"Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінiң 2005 жылғы 30 маусымдағы N 651 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Yкiметi  ҚАУЛЫ ЕТЕДI:

      "Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының жобасы Қазақстан Республикасының Парламентi Мәжiлiсiнiң қарауына енгiзiлсiн.

       Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі

Жоба   

Қазақстан Республикасының Заңы

  Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау туралы

      Осы Заң Қазақстан Республикасындағы инновациялық қызметті ынталандырудың құқықтық, экономикалық және ұйымдық негiздерiн реттейдi әрi оны мемлекеттiк қолдау шараларын айқындайды.

  1-тарау. Жалпы ережелер

        1-бап. Осы Заңда пайдаланылатын негiзгi ұғымдар

      Осы Заңда мынадай ұғымдар пайдаланылады:
      1) инновация - зияткерлiк меншiктiң объектiсi болып табылатын, енгiзiлуi өндiрiстiң әртүрлi салаларына және қоғамды басқаруға экономикалық тиiмдi және/немесе әлеуметтiк, экологиялық маңызды болып табылатын ғылыми және ғылыми-техникалық қызметтiң нәтижесi;
      2) инновациялық қызмет - инновацияларды өндiрiстiң әртүрлi салаларына енгiзу және қоғамды басқару оларды инновацияларды пайдалану;
      3) инновациялық инфрақұрылым - Қазақстан Республикасының инновациялық қызметiнiң мамандандырылған субъектiлерiнiң жиынтығы;
      4) инновациялық грант - тәжiрибе-конструкторлық әзiрлемелердi орындау инновациялық жобаның техникалық-экономикалық негiздемесiн дайындау, өнеркәсiп меншiк объектiлерiн шетел мемлекеттерiнде және/немесе халықаралық патенттiк ұғымдарды патенттеу үшiн грант берушi мен грант алушы арасындағы шартта көзделген шарттарды өтеусiз ұсынылатын ақшаның мақсатты сомасы;
      5) инновациялық жоба -  инвестицияларды көздейтiн және шектелген уақыт мерзiмi iшiнде iске асырылатын және аяқталған сипаты бар инновацияларды енгiзуге бағытталған көздейтiн iс-шаралар кешенi;
      6) инновациялық қор - инновациялық жобаларды және инфрақұрылымдарды қаржыландыру, сондай-ақ өзге қызметтердi көрсету жолымен инновациялық қызметтiң дамуына жәрдемдесетiн заңды тұлға;
      7) инновациялық қызметтiң субъектiсi - инновациялық қызметтi жүзеге асыратын заңды және жеке тұлғалар;
      8) инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiсi технологиялық бизнес инкубатор, технологиялық парк, инновациялық қор;
      9) технологиялық бизнес-инкубатор - заңды және жеке тұлғаларға инновацияларды құру күзет құжаттарын алуға және инновациялық жобаларды дайындауға арналған өтiнiмдердi ресiмдеу үшiн құқықтық, ұйымдық, ақпараттық және өзге де қызметтердi ұсыну жөнiндегi қызметтi жүзеге асыратын үшiн құрылатын заңды тұлға немесе технопарктiң құрылымдық бөлiмшесi;
      10) технологиялық парк (технопарк) - заңды тұлға немесе негiзгi қызметi инновациялық жобаны iске асыру үшiн қажеттi қызметтердi көрсету болып табылатын бiртұтас материалдық-техникалық кешен меншiгiне ие консорциум;
      11) технологиялар трансфертi - Қазақстан Республикасында немесе шет елдерде инновациялық қызмет субъектiлерiне құқық иеленушiден патент алған инновацияларды пайдалануға құқықты беру процесi;
      12) уәкiлеттi орган - берiлген өкiлеттiктер шегiнде инновациялық қызмет саласындағы басшылық пен үйлестiрудi жүзеге асыратын мемлекеттiк орган.

        2-бап. Қазақстан Республикасының инновациялық қызметтi
             мемлекеттiк қолдау туралы заңнамасы

      1. Қазақстан Республикасының инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау туралы заңнамасы Қазақстан Республикасының  Конституциясына негiзделедi және осы Заң мен Қазақстан Республикасының өзге де нормативтiк құқықтық актiлерiнен тұрады.
      2. Егер Қазақстан Республикасы бекiткен халықаралық шарттарда осы Заңда барынан өзге ережелер белгiленген болса, онда халықаралық шарттардың ережелерi қолданылады.

       3-бап. Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдаудың
               мақсаты мен қағидаттары

      Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдаудың мақсаты инновациялық қызметтi дамыту үшiн қолайлы жағдайлар жасау болып табылады.
      Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдаудың негiзгi мiндеттерi:
      1) инновациялық қызметтi жүзеге асыру кезiнде ұлттық мүдделердi сақтау;
      2) ұлттық экономиканың бәсеке қабiлетiн арттыру және ұлттық қауiпсiздiктi қамтамасыз ету үшiн инновациялық қызметтiң басымдығы;
      3) инновациялық қызмет субъектiлерiнiң мемлекеттiк қолдауды алу кезiндегi теңдiгi;
      4) инновациялық қызмет субъектiлерiн мемлекеттiк қолдаудың экономикалық тиiмдiлiгi және нәтижелiлiгi;
      5) ғылыми және ғылыми-техникалық қызмет субъектiлерiнің және кәсiпкерлiк субъектiлерiнiң инновациялық қызметтi ұйымдастыру мақсатында тұрақты өзара iс-әрекеттi қамтамасыз ететiн мемлекеттiк қолдаудың кешендiлiгi;
      6) инновациялық қызмет үшiн жоғары бiлiктi кадрларды даярлау болып табылады.

       4-бап. Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдаудың
               бағыттары

      Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мынадай негiзгi бағыттар бойынша жүзеге асырылады:
      1) қажеттi ұйымдық және экономикалық, оның iшiнде мемлекеттiк инновациялық саясатты iске асыру үшiн инвестициялар тартуды қамтамасыз ететiн жағдайлар жасау жолымен инновациялық қызметтi ынталандыру;
      2) инновациялық дамытудың басымдықтарын айқындау;
      3) инновациялық инфрақұрылымды қалыптастыру және дамыту;
      4) мемлекеттiң инновацияны құруға және енгiзуге қатысу;
      5) отандық инновацияларды сыртқы рыноктарға жылжыту;
      6) технологиялар трансфертiн қоса алғанда инновациялық қызмет саласындағы халықаралық ынтымақтастық.

       5-бап. Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдаудың
               нысандары

      Инновациялық қызметтi мемлекеттiк қолдау Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес мынадай негiзгi нысандарда жүзеге асырылады:
      1) инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн жасауға қатысу;
      2) мемлекеттiк даму институттарын құру қызметiн үйлестiру және жұмыс iстеп тұрған мемлекеттiк даму институттарын одан әрi дамыту;
      3) инновациялық жобаларды мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен iске асыру;
      4) Қазақстан Республикасының бюджеттiк заңнамасында және осы Заңда айқындалған шарттарда инновациялық гранттар беру;
      5) инновациялық қызметтi кадрлық қамтамасыз етудi, оның iшiнде инновациялық менеджмент негiздерiне оқыту жолымен ұйымдастыру;
      6) инновациялық қызмет саласындағы мемлекеттiк саясатты iске асыру үшiн инвестицияларды тартуды қамтамасыз ететiн қажеттi ұйымдық, құқықтық және экономикалық жағдайлар жасау.

       6-бап. Қазақстан Республикасы мемлекеттiк органдарының
               инновациялық қызмет саласындағы құзыретi

      1. Қазақстан Республикасының Yкіметi:
      1) инновациялық қызмет саласында мемлекеттiк саясаттың негiзгi бағыттарын әзiрлейдi;
      2) Қазақстан Республикасындағы инновациялық қызметтiң басым бағыттарын айқындайды;
      3) инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған мемлекеттiк бағдарламаларды әзiрлеудi ұйымдастырады;
      4) инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған салалық (секторальдық) бағдарламаларды бекiтедi;
      5) инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн аккредиттеу ережесiн бекiтедi;
      6) мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен инновациялық гранттар беру және өнеркәсiптiк меншiкке объектiлердiң енуi жөнiнде қабылданған шаралар туралы есеп беру ережесiн бекiтедi;
      7) мемлекеттiк ғылыми-техникалық сараптаманы жүргiзу ережесiн және бюджет қаражаты есебiнен инновациялық гранттар алуға өтiнiмдерге экономикалық сараптаманы бекiтедi;
      8) инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн құру үшiн жағдайларды қамтамасыз етедi.
      2. Уәкiлеттi орган:
      1) инновациялық қызмет саласындағы мемлекеттiк саясаттың қалыптасуын қамтамасыз етедi және оны жүзеге асырады;
      2) Қазақстан Республикасының Yкiметiне Қазақстан Республикасындағы инновациялық қызметтiң басым бағыттары бойынша ұсыныстар енгiзедi;
      3) инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған мемлекеттiк, салалық (секторальдық) бағдарламаларды әзiрлейдi;
      4) мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен инновациялық гранттар беру және өнеркәсiптiк меншiкке объектiлердiң енуi жөнiнде қабылданған шаралар туралы есептiлiк беру ережесiн, инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн аккредиттеу ережесiн, бюджет қаражаты есебiнен гранттар алуға өтiнiмдерге мемлекеттiк ғылыми-техникалық сараптама және экономикалық және сараптама жүргiзу ережесiн әзiрлейдi;
      5) мемлекеттiк органдардың инновациялық қызметтi дамыту жөнiндегi қызметiн үйлестiрудi жүзеге асырады;
      6) Қазақстан Республикасының Yкiметiне инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн құру жөнiнде ұсыныстар енгiзедi;
      7) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес инновациялық қызметтi ынталандыру жөнiндегi нормативтiк құқықтық актiлердiң жобаларын әзiрлейдi.
      3. Өзге де орталық атқарушы органдар:
      1) өз құзыретi шегінде инновациялық қызмет саласындағы мемлекеттiк саясатты iске асыруды қамтамасыз етедi;
      2) өз құзыретi шегiнде инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған салалық (секторальдық) бағдарламаларды iске асырады.
      4. Жергілiктi атқарушы органдар:
      1) өз құзыретi шегінде инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған өңiрлiк бағдарламаларды әзiрлейдi, бекiтедi және iске асырады әрi оларды құқықтық, ұйымдық және өзге де қолдауды қамтамасыз етедi;
      2) инновацияларды құруға және енгізуге қатысады;
      3) инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн құруға қатысады.

  2-тарау. Инновациялық инфрақұрылым

       7-бап. Инновациялық қызметтiң мамандандырылған
               субъектiлерi

      1. Мемлекет инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiн құруға қатысады.
      2. Кез келген заңды және жеке тұлға, оның iшiнде шетелдiктер инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiнiң құрылтайшылары бола алады.
      Инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерiнiң жарғылық капиталына жергiлiктi атқарушы органдар, сондай-ақ инновациялық қызметке жәрдемдесу мақсатында мемлекеттiң қатысуымен құрылған заңды тұлғалар қатыса алады.
      3. Технологиялық бизнес-инкубаторлар қызметтiң мынадай түрлерiн жүзеге асырады:
      1) шарттар жағдайында инновациялар құруға қажеттi материалдық-техникалық база ұсыну;
      2) шарттар жағдайында зияткерлiк меншiк объектiлерiне күзет құжаттарын алуға арналған өтiнiмдердi ресiмдеуге қажеттi қызметтердi ұсыну;
      3) шарттар жағдайында, инновациялық жобаның техникалық-экономикалық негiздемесiн және инновациялық жобаны қаржыландыруға арналған құжаттарды әзiрлеуге жәрдем көрсетудi қоса алғанда инновациялық жобаны дайындау үшiн қажеттi қызметтердi ұсыну;
      4) инновациялық жобаларды iске асыру үшiн инвестициялар тартуға жәрдем көрсету;
      5) инновациялық қызметтi жүзеге асыратын шағын және орта кәсiпкерлiк субъектiлерiн ұйымдастыруға жәрдем көрсету.
      Технологиялық бизнес-инкубаторлардың қарамағында инновациялық қызмет субъектiлерiне қызметтер көрсету үшiн бiлiктiлiгі бар қызметшiлер, инновациялар құру үшiн жеткiлiктi кеңселiк және өндiрiстiк үй-жайлар болады.
      4. Технопарк қызметтiң мынадай түрлерiн жүзеге асырады:
      1) жаңа технологиялық процестердi, тауарларды (жұмыстарды, қызметтердi) сертификаттау және стандарттау мен тауарларды (жұмыстарды, қызметтердi) жаппай өндiрудi бастау мақсатында тәжiрибелiк-конструкторлық әзiрлемелер, сынақтар жүргiзу кезеңiн қоса алғанда инновациялық жобалауды iске асыру үшiн қатысты зертхана жабдықтарына, коммуникацияларға, басқа да объектiлерге ену;
      2) заңды және жеке тұлғаларға және шарттар жағдайында инновациялық жобаны iске асыру үшiн құқықтық, ұйымдық, ақпараттық қызметтер ұсыну;
      3) инновациялық менеджмент негiздерiн оқыту;
      4) технопарк аумағында орналасқан, шағын және орта кәсiпкерлiк субъектiлерiне консультациялық қызметтер көрсететiн ұйымдарды тарту үшiн жағдайлар жасау;
      5) өзiнiң негiзгі қызметi шеңберiнде кәсiпкерлiк субъектiлерiнiң отандық және шетелдiк ғылыми және технологиялық ақпараттарын тарату.
      Технопарктер, инновациялық қызмет субъектiлерiне жәрдем көрсетуге қажеттi жылжымайтын меншiк құқығындағы немесе тұрақты немесе ұзақ мерзiмдi уақытқа жер пайдалану құқығындағы объектiлердi қоса алғанда, материалдық-техникалық базаға иелiк етедi.
      Технопарктерде сараптамалық кеңестер құрылуы мүмкiн.
      Сараптамалық кеңес:
      1) инновацияларды әзiрлеушiлерден, кәсiпкерлерден түсетiн өтiнiмдер мен жобалардың алдын ала талдауын жүзеге асырады;
      2) жобаның жаңашылығы мен техникалық орындаушылығын бағалайды, құрылатын инновацияның нарықтық тартымдылығын, оның қаржылық және экономикалық орындаушылығын бағалайды.
      Инновациялық қорлар заңды тұлға нысанында құрылады және қызметтiң мынадай түрлерiн жүзеге асырады:
      1) инновацияларды қаржыландыру, құру және енгiзу;
      2) шағын және орта кәсiпкерлiк субъектiлерiнiң инновациялық қызметтi iске асырулары үшiн қаржы қаражатын iздеу және тарту;
      3) инновациялық қызмет субъектiлерiне маркетингтiк, консультативтiк және басқарушылық қызметтер көрсету;
      4) Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген қызметтiң өзге де түрлерi инновациялық қорлар жылдық қаржылық есептiлiктiң аудитiн жүргiзуге мiндеттi.

  3-тарау. Ұлттық инновациялық қор

       8-бап. Ұлттық инновациялық қордың құқықтық мәртебесi,
               мақсаттары мен мiндеттерi

      1. Жалғыз құрылтайшысы Қазақстан Республикасының Yкiметi болып табылатын ұлттық инновациялық қор акционерлiк қоғам нысанындағы коммерциялық ұйым болып табылады.
      2. Ұлттық инновациялық қор қызметiнiң мақсаты елдегі жалпы инновациялық белсендiлiктi көтеру оның iшiнде жоғары технологиялық және ғылымды қажетсiнетiн өндiрiстердi дамытуға жәрдемдесу болып табылады.
      3. Ұлттық инновациялық қордың мiндеттерi:
      1) отандық және шетелдiк инвесторлармен бiрлесiп, оның iшiнде құрылатын қорлардың жарғылық капиталына бақылаусыз қатысу (49 пайыздан артық емес) жолымен инновацияларды құруды және енгізудi қаржыландыруды жүзеге асыратын инновациялық қорлар мен инвестициялық қорлар құру;
      2) инвестициялайтын компаниялардың жарғылық капиталына және/немесе қаржылық лизингiне үлестiк бақылаусыз қатысу (49 пайыздан артық емес) жолымен инновацияларды құру мен ендiрудi қаржыландыру;
      3) инновациялық қызметтің мамандандырылған субъектілерін құруға қатысу;
      4) сыртқы рыноктарға отандық инновацияларды жылжыту;
      5) инновациялық технологияларды көшіру, қарауға беру және дамыту, оларды коммерциялау мен ендіру саласындағы халықаралық ынтымақтастықты дамыту.

       9-бап. Ұлттық инновациялық қордың өкілеттігі

      Ұлттық инновациялық қор:
      1) Ұлттық инновациялық қордың инвестициялық саясаты туралы  меморандумына  сәйкес инвестициялық саясатты жүзеге асыруға;
      2) ғылыми-техникалық, экономикалық сараптамалардың және патенттік талдаудың нәтижелері бойынша инновациялық жобаларды инвестициялаудың орындылығын айқындауға;
      3) өз міндеттерін іске асыру үшін шарттық негізде сарапшыларды және консультанттарды тартуға;
      4) ішкі рынокта Ұлттық инновациялық қордың Инвестициялық саясаты туралы меморандумды айқындалған шектерде және тәртіпте өтімділігі жоғары қаржы құралдарының еркін қаражатын орналастыруға;
      5) Инвестициялық саясат туралы меморандуммен белгіленген шектеулерді ескере отырып, инновациялық жобаларды іріктеуді және оларды инвестициялауды жүзеге асыруға;
      6) инновациялық қызметтің мамандандырылған субъектілерін құруға қатысуға;
      7) өз қаражатынан жаңа технологиялар, тауарлар, жұмыстар, қызметтер құруға бағытталған, коммерциялық әсер мен экономиканы технологиялық дамыту тұрғысынан әлеуетті перспективалы болып табылатын қолданбалы ғылыми зерттеулерге және тәжірибелік-конструкторлық әзірлемелерге арналған гранттар беруге;
      8) шетелдік инновациялық немесе инвестициялық қорларға инвестицияларды жүзеге асыруға құқылы.

       10-бап. Ұлттық инновациялық қор инвестицияларының
                көздері

      1. Инвестицияларды жүзеге асыру үшін мынадай көздер пайдаланылуы мүмкін:
      1) Ұлттық инновациялық қордың жарғылық капиталы;
      2) халықаралық қаржы ұйымдары, шетел мемлекеттері және қаржы институттары беретін гранттар;
      3) Ұлттық инновациялық қордың кірістері.
      2. Ұлттық инновациялық қордың кiрiстерiн алудың негiзгi нысаны Ұлттық инновациялық қор қаржыландыратын жобалардан шығуы кезiндегi, инновациялық қор инвестицияларының бастапқы құны мен шығу кезiндегi сату құнының арасындағы айырманы бiлдiретiн кiрiстер болып табылады.
      3. Басқа кiрiстер инновациялық қордың еркiн ақша қаражатын уақытша басқарудан кiрiстердi, дивиденд нысанындағы кiрiстердi, консультациялық қызметтердi беруден кiрiстердi, ғылыми-зерттеулер мен тәжiрибелiк-конструкторлық жұмыстардың нәтижелерiне мүлiктiк құқықтарды iске асырудан кiрiстердi бiлдiредi.

       11-бап. Ұлттық инновациялық қордың Инвестициялық
                саясаты туралы меморандум

      1. Ұлттық инновациялық қордың Инвестициялық саясаты туралы  меморандум  Ұлттық инновациялық қордың инвестициялық қызметiндегi негiзгi құжат болып табылады.
      2. Инвестициялық саясат туралы меморандум Ұлттық инновациялық қордың инвестициялық саясатының негiзгi басымдықтарын айқындайды, инвестициялық қызметтi, мониторингтi және қаржыландырылатын жобаларды iске асыруды, инвестицияланатын компаниялардың қаржылық жағдайын талдауды, Ұлттық инновациялық қордың инвестицияланатын компаниялардан шығуы туралы шешiм қабылдауды жүзеге асыру жөнiндегі рәсiмдерден тұрады, Ұлттық инновациялық қордың инвестициялық қызметiнiң сапалық және сандық өлшемдерiн және шектеулердi белгiлейдi.
      3. Ұлттық инновациялық қордың Инвестициялық саясаты туралы меморандумын Қазақстан Республикасының Yкiметi бекiтедi.

       12-бап. Ұлттық инновациялық қордың инвестициялық
               қызметiн шектеу

      1. Ұлттық инновациялық қордың:
      1) акциялардан басқа, бағалы қағаздардың өзге де түрлерiн шығаруға;
      2) қарыздар беруге;
      3) үшiншi тұлғалардың мiндеттемелерi бойынша кепiлдiктер мен кепiл болуды беруге;
      4) қабылдау, сондай-ақ оларды жүзеге асыру мақсаты Қазақстан Республикасының заңнамасына, жарғыға және ұлттық инновациялық қордың инвестициялық саясаты туралы меморандумына қайшы келетiн мiндеттердi, шарттарды және тәртiптi өзiне қабылдауға құқығы жоқ.
      2. Ұлттық инновациялық қор алкогольдiк өндiрiске, темекi өнiмдерiне, ойын бизнесiне инвестицияларды жүзеге асырмайды.

       13-бап. Қазақстан Республикасы мемлекеттiк органдарының
                Ұлттық инновациялық қормен өзара iс-әрекетi

      1. Қазақстан Республикасының Yкiметi Ұлттық инновациялық қордың жалғыз акционерi болып табылады, Инновациялық қорды басқаруға қатысады.
      2. Уәкiлеттi орган:
      1) Ұлттық инновациялық қор акцияларының мемлекеттiк пакетiн басқару функцияларын жүзеге асырады;
      2) Ұлттық инновациялық қордың құрамын, нысандарын және есептiлiктi берудiң кезеңдiлiгiн бекiтедi;
      3) Ұлттық инновациялық қор қызметiнiң Қазақстан Республикасы заңнамасының және Ұлттық инновациялық қордың Инвестициялық саясаты туралы меморандумның талаптарына сәйкестiгiн бақылауды жүзеге асырады.
      3. Мемлекеттiк органдардың және олардың лауазымдық тұлғаларының Қазақстан Республикасы Үкiметiнiң заңнамасымен көзделген жағдайларды қоспағанда, Ұлттық инновациялық қордың қызметiне араласуына тыйым салынады.

       14-бап. Ұлттық инновациялық қордың жауапкершілiгi

      Ұлттық инновациялық қор Қазақстан Республикасының заңнамасында көзделген негiздерде және тәртiпте өз мiндеттемелерiн орындамауға не тиiстi түрде емес орындауға жауапты болады.

  4-тарау. Мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен
инновациялық жобаларды iске асыру.
Инновациялық гранттар

       15-бап. Инновациялық жобаларды мемлекеттiк бюджет
                қаражаты есебiнен iске асыру

      Инновациялық жобаларды мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен iске асыру Қазақстан Республикасының бюджеттiк заңнамасында айқындалған тәртiпте жүзеге асырылады.

       16-бап. Инновациялық гранттар беру

      1. Инновациялық гранттар Қазақстан Республикасының бюджеттiк заңнамасына сәйкес мемлекеттiк бюджет қаражаты есебiнен берiледi.
      2. Республикалық бюджет қаражаты есебiнен гранттар берген кезде қаржылық агенттi Қазақстан Республикасының Үкiметi белгiлейдi.
      3. Инновациялық грант мынадай мақсаттарға берiледi:
      1) тәжiрибелi-конструкторлық әзiрлемелердi орындау;
      2) инновациялық жобаның техникалық-экономикалық негіздемесін әзiрлеу;
      3) шет елдердегi және/немесе халықаралық патент ұйымдарындағы өнеркәсiп меншiгiнiң объектiсiн патенттеу.

       17-бап. Тәжiрибелiк-конструкторлық әзiрлемелерге грант

      1. Тәжiрибелiк-конструкторлық әзiрлемелерге гранттар беру бюджеттiк қаражат есебiнен инновациялық гранттар беруге өтiнiмдердi мемлекеттiк ғылыми-техникалық және экономикалық сараптаманың және патенттiк зерттеулердiң нәтижелерi бойынша конкурстық негiзде жүргiзiледi.
      2. Тәжiрибе-конструкторлық әзiрлемелердiң нәтижелерiн қадағалауға айрықша құқық патент алушыға қатысты.
      3. Тәжiрибелiк-конструкторлық әзiрлемелердi орындауға гранттар беру мынадай шарттарда берiледi:
      1) Қазақстан Республикасының Yкiметiне немесе тиiстi жергiлiктi атқарушы органға әлемнiң барлық елдерiнiң аумағында Қазақстан Республикасының атынан өнеркәсiптiк меншiк объектiсiн пайдалану үшiн сублицензиялық шарт жасасу құқығы бар қайтарусыз негiзде  жай айрықша емес, мерзiмсiз лицензиялар беру;
      2) уәкiлеттi органға немесе тиiстi жергiлiктi атқарушы органға тиiстi өнеркәсіптiк меншiк объектiсiн өндiру бойынша қабылданған шаралар туралы мерзiмдiк есептердi беру;
      3) лицензиаттың осы өнеркәсiптiк меншiк объектiсiн енгiзетiн немесе оның арқасында алынған кез келген тауар (жұмыс, қызмет) Қазақстан Республикасында өндiрiлетiн жағдайда ғана өнеркәсiптiк меншiк объектiсiне айрықша лицензиялар беру;
      5) грант алушының аудитiн жүргiзу.
      4. Егер тәжiрибелiк-конструкторлық әзiрлемелердi орындаудың нәтижесi пайдаланылуы ұлттық қауiпсiздiк мәселелерiне байланысты өнеркәсiптiк меншiк объектiсi болып табылған жағдайда мұндай объектiге айрықша құқық мемлекетке ауысады.

       18-бап. Инновациялық жобаның техникалық-экономикалық
                негiздемесiн дайындауға және өнеркәсiп
                меншiгiнiң объектiсiн шетелдерде және/немесе
                халықаралық патенттiк ұйымдарда патенттеуге
                арналған грант

      1. Техникалық-экономикалық негiздеменi дайындауға және өнеркәсiп меншiгiнiң объектiсiн шетелдерде және/немесе халықаралық патент ұйымдарда патенттеуге гранттар беру бюджет қаражаты есебiнен инновациялық гранттарды алуға арналған мемлекеттiк ғылыми-техникалық және экономикалық сараптамалардың нәтижелерi бойынша конкурстық негiзде жүргiзiледi.
      2. Инновациялық жобаға техникалық-экономикалық негiздеменi дайындауға грант инновацияға мүлiктiк құқықтарға ие адамға берiледi.
      3. Техникалық-экономикалық негiздеме дайындауға грант аккредиттелген технологиялық бизнес-инкубаторлардағы және технопарктердегi инновациялық жобаға техникалық-экономикалық негiздеме дайындау шартымен берiледi.
      4. Шет елдердегi және/немесе халықаралық патенттiк ұйымдардағы өнеркәсiп меншiгінiң объектiсiн патенттеуге грант күзет құжатын алуға тапсырыс беру құқығы бар адамға берiледi.

  5-тарау. Қорытынды ережелер

       19-бап. Техникалық бизнес инкубаторлар мен
                технопарктердi аккредиттеу

      1. Техникалық бизнес-инкубаторлар мен технопарктердi аккредиттеудi уәкiлеттi орган жүзеге асырады.
      2. Техникалық бизнес инкубаторлар мен технопарктердi аккредиттеу ерiктi болып табылады және олардың өтiнiштерi негiзiнде жүзеге асырылады.
      3. Олардың Қазақстан Республикасының Үкiметi бекiтетiн бiлiктiлiк талаптарына сәйкестiгi техникалық бизнес инкубаторлар мен технопарктердi аккредиттеудiң негiзi болып табылады.
      4. Аккредиттеу туралы куәлiк алған инновациялық қызметтiң мамандандырылған субъектiлерi туралы немесе куәлiктерi қайтарылғаны туралы ақпарат уәкiлеттi орган арқылы ресми басылымдарда жарияланады.

       20-бап. Инновациялық қызмет субъектiлерiнiң
                халықаралық ынтымақтастығы

      1. Инновациялық қызмет субъектiлерiнiң халықаралық ынтымақтастығы Қазақстан Республикасының заңнамалық және халықаралық шарттарының негiзiнде жүзеге асырылады.
      2. Инновациялық қызмет субъектілерi инновациялық қызметпен айналысатын халықаралық ұйымдарға кiруге, инновациялық қызметтi дамытуға бағытталған халықаралық инновациялық жобаларға, бағдарламаларға қатысуға Қазақстан Республикасының заңнамасына қайшы келмейтiн шарттар мен өзге де келiсiмдер жасасуға құқылы.

       21-бап. Осы Заңды қолданысқа енгiзу тәртiбi

      1. Осы Заң оны ресми жариялаған күннен бастап қолданысқа енгiзiледі.
      2. "Инновациялық қызмет туралы" 2002 жылғы 3 шiлдедегi Қазақтан Республикасы  Заңының  (Қазақстан Республикасы Парламентiнiң Жаршысы, 2002 ж., N 13-14, 142-құжат; 2005 ж., N 23, 142-құжат) күшi жойылды деп танылсын.

      Қазақстан Республикасының
      Президентi    

О проекте Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2005 года N 651

      Правительство Республики Казахстан  ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности".

       Премьер-Министр
   Республики Казахстан

Проект     

Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке инновационной деятельности"

      Настоящий Закон регулирует правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.

  Глава 1. Общие положения

  Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

      В настоящем Законе используются следующие понятия:
      1) инновация - результат научной и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности, внедрение которого в различные сферы производства и управления обществом является экономически эффективным и/или социально, экологически значимым;
      2) инновационная деятельность - использование инноваций путем их внедрения в различные сферы производства и управления обществом;
      3) инновационная инфраструктура - совокупность специализированных субъектов инновационной деятельности Республики Казахстан;
      4) инновационный грант - целевая сумма денег, предоставляемая безвозмездно на условиях, предусмотренных договором между грантодателем и грантополучателем для выполнения опытно-конструкторских разработок, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях;
      5) инновационный проект - комплекс мероприятий, направленный на внедрение инновации, предусматривающий инвестиции и реализуемый в течение ограниченного срока времени, а также имеющий завершенный характер;
      6) инновационный фонд - юридическое лицо, содействующее развитию инновационной деятельности путем финансирования инновационных проектов и инфраструктуры, а также оказания услуг в сфере инновационной деятельности;
      7) субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность;
      8) специализированный субъект инновационной деятельности - технологический бизнес-инкубатор, технологический парк, инновационный фонд;
      9) технологический бизнес-инкубатор - юридическое лицо или структурное подразделение технопарка, осуществляющее деятельность по предоставлению юридическим и физическим лицам правовых, организационных, информационных и иных услуг для создания инновации, оформления заявок на получение охранных документов и подготовки инновационного проекта;
      10) технологический парк (технопарк) - юридическое лицо или консорциум, обладающее на праве собственности единым материально-техническим комплексом, основной деятельностью которого является оказание услуг, необходимых для реализации инновационного проекта;
      11) трансферт технологий - процесс передачи прав на использование инноваций, запатентованных в Республике Казахстан или за рубежом, от правообладателя субъектам инновационной деятельности;
      12) уполномоченный орган - государственный орган, осуществляющий в пределах предоставленных полномочий руководство и координацию в области инновационной деятельности.

  Статья 2. Законодательство Республики Казахстан
о государственной поддержке инновационной деятельности

      1. Законодательство Республики Казахстан о государственной поддержке инновационной деятельности основывается на  Конституции  Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются положения международного договора.

  Статья 3. Цель и принципы государственной поддержки
инновационной деятельности

      Целью государственной поддержки инновационной деятельности является создание благоприятных условий для развития инновационной деятельности.
      Основными принципами государственной поддержки инновационной деятельности являются:
      1) соблюдение национальных интересов при осуществлении инновационной деятельности;
      2) приоритетность инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения национальной безопасности;
      3) равенство субъектов инновационной деятельности при получении государственной поддержки;
      4) экономическая эффективность и результативность государственной поддержки субъектов инновационной деятельности;
      5) комплексность государственной поддержки, обеспечивающая постоянное взаимодействие субъектов научной и научно-технической деятельности и субъектов предпринимательства с целью организации инновационной деятельности;
      6) подготовка высококвалифицированных кадров для инновационной деятельности.

  Статья 4. Направления государственной поддержки
инновационной деятельности

      Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан по следующим основным направлениям:
      1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;
      2) определение приоритетов инновационного развития;
      3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры;
      4) участие государства в создании и внедрении инноваций;
      5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;
      6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.

  Статья 5. Формы государственной поддержки инновационной деятельности

      Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в следующих основных формах:
      1) участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
      2) создание, координация деятельности и дальнейшее развитие существующих государственных институтов развития;
      3) реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан;
      4) предоставление инновационных грантов на условиях, определенных бюджетным законодательством Республики Казахстан и настоящим Законом;
      5) организация кадрового обеспечения инновационной деятельности, в том числе путем обучения основам инновационного менеджмента;
      6) создание необходимых организационных, правовых и экономических условий, обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной политики в области инновационной деятельности.

  Статья 6. Компетенция государственных органов
Республики Казахстан в сфере инновационной деятельности

      1. Правительство Республики Казахстан:
      1) разрабатывает основные направления государственной политики в области инновационной деятельности;
      2) определяет приоритетные направления инновационной деятельности в Республике Казахстан;
      3) организует разработку государственных программ, направленных на развитие инновационной деятельности;
      4) утверждает отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности;
      5) утверждает правила аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности;
      6) утверждает правила предоставления инновационных грантов за счет бюджетных средств и представления отчетов о мерах, предпринятых по внедрению объектов промышленной собственности;
      7) утверждает правила проведения государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств;
      8) обеспечивает условия для создания специализированных субъектов инновационной деятельности.
      2. Уполномоченный орган:
      1) обеспечивает формирование и реализует государственную политику в области инновационной деятельности;
      2) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по приоритетным направлениям инновационной деятельности в Республике Казахстан;
      3) разрабатывает государственные, отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности;
      4) разрабатывает правила предоставления инновационных грантов за счет бюджетных средств и представления отчетов о мерах, предпринятых по внедрению объектов промышленной собственности, правила аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности, правила проведения государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение грантов за счет бюджетных средств;
      5) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию инновационной деятельности;
      6) вносит предложения в Правительство Республики Казахстан по созданию специализированных субъектов инновационной деятельности;
      7) разрабатывает в соответствии с законодательством Республики Казахстан проекты нормативных правовых актов по стимулированию инновационной деятельности.
      3. Иные центральные исполнительные органы:
      1) обеспечивают в пределах своих полномочий реализацию государственной политики в области инновационной деятельности;
      2) реализуют в пределах своих полномочий отраслевые (секторальные) программы, направленные на развитие инновационной деятельности.
      4. Местные исполнительные органы:
      1) разрабатывают, утверждают и реализуют в пределах своих полномочий региональные программы, направленные на развитие инновационной деятельности и обеспечивают им правовую, организационную и иную поддержку;
      2) принимают участие в создании и внедрении инноваций;
      3) принимают участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности.

  Глава 2. Инновационная инфраструктура

  Статья 7. Специализированные субъекты инновационной деятельности

      1. Государство участвует в создании специализированных субъектов инновационной деятельности.
      2. Учредителями специализированных субъектов инновационной деятельности могут быть любые юридические и физические лица, в том числе и иностранные.
      Участие в уставном капитале специализированных субъектов инновационной деятельности могут принимать местные исполнительные органы, а также юридические лица, созданные с участием государства в целях содействия инновационной деятельности.
      3. Технологические бизнес-инкубаторы осуществляют следующие виды деятельности:
      1) предоставление на условиях договора материально-технической базы, необходимой для создания инноваций;
      2) предоставление на условиях договора услуг, необходимых для оформления заявок на получение охранных документов на объекты интеллектуальной собственности;
      3) предоставление на условиях договора услуг, необходимых для подготовки инновационного проекта, включая оказание содействия в подготовке технико-экономического обоснования инновационного проекта и документов на финансирование инновационного проекта;
      4) оказание содействия в привлечении инвестиций для реализации инновационных проектов;
      5) оказание содействия в организации субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность.
      Технологические бизнес-инкубаторы располагают персоналом, обладающим соответствующей квалификацией для оказания услуг субъектам инновационной деятельности, а также офисными и производственными помещениями, достаточными для создания инноваций.
      4. Технопарки осуществляют следующие виды деятельности:
      1) предоставление на условиях договора материально-технической базы, включая предоставление офисных помещений и производственных баз, доступ к лабораторному оборудованию, коммуникациям и другим объектам, необходимым для реализации инновационного проекта, включая стадии проведения опытно-конструкторских разработок, испытаний с целью сертификации и стандартизации новых технологических процессов, товаров (работ, услуг) и начала серийного производства товаров (работ, услуг);
      2) предоставление юридическим и физическим лицам на условиях договора правовых, организационных, информационных услуг для реализации инновационного проекта;
      3) обучение основам инновационного менеджмента;
      4) создание условий для привлечения организаций, предоставляющих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, расположенным на территории технопарка;
      5) распространение отечественной и зарубежной научной и технологической информации субъектом предпринимательства, в рамках своей основной деятельности.
      Технопарки располагают материально-технической базой, включая объекты недвижимости на праве собственности или праве постоянного или долгосрочного временного землепользования, необходимые для оказания содействия субъектам инновационной деятельности.
      В технопарках могут создаваться экспертные советы.
      Экспертный совет:
      1) осуществляет предварительный анализ заявок и проектов, поступающих от разработчиков инноваций, предпринимателей;
      2) оценивает новизну и техническую исполнимость проекта, оценивает рыночную привлекательность создаваемой инновации, ее финансовую исполнимость и экономическую целесообразность.
      5. Инновационные фонды создаются в форме юридических лиц и осуществляют следующие виды деятельности:
      1) финансирование создания и внедрения инноваций;
      2) поиск и привлечение финансовых средств для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства инновационной деятельности;
      3) оказание маркетинговых, консультативных и управленческих услуг субъектам инновационной деятельности;
      4) иные виды деятельности, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.
      Инновационные фонды обязаны проводить аудит годовой финансовой отчетности.

  Глава 3. Национальный инновационный фонд

  Статья 8. Правовой статус, цели и задачи
Национального инновационного фонда

      1. Национальный инновационный фонд является коммерческой организацией в форме акционерного общества, единственным учредителем которого является Правительство Республики Казахстан.
      2. Целью деятельности Национального инновационного фонда являются повышение общей инновационной активности в стране, в том числе содействие развитию высокотехнологичных и наукоемких производств.
      3. Задачами Национального инновационного фонда являются:
      1) создание инновационных фондов и инвестиционных фондов, осуществляющих финансирование создания и внедрения инноваций, совместно с отечественными и иностранными инвесторами, в том числе путем неконтрольного участия (не более 49 процентов) участия в уставном капитале создаваемых фондов;
      2) финансирование создания и внедрения инноваций путем долевого неконтрольного участия (не более 49 процентов) в уставном капитале инвестируемых компаний и/или финансового лизинга;
      3) участие в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
      4) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;
      5) развитие международного сотрудничества в области переноса, заимствования и развития инновационных технологий, их коммерциализации и внедрения.

  Статья 9. Полномочия Национального инновационного фонда

      Национальный инновационный фонд вправе:
      1) осуществлять инвестиционную политику в соответствии с  Меморандумом  об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
      2) определять целесообразность инвестирования инновационных проектов по результатам научно-технической, экономической экспертизы и патентного анализа;
      3) привлекать для реализации своих задач на договорной основе экспертов и консультантов;
      4) размещать свободные средства на внутреннем рынке высоколиквидных финансовых инструментов в пределах и порядке, определенных Меморандумом об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
      5) осуществлять отбор инновационных проектов и их инвестирование с учетом ограничений, установленных Меморандумом об инвестиционной политике Национального инновационного фонда;
      6) участвовать в создании специализированных субъектов инновационной деятельности;
      7) предоставлять из собственных средств гранты на прикладные научные исследования и опытно-конструкторские разработки, направленные на создание новых технологий, товаров (работ, услуг), являющихся потенциально перспективными с точки зрения коммерческого эффекта и технологического развития экономики;
      8) осуществлять инвестирование в зарубежные инновационные или инвестиционные фонды.

  Статья 10. Источники инвестиций Национального инновационного фонда

      1. Для осуществления инвестиций могут быть использованы следующие источники:
      1) уставный капитал Национального инновационного фонда;
      2) гранты, предоставляемые международными финансовыми организациями, иностранными государствами и финансовыми институтами;
      3) доходы Национального инновационного фонда.
      2. Основной формой получения доходов Национального инновационного фонда являются доходы при выходе Национального инновационного фонда из финансируемых проектов, представляющие собой разницу между первоначальной стоимостью инвестиций инновационного фонда и ее реализуемой стоимостью при выходе.
      3. Другие доходы представляют собой доход от управления временно свободными деньгами инновационного фонда, доходы в форме дивидендов, доходы от предоставления консультационных услуг, доходы от реализации имущественных прав на результаты научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок.

  Статья 11. Меморандум об инвестиционной политике
Национального инновационного фонда

      1.  Меморандум  об инвестиционной политике Национального инновационного фонда является основным документом в инвестиционной деятельности Национального инновационного фонда.
      2. Меморандум об инвестиционной политике Национального инновационного фонда определяет основные приоритеты инвестиционной политики Национального инновационного фонда, содержит основные положения по осуществлению инвестиционной деятельности, мониторингу и анализу реализации финансируемых проектов, финансового состояния инвестируемых компаний, принятию решения о выходе Национального инновационного фонда из инвестируемых компаний, устанавливает качественные и количественные параметры и ограничения инвестиционной деятельности Национального инновационного фонда.
      3. Меморандум об инвестиционной политике Национального инновационного фонда утверждается Правительством Республики Казахстан.

  Статья 12. Ограничения инвестиционной деятельности
Национального инновационного фонда

      1. Национальный инновационный фонд не имеет права:
      1) выпускать иные виды ценных бумаг, кроме акций;
      2) предоставлять займы;
      3) предоставлять гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц;
      4) принимать на себя обязательства, условия и порядок принятия которых, а также цели их осуществления противоречат законодательству Республики Казахстан, уставу и Меморандуму об инвестиционной политике Национального инновационного фонда.
      2. Национальный инновационный фонд не осуществляет инвестиции в производство алкогольной, табачной продукции, игорный бизнес.

  Статья 13. Взаимодействие государственных органов
Республики Казахстан с Национальным инновационным фондом

      1. Правительство Республики Казахстан является единственным акционером Национального инновационного фонда, принимает участие в управлении Национальным инновационным фондом.
      2. Уполномоченный орган:
      1) осуществляет функции управления государственным пакетом акций Национального инновационного фонда;
      2) утверждает состав, формы и периодичность представления отчетности Национального инновационного фонда;
      3) осуществляет контроль за соответствием деятельности Национального инновационного фонда требованиям законодательства Республики Казахстан, уставу и Меморандуму об инвестиционной политике Национального инновационного фонда.
      3. Запрещается вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность Национального инновационного фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

  Статья 14. Ответственность Национального инновационного фонда

      Национальный инновационный фонд несет ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязательств по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательными актами Республики Казахстан.

  Глава 4. Реализация инновационных проектов за счет средств
государственного бюджета. Инновационные гранты.

  Статья 15. Реализация инновационных проектов за счет
средств государственного бюджета

      Реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств осуществляется в порядке, определенном бюджетным законодательством Республики Казахстан.

  Статья 16. Предоставление инновационных грантов

      1. Инновационные гранты предоставляются за счет бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.
      2. Инновационный грант предоставляется на следующие цели:
      1) выполнение опытно-конструкторских разработок;
      2) подготовка технико-экономического обоснования инновационного проекта;
      3) патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях.

  Статья 17. Грант на опытно-конструкторские разработки

      1. Предоставление гранта на опытно-конструкторские разработки производится на конкурсной основе по результатам государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств и патентных исследований.
      Исключительные права на использование результатов опытно-конструкторских разработок принадлежат грантополучателю.
      3. Грант на выполнение опытно-конструкторских разработок предоставляется на следующих условиях:
      1) предоставления на безвозмездной основе Правительству Республики Казахстан или соответствующему местному исполнительному органу простой неисключительной, бессрочной лицензии с правом заключения сублицензионного договора для использования объекта промышленной собственности в Республике Казахстан и от имени Республики Казахстан на территории всех стран мира;
      2) предоставления в уполномоченный орган или соответствующий местный исполнительный орган периодических отчетов о мерах, предпринятых по внедрению соответствующего объекта промышленной собственности;
      3) предоставления исключительной лицензии на объект промышленной собственности только в случае согласия лицензиата на то, что любой товар (работа, услуга), включающий данный объект промышленной собственности или полученный благодаря ему, будет производиться в Республике Казахстан;
      4) проведения аудита грантополучателя.
      4. В случае если результатом выполнения опытно-конструкторских разработок будет являться объект интеллектуальной собственности, использование которого связано с вопросами национальной безопасности, исключительное право на такой объект переходит к государству.

  Статья 18. Грант на подготовку технико-экономического
обоснования инновационного проекта и патентование объекта
промышленной собственности в иностранных государствах
и/или международных патентных организациях

      1. Предоставление грантов на подготовку технико-экономического обоснования и патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях производится на конкурсной основе по результатам государственной научно-технической экспертизы и экономической экспертизы заявок на получение инновационных грантов за счет бюджетных средств.
      2. Грант на подготовку технико-экономического обоснования к инновационному проекту предоставляется лицу, обладающему имущественными правами на инновацию.
      3. Грант на подготовку технико-экономического обоснования к инновационному проекту предоставляется при условии подготовки технико-экономического обоснования технологическим бизнес-инкубатором и/или технопарком, аккредитованными в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.
      4. Грант на патентование объекта промышленной собственности в иностранных государствах и/или международных патентных организациях предоставляется лицу, обладающему правами на подачу заявки на получение охранных документов.

  Статья 19. Аккредитация технологических
бизнес-инкубаторов и технопарков

      1. Аккредитация технологических бизнес-инкубаторов и технопарков осуществляется уполномоченным органом.
      2. Аккредитация технологических бизнес-инкубаторов и технопарков является добровольной и осуществляется на основании их заявлений.
      3. Основаниями аккредитации технологических бизнес-инкубаторов и технопарков является соответствие их квалификационным требованиям, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.
      4. Информация о специализированных субъектах инновационной деятельности, получивших свидетельство об аккредитации или об отзыве свидетельств, публикуется в официальных изданиях через уполномоченный орган.

  Глава 5. Заключительные положения

  Статья 20. Международное сотрудничество субъектов
инновационной деятельности

      1. Международное сотрудничество субъектов инновационной деятельности осуществляется на основе законодательства и международных договоров Республики Казахстан.
      2. Субъекты инновационной деятельности вправе самостоятельно вступать в неправительственные международные организации, занимающиеся инновационной деятельностью, заключать договоры и иные соглашения, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

  Статья 21. Порядок введения в действие настоящего Закона

      1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
      2. Признать утратившим силу  Закон  Республики Казахстан от 3 июля 2002 г. "Об инновационной деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2002 г., N 13-14, ст. 142; 2005 г., N 23, ст. 142).

       Президент
 Республики Казахстан