"Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2007 жылғы 24 желтоқсандағы № 1270 қаулысына өзгеріс енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2013 жылғы 19 маусымдағы № 635 қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2021 жылғы 7 сәуірдегі № 213 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 07.04.2021 № 213 қаулысымен.

      Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. "Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау ережесін бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2007 жылғы 24 желтоқсандағы № 1270 қаулысына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2007 ж., № 47, 582-құжат) мынадай өзгеріс енгізілсін:

      көрсетілген қаулымен бекітілген Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау ережесі осы қаулыға қосымшаға сәйкес жаңа редакцияда жазылсын.

      2. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

Қазақстан Республикасының


Премьер-Министрі

С. Ахметов


  Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2013 жылғы 19 маусымдағы
№ 635 қаулысына
қосымша
Қазақстан Республикасы
Үкіметінің
2007 жылғы 24 желтоқсандағы
№ 1270 қаулысымен
бекітілген

Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау
ережесі
1. Жалпы ережелер

      1. Осы Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау ережесі (бұдан әрі – Ереже) "Білім туралы" 2007 жылғы 27 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес әзірленген және білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды ұйымдастыру мен өткізу тәртібін белгілейді.

      2. Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау білім беру ұйымдары көрсететін білім беру қызметтерінің мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандартының талаптарына сәйкестігін бақылауды жүзеге асыру мақсатында өткізіледі.

      3. Ведомстволық бағыныстылығы мен меншік нысандарына қарамастан: мектепке дейінгі тәрбиелеу мен оқытудың; бастауыш, негізгі орта және жалпы орта білім берудің; арнайы және мамандандырылған білім берудің; балаларға арналған қосымша білім берудің; спорт бойынша балалар мен жасөспірімдерге арналған қосымша білім берудің; техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі білім берудің; жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім берудің (медициналық және фармацевтикалық білім беруді қоспағанда) оқу бағдарламаларын іске асыратын білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды білім беру саласындағы уәкілетті орган жүзеге асырады.

      Медициналық және фармацевтикалық білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті орган жүзеге асырады.

      4. Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды білім беру немесе денсаулық сақтау саласындағы уәкілетті орган (бұдан әрі – уәкілетті орган) өз құзыреті шегінде жоспарлы түрде бес жылда бір рет өткізеді.

      Аккредиттеу органдарының, аккредиттелген білім беру ұйымдары мен білім беретін оқу бағдарламаларының тізіліміне енгізілген аккредиттеу органдарында институционалдық және мамандандырылған аккредиттеуден өткен білім беру ұйымдары аккредиттеу мерзіміне, бірақ 5 жылдан аспайтын мерзімге аккредиттелген білім беретін оқу бағдарламалары (мамандықтар) бойынша мемлекеттік аттестаттау рәсімінен босатылады.

      5. Мемлекеттік аттестаттау мынадай негізгі кезеңдерден тұрады:

      1) уәкілетті органның білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттау кестелерін күнтізбелік жылға бекітуі;

      2) тиісті уәкілетті органның білім беру ұйымының өзін-өзі бағалау материалдарын (білім беру сапасын ішкі бағалау) талдауды жүзеге асыруы, аттестаттау комиссиясын қалыптастыру, мемлекеттік аттестаттауды өткізу, мемлекеттік аттестаттаудың қорытындылары туралы тұжырым жасау;

      3) уәкілетті органның білім беру ұйымын аттестаттау немесе аттестаттамау туралы шешім қабылдауы.

      6. Білім беру ұйымдарының мемлекеттік жалпыға міндетті білім беру стандартын орындауын бақылау мақсатында мемлекеттік аттестаттау тұтастай білім беру ұйымы бойынша жүзеге асырылады.

      Техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі, жоғары және жоғары оқу орнынан кейінгі білім берудің кәсіптік білім беру бағдарламаларын іске асыратын білім беру ұйымдары үшін мемлекеттік аттестаттау мамандықтар бөлінісінде де жүзеге асырылады.

      7. Білім беру ұйымын, сондай-ақ мамандықтар бөлінісінде мемлекеттік аттестаттауды жүргізу кезіндегі негізгі бағыттар мен зерделеу объектілері:

      1) жалпы сипаттама;

      2) кадрлар құрамы, оның ішінде білім беру ұйымының басшыларына, педагог қызметкерлеріне және оларға теңестірілген адамдарға қойылатын біліктілік талаптарының сақталуы;

      3) білім алушылардың контингенті;

      4) оқу-әдістемелік жұмыс және педагогикалық жүктеме;

      5) оқу-тәрбие жұмысы;

      6) оқу-материалдық активтер;

      7) оқу және ғылыми зертханалар;

      8) ақпараттық ресурстар мен кітапхана қоры;

      9) білім алушылардың білім сапасын бағалау;

      10) ғылыми-зерттеу жұмысы не ғылыми қызмет;

      11) кәсіптік практика болып табылады.

      8. Мемлекеттік аттестаттауды жүргізу кезінде ақпарат жинаудың негізгі әдістері:

      1) білім беру ұйымының материалдық-техникалық базасын және әлеуметтік қамтамасыз ету объектілерін шолып қарау;

      2) мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттар талаптарының сақталуын тексеру мақсатында білім беру ұйымдарының құжаттамасын зерделеу;

      3) оқу процесінің көрсеткіштерін талдау;

      4) оқу жетістіктерін бағалаудың, білім алушыларды қорытынды аттестаттаудың нәтижелерін талдау;

      5) білім алушыларды, педагогтар мен оларға теңестірілген адамдарды, қызметкерлерді және білім алушылар мен тәрбиеленушілердің ата-аналарын сауалнамадан өткізу;

      6) оқу сабақтарына қатысу;

      7) білім алушылармен, оқытушылармен және қызметкерлермен, білім алушылар мен тәрбиеленушілердің ата-аналарымен әңгімелесу;

      8) білім алушылардың білім сапасын кешенді тестілеу және білім кесінділерін бақылаудың басқа да түрлерін өткізу арқылы бағалау болып табылады.

      9. Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауға арналған шығыстар бюджеттік қаражат есебінен жүзеге асырылады.

      10. Мемлекеттік аттестаттауды өткізу кезінде біртұтас тәсіл мен ашықтықты қамтамасыз ету үшін білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды және олардың өзін-өзі бағалауды ұйымдастыру мен өткізудің бағдарламалары және әдістемелік ұсынымдарын уәкілетті орган әзірлейді және бекітеді, олардың мәтіні тиісті уәкілетті органның ресми сайтында орналастырылады.

2. Мемлекеттік аттестаттауды өткізу тәртібі

      11. Мемлекеттік аттестаттау кестелерін уәкілетті орган жыл сайын, бірінші шілдеге дейін бекітеді. Өткізу мерзімі туралы ақпарат білім беру ұйымдарына мемлекеттік аттестаттау басталғанға дейін үш ай бұрын жазбаша түрде жеткізіледі.

      12. Мына:

      1) білім беру ұйымдарының төтенше жағдайлардың зардаптарын жою қажеттілігіне байланысты дәлелді жазбаша өтініштерін;

      2) білім беру ұйымын қайта ұйымдастыру жағдайларын қоспағанда, бекітілген мемлекеттік аттестаттау кестелеріне өзгерістер және (немесе) толықтырулар енгізуге жол берілмейді.

      Заңды тұлғаның атауының өзгертілуі білім беру ұйымын мемлекеттік аттестаттау мерзімін өзгерту үшін негіздеме болмайды.

      13. Білім беру ұйымдары мемлекеттік аттестаттау басталғанға дейін бір ай мерзімнен кешіктірмей уәкілетті органға осы Ереженің 7-тармағында көрсетілген зерделеу объектілерінің әрқайсысы бойынша өзін-өзі бағалау материалдарын ұсынады.

      14. Білім беру ұйымдарын мемлекеттік аттестаттауды аттестаттау комиссиясы жеті жұмыс күнінен аспайтын мерзімде өткізеді.

      15. Аттестаттау комиссиясының құрамына:

      1) тиісті уәкілетті органның;

      2) егер мемлекеттік аттестаттау мемлекеттік білім беру ұйымдарында өткізілген жағдайда, қарамағында білім беру ұйымдары бар мемлекеттік органдардың;

      3) мемлекеттік аттестатталуға тиіс білім беру ұйымы қызметінің бейіні бойынша білікті мамандар болып табылатын білім беру ұйымдары мен олардың бірлестіктерінің (қауымдастықтарының);

      4) білім беру саласындағы уәкілетті органның тестілеу мәселелері жөніндегі ұйымының;

      5) бейінді бағыттар бойынша кәсіпорындардың, мекемелердің немесе ұйымдардың өкілдері кіреді.

      16. Уәкілетті органның лауазымды адамының бұйрығымен аттестаттау комиссиясының құрамы және оның төрағасы – уәкілетті органның қызметкері бекітіледі.

      Аттестаттау комиссиясының төрағасы (бұдан әрі – төраға) аттестаттау комиссиясы мүшелерінің арасында білім беру ұйымы қызметінің бағыттарын зерделеу жөніндегі нақты тапсырмаларды бөледі. Төраға ғылыми немесе педагогикалық кеңестің кезектен тыс кеңейтілген отырысында аттестаттау комиссиясының мүшелерін таныстырады.

      17. Аттестаттау комиссиясының жұмысы туралы хабарлау және тиісті жазбаша хабарландыруларды дайындау білім беру ұйымының басшысына жүктеледі.

      18. Аттестаттау комиссиясы өзінің қызметінде білім беру ұйымдарының қызметін регламенттейтін Қазақстан Республикасының заңнамасын және басқа да нормативтік құқықтық актілерді басшылыққа алады.

      19. Аттестаттау комиссиясының мүшелері төрағаға мемлекеттік аттестаттау мәселелерін зерделеу барысы туралы ақпарат береді және зерделеу объектілері бойынша, сондай-ақ мамандықтар бойынша анықтамаларды тапсырады.

      20. Білім алушылардың білім сапасының мемлекеттік жалпыға міндетті стандарт талаптарына сәйкестігін айқындау үшін аттестаттау комиссиясы 4, 9, 11-сыныптарда және бітіруші курстарда білім алушылардың білімін, дағдысын және іскерлігін бақылауды өткізеді. Бұл ретте кешенді тестілеу технологиясы немесе білім алушылардың білімі мен іскерлігін бақылаудың өзге де түрлері (бақылау жұмысы, эссе, жобалық тапсырмалар, шығармашылық тапсырмалар, шығармалар) пайдаланылады.

      Білім беру ұйымында бітіруші сыныптар мен курстар болмаған жағдайда, білімді, дағдыны және іскерлікті бақылау жоғарғы сыныптар мен курстардағы білім алушылармен өткізіледі.

      Орта білімнен кейінгі және жоғары білім беру ұйымдарының бітіруші курстарында (олар болмаған жағдайда – жоғары курстарында) білім алушылардың білімі мен іскерлігін тексеру үшін мамандықтардың оқу-әдістемелік секциялары базалық және бейінді циклдерге кіретін пәндердің тізбесін уәкілетті органның тестілеу мәселелері жөніндегі ұйымына ұсынады. Аталған пәндердің тізбесін білім беру саласындағы уәкілетті орган бекітеді.

      21. Тестілеу және білім мен іскерлікті бақылаудың өзге де түрлері білімі бақылануға тиіс білім алушылар контингентінің тізімдік құрамының кемінде 95 %-ы (бітірушілерінің жалпы саны 10 немесе одан да аз білім беру ұйымдарында – кемінде 80 %-ы) қатысқан жағдайда өткізіледі.

      22. Тестілеуге келген техникалық және кәсіптік, орта білімнен кейінгі және жоғары білім беру ұйымдарының білім алушысында өзімен бірге жеке басын куәландыратын құжаты, сондай-ақ сынақ кітапшасы болуы тиіс.

      23. Кешенді тестілеу кезіндегі бағалау шәкілі (пайыздық қатынаста) мынадай тәртіппен айқындалады:

      "өте жақсы" – 90-100 %;

      "жақсы" – 75-89 %;

      "қанағаттанарлық" – 50-74 %;

      "қанағаттанғысыз" – дұрыс жауаптар емтихан материалдарындағы сұрақтар санының 50 %-ынан аз.

      24. Бастауыш, негізгі орта, жалпы орта және жоғары оқу орнынан кейінгі білім алушылармен өткен бақылау жұмыстарын, эссені, жобалық тапсырмаларды, шығармашылық тапсырмаларды, шығармаларды тексеруді және төрт балдық жүйемен бағалауды төраға бекітетін бірлескен комиссия (бұдан әрі – бірлескен комиссия) жүзеге асырады.

      Бірлескен комиссияның құрамына:

      1) төраға;

      2) аттестаттау комиссиясының мүшесі;

      3) аттестатталатын білім беру ұйымының бір өкілі кіреді.

      25. Мектепке дейінгі ұйымдарда кешенді тестілеудің орнына қызметкерлер мен тәрбиеленушілердің ата-аналарын сауалнамадан өткізу жүргізіледі.

      Арнайы және мамандандырылған білім беру ұйымдарында, қосымша білім беру ұйымдарында білімді бақылаудың бақылау жұмысы, тыңдау, байқау, спорттық өлшеулер сияқты нысандары қолданылады.

      26. Кешенді тестілеудің және білім алушылар мен тәрбиеленушілердің білімдерін, дағдысы мен іскерліктерін бақылаудың басқа да нысандарының, қызметкерлер мен ата-аналарға сауалнама жүргізудің нәтижелерін талдауды аттестаттау комиссиясы жүзеге асырады.

      27. Сауалнама және басқа да сұраулар түрлерін жүргізу кезінде аттестаттау комиссиясы студенттік, жастар және қоғамдық ұйымдарды тартады.

      28. Төраға мемлекеттік аттестаттауды өткізу кезіндегі зерделеу объектілерінің барлығы бойынша бақылау нәтижелерін жинақтайды және аттестаттау комиссиясының қорытындысын (бұдан әрі – қорытынды) дайындайды.

      Қорытынды осы Ереженің 7-тармағында келтірілген мемлекеттік аттестаттау кезіндегі зерделеу объектілері жөніндегі мәліметтерден құралады, сондай-ақ мынадай бөлімдерді қамтиды: шығармашылық қызмет (өнер саласындағы білім беру ұйымдары үшін); мамандықтарды (кәсіптерді) аттестаттау; сауалнама нәтижесі; кемшіліктер мен ескертулер (бұдан әрі – бұзушылықтар); тұжырымдар мен ұсыныстар.

      29. Қорытындының екі данасына төраға мен аттестаттау комиссиясының барлық мүшелері қол қояды.

      Қорытындының көрсетілген даналарына танысқаны және даналардың біреуін алғаны туралы белгімен білім беру ұйымының басшысы қол қояды және білім беру ұйымының мөрімен расталады.

      Білім беру ұйымының басшысы қорытындының даналарына қол қоюдан бас тартқан жағдайда Төраға мен аттестаттау комиссияның мүшелері тиісті акті жасайды және қорытындының бір данасы Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен білім беру ұйымына енгізіледі.

      30. Қорытындыға мынадай құжаттар қоса беріледі:

      1) білім беру ұйымы қызметінің негізгі көрсеткіштері;

      2) білім беру ұйымының құрылымы;

      3) білім беру ұйымының контингенті, оның ішінде оқыту нысандары және мамандықтары (кәсіптері) бойынша оқитын білім алушылар туралы мәліметтер;

      4) білім беру ұйымының профессор-оқытушы, педагогикалық және қызмет көрсететін құрамының сандық және сапалық сипаттамасы;

      5) білім мен іскерлікті бақылау нәтижелері;

      6) мамандықтар (дайындау бағыттары) бөлінісінде аттестаттау нәтижелері туралы анықтамалар.

      31. Мемлекеттік аттестаттаудың соңғы күні төраға ғылыми немесе педагогикалық кеңесте қорытынды туралы хабарлайды.

      Білім беру ұйымының басшылығы аттестаттау комиссиясының қорытындысымен келіспеген жағдайда, қорытынды ресми жария етілгеннен кейін күнтізбелік үш күн ішінде жазбаша негіздемемен уәкілетті органға жүгінеді. Көрсетілген өтінішті уәкілетті орган Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен қарайды.

      32. Қорытындының негізінде уәкілетті орган күнтізбелік он күн ішінде білім беру ұйымын аттестаттау немесе аттестаттамау туралы шешім қабылдайды. Шешім тиісті уәкілетті органның лауазымды адамының бұйрығымен ресімделеді.

      33. Егер білім беру қызметі мемлекеттік жалпыға міндетті стандарттардың талаптарына толық сәйкес болса, оның ішінде аттестаттау комиссиясы білім алушылардың білімі мен іскерлігін бағалаудың нәтижелері бойынша білім алушылардың кемінде 70 %-ы дұрыс жауап бергендігін айқындаса, білім беру ұйымы "аттестатталсын" деген шешім қабылданады.

      34. "Аттестатталмасын" деген шешім (мектепке дейінгі ұйымдарды қоспағанда) лицензиясының қолданылуын тоқтата тұру арқылы білім беру ұйымын Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес әкімшілік жауапкершілікке тартуға әкеліп соғады.

      Білім беру ұйымы лицензиясының қолданылуын тоқтата тұру мерзімі өткен соң уәкілетті орган білім беру ұйымын мемлекеттік аттестаттау барысында анықталған бұзушылықтардың жойылғандығын айқындау жөнінде комиссия құрады.

      Бұзушылықтар жойылған жағдайда, уәкілетті органның бұйрығымен лицензияның қолданысы қайта жандандырылады.

      35. Лицензияның қолданысын тоқтата тұру мерзімі ішінде бұзушылықтар жойылмаған жағдайда, білім беру ұйымын лицензиядан айыру Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен жүргізіледі.

      36. Мектепке дейінгі ұйымның қызметінде анықталған бұзушылықтар жойылмаған жағдайда, көрсетілген ұйымның келешектегі қызметі туралы шешім сот тәртібімен қабылданады.

      37. Білім беру ұйымын аттестаттау немесе аттестаттамау туралы шешім туралы ақпарат тиісті уәкілетті органның ресми сайтына орналастырылады.

      38. Халықаралық білім беру ұйымдарын, шетелдік білім беру ұйымдарының филиалдарын мемлекеттік аттестаттау, егер Қазақстан Республикасы ратификациялаған халықаралық шарттарда өзгеше белгіленбесе, Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1270 "Об утверждении Правил государственной аттестации организаций образования"

Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 июня 2013 года № 635. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 апреля 2021 года № 213

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 07.04.2021 № 213.

      Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2007 года № 1270 "Об утверждении Правил государственной аттестации организаций образования" (САПП Республики Казахстан, 2007 г., № 47, ст. 582) следующее изменение:

      Правила государственной аттестации организаций образования, утвержденные указанным постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня первого официального опубликования.

Премьер-Министр


Республики Казахстан

С. Ахметов


  Приложение
к постановлению Правительства
Республики Казахстан
от 19 июня 2013 года № 635
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 декабря 2007 года № 1270

Правила
государственной аттестации организаций образования
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила государственной аттестации организаций образования (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и устанавливают порядок организации и проведения государственной аттестации организаций образования.

      2. Государственная аттестация организаций образования проводится с целью осуществления контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям государственного общеобязательного стандарта образования.

      3. Государственную аттестацию организаций образования, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности, реализующих образовательные программы: дошкольного воспитания и обучения; начального, основного среднего и общего среднего образования; специального и специализированного образования; дополнительного образования для детей; дополнительного образования по спорту для детей и юношества; технического и профессионального, послесреднего образования; высшего и послевузовского образования (за исключением медицинского и фармацевтического образования) осуществляет уполномоченный орган в области образования.

      Государственная аттестация организаций медицинского и фармацевтического образования осуществляется уполномоченным органом в области здравоохранения.

      4. Государственная аттестация организаций образования проводится уполномоченным органом в области образования или здравоохранения в пределах их компетенции (далее – уполномоченный орган) один раз в пять лет в плановом порядке.

      Организации образования, прошедшие институциональную и специализированную аккредитацию в аккредитационных органах, внесенных в реестр аккредитационных органов, аккредитованных организаций образования и образовательных учебных программ, освобождаются от процедуры государственной аттестации по аккредитованным образовательным учебным программам (специальностям) на срок аккредитации, но не более чем 5 лет.

      5. Государственная аттестация состоит из следующих основных этапов:

      1) утверждение уполномоченным органом на календарный год графиков государственной аттестации организаций образования;

      2) осуществление соответствующим уполномоченным органом анализа материалов самооценки организации образования (внутренней оценки качества образования), формирование аттестационной комиссии, проведение государственной аттестации, составление заключения об итогах государственной аттестации;

      3) принятие решения уполномоченного органа об аттестации или не аттестации организации образования.

      6. Государственная аттестация с целью контроля выполнения организациями образования государственного общеобязательного стандарта осуществляется в целом по организации образования.

      Для организаций образования, реализующих профессиональные образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, государственная аттестация осуществляется также в разрезе специальностей.

      7. Основными направлениями и объектами изучения при проведении государственной аттестации организации образования, а также в разрезе специальностей, являются:

      1) общая характеристика;

      2) кадровый состав, в том числе соблюдение квалификационных требований, предъявляемых к руководителям, педагогическим работникам организации образования и приравненным к ним лицам;

      3) контингент обучающихся;

      4) учебно-методическая работа и педагогическая нагрузка;

      5) учебно-воспитательная работа;

      6) учебно-материальные активы;

      7) учебные и научные лаборатории;

      8) информационные ресурсы и библиотечный фонд;

      9) оценка знаний обучающихся;

      10) научно-исследовательская работа либо научная деятельность;

      11) профессиональная практика.

      8. Основными методами сбора информации при проведении государственной аттестации являются:

      1) визуальный осмотр материально-технической базы и объектов социального обеспечения организации образования;

      2) изучение документации организации образования с целью проверки соблюдения требований государственных общеобязательных стандартов;

      3) анализ показателей учебного процесса;

      4) анализ результатов оценки учебных достижений, итоговой аттестации обучающихся;

      5) анкетирование обучающихся, педагогов и приравненных к ним лиц, сотрудников и родителей обучающихся и воспитанников;

      6) посещение учебных занятий;

      7) беседы с обучающимися, преподавателями и сотрудниками, родителями обучающихся и воспитанников;

      8) оценка знаний обучающихся путем проведения комплексного тестирования и других видов контрольных срезов знаний и умений.

      9. Расходы на проведение государственной аттестации организаций образования осуществляются за счет бюджетных средств.

      10. Для обеспечения единого подхода и прозрачности при проведении государственной аттестации уполномоченным органом разрабатываются и утверждаются программы и методические рекомендации по организации и проведению государственной аттестации и самооценки организаций образования, текст которых размещается на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа.

2. Порядок проведения государственной аттестации

      11. Графики государственной аттестации утверждаются уполномоченным органом ежегодно до первого июля. Информации о сроках проведения доводятся до организаций образования за три месяца до начала государственной аттестации в письменном виде.

      12. Не допускается внесение изменений и (или) дополнений в утвержденные графики государственной аттестации, за исключением:

      1) мотивированных письменных обращений организаций образования в связи с необходимостью устранения последствий чрезвычайных ситуаций;

      2) реорганизации организации образования.

      Переименование юридического лица не является основанием для изменения срока государственной аттестации организации образования.

      13. Организации образования не позднее месячного срока до начала государственной аттестации представляют в уполномоченный орган материалы самооценки по каждому объекту изучения, указанному в пункте 7 настоящих Правил.

      14. Государственная аттестация организации образования проводится аттестационной комиссией в срок, не превышающий семи рабочих дней.

      15. В состав аттестационной комиссии включаются представители:

      1) соответствующего уполномоченного органа;

      2) государственных органов, в ведении которых находятся организации образования, в случае проведения государственной аттестации в государственных организациях образования;

      3) организаций образования и их объединений (ассоциаций), являющихся квалифицированными специалистами по профилю деятельности организаций образования, подлежащих государственной аттестации;

      4) организации по вопросам тестирования уполномоченного органа в области образования;

      5) предприятий, учреждений или организаций по профильным направлениям.

      16. Приказом должностного лица уполномоченного органа утверждается состав аттестационной комиссии и ее председатель – сотрудник уполномоченного органа.

      Председатель аттестационной комиссии (далее – председатель) распределяет между членами аттестационной комиссии конкретные задания по изучению направлений деятельности организации образования. Председатель представляет членов аттестационной комиссии на расширенном внеочередном заседании ученого или педагогического совета.

      17. Оповещение о работе аттестационной комиссии и подготовка соответствующих письменных объявлений возлагается на руководителя организации образования.

      18. Аттестационная комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Казахстан, регламентирующим деятельность организаций образования, и иными нормативными правовыми актами.

      19. В процессе работы члены аттестационной комиссии информируют председателя о ходе изучения вопросов государственной аттестации и передают ему справки по объектам изучения, а также по специальностям.

      20. Для определения соответствия качества знаний обучающихся требованиям государственного общеобязательного стандарта аттестационной комиссией проводится контроль знаний, умений и навыков обучающихся 4, 9, 11 классов и выпускных курсов. При этом используются технологии комплексного тестирования или иные виды контроля знаний и умений (контрольные работы, эссе, проектные задания, творческие задания, сочинения) обучающихся.

      В случае отсутствия в организации образования выпускных классов и курсов, контроль знаний, умений и навыков проводится с обучающимися старших классов и курсов.

      Для проверки знаний и умений обучающихся выпускных курсов (в случае их отсутствия – старших курсов) организаций послесреднего и высшего образования, учебно-методические секции специальностей представляют в организацию по вопросам тестирования уполномоченного органа перечень дисциплин, входящих в циклы базовых и профилирующих. Данный перечень дисциплин утверждается уполномоченным органом в области образования.

      21. Тестирование и иные виды контроля знаний и умений проводятся при участии в нем не менее 95 % (для организаций образования, общее количество выпускников которых составляет 10 или менее обучающихся – не менее 80 %) от списочного состава контингента обучающихся, подлежащих контролю знаний.

      22. Обучающимся организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, явившимся на тестирование, необходимо иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а также зачетную книжку.

      23. Шкала оценок при комплексном тестировании (в процентном соотношении) определяется следующим образом:

      "отлично" - 90-100 %;

      "хорошо" - 75-89 %;

      "удовлетворительно" - 50-74 %;

      "неудовлетворительно" - менее 50 % правильных ответов от числа вопросов в экзаменационном материале.

      24. Проверка проведенных контрольных работ, эссе, проектных заданий, творческих заданий, сочинений обучающихся начального, основного среднего, общего среднего и послевузовского образования и их оценка по четырех балльной системе осуществляется совместной комиссией, утверждаемой председателем (далее – совместная комиссия).

      В состав совместной комиссии входят:

      1) председатель;

      2) член аттестационной комиссии;

      3) один представитель аттестуемой организации образования.

      25. В дошкольных организациях образования взамен комплексного тестирования проводится анкетирование сотрудников и родителей воспитанников.

      В специальных и специализированных организациях образования, организациях дополнительного образования используются такие формы контроля знаний, как контрольные работы, прослушивание, просмотры, спортивные замеры.

      26. Анализ результатов комплексного тестирования и других форм контроля знаний, умений и навыков обучающихся и воспитанников, анкетирования сотрудников и родителей осуществляется аттестационной комиссией.

      27. При проведении анкетирования и других видов опроса аттестационная комиссия привлекает студенческие, молодежные и общественные организации.

      28. Председатель обобщает результаты контроля по всем объектам изучения при проведении государственной аттестации и готовит заключение аттестационной комиссии (далее – заключение).

      Заключение состоит из сведений по объектам изучения при государственной аттестации, приведенных в пункте 7 настоящих Правил, а также включает следующие разделы: творческая деятельность (для организаций образования искусств); аттестация специальностей (профессий); результаты анкетирования; недостатки и замечания (далее – нарушения); выводы и предложения.

      29. Заключение в двух экземплярах подписывается председателем и всеми членами аттестационной комиссии.

      Руководителем организации образования указанные экземпляры заключения подписываются с отметкой об ознакомлении и получении одного из экземпляров, и заверяются печатью организации образования.

      В случае отказа руководителя организации образования от подписи в экземплярах заключения, председателем и членами аттестационной комиссии составляется соответствующий акт, и один из экземпляров заключения вносится в организацию образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      30. К заключению прилагаются следующие подтверждающие документы:

      1) основные показатели деятельности организации образования;

      2) структура организации образования;

      3) сведения о контингенте организации образования, в том числе обучающихся по формам обучения и специальностям (профессиям);

      4) количественная и качественная характеристика профессорско-преподавательского, педагогического и обслуживающего персонала организации образования;

      5) результаты контроля знаний и умений;

      6) справки по результатам государственной аттестации в разрезе специальностей (направлений подготовки).

      31. В завершающий день государственной аттестации председатель информирует ученый или педагогический совет о заключении.

      В случае несогласия с заключением руководство организации образования обращается с письменным обоснованием в уполномоченный орган в течение трех календарных дней после официального оглашения заключения аттестационной комиссии. Указанное обращение рассматривается уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      32. На основании заключения уполномоченный орган в течение десяти календарных дней принимает решение об аттестации или не аттестации организации образования. Решение оформляется приказом соответствующего должностного лица уполномоченного органа.

      33. Решение "аттестовать" организацию образования принимается в случае, если образовательная деятельность полностью соответствует требованиям государственных общеобязательных стандартов, в том числе по результатам оценки знаний и умений обучающихся, когда не менее 70 % обучающихся определены аттестационной комиссией правильно ответившими.

      34. Решение "не аттестовать" влечет за собой привлечение к административной ответственности организации образования с приостановлением действия лицензии (за исключением дошкольных организаций) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      По истечении срока приостановления действия лицензии организации образования уполномоченным органом создается комиссия по определению устранения нарушений, выявленных в ходе государственной аттестации организации образования.

      При устранении нарушений действие лицензии возобновляется приказом уполномоченного органа.

      35. В случае неустранения нарушений в течение срока приостановления действия лицензии, лишение лицензии организации образования осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      36. В случае неустранения нарушений в деятельности дошкольной организации, решение о дальнейшей деятельности указанной организации принимается в судебном порядке.

      37. Информация о решении об аттестации или не аттестации организации образования размещается на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа.

      38. Государственная аттестация международных организаций образования, филиалов иностранных организаций образования осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.