"Қазақстан Республикасындағы мемлекеттік жастар саясаты туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің қаулысы 2002 жылғы 4 сәуір N 402

 


     Қазақстан Республикасының Yкiметi қаулы етеді:

     "Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты туралы"

Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламентi

Мәжiлiсiнiң қарауына енгiзiлсiн.


     Қазақстан Республикасының

         Премьер-Министрі

                                                                    Жоба

                     Қазақстан Республикасының Заңы

              Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар

                              саясаты туралы

     Осы Заң Қазақстан Республикасында мемлекеттік жастар саясатын

қалыптастыру мен iске асырудың негiздерiн анықтайды.

                      1 тарау. ЖАЛПЫ ЕРЕЖЕЛЕР


     1-бап. Заңда қолданылатын негiзгi ұғымдар

     Осы Заңда мынадай ұғымдар қолданылады:


 
       1) жастар - Қазақстан Республикасының азаматтары, Қазақстан Республикасының аумағында тұрақты тұратын шетел мемлекеттерiнiң азаматтары және азаматтығы жоқ 14 пен 29 жас аралығындағы азаматтар;
      2) жас отбасы - жұбайлардың жасы 29 жасқа толмаған жанұя;
      3) мемлекеттiк жастар саясаты - ол мемлекет жүзеге асыратын және әлеуеттендiру процесiнде жастарды қолдауға бағытталған әлеуметтiк-экономикалық, саяси, ұйымдастыру және құқықтық шаралар жүйесi;
      4) жастарға арналған әлеуметтiк инфрақұрылым - жастар өмiрiн қамтамасыз етуге қажеттi нысандар жүйесi (ғимараттар, құрылыстар, имараттар), және де жас азаматтардың денсаулығын қорғау, бiлiм беру, тәрбиелеу, әлеуметтiк бейiмделуiн, дене тәрбиесi, рухани және адамгершiлiк тұрғыдан дамыту, жастарды еңбекпен қамтамасыз ету жөнiндегi ұйымдар;
      5) жастарға арналған әлеуметтiк қызметтер - жастарға медициналық, психологиялық-педагогикалық, құқықтық қызмет көрсету және материалдық көмек жасау, жас азаматтардың әлеуметтік бейiмделуiне ықпал ету жөнiндегi шараларды жүзеге асыратын коммерциялық емес ұйымдар;
      6) жастардың кәсiпкерлiк iс-әрекетi - жас азаматтардың өз атынан және мүлiктiк жауапкершiлiк өзiне артылғандағы табысы немесе жеке кiрiс табуға арналған Қазақстан Республикасының заңнамасына қайшы келмейтiн бастамашылдық, өзiндiк iс-әрекетi.
 

     2-бап. Қазақстан Республикасының мемлекеттiк

            жастар саясаты туралы заңнамасы


 
 
       1. Қазақстан Республикасы мемлекеттiк жастар саясаты туралы заңнамасы K951000_ Конституцияға, осы Заң және Қазақстан Республикасының басқа да нормативтiк құқықтық актiлерiнен құрылған.
      2. Осы Заңның немесе оның жекелеген баптарының Қазақстан Республикасы бекiткен халықаралық келiсiмдерге сай келмейтiн немесе қайшы келетiн жағдайда, халықаралық келiсiм бойынша оның қолданылуы Заң қабылдау қажеттiгiн талап етпеген жағдайдан басқа кезде, халықаралық келiсiм талаптары қолданылады.
 

 

     3-бап. Мемлекеттiк жастар саясатының мақсаттары

            мен қағидаттары

     1. Мемлекеттiк жастар саясаты Қазақстан Республикасында мына

мақсаттарда жүргiзiледi:

     1) жастардың рухани, мәдени, бiлiм, кәсiби және дене тәрбиесiн

дамытуға арналған әлеуметтiк-экономикалық, құқықтық ұйымдастырушылық

жағдайлар жасау мен кепiлдiк беру, бүкіл қоғам мүддесi үшiн олардың

шығармашылық әлеуетiн арттыру;

     2) олардың құқықтары мен заңды мүдделерін қорғау;

     3) жас азаматтарға көмек пен әлеуметтiк қызмет көрсету;

     4) жастардың әлеуметтiк мәнi бар бастамаларын жүзеге асыру.

     2. Қазақстан Республикасының мемлекеттiк жастар саясаты мынадай

қағидаларға негiзделедi:

     1) Қазақстан Республикасының тарихи және мәдени құндылықтарының

басымдылығына;

     2) дене тәрбиесi мен рухани саулығын сақтау мен дамытуға;

     3) адамгершiлiк және рухани дамытуға;

     4) қазақстандық патриотизмдi қалыптастыру;

     5) азаматтықты қалыптастыру;

     6) жастардың құқықтары мен бостандықтарын қорғау;

     7) мұқтаж жастарға әлеуметтiк қызмет пен көмек көрсету;

     8) Қазақстан Республикасының мемлекеттiк жастар саясатын жүргiзуде

мемлекеттiк билiк органдары қызметтерiнiң заңдылығы.

     4-бап. Жастар саясатын іске асыру жөнiндегі

            мемлекеттік органдар

     1. Мемлекеттік жастар саясаты Қазақстан Республикасының заңнамасына

сәйкес мемлекеттiк органдар, басқа да ұйымдар арқылы жүзеге асырылады.

     2. Жастар саясаты мәселелері жөнiндегi атқарушы органдар және оның

аймақтық бөлiмшелерi туралы ережесi Қазақстан Республикасының Yкiметi

бекiтедi.

                    2 тарау. ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАҒЫ

                    МЕМЛЕКЕТТIК ЖАСТАР САЯСАТЫНЫҢ НЕГIЗГI

                                  БАҒЫТТАРЫ

     5-бап. Мемлекеттік жастар саясатының негiзгі

            бағыттары

     Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатының негiзгі

бағыттары болып мыналар табылады:

     1) жастардың құқықтары мен бостандықтарының сақталуын қамтамасыз ету;

     2) еңбек және жұмыспен қамтамасыз ету саласында кепiлдiктi қамтамасыз

ету;

     3) жастардың кәсiпкерлiк қызметiне қолдау көрсету;

     4) жас отбасыларды мемлекеттiк қолдау;

     5) жастарға тегiн орта бiлiм алуға конституциялық құқығын жүзеге

асыру үшiн жағдай жасалуын қамтамасыз ету;

     6) жастарға жан-жақты бiлiм мен тәрбие беру үшiн жағдай жасалуын

қамтамасыз ету;


 
       7) жастардың - мүгедектер мен балалар үйлерi тәрбиелеушiлерiнiң

 

құқықтары мен әлеуметтiк қорғау кепiлдiгiн қамтамасыз ету;

     8) Жастардың патриоттық және азаматтық қалыптасуларына жағдай

жасалуын қамтамасыз ету;

     9) жастар арасында ұлттық мәдениет пен тiлдiң дамуы үшiн жағдай

жасалуын қамтамасыз ету;

     10) жастардың денсаулығын сақтау, олардың салауатты өмiр салтын

қалыптастыруын қамтамасыз ету;

     11) әлеуметтiк қолдауды қажет ететiндер қатарындағы жастарға

әлеуметтiк көмек көрсетудi қамтамасыз ету;

     12) жастардың мәдени бос уақытына және демалысына жағдай жасалуын

қамтамасыз ету;

     13) талантты жастарды мемлекеттiк қолдау;

     14) өкiлеттi мемлекеттiк органдардың жастар саясатын iске асыруда

жастардың коммерциялық емес ұйымдарымен ынтымақтасуы;

     15) жастардың халықаралық ынтымақтастығына ықпал жасау.

     6-бап. Жастардың әлеуметтiк құқықтарын

            қамтамасыз ету

     Қазақстан Республикасында жастар мынадай әлеуметтiк құқықтарға ие:

     1) заңнамаларға сай мемлекеттiк медициналық мекемелерде тегiн

медициналық қызмет көрсетiлуiне;

     2) мiндеттi тегiн орта бiлiм алуға және де заңнамаларға сай байқау

негiзiнде тегiн жоғары бiлiм алуға;


 
       3) жергiлiктi мемлекеттiк басқару органдарының шешiмiмен мемлекеттiк спорттық-сауықтыру және мәдени-ағартушылық мекемелерге жеңiлдiк пайдалануға;
      4) жергiлiктi мемлекеттiк басқару органдарының шешiмi бойынша қоғамдық көлiкте жастар iшiнен оқушыларға арналған жеңiлдiктi пайдалануға.
      5) құқықтық, психологиялық, педагогикалық мәселелер және де отбасылық және жыныстық тәрбие мәселелерi бойынша кеңес, мүгедектердiң, әскери қызметтен босатылғандардың, бас бостандығын айыру орындарынан босатылғандардың, және де арнаулы оқу-тәрбие мекемелерiнен оралғандардың, нашақорлықтан, токсикоманиядан, алкоголизмнен емдеуден өткендердiң, ВИЧ- жұқтырғандардың (СПИД-пен ауыратындар) ортаға қайта араласулары сияқты әлеуметтiк қызмет алуға.
 

 

     7-бап. Жастардың саяси құқықтары мен

            бостандықтары

     1. Қазақстан Республикасының жастары Қазақстан Республикасының

Конституциясында және басқа да заңнамаларда қарастырылған барлық саяси

құқықтар мен бостандықтарға ие.

     2. Жастардың саяси құқықтары мен бостандықтары азаматтарға

мемлекеттiк жастар саясатының жүргiзiлуiне қатысуға мүмкiндiк беру арқылы

жүзеге асырылады.

     8-бап. Жастарды еңбек және жұмыспен қамту

            саласында кепiлдiктер, тұрғын үй

            проблемаларын шешуге жәрдемдесу


 
       1. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты еңбек және жұмыспен қамту саласында төмендегiдей жолмен жүзеге асырылады:
      1) жастарға арналған маусымдық және қоғамдық жұмыстарды дамыту;
      2) жастарды жұмыспен қамту мәселелерi туралы тұрғындарды жұмыспен қамту жөнiндегi бағдарламалар әзiрлеу және жүзеге асыру;
      3) жастарға арналған жұмыс орындарын құратын шаруашылық қызмет субъектiлерiне ұйымдастырушылық қолдау көрсету;
      4) орта кәсiби және жоғары оқу орындары базасында студенттiк еңбек отрядтарының қызметiн ұйымдастыру және құру.
      2. Қазақстан Республикасының жастарына:
      1) жұмысқа тұруға, кәсiптiк даярлыққа, бiлiктiлiктi жетiлдiруге, қоғамдық жұмыстарға уақытша орналастыруға ықпал ету;
      2) мемлекеттiк тапсырыс бойынша кәсiптiк-техникалық және жоғары оқу орындарын бiтiргеннен кейiн 1 жылдан кем емес уақытқа мемлекеттiк кәсiпорындардың бiрiншi жұмыс беруiне ықпал ету;
      3) заңнамаға сәйкес мемлекеттiк нысаналы әлеуметтiк көмек алу;
      4) жас мүгедектердiң оқу бағдарламасын меңгеруiне, жоғары оқу орнында қайта даярлануына және бiлiктiлiгiн жетiлдiруге, сонымен қатар, дистанциялық оқуына ықпал ету.
      3. Қазақстан Республикасының мемлекеттiк органдары жастардың тұрғын үй мәселелерiн шешу үшiн төмендегiдей жағдай жасайды:
      1) 3 және одан да көп балалы жас отбасыларға беру үшiн мемлекет қаржысына тұрғын үй құрылысын жүргiзу;
      2) тұрғын үй құрылысына тарту үшiн материалдық және қаржылық алғышарттарды қамтамасыз ету мақсатында мемлекеттiк тапсырысты пайдалану;
      3) Қазақстан Республикасы Үкiметi белгiлеген тәртiпке сай жастарға тұрғын үй сатып алу және салу үшiн жеңiлдiктi заем қаржысын беру.
 
      9-бап. Жастар жүзеге асыратын кәсіпкерлiк
             қызметтi мемлекеттiк қолдау
 
      1. Жастар кәсiпкерлiгiне байланысты қарым-қатынастар Қазақстан Республикасының заңнамаларымен және осы Заңмен реттеледi.
      2. Қазақстан Республикасы жастардың кәсiпкерлiк, фермерлiк және шаруа қожалығы қызметтерiн әлеуметтiк-экономикалық, ұйымдастырушылық және құқықтық қолдау жөнiндегi шаралар жүйесiн белгiлейдi.
      3. Қазақстан Республикасы аумағында кәсiпкерлiк қызмет атқаратын және жастар саясаты саласындағы мемлекеттiк қолдауды пайдаланушыларға мыналар жатады:
      1) кәсiпкерлiкпен заңды тұлғалық құрмай айналысатын жастар, оның ішiнде жастар құрған фермерлiк және шаруа қожалықтары;
      2) құрылтайшылары жастар болып табылатын, құрамындағы жастар саны жалпы жұмысшылар санының 70 пайызынан кем емес ұйымдар.
      4. Жастар кәсiпкерлiгiне қолдау көрсету саласындағы мемлекеттiк жастар саясаты төмендегiдей жолмен жүзеге асырылады:
      1) Қазақстан Республикасының орталық және жергiлiктi атқарушы органдарының бастауыш, орта, жоғары, жоғары оқу орнынан кейiнгi және қосымша кәсiптiк оқу орындарының оқу-өндiрiстiк базасында жастардың кәсiпкерлiк қызметтерiн ұйымдастыруына ықпал ету;
      2) тұрмысы төмен тұрғындар арасындағы жастарды (мүгедектер, жұмыссыздар және т.б.) кәсiпкерлiк қызметке араластыру;
      3) жастарды кәсiпкерлiк қызмет негiздерiне үйрету, оқу орындары мен жұмыс берушiлер арасындағы ынтымақтастықты тарту.
      5. Мемлекет жастардың өнеркәсiп пен ауыл шаруашылығы, ғылым мен техника, мәдениет пен өнер, бiлiм, денсаулық сақтау, сондай-ақ тұрғындарға әлеуметтiк қызмет көрсетудiң түрлi салаларында жұмыспен қамтылуына ықпал етушi жас кәсiпкерлердi ынталандырады.
 
      10-бап. Жас отбасыларды мемлекеттік қолдау
 
      1. Жас отбасыларды мемлекеттiк қолдау саласындағы мемлекеттiк және салалық бағдарламаларды қалыптастыру мен iске асыру мемлекеттiк қолдау шараларды белгiленетiн Қазақстан Республикасының әлеуметтiк-экономикалық дамуын болжауға сәйкес жас отбасылардың әлеуметтiк сұранысты талдау негiзiнде жүзеге асырылады.
      Аталған шаралар жас отбасыларына әлеуметтiк-экономикалық мәселелердi шешу үшiн материалдық және басқа көмек көрсетудi, тиiсті білiм, медициналық, құқықтық, психологиялық-педагогикалық, ақпараттық, кеңестiк және басқа қызмет көрсетудi, оның iшiнде денсаулық сақтауды, бала өсiру мен тәрбиелеудi, әлеуметтiк қорғауды, бейiмдеу мен қайта үйренудi қамтамасыз етеді.
      2. Жас отбасыларды мемлекеттiк қолдау Қазақстан Республикасының мемлекеттiк басқару органдары, тиістi ұйымдар арқылы жас отбасының дамуын, балаларды өсiру, оларды тәрбиелеу мақсатында мынадай жолдармен жүзеге асырылады:
      1) Қазақстан Республикасы үкiметi белгiлеген тәртiпке сай, 3 немесе одан да көп балалы жас отбасылардың несие сомасын процентсiз жабу мүмкiндiгi және мерзiмiн ұзарту (пролонгация);
      2) жастар арасындағы студенттер мен оқушылар болып табылатын жас ата-аналарға оқу орнының әкімшiлiгiмен келiсе отырып, оқу сабақтарын еркiн қатысуға, баланың 1,5 жыл толуға дейiн академиялық демалыс алуға құқық беру;
      3) отбасы өмiрiндегi психологиялық-педагогикалық, құқықтық және өзге де мәселелер бойынша кеңес берудi кеңейту;
      4) әлеуметтiк қызмет, әлеуметтiк көмек беретiн коммерциялық емес ұйымдар жүйесiн дамыту;
      5) жазғы демалысты және жастарды сауықтыруды ұйымдастыру жүйесiн сақтау мен дамыту.
      3. Мемлекеттiк қолдауға зәру отбасыларды Қазақстан Республикасының Yкiметi мен жергiлiктi өкiлетті мемлекеттiк органдар айқындайды.
 
      11-бап. Талантты жастарды қолдау
 
      1. Қоғамның интеллектуалдық және шығармашылық қуатын сақтау мен дамыту, Қазақстан Республикасының ғылыми, мәдени дәстүрлер сабақтастығын қамтамасыз ету мақсатында талантты және дарынды жастарды қолдау, олардың жемiстi қызметiне жағдай жасау жөнiнде іс-шаралар жүйесi жүзеге асырылады.
      2. Талантты жастарға мемлекеттiк қолдауды Қазақстан Республикасының мемлекеттiк органдары, мүдделi ұйымдар, азаматтар Қазақстан Республикасының заңнамасы негiзiнде көрсетедi және мына жолдармен жүзеге асырады:
      1) заңнамаға сәйкес сыйлықтар, стипендиялар, белгiлеу, заңнамада белгiленген тәртiпке сәйкес, талантты балалар мен жастар үшiн бiлiм алуға арналған гранттар мен несиелер беру;
      2) шығармашылық шеберханалар, мектептер мен бiрлестiктер, сондай-ақ атақты ғылым, мәдениет пен өнер қайраткерлерiнiң бiлiм мекемелерiн ашуға қол ұшын беру;
      3) жастардың шығармашылық жетiстiктерiн ашу мен тарату мақсатында конкурстар, көрмелер, фестивальдер, байқаулар, концерттер, симпозиумдер, дәрiстер оқуды конференциялар мен семинарлар ұйымдастыру және өткiзу, халықаралық жастар алмасуларын ұйымдастыру;
      4) неғұрлым дарынды және талантты жастарды шет елдердегi бiлiм және ғылыми-зерттеу мекемелерiне оқуға, қайта даярлауға, тәжiрибе жинақтауға ағартушылық бағдарламалары бойынша конкурстық негiзде жiберудi қамтамасыз ету;
      5) ғылыми-мәдени жұмыстар жүргiзу үшiн, сондай-ақ жоғары интеллектуалдық кадрлар ресурсын, соның iшiнде өндiрiстiк салада, сақтау мен дамыту үшiн жас ғалымдарға, мәдениет, өнер және бiлiм қайраткерлерiне жағдай жасау;
      6) дене шынықтыру спорт мектептерiн қолдау, жастар спорты мен спорттық инфрақұрылымды дамыту, жастар арасында спартакиадалар мен олимпиадалар өткiзуiн ұйымдастыру.
 

     12-бап. Жастардың халықаралық ынтымақтастығына

             жәрдемдесу


 
 
       1. Қазақстан Республикасының мемлекеттік билiк органдары халықаралық жастар ынтымақтастығын дамытуға мынадай жолдармен қолдау көрсетедi:
      1) халықаралық жастар ауысымдары туралы келiсiмдерді бекiту мен

 

жүзеге асыру, жастарды халықаралық бағдарламаларға қатыстыру;

     2) халықаралық жастар алмасулары ұйымдастырушылар мен қатысушыларға

ақпарат алуда, құжаттар әзiрлеу мен халықаралық жастар ынтымақтастығы

саласында әрiптестер таңдауда көмек көрсету.

     2. Жастардың халықаралық ынтымақтастығына ықпал ету қолданыстағы

заңдар, нормативтiк құқықтық актiлер және Қазақстан Республикасы бекiткен

халықаралық келiсiмдердiң негізiнде жүзеге асады.

                    3 тарау. МЕМЛЕКЕТТIК ЖАСТАР САЯСАТЫН

                       ҚАЛЫПТАСТЫРУ ЖӘНЕ IСКЕ АСЫРУ

     13-бап. Мемлекеттiк жастар саясатын қаржылай

             қамтамасыз ету

     1. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты мына

қаражат есебiнен қаржыландырылады:

     1) республикалық және жергiлiктi бюджет;

     2) жеке және заңды тұлғалардың қайырымдылық жарналары;

     3) заңнамада тиым салынбаған өзге де қаржы көздерiнен.

     2. Қаржының есептiк көлемі Қазақстан Республикасындағы мемлекеттік

жастар саясаты саласындағы мемлекеттiк және салалық бағдарламаларды iске

асыруға қажеттi материалдық және қаржылық ресурстарды коммерциялық емес

жастар ұйымдарымен ынтымақтастығы саласындағы шараларды ескере отырып

айқындалады.

     14-бап. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттік

             жастар саясатын қалыптастыру мен iске асыруға

             жастардың қатысуы


 
       1. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын қалыптастыру мен жүзеге асыруға жастардың қоғамдық маңызы бар бастамаларды жүзеге асыру, мемлекеттiк билiктiң орталық және жергiлiктi атқару органдарына үндеу, аталған органдармен жастардың коммерциялық емес ұйымдарының келiсiм негiзiндегi байланысы, сондай-ақ Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын қалыптастыру мен жүзеге асыруға жас азаматтардың тiкелей қатысуы мен мүдделерiн білдiру арқылы қатысады.
      2. Жастардан, жастардың коммерциялық емес ұйымдарынан Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын жүзеге асыруға байланысты мемлекеттiк органдарына түскен ұсыныстары аталған органның өкiлеттiгiне сәйкес, Қазақстан Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен қаралады.
      Егер қаралатын ұсыныстарға қаржы есебi, ақпарат жинау, құжаттар жобасын жасау қажет болған жағдайда, мемлекеттiк органдар ақпараттық көмектi іске асырады, аталған ұсыныстарды енгiзушi жастармен, жастардың коммерциялық емес ұйымдары өкiлдерiмен кеңестер өткiзедi.
      3. Мемлекеттiк органдар Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын жүзеге асыру саласындағы iс-қимылды үйлестiру мен кеңесу үшiн жастардың коммерциялық емес ұйымдарын олардың келiсiмi арқылы тартуға құқылы.
      Жастардың коммерциялық емес ұйымдары мемлекеттiк органдарымен белгiлi бiр жұмыстарды орындау арқылы бiрлесiп жұмыс жасайды, Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын жүзеге асыру саласындағы мемлекеттiк және салалық бағдарламалардың iс-шаралар жоспары шеңберiнде қызмет көрсетедi. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын iске асыру жөнiндегi бiрлескен консультативтiк органдар құрылуы мүмкiн.
      4. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттік жастар саясатын қалыптастыру мен жүзеге асыруға жастарды тарту мақсатында мемлекеттiк өкiлеттi органдар жастардың республикалық маңыздағы коммерциялық емес ұйымдарымен бiрге Қазақстан жастарының конгресiн шақырады.
      5. Қазақстан Республикасы жастар конгресi заңды тұлғалардың ассоциация түрiндегi ерiктi бiрлестiктерi болып табылады және жарғы негiзiнде қызмет етедi.
      Қазақстан жастарының конгресi өз құзыры шегiндегi ұсыныстарды әзiрлеп, жастарға, мемлекеттiк билiк органдарына Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын қалыптастыру мен жүзеге асыруға қатысты үндеу қабылдай алады.
      6. Мемлекеттiк орталық органдар өз құзыреттерi шегiнде Қазақстан жастары конгресiнiң үндеуi мен ұсыныстарын талдайды. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын жүзеге асырған ұсыныстарды ескередi.
 
      15-бап. Жастарға арналған әлеуметтік қызметтер
 
      1. Жастарға арналған әлеуметтiк қызметтер - Қазақстан Республикасы аумағында орындалатын және әлеуметтiк қолдау бойынша шараларды жүзеге асыратын, жастарға әлеуметтiк қызмет көрсететiн Қазақстан Республикасының азаматтық құқықтары бар барлық субъектiлердiң қатысуын қамтамасыз етедi.
      2. Ондай қызметтерге мыналар жатады:
      1) психологиялық-педагогикалық, медициналық-биологиялық, заңдық көмек

 

және кәмелетке толмаған, жастардың басқа да өкiлдерiне кеңес беру мен

көмектi жүзеге асыру;

     2) дене кемтарлығы салдарынан ерекше қолайсыз жағдайда қалған

жастарға әлеуметтiк көмек;

     3) жас отбасыларға әлеуметтiк көмек;

     4) еңбек және оқу ұжымдарындағы жастарды құқықтық қорғау;

     5) кәмелетке толмаған тәртiп бұзушыларға арнайы тәрбие

мекемелерiндегi әлеуметтiк көмек;

     6) бас бостандығынан айыру орындарынан, арнайы тәрбие және емдеу

мекемелерiнен оралған жастарға әлеуметтiк көмек (реабилитация);

     7) құқықтық насихат, оларды жұмысқа орналасу, бiлiм алу және кәсiби

даярлау, демалыс, туризм және спорт салаларындағы құқықтарын іске асыру

мүмкiндiгiнен ақпараттандыру;

     8) жастардың өзiн-өзi басқару нысандарын дамытуды қолдау;

     9) жастардың тұрғылықты жерiнде лайықты демалысын және жастарға өзге

де көмек көрсету түрлерiн ұйымдастыру.

     16-бап. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк

             жастар саясатын ақпараттық қамтамасыз ету және

             ғылыми негіздеу


 
       1. Жастардың құқықтары мен мiндеттерi туралы ақпар берудi, денсаулықты қорғау, бiлiм алу, әлеуметтiк қамсыздандыру, кәсiби даярлау мен жұмысқа орналасу, демалыс, әлеуметтiк реабилитация, өмiрдегi қиыншылықтарды жеңуге көмек, жас отбасыларды қолдау, коммерциялық емес ұйымдармен байланыс түрлерiн және өзге де Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты саласындағы құқықтарды жүзеге асыруды, Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясатын ақпараттық қамтамасыз ету жөнiндегi қызметтi мемлекеттiк органдар iске асырады.
      Осы мақсатта ақпараттық жүйелер, жастарға арналған ақпарат орталықтарын, баспасөз бен өзге де бұқаралық ақпарат құралдарын қолдау жасау арқылы жастарды ақпараттық қамтамасыз етудi кеңейтуге жағдай жасалады, кiтапханаларды, мұражайларды, мемлекеттiк бюджеттен қаржыландырылатын өзге де мәдениет мекемелерiне лайықты мемлекеттік қолдау көрсетiледi, бұқаралық ақпарат құралдарымен ынтымақтастық орнатылады, сондай-ақ Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты саласындағы мемлекеттiк және салалық бағдарламалар ауқымында өзге де iс-шаралар қарастырылады.
      2. Уәкiлеттi органдар Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты проблемалары бойынша ғылыми зерттеулер ұйымдастырады. Аталған зерттеулер ұзақ мерзiмдi негiзде жүзеге асырылады және Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты саласындағы кешендi және мақсатты мемлекеттiк бағдарламалар жасалғанда мiндеттi түрде ескерiледi.
      3. Қазақстан Республикасындағы мемлекеттiк жастар саясаты саласындағы зерттеулер қорытындысы негiзiнде мемлекеттiк орталық уәкiлеттi атқарушы органы екi жылда бiр рет Қазақстан Республикасының Yкiметiне Қазақстан Республикасындағы жастар жағдайы туралы мемлекеттiк баяндама ұсынады және ресми оны баспасөзде жариялайды.
      Қазақстан Республикасындағы жастар жағдайы туралы мемлекеттiк баяндама мемлекеттiк орталық және жергiлiктi атқарушы органдарда, аталған органдардың құзiретi шегiнде тиiстi шешiм қабылдау үшiн қаралатын болады.
 

     17-бап. Жастарға арналған әлеуметтік

             инфрақұрылым


 
 
       1. Билiктiң мемлекеттiк органдағы Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жастарға арналған әлеуметтiк инфрақұрылымдар объекттерiн құру мен қызметiн жолға қоюды қамтамасыз етедi.
      2. Билiктiң мемлекеттiк органдарының жастарға арналған әлеуметтiк инфрақұрылымдар нысандарын құру, қайта құру, жаңарту, өзгерту, тарату туралы шешiм тәртiбi мұндай шешiмдердiң жастардың өмiр сүруiн, бiлiм алуын, дене тәрбиесiн, рухани және адамгершiлiк тұрғыда дамуын қамтамасыз етуге тигiзер әсерiн зерделейтiн арнайы тиiстi мемлекеттiк орган немесе органдардың арнайы құрылған сараптама комиссияларының бағалау жөнiндегi iс-шараларын қарастырады.
      Тиiстi мемлекеттiк органының құрылыс салу шешiмiнде де жастардың өмiр сүруiн, бiлiмi мен тәрбиесiн, дене тәрбиесiн, рухани және адамгершiлiк тұрғыда дамуын құрайтын нысандар ғимаратының нормативтерi ескерiледi. Аталған нормативтер Қазақстан Республикасының заңнамасына және сол аумақтың ерекшелiктерiне сәйкес, сондай-ақ Қазақстан Республикасының сол аумақтарының әлеуметтiк-экономикалық және мәдени дамуын ескере отырып бекiтiледi.
      3. Пайда болуы, жекеленуi, иеленуi оқу және тәрбие үрдiстерiмен, жастарға арналған әлеуметтiк инфрақұрылымдар нысандары қызметiн қамтамасыз етуге байланысты мемлекеттiк немесе коммуналдық (соның iшiнде жер учаскелерi, ғимараттар, құрылыстар, құрал-жабдықтар) мүлiктер аталған мақсаттарға ғана пайдаланылады.
      Егер белгiлi бiр жағдайлармен аталған мүлiктер жастарға арналған әлеуметтiк инфрақұрылымдар нысандары қызметiн тиiмдi қамтамасыз ете алмаса, өкiлеттi орган әлеуметтiк инфрақұрылымдар нысандардың өтемiне бағытталған шаралар қабылдағаннан соң ғана оны өзге мақсаттарға пайдалану туралы шешiм шығара алады.
      4. Жергiлiктi атқарушы органдар жастардың коммерциялық емес

 

ұйымдарының пайдалануына және заңнамаға сәйкес өзге де мүлiктiк

қажеттiлiктердi жүзеге асыру үшiн ғимараттарды, құрылыстарды қайтарымсыз

беруге құқылы.

     5. Жастарға арналған әлеуметтік инфрақұрылымдар қызметiнiң тәртiбi,

оны материалдық және қаржылай қолдау шаралары Қазақстан Республикасының

өкiлеттi мемлекеттiк органы қабылдаған тиiстi нормативтiк-құқықтық

актiлермен айқындалады.

                     4 Тарау. ҚОРЫТЫНДЫ ЕРЕЖЕЛЕР

     18-бап. Осы Заңды бұзғаны үшiн жауапкершiлік

     Заңды және жеке тұлғалар, соның ішiнде мемлекеттiк органдардағы

лауазым иелерi осы Заң ережелерiн сақтамағаны үшiн Қазақстан

Республикасының заңнамасында белгiленген тәртiппен жауап бередi.

     Қазақстан Республикасының

           Президенті



Мамандар:

     Багарова Ж.А.,

     Қасымбеков Б.А.






О проекте Закона Республики Казахстан "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 апреля 2002 года N 402

 


     Правительство Республики Казахстан постановляет:

     Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан

проект Закона Республики Казахстан "О государственной молодежной политике

в Республике Казахстан".


       Премьер-Министр

     Республики Казахстан

                                                                  Проект


                      Закон Республики Казахстан


               "О государственной молодежной политике

                     в Республике Казахстан"



 
       Настоящий Закон определяет правовые основы формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
 
                       Глава 1. Общие положения
 
      Статья 1. Основные понятия, используемые в Законе
 
      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) молодежь - граждане Республики Казахстан, граждане иностранных государств и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан в возрасте от 14 до 29 лет;
      2) молодая семья - семья, в которой оба супруга не достигли возраста 29 лет;
      3) государственная молодежная политика - это система социально-экономических, политических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку молодежи в процессе социализации;
      4) социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, которые осуществляют деятельность по охране здоровья, образованию, воспитанию, социальной адаптации, физическому, духовному и нравственному развитию, обеспечению занятости молодежи;
      5) социальные службы для молодежи - некоммерческие организации, осуществляющие мероприятия по оказанию медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, содействию социальной адаптации молодежи;
      6) предпринимательская деятельность, осуществляемая молодежью, - это не противоречащая законодательству Республики Казахстан инициативная, самостоятельная деятельность молодежи, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность.
 
      Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
                о государственной молодежной политике
 
      1. Законодательство Республики Казахстан о государственной молодежной политике состоит из K951000_ Конституции, настоящего Закона, иных законодательных и нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед настоящим Законом и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.
 

 

     Статья 3. Цели и принципы государственной молодежной

               политики


     1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан

осуществляется в целях:

     1) создания социально-экономических, правовых, организационных

условий и гарантий для духовного, культурного, образовательного,

профессионального становления и физического развития молодежи, раскрытия

ее творческого потенциала в интересах всего общества;

     2) защиты ее прав и законных интересов;

     3) предоставления помощи и социальных услуг молодежи;

     4) реализации социально-значимых инициатив молодежи.

     2. Государственная молодежная политика Республики Казахстан

основывается на принципах:

     1) приоритета исторических и культурных ценностей Республики

Казахстан;

     2) сохранения и укрепления физического здоровья:

     3) нравственного и духовного развития;

     4) формирования казахстанского патриотизма;

     5) формирования гражданственности;

     6) защиты прав и свобод молодежи;

     7) предоставления помощи и социальных услуг молодежи из числа

малоимущих;


 
       8) законности деятельности государственных органов при осуществлении государственной молодежной политики Республики Казахстан.
 
      Статья 4. Государственные органы по осуществлению
                молодежной политики
 
      1. Реализация государственной молодежной политики осуществляется

 

государственными органами, иными организациями в соответствии с

законодательством Республики Казахстан.

     2. Положение о центральном исполнительном органе по вопросам

молодежной политики и его региональных подразделениях, утверждается

Правительством Республики Казахстан.


     Глава 2. Основные направления государственной молодежной

              политики в Республике Казахстан


     Статья 5. Основные направления государственной

               молодежной политики


     Основными направлениями государственной молодежной политики в

Республике Казахстан являются:

     1) обеспечение соблюдения прав и свобод молодежи;

     2) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

     3) содействие предпринимательской деятельности молодежи;

     4) государственная поддержка молодых семей;

     5) обеспечение условий для реализации конституционного права на

получение среднего бесплатного образования молодежью;

     6) обеспечение условий для воспитания и всестороннего образования

молодежи;

     7) обеспечение гарантий прав и социальной защиты молодежи - инвалидов

и воспитанников детских домов;

     8) обеспечение условий для патриотического и гражданского становления

молодежи;

     9) обеспечение условий для развития национальной культуры и языка у

молодежи;

     10) обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового

образа жизни;

     11) обеспечение социальной помощи молодежи из числа нуждающихся в

социальной поддержке;

     12) обеспечение условий для культурного досуга и отдыха молодежи;

     13) государственная поддержка талантливой молодежи;

     14) сотрудничество уполномоченных государственных органов по

осуществлению молодежной политики с молодежными некоммерческими

организациями;

     15) содействие международному сотрудничеству молодежи.


 
 
       Статья 6. Обеспечение социальных прав молодежи
 
      В Республике Казахстан молодежь имеет следующие социальные права:
      1) на бесплатное медицинское обслуживание в государственных медицинских учреждениях в соответствии с законодательством;
      2) на бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях, а также на бесплатное высшее образование на конкурсной основе в соответствии с законодательством;
      3) на посещение государственных спортивно-оздоровительных и культурно-просветительных учреждений на льготных условиях по решению органов местного государственного управления;
      4) на льготный проезд в общественном транспорте для обучающихся, из числа молодежи по решению органов местного государственного управления;
      5) на получение социальных услуг в виде консультаций по правовым, психологическим, педагогическим вопросам, а также вопросам семейного и полового воспитания; услуг по реабилитации инвалидов, демобилизованных военнослужащих, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних лиц с девиантным поведением, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ - инфицированных лиц (больных СПИДом) и других лиц из числа молодежи с общественно опасным поведением.
 
      Статья 7. Политические права и свободы молодежи
 
      1. Молодежь Республики Казахстан имеет все политические права и свободы, предусмотренные K951000_ Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан.
      2. Политические права и свободы молодежи осуществляются посредством предоставления гражданам возможности участия в реализации государственной молодежной политики.
 
      Статья 8. Гарантии в сфере труда и занятости,
                содействие решению жилищных проблем молодежи
 
      1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан в сфере труда и занятости молодежи осуществляется посредством:
      1) развития сезонных и общественных работ для молодежи;
      2) разработки и реализации программ занятости населения по вопросам занятости молодежи;
      3) организационной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, создающих рабочие места для молодежи;
      4) создания и организации деятельности трудовых студенческих отрядов на базе средних профессиональных и высших учебных заведений.
      2. Молодежи Республики Казахстан гарантируется:
      1) содействие в трудоустройстве, профессиональная подготовка, повышение квалификации, временное трудоустройство на общественные работы;
      2) содействие в предоставлении рабочего места в государственных организациях на срок не менее 1 года после окончания обучения в средних профессиональных и высших учебных заведениях по государственному заказу;
      3) получение государственной адресной социальной помощи в соответствии с законодательством;
      4) содействие в обеспечении доступности для молодых людей, являющихся инвалидами, к программам обучения, переподготовки и стажировки в высших учебных заведениях, в том числе посредством дистанционного обучения.
      3. Решение жилищных проблем молодежи осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
 
      Статья 9. Государственная поддержка предпринимательской
                деятельности, осуществляемой молодежью
 
      1. Отношения, связанные с предпринимательской деятельностью, осуществляемой молодежью, регулируются законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом.
      2. Республика Казахстан устанавливает систему мер по социально-экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской, фермерской и крестьянской деятельности молодежи.
      3. К лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Республики Казахстан и пользующимся государственной поддержкой в сфере молодежной политики, относятся:
      1) молодежь, занимающаяся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе фермерские и крестьянские хозяйства, организованные молодежью;
      2) организации, в которых не менее 70 процентов от общей численности работников составляет молодежь, и учредителями которых является молодежь.
      4. Государственная молодежная политика в сфере содействия предпринимательской деятельности молодежи осуществляется посредством:
      1) содействия центральных и местных исполнительных органов Республики Казахстан в организации предпринимательской деятельности молодежи на учебно-производственной базе учебных заведений, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального, послевузовского профессионального и дополнительного профессионального образования;
      2) вовлечения социально незащищенных слоев населения из числа молодежи (инвалидов, безработных и т.д.) в предпринимательскую деятельность;
      3) обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, развития сотрудничества между учебными заведениями и работодателями на договорной основе.
      5. Государство поощряет молодых предпринимателей, способствующих обеспечению занятости молодежи в различных областях промышленности и сельского хозяйства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения, а также оказанию социальных услуг для населения.
 
      Статья 10. Государственная поддержка молодых семей
 
      1. Формирование и реализация государственных и региональных программ в области государственной поддержки молодых семей осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан на основе анализа социальных потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются меры государственной поддержки.
      Указанные меры направлены на оказание молодым семьям материальной и иной помощи в решении социально-экономических проблем, оказание соответствующих образовательных, медицинских, правовых, психолого-педагогических, информационных, консультативных и других услуг, в том числе на обеспечение охраны здоровья, воспитания и развития детей, социальной защиты, адаптации и реабилитации молодежи.
      2. С целью создания благоприятных условий для развития молодой семьи государственная поддержка молодой семьи осуществляется посредством:
      1) предоставления молодым семьям льготного кредита в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
      2) предоставления по согласованию с администрацией учебного заведения для молодых родителей из числа молодежи, являющихся студентами и учащимися, права на свободное посещение учебных занятий, на получение академического отпуска на период достижения ребенком возраста 1,5 лет;
      3) развития системы консультирования по проблемам семейной жизни психолого-педагогическим, правовым и другим вопросам молодых семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
      4) развития системы некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, социальную помощь;
      5) сохранения и развития системы организации летнего отдыха и оздоровления молодежи.
      3. Перечень категорий молодых семей, нуждающихся в конкретных формах государственной поддержки, устанавливается Правительством Республики Казахстан и местными представительными органами.
 
      Статья 11. Поддержка талантливой молодежи
 
      1. В целях сохранения и развития интеллектуального и творческого потенциала общества, обеспечения преемственности научных, культурных традиций Республики Казахстан осуществляется система мер по поддержке талантливых и одаренных представителей молодежи по созданию условий для их плодотворной деятельности.
      2. Государственная поддержка талантливой молодежи оказывается государственными органами Республики Казахстан, заинтересованными организациями, гражданами на основе законодательства Республики Казахстан и осуществляется посредством:
      1) установления в соответствии с законодательством премий, стипендий, предоставления в установленном законодательством порядке государственных образовательных грантов и государственных образовательных кредитов для талантливых детей и молодежи;
      2) содействия в создании творческих мастерских, школ и объединений выдающихся деятелей науки, культуры и искусства;
      3) организации и проведения конкурсов, выставок, фестивалей, смотров, концертов, симпозиумов, чтений, конференций и семинаров с целью выявления и распространения творческих достижений молодежи, организации международных молодежных обменов;
      4) обеспечения доступа на конкурсной основе наиболее одаренной и талантливой молодежи к программам обучения, переподготовки и стажировки в образовательных и научно-исследовательских учреждениях зарубежных стран;
      5) создания условий молодым ученым, деятелям культуры, искусства и образования для проведения научно-культурной работы, а также сохранения и развития высокоинтеллектуальных кадровых ресурсов из числа молодежи, в том числе в производственной сфере;
      6) развития физической культуры, спортивных школ, поддержки молодежного спорта и спортивной инфраструктуры, организации проведения спартакиад и олимпиад среди молодежи.
 
      Статья 12. Содействие международному сотрудничеству молодежи
 
      1. Государственные органы Республики Казахстан оказывают содействие развитию международного молодежного сотрудничества путем:
      1) заключения и реализации соглашений о молодежных международных обменах, включения молодежи в систему международных программ;
      2) оказания помощи организаторам и участникам международных

 

молодежных обменов в получении информации, разработке документов и подборе

партнеров в сфере международного сотрудничества молодежи.

     2. Содействие международному сотрудничеству молодежи осуществляется

на основе действующего законодательства, нормативных правовых актов и

международных договоров Республики Казахстан.


          Глава 3. Формирование и реализация государственной

                   молодежной политики  


     Статья 13. Финансовое обеспечение государственной

                молодежной политики


     1. Государственная молодежная политика в Республике Казахстан

финансируется за счет средств:

     1) республиканского и местных бюджетов;

     2) благотворительных взносов физических и юридических лиц;

     3) иных, не запрещенных законодательством, источников.


 
       2. Расчетный объем финансовых средств определяется с учетом материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственных и региональных программ в сфере государственной молодежной политики в Республике Казахстан, мер в области сотрудничества государства с молодежными некоммерческими организациями.
 
      Статья 14. Участие молодежи в формировании и реализации
                 государственной молодежной политики
                 в Республике Казахстан
 
      1. Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан посредством реализации общественно значимых инициатив, обращений в центральные и местные исполнительные органы государственной власти, взаимодействия молодежных некоммерческих организаций с указанными органами на условиях соглашения о партнерстве, а также в других формах их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан и представления их интересов.
      2. Вносимые молодежью, молодежными некоммерческими организациями в государственные органы предложения по реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан рассматриваются указанными органами в соответствии с их полномочиями и в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан. В случае, если для рассмотрения указанных предложений необходимы расчеты финансовых средств, сбор информации, разработка проектов документов, государственные органы осуществляют информационную помощь и проводят консультации с уполномоченными представителями молодежных некоммерческих организаций и молодежи, вносящими указанные предложения.
      3. Государственные органы вправе привлекать молодежные некоммерческие организации с их согласия для консультаций и координации действий в области формирования и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      Молодежные некоммерческие организации сотрудничают с государственными органами, выполняя определенные работы, оказывая услуги в рамках планов мероприятий государственных и региональных программ в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан. Могут формироваться совместные консультативные органы по реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      4. В целях привлечения молодежи к формированию и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан уполномоченные исполнительные государственные органы совместно с молодежными организациями республиканского значения созывают Конгресс молодежи Казахстана.
      5. Конгресс молодежи Казахстана является добровольным объединением юридических лиц в форме ассоциации и действует на основании Устава. Конгресс молодежи Казахстана в пределах компетенции вырабатывает рекомендации, принимает обращения к молодежи, государственным органам власти о формировании и реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      6. Государственные органы в пределах своей компетенции анализируют предложения, содержащиеся в обращениях и рекомендациях Конгресса молодежи Казахстана, и учитывают предложения при реализации государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
 
      Статья 15. Социальные службы для молодежи
 
      1. Деятельность социальных служб для молодежи предусматривает участие всех субъектов гражданских прав Республики Казахстан, действующих на территории Республики Казахстан и осуществляющих мероприятия по социальной поддержке, оказанию социальных услуг для молодежи.
      2. К таким услугам относятся:
      1) осуществление психолого-педагогической, медико-биологической, юридической помощи и консультирование несовершеннолетних и других представителей молодежи;
      2) социальная помощь молодежи, оказавшейся в особо неблагоприятных условиях в силу их физических недостатков;
      3) социальная помощь молодым семьям;
      4) правовая защита молодежи в трудовых и учебных коллективах;
      5) социальная помощь в специальных воспитательных учреждениях для несовершеннолетних лиц с девиантным поведением;
      6) социальное восстановление (реабилитация) лиц из числа молодежи, освобожденных из мест лишения свободы, а также вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, лиц, прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, ВИЧ - инфицированных лиц (больных СПИДом) и других лиц из числа молодежи с общественно опасным поведением;
      7) правовая пропаганда, информирование молодежи о возможностях реализации ее прав в сферах трудоустройства, образования и профессиональной подготовки, досуга, туризма и спорта;
      8) содействие развитию форм молодежного самоуправления;
      9) организация содержательного досуга молодежи по месту жительства и другие функции по оказанию помощи молодежи.
 
      Статья 16. Информационное обеспечение и научное
                 обоснование государственной молодежной
                 политики в Республике Казахстан
 
      1. Государственные органы осуществляют деятельность по информационному обеспечению государственной молодежной политики в Республике Казахстан, информированию молодежи об их правах и обязанностях, о возможностях реализации своих прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в целях преодоления трудных жизненных ситуаций, поддержку молодых семей, о формах сотрудничества с молодежными некоммерческими организациями и реализации других прав в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      В этих целях обеспечиваются условия для расширения информационного обслуживания молодежи посредством создания информационных систем, центров информации для молодежи, проводится должная государственная поддержка библиотек, музеев, других учреждений культуры, финансирующихся из государственного бюджета, осуществляется сотрудничество со средствами массовой информации, а также предусматриваются другие мероприятия в планах мероприятий государственных и региональных программ в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      2. Уполномоченные государственные органы организуют научные исследования по проблемам государственной молодежной политики в Республике Казахстан. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием, учитываемым при разработке государственных и региональных программ в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан.
      3. На основании результатов исследований в области государственной молодежной политики в Республике Казахстан центральный уполномоченный государственный орган один раз в два года разрабатывает и представляет Правительству Республики Казахстан и Парламенту Республики Казахстан Доклад о положении молодежи в Республике Казахстан и публикует его в официальном печатном издании. Доклад о положении молодежи в Республике Казахстан рассматривается центральными и местными государственными органами в пределах их компетенции для принятия указанными органами соответствующих решений.
 
      Статья 17. Социальная инфраструктура для молодежи
 
      1. Государственные органы в соответствии с законодательством Республики Казахстан обеспечивают создание и функционирование объектов социальной инфраструктуры для молодежи.
      2. Порядок принятия государственными органами власти решений об изменении назначения, о ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи предусматривает мероприятия по оценке специально созданной экспертной комиссией соответствующего государственного органа или органов последствий принятия таких решений для обеспечения жизнедеятельности, образования и воспитания, физического, духовного и нравственного развития молодежи.
      3. Являющееся государственной или коммунальной собственностью имущество (в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование), возникновение, приобретение или обособление которого связано с образовательным и воспитательным процессами, обеспечением функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, может использоваться только в соответствии с указанными целями.
      В случае, если в силу сложившихся обстоятельств указанное имущество не может эффективно использоваться в целях обеспечения функционирования объектов социальной инфраструктуры для молодежи, решение о его использовании в иных целях принимается соответствующим уполномоченным государственным органом с условием предварительного принятия мер, направленных на компенсацию потери объекта социальной инфраструктуры для молодежи.
      4. Местные исполнительные органы вправе передавать молодежным некоммерческим организациям в безвозмездное пользование здания, сооружения и иное, необходимое для осуществления их уставных задач коммунальное имущество, в соответствии с законодательством.
      5. Порядок функционирования социальной инфраструктуры для молодежи (применительно к объектам государственной собственности), меры ее материальной и финансовой поддержки определяются соответствующими нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченными государственными органами Республики Казахстан.
 
                 Глава 4. Заключительные положения
 

 

     Статья 18. Ответственность за нарушение настоящего Закона


     Юридические и физические лица, в том числе должностные лица

государственных органов, несут ответственность за несоблюдение положений

настоящего Закона в порядке, определяемом законодательством Республики

Казахстан.


          Президент

     Республики Казахстан


     (Специалисты: Мартина Н.А.,

                   Абрамова Т.М.)