О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования

Новый

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2018 года № 172-VІ ЗРК.

      Статья 1. Внести изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

      1. В Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 22-IV, ст.151; 2016 г., № 7-I, ст.49; 2017 г., № 11, ст.29; № 12, ст.34; № 13, ст.45; № 20, ст.96; 2018 г., № 1, ст.4; № 7-8, ст.22; № 10, ст. 32):

      1) в статье 116:

      подпункты 2) и 3) изложить в следующей редакции:

      "2) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;

      3) договор о дуальном обучении – письменное соглашение между обучающимся, предприятием (организацией), предоставляющим рабочее место для прохождения производственного обучения и профессиональной практики, и учебным заведением, регламентирующее условия и порядок прохождения производственного обучения и профессиональной практики;";

      дополнить подпунктами 6-1) и 8) следующего содержания:

      "6-1) производственное обучение – обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);";

      "8) наставник – квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой.";

      2) в статье 118:

      в подпункте 1) пункта 4 слово "профессию," исключить;

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Работодатели в соответствии с законодательством Республики Казахстан об образовании предоставляют места для прохождения профессиональной практики, а также производственного обучения, создают безопасные условия и исполняют обязанности, предусмотренные договорами.";

      3) в статье 119:

      в части второй слово "производственной" заменить словами "производственного обучения и профессиональной";

      в части третьей слово "практики" заменить словами "профессиональной практики";

      в части четвертой слово "практику" заменить словами "профессиональную практику";

      дополнить частью пятой следующего содержания:

      "На основе договора о дуальном обучении предприятие (организация) закрепляет за обучающимся наставника для осуществления руководства производственным обучением и профессиональной практикой.".

      2. В Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2007 г., № 20, ст.151; 2008 г., № 23, ст.124; 2009 г., № 18, ст.84; 2010 г., № 5, ст.23; № 24, ст.149; 2011 г., № 1, ст.2; № 2, ст.21; № 5, ст.43; № 11, ст.102; № 12, ст.111; № 16, ст.128; № 18, ст.142; 2012 г., № 2, ст.11; № 4, ст.32; № 15, ст.97; 2013 г., № 2, ст.7; № 7, ст.34; № 9, ст.51; № 14, ст.72, 75; № 15, ст.81; 2014 г., № 1, ст.4, 6; № 3, ст.21; № 10, ст.52; № 14, ст.84; № 19-I, 19-II, ст.96; № 23, ст.143; 2015 г., № 2, ст.3; № 10, ст.50; № 14, ст.72; № 20-IV, ст.113; № 21-III, ст.135; № 22-I, ст.140; № 22-V, ст.156, 158; № 23-II, ст.170, 172; 2016 г., № 8-II, ст.67; № 23, ст.119; 2017 г., № 8, ст.16; № 9, ст.17, 18; № 13, ст.45; № 14, ст.50, 53; № 16, ст.56; № 22-III, ст.109; № 24, ст.115; 2018г., № 9, ст.31; № 10, ст. 32):

      1) в статье 1:

      подпункт 8) изложить в следующей редакции:

      "8) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одного учебного предмета, одной учебной дисциплины и (или) модуля, а также профессиональных модулей в рамках одной квалификации после завершения их изучения;";

      в подпункте 9) слово "дисциплин" заменить словами "предметов, учебных дисциплин и (или) модулей";

      подпункты 19-1) и 29-2) изложить в следующей редакции:

      "19-1) дуальное обучение – форма подготовки кадров, сочетающей обучение в организации образования с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (в организации) с предоставлением рабочих мест и компенсационной выплатой обучающимся при равной ответственности предприятия (организации), учебного заведения и обучающегося;";

      "29-2) профессиональная подготовка – форма профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ;";

      подпункт 30) исключить;

      подпункты 46) и 47) изложить в следующей редакции:

      "46) учебная программа – программа, определяющая по каждому учебному предмету, каждой учебной дисциплине и (или) модулю содержание и объем знаний, умений, навыков и компетенций, подлежащих освоению;

      47) учебный план – документ, регламентирующий перечень, последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, учебных дисциплин и (или) модулей, профессиональной практики, иных видов учебной деятельности обучающихся соответствующего уровня образования и формы контроля;";

      дополнить подпунктами 49-3) и 49-4) следующего содержания:

      "49-3) программа нравственно-духовного образования "Самопознание" – программа, определяющая цели, содержание, а также инновационные способы функционирования системы воспитания и обучения, обеспечивающей гармоничное интеллектуальное и нравственно-духовное развитие обучающихся;

      49-4) производственное обучение – обучение, направленное на приобретение теоретических знаний, практических умений обучающимися, на базе организаций образования и (или) предприятий (организаций);";

      подпункты 53-6), 53-7) и 53-8) изложить в следующей редакции:

      "53-6) наставник – квалифицированный работник предприятия (организации), владеющий технологиями производства или сферы услуг, осуществляющий руководство производственным обучением и профессиональной практикой;

      53-7) техническое и профессиональное образование – образование, направленное на подготовку квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена;

      53-8) грант "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования" – деньги, выделяемые ежегодно местными исполнительными органами областей, городов республиканского значения и столицы государственным организациям технического и профессионального, послесреднего образования по итогам конкурса на основе рейтинговых показателей;";

      дополнить подпунктами 53-9) и 53-10) следующего содержания:

      "53-9) слушатель – лицо, обучающееся в организации образования по образовательным программам дополнительного образования и подготовительного отделения;

      53-10) опорная школа (ресурсный центр) – организация среднего образования, на базе которой консолидируются образовательные ресурсы близлежащих малокомплектных школ для проведения краткосрочных сессионных занятий, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в целях обеспечения доступа к качественному образованию учащихся малокомплектных школ;";

      2) в части первой статьи 5:

      дополнить подпунктом 6-5) следующего содержания:

      "6-5) утверждает программу нравственно-духовного образования "Самопознание";";

      подпункт 8-7) изложить в следующей редакции:

      "8-7) утверждает правила проведения конкурсов на присуждение грантов "Лучшая организация среднего образования", "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования" с установлением размеров грантов и порядка их присуждения;";

      подпункт 20) исключить;

      подпункт 22) изложить в следующей редакции:

      "22) разрабатывает и утверждает правила по организации заказа, хранению, учету и выдаче бланков документов государственного образца об образовании и обеспечению ими организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, подведомственных организаций образования, осуществляет контроль за их использованием;";

      дополнить подпунктом 25-3) следующего содержания:

      "25-3) создает республиканский учебно-методический совет технического и профессионального, послесреднего образования, учебно-методические объединения технического и профессионального, послесреднего образования по профилям и утверждает положения об их деятельности;";

      подпункт 35) после слова "среднего" дополнить словами ", технического и профессионального, послесреднего";

      в подпункте 46-11) слово "организаций" заменить словами "предприятий (организаций)";

      3) в статье 6:

      в пункте 2:

      в подпункте 8) слова "техническим и профессиональным, послесредним," исключить;

      в подпункте 8-1) слова "с техническим и профессиональным, высшим и послевузовским образованием с учетом предложений Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан" заменить словами "с техническим и профессиональным, послесредним, высшим и послевузовским образованием с учетом предложений региональных палат предпринимателей и заинтересованных организаций";

      дополнить подпунктом 8-3) следующего содержания:

      "8-3) утверждает государственный образовательный заказ на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием;";

      подпункт 20) изложить в следующей редакции:

      "20) содействует трудоустройству лиц, окончивших на основе государственного образовательного заказа организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования;";

      дополнить подпунктом 24-9) следующего содержания:

      "24-9) выплачивает победителям конкурса – государственным организациям технического и профессионального, послесреднего образования грант "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования";";

      в пункте 2:

      в подпункте 7) слова "техническим и профессиональным, послесредним," исключить;

      дополнить подпунктом 7-3) следующего содержания:

      "7-3) утверждает государственный образовательный заказ на подготовку кадров с техническим и профессиональным, послесредним образованием;";

      подпункт 25-1) изложить в следующей редакции:

      "25-1) организует заказ и обеспечение организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы основного среднего, общего среднего образования и образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, бланками документов государственного образца об образовании и осуществляет контроль за их использованием;";

      дополнить подпунктом 25-9) следующего содержания:

      "25-9) выплачивает победителям конкурса – государственным организациям технического и профессионального, послесреднего образования грант "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования";";

      4) в части первой пункта 2 статьи 8 слова "установленного и повышенного уровня рабочей квалификации" заменить словами "рабочей квалификации или рабочих квалификаций в рамках одной специальности";

      5) в статье 17:

      пункт 1 после слов "квалифицированных рабочих" дополнить словом "кадров";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Образовательные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня подготовки обучающихся делятся на образовательные программы:

      1) предусматривающие подготовку квалифицированных рабочих кадров.

      Содержание образовательных программ предусматривает изучение общеобразовательных, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики или изучение интегрированных в базовые и профессиональные модули общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики с присвоением рабочих квалификаций;

      2) предусматривающие подготовку специалистов среднего звена.

      Содержание образовательных программ предусматривает изучение общеобразовательных, социально-экономических, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики или изучение интегрированных в базовые и профессиональные модули социально-экономических, общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин, прохождение производственного обучения и профессиональной практики с присвоением квалификации "специалист среднего звена" и (или) рабочих квалификаций.";

      в пункте 4 слово "экономических" заменить словом "социально-экономических";

      в пункте 6 слова "практики на базе предприятия" заменить словами "профессиональной практики на базе предприятия (организации)";

      6) в статье 20:

      в пункте 1 слова "квалифицированных рабочих кадров, специалистов среднего звена и прикладного бакалавра" заменить словами "прикладных бакалавров";

      пункт 2 изложить в следующей редакции:

      "2. Содержание образовательных программ послесреднего образования предусматривает изучение интегрированных в модули образовательных программ технического и профессионального образования с включением отдельных модулей или дисциплин образовательных программ бакалавриата.";

      7) часть первую пункта 10 статьи 28 исключить;

      8) в пункте 2 статьи 29:

      абзац третий дополнить словами "и учебно-методические объединения технического и профессионального, послесреднего образования по профилям";

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Руководство учебно-методической работой учебно-методических объединений технического и профессионального, послесреднего образования по профилям возлагается на республиканский учебно-методический совет технического и профессионального, послесреднего образования.";

      9) в статье 32:

      часть вторую пункта 1 изложить в следующей редакции:

      "Учебный процесс в организациях образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, включает теоретическое обучение в организациях образования, а также производственное обучение и профессиональную практику, выполняемые под руководством мастера производственного обучения, руководителя практики в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах и на учебных полигонах, под руководством наставника, мастера производственного обучения, руководителя практики – на базе предприятий (организаций).";

      дополнить пунктом 4 следующего содержания:

      "4. Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы технического и профессионального образования, присваивается рабочая квалификация и (или) квалификация "специалист среднего звена".";

      10) в статье 32-1:

      в пункте 2 слова "в организации" заменить словами "на базе предприятия (организации)";

      часть третью пункта 3 после слов "на предприятии" дополнить словами "(в организации)";

      пункт 4 изложить в следующей редакции:

      "4. Лицам, сдавшим квалификационный экзамен, присваивается соответствующий уровень квалификации по конкретной специальности и выдается свидетельство (сертификат) о присвоении квалификации.";

      11) в статье 33:

      в части второй слово "специалистов" заменить словом "кадров";

      дополнить частью третьей следующего содержания:

      "Обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы послесреднего образования, присваивается квалификация "прикладной бакалавр".";

      12) в статье 38:

      в пункте 1:

      в части первой слово "специалистов" заменить словом "кадров";

      в части второй слова "в соответствующих организациях" заменить словами "на соответствующих предприятиях (в организациях)";

      в пункте 3:

      в части первой слова "определяют организации" заменить словами "определяют предприятия (организации)";

      в части второй слова "организаций образования, организаций" заменить словами "организаций образования, предприятий (организаций)";

      в пункте 4 слова "и организациями" заменить словами
"и предприятиями (организациями)";

      в пункте 5 слово "организациями" заменить словами "предприятиями (организациями)";

      13) статью 39 дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:

      "4-1. Организации образования, реализующие образовательные программы технического и профессионального, послесреднего образования, по итогам освоения обучающимися профессиональных модулей в рамках одной квалификации и результатам промежуточной аттестации выдают свидетельство о профессиональной подготовке.";

      14) в пункте 3 статьи 43:

      подпункт 5) изложить в следующей редакции:

      "5) проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, за исключением единого национального тестирования;";

      дополнить подпунктом 5-1) следующего содержания:

      "5-1) присвоение обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования рабочих квалификаций, квалификаций "специалист среднего звена", "прикладной бакалавр";";

      15) в пункте 2 статьи 45-1:

      подпункт 2) после слова "предприятий" дополнить словами "(организаций) и закреплением наставника";

      в подпункте 2-1) слова "организациями рабочих мест для прохождения" заменить словами "предприятиями (организациями) рабочих мест для прохождения профессиональной";

      в подпункте 3) слово "специалистов" заменить словом "кадров";

      в подпункте 5) слова "и оценке профессиональной подготовленности выпускников" исключить;

      16) в части первой пункта 7 статьи 47 слова "(кроме учащихся профессиональных лицеев)" исключить;

      17) в пункте 5 статьи 62:

      в части первой:

      абзац первый после слов "на подготовку" дополнить словом "кадров";

      в абзаце втором слово "специалистов" заменить словом "кадров";

      в абзаце четвертом слова "одного специалиста" заменить словами "одного обучающегося (специалиста)";

      в частях второй и третьей слово "специалистов" заменить словом "кадров";

      18) в пункте 4 статьи 64 слова "образования, получившие на конкурсной основе грант "Лучшая организация среднего образования", расходуют грант" заменить словами ", технического и профессионального, послесреднего образования, получившие на конкурсной основе гранты "Лучшая организация среднего образования", "Лучшая организация технического и профессионального, послесреднего образования", расходуют гранты".

      3. В Закон Республики Казахстан от 19 мая 2015 года "О минимальных социальных стандартах и их гарантиях" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2015 г., № 10, ст.49; № 15, ст.78; № 22-I, ст.143; № 22-V, ст.152; 2016 г., № 8-ІІ, ст.67; 2017 г., № 12, ст.36; № 14, ст.53; № 22-III, ст.109):

      в подпункте 9) статьи 25 слова "установленного и повышенного уровня рабочей квалификации, если обучающийся получает его" заменить словами "рабочей квалификации или рабочих квалификаций в рамках одной специальности, если обучающийся получает ее (их)".

      Статья 2. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.