"Азаматтық авиацияны мемлекеттік реттеу туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің қаулысы 2001 жылғы 6 қараша N 1405

 


     Қазақстан Республикасының Үкіметі қаулы етеді:

     1. "Азаматтық авиацияны мемлекеттік реттеу туралы" Қазақстан

Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламенті

Мәжілісінің қарауына енгізілсін.

     2. Осы қаулы қол қойылған күнінен бастап күшіне енеді.


     Қазақстан Республикасының

         Премьер-Министрі


                                                            жоба


                  ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ ЗАҢЫ

          АЗАМАТТЫҚ АВИАЦИЯНЫ МЕМЛЕКЕТТІК РЕТТЕУ ТУРАЛЫ


     Осы Заң Қазақстан Республикасының азаматтық авиациясын мемлекеттiк

реттеудiң құқықтық және ұйымдастыру негіздерiн бекiтедi.


                 1-ТАРАУ. ЖАЛПЫ ЕРЕЖЕЛЕР


     1-бап. Осы Заңда пайдаланылатын негізгі ұғымдар

     Осы Заңда мынадай негізгі ұғымдар қолданылады:


 
       1) авиациялық қызметтер - жолаушылардың, теңдеме жүктiң, жүктiң, почтаның әуе тасымалдарын ұйымдастыруға және қамтамасыз етуге, авиация жұмыстарын орындауға байланысты азаматтық авиацияның қызметтерi;
      2) авиация техникасы - азаматтық әуе кемелерi, олардың жабдығы, жинақтаушы бұйымдары, қозғалтқыштары, тренажерлерi және азаматтық әуе кемелерiнiң жерде қызмет көрсету құралдары;
      3) авиациялық бағыт (авиабағыт) - бекiтiлген пункттер арасында әуе қатынасы үстiнде жүзеге асырылатын жер бетiнiң географиялық сипаттамасы немесе географиялық сипаттамалар құрамдастырылымы;
      4) ұшу қауiпсiздiгi - азаматтық әуе кемесiнiң және авиациялық қызметтер мен/немесе жұмыстардың адамдардың өмiрi мен денсаулығына қатерсiз ұшуды орындауға қабiлеттiлiгiн анықтайтын кешендi сипаттамасы;
      5) әуе тасымалдары - заңды, жеке тұлғалардың азаматтық әуе кемелерімен жолаушыларды, теңдеме жүкті, жүктi және почтаны тасымалдау жөнiндегi қызметi;
      6) азаматтық әуе кемесi - азаматтық авиацияда пайдаланылатын әуе кемесi;
      7) ұшу жарамдылығы - азаматтық әуе кемесiнiң уәкiлеттi орган бекiтетiн азаматтық әуе кемесiнің ұшу-техникалық сипаттамаларына, параметрлерiне және ұшу қасиеттерiне жауап беретiн техникалық жай-күйi;
      8) тағайындалған әуе тасымалдаушысы - екi жақты немесе көп тарапты әуе қатынасы туралы халықаралық келiсiмнiң талаптарына сәйкес әуе тасымалдарына жүзеге асыру үшiн Қазақстан Республикасынан тағайындалған әуе тасымалдаушысы;
      9) ұшу қауіпсiздiгiн қамтамасыз ету - мемлекеттiк органдар, азаматтық авиация ұйымдары және авиация қызметшiлерi жүзеге асыратын, авиациялық оқиғалардың алдын алуға және оларды болдырмауға бағытталған шаралар жиынтығы;
      10) азаматтық авиация ұйымы - азаматтық авиация саласында қызметтi жүзеге асыратын заңды тұлға, соның iшiнде авиакомпания, сондай-ақ әуе кемесiне қызмет көрсететiн, техникалық қызмет көрсететiн және авиациялық техниканы жөндейтiн, таңдап алған қызметке сәйкес келетiн мемлекеттiк сертификаты мен лицензиясы бар заңды тұлға;
      11) авиабағытқа арналған куәлiк - уәкiлеттi орган авиакомпанияға авиация бағыттарын пайдалану құқығына берген құжат;
      12) авиабағыттарды қаражаттандыру - авиакомпанияларға осы Заңда анықталған мақсаттар үшiн мемлекеттiк бюджеттен бөлiнетiн өтемсiз және қайтарымсыз төлемдер;
      13) уәкiлеттi орган - мiндеттерi мен функциялары азаматтық авиация қызметiн мемлекеттiк реттеу мен бақылау және азаматтық авиация саласында әуе кеңiстiгiн пайдалану болып табылатын мемлекеттiк орган.
 
          2-бап. Қазақстан Республикасы азаматтық авиациясының
                қызметiн мемлекеттiк реттеу туралы заңдар
 
      1. Қазақстан Республикасының азаматтық авиациясын мемлекеттiк реттеу туралы заңдар Қазақстан Республикасының K951000_ Конституциясына негiзделедi және осы Заңнан, әуе кеңiстiгiн пайдалану мәселелерiн реттейтiн заң актiлерiнен және соларға сәйкес қабылданған нормативтiк құқықтық актiлерден тұрады.

 

     Қазақстан Республикасының заң актiлерiндегі осы Заңның ережелерiне

қайшы келген жағдайда азаматтық авиацияны мемлекеттiк реттеу туралы заң

нормалары Заңға тиiстi өзгерiстер енгiзілгеннен кейiн ғана қолданылуы

мүмкiн.

     2. Қазақстан Республикасы бекiткен халықаралық шарттардың оның

заңдары алдында басымдылығы бар және халықаралық шарттан, оны қолдану үшiн

жеке заң шығару қажет етiлгеннен басқа жағдайда тiкелей қолданылады.


         3-бап. Азаматтық авиация саласындағы мемлекеттiк реттеу

                              объектiлерi


     Азаматтық авиация саласындағы мемлекеттiк реттеу объектiлерiне

азаматтық авиация ұйымдары, пайдаланушылар, сондай-ақ қызметi ұшуды

орындау мен қамтамасыз етуге байланысты авиация қызметшiлерi жатады.


          2-ТАРАУ. АЗАМАТТЫҚ АВИАЦИЯНЫ МЕМЛЕКЕТТIК РЕТТЕУ

           САЛАСЫНДАҒЫ МЕМЛЕКЕТТIК ОРГАНДАРДЫҢ ҚҰЗЫРЕТI


      4-бап. Қазақстан Республикасы Yкіметiнiң азаматтық авиацияны

               мемлекеттiк реттеу саласындағы өкiлеттiгi


     Қазақстан Республикасы Yкiметінің азаматтық авиация саласындағы

өкiлеттiгiне:

     1) азаматтық авиация саласындағы Қазақстан Республикасының

халықаралық ынтымақтастығы;

     2) азаматтық авиациядағы қызмет түрлерiн лицензиялау ережелерiн

бекiту;

     3) авиабағыттар бойынша қаражаттандыру ережелерiн бекiту;

     4) авиабағытқа арналған куәлiктердi беру ережелерi мен шарттарын

анықтау;

     5) флагмандық әуе тасымалдаушысын анықтау және оны анықтау ережелер

бекiту;

     6) заңдармен және Қазақстан Республикасы Президентiнiң актiлерiмен

жүктелген өзге де функцияларды орындау жатады.


            5-бап. Азаматтық авиацияны мемлекеттiк реттеу

               саласындағы уәкiлеттi органның құзыреті


     1. Уәкiлеттi органның құзыретiне:

     1) азаматтық әуе кемелерінің ұшу жарамдылығын қолдауды бақылау;

     2) ұшу қауіпсiздiгiнiң, авиация қауiпсiздiгiнiң және азаматтық

авиация саласындағы өзге де нормативтік құжаттардың сақталуын бақылау;

     3) тұрақты емес ұшуды орындауға рұқсаттар беру, сондай-ақ тұрақты

емес ұшуды орындауға арналған рұқсаттарды беру ережелерiн және беруден бас

тарту үшiн негіздердi анықтау;

     4) азаматтық әуе кемелерінiң ұшу-техникалық сипаттамаларын,

параметрлерiн және ұшу сапарларын бекiту;

     5) халықаралық әуе тасымалдарының жүзеге асырылуын бақылау;

     6) тұрақты ұшу кестесiн бекiту;

     7) азаматтық авиация қызметiн реттейтiн нормативтік актiлер әзірлеу;

     8) авиабағытты пайдалану шарттарын анықтау;

     9) авиация қызметшiлерiн қайта даярлау бағдарламаларын бекiту;

     10) азаматтық авиация саласындағы ғылыми зерттеулердi ұйымдастыру;

     11) әуе қатынасы мәселелерi жөнiндегі халықаралық шарттарды iске

асыру;

     12) халықаралық азаматтық авиация ұйымдарындағы Қазақстан

Республикасының өкілдiгi;

     13) Қазақстан Республикасының заңдарымен уәкiлеттi органның

құзыретiне кiретiн өзге де мәселелер жатады.

     2. Уәкiлеттi органның лауазымды тұлғалары:


 
       1) авиациялық қауiпсiздiктi және ұшу қауiпсiздiгiн қамтамасыз ету мәселелерi бойынша азаматтық авиация ұйымдарының лауазымды тұлғалары мен пайдаланушыларға орындалу мерзiмiн белгiлеумен нұсқау және инспекторлық ұйғарым беруге;
      2) азаматтық авиация ұйымдарының лауазымды тұлғаларынан және

 

пайдаланушылардан қажеттi ақпаратты, құжаттарды, соның iшiнде қаржылық

құжаттарды сұрауға, сондай-ақ өз функцияларын орындау үшiн қажеттi

түсiнiктемелер мен материалдарды талап етуге;

     3) авиациялық қызметшiлердiң куәлiктерiн, кеме, ұшу, әуеайлақтық және

өзге де құжаттаманы тексеруге;

     4) борттық құжаттаманың болуын, сондай-ақ шетелдiктi қоса алғанда

азаматтық әуе кемелерiнiң ұшу жарамдылығының талаптарына сәйкестiгiн

тексеруге құқылы.


            3-ТАРАУ. АЗАМАТТЫҚ АВИАЦИЯНЫ МЕМЛЕКЕТТІК РЕТТЕУ


            6-бап. Азаматтық авиациядағы қызметті лицензиялау


     1. Азаматтық авиациядағы жекелеген қызмет түрлерi лицензия негізiнде

жүзеге асырылады.

     2. Азаматтық авиацияда лицензиялауға қызметтiң мынадай түрлерi жатады:

     1) әуежайлық қызмет;

     2) авиациялық жұмыстар мен қызметтер;

     3) авиация техникасына техникалық қызмет көрсету және жөндеу жөнiнде

қызметтер ұсыну;

     4) азаматтық әуе кемелерiмен қауiптi жүктердi тасымалдау;

     5) азаматтық әуе кемелерiмен жолаушылар мен жүктердi тасымалдау.


 
       3. Осы баптың 2-тармағында көрсетiлген азаматтық авиациядағы қызмет түрлерiн лицензиялау ережелерiн Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiтедi.
 
                         7-бап. Авиакомпаниялар
 
      1. Азаматтық әуе кемелерімен жолаушыларды, теңдеме жүкті, жүктердi, почтаны тасымалдауды жүзеге асыратын және/немесе авиациялық жұмыстарды орындайтын авиакомпаниялар осы Заңда көзделген ерекшелiктердi ескере отырып, азаматтық заңдарда белгіленген тәртiппен акционерлiк қоғам нысанында ғана құрылуы мүмкiн.
      2. Авиакомпанияның ресми мәртебесi әдiлет органдарында заңды тұлғаның

 

мемлекеттiк тiркелуiмен, пайдаланушыда уәкiлеттi орган берген сертификат

пен тиiстi лицензия болғанда анықталады.

     Авиакомпанияның ресми мәртебесi жоқ бiрде бiр заңды тұлға

"авиакомпания" деп атала алмайды немесе өзiн әуе тасымалдарын және/немесе

авиациялық жұмыстарды жүзеге асырушы деп сипаттай алмайды.

     3. Шетел авиакомпаниялары Қазақстан Республикасының аумағында өз

қызметiн Қазақстан Республикасының заңдары мен халықаралық шарттарына

сәйкес жүзеге асырады.


                8-бап. Азаматтық авиация ұйымдарының аудитi


     Азаматтық авиация ұйымдары қаржы есебiне жыл сайын аудит жүргiзуге

мiндеттi.


                           9-бап. Рұқсаттар


     Азаматтық авиация ұйымдары авиациялық техниканы, әуеайлақтарды,

әуежайларды меншiкке, мүліктiк жалға, лизингке, сенiмгерлiк басқаруға

алуға, сондай-ақ пайдаланудың өзге де құқығына уәкiлеттi органнан рұқсат

алуға мiндеттi.


 
       Ұшу жарамдылық нормаларына, мемлекеттiк стандарттарға сәйкес келмегенде, тиiстi сертификат болмаған жағдайда уәкiлеттi орган рұқсат беруден бас тартады.
      Рұқсаттар беру ережелерiн Қазақстан Республикасының Yкiметi бекiтедi.
 
              10-бап. Азаматтық әуе кемелерiмен құқықтарды
                         және мәмiлелерді тiркеу
 
      1. Азаматтық әуе кемелерiне арналған құқықтар мен олармен жасалатын

 

мәмiлелер азаматтық әуе кемелерiнiң мемлекеттiк тiзiлiмiнде уәкiлеттi

органмен мiндеттi мемлекеттiк тiркеуге жатады. Меншiк құқығы мен басқа да

құқықтарды, сондай-ақ азаматтық әуе кемесiне ауыртпалықтарды Азаматтық әуе

кемелерiнiң мемлекеттiк тiзiлiмiнде уәкiлеттi органның есепке алу рәсiмi

мемлекеттiк тiркеу болып табылады.

     2. Мемлекеттiк тiркеу объектілерi азаматтық әуе кемелерiне құқықтар

болып табылады. Тiркеуге:

     1) меншiк құқығы;

     2) шаруашылық жүргізу құқығы;

     3) жедел басқару құқығы;

     4) алты айдан астам мерзiмге мүлiктi жалға алу құқығы;

     5) алты айдан астам мерзiмге сенiмгерлiкпен басқару құқығы;

     6) кепiл зат;

     7) азаматтық әуе кемелеріне өзге де құқықтар, сондай-ақ осы

құқықтардың ауыртпалықтары жатады.

     3. Тiркеуге, сондай-ақ мәмiлелердің және өзге де заң фактiлерiнiң

нәтижесiнде болған азаматтық әуе кемелерi құқықтарының өзгертiлуi және

жойылуы жатады.


 
       4. Азаматтық әуе кемелерiн тiркеу ережелерiн, сондай-ақ мемлекеттiк тiркеуге ұсынылатын құжаттардың тiзбесiн уәкiлеттi орган бекiтедi.
 
             11-бап. Авиабағыттар, оларды қаражаттандыру және
                       авиабағытқа арналған куәлiк
 
      1. Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң немесе ол уәкiлеттiк берген мемлекеттiк органның шешiмiмен жүзеге асырылатын авиабағыттар бойынша тұрақты тасымалдар, сондай-ақ жергілiктi атқарушы органдардың шешiмi бойынша жүзеге асырылатын, авиакомпанияның тиiмдi жұмыс атқаруы үшiн қажеттi кiрiс деңгейiн қамтамасыз етпейтiн тасымалдар тиiстi бюджет қаражаты есебiнен қаражаттандыруға жатады.
      Авиабағыттар бойынша тасымалдарды қаражаттандыру ережелерiн Қазақстан Республикасының Yкiметi бекiтедi.
      2. Авиабағыттар халықаралық және iшкi авиабағыттардан тұрады. Халықаралық авиабағыттар Қазақстан Республикасының халықаралық шарттарына сәйкес анықталады. Iшкi авиабағыттарды уәкiлеттi орган анықтайды.
      3. Авиабағытқа арналған куәлiк авиакомпаниялардың белгілi бiр авиабағытта жолаушыларды, теңдеме жүктi, жүктi және почтаны тасымалдауды орындау құқығын куәландырады.
      Тасымалдау түрлерi мен аталған куәлiктiң қолданылу мерзiмi көрсетiлген авиабағыт куәлiгiн уәкiлеттi орган бередi.
      Авиакомпанияның авиациялық қызметтер мен/немесе жұмыстардан түскен кірiстi есепке алмағанда, бекiтiлген кестеге сәйкес бiр ай iшiнде ұшуды қамтамасыз ету үшiн қажеттi қаржы қаражаты болмаған жағдайда, авиабағытқа куәлiк беруден бас тартылуы мүмкiн.
      Авиабағытқа арналған куәлiктi беру шарттары бұзылған жағдайда, уәкiлетті органның авиабағытқа куәлiк беруден бас тартуы мүмкiн.
      4. Авиабағытқа арналған куәлiктi алу шарттары мен беру ережесiн Қазақстан Республикасының Yкiметi бекiтедi.
 
                         12-бап. Уақытша басқару
 
      1. Ұлттық қауiпсiздiк мүдделерiн қорғау және азаматтық авиацияның тұрақты жұмыс iстеуiн қамтамасыз ету мақсатында уәкiлеттi органның Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушыға қатысты уақытша басқаруды енгiзу құқығы бар.
      2. Халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруы халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушыға қатысты әкiмшiлiк, заңгерлiк, қаржылық, ұйымдастыру-техникалық және өзге де кешенді шаралар мен рәсімдерді мәжбүрлі түрде жүргізу болып табылады.
      Уақытша басқаруды енгiзу туралы шешiмдi уәкiлеттi орган дербес қабылдайды. Уақытша басқаруды енгiзу үшiн негiз заңдарда белгiленген тәртiппен пайдаланушыдағы әуежай қызметтерiне арналған лицензияны тоқтата тұру немесе керi қайтару болып табылады.
      3. Халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берілген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруын уақытша әкiмшiлiк жүзеге асырады.
      Халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруы өз қаражаты есебiнен жүзеге асырылады.
      4. Халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берілген әуежайды пайдаланушыға уақытша басқару кезеңiнде заңсыз iс әрекеттермен келтiрiлген зиян үшiн уақытша әкiмшiлiк мүшелерi Қазақстан Республикасының заң актiлерiнде белгiленген жауапкершiлiкте болады.
      5. Халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруын енгiзу туралы уәкiлетті органның шешiмi бұйрық ретiнде ресiмделеді және мыналарды қамтуы тиiс:
      1) халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының атауы, оның орналасқан жерi мен мекен-жайы;
      2) уақытша басқаруды енгiзу үшін негіздер;
      3) уақытша басқару әрекетiнiң басталуы және оның мерзiмi;
      4) халықаралық авиарейстерге қызмет көрсетуге рұқсат берiлген уақытша басқару режимiндегі әуежайды пайдаланушының басқарма қызметкерлерiне олардың жұмыстары жөнiндегi есебiн дайындау туралы және осы құжаттардың уақытша әкiмшiлiкке берiлуi туралы ұйғарымы.
      6. Уақытша басқаруды енгiзу туралы шешiмге сот тәртiбiнде әуежай иесінің, пайдаланушы немесе пайдаланушы акционерлерiнiң жалпы жиналысымен уәкiлеттiк берiлген тұлғаның шағым беруi мүмкiн. Аталған шешiмге шағым беру уақытша басқаруды енгiзу туралы шешiмнiң әрекетiн уақытша тоқтатпайды.
      7. Қазақстан Республикасы Yкiметiнiң уақытша басқаруды енгiзу туралы шешiмi бұқаралық ақпарат құралдарында үш жұмыс күнi ішінде осы баптың 4-тармағында аталған қаржы есебiнен, мемлекеттiк және орыс тiлдерiнде кемiнде екi газетте жарияланады.
 
                   13-бап. Уақытша әкiмшiлiк
 
      1. Уақытша басқару енгізiлiп жатқан әуежай иесi мен пайдаланушының өкiлдерi құрамына кiре алатын уақытша әкiмшiлiктi уәкiлеттi орган дербес құрады.
      2. Халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқару iс-әрекетi мерзiмiне:
      1) әуежайды пайдаланушының басқару жөнiндегі барлық өкілеттiгi уақытша әкiмшiлiкке берiледi;
      2) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды басқару жөнiндегі пайдаланушының құқықтары уақытша тоқтатылады;
      3) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының басқару органдарының және оның басқарушы қызметкерлерiнiң өкiлеттiгi уақытша тоқтатылады;
      4) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының атынан және есебiнен уақытша әкiмшіліктің рұқсатынсыз және жазбаша келiсiмiнсiз жасалған барлық мәмiлелер жарамсыз деп танылады.
      3. Уақытша әкiмшiлiк:
      1) осы Заңмен анықталған құзыретi шегiнде халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушы қызметiнiң барлық мәселелерi бойынша дербес шешiм қабылдауға;
      2) халықаралық авиарейстерді орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының атынан құжаттарға қол қоюға және шарттар жасасуға;
      3) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының атынан және оның мүддесiндегі өкiлдiктi сотта да жүзеге асыруға;
      4) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдалануға байланысты өндiрiстiк мәселелердi бағалау үшiн тәуелсiз сарапшыларды шақыруға;
      5) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқару мерзiмiнде Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес, өз құзыретi шегiнде бұйрықтар шығаруға құқылы.
      4. Халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқару мерзiмi аралығында уақытша әкiмшiлiктiң қызметiн бақылауды мынадай құқықтары бар уәкiлеттi орган жүзеге асырады:
      1) халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқару кезiндегі уақытша әкiмшiлiк қызметiнiң негізгi бағыттары туралы ұсынымдар беру;
      2) Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының қызметi мен уақытша әкiмшіліктiң қызметi жөнiндегі ақпараттың ұсынылуын талап ету;
      3) уақытша әкiмшiлiктiң iстеген жұмысы туралы есебiн тыңдап, бекiту;
      4) уақытша басқарудың енгiзiлу себептерi жойылмаған жағдайда, мерзiмiн ұзарту.
      5. Уақытша әкiмшiлiктi құру, оның қызметiн ұйымдастырудың өзге де мәселелерi Қазақстан Республикасының заңдарымен анықталады.
      6. Уақытша әкiмшiлiк мүшелері мен авиакәсіпорын қызметкерлерiнің еңбек қатынастары Қазақстан Республикасының еңбек заңдарымен анықталады.
 
                 14-бап. Уақытша басқаруды тоқтату
 
      1. Халықаралық авиарейстерді орындауға рұқсат берілген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруы мынадай негiздер бойынша тоқтатылады:
      1) уәкiлеттi органның шешiмiмен уақытша басқарудың белгiленген мерзiмiнiң өтуi;
      2) уақытша басқаруды мерзiмiнен бұрын аяқтау туралы уәкiлеттi органның шешiм қабылдауы;
      3) заң күшiне енген сот шешiмi.
      2. Халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушының уақытша басқаруын, оның енгізiлуiне ықпалын тигiзген себептiң жойылуына байланысты (соның iшiнде мерзiмiнен бұрын) тоқтату халықаралық авиарейстердi орындауға рұқсат берiлген әуежайды пайдаланушыға қатысты уақытша әкiмшiлiк немесе уәкiлеттi орган белгiленген барлық шектеулердiң жойылуына әкеледi.
 
                15-бап. Флагмандық әуе тасымалдаушысы
 
      Қазақстан Республикасының флагмандық әуе тасымалдаушысын уәкiлеттi органның ұсынуы бойынша тағайындалған әуе тасымалдаушыларының iшiнен Қазақстан Республикасының Үкiметi анықтайды.
      Қазақстан Республикасының флагмандық әуе тасымалдаушысын анықтау ережесiн Қазақстан Республикасының Yкіметi бекiтедi.
 
          16-бап. Әуежайлар мен авиакомпаниялардың авиациялық
             қауiпсiздiк қызметтерінің қызмет ерекшеліктерi
 
      1. Әрбiр әуежай мен авиакомпанияның өз құрылымында тиiстi қажетті техникалық құралдар мен кадр құрамы мен толықтырылған авиациялық қауiпсiздiк қызметi болуы міндеттi.
      Азаматтық авиация ұйымдарының авиациялық қауiпсiздiк қызметтерiнiң жұмыстары уәкілеттi органмен, Қазақстан Республикасының ұлттық қауiпсiздiк органымен, құқық қорғау және өзге де мемлекеттiк органдарымен олардың құзыретiне сәйкес өзара ынтымақтастықта жүзеге асырылады.
      Авиациялық қауiпсiздіктi қамтамасыз ету үшiн әуежай және авиакомпанияның бiрiншi басшысы, сондай-ақ авиациялық қауiпсiздiк қызметтерiнiң басшылары жеке жауапкершілікте болады.
      2. Азаматтық авиацияның барлық ұйымдары авиациялық қауiпсiздiкті қамтамасыз ету жөнiндегi авиациялық қауіпсiздiк қызметтерiне жүктелген мiндеттердi орындау үшiн авиациялық қауiпсiздiк қызметтерiне қажеттi жағдайлар жасауға мiндеттi. Азаматтық авиация ұйымдары авиациялық қауiпсiздiк қызметтерiнiң қызметтік мiндеттерiн орындауын кедергi жасауға құқығы жоқ.
      3. Әуежайлар мен авиакомпаниялардың авиациялық қауiпсiздiк қызметтерi, уәкiлеттi орган белгiлеген авиациялық қауiпсiздік жөнiндегi ережелерге сәйкес, азаматтық авиация қызметiне заңсыз араласу әрекетiнен қорғауды қамтамасыз етуге мiндеттi.
      4. Қазақстан Республикасының азаматы ғана авиациялық қауiпсiздiк

 

қызметiнiң басшысы болуы мүмкiн. Әуежайлар мен авиакомпаниялардың

авиациялық қауiпсiздік қызметтерiнiң басшыларын тағайындау және орнынан

босату уәкiлеттi органның және ұлттық қауiпсiздiк органдарының келiсiмiмен

жүргiзiледi.

     5. Азаматтық авиация ұйымдарының авиациялық қауiпсiздiк қызметтерiнiң

басшылары мен мамандарының қызметтерiне қойылатын бiлiктілiк талаптарын

ұлттық қауiпсiздiк органдарымен келiсе отырып уәкiлеттi орган бекiтедi.


                          4-ТАРАУ.

                    ҚОРЫТЫНДЫ ЕРЕЖЕЛЕР


         17-бап. Осы Заңды қолданысқа енгізу тәртібі


     Осы Заң 2002 жылғы 1 қаңтардан бастап қолданысқа енгізіледі.


     Қазақстан Республикасының

           Президенті



Мамандар:

     Багарова Ж.А.,

     Қасымбеков Б.А.






О проекте Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 ноября 2001 года N 1405

      Правительство Республики Казахстан постановляет:
      1. Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственном регулировании гражданской авиации".
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
 

     Премьер-Министр

     Республики Казахстан

                                                            проект  


 
 
                          Закон Республики Казахстан
           "О государственном регулировании гражданской авиации"
 
      Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы государственного регулирования гражданской авиации Республики Казахстан.
 
                               Глава 1.
                           Общие положения
 
      Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
      В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
      1) авиационные услуги - услуги гражданской авиации, связанные с организацией и обеспечением воздушных перевозок пассажиров, багажа, груза, почты и выполнением авиационных работ;
      2) авиационная техника - гражданские воздушные суда, их оборудование, комплектующие изделия, двигатели, тренажеры и средства наземного обслуживания гражданских воздушных судов;
      3) авиационный маршрут (авиамаршрут) - географическое описание или комбинация географических описаний земной поверхности, над которой осуществляется воздушное сообщение между утвержденными пунктами;
      4) безопасность полета - комплексная характеристика гражданского воздушного судна и авиационных услуг и/или работ, определяющая способность выполнять полеты без угроз для жизни и здоровья людей;
      5) воздушные перевозки - деятельность юридических, физических лиц по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почты гражданскими воздушными судами;
      6) гражданское воздушное судно - воздушное судно, используемое в гражданской авиации;
      7) летная годность - техническое состояние гражданского воздушного судна, которое отвечает утверждаемым уполномоченным органом летно-техническим характеристикам, параметрам и летным качествам гражданского воздушного судна;
      8) назначенный воздушный перевозчик - воздушный перевозчик, назначенный от Республики Казахстан для осуществления воздушных перевозок в соответствии с условиями двухстороннего или многостороннего международного соглашения о воздушном сообщении;
      9) обеспечение безопасности полетов - совокупность мер, направленных на предупреждение и предотвращение авиационных событий, осуществляемых государственными органами, организациями гражданской авиации и авиационным персоналом;
      10) организация гражданской авиации - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере гражданской авиации и имеющая государственную лицензию и сертификат, соответствующие выбранным видам деятельности;
      11) свидетельство на авиамаршрут - документ, выданный уполномоченным органом авиакомпании на право использования авиационных маршрутов;
      12) субсидирование авиамаршрутов - безвозмездные и безвозвратные выплаты из государственного бюджета, выделяемые на цели, определенные настоящим Законом авиакомпаниям;
      13) уполномоченный орган - государственный орган, задачами и функциями которого является государственное регулирование и контроль деятельности гражданской авиации и использование воздушного пространства в области гражданской авиации.
 
      Статья 2. Законодательство о государственном регулировании
                деятельности гражданской авиации Республики Казахстан
 
      1. Законодательство о государственном регулировании гражданской авиации Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законодательного акта, регулирующего вопросы использования воздушного пространства и нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ними.
      В случае противоречия норм законодательства о государственном регулировании гражданской авиации, содержащихся в актах законодательства Республики Казахстан, положениям настоящего Закона применяются положения настоящего Закона. Нормы законодательства о государственном регулировании гражданской авиации, содержащиеся в законодательстве Республики Казахстан и противоречащие нормам настоящего Закона, могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений.
      2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
 

 

     Статья 3. Объекты государственного регулирования в области

               гражданской авиации


     К объектам государственного регулирования в области гражданской

авиации относятся организации гражданской авиации, эксплуатанты, а также

авиационный персонал, деятельность которых связана с выполнением и

обеспечением полетов.


                              Глава 2.

              Компетенция государственных органов в области

           государственного регулирования гражданской авиации


     Статья 4. Полномочия Правительства Республики Казахстан в

               области государственного регулирования гражданской авиации


     К полномочиям Правительства Республики Казахстан в области

гражданской авиации относятся:

     1) международное сотрудничество Республики Казахстан в области

гражданской авиации;

     2) утверждение правил лицензирования видов деятельности в гражданской

авиации;

     3) утверждение правил субсидирования по авиамаршрутам;

     4) определение правил и условий выдачи свидетельств на авиамаршрут;

     5) определение флагманского воздушного перевозчика и утверждение

правил его определения;

     6) выполняет иные функции, возложенные на него законами и актами

Президента Республики Казахстан.


 
 
       Статья 5. Компетенция уполномоченного органа в области
                государственного регулирования гражданской авиации
 
      1. К компетенции уполномоченного органа относится:
      1) контроль за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов;
      2) контроль за соблюдением безопасности полетов, авиационной безопасности и иных нормативных документов в области гражданской авиации;
      3) выдача разрешений на выполнение нерегулярных полетов, а также определение правил выдачи и оснований для отказа в выдаче разрешений на выполнение нерегулярных полетов;
      4) утверждение летно-технических характеристик, параметров и летных качеств гражданских воздушных судов;
      5) контроль за осуществлением международных воздушных перевозок;
      6) утверждение расписания регулярных полетов;
      7) разработка нормативных актов, регулирующих деятельность гражданской авиации;
      8) определение условий эксплуатации авиамаршрута;
      9) утверждение программ переподготовки авиационного персонала;
      10) организация научных исследований в сфере гражданской авиации;
      11) реализация международных договоров по вопросам воздушного сообщения;
      12) представительство Республики Казахстан в международных организациях гражданской авиации;
      13) иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Казахстан к компетенции уполномоченного органа.
      2. Должностные лица уполномоченного органа имеют право:
      1) давать указания и инспекторские предписания по вопросам обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов должностным лицам организаций гражданской авиации и эксплуатантам с установлением сроков их выполнения;
      2) запрашивать от должностных лиц организаций гражданской авиации и

 

эксплуатантов необходимую информацию, документы, в том числе финансовые, а

также требовать объяснения и материалы необходимые для выполнения своих

функций;

     3) проверять свидетельства авиационного персонала, судовую, полетную,

аэродромную и иную документацию;

     4) проверять наличие бортовой документации, а также соответствие

гражданских воздушных судов, включая иностранные, требованиям летной

годности.


                    Глава 3. Государственное регулирование

                             гражданской авиации


     Статья 6. Лицензирование деятельности в гражданской авиации


     1. Отдельные виды деятельности в гражданской авиации осуществляются

на основе лицензии.

     2. Лицензированию в гражданской авиации подлежат следующие виды

деятельности:

     1) аэропортовская деятельность;

     2) авиационные работы;

     3) предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту

авиационной техники;

     4) перевозки опасных грузов гражданскими воздушными судами;

     5) перевозка пассажиров и грузов гражданскими воздушными судами.


 
       3. Правила лицензирования видов деятельности в гражданской авиации, указанных в пункте 2 настоящей статьи утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 7. Авиакомпании
 
      1. Авиакомпании, осуществляющие перевозку пассажиров, багажа, грузов, почты и/или выполняющие авиационные работы гражданскими воздушными судами могут создаваться только в форме акционерного общества, в порядке установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.
      2. Официальный статус авиакомпании определяется государственной регистрацией юридического лица в органах юстиции, наличием сертификата эксплуатанта и соответствующей лицензии выдаваемых уполномоченным органом.
      Ни одно юридическое лицо, не имеющее официального статуса авиакомпании, не может именоваться "авиакомпанией" или характеризовать себя как осуществляющее авиационные услуги и/или работы.
      3. Иностранные авиакомпании осуществляют свою деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Казахстан.
 
      Статья 8. Аудит организации гражданской авиации
 
      Организации гражданской авиации обязаны проводить ежегодный аудит финансовой отчетности.
 
      Статья 9. Разрешения
 
      Организации гражданской авиации обязаны получить разрешение на приобретение в собственность, имущественный найм, лизинг, доверительное управление, а также иное право пользования авиационной техники, аэродромов, аэропортов в уполномоченном органе.
      Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения при несоответствии нормам летной годности, государственным стандартам, отсутствии соответствующего сертификата.
      Правила выдачи разрешений утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 10. Регистрация прав и сделок с гражданскими
                 воздушными судами
 
      1. Права на гражданские воздушные суда и сделки, совершаемые с ними подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в государственном реестре гражданских воздушных судов. Государственной регистрацией является процедура учета уполномоченным органом права собственности и других прав, а также обременений на гражданские воздушные суда, в Государственном реестре гражданских воздушных судов.
      2. Объектами государственной регистрации являются права на гражданские воздушные суда. Регистрации подлежат:
      1) право собственности;
      2) право хозяйственного ведения;
      3) право оперативного управления;
      4) право имущественного найма на срок свыше шести месяцев;
      5) право доверительного управления на срок свыше шести месяцев;
      6) залог;
      7) иные права на гражданские воздушные суда, а также обременение этих прав.
      3. Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременений) на гражданские воздушные суда в результате сделок и иных юридических фактов.
      4. Правила регистрации гражданских воздушных судов, а также перечень документов, представляемых для государственной регистрации, утверждаются уполномоченным органом.
 
      Статья 11. Авиамаршруты, их субсидирование и свидетельство
                 на авиамаршрут
 
      1. Регулярные перевозки по авиамаршрутам, осуществляемые на основании решений Правительства Республики Казахстан или уполномоченного им государственного органа, а также перевозки, осуществляемые на основании решений местных исполнительных органов, не обеспечивающие уровень дохода, необходимый для эффективного функционирования авиакомпании, подлежат субсидированию за счет средств соответствующего бюджета.
      Правила субсидирования перевозок по авиамаршрутам утверждаются Правительством Республики Казахстан.
      2. Авиамаршруты состоят из международных и внутренних авиамаршрутов. Международные авиамаршруты определяются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан. Внутренние авиамаршруты определяются уполномоченным органом.
      3. Свидетельство на авиамаршрут удостоверяет право авиакомпании выполнять перевозки пассажиров, багажа, груза и почты на определенном авиамаршруте.
      Свидетельство на авиамаршрут выдается уполномоченным органом с указанием видов перевозок и срока действия указанного свидетельства.
      В выдаче свидетельства на авиамаршрут может быть отказано, в случае, если авиакомпания не располагает финансовыми средствами необходимыми для обеспечения полетов, в соответствии с утвержденным расписанием в течение месяца, без учета предполагаемого дохода.
      Свидетельство на авиамаршрут может быть отозвано уполномоченным органом в случаях нарушения условий, в соответствии с которыми это свидетельство было выдано.
      4. Правила выдачи и условия для получения свидетельств на авиамаршрут, утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 12. Временное управление
 
      1. В целях защиты интересов национальной безопасности и обеспечения стабильности функционирования гражданской авиации уполномоченный орган в соответствии с законодательством Республики Казахстан имеет право вводить временное управление в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов.
      2. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, представляет собой принудительное проведение комплекса административных, юридических, финансовых, организационно-технических и других мероприятий и процедур в отношении эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов.
      Решение о введении временного управления принимает уполномоченный орган самостоятельно. Основанием для введения временного управления является приостановление или отзыв у эксплуатанта лицензии на аэропортовскую деятельность в порядке установленном законодательством.
      3. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, осуществляется временной администрацией.
      Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, осуществляется за счет его средств.
      4. За ущерб, причиненный эксплуатанту аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, незаконными действиями в период временного управления, члены временной администрации несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Казахстан.
      5. Решение уполномоченного органа о введении временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, оформляется приказом и должно содержать следующее:
      1) наименование эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, его местонахождение и адрес;
      2) основание для введения временного управления;
      3) начало действия и срок временного управления;
      4) предписание руководящим работникам эксплуатанта аэропорта, допущенного к обслуживанию международных авиарейсов, находящемуся в режиме временного управления, о подготовке отчета о своей работе и представлении данных документов временной администрации.
      6. Решение о введении временного управления может быть обжаловано в судебном порядке собственником, эксплуатантом аэропорта или лицом, уполномоченным общим собранием акционеров эксплуатанта. Обжалование указанного решения не приостанавливает действие решения о введении временного управления.
      7. Решение уполномоченного органа о введении временного управления публикуется в течение трех рабочих дней в средствах массовой информации за счет средств, указанных в пункте 4 настоящей статьи, не менее чем в двух средствах массовой информации на государственном и русском языках.
 
      Статья 13. Временная администрация
 
      1. Уполномоченный орган самостоятельно формирует временную администрацию, в состав которой могут быть включены представители собственника и эксплуатанта аэропорта, в отношении которого вводится временное управление.
      2. На период действия временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов:
      1) все полномочия по управлению эксплуатантом аэропорта переходят к временной администрации;
      2) приостанавливаются права эксплуатанта по управлению аэропортом, допущенным к выполнению международных авиарейсов;
      3) приостанавливаются полномочия органов управления эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов и его руководящих работников;
      4) все сделки, совершенные от имени и за счет эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов без ведома и письменного согласия временной администрации, признаются недействительными.
      3. Временная администрация вправе:
      1) в пределах компетенции, определенной настоящим Законом, самостоятельно принимать решения по всем вопросам деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) заключать договоры и подписывать документы от имени эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      3) осуществлять представительство от имени и в интересах эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в том числе и в суде;
      4) привлекать независимых экспертов для оценки производственных вопросов, связанных с эксплуатацией аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      5) издавать на период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, приказы в пределах компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      4. В течение срока временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, контроль за деятельностью временной администрации, осуществляет уполномоченный орган, который вправе:
      1) давать рекомендации временной администрации об основных направлениях деятельности в период временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов;
      2) требовать представления временной администрацией, информации о ее деятельности и деятельности эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      3) заслушивать и утверждать отчет временной администрации о проделанной работе;
      4) продлевать срок временного управления при неустранении причин, по которым оно было введено.
      5. Иные вопросы формирования временной администрации, организации ее деятельности определяются законодательством Республики Казахстан.
      6. Трудовые отношения членов временной администрации и работников авиапредприятий регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 14. Прекращение временного управления
 
      1. Временное управление эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, прекращается по следующим основаниям:
      1) истечении установленного решением уполномоченного органа срока временного управления;
      2) принятии уполномоченным органом решения о досрочном завершении временного управления;
      3) вступившему в законную силу решению суда.
      2. Прекращение временного управления эксплуатантом аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов (в том числе и досрочное) в связи с устранением причин, повлекших его введение, влечет за собой отмену всех ограничений в отношении данного эксплуатанта аэропорта, допущенного к выполнению международных авиарейсов, установленных уполномоченным органом или временной администрацией.
 
      Статья 15. Флагманский воздушный перевозчик
 
      Флагманский воздушный перевозчик Республики Казахстан определяется Правительством Республики Казахстан из числа назначенных воздушных перевозчиков по представлению уполномоченного органа.
      Правила определения флагманского воздушного перевозчика Республики Казахстан утверждаются Правительством Республики Казахстан.
 
      Статья 16. Особенности деятельности служб авиационной
                 безопасности аэропортов и авиакомпаний
 
      1. Каждый аэропорт и авиакомпания обязаны иметь в своей структуре службу авиационной безопасности укомплектованную, соответствующими необходимыми техническими средствами и кадровым составом.
      Деятельность служб авиационной безопасности организаций гражданской авиации, осуществляется во взаимодействии с уполномоченным органом, органами национальной безопасности, правоохранительными и иными государственными органами Республики Казахстан в соответствии с их компетенцией.
      Персональную ответственность за обеспечение авиационной безопасности несут первый руководитель аэропорта и авиакомпании, а также руководители служб авиационной безопасности.
      2. Все организации гражданской авиации обязаны создать для службы авиационной безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на службы авиационной безопасности задач по обеспечению авиационной безопасности. Организации гражданской авиации не имеют права препятствовать исполнению служебных обязанностей службой авиационной безопасности.
      3. Службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний обязаны обеспечить защиту от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в соответствии с установленными уполномоченным органом правилами по авиационной безопасности.
      4. Руководителем службы авиационной безопасности может быть только гражданин Республики Казахстан. Назначение и освобождение руководителя службы авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний, проводятся по согласованию с уполномоченным органом и органами национальной безопасности.
      5. Квалификационные требования к должностям руководителя и

 

специалистов служб авиационной безопасности организаций гражданской

авиации, устанавливает уполномоченный орган по согласованию с органами

национальной безопасности.


                 Глава 4. Заключительные положения


     Статья 17. Порядок введения в действие настоящего Закона


     Настоящий Закон вводится в действие с 1 января 2002 года.


     Президент

     Республики Казахстан


(Специалисты: Умбетова А.М.,

              Склярова И.В.)