О лотереях и лотерейной деятельности

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 9 апреля 2016 года № 495-V ЗРК.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.18
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ.

      Настоящий Закон регулирует общественные отношения в сфере лотереи и лотерейной деятельности в Республике Казахстан, определяет порядок и условия ее организации и проведения, устанавливает организационные основы государственного регулирования в сфере лотереи и лотерейной деятельности.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) суперприз – часть призового фонда тиражной лотереи, не разыгранная в ходе проведения розыгрыша тиража и переходящая из одного тиража в следующий тираж согласно условиям проведения лотереи;

      2) призовой фонд – деньги и (или) иное имущество, формируемые за счет реализации лотерейных билетов, квитанций или иных документов и (или) регистрации лотерейных ставок либо за счет собственных средств оператора лотереи и выплачиваемые участникам лотереи в виде выигрыша;

      3) розыгрыш призового фонда – процесс, который проводится после реализации лотерейных билетов, квитанций или иных документов и (или) регистрации лотерейных ставок и направленный на определение выигравшего (выигравших) участника (участников) лотереи;

      4) лотерея – игра, которая проводится в соответствии с настоящим Законом, условиями проведения лотереи и договором, в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями проведения лотереи. Лотереей не является розыгрыш призов, направленных на стимулирование продаж товаров (услуг) коммерческими организациями;

      5) центр обработки лотерейной информации – аппаратно-программный комплекс, подключенный к сетям связи и предназначенный для регистрации принятых лотерейных ставок, получения, хранения и учета информации о распространенных лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, зарегистрированных лотерейных ставках, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах, и ее передачи от оператора лотереи в центр лотерейной отчетности;

      6) лотерейный билет, квитанция или иной документ – предусмотренный условиями проведения лотереи документ, в том числе в электронной форме, подтверждающий право на участие в лотерее;

      7) центр лотерейной отчетности – аппаратно-программный комплекс, подключенный посредством сетей связи к центру обработки лотерейной информации, позволяющий своевременно получать от оператора лотереи информацию о распространенных лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, зарегистрированных лотерейных ставках, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах;

      8) лотерейное оборудование – устройство или устройства (генератор случайных чисел, механические, электрические, электронные или иные технические устройства), предназначенное (предназначенные) для определения выигрышной лотерейной комбинации;

      9) уполномоченный орган в сфере лотереи и лотерейной деятельности (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере лотереи и лотерейной деятельности;

      10) лотерейная комбинация – предусмотренная условиями проведения лотереи совокупность символов (надписей, чисел, знаков, рисунков), указанная в лотерейном билете, квитанции или ином документе;

      11) участник лотереи – физическое лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, владеющее лотерейным билетом, квитанцией или иным документом, дающим право на участие в розыгрыше призового фонда;

      12) лотерейная ставка – стоимость одной оплаченной лотерейной комбинации;

      13) оператор лотереи – юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, осуществляющее деятельность по проведению лотерей;

      14) проведение лотереи – осуществление мероприятий, включающих в себя изготовление лотерейных билетов, квитанций или иных документов либо заключение договоров на их изготовление, а также заключение договоров с изготовителем лотерейного и иного необходимого для проведения лотереи оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение и учет лотерейных билетов, квитанций или иных документов, розыгрыш призового фонда, экспертиза выигрышных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплата выигрышей участникам лотереи, осуществление иных действий и мероприятий, необходимых для проведения лотереи;

      15) лотерейный терминал – оборудование, предназначенное для приема лотерейных ставок (выбора либо ввода лотерейных комбинаций) и (или) реализации (оформления) лотерейных билетов, квитанций или иных документов;

      16) моментальная лотерея – вид лотереи, в которой совокупность символов (надписей, чисел, знаков, рисунков), позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, квитанции или иные документы на стадии изготовления и до их реализации среди участников лотереи или до приема лотерейных ставок. При проведении моментальной лотереи участник такой лотереи непосредственно после оплаты лотерейного билета, квитанции или иного документа, лотерейной ставки и выдачи (оформления) лотерейного билета, квитанции или иного документа определяет наличие и размер своего выигрыша или его отсутствие;

      17) тираж – количество реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, зарегистрированных лотерейных ставок, участвующих в розыгрыше призового фонда (части призового фонда) в соответствии с условиями проведения лотереи;

      18) тиражная лотерея – вид лотереи, в которой розыгрыш призового фонда между участниками лотереи проводится с использованием лотерейного оборудования единовременно после реализации лотерейных билетов, квитанций или иных документов и (или) регистрации лотерейных ставок;

      19) выигрыш – часть призового фонда, выплачиваемая оператором лотереи в размере и форме (денежной или в натуре) в соответствии с условиями проведения лотереи участнику лотереи, признанному выигравшим в соответствии с условиями проведения лотереи.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные принципы в сфере лотереи и лотерейной деятельности

      Основными принципами в сфере лотереи и лотерейной деятельности являются:

      1) обеспечение равенства условий участия в лотерее, предполагающего равенство шансов участников лотереи на выигрыш;

      2) обеспечение гласности, предполагающей обязательную публикацию условий проведения лотереи и результатов розыгрышей призового фонда тиражных лотерей.

Статья 4. Гарантии прав участников лотереи

      1. Договор между оператором лотереи и участником лотереи признается заключенным с момента оплаты участником лотереи стоимости лотерейного билета, квитанции или иного документа, лотерейной ставки и выдачи (оформления) лотерейного билета, квитанции или иного документа.

      2. Приобретение лотерейного билета, квитанции или иного документа служит основанием возникновения гражданско-правового обязательства, в соответствии с которым участник лотереи вправе требовать от оператора лотереи:

      1) соблюдения условий проведения лотереи;

      2) выплаты выигрыша.

      3. Участник лотереи вправе оспаривать в суде решения и действия (бездействие) оператора лотереи.

      4. Оператор лотереи не вправе разглашать сведения о выигравшем участнике лотереи, если не получено его письменное согласие, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан.

      5. В случае лишения статуса оператора лотереи оператор лотереи обязан прекратить распространение (реализацию) лотерейных билетов, квитанций или иных документов, прием и регистрацию лотерейных ставок, проинформировать об этом участников лотереи через периодические печатные издания и на интернет-ресурсе оператора лотереи, в течение трех месяцев произвести выплату выигрышей по соответствующей лотерее, розыгрыш которой проведен, и вернуть деньги за реализованные лотерейные билеты, квитанции или иные документы, розыгрыш призового фонда в которой не был проведен.

Статья 5. Виды лотерей

      1. Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на следующие виды:

      1) моментальная;

      2) тиражная.

      Примечание РЦПИ!
      Пункт 2 вводится в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

      2. Запрещаются организация и проведение в Республике Казахстан иных лотерей, кроме лотерей, организуемых и проводимых в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

      3. Не допускается проведение азартных игр и (или) пари под видом лотерей.

      Примечание РЦПИ!
      Пункт 4 вводится в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

      4. Запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи.

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЛОТЕРЕИ
И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере лотереи и лотерейной деятельности и организует их осуществление;

      2) определяет уполномоченный орган;

      3) определяет оператора лотереи и срок предоставления ему права проведения лотереи;

      4) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 7. Компетенция уполномоченного органа

      Уполномоченный орган:

      1) осуществляет реализацию государственной политики в сфере лотереи и лотерейной деятельности;

      2) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности;

      3) разрабатывает и утверждает критерии оценки рисков, проверочные листы в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан;

      4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Глава 3. ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕИ

Статья 8. Общие требования, предъявляемые к оператору лотереи

      1. Оператор лотереи не вправе заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме проведения лотереи.

      2. Не могут выступать в качестве оператора лотереи юридические лица:

      1) финансово-хозяйственная деятельность которых приостановлена в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

      2) включенные в перечень организаций, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      3) имеющие неисполненные обязательства по исполнительным документам и включенные уполномоченным органом в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов в соответствующий реестр должников;

      4) учредителями (участниками) и (или) исполнительным органом, и (или) аффилиированным лицом которых являются лица, являющиеся близкими родственниками, супругом (супругой) или свойственниками руководителей уполномоченного органа;

      5) учредителями (участниками) и (или) исполнительным органом, и (или) аффилиированным лицом которых являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, и (или) лица, включенные в перечень лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      3. Оператор лотереи должен обеспечить размещение центра лотерейной отчетности в уполномоченном органе.

      Оператор лотереи посредством центра обработки лотерейной информации должен обеспечить сбор, формирование, хранение и учет информации о распространенных лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, зарегистрированных лотерейных ставках, выручке от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, выплаченных выигрышах и ее представление в центр лотерейной отчетности не реже одного раза в месяц.

Статья 9. Требования к лотерейному терминалу, центру обработки лотерейной информации, центру лотерейной отчетности, лотерейному оборудованию

      1. Лотерейные терминалы должны быть оснащены контрольно-кассовыми машинами, модели которых включены в государственный реестр контрольно-кассовых машин в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

      Лотерейные терминалы также могут предусматривать возможность осуществления выплаты выигрышей с учетом удержания индивидуального подоходного налога у источника выплаты.

      2. Центр обработки лотерейной информации должен находиться на территории Республики Казахстан.

      Центр обработки лотерейной информации и центр лотерейной отчетности должны обеспечивать защиту информации от утраты, хищения, искажения, подделки, несанкционированных доступа и действий по ее распространению, блокированию, уничтожению, модификации, копированию и иных незаконных действий.

      3. Технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда.

      4. Лотерейное оборудование не должно содержать скрытые возможности и (или) процедуры и алгоритмы, позволяющие предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.

      5. Лотерейное оборудование не должно обеспечивать прием и регистрацию лотерейной ставки, а также не должно иметь соединения по сети связи с лотерейными терминалами.

Статья 10. Условия проведения лотереи

      1. Условия проведения лотереи разрабатываются и утверждаются оператором лотереи.

      2. Условия проведения лотереи должны включать в себя следующие сведения:

      1) наименование лотереи;

      2) указание на вид лотереи;

      3) наименование оператора лотереи с указанием его места нахождения, банковских реквизитов, бизнес-идентификационного номера;

      4) сроки проведения лотереи;

      5) описание концепции лотереи;

      6) организационно-технологическое описание лотереи;

      7) права и обязанности участников лотереи;

      8) порядок и сроки выплаты выигрыша участнику лотереи, признанному выигравшим, а также сроки проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов, квитанций или иных документов;

      9) порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда;

      10) порядок распространения (реализации) лотерейных билетов, квитанций или иных документов, приема и регистрации лотерейных ставок;

      11) цена лотерейного билета, квитанции или иного документа (размеры лотерейных ставок);

      12) размер и форма (денежная или в натуре) выигрыша;

      13) планируемый размер призового фонда;

      14) порядок проведения розыгрыша призового фонда, алгоритм определения выигрышей, правила формирования и розыгрыша суперприза (при наличии).

      3. Оператор лотереи обязан направить оригинальный экземпляр утвержденных им условий проведения лотереи в уполномоченный орган не позднее чем за десять календарных дней до начала ее проведения и разместить условия проведения лотереи на своем интернет-ресурсе не позднее чем за один календарный день до начала ее проведения.

Статья 11. Формирование и распределение призового фонда

      1. Оператор лотереи обязан обеспечить формирование призового фонда в размере не менее пятидесяти процентов от выручки от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, зарегистрированных лотерейных ставок конкретной лотереи.

      2. Призовой фонд формируется в соответствии с настоящей статьей и условиями проведения лотереи.

      3. Призовой фонд тиражной лотереи формируется до начала его розыгрыша.

      4. Оператору лотереи запрещается обременять призовой фонд какими-либо обязательствами, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате выигрышей, а также использовать средства призового фонда иначе чем на выплату выигрышей.

      5. Призовой фонд тиражной лотереи должен полностью разыгрываться в рамках тиража, к которому он относится, за исключением тиражной лотереи, использующей в условиях проведения принцип накопительного формирования призового фонда в течение нескольких тиражей (суперприз).

      6. Выплата выигрышей осуществляется в соответствии с настоящим Законом и условиями проведения лотереи.

      Выплата выигрышей должна начинаться не позднее чем в тридцатидневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями проведения лотереи.

      7. Выигрыши, не востребованные в установленный условиями проведения лотереи срок, хранятся оператором лотереи в течение трех лет с момента опубликования результатов соответствующего тиража (розыгрыша призового фонда), после чего зачисляются в доход бюджета в виде неналогового платежа.

Статья 12. Требования к лотерейным билетам, квитанциям или иным документам

      1. Лотерейные билеты, квитанции или иные документы должны содержать следующую обязательную информацию:

      1) наименование лотереи;

      2) наименование, место нахождения, номера телефонов и интернет-ресурс оператора лотереи;

      3) номер или наименование тиража (для тиражных лотерей);

      4) номер лотерейного билета, квитанции или иного документа;

      5) цену лотерейного билета, квитанции или иного документа;

      6) дату и место проведения розыгрыша призового фонда (для тиражной лотереи);

      7) данные о месте и сроках получения выигрыша;

      8) размер призового фонда.

      2. Информация, содержащаяся в лотерейных билетах, квитанциях или иных документах, должна отвечать требованиям законодательства Республики Казахстан о языках.

      3. Электронная форма лотерейного билета, квитанции или иного документа не требует удостоверения посредством электронной цифровой подписи.

Статья 13. Требования к проведению розыгрыша призового фонда

      1. Проведение розыгрыша призового фонда осуществляется в соответствии с настоящим Законом и условиями проведения лотереи.

      2. Розыгрыш призового фонда тиражной лотереи осуществляется лотерейным оборудованием путем генерации случайным образом выигравшей лотерейной комбинацией, которую участник лотереи в целях выявления своего выигрыша должен сравнить с лотерейной комбинацией в данном розыгрыше.

      3. При проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи оператор лотереи создает тиражную комиссию.

      В состав тиражной комиссии могут быть включены представители общественных объединений или иных некоммерческих организаций.

      4. Обязанности тиражной комиссии:

      1) подтверждение количества участвующих в розыгрыше тиража лотерейных билетов, квитанций или иных документов и (или) зарегистрированных лотерейных ставок;

      2) подтверждение результатов проведения тиража.

      Подтверждение результатов проведения тиража фиксируется путем подписания членами тиражной комиссии протокола тиражной комиссии и официальной таблицы результатов проведения тиража.

      5. Оператор лотереи обеспечивает трансляцию розыгрыша призового фонда тиражной лотереи с демонстрацией процедуры определения выигрышей на телеканале в прямом эфире или в сети интернет.

      6. Результаты каждого розыгрыша призового фонда и выигрышей по лотерейным билетам, квитанциям или иным документам, зарегистрированным лотерейным ставкам тиражной лотереи публикуются оператором лотереи в периодических печатных изданиях, распространяемых на всей территории Республики Казахстан, в течение трех рабочих дней или размещаются на интернет-ресурсе оператора лотереи в течение двенадцати часов с момента проведения указанного розыгрыша.

      7. В случае прекращения проведения тиражной лотереи ее призовой фонд должен быть разыгран полностью, включая суперприз.

      8. Розыгрыш призового фонда моментальной лотереи состоит в:

      1) выявлении участником лотереи скрытой лотерейной комбинации, которая заложена в лотерейном билете, квитанции или ином документе на стадии его изготовления;

      2) сопоставлении выявленной участником лотереи информации с условиями проведения лотереи.

      9. Запрещается использование процедур и алгоритмов, которые позволяют предопределить результат проведения розыгрыша призового фонда моментальной лотереи до начала такого розыгрыша.

Статья 14. Отчисления от лотереи

      Оператор лотереи обязан ежеквартально направлять на развитие физической культуры и спорта не менее десяти процентов от разницы между выручкой от реализованных лотерейных билетов, квитанций или иных документов, зарегистрированных лотерейных ставок и призовым фондом единому оператору, осуществляющему деятельность по распределению внебюджетных денежных средств, направленных на развитие физической культуры и спорта.

      Сноска. Статья 14 в редакции Закона РК от 13.12.2019 № 280-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН О ЛОТЕРЕЯХ И ЛОТЕРЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности

      Нарушение законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 16. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности

      1. Государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о лотереях и лотерейной деятельности осуществляется в форме проверки.

      2. Проверка осуществляется в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 17. Переходные положения

      Лицензиаты, осуществляющие деятельность в сфере организации и проведения лотерей, в течение шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона обязаны полностью разыграть призовые фонды соответствующих лотерей, включая суперпризы, произвести выплату выигрышей и вернуть деньги за реализованные лотерейные билеты, квитанции или иные документы, розыгрыш призового фонда которых не был проведен.

Статья 18. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пунктов 2 и 4 статьи 5 настоящего Закона, которые вводятся в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие настоящего Закона.

Президент


Республики Казахстан

Н. НАЗАРБАЕВ


Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.