Бiлiм қызметiн лицензиялау тәртiбi туралы Ереженi және мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерi туралы Ереженi бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетiнiң қаулысы 1993 жылғы 13 шiлде N 597. Күшi жойылды - Қазақстан Республикасы Үкіметінің 1996.05.07. N 573 қаулысымен.

 


     "Бiлiм туралы" Қазақстан Республикасының Заңына өзгерiстер

енгiзу туралы" Қазақстан Республикасының Заңын күшiне енгiзу тәртiбi

туралы" Қазақстан Республикасы Жоғарғы Кеңесiнiң қаулысына сәйкес

Қазақстан Республикасы Министрлер Кабинетi қаулы етедi:

     1. Мыналар бекiтiлсiн:

     - Бiлiм қызметiн лицензиялау тәртiбi туралы  Ереже (N 1 қосымша);

     - Мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерi туралы Ереже (N 2 қосымша).

     2. Республиканың министрлiктерi мен ведомстволары бiлiм қызметiн

көрсетудi лицензиялау мәселелерi бойынша бұрын қабылданған нормативтi

актiлердi осы қаулыға сәйкестендiретiн болсын.


      Қазақстан Республикасының

         Премьер-министрi                    Қазақстан Республикасы

                                             Министрлер Кабинетiнiң

                                            1993 жылғы 13 шiлдедегi

                                                N 597 қаулысына

                                                  N 1 қосымша


          Бiлiм беру қызметiн лицензиялау тәртiбi туралы

                          ЕРЕЖЕ

                  1. Жалпы ережелер



 
       1. Бұл Ереже Қазақстан Республикасының "Бiлiм беру туралы", "Жоғары бiлiм беру туралы" Заңдарына, Қазақстан Республикасы аймағында қолданылатын басқа да заңдарға негiзделген.
      2. Бiлiм беру қызметiн лицензиялау (бұдан былай лицензиялау делiнедi) - бiлiм беру мекемесiнiң стандарт көлемiнде бiлiм беру қызметiн атқара алу мүмкiншiлiгiн мемлекеттiк бағамдауы.
      Жаңа мемлекеттiк стандарттарды әзiрлеу мен бекiту кезеңiнде қолданылып жүрген және белгiленген тәртiппен бекiтiлген оқу жоспарлары, бағдарламалары, мамандардың бiлiктiлiк мiнездемелерi, мамандық паспорты және республиканың бiлiм беру мекемелерiнiң әралуан түрiндегi бiлiм беру қызметiнiң көлемi мен сапасын анықтайтын басқа да құжаттары соған теңестiрiледi. Тиiстi мемлекеттiк стандарттар қолдануға енгiзiлгеннен кейiн аталған құжаттар күшiн жояды.
      3. Лицензия - бiлiм беру қызметiн жүзеге асыруға қарамағында бiлiм беру мекемелерi бар республиканың басқа да министрлiктерi мен ведомстволарының қатысуымен Қазақстан Республикасының Бiлiм министрлiгiнен алынатын рұқсат.
      4. Бiлiм беру мекемелерi мына органдарда лицензияланады:
      мектеп жасына дейiнгi, мектептен тыс бiлiм мен тәрбие, жалпы орта бiлiм, кәсiптiк-техникалық бiлiм мекемелерi - облыстық, Алматы, Ленинск қалалық бiлiм және кәсiптiк-техникалық бiлiм басқармаларында;
      арнаулы орта бiлiм, жоғары бiлiм, кадрлардың бiлiктiлiгiн арттыру және қайта даярлау мекемелерi - қарамағында бiлiм беру мекемелерi бар басқа да министрлiктермен, ведомстволармен бiрлесе отырып, Қазақстан Республикасының Бiлiм министрлiгiнде;
      жұмыстан босатылатын қызметкерлердi және қолы бос азаматтарды еңбекке дайындау, қайта дайындау және бiлiктiлiгiн арттыру мекемелерi - Қазақстан Республикасының Еңбек министрлiгiнде, сол сияқты оның тапсыруымен - мемлекеттiк жұмыспен қамту қызметiнiң тиiстi органдарында.
      5. Бiлiм беру қызметiн атқаруға лицензия Сарапшы комиссиясының қорытындысы негiзiнде бiлiм беру мекемелерiне берiледi.
      Сарапшы комиссияға бiлiм берудi басқарудың мемлекеттiк органы, жергiлiктi өкiмет органы, меншiк нысанына қарамастан бiлiм беру қызметiн атқарып отырған мекемелер өкiлдерi парапарлық негiзде енедi.
      6. Бiлiм беру қызметiн лицензиялау арқылы негiзде жүргiзiледi. Сараптауға жұмсалатын шығынды бiлiм беру мекемелерi төлейдi.
 
              II. Бiлiм беру қызметiне лицензия беру
 
                    және қайтарып алу тәртiбi
 
      7. Бiлiм беру мекемелерiнiң жарғылық қаржы-шаруашылық қызметтi атқаруға қатысты бөлiгiндегi құқығы - тiркелген кезден, ал бiлiм беру қызметi мен Қазақстан Республикасының заңдары берген жеңiлдiктерге құқығы - лицензия берiлген кезден бастап пайда болады.
      8. Лицензиялауды жүргiзу үшiн бiлiм берудi басқарудың тиiстi мемлекеттiк органына немесе жұмыспен қамту қызметiне бiлiм беру мекемелерi кемiнде екi ай бұрын мынадай құжаттарды тапсырады:
      лицензиялау жүргiзу туралы арыз;
      бiлiм берудiң белгiлi бiр түрiн атқара алатын мүмкiндiгiн куәландыратын (әрбiр қызмет түрiне жеке-жеке) кадр, қаржы, материалдық, ақпараттық тұрғыдан және денсаулық қорғаудың, оқушылар мен қызметкерлердiң еңбегi мен өмiрiнiң қауiпсiздiгiн сақтаудың қолданылып жүрген нормативтерiне сай келетiн қамтамасыз ету мiнездемесi бар деректер;
      бiлiм беру мекемесiн тiркеу туралы тиiстi органның шешiмi;
      жарғы;
      бiлiм беру тұжырымдамасы мен оқу жоспарлары.
      9. Бiлiм берудi басқарудың мемлекеттiк органы немесе жұмыспен қамту қызметi құжаттар келiп түскеннен кейiнгi бiр ай iшiнде бiлiм беру мекемесiне бiлiм беру қызметiнiң белгiлi бiр түрiне белгiленген үлгiдегi лицензия немесе оны беруден бас тарту туралы дәлелдi қорытынды бередi. Лицензия бланкiсi қатаң түрде есеп берiлетiн құжат болып табылады, есептi сериясы мен нөмiрi болады, баспаханалық тәсiлмен жасалады. Лицензиямен бiрге лицензия кәртiшкесi берiледi.
      10. Лицензия мерзiмi бiлiм беру циклiн толық аяқтау үшiн қажеттi уақытпен анықталады, бiрақ үш жылдан кем болмауы керек. Егер бiлiм беру мекемесi оқыту сапасын төмендетiп алмаса, лицензияның қолданылу мерзiмi өткен соң оның ұзартылуы мүмкiн.
      11. Егер бiлiм беру мекемесiнде даярлау сапасы мемлекеттiк стандартқа сәйкес болмаса, сондай-ақ бiлiм беру мекемесi жарғысының ережелерi және Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдары бұрмаланған жағдайда лицензия қайтарып алынуы ықтимал.
      12. Бiлiм берудi басқару органының немесе жұмыспен қамту қызметiнiң лицензия беруден бас тарту яки оны қайтарып алу туралы шешiмiне сот тәртiбiмен шағымдануына болады.
 

                                         Қазақстан Республикасы



                                         Министрлер Кабинетiнiң

                                         1993 жылғы 13 шiлдедегi

                                            N 597 қаулысына

                                             N 2 қосымша



 
 
              Мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерi туралы
                             ЕРЕЖЕ
 
                      1. Жалпы ережелер
 
      1. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi - халыққа бiлiм беру қызметiн көрсетуге арналған, жеке немесе аралас меншiк нысанына негiзделген, заңды ұйым құқығы бар дербес субъект.
      2. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi "Бiлiм беру туралы" Заңда

 

көзделген бiлiм беру қызметiнiң барлық түрiн жүзеге асыруы мүмкiн.

     3. Бiлiм беру қызметiн атқару құқығына лицензиясы бар мемлекеттiк

емес бiлiм мекемелерi Қазақстан Республикасы Заңдарына сәйкес

жеңiлдiктердi пайдаланады.

     4. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерi өзiнiң қызметiнде Қазақстан

Республикасының Конституциясын және Қазақстан Республикасының

қолданылып жүрген заңдарын, сондай-ақ осы Ереженi және Жарғыны

басшылыққа алады.


             II. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерiн құру

                тәртiбi, оның құрылтай құжаттары және

                       қызметiн регламенттеу


     5. Заңды ұйымдар (шетелдiгiн қоса) және нақты адамдар

(шетелдiктердi қоса) мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң

құрылтайшылары бола алады.

     6. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң құрылтай құжаттары

Жарғы және құрылтай шарты (егер ол бар болса) болып табылады.

     7. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң Жарғысында мыналар

қамтылуға тиiс:

     - мекеменiң толық атауы мен түрi;

     - орналасқан жерi;

     - құрылтайшылардың құрамы;

     - ұйымдық- құқықтық нысаны;

     - атқарар қызметi мен көздеген мақсаты (атқарылатын бiлiм беру

қызметiнiң түрлерi);

     - оқыту тiлi (тiлдерi);

     - оқушыларды қабылдау мен шығару тәртiбi және оларды оқыту

процесiнiң аяқталуы;


 
       - оқушылардың, тәрбиеленушiлердiң және олардың ата-аналарының, сондай-ақ педагог қызметкерлердiң құқықтары мен мiндеттерi;
      - басқару және бақылау органдары, олардың құзыры, өкiлеттiгi, басшыларды тағайындау тәртiбi;
      - материалдық жолдарды қалыптастыру жолдары, қаржыландыру көздерi, кiрiстi бөлу;
      - мекемеге тиесiлi мүлiктi иеленуге, пайдалануға және билiк жүргiзуге қатысты өкiлеттiгi;
      - қызметтi қайта ұйымдастырудың және оны тоқтатудың шарттары.
      Жарғыда мекеменiң құрылтайшылары мен әкiмшiлiгiнiң өзара қарым-қатынасы да анықталады.
      8. Құрылтай шартында тараптар (құрылтайшылар) бiлiм беру мекемесiн құру жөнiндегi бiрлесiп атқаратын қызмет тәртiбiн, оның меншiгiне мүлiктi беру (шаруашылықты жүргiзу құқығымен) және оның қызметiн қамтамасыз етуге қатысу шарттарын анықтайды.
      9. Құрылтай құжаттарына құрылтайшылардың құқықтары мен мiндеттерiн белгiлейтiн және мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң қызмет ету жағдайын анықтайтын басқа да ережелер енгiзiлуi мүмкiн.
      10. Құрылтай құжаттарының ережелерi Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарына қайшы келмеуге тиiс.
      11. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiн тiркеу Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарына сәйкес жүзеге асырылады.
      12. Мемлекеттiк тiркеусiз бiлiм мекемесiнiң қызметiне тыйым салынады.
      13. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi мемлекеттiк тiркеуден өткен күннен бастап заңды ұйым құқығына ие болады.
      14. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiне бiлiм беру қызметiн атқару құқығы оған лицензия берiлген күннен пайда болады.
      15. Мемлекеттiк емес бiлiм беру қызметiн лицензиялау Қазақстан Республикасының Министрлер Кабинетi бекiткен бiлiм беру қызметiн лицензиялау тәртiбi туралы ережеге сәйкес жүзеге асырылады.
 
              III. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiн
               аттестациялау және аккредитациялау
      16. Бiлiм беру қызметiн атқару құқығына лицензия берген бiлiм және мемлекеттiк жұмыспен қамту қызметi саласындағы басқару органдары мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң өтiнiмi бойынша тәрбиеленушiлердi, оқушыларды және студенттердi аттестациялай алады.
      17. Аккредитация - бiлiм беру мекемесiнiң түпкi нәтижесiн мемлекет пен қоғамның ресми мойындауы. Аккредитацияланған бiлiм беру мекемесiне белгiленген үлгiдегi сертификат тапсырылады.
      18. Сертификат бiлiм беру мекемесiнiң мәртебесiн, бiлiм беру бағдарламасының деңгейiн, түлектердi даярлаудың мазмұны мен сапасы бiлiм берудiң мемлекеттiк стандарттары талаптарына сәйкестiгiн, тиiстi бiлiм деңгейi туралы мемлекеттiк үлгiдегi құжаттарды түлектерге беру құқығын қуаттайды.
      19. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiне сертификатты лицензия берген бiлiм және мемлекеттiк жұмыспен қамту қызметi саласындағы басқару органдары тапсырады.
      20. Аккредитация жасайтын орган сынақ және бiлiктiлiк емтихандарын қабылдайтын емтихан комиссиясын құрады, оған бiлiм берудi басқарудың мемлекеттiк органының, мемлекеттiк емес бiлiм мекемелерi қауымдастығының, аккредитация жасалып отырған бiлiм беру мекемесiнiң және меншiк нысанына қарамастан басқа да бiлiм беру мекемелерiнiң, сондай-ақ бiлiм беру қызметiн көрсетуге тапсырыс берушiлердiң өкiлдерi енгiзiледi.
      21. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiне сертификат бiлiм беру мекемесi түлектерiнiң даярлық деңгейi туралы емтихан комиссиясының дәлелдi қорытындысы және мамандардың бiлiктiлiк мiнездемелерi негiзiнде берiледi.
      22. Сертификаттың қолданылу мерзiмi оқыту циклiн аяқтау үшiн қажеттi уақытқа сәйкес келедi, бiрақ 3 жылдан кем болмауы керек.
      23. Аккредитациялау туралы өтiнiм сынақ емтиханы басталардан 4 ай бұрын берiледi. Аталған мерзiмнен кеш түскен өтiнiмдер қаралмайды. Бұл туралы өтiнiш иесiне хабарланады. Аккредитация жасау мерзiмi емтихан комиссиясының жұмысын қоса алғанда екi айдан аспауға тиiс.
      24. Сертификат беруден бас тартуға келiспеген жағдайда бiлiм беру мекемесiнiң аккредитация жасау органының iс-әрекетiне сот тәртiбiмен шағымдануына болады.
      25. Түлектердiң бiлiм деңгейi төмендегенi және бiлiм беру мекемесi атқаратын бiлiм беру қызметiнiң сапасы нашарлағаны туралы дұрыс мәлiмет болған жағдайда оған кезектен тыс аттестация жасалады.
      26. Аккредитациялау шығындарын бiлiм беру мекемесi төлейдi.
 
             IV. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнде
                 бiлiм беру процесiн ұйымдастыру
      27. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнде оқыту мен тәрбиелеу Қазақстан Республикасының бiлiм беру саласындағы мемлекеттiк саясатының принциптерiне сәйкес жүзеге асырылады.
      28. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң қызметi осы Ереже мен оның Жарғысына сәйкес ұйымдастырылып, жүзеге асады.
      29. Оқушылардың санын, оларды қабылдау шартын, бiлiм беру процесiн ұйымдастыру нысанын және бiлiм беру процесiнiң ретiн мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi дербес анықтайды.
      30. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң оқушылары мен тәрбиеленушiлердiң мемлекеттiк бiлiм мекемесiнiң оқушылары мен тәрбиеленушiлерiндей құқығы мен мiндеттерi болады. Оқу жүктемесi, тапсырыс берушiнiң талабын ескере отырып жеке-дара даярлаудан басқа ретте, сол үлгiдегi мемлекеттiк бiлiм беру мекемесiнiң жүктемесiнен аспауға тиiс.
      31. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнде оқитын адамдарды

 

мемлекеттiк бiлiм мекемелерiнде белгiленген тәртiп бойынша

мемлекеттiк бiлiм мекемесiне ауыстыруға болады.

     32. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң жұмысына құрылтайшылар

тағайындайтын басшы жетекшiлiк етедi, оның құзыры бiлiм беру

мекемесiнiң жарғысымен анықталады.

     33. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi өз қызметiне басшылық

жасау жүйесiн, ұйымдық, әдiстемелiк, материалдық-техникалық

қамтамасыз етудi дербес анықтайды.

     34. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi мемлекеттiк емес бiлiм

мекемелерiнiң қауымдастығын және басқа бiрлестiктер құра алады.


              V. Қаржыландыру, есеп беру және бақылау

     35. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiн қаржыландыру көздерiн

қалыптастыру мыналар болуы мүмкiн:

     - құрылтайшылардың ақшалай және материалдық жарнасы;

     - жарғылық қызметiнен алатын кiрiстер;

     - бағалы қағаздардан түсетiн кiрiстер;

     - банк кредитi мен басқа да кредиттер;

     - мемлекеттiк тапсырыс алған кезде республикалық және

жергiлiктi бюджеттердiң, сондай-ақ бюджеттен тыс мақсатты қорлардың

қаржысы;

     - өтемсiз немесе қайырымдылық жарналар;

     - ұйымдардың, кәсiпорындардың және жеке адамдардың қайырмалдығы;

     - Қазақстан Республикасының Заңдарымен тыйым салынбаған басқа

да көздер.


 
       36. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесi өз қызметiнiң нәтижесiн есепке алады, бухгалтерлiк және статистикалық есеп берудi жүзеге асырады, олардың дұрыстығына жауап бередi.
      Бухгалтерлiк және статистикалық есеп беру тәртiбi Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңдарымен реттеледi.
      37. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң бiлiм беру қызметiнiң сапасына және түлектерiнiң бiлiм деңгейiне бақылау жасауды осы Ережеде көзделген тәртiп бойынша оларды лицензиялаған және аккредитация жасаған органдар жүзеге асырады.
 
                 VI. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiнiң
                            жұмысын тоқтату
      38. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiн тарату мен қайта құруды (қосу, бiрiктiру, бөлу, жiктеу, қайта құру) оның құрылтайшылары жүргiзедi немесе соттың шешiмi бойынша жүзеге асырылады.
      Оның ұйымдық-құқылық нысаны, мәртебесi, көрсетiлетiн бiлiм қызметiнiң Жарғыдағы түрлерi өзгерген жағдайда тiркеу куәлiгi және бiлiм беру қызметiн атқару құқығының лицензиясы күшiн жояды.
      39. Мемлекеттiк емес бiлiм мекемесiн таратуды оның Жарғысына сәйкес құрылтайшылары құрған тарату комиссиясы жүзеге асырады, ал банкрот болған жағдайда - соттың шешiмi бойынша жүргiзiледi.
      40. Бiлiм беру мекемесiнiң қызметi мерзiмiнен бұрын тоқтатылған кезде оның құрылтайшылары оқушылардың (тәрбиеленушiлердiң) және олардың ата-аналарының материалдық және моральдық шығынына өтем жасау жөнiнде заң жолымен жауап бередi.
      Бiлiм беру мекемесiнiң құрылтайшылары мұндай жағдайда оқушылардың тиiстi үлгiдегi басқа бiлiм беру мекемелерiнде (мемлекеттiктерiн де қоса) оқуын жалғастыруын қамтамасыз етуге шаралар қолдануға мiндеттi.
 

Об утверждении положения о порядке лицензирования образовательной деятельности и положения о негосударственных учреждениях образования

Постановления Кабинета Министров Республики Казахстан от 13 июля 1993 г. N 597. Утратило силу постановлением Пpавительства РК от 7 мая 1996 г. N 573 ~P960573.

      В соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Казахстан "О порядке введения в действие Закона Республики Казахстан "О внесении изменений в Закон Республики Казахстан "Об образовании" Кабинет Министров Республики Казахстан постановляет:
      1. Утвердить:
      - Положение о порядке лицензирования образовательной деятельности

 

(приложение N 1);

     - Положение о негосударственных учреждениях образования

(приложение N 2).

     2. Министерствам и ведомствам республики привести ранее принятые

нормативные акты по вопросам лицензирования образовательных услуг в

соответствие с настоящим постановлением.


   Премьер-министр

Республики Казахстан

                                              Приложение N 1

                                   к постановлению Кабинета Министров

                                          Республики Казахстан

                                         от 13 июля 1993 г. N 597

                              ПОЛОЖЕНИЕ

               о порядке лицензирования образовательной

                             деятельности


                          I. Общие положения



 
       1. Настоящее Положение основано на Законах Республики Казахстан Z922000_ "Об образовании", Z932700_ "О высшем образовании", другом законодательстве, действующем на территории Республики Казахстан.
      2. Лицензирование образовательной деятельности (в дальнейшем-лицензирование) - государственная оценка потенциальных возможностей учреждения образования к оказанию образовательных услуг в объеме государственного стандарта.
      В период разработки и утверждения новых государственных стандартов к ним приравниваются действующие и утвержденные в установленном порядке учебные планы, программы, квалификационные характеристики специалистов, паспорта специальностей и иные документы, определяющие объем и качество образовательных услуг в различных типах учреждений образования республики. После введения в действие соответствующих государственных стандартов указанные документы теряют силу.
      3. Лицензия - разрешение, получаемое от Министерства образования Республики Казахстан с участием других министерств и ведомств республики, имеющих подведомственные учреждения образования, на осуществление образовательной деятельности.
      4. Учреждения образования лицензируются в следующих органах:
      учреждения дошкольного, внешкольного воспитания и обучения, общего среднего образования, профессионально-технического образования - в областных, Алматинском, Ленинском городских управлениях образования и профессионально-технического образования;
      учреждения среднего специального образования, высшего образования, повышения квалификации и переподготовки кадров - в Министерстве образования Республики Казахстан совместно с другими министерствами и ведомствами, имеющими подведомственные учреждения образования;
      учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения, - в Министерстве труда Республики Казахстан и по его поручению в соответствующих органах государственной службы занятости.
      5. Лицензия на ведение образовательной деятельности предоставляется учреждениям образования на основании заключения экспертной комиссии.
      В экспертную комиссию на паритетных началах входят представители государственного органа управления образования, местного органа власти, действующих учреждений образования, независимо от форм их собственности.
      6. Лицензирование образовательной деятельности производится на платной основе. Затрата на проведение экспертизы оплачиваются учреждениями образования.
 
                II. Порядок выдачи и лишения лицензий на
                      образовательную деятельность
 
      7. Право у учреждения образования в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникает с момента регистрации, а право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Республики Казахстан, - с момента выдачи ему лицензии.
      8. Для проведения лицензирования в соответствующий государственный орган управления образования или государственной службы занятости не позднее чем за два месяца до начала учебного года учреждениями образования представляются следующие материалы:
      заявление о проведении лицензирования;
      данные, свидетельствующие о возможностях оказания определенного вида образовательных услуг (по каждому виду услуг отдельно) с характеристикой кадрового, финансового, материального, информационного и иного обеспечения, отвечающих действующим нормативам охраны здоровья, безопасности труда и жизни учащихся и сотрудников;
      решение соответствующего органа о регистрации учреждения образования;
      устав;
      образовательная концепция и учебные планы.
      9. Государственный орган управления образования или государственной службы занятости в месячный срок со дня получения материалов выдает учреждению образования лицензию на определенный вид образовательных услуг установленного образца либо мотивированное заключение об отказе в выдаче лицензии. Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют учетную серию и номер, изготавливаются типографским способом. Вместе с лицензией выдается лицензионная карточка.
      10. Срок действия лицензии определяется временем, необходимым для завершения полного цикла обучения, но не менее 3 лет. По истечении срока действия лицензия может быть продлена, если учреждением образования не снижено качество обучения.
      11. Лишение лицензии может быть произведено, если качество подготовки в учреждении образования не соответствует государственному стандарту, а также в случае нарушения положений Устава учреждения образования и действующего законодательства Республики Казахстан.
      12. Решения органа управления образования или государственной службы занятости об отказе в выдаче лицензии или ее лишении могут быть обжалованы в судебном порядке.
 

                                              Приложение N 2



                                    к постановлению Кабинета Министров

                                           Республики Казахстан

                                        от 13 июля 1993 г. N 597



 
 
                            П О Л О Ж Е Н И Е
              о негосударственных учреждениях образования
 
                           I. Общие положения
 
      1. Негосударственное учреждение образования - самостоятельный субъект, имеющий права юридического лица, основанный на частной или смешанной формах собственности для оказания образовательных услуг населению.
      2. Негосударственные учреждения образования могут осуществлять

 

все виды образовательных услуг, предусмотренные Законом "Об

образовании".

     3. Негосударственные учреждения образования, имеющие лицензию на

право ведения образовательной деятельности, пользуются льготами в

соответствии с законодательством Республики Казахстан.

     4. Негосударственное учреждение образования в своей деятельности

руководствуется Конституцией Республики Казахстан и действующим

законодательством Республики Казахстан, а также настоящим Положением и

Уставом.


            II. Порядок создания, учредительные

                документы и регламентация деятельности

                негосударственного учреждения образования


     5. Учредителями негосударственного учреждения образования могут

быть юридические лица (включая иностранные) и физические (включая

иностранцев).

     6. Учредительными документами негосударственного учреждения

образования являются Устав и учредительный договор (если он имеется).

     7. Устав негосударственного учреждения образования должен

содержать:

     - полное наименование и вид учреждения;

     - местонахождение;

     - состав учредителей;

     - организационно-правовую форму;

     - предмет и цели деятельности (виды реализуемых

образовательных услуг);

     - язык (языки) обучения;

     - порядок приема и исключения учащихся и завершения ими

процесса обучения;

     - права и обязанности учащихся, воспитанников и их родителей, а

также педагогических работников;

     - органы управления и контроля, их компетенция, полномочия и

порядок назначения руководителя;

     - пути формирования материальной базы, источники финансирования,

распределение дохода;

     - полномочия учреждения в части владения, пользования и

распоряжения принадлежащим ему имуществом;

     - условия реорганизации и прекращения деятельности.

     В Уставе определяются также взаимоотношения между

учредителями и администрацией учреждения.


 
       8. В учредительном договоре стороны (учредители) определяют порядок совместной деятельности по созданию учреждения образования, условия передачи в его собственность (в оперативное управление) имущества и участия в обеспечении его деятельности.
      Сноска. В пункте 8 заменены слова - постановлением Правительства РК от 19 января 1996 г. N 71.
      9. В учредительные документы могут быть также включены иные положения, устанавливающие права и обязанности учредителей и определяющие условия деятельности негосударственного учреждения образования.
      10. Положения учредительных документов не должны противоречить действующему законодательству Республики Казахстан.
      11. Регистрация негосударственного учреждения образования осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
      12. Деятельность учреждения образования без государственной регистрации запрещается.
      13. Негосударственное учреждение образования приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
      14. Права на образовательную деятельность возникают у негосударственного учреждения образования со дня выдачи ему лицензии.
      15. Лицензирование образовательной деятельности негосударственного учреждения образования осуществляется в соответствии с Положением о порядке лицензирования образовательной деятельности, утвержденным Кабинетом Министров Республики Казахстан.
 
           III. Аттестация и аккредитация негосударственного
                        учреждения образования.
 
      16. Органы управления в области образования и государственной службы занятости, выдавшие лицензию на право ведения образовательной деятельности могут проводить по заявкам негосударственных учреждений образования аттестацию воспитанников, учащихся и студентов.
      17. Аккредитация - официальное признание государством и обществом конечного результата деятельности учреждения образования. Аккредитованному учреждению образования выдается сертификат установленного образца.
      18. Сертификат подтверждает статус учреждения образования, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов образования, право на выдачу выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования.
      19. Выдача сертификата негосударственным учреждениям образования осуществляется органом управления в области образования и государственной службы занятости, производившими их лицензирование.
      20. Орган, осуществляющий аккредитацию, создает экзаменационную комиссию по приему выпускных и квалификационных экзаменов, в которую включаются представители государственного органа управления образования, ассоциации негосударственных учреждений образования, учреждения образования, в котором проводится аккредитация, и других учреждений образования, независимо от форм собственности, а также представители заказчиков образовательных услуг.
      21. Сертификат негосударственному учреждению образования предоставляется на основании мотивированного заключения экзаменационной комиссии об уровне, подготовленности выпускников учреждения образования и квалификационных характеристик специалистов.
      22. Срок действия сертификата соответствует времени, необходимому для завершения цикла обучения, но не менее 3 лет.
      23. Заявка о проведении аккредитации подается не позднее чем за 4 месяца до начала выпускных экзаменов. Заявки, поступившие позднее указанного срока, рассмотрению не подлежат, о чем уведомляется заявитель. Срок проведения аккредитации не должен превышать двух месяцев, включая время работы экзаменационной комиссии.
      24. В случае несогласия с отказом о выдаче сертификата учреждение образования вправе обжаловать действия органа аккредитации в судебном порядке.
      25. При наличии достоверных сведений о снижении уровня знаний выпускников и ухудшении качества оказываемых учреждением образования образовательных услуг проводится досрочная его аттестация.
      26. Затраты на проведение аккредитации оплачиваются учреждением образования.
 
              IV. Организация образовательного процесса в
                  негосударственном учреждении образования
 
      27. Обучение и воспитание в негосударственных учреждениях образования осуществляется в соответствии с принципами государственной политики в области образования Республики Казахстан.
      28. Деятельность негосударственного учреждения образования организуется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением и его Уставом.
      29. Численность, условия приема учащихся, формы организации и распорядок образовательного процесса определяются негосударственным учреждением образования самостоятельно.
      30. Учащиеся и воспитанники негосударственного учреждения образования имеют такие же права и обязанности, что и учащиеся и воспитанники государственного учреждения образования. Учебная нагрузка не должна превышать нагрузки государственного учреждения образования того же типа, за исключением индивидуальной подготовки с учетом требований заказчика.
      31. Лица, обучающиеся в негосударственном учреждении образования,

 

могут переводиться в государственные учреждения образования в порядке,

установленном для государственных учреждений образования.

     32. Работой негосударственного учреждения образования руководит

назначенный учредителями руководитель, компетенция которого

определяется уставом учреждения образования.

     33. Негосударственные учреждения образования самостоятельно

определяют систему руководства, организационного, методического,

материально-технического обеспечения своей деятельности.

     34. Негосударственные учреждения образования могут создавать

ассоциации негосударственных учреждений образования и другие

объединения.


               V. Финансирование, отчетность и контроль


     35. Источниками формирования финансовых средств

негосударственного учреждения образования могут быть:

     - денежные и материальные взносы учредителей;

     - доходы, получаемые от уставной деятельности;

     - доходы от ценных бумаг;

     - кредиты банков и других кредиторов;

     - средства из республиканского и местных бюджетов при

       получении госзаказа, а также внебюджетных целевых фондов;

     - безвозмездные или благотворительные взносы;

     - пожертвования организаций, предприятий и частных лиц;

     - иные источники, не запрещенные законами Республики

Казахстан.


 
       36. Негосударственное учреждение образования осуществляет учет результатов своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность.
      Порядок ведения бухгалтерского и статистического учета регулируется действующим законодательством Республики Казахстан.
      37. Контроль за качеством оказываемых негосударственными учреждениями образования образовательных услуг и уровнем подготовки выпускников осуществляют органы, проводившие их лицензирование и аккредитацию в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
 
            VI. Прекращение деятельности негосударственного
                         учреждения образования
 
      38. Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) негосударственного учреждения образования производятся его учредителями либо по решению суда.
      При изменении его организационно-правовой формы, статуса, смене видов предоставляемых образовательных услуг Устав, регистрационное свидетельство и лицензия на право ведения образовательной деятельности утрачивают свою силу.
      39. Ликвидация негосударственного учреждения образования осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой учредителями в соответствии с его Уставом, а в случае банкротства - по решению суда.
      40. При досрочном прекращении деятельности учреждения образования его учредители несут юридическую ответственность по возмещению материальных и моральных затрат учащимся (воспитанникам) и их родителям.
      Учредители учреждения образования при этом обязаны принять меры для обеспечения продолжения обучения учащихся в других соответствующих типах учреждений образования (включая и государственные).