполномоченным органом планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении;

      5) осуществляют руководство особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;

      6) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

      7) исключен Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования);

      8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 9 с изменениями, внесенными законами РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 10. Компетенция местных представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы

      1. Местные представительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах их компетенции:

      1) утверждают расходы на создание и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения в составе местных бюджетов;

      1-1) по представлению местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы устанавливают ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения;

      2) заслушивают отчеты руководителей исполнительных органов о состоянии и деятельности находящихся в их ведении особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе по вопросам сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда;

      3) осуществляют в соответствии с законодательством Республики Казахстан иные полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан.

      2. Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения, столицы в пределах их компетенции:

      1) вносят в уполномоченный орган предложения по перечню объектов государственного природно-заповедного фонда республиканского значения, развитию системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей, созданию и расширению особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения;

      1-1) реализуют государственную политику в области особо охраняемых природных территорий;

      2) организуют разработку и обеспечивают проведение государственной экологической экспертизы естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения;

      3) утверждают перечень объектов государственного природно-заповедного фонда местного значения, естественно-научные и технико-экономические обоснования по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения;

      4) принимают решения по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий местного значения по согласованию с уполномоченным органом;

      5) утверждают проекты корректировки функционального зонирования особо охраняемых природных территорий местного значения при положительном заключении государственной экологической экспертизы;

      6) разрабатывают и утверждают планы управления особо охраняемыми природными территориями, находящимися в их ведении, обеспечивают проведение их охраны, защиты и восстановления, а также научных исследований;

      7) утверждают размеры тарифов за услуги, предоставляемые особо охраняемыми природными территориями местного значения со статусом юридического лица;

      8) участвуют в ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;

      9) разрабатывают и утверждают по согласованию с уполномоченным органом паспорта особо охраняемых природных территорий, находящихся в их ведении, и представляют паспорта на регистрацию (перерегистрацию) в уполномоченный орган;

      10) принимают решения по резервированию земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов;

      11) принимают решения по установлению охранных зон особо охраняемых природных территорий всех видов с ограничением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на состояние экологических систем этих территорий, экологических коридоров, а также режима их охраны и использования;

      12) осуществляют государственный контроль и надзор за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда, находящихся в их ведении;

      13) утверждают границы и вид режима охраны территории государственных памятников природы местного значения;

      14) представляют на утверждение местным представительным органам областей, городов республиканского значения, столицы ставки платы за использование особо охраняемых природных территорий местного значения;

      15) упраздняют государственные природные заказники местного значения и уменьшают их территории;

      15-1) осуществляют пользование земельными участками, расположенными на территории государственных природных заказников республиканского значения, с соблюдением установленного режима;

      16) осуществляют в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 10 с изменениями, внесенными законами РК от 10.12.2008 № 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 13.06.2013 № 102-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 29.09.2014 № 239-V(вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 11. Государственный контроль и надзор в области особо охраняемых природных территорий

      Сноска. Заголовок статьи 11 с изменением, внесенным Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Государственный контроль и надзор в области особо охраняемых природных территорий направлены на обеспечение соблюдения законодательства Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий физическими и юридическими лицами, а также государственными органами.

      2. Государственный контроль и надзор за состоянием, охраной, защитой и использованием особо охраняемых природных территорий и объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляются уполномоченным органом.

      3. Государственный контроль за соблюдением экологических требований в области охраны, защиты, воспроизводства и использования объектов государственного природно-заповедного фонда осуществляется уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды.

      Сноска. Статья 11 в редакции Закона РК от 24.05.2018 № 156-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменениями, внесенными Законом РК от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОБЛАСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 12. Права и обязанности физических лиц в области особо охраняемых природных территорий

      1. Физические лица вправе:

      1) пользоваться особо охраняемыми природными территориями в порядке, установленном уполномоченным органом;

      2) вносить в уполномоченный орган предложения по вопросам особо охраняемых природных территорий;

      3) участвовать совместно с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда;

      4) создавать фонды, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, и участвовать в их деятельности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов состояния и функционирования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей.

      2. Физические лица обязаны соблюдать законодательство Республики Казахстан в области особо охраняемых природных территорий.

      Сноска. Статья 12 с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 13. Права и обязанности юридических лиц

      1. Юридические лица вправе:

      1) вносить предложения в уполномоченный орган и участвовать в подготовке перечней объектов государственного природно-заповедного фонда, естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, разработке нормативных правовых актов в области особо охраняемых природных территорий;

      2) проводить в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, общественную экологическую экспертизу проектов в области особо охраняемых природных территорий и экологических сетей;

      3) участвовать по договору с природоохранными организациями в мероприятиях по охране, защите, восстановлению и использованию объектов государственного природно-заповедного фонда;

      4) создавать фонды, деятельность которых направлена на предоставление безвозмездной финансовой помощи для развития особо охраняемых природных территорий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан и участвовать в их деятельности и управлении;

      5) запрашивать и получать у соответствующих государственных органов необходимую информацию, касающуюся вопросов функционирования, охраны, защиты и использования особо охраняемых природных территорий и экологических сетей;

      6) участвовать в работе научно-технических советов особо охраняемых природных территорий.

      2. Юридические лица, деятельность которых направлена на развитие особо охраняемых природных территорий, специализирующиеся на предоставлении грантов, финансовой и технической помощи для развития особо охраняемых природных территорий, включаются в перечень неправительственных организаций и фондов, предоставляющих гранты на сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий, определяемых Правительством Республики Казахстан.

      3. Юридические лица обязаны осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 13 с изменениями, внесенными законами РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Глава 4. СОЗДАНИЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

Статья 14. Категории и виды особо охраняемых природных территорий

      1. Особо охраняемые природные территории в зависимости от значимости объектов государственного природно-заповедного фонда относятся к категории республиканского или местного значения.

      2. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий республиканского значения:

      1) государственные природные заповедники;

      2) государственные национальные природные парки;

      3) государственные природные резерваты;

      4) государственные зоологические парки;

      5) государственные ботанические сады;

      6) государственные дендрологические парки;

      7) государственные памятники природы;

      8) государственные природные заказники;

      9) государственные заповедные зоны.

      3. В зависимости от целей создания и вида режима охраны выделяются следующие виды особо охраняемых природных территорий местного значения:

      1) государственные региональные природные парки;

      2) государственные зоологические парки;

      3) государственные ботанические сады;

      4) государственные дендрологические парки;

      5) государственные памятники природы;

      6) государственные природные заказники.

      4. Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий.

      5. Отнесение особо охраняемых природных территорий к категории республиканского значения производится Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа, к категории местного значения - местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.

      6. Перевод особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущий снижение ее статуса, производится при частичной или полной утрате ее особой ценности и уникальности в результате чрезвычайной ситуации природного и (или) техногенного характера.

      Решение о переводе особо охраняемой природной территории со статусом юридического лица из одного вида в другой, влекущее снижение ее статуса или повышение, принимается на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы на естественнонаучное обоснование:

      1) по особо охраняемой природной территории республиканского значения - Правительством Республики Казахстан по предложению уполномоченного органа;

      2) по особо охраняемой природной территории местного значения - местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.

      Перевод особо охраняемых природных территорий из категории "республиканского значения" в категорию "местного значения" не допускается, за исключением государственных памятников природы и ботанических садов, расположенных в границах городов республиканского значения.

      Сноска. Статья 14 с изменениями, внесенными законами РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 15. Правовое положение природоохранных учреждений

      1. Государственные природные заповедники, государственные национальные природные парки, государственные природные резерваты, государственные региональные природные парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного учреждения.

      2. Природоохранным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования.

      3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным учреждениям на праве оперативного управления.

      4. Реорганизация природоохранного учреждения производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 16. Правовое положение природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия

      1. Государственные зоологические парки, государственные ботанические сады и государственные дендрологические парки являются юридическими лицами и создаются в форме государственного предприятия.

      2. Природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, земельные участки предоставляются на праве постоянного землепользования.

      3. Здания (строения и сооружения), историко-культурные и другие объекты недвижимости, расположенные на особо охраняемых природных территориях, передаются природоохранным организациям, созданным в форме государственного предприятия, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

      4. Природоохранные организации, созданные в форме государственного предприятия, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении деньгами.

      Обращение взыскания на остальное имущество природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, не допускается.

      5. Реорганизация природоохранных организаций, созданных в форме государственного предприятия, производится в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Статья 17. Правовое положение особо охраняемых природных территорий без статуса юридического лица

      1. Государственные памятники природы, государственные природные заказники и государственные заповедные зоны не имеют статуса юридического лица и находятся под охраной государства.

      Право оперативного управления объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности на особо охраняемой природной территории, не являющейся юридическим лицом, передается природоохранному учреждению или государственному учреждению лесного хозяйства, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория.

      2. Государственные заповедные зоны и государственные природные заказники республиканского и местного значения подлежат исключению из перечней особо охраняемых природных территорий республиканского или местного значения при создании на их базе государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, а также при упразднении государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения по решению Правительства Республики Казахстан.

      Сноска. Статья 17 с изменениями, внесенными законами РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 18. Охранные зоны государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков

      1. Для обеспечения особой охраны и защиты от неблагоприятного внешнего воздействия вокруг и на землях собственников земельных участков и землепользователей, находящихся в границах государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков устанавливаются охранные зоны с запрещением и (или) ограничением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных особо охраняемых природных территорий и находящихся на них объектов государственного природно-заповедного фонда.

      2. Размеры, границы, виды режима и порядок природопользования на территории охранных зон государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов и государственных региональных природных парков определяются естественно-научными и технико-экономическими обоснованиями по их созданию и устанавливаются решениями местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы в соответствии с настоящим Законом и Земельным кодексом Республики Казахстан.

      При этом ширина охранной зоны, которая устанавливается по границам земельных участков собственников и землепользователей или по естественным географическим рубежам и обозначается на местности специальными знаками, должна быть не менее двух километров.

      Сноска. Статья 18 с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 19. Символика (эмблема и флаг) природоохранных организаций

      Сноска. Заголовок с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

      1. Природоохранные организации имеют свою символику (эмблему и флаг).

      2. Природоохранные организации обладают исключительным правом на использование своей символики (эмблемы и флага) и могут разрешать ее использование физическим и юридическим лицам на платной основе.

      Сноска. Статья 19 с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 20. Создание или расширение особо охраняемых природных территорий

      1. Решение о создании или расширении особо охраняемой природной территории принимается на основе естественно-научного и технико-экономического обоснований, получивших положительные заключения экологической экспертизы.

      Разработка проектов естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию или расширению особо охраняемой природной территории, а также их корректировка, производится в два этапа специализированными научными (научно-исследовательскими) и проектными (проектно-изыскательскими) организациями в порядке, установленном уполномоченным органом.

      2. На первом этапе разрабатывается естественно-научное обоснование по созданию или расширению особо охраняемой природной территории, которым определяются:

      1) уникальность, значимость и репрезентативность природных комплексов исследуемой территории и расположенных на ней объектов государственного природно-заповедного фонда;

      2) оценка состояния социально-экономических условий на исследуемой территории;

      3) состояние экологических систем и объектов государственного природно-заповедного фонда на исследуемой территории, риски, угрозы сохранению и меры по их охране, защите, восстановлению и использованию;

      4) рекомендуемые категория и вид особо охраняемой природной территории;

      5) рекомендуемые границы, площади, а также функциональные зоны и вид режима их охраны и использования.

      3. На втором этапе на основании естественно-научного обоснования, утвержденного уполномоченным органом или согласованного с ним, разрабатывается технико-экономическое обоснование по созданию или расширению особо охраняемой природной территории, включающее:

      1) землеустроительный проект отвода земель особо охраняемой природной территории с описанием ее границ, координат, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, изымаемых (принудительно отчуждаемых) в состав особо охраняемой природной территории, категории и площади земельных участков собственников и землепользователей, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия, а также границ и площади охранной зоны;

      2) затраты, связанные с выкупом земельных участков у собственников и землепользователей и (или) покрытием убытков по их изъятию, ограничением хозяйственной деятельности в охранных зонах, а также в случаях создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земель;

      3) затраты на создание инфраструктуры и содержание особо охраняемой природной территории, выполнение мероприятий по охране, защите и восстановлению объектов государственного природно-заповедного фонда;

      4) функциональное зонирование особо охраняемой природной территории, вид режима охраны и условия регулируемого туристского, рекреационного и ограниченного хозяйственного использования природных комплексов в пределах установленных функциональных зон с определением норм рекреационных нагрузок;

      5) проект планировки особо охраняемой природной территории и ее инфраструктуры (генеральный план развития инфраструктуры): мест размещения туристских троп, смотровых площадок, бивачных полян, стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей, гостиниц, мотелей, туристских баз, объектов общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, трубопроводов, линий электропередачи и связи, дорог с учетом развития экологического туризма.

      3-1. Включение водных объектов и (или) участков, которые используются или могут быть использованы для рыболовства либо имеют значение для воспроизводства запасов рыбных ресурсов и других водных животных, в состав особо охраняемых природных территорий осуществляется с учетом прав и законных интересов лиц, за которыми закреплены данные водные объекты и (или) участки.

      4. Технико-экономическое обоснование согласовывается с собственниками земельных участков и землепользователями, местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы и утверждается в порядке, установленном настоящим Законом.

      Сноска. Статья 20 с изменениями, внесенными законами РК от 21.01.2010 № 242-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 15.06.2017 № 73-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 21. Программы развития системы особо охраняемых природных территорий и экологических сетей

      Сноска. Статья 21 исключена Законом РК от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 22. Земли особо охраняемых природных территорий

      1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы.

      2. При создании государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы земельные участки выделяются из состава других категорий земель и переводятся в категорию земель особо охраняемых природных территорий путем их изъятия у собственников земельных участков и землепользователей.

      3. Земельные участки государственных заповедных зон и государственных природных заказников, охранных зон государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных региональных природных парков, государственных природных резерватов выделяются в составе других категорий земель без их изъятия у собственников земельных участков и землепользователей и без изменения категории земель.

      Ограничения в пределах территории государственных заповедных зон и государственных природных заказников любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных особо охраняемых природных территорий и находящихся на них объектов государственного природно-заповедного фонда, вносятся обременением на земельные участки собственников земельных участков и землепользователей и учитываются в землеустроительной документации.

      4. Решения об отнесении земельных участков к категории земель особо охраняемых природных территорий принимаются:

      1) для особо охраняемой природной территории республиканского значения - Правительством Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа;

      2) для особо охраняемой природной территории местного значения - местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы по согласованию с уполномоченным органом.

      В случае создания государственного регионального природного парка на землях государственного лесного фонда решение об отнесении участков этих земель к категории земель особо охраняемых природных территорий принимается местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы на основании решения Правительства Республики Казахстан о переводе земель государственного лесного фонда.

      5. Изъятие земельных участков для создания и расширения государственных природных заповедников, государственных национальных природных парков, государственных природных резерватов, государственных региональных природных парков, государственных зоологических парков, государственных ботанических садов, государственных дендрологических парков и государственных памятников природы осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе", при этом в случае прекращения права собственности на недвижимость изъятие имущества у собственника осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

      6. Природные комплексы полностью или частично, бессрочно или на определенный срок изымаются из хозяйственной эксплуатации и используются с учетом их особого экологического, научного, историко-культурного и рекреационного значения на условиях платности, за исключением государственных природных заказников и государственных заповедных зон, в порядке, установленном настоящим Законом.

      Сноска. Статья 22 с изменениями, внесенными законами РК от 10.12.2008 № 101-IV (вводится в действие с 01.01.2009); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 23. Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий

      1. Земли особо охраняемых природных территорий, а также земельные участки иных категорий земель, занятые объектами государственного природно-заповедного фонда, находятся в государственной собственности и не подлежат отчуждению.

      2. Изъятие земель особо охраняемых природных территорий не допускается.

      Перевод земель особо охраняемых природных территорий не допускается, за исключением случаев перевода в земли запаса для строительства и функционирования водохозяйственных сооружений, имеющих особое стратегическое значение, и только тех участков, на которых установлен режим ограниченной хозяйственной деятельности, а также для строительства, обустройства и функционирования объектов Государственной границы Республики Казахстан, нужд обороны при отсутствии других вариантов возможного их размещения, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      2-1. Особо охраняемые природные территории могут использоваться для научных, культурно-просветительных, учебных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целей в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

      2-2. Участки особо охраняемых природных территорий в зоне ограниченной хозяйственной деятельности, на которых возможны сенокошение и пастьба скота, могут быть предоставлены в краткосрочное пользование для сенокошения и пастьбы скота в порядке, установленном Лесным кодексом Республики Казахстан.

      3. На землях особо охраняемых природных территорий запрещается любая деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

      Сноска. Статья 23 с изменениями, внесенными законами РК от 01.12.2008 № 94-IV (порядок введения в действие см. ст.2); от 01.03.2011 № 414-IV (вводится в действие со дня его первого официального опубликования); от 20.07.2011 № 464-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 03.07.2013 № 124-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования); от 20.02.2017 № 48-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 28.10.2019 № 268-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 24. Резервирование земель для создания и расширения особо охраняемых природных территорий

      1. В соответствии с утвержденными естественно-научными обоснованиями местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения, столицы принимаются решения о резервировании земельных участков, предназначенных для создания и расширения особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения, в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

      2. Резервирование земель под особо охраняемые природные территории производится без изъятия земель у собственников земельных участков и землепользователей.

      До передачи в состав земель особо охраняемых природных территорий зарезервированные земли в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, используются прежними государственными или негосударственными землепользователями и собственниками земельных участков.

      3. Хозяйственная деятельность собственников земельных участков и землепользователей на резервируемой территории в целях обеспечения сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда может ограничиваться до принятия решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории. При этом собственники земельных участков и землепользователи имеют право на компенсацию убытков сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в результате ограничения хозяйственной деятельности на резервируемых земельных участках.

      4. Компенсация собственникам земельных участков и землепользователям убытков, возникших в результате ограничения хозяйственной деятельности на резервируемых земельных участках, предназначенных для создания или расширения особо охраняемых природных территорий, производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      5. При создании или расширении особо охраняемых природных территорий в пределах границ городов резервирование земель осуществляется с учетом утвержденных в установленном порядке генеральных планов либо с внесением в действующие генеральные планы, градостроительные регламенты и государственный градостроительный кадастр базового уровня необходимых изменений и дополнений.

      Сноска. Статья 24 с изменениями, внесенными Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 25. Паспорт особо охраняемой природной территории

      1. Государственные органы, в ведении которых находятся особо охраняемые природные территории, составляют по каждой такой территории паспорт установленного образца и регистрируют его в уполномоченном органе.

      Каждый экземпляр зарегистрированного паспорта является оригиналом.

      Правила разработки и регистрации (перерегистрации) паспортов особо охраняемых природных территорий республиканского и местного значения утверждаются уполномоченным органом.

      2. В паспорте особо охраняемой природной территории указываются:

      1) наименование особо охраняемой природной территории, ее вид и категория;

      2) название, номер и дата принятия акта государственного органа, которым создана или расширена особо охраняемая природная территория;

      3) наименование государственного органа, в ведении которого находится особо охраняемая природная территория;

      4) наименование организации, на которую возложена охрана особо охраняемой природной территории, не имеющей статуса юридического лица;

      5) местонахождение особо охраняемой природной территории с картой-схемой с определением туристской инфраструктуры, географическими координатами, описанием границ, площади ее территории и охранной зоны;

      6) перечень находящихся на особо охраняемой природной территории объектов государственного природно-заповедного фонда с их количественной и качественной характеристикой;

      7) функциональные зоны особо охраняемой природной территории и вид режима их охраны, сведения о смежных собственниках земельных участков и землепользователях, их обязательствах и обременениях по природопользованию в охранной зоне;

      8) разрешенные и запрещенные виды деятельности, а также ограничения на отдельные виды деятельности на особо охраняемых природных территориях;

      9) правила посещения, режим работы, рекреационная нагрузка.

      3. Паспорт природоохранной организации находится в природоохранной организации, государственном органе, в ведении которого находится данная природоохранная организация, и уполномоченном органе.

      Паспорт государственных памятников природы, государственных природных заказников, государственных заповедных зон находится в организации, за которой закреплена охрана указанных видов особо охраняемых природных территорий, государственном органе, в ведении которого находится данная организация, и уполномоченном органе.

      4. В случаях изменения целевого назначения, реорганизации, расширения особо охраняемой природной территории производится перерегистрация ее паспорта.

      Сноска. Статья 25 с изменением, внесенным Законом РК от 25.01.2012 № 548-IV (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 26. План управления природоохранной организацией

      1. Природоохранные организации осуществляют свою деятельность в соответствии с планом управления, утверждае