Форма для обращений

О стандартизации

Обновленный

Закон Республики Казахстан от 5 октября 2018 года № 183-VІ ЗРК.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона см. ст.38
      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ

      Настоящий Закон определяет правовые основы, направленные на функционирование национальной системы стандартизации.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

      1) военный национальный стандарт – документ по стандартизации на продукцию, процессы и услуги, который в целях определенного и специального использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам военного и двойного назначения (применения), в том числе содержащий сведения, относимые к государственным секретам и ограниченного распространения;

      2) изготовитель – физическое или юридическое лицо, производящее продукцию для реализации;

      3) услуга – деятельность, направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, результаты которой не имеют материального выражения;

      4) межгосударственный стандарт – региональный стандарт, принятый региональной организацией по стандартизации – Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств;

      5) основополагающий национальный стандарт – документ по стандартизации, устанавливающий общие организационно-методические положения национальной системы стандартизации и имеющий широкую область применения или содержащий общие положения для определенной сферы стандартизации;

      6) единый государственный фонд нормативных технических документов – общедоступный государственный информационный ресурс, содержащий нормативные технические документы, документы по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций), а также сведения о них, за исключением сведений, составляющих государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, формируемые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации;

      7) взаимосвязанные стандарты – национальные стандарты и (или) межгосударственные стандарты, обеспечивающие выполнение требований, установленных техническими регламентами;

      8) продукция – результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

      9) жизненный цикл продукции – процессы проектирования, производства, эксплуатации или потребления, хранения, транспортировки, реализации, уничтожения и утилизации продукции;

      10) региональный стандарт – документ по стандартизации, принятый региональной организацией по стандартизации;

      11) процесс – совокупность взаимосвязанных и последовательных действий (работ) по достижению какого-либо заданного результата, включая этапы жизненного цикла продукции;

      12) официальное издание – печатный либо электронный текст документа по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций) с нанесенным национальным знаком стандартизации, издаваемый единым государственным фондом нормативных технических документов;

      13) информационный указатель стандартов – периодически издаваемый указатель, который содержит информацию о принятых документах по стандартизации, изменениях к ним, а также сроки их введения в действие и дополнительную информацию;

      14) стандартизация – деятельность, направленная на обеспечение безопасности и качества объектов стандартизации и достижение оптимальной степени упорядочения требований к объектам стандартизации посредством установления положений для всеобщего, многократного использования в отношении реально существующих и потенциальных задач;

      15) документ по стандартизации – документ, устанавливающий нормы, правила, характеристики, принципы, касающиеся различных видов деятельности в сфере стандартизации или ее результатов;

      16) актуализация документов по стандартизации – процесс поддержания документов по стандартизации в актуальном состоянии путем внесения в них принятых в установленном порядке изменений, информации о сроках их действия, пересмотре, об ограничении или отмене;

      17) каталог документов по стандартизации – информационный ресурс, содержащий информацию о национальных, межгосударственных стандартах и национальных классификаторах технико-экономической информации;

      18) региональная организация по стандартизации – организация по стандартизации, участие в деятельности которой открыто для одного региона: географического или экономического;

      19) технический комитет по стандартизации – консультативно-совещательный орган, создаваемый в отраслях экономики на добровольной основе для осуществления деятельности в сфере стандартизации и участия в создании национальной системы стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности;

      20) базовая организация технического комитета по стандартизации – организация, на базе которой создан и функционирует технический комитет по стандартизации;

      21) технический эксперт по стандартизации – физическое лицо, участвующее в деятельности в сфере стандартизации, обладающее специальными знаниями в отношении объекта стандартизации и соответствующее характеристикам, установленным настоящим Законом;

      22) рекомендации по стандартизации – документ по стандартизации, содержащий информацию организационного и методического характера, касающуюся проведения работ по стандартизации и (или) обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия;

      23) международная организация по стандартизации – организация по стандартизации, членство в которой открыто для любой страны;

      24) иностранная организация по стандартизации – организация по стандартизации, признанная на национальном уровне иностранного государства как осуществляющая деятельность в сфере стандартизации;

      25) деятельность в сфере стандартизации – планирование, разработка, утверждение, регистрация, учет, опубликование, распространение, применение, мониторинг и актуализация документов по стандартизации;

      26) уполномоченный орган в сфере стандартизации (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере стандартизации;

      27) распространение – предоставление либо реализация официальных изданий и (или) их копий на основании соответствующих запросов физических и юридических лиц в порядке, определяемом настоящим Законом;

      28) классификаторы технико-экономической информации – документы по стандартизации, представляющие собой систематизированные своды кодов и наименований классификационных групп объектов технико-экономической информации, к которым относятся национальные классификаторы технико-экономической информации, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации, классификаторы технико-экономической информации региональных организаций по стандартизации и классификаторы технико-экономической информации иностранных государств;

      29) депозитарий классификаторов технико-экономической информации (далее – депозитарий) – специализированный фонд, представляющий собой совокупность классификаторов технико-экономической информации, имеющих межведомственный характер, обеспечивающий их формирование, учет, хранение, актуализацию, информационное и нормативное обеспечение в интересах пользователей депозитария;

      30) стандарт организации – документ по стандартизации, принятый организацией самостоятельно для реализации ее целей;

      31) национальный стандарт – документ по стандартизации, утвержденный уполномоченным органом, доступный широкому кругу пользователей;

      32) национальный знак стандартизации – знак, используемый для маркирования документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации;

      33) национальная система стандартизации – совокупность субъектов и их отношений в процессе осуществления деятельности в сфере стандартизации, а также документов по стандартизации и нормативных технических документов, являющихся объектами общедоступного государственного информационного ресурса;

      34) реестр национальной системы стандартизации – система учета национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, технических комитетов по стандартизации, осуществляемая в электронной форме;

      35) гармонизация – деятельность по созданию условий для внедрения и использования в национальных интересах международных и региональных стандартов, отражающих новейшие достижения в науке и технике и определяющих современные требования к уровню качества и конкурентоспособности объектов стандартизации;

      36) международный стандарт – документ по стандартизации, принятый международной организацией по стандартизации, доступный широкому кругу пользователей;

      37) стандарт иностранного государства – документ по стандартизации, принятый национальным органом по стандартизации иностранного государства либо организацией иностранного государства;

      38) субъекты стандартизации иностранных государств – государственные органы, физические либо юридические лица, уполномоченные представлять интересы своих стран в сфере стандартизации.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизации

      1. Законодательство Республики Казахстан в сфере стандартизации основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера регулирования настоящего Закона

      1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью в сфере стандартизации.

      2. Объектами стандартизации являются продукция, процессы и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации.

      3. Субъектами национальной системы стандартизации являются государственные органы, а также физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере стандартизации.

Статья 4. Цели стандартизации

      Целями стандартизации являются:

      1) повышение конкурентоспособности отечественной продукции, процессов и услуг;

      2) экономия природных и энергетических ресурсов;

      3) обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития государства;

      4) повышение безопасности и качества продукции, процессов и услуг;

      5) устранение технических барьеров в торговле для создания условий интеграции в международную систему стандартизации;

      6) предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно безопасности и качества продукции, процессов и услуг;

      7) поддержка эффективного внедрения инноваций и развития высокотехнологичных производств, а также содействие трансферту технологий и наилучших лабораторных практик;

      8) создание условий для улучшения безопасности и качества жизни населения.

Статья 5. Принципы стандартизации

      Стандартизация в Республике Казахстан основывается на принципах:

      1) добровольности:

      выбора с целью применения документов по стандартизации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан;

      участия в деятельности в сфере стандартизации всех заинтересованных сторон;

      выбора из взаимосвязанных стандартов;

      2) единства и целостности национальной системы стандартизации;

      3) обеспечения системности и комплексности стандартизации;

      4) применения единой терминологии к объектам стандартизации;

      5) открытости процесса разработки национальных стандартов на основе участия всех заинтересованных сторон;

      6) открытости информации о документах по стандартизации, порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц, за исключением документов по стандартизации, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, и документов по стандартизации, являющихся объектом авторского права;

      7) использования достижений науки и техники, а также международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств при разработке документов по стандартизации;

      8) динамичности и опережающего развития стандартизации.

      Примечание РЦПИ!
      В статью 6 предусмотрено изменение Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 6. Регулирование в сфере стандартизации продукции, процессов и услуг военного и двойного назначения (применения)

      Порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие военных национальных стандартов, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, определяется Министерством обороны Республики Казахстан.

Глава 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 7. Структура национальной системы стандартизации

      Структуру национальной системы стандартизации составляют:

      1) Правительство Республики Казахстан;

      2) уполномоченный орган;

      3) государственные органы в пределах своей компетенции;

      4) национальный орган по стандартизации;

      5) технические комитеты по стандартизации;

      6) технические эксперты по стандартизации;

      7) физические и юридические лица.

Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в сфере стандартизации

      Правительство Республики Казахстан:

      1) разрабатывает основные направления государственной политики в сфере стандартизации и организует их исполнение;

      2) определяет национальный орган по стандартизации;

      3) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией Республики Казахстан, настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

Статья 9. Компетенция уполномоченного органа

      К компетенции уполномоченного органа относятся:

      1) реализация государственной политики в сфере стандартизации;

      2) осуществление межотраслевой координации деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в сфере стандартизации;

      3) подача представления в Правительство Республики Казахстан для определения национального органа по стандартизации;

      4) представление интересов Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации;

      5) определение порядка разработки национального плана стандартизации;

      6) утверждение национального плана стандартизации;

      7) утверждение национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации, а также изменений к ним;

      8) определение порядка разработки, согласования, экспертизы, утверждения, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены и введения в действие национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации;

      9) определение порядка формирования, ведения и сопровождения единого государственного фонда нормативных технических документов, а также распространения копий нормативных технических документов, официальных изданий;

      10) определение порядка создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;

      11) определение порядка применения национальных, межгосударственных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации в нормативных правовых актах;

      12) определение порядка применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, классификаторов технико-экономической информации международных организаций по стандартизации, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций по стандартизации региональных организаций по стандартизации, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций по стандартизации иностранных государств;

      13) определение порядка создания, работы и ликвидации технических комитетов по стандартизации;

      14) регистрация национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации;

      15) организация анализа и разработки национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) и межгосударственных стандартов;

      16) проведение работ по включению национальных стандартов в перечни стандартов к соответствующим техническим регламентам Евразийского экономического союза;

      17) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 10. Компетенция государственных органов в сфере стандартизации

      Государственные органы в сфере стандартизации в пределах своей компетенции осуществляют:

      1) подготовку и внесение предложений о разработке, внесении изменений, пересмотре и об отмене национальных, межгосударственных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

      2) разработку национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации по согласованию с уполномоченным органом;

      3) рассмотрение проектов документов по стандартизации и национального плана стандартизации;

      4) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации;

      5) участие в работе технических комитетов по стандартизации и национального органа по стандартизации, международных организаций по стандартизации;

      6) иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

Статья 11. Национальный орган по стандартизации

      1. Национальный орган по стандартизации является государственным юридическим лицом, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере стандартизации, координацию работ по стандартизации.

      2. Для осуществления своей деятельности национальный орган по стандартизации должен иметь:

      1) соглашения с международными, региональными и иностранными организациями по стандартизации на распространение и применение документов по стандартизации;

      2) опыт в разработке национальных и межгосударственных стандартов, экспертизе проектов документов по стандартизации;

      3) опыт в проведении анализа и систематизации документов по стандартизации по отраслям.

      3. Деятельность национального органа по стандартизации направлена на осуществление механизма согласованного взаимодействия субъектов национальной системы стандартизации с целью создания условий для развития конкурентоспособности отечественной продукции, процессов и услуг и свободного их доступа на внутренний и внешний рынки, обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития государства.

      4. Национальный орган по стандартизации в пределах своей компетенции осуществляет:

      1) разработку основополагающих национальных стандартов, национальных и межгосударственных стандартов, включаемых в перечни стандартов к техническим регламентам как взаимосвязанных, и рекомендаций по стандартизации;

      2) проведение и (или) участие в научных исследованиях в сфере стандартизации;

      3) анализ и систематизацию документов по стандартизации в разрезе приоритетных отраслей;

      4) обеспечение инновационных и инвестиционных проектов, направленных на производство продукции с повышенными показателями безопасности, соответствующими национальными стандартами посредством их разработки;

      5) формирование национального плана стандартизации, а также внесение в него изменений и (или) дополнений;

      6) экспертизу проектов документов по стандартизации;

      7) формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов, системы каталогизации документов по стандартизации;

      8) ведение реестра национальной системы стандартизации;

      9) сотрудничество с международными, региональными, иностранными организациями по стандартизации, в том числе по обмену информацией, распространению и применению международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан;

      10) участие в официальном издании, распространении и опубликовании нормативных технических документов и документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций), а также информационных указателей стандартов и каталогов;

      11) создание, координацию деятельности и ликвидацию технических комитетов по стандартизации, актуализацию состава технических комитетов по стандартизации и объектов стандартизации, закрепленных за техническими комитетами по стандартизации;

      12) участие в организации подготовки и повышения квалификации в сфере стандартизации.

Статья 12. Технические комитеты по стандартизации

      1. Технические комитеты по стандартизации создаются в отраслях экономики на основе принципа добровольного участия субъектов национальной системы стандартизации.

      2. Технические комитеты по стандартизации:

      1) принимают участие в разработке документов по стандартизации и разрабатывают их;

      2) организуют техническое обсуждение содержания проектов национальных стандартов в соответствии с закрепленной областью деятельности с членами технического комитета по стандартизации;

      3) вносят предложения по формированию национального плана стандартизации;

      4) направляют запросы в государственные органы, юридическим или физическим лицам по вопросам, входящим в их компетенцию, от имени базовой организации;

      5) участвуют в научных исследованиях в сфере стандартизации;

      6) участвуют в работе технических комитетов по стандартизации международных и региональных организаций по стандартизации;

      7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

      3. В состав технического комитета по стандартизации входят представители заинтересованных субъектов национальной системы стандартизации соответствующей отрасли (сферы).

      4. Заявителями на создание технического комитета по стандартизации могут быть заинтересованные субъекты национальной системы стандартизации соответствующей отрасли (сферы).

      5. Информационно-аналитическое и организационное обеспечение деятельности технического комитета по стандартизации осуществляется его базовой организацией.

Статья 13. Технические эксперты по стандартизации

      1. Технические эксперты по стандартизации участвуют в деятельности в сфере стандартизации и могут представлять интересы организации.

      2. К компетенции технических экспертов по стандартизации относятся:

      1) участие в реализации государственной политики в сфере стандартизации;

      2) участие в разработке и экспертизе нормативных правовых актов в области технического регулирования и сфере стандартизации, документов по стандартизации;

      3) участие в работе технических комитетов по стандартизации;

      4) участие в научных исследованиях в сфере стандартизации;

      5) участие в формировании национального плана стандартизации;

      6) выполнение иных функций, установленных законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

      3. Организации определяют технических экспертов по стандартизации на основе одной из следующих характеристик:

      1) наличие профессионального технического образования и обладание знаниями в отношении объекта стандартизации;

      2) наличие опыта работы в сфере стандартизации.

Статья 14. Единый государственный фонд нормативных технических документов

      1. Единый государственный фонд нормативных технических документов функционирует в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

      2. Государственные органы, их подведомственные организации представляют один экземпляр утвержденного ими нормативного технического документа, а также сведения о принятии, внесении изменений, об отмене каждого нормативного технического документа в национальный орган по стандартизации для формирования единой информационной системы.

      3. Формирование, ведение и сопровождение единого государственного фонда нормативных технических документов включают в себя:

      1) комплектование и хранение нормативных технических документов;

      2) комплектование, хранение и актуализацию документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций);

      3) представление копий нормативных технических документов, а также сведений о них, содержащихся в едином государственном фонде нормативных технических документов;

      4) сопровождение и расширение информационных систем единого государственного фонда нормативных технических документов, системы каталогизации документов по стандартизации.

      4. Распространение официальных изданий документов по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов и стандартов организаций) осуществляется через единый государственный фонд нормативных технических документов.

      На безвозмездной основе распространяются официальные издания национальных стандартов, за исключением военных национальных стандартов, межгосударственных стандартов, принятых на территории Республики Казахстан в качестве национальных стандартов, и национальных стандартов, принятых на основе международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств.

      5. Распространение документов по стандартизации и их копий осуществляется при условии соблюдения авторских прав.

      Примечание РЦПИ!
      В статью 15 предусмотрено изменение Законом РК от 18.03.2019 № 237-VI (вводится в действие с 01.01.2020).

Статья 15. Права физических и юридических лиц в сфере стандартизации

      Физические и юридические лица имеют право с учетом своих хозяйственных и профессиональных потребностей организовать и осуществлять деятельность в сфере стандартизации в соответствующих отраслях (сферах), в частности:

      1) участвовать в разработке нормативных правовых актов Республики Казахстан в сфере стандартизации;

      2) участвовать в разработке, мониторинге, пересмотре, отмене и актуализации документов по стандартизации;

      3) направлять запросы в уполномоченный орган, национальный орган по стандартизации, технические комитеты по стандартизации по вопросам, касающимся сферы стандартизации;

      4) участвовать в деятельности технических комитетов по стандартизации;

      5) разрабатывать и внедрять документы по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов);

      6) создавать соответствующие подразделения и службы по стандартизации;

      7) участвовать в научных исследованиях в сфере стандартизации;

      8) осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 16. Виды документов по стандартизации

      1. К документам по стандартизации относятся:

      1) международные стандарты, классификаторы технико-экономической информации международных организаций по стандартизации;

      2) региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила и рекомендации по стандартизации региональных организаций по стандартизации;

      3) национальные стандарты и национальные классификаторы технико-экономической информации;

      4) рекомендации по стандартизации;

      5) стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;

      6) стандарты организаций.

      2. Документы по стандартизации, по которым объекты стандартизации выпускаются в обращение на территории Республики Казахстан, не должны противоречить законодательству Республики Казахстан в сфере стандартизации.

Статья 17. Национальные стандарты

      1. Национальные стандарты разрабатываются для целей стандартизации, предусмотренных настоящим Законом.

      2. Национальные стандарты подразделяются на:

      1) основополагающие национальные стандарты;

      2) национальные стандарты на продукцию, процессы и услуги, методы контроля продукции, процессов и услуг;

      3) военные национальные стандарты.

      3. В национальных стандартах могут устанавливаться:

      1) классификация продукции, услуг;

      2) показатели унификации, совместимости и взаимозаменяемости продукции;

      3) термины и определения;

      4) потребительские свойства и характеристики продукции и услуг, определяющие уровень их качества, включая показатели функционального назначения;

      5) правила производства, переработки, приемки, упаковки, маркировки, транспортировки, хранения, реализации, утилизации и уничтожения продукции;

      6) методы испытаний качества и безопасности продукции и услуг;

      7) требования к сохранению и рациональному использованию всех видов ресурсов;

      8) требования к организации производства, обеспечивающие внедрение систем менеджмента;

      9) положения организационно-методического характера для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила.

Статья 18. Национальные классификаторы технико-экономической информации

      1. Технико-экономическая информация, используемая в отраслях экономики и требующая учета, подлежит классификации и кодированию посредством утверждения классификаторов технико-экономической информации.

      2. Разработка национальных классификаторов технико-экономической информации проводится в инициативном порядке либо в соответствии с национальным планом стандартизации.

Статья 19. Стандарты организаций

      1. Стандарты организаций разрабатываются на продукцию, процессы или услуги и не подлежат учету и регистрации в реестре национальной системы стандартизации.

      Стандарты организаций могут быть приняты в виде технических условий, в том числе содержащих технические требования к продукции.

      2. Стандарты организаций принимаются:

      1) одной организацией;

      2) отраслевой ассоциацией (неправительственный);

      3) консорциумом;

      4) саморегулируемой организацией.

      3. Стандарты организаций передаются в пользование только с разрешения организации – держателя подлинника соответствующего стандарта.

      4. Порядок разработки, принятия, регистрации, учета, изменения, пересмотра, отмены, издания, распространения, применения стандартов организаций определяется организацией.

      5. Не допускается финансирование разработки стандартов организаций за счет средств республиканского или местных бюджетов.

Статья 20. Рекомендации по стандартизации

      Рекомендации по стандартизации содержат добровольные для применения организационно-методические положения, касающиеся проведения работ по стандартизации, а также обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия, способствующие применению соответствующего национального стандарта, или положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в национальном стандарте.

Глава 4. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 21. Планирование работ по стандартизации

      1. Планирование работ по стандартизации осуществляется на каждые три года с учетом стратегических целей и направлений развития национальной системы стандартизации.

      Планирование работ по стандартизации должно отвечать основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан, учитывать результаты научных исследований и требования, установленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

      Планирование работ по стандартизации осуществляется в форме национального плана стандартизации.

      В период действия национального плана стандартизации допускается внесение в него изменений и (или) дополнений по предложениям субъектов национальной системы стандартизации.

      2. Национальный план стандартизации формируется на основе:

      1) предложений государственных органов, Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства и других заинтересованных сторон;

      2) планов работ технических комитетов по стандартизации;

      3) расширения перечней взаимосвязанных стандартов к техническим регламентам с учетом предварительного анализа действующих документов по стандартизации и потребности в разработке национальных стандартов;

      4) результатов мониторинга в сфере стандартизации;

      5) иных источников, отвечающих основным направлениям социально-экономического развития Республики Казахстан.

      3. Действие настоящей статьи не распространяется на планирование международных, региональных стандартов (за исключением межгосударственных стандартов), военных национальных стандартов, стандартов организаций, а также стандартов иностранных государств.

      4. Национальный план стандартизации включает в себя:

      1) код по межгосударственному классификатору стандартов;

      2) наименование проекта национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации;

      3) основание разработки;

      4) основную нормативную базу;

      5) сроки выполнения работ;

      6) источник финансирования;

      7) организацию-заявителя, предоставившую предложение-заявку;

      8) код классификации продукции по видам экономической деятельности;

      9) перечень организаций – потенциальных пользователей национального или межгосударственного стандарта, национального классификатора технико-экономической информации.

Статья 22. Разработка и утверждение национальных стандартов

      1. Разработка национальных стандартов осуществляется в соответствии с национальным планом стандартизации и (или) в инициативном порядке.

      2. Национальные стандарты разрабатываются с учетом:

      1) результатов научных исследований (испытаний) и измерений;

      2) международных, региональных стандартов, стандартов организаций, стандартов иностранных государств и иных документов, устанавливающих требования к объекту стандартизации;

      3) приобретенного практического опыта применения новых видов продукции, процессов и услуг.

      Период разработки национальных стандартов, разрабатываемых на основе научных исследований и измерений, не должен превышать три года.

      3. Разработка национальных стандартов осуществляется заинтересованными субъектами национальной системы стандартизации.

      Разработка основополагающих национальных стандартов, национальных и межгосударственных стандартов, включаемых в перечни стандартов к техническим регламентам как взаимосвязанных, финансируемых за счет бюджетных средств, осуществляется национальным органом по стандартизации.

      4. Уведомления о начале и завершении разработки национальных стандартов, а также проекты национальных стандартов размещаются на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.

      Публичное обсуждение проектов национальных стандартов на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации осуществляется в течение шестидесяти календарных дней.

      5. Перед утверждением национального стандарта разработчик направляет его проект в национальный орган по стандартизации на экспертизу.

      Обязательным условием утверждения национальных стандартов в порядке, определенном уполномоченным органом, является достижение консенсуса, за исключением национальных стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации.

      Решение об утверждении национальных стандартов, затрагивающих вопросы безопасности объектов стандартизации, принимается уполномоченным органом по согласованию с заинтересованным государственным органом.

      6. В период публичного обсуждения проекты национальных стандартов проходят обязательное техническое обсуждение в профильном техническом комитете по стандартизации, а в случае его отсутствия – в национальном органе по стандартизации.

      7. Положения пунктов 1, 3, 4, 5 и 6 настоящей статьи не применяются при разработке военных национальных стандартов.

Статья 23. Внесение изменений и отмена национальных стандартов

      1. Изменения в национальные стандарты вносятся при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия, введении новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушения требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготавливаемой по действующему национальному стандарту.

      2. Процедуры внесения изменений в национальные стандарты устанавливаются уполномоченным органом.

      3. Основаниями для отмены национальных стандартов являются:

      1) противоречие требованиям законодательства Республики Казахстан;

      2) введение в действие нового национального стандарта взамен действующего;

      3) принятие на территории Республики Казахстан межгосударственных стандартов;

      4) утрата актуальности применения национального стандарта.

      4. При отмене национального стандарта лица, инициирующие отмену национального стандарта, направляют в уполномоченный орган предложение.

      5. Положения пунктов 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи не применяются при внесении изменений и отмене военных национальных стандартов.

Статья 24. Разработка и утверждение национальных классификаторов технико-экономической информации

      1. Уведомления о начале и завершении разработки национальных классификаторов технико-экономической информации, а также проекты национальных классификаторов технико-экономической информации размещаются на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.

      Публичное обсуждение проектов национальных классификаторов технико-экономической информации на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации осуществляется в течение шестидесяти календарных дней.

      2. Перед утверждением национального классификатора технико-экономической информации разработчик направляет его проект в национальный орган по стандартизации на экспертизу.

      3. Национальные классификаторы технико-экономической информации после утверждения и регистрации в реестре национальной системы стандартизации передаются уполномоченным органом в депозитарий для хранения.

Статья 25. Регистрация национальных стандартов, национальных классификаторов технико-экономической информации, рекомендаций по стандартизации

      Национальные стандарты, национальные классификаторы технико-экономической информации, рекомендации по стандартизации подлежат обязательной регистрации.

Глава 5. ПРИМЕНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 26. Применение документов по стандартизации

      1. Национальные, межгосударственные стандарты и национальные классификаторы технико-экономической информации являются обязательными для применения, если имеются указания об этом в законодательстве Республики Казахстан.

      Для выполнения требований технических регламентов и оценки соответствия требованиям технических регламентов на добровольной основе в части выбора применяются взаимосвязанные стандарты.

      Неприменение взаимосвязанных стандартов не может рассматриваться как несоблюдение требований технических регламентов.

      В случае неприменения взаимосвязанных стандартов, включенных в перечни стандартов к техническим регламентам, оценка соответствия осуществляется на основе анализа рисков.

      Ссылки на стандарты организаций не могут применяться в нормативных правовых актах.

      2. Документы по стандартизации применяются на добровольной основе вне зависимости от страны и места происхождения объектов стандартизации, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан в сфере стандартизации.

      3. Если субъект национальной системы стандартизации в добровольном порядке заявил о соответствии объекта стандартизации документу по стандартизации, в том числе в случае применения обозначения документа по стандартизации в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, а также если объект стандартизации в добровольном порядке сертифицирован на соответствие требованиям документа по стандартизации, требования документа по стандартизации для него становятся обязательными.

      4. Применение физическими и юридическими лицами документов по стандартизации осуществляется с соблюдением авторских прав.

Статья 27. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств

      1. Международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств применяются на территории Республики Казахстан посредством принятия их в качестве национальных и межгосударственных стандартов.

      Субъекты национальной системы стандартизации могут применять международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств для реализации целей организации в качестве стандартов организаций, если иное не установлено законодательством Республики Казахстан.

      При проектировании, строительстве, реконструкции, проведении технического перевооружения, расширения, капитального ремонта и эксплуатации объектов промышленных предприятий на территории специальных экономических зон, а также включенных в республиканскую карту индустриализации, допускается прямое применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств с учетом требований пункта 2 настоящей статьи.

      2. Одними из необходимых условий для применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств являются:

      1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;

      2) наличие международных договоров Республики Казахстан о сотрудничестве в сфере стандартизации;

      3) наличие договора между национальным органом по стандартизации и международной, региональной, иностранной организацией о сотрудничестве в сфере стандартизации;

      4) соблюдение требований держателей подлинников по применению международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств.

Статья 28. Мониторинг в сфере стандартизации

      1. Мониторинг в сфере стандартизации ежегодно осуществляют:

      1) технические комитеты по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации;

      2) национальный орган по стандартизации;

      3) государственные органы в пределах компетенции.

      2. В мониторинг в сфере стандартизации входят:

      1) анализ научно-технического уровня национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов);

      2) анализ соответствия национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) действующим техническим регламентам;

      3) анализ обеспеченности национальными стандартами (за исключением военных национальных стандартов) в различных отраслях экономики.

      3. Результаты мониторинга, оформленные в виде предложений, направляются в национальный орган по стандартизации по итогам полугодия.

      Национальный орган по стандартизации по результатам анализа поступивших предложений инициирует разработку национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), пересмотр действующих национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), отмену национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов) либо внесение в них изменений.

Глава 6. СИСТЕМА КАТАЛОГИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Статья 29. Система каталогизации документов по стандартизации

      1. Система каталогизации документов по стандартизации функционирует в целях обеспечения заинтересованных субъектов национальной системы стандартизации сведениями о национальных, межгосударственных стандартах, национальных классификаторах технико-экономической информации по отраслям экономики.

      2. Система каталогизации документов по стандартизации включает в себя:

      1) формирование и ведение информационных каталогов национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации;

      2) формирование и ведение информационных каталогов межгосударственных стандартов;

      3) формирование каталога отмененных, замененных и не введенных в действие межгосударственных стандартов;

      4) формирование и ведение периодических информационных указателей.

Статья 30. Информационное обеспечение в сфере стандартизации

      Информационное обеспечение в сфере стандартизации осуществляется посредством:

      1) размещения информации о документах по стандартизации;

      2) распространения нормативных технических документов, официальных изданий и их копий;

      3) опубликования национальных стандартов (за исключением военных национальных стандартов), национальных классификаторов технико-экономической информации и рекомендаций по стандартизации.

Статья 31. Размещение информации о документах по стандартизации

      1. Размещение информации о документах по стандартизации (за исключением военных национальных стандартов, стандартов организаций) осуществляется посредством их обязательного опубликования на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации и в ежемесячных и ежегодных информационных указателях стандартов.

      2. К информации о документе по стандартизации относятся:

      1) наименование;

      2) область применения;

      3) дата и номер решения об утверждении, внесении изменений и отмене;

      4) сведения о разработчике.

Статья 32. Опубликование

      Национальные стандарты, национальные классификаторы технико-экономической информации и рекомендации по стандартизации подлежат опубликованию.

      Опубликование осуществляется путем размещения текстов документов по стандартизации на интернет-ресурсе национального органа по стандартизации.

Статья 33. Национальный знак стандартизации

      1. Национальным знаком стандартизации маркируются печатные и электронные издания национальных (за исключением военных национальных стандартов), межгосударственных стандартов и рекомендаций по стандартизации, а также информационные указатели стандартов и каталоги документов по стандартизации.

      2. Изображение национального знака стандартизации, технические требования к нему и порядок маркировки устанавливаются национальным стандартом.

Глава 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 34. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации

      1. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации осуществляется в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Республики Казахстан.

      2. Международное сотрудничество включает в себя сотрудничество субъектов национальной системы стандартизации с международными организациями по стандартизации и субъектами стандартизации иностранных государств.

      3. Региональное сотрудничество включает в себя сотрудничество субъектов национальной системы стандартизации с региональными организациями по стандартизации.

      4. Национальный орган по стандартизации координирует участие субъектов национальной системы стандартизации в разработке международных и региональных стандартов.

Глава 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 35. Источники финансирования деятельности в сфере стандартизации

      1. Финансирование деятельности в сфере стандартизации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      2. Финансирование деятельности в сфере стандартизации осуществляется за счет:

      1) бюджетных средств;

      2) средств организаций;

      3) добровольных взносов физических и юридических лиц;

      4) иных источников, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

      За счет бюджетных средств допускается разработка основополагающих национальных стандартов, национальных и межгосударственных стандартов, включаемых в перечни стандартов к техническим регламентам как взаимосвязанных, национальных стандартов, разрабатываемых в реализацию государственных программ, актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, национальных стандартов и национальных классификаторов технико-экономической информации, применяемых в нормативных правовых актах. Остальные виды документов по стандартизации разрабатываются за счет иных источников финансирования.

Статья 36. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере стандартизации

      Нарушение законодательства Республики Казахстан в сфере стандартизации влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 37. Переходные положения

      Предварительные национальные стандарты и неправительственные стандарты могут быть приняты в качестве национальных стандартов в течение двенадцати месяцев после введения в действие настоящего Закона.

Статья 38. Порядок введения в действие настоящего Закона

      Настоящий Закон вводится в действие по истечении шести месяцев после дня его первого официального опубликования.

      Президент
Республики Казахстан
Н. НАЗАРБАЕВ

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

 

поиск по странице

Введите строку для поиска

Совет: в браузере есть встроенный поиск по странице, он работает быстрее. Вызывается чаще всего клавишами ctrl-F.