О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам закрепления оснований, порядка и условий содержания лиц в учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества

Новый

Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2010 года № 375-IV

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2009 г., № 20-21, ст. 89; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 32; № 15, ст. 71):
      1) в пункте 3 статьи 94 слова ", или по решению суда" исключить;
      2) в статье 119:
      пункт 2 дополнить предложением вторым следующего содержания:
      "Лицу, госпитализированному в принудительном порядке, диагноз ставится комиссией врачей-психиатров.";
      пункт 5 изложить в следующей редакции:
      "5. Врач в течение сорока восьми часов с момента проведения психиатрического освидетельствования предоставляет лицу, страдающему психическим расстройством (заболеванием), если он может правильно воспринимать суть изложенной информации, или его законному представителю письменную информацию о характере психического расстройства (заболевания), целях и методах лечения, а также данные о продолжительности рекомендуемого лечения, возможных болевых ощущениях, побочных эффектах и об ожидаемых результатах. О предоставленной информации делается запись в медицинской документации. В остальных случаях данная информация может быть представлена в соответствии с пунктом 4 статьи 95 настоящего Кодекса.";
      в пункте 7:
      слово "недобровольной" заменить словом "принудительной";
      дополнить предложением третьим следующего содержания:
      "При госпитализации лица без его согласия принятие решения о порядке лечения комиссией врачей-психиатров должно быть обеспечено в течение сорока восьми часов с момента его помещения в психиатрическую организацию.";
      3) в статье 123:
      в пункте 3 слова "законного представителя освидетельствование несовершеннолетнего" заменить словами "у обследуемого лица или несовершеннолетнего законного представителя освидетельствование";
      в пункте 8 слова "врачом-психиатром" заменить словами "комиссией врачей-психиатров";
      пункты 10 и 11 исключить;
      пункт 12 изложить в следующей редакции:
      "12. Заявление о психиатрическом освидетельствовании должно быть письменным, содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования, и данные об отказе лица (либо его законного представителя) от обращения к врачу-психиатру. Врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для принятия решения. Установив, что в заявлении отсутствуют обстоятельства, предусмотренные в пункте 5 настоящей статьи, врач-психиатр в письменном виде обоснованно отказывает в психиатрическом освидетельствовании.";
      4) статью 124 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
      "6. Рассмотрение вопроса о прекращении динамического наблюдения может быть осуществлено в порядке, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, по инициативе самого лица, страдающего психическим расстройством, а также по инициативе его законного представителя.";
      5) в статье 125:
      по тексту слова "недобровольном", "недобровольной" заменить соответственно словами "принудительном", "принудительной";
      в пункте 1 слова "либо определение суда" исключить;
      дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
      "1-1. Принудительная госпитализация в психиатрический стационар допускается на основании решения суда.
      Принудительная госпитализация лица в психиатрический стационар до вынесения судом решения допускается исключительно в целях недопущения последствий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) пункта 1 статьи 94 настоящего Кодекса.
      По каждому случаю принудительной госпитализации без решения суда администрация психиатрической организации в течение сорока восьми часов с момента помещения лица в психиатрический стационар направляет прокурору письменное уведомление.
      При наличии сведений о супруге, близких родственниках и (или) законных представителях администрация психиатрической организации в течение сорока восьми часов с момента помещения лица в психиатрический стационар информирует их.";
      пункт 5 исключить;
      пункт 6 после слова "суд" дополнить словами ", с письменным уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента принятия решения о госпитализации";
      6) в статье 126:
      в пункте 1 слова "по просьбе или с письменного согласия их законных представителей" исключить;
      в пункте 3 слова "извещает об этом" заменить словами "в течение двадцати четырех часов с момента выявления указанных обстоятельств извещает об этом прокурора и";
      7) в тексте статьи 127 слова "недобровольной", "недобровольного" заменить соответственно словами "принудительной", "принудительного";
      8) в статье 128:
      в пункте 3:
      слово "недобровольном" заменить словом "принудительном";
      после слов "врачей-психиатров" дополнить словами ", решению суда либо постановлению прокурора";
      в пункте 5 слово "недобровольном" заменить словом "принудительном";
      9) пункт 1 статьи 129 изложить в следующей редакции:
      "1. Основанием для помещения в психоневрологическую организацию несовершеннолетнего является заключение психолого-медико-педагогической консультации; для лица, признанного судом недееспособным, - решение органа опеки и попечительства, принятое на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра.
      Помещение в психоневрологическую организацию совершеннолетнего лица, страдающего психическим расстройством (заболеванием), но не признанного недееспособным, осуществляется по решению суда.
      Заключение должно свидетельствовать о наличии у лица психического расстройства (заболевания), лишающего его возможности находиться в неспециализированной организации для социального обеспечения, а в отношении дееспособности лица - также сведения об отсутствии основания для постановки перед судом вопроса о признании его недееспособным.".

      2. В Закон Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года "О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., № 3-4, ст. 32; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 23, ст. 142):
      1) по всему тексту:
      слова "специализированных лечебно-профилактических учреждениях", "специализированные лечебно-профилактические учреждения", "специализированном лечебно-профилактическом учреждении", "специализированного лечебно-профилактического учреждения", "специализированных лечебно-профилактических учреждений" заменить соответственно словами "наркологических организациях для принудительного лечения", "наркологические организации для принудительного лечения", "наркологической организации для принудительного лечения", "наркологических организаций для принудительного лечения";
      слова "наркологические учреждения", "наркологическое учреждение", "наркологических учреждениях" заменить соответственно словами "наркологические организации", "наркологическую организацию", "наркологических организациях";
      2) дополнить статьей 1-1 следующего содержания:
      "Статья 1-1. Наркологическая организация для принудительного
                   лечения
      Наркологическая организация для принудительного лечения - медицинская организация здравоохранения, основной задачей которой является лечение лиц, в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера.
      Организация охраны наркологической организации для принудительного лечения возлагается на администрацию организации и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области охранной деятельности.";
      3) в статье 5:
      в части первой слова "районным (городским) народным" исключить;
      в части шестой:
      слова "мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет," исключить;
      слова "психические и соматические заболевания" заменить словами "медицинские противопоказания";
      слова "Министерством здравоохранения" заменить словом "Правительством";
      4) статью 6 изложить в следующей редакции:
      "Статья 6. Организация лечения в наркологических организациях
                 для принудительного лечения
      Порядок лечения больных, направленных на принудительное лечение в наркологические организации для принудительного лечения, регламентируется Положением о наркологической организации для принудительного лечения, утверждаемым уполномоченным органом в области здравоохранения.";
      5) дополнить статьями 6-1, 6-2, 6-3 и 6-4 следующего содержания:
      "Статья 6-1. Правила поведения и условия размещения больных
                   алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в
                   наркологической организации для принудительного
                   лечения
      1. В наркологической организации для принудительного лечения устанавливаются условия, обеспечивающие выполнение медицинских предписаний больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, постоянный надзор за ними и исключающие возможность их самовольного ухода.
      2. Выход больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией с территории наркологической организации для принудительного лечения разрешается только для проведения лечебно-диагностических, реабилитационных мероприятий и осуществления трудовой деятельности в сопровождении медицинского персонала, сотрудников охраны или представителей наркологической организации для принудительного лечения.
      3. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией обеспечиваются необходимыми материально-бытовыми условиями, им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой, бельем и обувью по сезону с учетом пола и климатических условий.
      Нормы питания и материально-бытового обеспечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией устанавливаются Правительством Республики Казахстан. Лица, страдающие болезнями органов пищеварения, обеспечиваются диетическим питанием.
      4. Больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящимся на принудительном лечении в наркологической организации, не разрешается иметь при себе деньги и вещи, запрещенные к хранению, перечень которых определяется уполномоченным органом в области здравоохранения. Изъятые деньги и вещи, запрещенные к хранению, возвращаются родственникам, а при их отсутствии сдаются в камеру хранения наркологической организации для принудительного лечения, где хранятся до их выписки.
      5. Условия содержания больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологической организации для принудительного лечения устанавливаются правилами внутреннего распорядка, утверждаемыми уполномоченным органом в области здравоохранения.
      6. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, нарушающие правила внутреннего распорядка или уклоняющиеся от лечения, помещаются в специальную палату, если их действия угрожают жизни и здоровью окружающих или непосредственно себе. Помещение в специальную палату производится по письменному распоряжению руководителя наркологической организации для принудительного лечения сроком до десяти суток с уведомлением прокурора в течение двадцати четырех часов с момента помещения лица. В случае отсутствия руководителя на рабочем месте решение о помещении в специальную палату принимается старшим по должности сотрудником наркологической организации для принудительного лечения с последующим докладом руководителю, который определяет письменным распоряжением сроки содержания в специальной палате.
      7. Самовольный уход больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией из наркологической организации для принудительного лечения, а равно неприбытие в организацию к установленному сроку являются уклонением от лечения и влекут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан. Доставление их на принудительное лечение осуществляется органами внутренних дел Республики Казахстан на основании постановления суда.
      Период самовольного отсутствия больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в наркологической организации для принудительного лечения в срок лечения не засчитывается.

      Статья 6-2. Медико-санитарное обслуживание больных
                  алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией,
                  находящихся на принудительном лечении в
                  наркологической организации
      Медико-санитарное обслуживание больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации, осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения.

      Статья 6-3. Организация трудовой деятельности больных
                  алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией,
                  находящихся на принудительном лечении в
                  наркологической организации
      Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, по их желанию обеспечиваются работой, на них распространяется действие трудового законодательства Республики Казахстан.

      Статья 6-4. Права и обязанности больных алкоголизмом,
                  наркоманией и токсикоманией, находящихся на
                  принудительном лечении в наркологической
                  организации
      1. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Республики Казахстан.
      Ограничение осуществления прав и свобод больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся на принудительном лечении в наркологической организации, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан.
      2. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, имеют право:
      1) на ознакомление с правилами внутреннего распорядка наркологической организации для принудительного лечения и иными документами, регламентирующими порядок пребывания в данном учреждении;
      2) получать питание, материально-бытовое и медицинское обслуживание;
      3) на трудовое устройство в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан;
      4) приобретать за счет средств, находящихся на персональном лицевом счете, продукты питания и предметы первой необходимости, а также иные вещи, не запрещенные к хранению и использованию на территории наркологической организации для принудительного лечения;
      5) иметь встречи с близкими родственниками в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;
      6) вести переписку без ограничения;
      7) получать передачи, отправлять и получать посылки в порядке, определенном правилами внутреннего распорядка;
      8) получать денежные переводы, которые зачисляются на их лицевой счет;
      9) получать краткосрочный отдых сроком до десяти суток в случае успешного лечения;
      10) отправлять религиозные обряды при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других лиц, содержащихся в наркологической организации для принудительного лечения;
      11) на ежедневную прогулку;
      12) подавать жалобы на действия (бездействие) сотрудников организаций в уполномоченный орган в области здравоохранения, органы прокуратуры, суд.
      3. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, обязаны:
      1) соблюдать установленные правила внутреннего распорядка;
      2) выполнять законные требования администрации наркологической организации для принудительного лечения и медицинского персонала;
      3) принимать назначенное лечение;
      4) бережно относиться к имуществу организации;
      5) поддерживать чистоту и порядок в наркологической организации для принудительного лечения, а также осуществлять уборку на ее территории не более двух часов в неделю;
      6) соблюдать личную гигиену.
      4. За совершение правонарушений и (или) причинение материального ущерба больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящиеся на принудительном лечении в наркологической организации, несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.";
      6) статью 7 изложить в следующей редакции:
      "Статья 7. Основания и порядок прекращения принудительного
                 лечения больных алкоголизмом, наркоманией и
                 токсикоманией
      1. Больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией выписываются из наркологических организаций для принудительного лечения:
      1) по истечении срока принудительного лечения, определенного судом;
      2) в связи с выявлением сопутствующих тяжких заболеваний, препятствующих проведению принудительного лечения, - по постановлению суда;
      3) досрочно в связи с успешным излечением, но не ранее чем через шесть месяцев, - по постановлению суда.
      В случае уклонения от лечения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, находящихся в наркологической организации для принудительного лечения, срок пребывания может быть продлен по решению суда на основании обращения администрации наркологической организации, основанного на медицинском заключении, но не более чем на один год. При этом время нахождения в наркологической организации не должно превышать два года.
      2. Лицам, выписанным из наркологической организации для принудительного лечения, возвращаются документы, деньги и вещи, изъятые и хранящиеся в камере хранения организации.
      В трудовой книжке делается отметка о трудовой деятельности в период нахождения в наркологической организации для принудительного лечения, а при отсутствии трудовой книжки выдается справка.
      3. О лицах, освобождающихся из наркологической организации для принудительного лечения, администрация организации сообщает местному исполнительному органу по месту жительства для оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве и в организацию здравоохранения по месту жительства для обеспечения наблюдения.".

      3. В Закон Республики Казахстан от 30 марта 1999 года "О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 6, ст. 190; 2001 г., № 17-18, ст. 245; 2002 г., № 15, ст. 147; 2004 г., № 23, ст. 142; № 24, ст. 154; 2007 г., № 9, ст. 67; 2008 г., № 15-16, ст. 63; 2009 г., № 24, ст. 128, 130):
      1) заголовок изложить в следующей редакции:
      "О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества";
      2) дополнить преамбулой следующего содержания:
      "Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности специальных учреждений, обеспечивающих на законных основаниях временную изоляцию от общества, а также устанавливает права и обязанности содержащихся в них лиц.";
      3) статью 1 исключить;
      4) статьи 2 и 3 изложить в следующей редакции:
      "Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
      1) специальный приемник - специальное учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту;
      2) специальные учреждения - следственный изолятор, изолятор временного содержания, приемник-распределитель, специальный приемник;
      3) лицо, подвергнутое административному аресту, - лицо, в отношении которого судом вынесено постановление о наложении административного ареста;
      4) лицо, не имеющее определенного места жительства, - лицо, не имеющее регистрации по месту жительства или жилища на территории Республики Казахстан;
      5) одиночная камера - специальное помещение, предназначенное для содержания одного лица, содержащегося под стражей, в целях наиболее полной и строгой его изоляции;
      6) превентивное ограничение свободы передвижения - мера индивидуальной профилактики правонарушений в отношении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, состоящая в его временной изоляции в специальном учреждении органов внутренних дел;
      7) карцер - одиночная камера, предназначенная для содержания лица, совершившего злостное нарушение установленного порядка содержания под стражей;
      8) приемник-распределитель - специальное учреждение органов внутренних дел, предназначенное для приема и содержания лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при отсутствии в их действиях признаков административных правонарушений и преступлений и невозможности установления их личности иными способами;
      9) камера - помещение для содержания лиц, помещенных в приемник-распределитель, специальный приемник, изолятор временного содержания, следственный изолятор;
      10) содержание под стражей - это установленная законами Республики Казахстан временная изоляция лиц с санкции суда в специальных учреждениях;
      11) следственный изолятор - специальное учреждение, предназначенное для содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, а также осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;
      12) изолятор временного содержания - специальное учреждение, предназначенное для содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений.

      Статья 3. Цели содержания лиц в специальных учреждениях
      Содержание лиц в специальных учреждениях осуществляется в целях исполнения мер, предусмотренных законами Республики Казахстан.";
      5) в заголовке и тексте статьи 4 слова "под стражей" заменить словами "в специальных учреждениях";
      6) статьи 5 и 6 изложить в следующей редакции:
      "Статья 5. Основания помещения лиц в специальные учреждения
      Основания помещения лиц в специальные учреждения:
      1) помещение в следственный изолятор подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, осуществляется по постановлению судьи;
      2) помещение в изолятор временного содержания задержанных по подозрению в совершении преступлений осуществляется по протоколу задержания, составленному следователем либо дознавателем.
      Помещение в изолятор временного содержания подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, в отношении которых в качестве меры пресечения применен арест, осуществляется по постановлению судьи в случаях, когда доставка в следственный изолятор невозможна из-за отдаленности или отсутствия надлежащих путей сообщения;
      3) помещение в специальные приемники лиц, подвергнутых административному аресту, осуществляется на основании постановления судьи об их аресте;
      4) помещение в приемник-распределитель лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, осуществляется на основании постановления органов внутренних дел, санкционированного судом.

      Статья 6. Правовое положение лиц, содержащихся в специальных
                учреждениях
      1. Лица, содержащиеся в специальных учреждениях, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, с ограничениями, предусмотренными Конституцией и законами Республики Казахстан.
      2. Иностранцы и лица без гражданства, содержащиеся в специальных учреждениях, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.";
      7) заголовок статьи 7 изложить в следующей редакции:
      "Статья 7. Места содержания под стражей лиц, подозреваемых,
                 обвиняемых в совершении преступления";
      8) дополнить статьей 9-1 следующего содержания:
      "Статья 9-1. Приемники-распределители и специальные приемники
                   органов внутренних дел
      1. Приемники-распределители и специальные приемники создаются, реорганизуются и ликвидируются решениями местных исполнительных органов.
      2. Порядок и организация деятельности приемников-распределителей и специальных приемников определяются Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
      3. Финансирование приемников-распределителей и специальных приемников осуществляется за счет бюджетных средств.";
      9) заголовок главы 2 изложить в следующей редакции:
      "Глава 2. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления";
      10) дополнить главами 3-1 и 3-2 следующего содержания:
      "Глава 3-1. Содержание лиц в приемниках-распределителях
      Статья 46-1. Прием и регистрация лиц, доставленных в приемники-
                   распределители
      1. Прием лиц, не имеющих определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, осуществляется на основании постановления органов внутренних дел.
      2. Если в течение срока, отведенного для приема, не установлена личность, органами внутренних дел проводится комплекс мероприятий в порядке, утверждаемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан по согласованию с Генеральной прокуратурой Республики Казахстан.
      При невозможности установления места жительства и (или) личности лица в течение сорока восьми часов с момента задержания органы внутренних дел направляют в суд постановление о применении в отношении такого лица превентивного ограничения свободы передвижения.
      После получения санкции суда постановление немедленно объявляется под расписку лицу, не имеющему определенное место жительство и (или) документов, удостоверяющих личность. В случае отказа судом санкционировать постановление о применении превентивного ограничения свободы передвижения такое лицо немедленно освобождается из приемника-распределителя.
      3. При задержании лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, при котором находятся дети, суд принимает меры по определению места его нахождения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. При помещении иностранцев в приемники-распределители государственный орган, осуществивший задержание, немедленно извещает об этом Генеральную прокуратуру, Министерство иностранных дел, Комитет национальной безопасности и Министерство внутренних дел Республики Казахстан.
      5. Каждое лицо, доставленное и помещенное в приемник-распределитель, подвергается личному досмотру, медицинскому освидетельствованию, санитарной обработке, дактилоскопируется и фотографируется.
      6. Порядок проведения личного досмотра, медицинского освидетельствования, санитарной обработки, дактилоскопирования, фотографирования, а также перечень вещей, подлежащих изъятию, определяются правилами внутреннего распорядка в приемнике-распределителе, утверждаемыми Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

      Статья 46-2. Проверка лиц, помещенных в
                   приемники-распределители
      1. Лицо, не имеющее определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, помещенное в приемник-распределитель, подвергается проверке с целью установления личности.
      2. Опрос лица, помещенного в приемник-распределитель, производится в течение суток его пребывания в приемнике-распределителе. Результаты опроса оформляются протоколом, который подписывается опрашиваемым и сотрудником, производящим опрос.

      Статья 46-3. Сроки содержания, порядок и основания освобождения
                   из приемника-распределителя
      1. Лицо, не имеющее определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, помещается в приемник-распределитель на основании постановления органа внутренних дел, санкционированного судом, о применении превентивного ограничения свободы передвижения на срок до тридцати суток.
      2. Лицо, не имеющее определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, освобождается из приемника-распределителя ранее срока, установленного пунктом 1 настоящей статьи, в случаях:
      1) установления личности;
      2) установления причастности к совершению преступлений или административных правонарушений;
      3) установления лица несовершеннолетнего возраста с направлением в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в центры адаптации несовершеннолетних.
      3. При освобождении лица, не имеющего определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, из приемника-распределителя начальником приемника-распределителя или его заместителем выносится постановление, в котором излагаются результаты проверки по установлению личности. В течение двадцати четырех часов с момента освобождения в письменной форме уведомляются прокурор, суд и центр социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства.
      Освобожденному из приемника-распределителя лицу, не имеющему определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, возвращаются под расписку изъятые у него на хранение документы, деньги и вещи, кроме предметов и веществ, хранение которых является незаконным.
      4. При освобождении из приемника-распределителя лицам, не имеющим определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, на время проезда к месту дальнейшего устройства выдаются сухой паек по нормам питания, предусмотренным для содержания в приемнике-распределителе, и справка об освобождении.

      Статья 46-4. Режим содержания в приемниках-распределителях
      1. В приемниках-распределителях устанавливается режим, обеспечивающий безопасность содержащихся лиц и исключающий возможность их самовольного ухода. Условия содержания в приемнике-распределителе, оборудование помещений, распорядок дня определяются правилами внутреннего распорядка приемника-распределителя, утверждаемыми Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
      2. Лица, не имеющие определенного места жительства и (или) документов, удостоверяющих личность, содержащиеся в приемниках-распределителях, обеспечиваются питанием по нормам, установленным для содержащихся под стражей и находящихся в изоляторе временного содержания.
      Если с задержанным имеются дети, они могут помещаться по решению суда совместно в отдельную камеру и обеспечиваться питанием в соответствии с законодательством Республики Казахстан о профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних.
      3. Мужчины, помещенные в приемник-распределитель, размещаются отдельно от женщин.
      4. К лицам, содержащимся в приемнике-распределителе, могут применяться физическая сила и специальные средства в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан".

      Статья 46-5. Права и обязанности лиц, содержащихся в
                   приемниках-распределителях
      1. Лица, содержащиеся в приемниках-распределителях, имеют право:
      1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания в приемнике-распределителе, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
      2) на личную безопасность в период нахождения в приемнике-распределителе;
      3) получать материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание по нормам, утверждаемым правилами внутреннего распорядка;
      4) на восьмичасовой сон в ночное время;
      5) на ежедневную прогулку не менее двух часов в день;
      6) отправлять религиозные обряды - при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и прав других содержащихся в приемнике-распределителе лиц;
      7) обращаться к администрации приемника-распределителя, в органы прокуратуры, суд по вопросам законности и обоснованности их содержания, а также нарушения своих прав и законных интересов.
      2. Лица, помещенные в приемники-распределители, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка.
      3. К лицам, нарушившим установленные правила внутреннего распорядка, в зависимости от характера или тяжести проступка применяются следующие меры воздействия:
      1) предупреждение;
      2) внеочередной наряд по уборке помещений приемника-распределителя.
      Решение о применении мер воздействия принимается начальником приемника-распределителя и оформляется мотивированным постановлением.

      Глава 3-2. Содержание лиц, подвергнутых административному
                 аресту в специальных приемниках

      Статья 46-6. Прием и регистрация лиц, подвергнутых
                   административному аресту и доставленных в
                   специальные приемники
      1. При поступлении в специальный приемник лиц, подвергнутых административному аресту, проверяется наличие:
      1) постановления судьи об аресте, подписанного им лично и скрепленного печатью суда;
      2) протокола личного досмотра с изъятыми вещами, запрещенными к хранению в специальном приемнике;
      3) документов, удостоверяющих личность лица, подвергнутого административному аресту.
      2. Порядок регистрации лиц, доставленных в специальный приемник, проведения личного досмотра, медицинского освидетельствования, дактилоскопирования, фотографирования, а также перечень вещей, подлежащих изъятию, определяются правилами внутреннего распорядка в специальном приемнике, утверждаемыми Министерством внутренних дел Республики Казахстан.
      3. О помещении лиц, подвергнутых административному аресту, в специальный приемник или направлении их в соответствующие медицинские организации администрация специального приемника в течение суток извещает их близких родственников по месту жительства.
      4. Обращения лиц, подвергнутых административному аресту, адресованные в суд, органы прокуратуры или другие государственные органы, не рассматриваются и направляются по адресу в течение двадцати четырех часов со времени их подачи.

      Статья 46-7. Режим содержания лиц, подвергнутых
                   административному аресту
      1. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в камерах, двери которых должны иметь прочные запоры и смотровые отверстия, на окнах оборудуются металлические решетки. В каждой камере вывешиваются правила внутреннего распорядка в специальном приемнике.
      2. В специальных приемниках устанавливается режим, обеспечивающий круглосуточное дежурство и исключающий возможность самовольного ухода содержащихся лиц за пределы учреждения.
      К лицам, подвергнутым административному аресту, могут быть применены физическая сила и специальные средства в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан".
      3. Лица, подвергнутые административному аресту, содержащиеся в специальных приемниках, обеспечиваются питанием по нормам, установленным для содержащихся под стражей и находящихся в изоляторе временного содержания. Продукты питания выдаются дежурным ежедневно по ведомости.
      4. Мужчины, помещенные в специальные приемники, размещаются отдельно от женщин.
      5. Больные заразной формой туберкулеза, венерическими и другими инфекционными заболеваниями изолируются от других лиц, подвергнутых административному аресту.

      Статья 46-8. Права и обязанности лиц, подвергнутых
                   административному аресту, содержащихся в
                   специальных приемниках
      1. Лица, подвергнутые административному аресту, содержащиеся в специальных приемниках, имеют право:
      1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания в специальном приемнике, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
      2) на личную безопасность в период нахождения в специальном приемнике;
      3) получать материально-бытовое и медико-санитарное обслуживание по нормам, утверждаемым правилами внутреннего распорядка в специальном приемнике;
      4) получать письма, посылки, бандероли и передачи;
      5) на восьмичасовой сон в ночное время;
      6) на ежедневную прогулку не менее двух часов в день;
      7) отправлять религиозные обряды - при условии соблюдения правил внутреннего распорядка в специальном приемнике и прав других лиц;
      8) обращаться к администрации специального приемника, в органы прокуратуры, суд по вопросам нарушения своих прав и законных интересов.
      2. Лица, подвергнутые административному аресту, помещенные в специальные приемники, обязаны выполнять правила внутреннего распорядка в специальном приемнике.

      Статья 46-9. Освобождение лиц, подвергнутых административному
                   аресту, из специального приемника
      1. Лица, подвергнутые административному аресту, освобождаются из специального приемника по отбытии срока административного ареста, установленного постановлением судьи.
      2. Освобожденным возвращаются под расписку изъятые у них на хранение документы, деньги и вещи, кроме вещей, хранение которых является незаконным.
      3. При незаконном хранении лицами, подвергнутыми административному аресту, огнестрельного или холодного оружия, взрывчатых, сильнодействующих или ядовитых веществ и наркотических средств решения принимаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. Освобожденному выдается справка о пребывании его в специальном приемнике.";
      11) статью 49 изложить в следующей редакции:
      "Статья 49. Надзор за порядком и условиями содержания лиц в
                  специальных учреждениях
      Надзор за порядком и условиями содержания лиц в специальных учреждениях осуществляют органы прокуратуры.";
      12) дополнить статьями 50 и 51 следующего содержания:
      "Статья 50. Общественный контроль
      1. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями в целях оказания содействия лицам, содержащимся в специальных учреждениях, в осуществлении их прав и законных интересов в части условий содержания, медико-санитарного обеспечения, организации труда, досуга и обучения, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
      2. Для осуществления общественного контроля образуются общественные наблюдательные комиссии областей, городов республиканского значения и столицы в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
      3. Общественные наблюдательные комиссии вправе оказывать содействие администрации специальных учреждений в целях создания условий для обеспечения прав, свобод и законных интересов содержащихся в них лиц.
      4. Общественный контроль и содействие общественных наблюдательных комиссий деятельности администрации специальных учреждений осуществляются на основе принципов добровольности, равноправия и законности.
      5. При осуществлении общественного контроля не допускается вмешательство в деятельность специальных учреждений, а также в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

      Статья 51. Полномочия общественной наблюдательной комиссии
      1. Общественная наблюдательная комиссия, а также члены общественной наблюдательной комиссии вправе:
      1) в составе не менее двух членов общественной наблюдательной комиссии беспрепятственно посещать специальные учреждения в порядке, определяемом центральными исполнительными органами;
      2) беседовать с лицами, содержащимися в специальных учреждениях, при наличии согласия указанных лиц, а также принимать обращения и жалобы по вопросам нарушения их прав и законных интересов;
      3) обращаться с заявлениями к администрации специального учреждения и (или) в органы прокуратуры по вопросам, связанным с обеспечением прав и законных интересов лиц, содержащихся в специальных учреждениях.
      2. На период введения режима особых условий в специальных учреждениях полномочия общественной наблюдательной комиссии по посещению указанных учреждений приостанавливаются.
      3. При исполнении своих полномочий члены общественной наблюдательной комиссии обязаны соблюдать положения нормативных правовых актов, обеспечивающих деятельность специальных учреждений, а также подчиняться законным требованиям администрации указанных учреждений. Проведение мероприятий общественного контроля не должно создавать препятствия осуществлению процессуальных действий.".

      4. В Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2004 г., № 18, ст. 105; 2007 г., № 9, ст. 67; № 20, ст. 152; 2009 г., № 15-16, ст. 72; 2010 г., № 8, ст. 41; Закон Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения защиты прав ребенка", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 27 ноября 2010 г.):
      1) дополнить статьей 14-1 следующего содержания:
      "Статья 14-1. Основания выпуска (освобождения)
                    несовершеннолетних из специальных учреждений и
                    организаций
      1. Несовершеннолетние выпускаются из специальных организаций образования в случае:
      1) истечения срока, определенного судом;
      2) досрочно в связи с достижением совершеннолетия;
      3) досрочно, если суд на основании представления администрации учреждения либо территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав придет к выводу, что несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении данной меры;
      4) направления несовершеннолетнего в организацию образования с особым режимом содержания;
      5) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данном учреждении в соответствии с настоящим Законом.
      2. Несовершеннолетние выпускаются из организаций образования с особым режимом содержания в случае:
      1) истечения срока, определенного судом;
      2) досрочно в связи с достижением совершеннолетия;
      3) досрочно, если суд на основании представления администрации учреждения либо территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав придет к выводу, что несовершеннолетний для своего исправления не нуждается в дальнейшем применении данной меры;
      4) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данном учреждении в соответствии с настоящим Законом.
      3. Несовершеннолетние освобождаются из Центров адаптации несовершеннолетних в случае:
      1) установления родителей или других законных представителей;
      2) помещения в специальные организации образования, организации образования с особым режимом содержания;
      3) помещения в детский дом (интернат);
      4) вступления в законную силу приговора суда;
      5) наступления обстоятельств, при которых несовершеннолетний не может находиться в данном учреждении в соответствии с настоящим Законом.";
      2) статью 22 изложить в следующей редакции:
      "Статья 22. Права лиц, в отношении которых применяются меры
                  индивидуальной профилактики
      1. Несовершеннолетним, их родителям или законным представителям, а также иным лицам, в отношении которых применяются меры индивидуальной профилактики, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      2. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных организациях образования, организациях образования с особым режимом содержания и Центрах адаптации несовершеннолетних, наряду с правами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в установленном порядке имеют право на:
      1) уведомление родителей или законных представителей об их помещении в специальные учреждения и организации;
      2) обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры, суд;
      3) получение информации о своих правах и обязанностях, режиме содержания и дисциплинарных требованиях;
      4) личную безопасность в специальных учреждениях и организациях, а также по пути следования к месту их расположения, месту жительства либо бытового устройства;
      5) гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение;
      6) поддержание связи с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества, получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;
      7) обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по нормам, утвержденным Правительством Республики Казахстан;
      8) свидание с родителями либо лицами, их заменяющими, родственниками и иными лицами;
      9) восьмичасовой сон в ночное время, а дети в возрасте от трех до семи лет на дополнительный двухчасовой сон в дневное время;
      10) ежедневную прогулку продолжительностью не менее двух часов;
      11) получение начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования в период нахождения в специальных организациях образования и организациях образования с особым режимом содержания;
      12) отправление религиозных обрядов при условии соблюдения правил внутреннего распорядка и режима содержания, установленного в специальных учреждениях;
      13) пользование имеющимися в специальных учреждениях и организациях литературой и изданиями периодической печати;
      14) участие в гражданско-правовых отношениях в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан;
      15) получение денежного вознаграждения за работу, выполненную в период производственной практики.";
      3) дополнить статьями 22-1, 22-2, 22-3, 22-4, 22-5, 22-6, 22-7 и 22-8 следующего содержания:
      "Статья 22-1. Обеспечение личной безопасности
                    несовершеннолетних
      При возникновении угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего сотрудники специальных учреждений и организаций обязаны немедленно принять меры по обеспечению его личной безопасности.

      Статья 22-2. Свидания с защитниками, родственниками и иными
                   лицами
      1. С момента помещения несовершеннолетних в специальные учреждения и организации им предоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально.
      2. Свидания осуществляются под контролем сотрудников специальных учреждений и организаций. В случае попытки передачи несовершеннолетнему запрещенных предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут способствовать совершению преступления, свидания прерываются досрочно.
      3. Официальные представители дипломатических представительств иностранных государств по решению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан имеют право посетить несовершеннолетнего иностранца, являющегося гражданином представляемого ими государства.

      Статья 22-3. Переписка
      1. Несовершеннолетним разрешается в неограниченном количестве получать, отправлять родственникам и иным лицам письма или телеграммы.
      2. Переписка несовершеннолетних осуществляется только через администрацию специальных учреждений и организаций.
      3. Вручение писем, поступающих на имя несовершеннолетних, содержащихся в специальных учреждениях и организациях, а также отправление их писем адресатам производятся администрацией специальных учреждений и организаций не позднее чем в трехдневный срок со дня поступления письма или сдачи его несовершеннолетними, за исключением праздничных и выходных дней.
      4. Сведения о смерти или тяжелом заболевании близкого родственника сообщаются несовершеннолетнему незамедлительно после их получения.
      5. Письма, поступившие на имя несовершеннолетнего после его убытия из специальных учреждений и организаций, не позднее чем в трехдневный срок после их получения отправляются по месту его убытия.

      Статья 22-4. Направление обращений
      1. Обращения несовершеннолетних, адресованные в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и средства массовой информации, направляются через администрацию специальных учреждений и организаций.
      2. Обращения, адресованные в суд, органы прокуратуры и государственные органы, направляются администрацией специальных учреждений и организаций адресату не позднее двадцати четырех часов.
      3. Ответы на обращения объявляются несовершеннолетним под расписку и приобщаются к личным делам.
      4. Не допускается преследование в любой форме несовершеннолетних за обращения в связи с нарушением их прав и законных интересов. Должностные лица специальных учреждений и организаций, виновные в таком преследовании, несут ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Статья 22-5. Питание, приобретение продуктов питания и
                   предметов первой необходимости
      1. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных учреждениях и организациях, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем по нормам, определяемым Правительством Республики Казахстан.
      2. Прием пищи осуществляется в отдельных помещениях (столовых) от игровых и спальных помещений.
      3. Администрация специальных учреждений и организаций обязана создать несовершеннолетним условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
      4. Специальные учреждения и организации должны быть оснащены игровыми залами, спальными помещениями, помещениями для приема пищи, учебным классом и прогулочными дворами для несовершеннолетних, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, а также исключающими условия самовольного ухода несовершеннолетних из специальных учреждений и организаций.
      5. Несовершеннолетние обеспечиваются учебными пособиями, литературой, канцелярскими принадлежностями и другими средствами, необходимыми для получения обязательного среднего образования.

      Статья 22-6. Медико-санитарное обеспечение
      1. Администрация специальных учреждений и организаций обязана обеспечивать соблюдение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, охрану здоровья несовершеннолетних.
      2. Оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе психиатрической, осуществляется медицинскими работниками специальных учреждений и организаций.
      3. При установлении необходимости госпитализации несовершеннолетний направляется в соответствующую медицинскую организацию.
      4. При получении несовершеннолетними телесных повреждений освидетельствование проводится медицинскими работниками специальных учреждений и организаций безотлагательно. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются пострадавшему, территориальному органу опеки и попечительства или родителям либо лицам, их заменяющим. По решению руководителя администрации специальных учреждений и организаций или органа освидетельствование производится работниками медицинских организаций.
      5. В случае тяжелого заболевания либо смерти несовершеннолетнего администрация специальных учреждений и организаций сообщает об этом близким родственникам, в органы прокуратуры, территориальному органу опеки и попечительства. Тело умершего после патологоанатомического исследования, а также производства действий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, передается лицам, его востребовавшим.
      Захоронение умершего несовершеннолетнего, тело которого не востребовано, осуществляется за счет бюджетных средств.
      6. В случаях обнаружения тяжелого заболевания у несовершеннолетнего, от которого может наступить смерть, администрация специальных учреждений и организаций имеет право, при наличии медицинского заключения, ставить вопрос об изменении режима содержания несовершеннолетнего, а также о направлении его в организацию здравоохранения для прохождения лечения.

      Статья 22-7. Обязанности несовершеннолетних, содержащихся в
                   специальных учреждениях и организациях
      1. Несовершеннолетние, содержащиеся в специальных учреждениях и организациях, обязаны:
      1) соблюдать режим содержания в специальных учреждениях и организациях, установленный настоящим Законом и правилами внутреннего распорядка;
      2) выполнять законные требования администрации специальных учреждений и организаций;
      3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
      4) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью других лиц;
      5) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников специальных учреждений и организаций;
      6) не препятствовать сотрудникам специальных учреждений и организаций в выполнении ими служебных обязанностей;
      7) соблюдать правила пожарной безопасности;
      8) бережно относиться к имуществу специальных учреждений и организаций;
      9) посещать учебные занятия.
      2. Несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях и организациях, запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания несовершеннолетних в этих учреждениях.
      3. Привлечение несовершеннолетних к мероприятиям, не связанным с учебно-воспитательным процессом и социальной реабилитацией, запрещается.

      Статья 22-8. Применение мер поощрения и взыскания к
                   несовершеннолетним, содержащимся в специальных
                   учреждениях и организациях
      1. В специальных учреждениях и организациях устанавливаются следующие меры поощрения:
      1) объявление благодарности устно или в приказе, который приобщается к личному делу несовершеннолетнего;
      2) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
      3) награждение грамотой;
      4) занесение на Доску почета;
      5) сообщение родителям, лицам, их заменяющим, либо по месту прежней учебы о хорошем поведении воспитанника и его успехах в учебе и труде;
      6) присуждение лучшему классу или группе вымпела, грамоты;
      7) присвоение звания "Лучший по профессии".
      2. За нарушение режима и правил внутреннего распорядка к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:
      1) предупреждение;
      2) объявление выговора устно или в приказе, который приобщается к личному делу несовершеннолетнего;
      3) обсуждение на общем собрании несовершеннолетних, группы или класса, на педагогическом совете организаций образования с особым режимом содержания либо специальной организации образования.".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.