Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдеріне авиация мәселелері бойынша өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2010 жылғы 2 ақпандағы № 61 Қаулысы

      Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. Қазақстан Республикасы Үкіметінің кейбір шешімдеріне мынадай өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:
      1) күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2011.05.12 № 506 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) Қаулысымен;
      2) күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2010.11.19 № 1221 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап жиырма бір күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) Қаулысымен;
      3) Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 2012.01.18 № 103 (алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) Қаулысымен.
      2. Осы қаулы алғаш рет ресми жарияланғаннан кейін он күнтізбелік күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                                     К. Мәсімов

О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по вопросам авиации

Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 февраля 2010 года № 61. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 2012 года № 103

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 18.01.2012 № 103 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования).

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Внести в некоторые решения Правительства Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
      1) утратил силу постановлением Правительства РК от 12.05.2011  № 506 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования);
      2) утратил силу постановлением Правительства РК от 19.11.2010  № 1221 (вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня со дня первого официального опубликования);
      3) в постановлении Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712 "Об утверждении Основных правил полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2003 г., № 30, ст. 290):
      в Основных правилах полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан, утвержденных указанным постановлением:
      в пункте 1:
      в абзаце втором слова "над территорией" заменить словами "на территории и в воздушном пространстве";
      абзац третий дополнить словами ", порядок управления движения воздушных судов на рабочей площади аэродрома.";
      в пункте 2 дополнить абзацем следующего содержания:
      "Рабочая площадь аэродрома - часть аэродрома, предназначенная для взлета, посадки и руления воздушных судов, состоящая из площади маневрирования и перрона(ов).";
      в пункте 46:
      абзаце первом слова "местных воздушных линий," заменить словами ", местным воздушным линиям,";
      абзац второй исключить;
      абзац семнадцатый пункта 124 исключить;
      пункт 152 дополнить словами ", согласованными с уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.";
      дополнить Главой 21-1 следующего содержания:
      "Глава 21-1. Порядок управления движением лиц и транспортных средств на аэродромах
      277-1. Движение лиц или транспортных средств, включая буксируемые воздушные суда, на площади маневрирования аэродрома управляется аэродромным диспетчерским пунктом с тем, чтобы избежать возникновения опасности для них или для воздушных судов, выполняющих посадку, руление или взлет. Во всех случаях занятие лицами и транспортными средствами рулежных дорожек и взлетно-посадочной полосы без разрешения аэродромного диспетчерского пункта не допускается.
      277-2. В условиях действия правил, предусмотренных на случай ограниченной видимости:
      1) количество лиц и транспортных средств, работающих на площади маневрирования аэродрома, ограничивается необходимым минимумом и особое внимание уделяется требованиям к защите чувствительной (ых) зоны (зон) ILS при выполнении точных заходов на посадку по приборам по категории II или категории III;
      2) с учетом соблюдения положений в пункте 277-3 выдерживается минимальное расстояние между транспортными средствами и рулящими воздушными судами, установленное соответствующим диспетчером аэродромного диспетчерского пункта, принимая во внимание имеющиеся технические средства;
      3) при постоянном выполнении на одну и ту же ВПП точных заходов на посадку по приборам совместно по ILS по категории II или категории III обеспечивается защита более ограничивающих критических и чувствительных зон ILS.
      Срок действия правил, предусматриваемых на случай ограниченной видимости, устанавливается согласно инструктивного материала, касающийся выполнения операций на аэродроме в условиях ограниченной видимости, содержится в Руководстве по системам управления наземным движением и контроля за ним (Международная организация гражданской авиации, doc 9476), и излагается в аэронавигационном паспорте аэродрома.
      277-3. Аварийно-спасательные транспортные средства, следующие для оказания помощи воздушному судну, терпящему бедствие, пользуются приоритетным движением перед всеми другими видами движения на поверхности.
      277-4. При условии соблюдения положений пункта 277-3 транспортные средства, находящиеся на площади маневрирования, соблюдают следующие правила:
      1) транспортные средства и транспортные средства, буксирующие воздушные суда, уступают дорогу воздушным судам, производящим посадку, взлет и руление;
      2) транспортные средства уступают дорогу другим транспортным средствам, буксирующим воздушные суда;
      3) транспортные средства уступают дорогу другим транспортным средствам в соответствии с указаниями диспетчера аэродромного диспетчерского пункта;
      4) транспортные средства и транспортные средства, буксирующие воздушные суда, следуют указаниям диспетчера аэродромного диспетчерского пункта".
      в пункте 282 цифры "498" заменить цифрами "414";
      подпункт 1) пункта 352 дополнить словами "(порога ВПП) или по значению атмосферного давления на аэродроме (порога ВПП), приведенному к среднему уровню моря, в зависимости от решения экипажа";
      пункт 353 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
      "В случае принятия решения экипажем использовать значение атмосферного давления на аэродроме (порога ВПП), приведенного к среднему уровню моря, члены экипажа устанавливают стрелки барометрических высотомеров на высоту аэродрома вылета и сравнивают отсчет на шкале давления со значением атмосферного давления на аэродроме, приведенного к среднему уровню моря.";
      в пункте 354:
      после слов "давлению на аэродроме" дополнить словами "(или атмосферного давления на аэродроме (порога ВПП), приведенному к среднему уровню моря)";
      слово "производить" заменить словом "производится.";
      в пункте 355:
      после слов "на аэродроме посадки" дополнить словами "(или атмосферного давления на аэродроме, приведенному к среднему уровню моря),";
      слова "пункте 229" заменит словами "руководстве по летной эксплуатации воздушного судна.";
      пункт 357 после слов "давлению на аэродроме" дополнить словами "(в случае принятия решения экипажем об его использовании)";
      пункт 506 изложить в следующей редакции:
      "506. При полетах по ППП на горных аэродромах снижение с нижнего безопасного эшелона и заход на посадку по установленной схеме разрешается выполнять после пролета установленного инструкцией по производству полетов рубежа при радиолокационном контроле, устойчивой работе навигационного оборудования, знания экипажем и диспетчером местоположения ВС.
      При отсутствии радиолокационного контроля, но устойчивой работе навигационного оборудования экипажу ВС разрешается выполнять заход на посадку в строгом соответствии с опубликованными схемами захода на посадку при полетах по ППП.
      При наличии РЛК и неустойчивой работе навигационного оборудования экипажу ВС разрешается выполнять заход на посадку, используя радиолокационное векторение, осуществляемое диспетчером службы ОВД в соответствии с настоящими правилами и карты векторения аэродрома.
      При отсутствии радиолокационного контроля и неустойчивой работе навигационного оборудования снижение с нижнего безопасного эшелона не допускается. В этом случае воздушное судно должно следовать на запасной аэродром.";
      пункт 604 изложить в следующей редакции:
      "604. В состав экипажа, выполняющего производственный или методический полет, разрешается включать не более одного проверяющего или инструктора, выполняющего полеты по программе ввода в строй. Должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской и государственной авиации, имеющие допуск к полетам, при проведении проверок включаются в состав экипажа независимо от наличия другого проверяющего, при наличии свободного кресла в кабине экипажа.
      Общее число проверяющих из лиц летного состава в экипаже не должно быть более двух.
      Должностные лица уполномоченного органа в сфере гражданской и государственной авиации, имеющие допуск к полетам, при проведении проверок включаются путем записи в задание на полет в графу "Проверяющие" с указанием специальности с правом нахождения в кабине экипажа, а не имеющие такого допуска - в графу "Служебные пассажиры" с правом нахождения в пассажирском салоне воздушного судна по согласованию с эксплуатантами воздушного судна при наличии свободных мест.";
      пункт 654 изложить в следующей редакции:
      "654. Экипаж иностранного воздушного судна, который не владеет государственным и (или) русским языками и планирует выполнить полет с посадкой в аэропорту (на аэродроме) Республики Казахстан, не имеющего статус международного, из условий безопасности обеспечивается на борту воздушного судна лицом, имеющим действующее свидетельство пилота или штурмана Республики Казахстан. Перечень лиц летного состава, допущенных к лидированию (проводке) воздушных судов, определяется уполномоченным органом в сфере гражданской авиации по представлению заинтересованных организаций гражданской авиации Республики Казахстан";
      дополнить Главой 46-1 следующего содержания:
      "Глава 46-1. Полеты на вертолетах.
      683-1. Полеты на вертолетах в целях перевозки пассажиров выполняются с посадками на аэродромы (посадочные площадки). При перевозке почты, грузов, а также выполнении авиационных работ (в том числе с перевозкой служебных пассажиров и пассажиров заказчика) разрешается производить посадки на площадки, подобранные с воздуха.
      Полеты с посадочных площадок, расположенных на вершинах гор, седловинах, террасах, оборудованных на крышах зданий, приподнятых платформах, палубах морских (внутренних водных) судов, плавучих буровых установках, производятся в соответствии с правилами, установленными ОПП ВП РК, требованиями РЛЭ и инструкциями по производству полетов на площадки.
      683-2. На аэродромах, используемых одновременно самолетами и вертолетами, оборудуются специальные площадки с отдельным стартом для вертолетов.
      Организация совместных полетов самолетов и вертолетов регулируется инструкцией по производству полетов на данном аэродроме.
      683-3. При принятии решения на вылет по ПВП командиру вертолета, допущенному к полетам с правом подбора посадочных площадок с воздуха, разрешается использовать в качестве запасных посадочные площадки заказчика, имеющие инструкции по производству полетов.
      683-4. Перед запуском двигателя (двигателей) вертолета предметы, которые могут быть увлечены струей от несущего винта, должны быть удалены от его концов на расстояние не менее одного диаметра несущего винта.
      683-5. Запуск и опробование двигателя (двигателей) с включением несущей системы разрешается проводить только командиру вертолета при полном составе экипажа.
      На площадках, специально оборудованных швартовочным креплением, а также на палубах морских (внутри водных) судов при обеспечении надежной швартовки запускать и опробовать двигатель (двигатели) с включением несущей системы разрешается командиру вертолета, а также бортмеханику и лицам ИАС, прошедшим специальную подготовку.
      683-6. При рулении вертолета расстояние от концов лопастей несущих винтов до препятствий должно быть не менее половины диаметра несущего винта.
      Минимальное расстояние от концов лопастей несущего винта вертолета, находящегося на палубе морского (внутреннего водного) судна, приподнятой платформе и других специальных площадок, регулируется инструкциями по производству полетов с площадок каждого типа и должно обеспечиваться конструкцией этих площадок.
      683-7. Перед каждым взлетом командир вертолета выполняет контрольное висение в целях определения возможности и выбора метода взлета по запасу тяги, проверки расчета центровки, исправности органов управления. Высоту контрольного висения определяет командир вертолета в зависимости от выбранного метода взлета и вида выполняемых работ. При полетах на АХР, а также при выполнении учебных и тренировочных полетов контрольное висение производится перед началом полетов и после каждой дозаправки топливом. Приземление вертолета после контрольного висения не обязательно.
      683-8. При висении, перемещении на высоте до 10 метров, взлете и посадке вертолета расстояние от концов лопастей несущего винта должно быть не менее:
      1) до воздушных судов - двух диаметров несущего винта;
      2) до других препятствий - половины диаметра несущего винта, но не менее 10 м;
      3) до препятствий над палубами морских (внутренних водных) судов, приподнятыми платформами и другими специальными площадками - согласно маркировке этих площадок для вертолета соответствующего типа.
      683-9. Перемещение на высоте до 10 метров выполняется, если состояние грунта или конструкция вертолета не позволяет производить руление.
      683-10. В сфере гражданской авиации висение и перемещение на высоте до 10 метров разрешается при видимости не менее 500 метров и высоте облаков не ниже 50 метров независимо от минимума командира вертолета.
      В сфере государственной авиации висение и перемещение на высоте до 10 метров разрешается при видимости не менее 300 метров и высоте облаков не ниже 30 метров независимо от минимума командира вертолета.
      683-11. Взлет вертолета с места стоянки и посадка на нее разрешаются при условии, если:
      1) вертолет не мешает взлетам и посадкам других воздушных судов;
      2) обеспечиваются требования пункта 683-8;
      3) несущие винты не создают вихря, приводящего к потере необходимого визуального контакта с наземными ориентирами.
      683-12. При наборе высоты и заходе на посадку разрешается пролетать над препятствиями с превышением над ними не менее 10 метров, а над воздушными судами, находящимися на земле, - на высоте не менее двух диаметров несущего винта вертолета.
      683-13. Посадка на подобранную с воздуха площадку, состояние поверхности которой неизвестно, выполняется после ее наземного осмотра, определения прочности и пригодности ее для посадки. Осмотр и оценка площадки производится одним из членов экипажа или специально подготовленным работником ИАС. Высадка одного из членов экипажа (работника ИАС) производится в режиме висения, а посадка вертолета - по его разрешению и сигналам.
      При невозможности посадки разгрузка и загрузка вертолета выполняются в режиме висения согласно рекомендациям РЛЭ соответствующего типа вертолета, под руководством одного из членов экипажа или специально подготовленного работника ИАС.
      683-14. Работы, требующие использования режима висения вертолета вне зоны влияния воздушной подушки, а также взлет и посадка на площадках, выбранных с воздуха в сложной по рельефу местности или в условиях возможного образования снежного (пыльного) вихря, должны выполняться с полетной массой, позволяющей маневрировать в режиме висения вне зоны влияния воздушной подушки.
      683-15. При наличии на посадочной площадке снега (пыли) должны быть приняты меры, исключающие или уменьшающие возможность образования снежного (пыльного) вихря.
      683-16. В случае образования снежного (пыльного) вихря перед зависанием на взлете экипаж обязан раздуть снег (пыль) струей от несущего винта до появления устойчивой видимости наземных ориентиров.
      При посадке на заснеженную (пыльную) площадку зависание выполняется вне зоны влияния воздушной подушки. Продолжить снижение и производить посадку разрешается при постоянном визуальном контакте с наземными ориентирами.
      683-17. В случае потери видимости ориентиров при висении экипаж обязан вывести вертолет из зоны вихря вверх. Висение, взлет и посадка в снежном (пыльном) вихре при отсутствии видимости наземных ориентиров запрещаются.
      683-18. Висение вертолета над водной поверхностью производится на высоте не менее одного диаметра несущего винта. Высота определяется по радиовысотомеру и визуально по плавающим на воде предметам.
      При оказании помощи людям, находящимся на воде, во избежание захлестывания их волной от струи несущего винта и относа плавсредств зависание и снижение для принятия на борт людей выполняются вертикально.
      683-19. При встрече в полете с условиями погоды ниже минимума и опасными метеоявлениями командиру вертолета разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха. Взлет с этой площадки разрешается при фактической погоде, соответствующей минимуму командира вертолета. О своих действиях командир вертолета обязан информировать орган ОВД.
      683-20. При наличии на части ВПП метеоявлений или производственного дыма, ухудшающих видимость до значения ниже минимума, командиру вертолета по согласованию с диспетчером службы движения разрешается взлет или посадка в той части ВПП, где метеоусловия соответствуют его минимуму.
      Ответственность за безопасность полета в указанных условиях несет командир вертолета.
      683-21. При производстве полетов в горной местности разрешается прокладывать маршрут по ущельям, при этом минимальная ширина ущелья на высоте полета должна быть не менее 500 метров и обеспечивать, в случае необходимости, возможность разворота на 1800. Минимальное расстояние от концов лопастей несущего винта до склонов гор при выполнении разворота должно быть не менее 50 метров.".
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                       К. Масимов