Жылу энергиясын пайдалану қағидаларын бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2013 жылғы 10 шілдедегі № 712 қаулысы. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2015 жылғы 23 маусымдағы № 475 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Үкіметінің 23.06.2015 № 475 (алғашқы ресми жарияланған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі) қаулысымен.

      БАСПАСӨЗ РЕЛИЗІ

      «Электр энергетикасы туралы» 2004 жылғы 9 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңы 4-бабының 19) тармақшасына сәйкес Қазақстан Республикасының Үкіметі ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. Қоса беріліп отырған Жылу энергиясын пайдалану қағидалары бекітілсін.
      2. Осы қаулы алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Премьер-Министрі                                     С. Ахметов

Қазақстан Республикасы
Үкіметінің      
2013 жылғы 10 шілдедегі
№ 712 қаулысымен   
бекітілген      

Жылу энергиясын пайдалану қағидалары

1. Жалпы ережелер

      1. Осы Жылу энергиясын пайдалану қағидалары (бұдан әрі - Қағидалар) «Электр энергетикасы туралы» 2004 жылғы 9 шілдедегі Қазақстан Республикасының Заңы 4-бабының 19) тармақшасына сәйкес әзірленді және жылу энергиясын пайдалану тәртібін айқындайды.
      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар мен анықтамалар қолданылады:
      1) есептік кезең – тұтынылған жылу энергиясы есепке алынатын және тұтынушыға төлемге ұсынылатын жылу энергиясына шартпен айқындалатын уақыт кезеңі;
      2) жылу желісінің баланстық тиесілігі – энергия өндіруші, энергия беруші ұйымдардың және тұтынушыға меншік құқығында немесе өзге де заңды негізде тиесілі жылу желісінің учаскесі;
      3) жылу желісінің баланстық тиесілігінің шекарасы – жылу желісінің, оның баланстық тиесілігіне сәйкес энергия өндіруші, энергия беруші ұйымдар мен тұтынушы арасындағы жылу желісінің бөлініс нүктесі (сызығы);
      4) жылу тасымалдағыштың шығысы – уақыт бірлігі ішінде құбырдың көлденең қиылысы арқылы өткен жылу тасымалдағыштың массасы (көлемі);
      5) жылу тұтыну жүйесі – бір немесе бірнеше жылу жүктемесі түрлерін тұтынуға арналған жылу тұтыну қондырғыларының кешені;
      6) жылумен жабдықтау жүйесі – жылу көздерінің, жылу желілерінің және жылу тұтыну қондырғыларының жиынтығы;
      7) жылу энергиясына арналған тариф табиғи монополиялар салаларындағы және реттелетін нарықтардағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган бекіткен жылу энергиясы құнының ақшалай мәні;
      8) жылу жүктемесі – уақыт бірлігі ішінде жылу тұтыну қондырғысы қабылдай алатын жылу энергиясының мөлшері;
      9) жылу желісі – жылу энергиясын беруге, таратуға арналған құрылғылар жиынтығы;
      10) жылу энергиясы – тұтыну кезінде жылу тұтынатын қондырғының термодинамикалық параметрлері (температура, қысым) өзгеретін, жылу тасымалдағыш беретін энергия;
      11) жылу тасымалдағыш – жылу энергиясын беру үшін жылумен жабдықтау жүйесінде пайдаланылатын зат (су, бу);
      12) жылу тұтыну қондырғысы – жылу энергиясын тұтынушының қажеттілігі үшін жылу энергиясын, жылу тасымалдағышты пайдалануға арналған құрылғы;
      13) жылумен жабдықтау – тұтынушыларға жылу энергиясын беру жөніндегі іс-шаралар;
      14) қосалқы тұтынушы – жылу қондырғылары тұтынушының жылу желілеріне қосылған тұтынушы;
      15) өлшеу құралдарын тексеру – өлшеу құралдарының (коммерциялық есепке алу аспабының) белгіленген техникалық және метрологиялық талаптарға сәйкестігін айқындау мен растау мақсатында мемлекеттік метрологиялық қызмет немесе басқа да аккредиттелген заңды тұлғалар орындайтын операциялар жиынтығы;
      16) энергетикалық сараптама – жұмыс істеп тұрған объектілер, қайта жаңартылатын, жаңғыртылатын және жаңадан салынып жатқан объектілердің жобалары бойынша, жылу желілеріндегі энергетикалық жабдықтардағы технологиялық бұзылулар мен аварияларды тексеру кезінде, сондай-ақ олардағы өндірістік жарақат алу жағдайларында Қазақстан Республикасының нормативтік құқықтық актілеріне сәйкестілігіне электр энергетикасы саласында жүргізілетін сараптама;
      17) техникалық шарттар – жылу желілеріне қосу үшін қажетті техникалық талаптар;
      18) төлем құжаты – оның негізінде тұтынылған жылу энергиясы үшін тұтынушы төлем жүргізетін құжат (есеп, хабарландыру, түбіртек, есеп-ескерту);
      19) тұтынушы – шарт негізінде жылу энергиясын тұтынатын жеке немесе заңды тұлға;
      20) есепке алу торабы – жылу энергиясын есепке алуды қамтамасыз ететін аспаптар мен құрылғылар жүйесі;
      21) сарапшы ұйым – электр энергетикасы мәселелері бойынша энергетикалық сараптама жүргізу үшін аккредиттелген ұйым;
      22) энергиямен жабдықтаушы ұйым – сатып алынған жылу энергиясын тұтынушыларға сатуды жүзеге асыратын ұйым;
      23) энергия беруші ұйым – жылу энергиясын тұтынушыларға беруді шарттар негізінде жүзеге асыратын ұйым;
      24) энергия өндіруші ұйым – жылу энергиясын өз қажеттіліктері және (немесе) өткізу үшін өндіруді жүзеге асыратын ұйым.

2. Жылу энергиясын пайдалану тәртібі

      3. Жылу энергиясын пайдалану үшін тұтынушы қолданыстағы энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның жылу желілеріне қосылуы және энергиямен жабдықтаушы ұйыммен жылумен жабдықтау шартын жасасуы қажет.
      4. Қолданыстағы жылу желілеріне қосылу және жылумен жабдықтауға шарт жасасу техникалық шарттар талаптары орындалғаннан кейін жүзеге асырылады.
      5. Тұтынушылардың объектілерін энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның жылу желілеріне қосуға арналған техникалық шарттар мынадай жағдайларда беріледі:
      1) жаңадан пайдалануға берілген объектілерді жылу желілеріне қосу;
      2) тұтынылатын энергия мөлшерінің немесе жылу тұтынушы құрылғының қайта жаңартылуына немесе кеңеюіне байланысты техникалық шарттарда және шарттың талаптарында белгіленгеннен жоғары жылу тасымалдағыш параметрлерінің өзгеруі;
      3) сыртқы жылу жабдықтаушы схемасының өзгеруі;
      4) бұрын жылу жүйелеріне қосылмаған объектілерді қосу.
      6. Техникалық шарттарды алу үшін тұтынушы энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға өтінім береді. Өтінімде мыналар көрсетіледі:
      1) объектінің атауы;
      2) объектінің орналасқан орны;
      3) тапсырыс беруші ұйымының толық атауы, мекенжайы мен телефоны;
      4) жоба болған жағдайда, жобаланатын объектіні сипаттайтын деректер (энергияны тұрмыстық тұтынуға пайдаланатын тұтынушылар үшін техникалық паспорт).
      7. Энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым тұтынушыдан өтінімді алғаннан кейін он төрт жұмыс күн ішінде тұтынушыны жылумен жабдықтау желісіне қосуға арналған техникалық шарттарды береді.
      8. Энергия берушi ұйым тұтынушылар Қазақстан Республикасының нормативтiк құқықтық актiлерiнде белгiленген талаптарды орындаған жағдайда, оларды жылу желілеріне қосудан, сондай-ақ оларға жылу энергиясын беруден бас тартуға құқығы жоқ.
      9. Тұтынушы объектісін жылу желілеріне қосуға арналған техникалық шарттарда мыналар көрсетіледі:
      1) жылумен жабдықтау көзі, жылу желілеріне қосу нүктесі, берілетін жылу энергиясының сапасы;
      2) басқа тұтынушылардың жүктемелерін ескере отырып, негізгі және резервтегі іске қосу нүктелеріндегі жылу тасымалдағыштың параметрлері мен гидравликалық режимі;
      3) қажет болған жағдайда, басқа тұтынушылардың жүктемелерін қосу перспективасын ескере отырып, негізгі тұтынушының жүктемесі;
      4) қайтарылатын өндірістік конденсаттың саны, сапасы және қайта айдау режимі, қажет болған жағдайда, конденсатты жинау және қайтару схемасы;
      5) жылу энергиясын коммерциялық есепке алу аспаптарын орнату жөніндегі талаптар (жылу тұтынуды реттеудің автоматтандырылған жүйесін орнату кемінде 50 кВт орташа сағаттық жылу энергиясын тұтынатын объектілерге қолданылмайды);
      6) жылу желілерін төсеу тәсілі;
      7) жылыту-желдету мен технологиялық жүктемелерді және ыстық сумен жабдықтау жүктемесін қосу схемасы;
      8) температуралық кесте мен желілік судың шығысы;
      9) салынып жатқан немесе қайта жаңартылып жатқан жылу желілерінің баланстық және пайдалану тиесілілігі мен тараптардың пайдалану жауапкершілігінің шекаралары.
      10. Техникалық шарттардың қолданылу мерзімі ҚР ҚН 1.02-01 2008 жобалау нормаларының, ҚР ҚНжЕ 1.04.03 2008 құрылыс тиесілігінің нормаларының талаптарына сәйкес айқындалады, бірақ бір жылдан кем емес.
      11. Жылу тұтынатын қондырғылары тұтынушылардың желілеріне қосылатын қосалқы тұтынушылар техникалық шарттарды энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымнан алады және тұтынушымен келіседі.
      12. Объект иесі өзгерген жағдайда, жаңа мүлік иесі мүлік құқығы тіркелген сәттен бастап он жұмыс күні ішінде жазбаша нысанда энергия беруші (энергия өндіруші) және энергиямен жабдықтаушы ұйымға объект иесінің ауысқандығы туралы хабарлайды. Тұтынушыға бұрын берілген техникалық шарттарды, актілер мен шарттарды қайта ресімдеу тек меншік иесінің ауысуы бөлігінде ғана жүзеге асырылады.
      13. Техникалық шарттарды беру және қайта ресімдеу үшін ақы алынбайды.
      14. Техникалық шарттарда көрсетілген талаптардың негізділігіне күмән туындаған жағдайда, тұтынушы сарапшы ұйымға энергетикалық сараптама жүргізу үшін жүгінеді. Тұтынушының өтініші негізінде сарапшы ұйым энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға жүгінуі кезінде энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым барлық сұратылған мәліметтерді береді.
      15. Тұтынушы техникалық шарттарды немесе техникалық шарттарда көрсетілген талаптарды беруден бас тартуының негізделмегендігі туралы сарапшы ұйымның оң қорытындысы негізінде техникалық шарттарды алуға өтінімді энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға қайта береді.
      16. Техникалық шарттарды беруден қайта бас тарту немесе техникалық шарттарда көрсетілген, негізделмеген талаптардың өзгеруі Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның іс-әрекетіне шағымдану үшін негіздеме болып табылады.
      17. Қосылуға арналған техникалық шарттарды алған жағдайда, тұтынушы құрылыс салу жүйесінде жылу энергиясын өндіру және тасымалдау объектілерін орналастыра отырып, елді мекендерді жылумен жабдықтау, сондай-ақ қонысаралық аумақтарда орналасқан өндірістік кешендерді жылумен жабдықтау схемаларын жобалау бойынша жобалық қызметті орындауға лицензиясы бар жобалаушы ұйымға жүгінеді.
      18. Энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым тұтынушыдан өтінімді алғаннан кейін үш жұмыс күн ішінде: сыртқы жылу желілері, жылу торабы, есепке алу аспабы, ішкі жылу желілері жобаларын келіседі.
      19. Энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның жылу желілеріне қосылуды осы (қосылу бойынша) жұмыстардың ақысы төленгеннен кейін тұтынушының жазбаша өтініші бойынша ұйымның өзі жүзеге асырады.
      20. Энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым жылу желісіне қосылғаннан кейін тұтынушы мынадай тәртіппен:
      1) энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілдерімен бірлесіп баланстық тиесілігі мен пайдалану жауапкершілігінің шекарасын ажырату актісін 3 жұмыс күні ішінде ресімдейді;
      2) жылу торабының құрылысынан, есепке алу аспаптарын және ішкі жылумен жабдықтау желілерін монтаждаудан кейін қайта монтаждалған жабдықтарды шаю және сығымдау жұмыстарын қабылдау үшін кейіннен 3 жұмыс күні ішінде актіні (есепке алу аспаптарын пайдалануға рұқсат беру актісі, жылу торабын және ішкі жылумен жабдықтау желілерін қабылдау актісі) ресімдей отырып, энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілін шақырады;
      3) 2 жұмыс күні ішінде объект паспортын ресімдейді және дроссель құрылғыларының (сопло, шайба) өлшемдерін алады. Дроссель құрылғыларын дайындау нормативтік-техникалық құжаттамалар мен алынған есептеулерге сәйкес жүргізіледі. Дроссель құрылғыларын орнату кезінде пломбалау үшін энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілін шақырады;
      4) алдағы және кейінгі жылыту маусымына жылу тұтыну қондырғылары мен жылу желілерінің техникалық даярлығы туралы актіні алу үшін шаю, сығымдау және ретке келтіру актілерін энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға ұсынады.
      21. Даярлық туралы акті негізінде тұтынушы энергия беруші ұйыммен шарт жасасады.
      Шарт жасалғаннан кейін энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға орталықтандырылған жылумен жабдықтауға қосылуға өтінім беріледі.
      Қосу энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілі мен тұтынушының қатысуымен, қосылу актісін ресімдей отырып, оны кейін энергиямен жабдықтау ұйымына бере отырып жүргізіледі.
      22. Тұтынылған жылу энергиясын есептеуді егер шартта өзгеше көзделмесе, тұтынушы есепке алу аспаптарының көрсеткіштері негізінде жүзеге асырады.
      23. Коммерциялық есепке алу аспаптарын тексеру мынадай жағдайларда жүзеге асырылады:
      1) оның көрсеткіштерінің дұрыстығына күмән келтірілген жағдайда, тұтынушының немесе энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымының өтініштері бойынша;
      2) тұтынушы коммерциялық есепке алу аспаптарының ақаулылығын анықтаған жағдайда.
      24. Егер тексеру кезінде коммерциялық есепке алу аспаптарының көрсеткіштері олардың дәлдік сыныбы рұқсат еткен ауытқушылығынан асып кетсе, онда жоспардан тыс тексеру бойынша шығасыларды өлшеу құралының меншік иесі төлейді. Басқа жағдайда тексеру бойынша шығасыларға тексеруді талап еткен тарап көтереді.
      25. Коммерциялық есепке алу аспаптарын тексеруден өткізу туралы өтініш беру тұтынушыны шартта белгіленген мерзімде өзі тұтынған жылу энергиясына ақы төлеуден босатпайды.
      26. Жылу энергиясын коммерциялық есепке алу аспаптарының көрсеткіштерін алуды энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілдері тұтынушы өкілдерінің қатысуымен жүргізеді. Тұтынушының кінәсі бойынша екі есептік кезең ішінде коммерциялық есепке алу аспаптарының көрсеткіштерін алу мүмкіндігі болмаған кезде және бұл ретте тұтынушы өзінің тұтынған жылу энергиясының мөлшері туралы мәліметті энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымға ұсынбаса, онда энергиямен жабдықтаушы ұйым өткен жылдың осыған ұқсас кезеңі үшін нақты тұтыну бойынша кейіннен қайта есептеуді жүргізе отырып, жылу энергиясының орташа тәуліктік шығысы бойынша есеп жүргізеді.
      27. Энергиямен жабдықтаушы немесе энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым мынадай:
      1) шартта белгіленген мерзімдерде жылу энергиясын беру және/немесе бөлу бойынша ұсынылған қызметтер төленбеген;
      2) энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның жылу желісіне жылу тұтынушы қондырғыларды өз бетінше қосқан;
      3) жылу тұтыну жүйелерін коммерциялық есепке алу аспаптарын орнату орнына дейін қосқан;
      4) энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның өкілдерін жылу тұтынатын жүйелерге және есепке алу аспаптарына жібермеген;
      5) жылу тұтынатын қондырғылар мен жылу желілерін күзгі-қысқы кезеңдегі жұмысқа техникалық даярлық актісінсіз және сараптамалық ұйымның қорытындысынсыз энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның жылу желісіне қосқан жағдайларда тұтынушыға жылу энергиясын беруді шектейді.
      28. Тұтынушы желілік суды өздігінен жинаған, жылу тұтыну қондырғыларын өз бетінше қосқан, коммерциялық есепке алу аспаптарын бүлдірген, есепке алу торабында орнатылған пломбаларды бұзған немесе олар болмаған жағдайда энергия беруші (энергия өндіруші) және энергиямен жабдықтаушы ұйымдар акт жасайды және тұтынушы пайдаланған жылу энергиясының көлеміне қайта есептеу жүргізеді.
      Ыстық су бойынша қайта есептеу бір жылдан аспайтын кезеңде, ал жылу жүйесі үшін жылыту маусымының басынан бастап осы тармақтың бірінші бөлігінде көрсетілген жағдайлар анықталған сәтке дейін жүргізіледі.
      Акт энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым өкілінің және тұтынушының не оның өкілінің қолы қойылған жағдайда жарамды. Акт тұтынушы немесе оның өкілі қол қоюдан бас тартқан, бірақ оны энергия беруші (энергия өндіруші) ұйымның және кондоминиумның басқару органының құрамында кемінде үш адам бар комиссиясы ресімдеген жағдайда да жарамды болып саналады.
      29. Өз желісіндегі аварияның алдын алу немесе оны жою жөнінде шұғыл шаралар қабылдау үшін энергия беруші (энергия өндіруші) ұйым оны міндетті түрде хабардар ете отырып, кейіннен энергиямен жабдықтаушы ұйымы толық бермеген жылу энергиясы үшін қайта есептеу жүргізе отырып, тұтынушының жылу тұтыну жүйесін уақытша ажыратады.
      30. Тұтынушының уәкілетті тұлғалары (кондоминиум объектісін басқару органы) тіреуіштен, жылытатын элементтерден, реттейтін және бекіту арматурасынан, басқару торабынан (элеваторлардан), есеп торабынан, жылу энергиясын есепке алу аспаптарынан, сондай-ақ осы желілерде орналасқан басқа жабдықтан тұратын жылыту жүйесі мен ыстық сумен жабдықтау, үйге ортақ (үйшілік) меншікті құрайтын коммерциялық есепке алу аспаптарын (үйге ортақ) тиісті техникалық жағдайды ұстайды және олардың қауіпсіздігін қамтамасыз етеді.
      31. Энергияны тұрмыстық тұтыну үшін пайдаланатын тұтынушымен (бұдан әрі - тұрмыстық тұтынушы) немесе энергия беруші ұйымдардың және көп пәтерлі тұрғын үйлерде кондоминиум объектісін басқару органының арасындағы пайдалану жауапкершілігінің шекарасы басқару торабының (элеватордың) кіру ысырмаларының бірінші бөлу фланеці бойынша анықталады.
      32. Жылумен жабдықтау жүйесінің тұрақты жұмысын қамтамасыз ету мақсатында тұтынушыға:
      1) энергия беруші ұйымның және сәулет, қала құрылысы және құрылыс істері жөніндегі уәкілетті органның келісімінсіз пәтерішілік желілерді, инженерлік жабдықты және құрылғыны қайта жабдықтауға;
      2) жылыту аспаптарының қосымша секцияларын, реттеуші және бекітуші арматураны орнатуға, сондай-ақ оларды бөлшектеуді жүзеге асыруға;
      3) жылыту жүйелерінде жылу тасымалдағышты тікелей мақсаттан тыс (жылу жүйесінен және аспаптардан суды ағызу) пайдалануға рұқсат етілмейді.
      33. Тұрмыстық тұтынушыда есепке алу аспаптары болмаған жағдайда көрсетілген қызметтер көлемі былайша:
      ыстық сумен жабдықтау бойынша - нақты тұрып жатқан азаматтардың санына табиғи монополия салаларындағы және реттелетін нарықтардағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган бекіткен тұтыну нормалары бойынша;
      жылумен жабдықтау бойынша - жылытылатын алаңның шаршы метріне (жылыту) табиғи монополиялар салаларындағы және реттелетін нарықтардағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган бекіткен тұтыну нормалары бойынша анықталады.
      34. Энергиямен жабдықтаушы немесе энергия беруші ұйым мынадай жағдайларда:
      1) шартта белгіленген мерзімдерде жылу энергиясын тұтынғаны үшін төлем төленбеген;
      2) жылу желілеріне өз бетінше қосылған, оның ішінде қосалқы тұтынушылардың жаңа қуатын қосқан жағдайларда тұрмыстық тұтынушыға жылу энергиясын беруді тоқтатады немесе шектейді.
      Бұл ретте энергия беруші ұйым осы тармақтың 1) тармақшасында көзделген жағдайда жылу энергиясын беруді шектеуге дейін күнтізбелік отыз күннен кешіктірмей, осы тармақтың 2) тармақшасында көзделген жағдайда жылу энергиясын беруді тез арада тоқтатуды ескертеді.
      35. Егер шартта өзгеше көзделмесе, жылу энергиясын есепке алу аспаптарының көрсеткіштерін алуды энергия беруші ұйым жүргізеді.

Об утверждении Правил пользования тепловой энергией

Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2013 года № 712. Утратило силу постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 июня 2015 года № 475

      Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 23.06.2015 № 475 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

ПРЕСС-РЕЛИЗ

      В соответствии с подпунктом 19) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила пользования тепловой энергией.
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования.

      Премьер-Министр
      Республики Казахстан                        С. Ахметов

Утверждены         
постановлением Правительства
Республики Казахстан   
от 10 июля 2013 года № 712

Правила пользования тепловой энергией

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила пользования тепловой энергией (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 19) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года «Об электроэнергетике» и определяют порядок пользования тепловой энергией.
      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и определения:
      1) расчетный период – период времени, определяемый договором на теплоснабжение, за который потребленная тепловая энергия учитывается и предъявляется к оплате потребителю;
      2) балансовая принадлежность тепловой сети – участок тепловой сети энергопроизводящей, энергопередающей организации и потребителя, принадлежащий им на праве собственности или ином законном основании;
      3) граница балансовой принадлежности тепловой сети – точка (линия) раздела тепловой сети между энергопроизводящей, энергопередающей организациями и потребителем в соответствии с их балансовой принадлежностью;
      4) расход теплоносителя – масса (объем) теплоносителя, прошедшего через поперечное сечение трубопровода за единицу времени;
      5) система теплопотребления – комплекс теплопотребляющих установок, которые предназначены для потребления одного или нескольких видов тепловых нагрузок;
      6) система теплоснабжения – совокупность источников теплоты, тепловых сетей и теплопотребляющих установок;
      7) тариф на тепловую энергию – денежное выражение стоимости тепловой энергии, утвержденное государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках;
      8) тепловая нагрузка – количество тепловой энергии, которое может быть принято теплопотребляющей установкой за единицу времени;
      9) тепловая сеть – совокупность устройств, предназначенных для передачи, распределения тепловой энергии;
      10) тепловая энергия – энергия, передаваемая теплоносителем, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплопотребляющих установок (температура, давление);
      11) теплоноситель – вещество (вода, пар), используемое в системе теплоснабжения для передачи тепловой энергии;
      12) теплопотребляющая установка – устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии;
      13) теплоснабжение – мероприятия по предоставлению потребителям тепловой энергии;
      14) субпотребитель – потребитель, тепловые установки которого присоединены к тепловым сетям потребителя;
      15) поверка средств измерений - совокупность операций, выполняемых государственной метрологической службой или другими аккредитованными юридическими лицами с целью определения и подтверждения соответствия средств измерений (прибора коммерческого учета) установленным техническим и метрологическим требованиям;
      16) энергетическая экспертиза - экспертиза, проводимая в области электроэнергетики по действующим объектам, проектам реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов, при расследовании технологических нарушений и аварий на энергетическом оборудовании в тепловых сетях, а также в случаях производственного травматизма на них, на соответствие нормативным правовым актам Республики Казахстан;
      17) технические условия - технические требования, необходимые для подключения к тепловым сетям;
      18) платежный документ – документ (счет, извещение, квитанция, счет-предупреждение), на основании которого потребителями производится оплата за потребленную тепловую энергию;
      19) потребитель – физическое или юридическое лицо, потребляющее тепловую энергию на основании договора;
      20) узел учета – система приборов и устройств, обеспечивающая учет тепловой энергии;
      21) экспертная организация – организация, аккредитованная для проведения энергетической экспертизы по вопросам электроэнергетики;
      22) энергоснабжающая организация – организация, осуществляющая продажу потребителям купленной тепловой энергии;
      23) энергопередающая организация – организация, осуществляющая на основе договоров передачу тепловой энергии;
      24) энергопроизводящая организация - организация, осуществляющая производство тепловой энергии для собственных нужд и (или) реализации.

2. Порядок пользования тепловой энергией

      3. Для пользования тепловой энергией потребителю необходимы подключение к действующим тепловым сетям энергопередающей (энергопроизводящей) организации и заключение договора на теплоснабжение с энергоснабжающей организацией.
      4. Подключение к действующим тепловым сетям и заключение договора на теплоснабжение осуществляются после выполнения требований технических условий.
      5. Технические условия на присоединение объектов потребителей к тепловым сетям энергопередающей (энергопроизводящей) организации выдаются в случаях:
      1) присоединения к тепловым сетям вновь вводимых объектов;
      2) изменения количества потребляемой энергии или параметров теплоносителя сверх установленных технических условий и условий договора, связанных с реконструкцией или расширением теплопотребляющих установок потребителя;
      3) изменения схемы внешнего теплоснабжения;
      4) присоединения к тепловым сетям ранее не присоединенного объекта.
      6. Для получения технических условий потребитель подает заявку в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию. В заявке указываются:
      1) наименование объекта;
      2) местонахождение объекта;
      3) полное наименование организации заказчика, адрес и телефон;
      4) в случае наличия проекта данные, характеризующие проектируемый объект (для потребителей, использующих энергию для бытового потребления, технический паспорт).
      7. Энергопередающая (энергопроизводящая) организация после получения заявки от потребителя в течение четырнадцати рабочих дней выдает технические условия на присоединение потребителя к системе теплоснабжения.
      8. Энергопередающая организация не вправе отказывать в подключении потребителям к тепловым сетям, а также передаче тепловой энергии при условии выполнения ими требований, установленных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
      9. В технических условиях на присоединение объекта потребителя к тепловым сетям указываются:
      1) источник теплоснабжения, точка присоединения к тепловым сетям, качество отпускаемой тепловой энергии;
      2) параметры теплоносителя и гидравлический режим в точках присоединения основного и резервного вводов с учетом нагрузок других потребителей;
      3) нагрузка основного потребителя с учетом перспективы присоединения нагрузок других потребителей при необходимости;
      4) количество, качество и режим откачки возвращаемого производственного конденсата, схема сбора и возврата конденсата при необходимости;
      5) требования по установке приборов коммерческого учета тепловой энергии (установка автоматизированной системы регулирования теплопотребления не распространяется на объекты со среднечасовым потреблением тепловой энергии менее 50 кВт);
      6) способ прокладки тепловых сетей;
      7) схема присоединения отопительно-вентиляционной и технологической нагрузок и нагрузки горячего водоснабжения;
      8) температурный график и расход сетевой воды;
      9) балансовая и эксплуатационная принадлежность сооружаемых или реконструируемых тепловых сетей и границы эксплуатационной ответственности сторон.
      10. Срок действия технических условий определяется в соответствии с требованиями СН РК 1.02-01 2008 нормы проектирования, СНиП РК 1.04.03 2008 нормы продолжительности строительства, но не менее одного года.
      11. Субпотребители, теплопотребляющие установки которых будут подключены к сетям потребителей, технические условия получают от энергопередающей (энергопроизводящей) организации и согласовывают с потребителем.
      12. В случае изменения владельца объекта, новый собственник в течение десяти рабочих дней с момента регистрации права собственности в письменной форме уведомляет энергопередающую (энергопроизводящую) и энергоснабжающую организацию о смене владельца. Переоформление ранее выданных потребителю технических условий, актов и договоров осуществляется только в части смены собственника.
      13. Плата за выдачу и переоформление технических условий не взимается.
      14. В случае сомнений в обоснованности требований, указанных в технических условиях, потребитель обращается в экспертную организацию для проведения энергетической экспертизы. При обращении экспертной организации в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию на основании обращения потребителя энергопередающая (энергопроизводящая) организация представляет все запрашиваемые сведения.
      15. Потребитель на основании положительного заключения экспертной организации о необоснованности отказа в выдаче технических условий или требований, указанных в технических условиях, повторно подает заявку на получение технических условий в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию.
      16. Повторный отказ в выдаче технических условий или изменении необоснованных требований, указанных в технических условиях, является основанием для оспаривания действий энергопередающей (энергопроизводящей) организации в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
      17. В случае получения технических условий на присоединение, потребитель обращается в проектную организацию, имеющую лицензию на выполнение проектной деятельности по проектированию схем теплоснабжения населенных пунктов с размещением объектов по производству и транспортировке тепловой энергии в системе застройки, а также теплоснабжения производственных комплексов, располагаемых на межселенных территориях.
      18. Энергопередающая (энергопроизводящая) организация в течение трех рабочих дней после получения заявки от потребителя согласовывает проекты: наружных тепловых сетей, теплового узла, приборов учета, внутренней системы отопления.
      19. Присоединение к тепловым сетям энергопередающей (энергопроизводящей) организации осуществляется самой организацией по письменному заявлению потребителя после оплаты данной работы (по присоединению).
      20. После присоединения к тепловой сети энергопередающей (энергопроизводящей) организации потребитель в следующем порядке:
      1) совместно с представителями энергопередающей (энергопроизводящей) организации оформляет акт раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в течение 3 рабочих дней;
      2) после строительства теплового узла, монтажа приборов учета и внутренней системы теплоснабжения вызывает представителя энергопередающей (энергопроизводящей) организации для приемки выполнения работ по промывке и опрессовке вновь смонтированного оборудования с последующим оформлением актов (акт допуска в эксплуатацию приборов учета, акт приемки теплового узла и внутренней системы теплоснабжения) в течение 3 рабочих дней;
      3) оформляет паспорт объекта и получает размеры дроссельных устройств (сопел, шайб) в течение 2 рабочих дней. Изготовление дроссельных устройств проводится в соответствии с нормативно-технической документацией и полученными расчетами. При установке дроссельных устройств вызывается представитель энергопередающей (энергопроизводящей) организации для опломбировки;
      4) представляет акты промывки, опрессовки и наладки в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию для получения акта технической готовности теплопотребляющих установок и тепловых сетей к предстоящему и последующим отопительным сезонам.
      21. На основании акта о готовности потребителем заключается договор с энергоснабжающей организацией.
      После заключения договора подается заявка в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию на подключение к централизованному теплоснабжению.
      Подключение производится в присутствии представителя энергопередающей (энергопроизводящей) организации и потребителя с оформлением акта подключения с последующим предоставлением его в энергоснабжающую организацию.
      22. Расчет за потребленную тепловую энергию осуществляется потребителем на основании показаний приборов учета, если иное не предусмотрено договором.
      23. Поверка приборов коммерческого учета осуществляется в случаях:
      1) сомнения в достоверности их показаний по заявлению потребителя или энергопередающей (энергопроизводящей) организации;
      2) обнаружения потребителем неисправности приборов коммерческого учета.
      24. В случае, если при поверке обнаружится, что показания приборов коммерческого учета превышают погрешность, допускаемую их классом точности, то издержки по внеочередной поверке оплачивает собственник средства измерений. В ином случае издержки по поверке несет сторона, требовавшая поверки.
      25. Подача заявления о проведении поверки приборов коммерческого учета не освобождает потребителя от оплаты потребленной им тепловой энергии в установленные договором сроки.
      26. Снятие показаний приборов коммерческого учета производят представители энергопередающей (энергопроизводящей) организации в присутствии потребителя либо его представителя. При невозможности снятия показания приборов коммерческого учета в течение двух расчетных периодов по вине потребителя и, если при этом потребитель сам не предоставит в энергопередающую (энергопроизводящую) организацию сведения о количестве израсходованной им тепловой энергии, энергоснабжающая организация производит расчет по среднесуточному расходу тепловой энергии за аналогичный период прошлого года с последующим проведением перерасчета по фактическому потреблению.
      27. Энергоснабжающая или энергопередающая (энергопроизводящая) организации ограничивают подачу тепловой энергии потребителю в случаях:
      1) неоплаты за предоставленные услуги по передаче и/или распределению тепловой энергии в установленные договором сроки;
      2) самовольного подключения к теплосети энергопередающей (энергопроизводящая) организации теплопотребляющих установок;
      3) присоединения систем теплопотребления до места установки приборов учета;
      4) недопущения представителей энергопередающей (энергопроизводящей) организации к системам теплопотребления и приборам учета;
      5) подключения к тепловой сети энергопередающей (энергопроизводящей) организации без акта технической готовности теплопотребляющих установок и теплосетей к работе в осенне-зимний период и заключения экспертной организации.
      28. При самовольном водоразборе сетевой воды, самовольном подключении потребителем теплопотребляющих установок, повреждении потребителем приборов коммерческого учета, нарушении или отсутствии пломб, установленных в узле учета, энергопередающей (энергопроизводящей) и энергоснабжающей организациями составляется акт и производится перерасчет объема использованной потребителем тепловой энергии.
      Перерасчет по горячей воде производится за период не более года, а для систем отопления с начала отопительного сезона до момента обнаружения событий, указанных в части первой настоящего пункта.
      Акт действителен при наличии подписи представителя энергопередающей (энергопроизводящей) организации и потребителя либо его представителя. Акт считается действительным и при отказе потребителя или его представителя от подписи, но при условии оформления его комиссией энергопередающей (энергопроизводящей) организации и органа управления кондоминиума в составе не менее трех человек.
      29. Для принятия неотложных мер по предупреждению или ликвидации аварий в своей сети энергопередающая (энергопроизводящая) организация временно отключает систему теплопотребления потребителя с обязательным его извещением, с последующим перерасчетом энергоснабжающей организацией за недопоставленную тепловую энергию.
      30. Уполномоченные лица потребителя (орган управления объектом кондоминиума) содержат в надлежащем техническом состоянии и обеспечивают безопасность общедомовой (внутридомовой) системы отопления и горячего водоснабжения, состоящей из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, узлов управления (элеваторов), узлов учета, приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, обеспечивают сохранность (общедомовых) приборов коммерческого учета и иных предметов, составляющих общедомовую собственность.
      31. Граница эксплуатационной ответственности между потребителем, использующим энергию для бытового потребления (далее – бытовой потребитель), или органом управления объектом кондоминиума в многоквартирных жилых домах и энергопередающей организацией определяется по первому разделительному фланцу входных задвижек узла управления (элеватор).
      32. В целях обеспечения устойчивой работы системы теплоснабжения бытовому потребителю не допускается:
      1) переоборудовать внутриквартирные сети, инженерное оборудование и устройство без согласования с энергопередающей организацией и уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства;
      2) устанавливать дополнительные секции приборов отопления, запорную и регулирующую арматуру, а также осуществлять их демонтаж;
      3) использовать теплоноситель в системах отопления не по прямому назначению (слив воды из системы и приборов отопления).
      33. При отсутствии у бытового потребителя приборов учета объем предоставленных услуг определяются следующим образом:
      по горячему водоснабжению – по нормам потребления, утвержденным государственным органом, осуществляющим руководство в сфере естественных монополий и на регулируемых рынках, к количеству фактически проживающих граждан;
      по теплоснабжению – по нормам потребления, утвержденным государственным органом, осуществляющим руководство в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, на квадратный метр отапливаемой площади (отопление).
      34. Энергоснабжающая или энергопередающая организации прекращают или ограничивают подачу тепловой энергии бытовому потребителю в случаях:
      1) неоплаты за потребленную тепловую энергию в установленные договором сроки;
      2) самовольного подключения к теплосетям, в том числе подключения новых мощностей субпотребителей.
      При этом энергопередающая организация предупреждает потребителя в случае, предусмотренном подпунктом 1) настоящего пункта, не позднее, чем за тридцать календарных дней до ограничения подачи тепловой энергии, в случае, предусмотренном подпунктом 2) настоящего пункта немедленно прекращает, подачу тепловой энергии.
      35. Снятие показаний приборов учета тепловой энергии производится энергоснабжающей организацией, если иное не предусмотрено договором.