Сноска. Утратило силу
постановлением
Правительства РК от 13.03.2009 № 301.
В целях обеспечения научно обоснованного и устойчивого развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан в условиях укрепления суверенитета и перехода к рынку Кабинет Министров Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Одобрить рекомендованную Советом агропромышленного комплекса при Кабинете Министров Республики Казахстан Концептуальную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 1993-1995 и до 2000 года, разработанную Казахской академией сельскохозяйственных наук с учетом предложений и замечаний глав областных администраций, Министерства экономики, Министерства сельского хозяйства, других министерств и ведомств республики (прилагается).
Министерству экономики, другим министерствам, государственным комитетам и ведомствам Республики Казахстан, главам областных администраций при формировании программ социально-экономического развития республики осуществить необходимые организационные меры по реализации основных положений Концептуальной программы.
2. Главам областных администраций на основе указанной Концептуальной программы до 1 марта 1994 г. разработать региональные (областные, районные) программы развития агропромышленного комплекса до 2000 года.
Казахской академии сельскохозяйственных наук совместно с заинтересованными министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Казахстан оказать помощь главам областных администраций в разработке региональных концепций развития агропромышленного комплекса.
Премьер-министр Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 ноября 1993 г. N 1196
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН НА 1993-1995 И ДО 2000 ГОДА
(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)
В В Е Д Е Н И Е
Казахстан располагает крупнейшими земельными, материально-техническими и людскими ресурсами в агропромышленном комплексе. Развитие различных форм собственности дало значительный толчок в увеличении производства всех видов сельскохозяйственной продукции в личном подворье, на крестьянских, дачных и общественных фермах, полях, садах и огородах.
В то же время сложившиеся структуры посевных площадей, животноводческих ферм, сформированные и направленные на решение задач бывшего Союза без учета региональных условий и рынка сбыта, оказались в большинстве хозяйств не приспособленными к условиям суверенитета и перехода к рыночным отношениям. Многие культуры, виды животноводческой продукции не находят спроса как внутри республики, так и за ее пределами. При этом затраты на производство зачастую не окупаются, государство вынуждено их дотировать.
Требуется постепенная и глубокая структурная перестройка сельскохозяйственного производства как товаропроизводителей, так и в целом регионов и всего агропромышленного комплекса Казахстана.
Казахской академией сельскохозяйственных наук совместно с министерствами сельского хозяйства и экономики, главами областных администраций разработана концепция развития агропромышленного комплекса республики на 1993-1995 годы и до 2000 года.
Предусматривается, что каждый регион республики на основе данной концепции разрабатывает свою перспективную программу с учетом максимального экономически и научно оправданного вовлечения собственных ресурсов и возможностей для самообеспечения населения продовольствием и промышленности сырьем. Концепцией приводится многовариантная схема ее использования в зависимости от экономических результатов развития отраслей.
Сохраняя приоритетные направления социально-экономического развития аграрного сектора, определенных программой "Аул", в концепции сформированы новые направления в развитии и углублении экономических реформ, эффективном использовании земельных, водных, лесных ресурсов. Предусмотрены значительные изменения в размещении и структуре животноводства. Важное место в наращивании производства картофеля, плодово-овощной продукции отводится частному сектору за счет обеспечения населения земельными участками под индивидуальное строительство, дачи и общественные огороды.
Определены значительные структурные изменения в развитии ведущей отрасли сельского хозяйства - зерновой. Производство зерна остается основой аграрного сектора Казахстана. В то же время введение мировых цен на энергоносители при огромном плече транспортных перевозок зерна значительно повысило его себестоимость, особенно на землях и в регионах, природные условия которых не позволяют получать его сборы свыше 8 ц/га. Изменились и требования к реализации зерна. Во всех странах бывшего Союза значительно сократилось поголовье скота и птицы. Снизились потребности в зернофураже. На первое место вышел спрос на зерно пшеницы. При этом требуется в основном только продовольственная пшеница и, как правило, мягких сортов. Это вызывает необходимость значительного изменения структуры хлебного поля, большего насыщения пшеницей зерновых севооборотов. Такое направление по прогнозу сохранится до 2000 года.
В южном регионе Казахстана предусматривается через экономические рычаги влияния обеспечить дальнейшее наращивание производства зерна кукурузы. Ныне потребности республики в нем обеспечиваются лишь на четверть. Главными факторами в реализации данного направления в концепции определены:
введение мировых цен на закупаемое зерно кукурузы;
освоение новых сортов и технологий на уровне мировых требований;
создание материально-технической базы семеноводства кукурузы.
Площади крупяных культур в структуре зернового поля будут регулироваться внутренними потребностями, а также рынком сбыта. В целом ожидается их стабилизация к 1995 году.
Развитие картофелеводства и овощеводства определяется внутренними потребностями республики. В то же время для реализации картофеля Казахстан имеет хороший рынок сбыта в Узбекистане и других странах Средней Азии.
Картофелеводство и овощеводство прогнозируется перевести на новые прогрессивные технологии к 1995-1996 году. Этому будет способствовать налаживающееся взаимовыгодное сотрудничество с фирмами Голландии, Израиля и других стран. К 2000 году урожайность картофеля и овощей должна удвоиться.
Наращивание производства плодов, ягод и винограда будет осуществляться за счет укрепления и расширения крупных промышленных плантаций в хозяйствах для снабжения сырьем пищевой и винно-водочной промышленности и частичной их закладки на длительное хранение.
Основная масса плодов и ягод для снабжения населения будет поступать с приусадебных и дачных участков.
Предусматривается за счет внутренних ресурсов и решение проблемы обеспечения Казахстана сахаром ( не менее чем на одну треть потребности) и полностью растительным маслом. Прежде всего за счет расширения посевных площадей этих культур, технологического перевооружения, привлечения иностранных инвестиций.
Переход к рыночным отношениям, инфляционные процессы, рост цен и низкая покупательная способность населения требуют коренных изменений в отрасли животноводства. Если в бывшем Союзе поставки мяса и мясопродуктов за пределы Казахстана составляли треть его производства, то ныне не превышают 10 процентов. Нет рынка сбыта шерсти и особенно грубой. Не находит сбыта масло животное. В то же время сохраняется численность поголовья скота, не растет его продуктивность. Производство животноводческой продукции оказалось не конкурентоспособным к требованиям рынка. Концепцией предусматривается ряд направлений по его переводу на рыночные отношения. Это прежде всего укрепление кормовой базы, сокращение поголовья скота, структурные изменения стада, повышение продуктивности. Для осуществления данных направлений предусматривается внедрение племенной и селекционной работы.
Концепцией предусматривается комплекс мер по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на базе новых технологий как имеющихся в Казахстане, так и зарубежных. Определен главный путь - приближение предприятий переработки к местам производства сырья.
Важное место в концепции уделено научному и инженерно-техническому обеспечению сельского хозяйства и отраслей агропромышленного комплекса за счет переориентации промышленных предприятий Казахстана на внутренний рынок, а также создания совместных производств с инофирмами. При этом главным направлением сельхозмашиностроения Казахстана должно стать создание системы машины для зернового и кормоуборочного производств.
1. Углубление экономических реформ
Основы экономических реформ. Первоочередной задачей агропромышленного комплекса является обеспечение устойчивого снабжения населения продовольствием, а также промышленности сырьем. Для решения этой задачи в концепции предусматривается осуществить комплекс организационно-экономических мероприятий: скорректировать курс экономических реформ по преобразованию отношений собственности, способам и темпам приватизации, формированию многоукладной экономики; разработать и реализовать финансово-кредитную и ценовую систему, обеспечивающую государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, ограничение цен на продукцию предприятий-монополистов; создать условия для развития нового уклада жизни на селе.
При этом формирующийся аграрный рынок должен обеспечивать свободное движение сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров, средств производства, услуг и научно-технических достижений.
В этих условиях необходимо ограничить вмешательство в хозяйственные функции государственных органов и сосредоточить их усилие на разработке законов и постановлений Правительства по формированию экономической политики в аграрном секторе, включая вопросы ценообразования, налогообложения, финансово-кредитных отношений, развития науки и научно-технического прогресса, формирования ресурсов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, координации деятельности в области международного экономического сотрудничества, контроля за использованием природных ресурсов, качеством продовольствия и состоянием окружающей среды.
Основой рыночного механизма в агропромышленном комплексе должна стать приватизация имущества государственных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, реформирование их в новые организационные формы согласно Национальной программе разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993-1995 годы (II этап) и Указу Президента Республики Казахстан от 5 марта 1993 г. "О дополнительных мерах по приватизации имущества государственных сельскохозяйственных, заготовительных и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса".
Многообразие форм собственности и хозяйствования должно развиваться с учетом их эффективности в конкретных природных, экономических и социальных условиях, влияния демографических традиций населения. Учитывая специфику сельхозпредприятий, включающих объекты соцкультбыта, непосредственное соединение места жительства и работы сельских тружеников, ограниченность их в выборе иных сфер деятельности и ряд других условий, на начальном этапе развития рыночной экономики новые формы хозяйствования необходимо создавать, как правило, в рамках действующих производственных структур, отдавая предпочтение при приватизации трудовому коллективу. Для преобразования одной системы, основанной главным образом на государственной собственности, в другую, основанную на рыночных принципах, частной собственности и стимулировании инициативы и предпринимательства, потребуется определенное время. Здесь нельзя рассчитывать на достижение немедленных результатов. Необходима кропотливая целенаправленная работа в рамках принятой Программы.
Земля находится исключительно в государственной собственности. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляется право самостоятельно выбирать форму хозяйствования и определять направление деятельности. Однако под влиянием рынка государственная форма собственности на землю в перспективе возможно будет претерпевать изменения.
В концепции определены основные задачи земельной реформы, которые в целом сводятся к формированию оптимальной структуры сельскохозяйственных угодий при многоукладной экономике, совершенствованию системы платы за землю, контролю государства за сохранностью плодородия почв.
Ценообразование и паритет цен. Важнейшим условием формирования рынка является переход к свободному и договорному ценообразованию на продукцию. Для предотвращения дальнейшего спада производства, стабилизации экономики отраслей агропромышленного комплекса на начальном этапе необходимо государственное регулирование цен на отдельные виды продукции сельского хозяйства путем установления защитных (минимальных) закупочных цен с правом их изменения при повышении цен на энергоносители и другую промышленную продукцию, а также доведение товаропроизводителям, независимо от форм собственности, на переходный период к рынку объемов поставки основных видов продовольствия и сырья для обеспечения государственных нужд на основе заключения взаимовыгодных договоров.
Политика ценообразования должна быть направлена на сочетание текущих и перспективных целей, стимулирование труда и производства прогрессивных структурных изменений, экономию совокупных издержек, развитие экспортного потенциала. Важным требованием к разработке и реализации целостной политики цен является комплексность подхода к проблемам ценообразования. Разрабатываемая система ценового регулирования должна соответствовать мерам общеэкономического характера, принимаемым Правительством для стабилизации экономической ситуации, и преодолению кризисных явлений. В свою очередь осуществление целенаправленной ценовой политики невозможно без дополняющих мер по преодолению инфляционных тенденций.
В целях принятия эффективных мер, направленных на материальную заинтересованность сельхозпроизводителей в увеличении производства сельскохозяйственной продукции, развития трудоемких и низкорентабельных отраслей, необходимо разработать постоянно действующий механизм по поддержке ценового паритета между сельским хозяйством и другими отраслями народного хозяйства. В нем предусмотреть меры, направленные на создание сельхозпроизводителям условий, способствующих получению ими стабильных доходов в течение определенного периода времени, независимо от колебания цен. Для этого необходимо образовать специальный фонд ценового регулирования. За счет этого фонда должна осуществляться поддержка сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий всех форм собственности и хозяйствования, в том числе и дотирование социально значимых продуктов питания через передовые технологии их производства и компенсацию отдельных элементов затрат (удобрения, горючее и т.д.).
Кредитование и финансирование должно осуществляться в соответствии с Законом Республики Казахстан
Z931700_
"О кредитовании отраслей агропромышленного комплекса и финансировании государственных мероприятий". В целях сокращения затрат на производство и переработку сельскохозяйственной продукции предлагается снизить процентные ставки по кредитам, увязать сроки возвратности их к особенностям условий производства и реализации этой продукции. До полного прекращения инфляционных процессов обеспечивать периодическую переоценку основных фондов и индексацию оборотных средств. По мере накопления бюджетных средств необходимо формировать систему субсидирования товаропроизводителей для организации крестьянских хозяйств, возмещения потерь от стихийных бедствий, на хранение в хозяйствах сельхозпродукции, проведение водохозяйственных и почвенно-мелиоративных работ, организацию новых или особо трудоемких производств.
В условиях рыночных отношений прямое субсидирование аграрного сектора будет дифференцированным. Постепенно должно снижаться существующее безвозмездное дотирование сельскохозяйственных товаропроизводителей и усиливаться целевое государственное дотирование (организация крестьянских хозяйств, проведение водохозяйственных и почвенно-мелиоративных работ, применение средств химизации, новейших технологий и другие). Государственное бюджетное финансирование сохраняется для реализации Национальной программы насыщения рынка продовольствием, строительства объектов социальной сферы, а также финансовой поддержки сельских товаропроизводителей.
Приоритетными направлениями инвестиционной политики являются: создание собственной базы сельскохозяйственного и продовольственного машиностроения за счет ввода новых предприятий и перепрофилирования производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии, и переориентация их для удовлетворения внутренних нужд республики; техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий; развитие мелких и средних предприятий, восприимчивых к прогрессивным технологиям и изменениям конъюнктуры на рынке средств производства.
Налоговая политика должна обеспечивать стимулирующую функцию видов и ставок налогов, способствовать развитию производства. Целесообразно отменить налог с сельхозтоваропроизводителей на добавленную стоимость, упразднить некоторые виды налогов, сборов и взносов в централизованные фонды.
Социальная инфраструктура и кадры. В социальной сфере в соответствии с программой социально-экономического развития "Аул" на период до 2000 года, одобренной 28 июня 1991 г. на четвертой сессии Верховного Совета Республики Казахстан и утвержденной Кабинетом Министров Республики Казахстан (постановление от 11 октября 1991 г. N 603), местным органам власти предстоит обеспечить выполнение намеченных мероприятий, в которых определены задачи по выравниванию и созданию современной социальной инфраструктуры, повышению комфортности и обустроенности сельских населенных пунктов. При этом рекомендуется направить усилия на развитие малых поселений, социально-инфраструктурное обеспечение сельских дворов с развитым личным подсобным хозяйством. В связи с высвобождением рабочих из сферы производства на селе необходимо наращивать индустрию услуг, строительную и другие виды промышленной деятельности.
Серьезной социальной проблемой является кадровое обеспечение агропромышленного производства. В настоящее время энерговооруженность труда в сельском хозяйстве Казахстана составляет 34,6 л.с., тогда как в США - 140 л.с. Поэтому предстоит крупномасштабная работа по оснащению и переоснащению отраслей агропромышленного комплекса высокопроизводительной техникой, широкому внедрению комплексной механизации.
В процессе реформирования отношения собственности, а также в случае банкротства сельскохозяйственных предприятий и сужения потребительского рынка быстрыми темпами может возрасти безработица, еще более обострится проблема занятости женских трудовых ресурсов, особенно молодежи. С учетом этого в каждой области и сельском районе следует разработать программу по созданию дополнительных рабочих мест. Решению этой задачи будет способствовать развитие малой сельской индустрии путем организации в сельских районах мелких предприятий. Наряду со снижением потерь сельскохозяйственного сырья это позволит создать для сельской молодежи престижные рабочие места.
Внешнеэкономическая деятельность. В основу преобразования внешнеэкономических отношений предлагается на первом этапе сохранить сложившийся порядок, а в дальнейшем демонтировать монопольные структуры при одновременном обеспечении эффективного государственного регулирования с использованием экономических и правовых рычагов.
Основные направления внешнеэкономической деятельности должны предусматривать экспорт излишков сельскохозяйственной продукции и импорт технологического оборудования для ее переработки, привлечение иностранных фирм для создания совместных предприятий по выпуску машин и оборудования для агропромышленного комплекса, переработки сельскохозяйственной продукции.
2. Производство и обеспечение населения продовольствием
и промышленности сырьем растениеводческой продукции
Земельные, водные и лесные ресурсы. Общая площадь земельного фонда республики составляет 272 млн. гектаров, из которых 223 млн. га, или 82 процента занимают сельскохозяйственные угодья, в том числе пашня - 35 млн. га, естественные кормовые угодья - 182 млн. га. Около 50 млн. га являются эрозионно опасными землями, из которых 18 млн. га находится в пашне. Имеется более 74 млн. га солонцовых земель, из них 8 млн. га в пашне. Таким образом, возможности экстенсивного роста производства продукции земледелия в республике по существу исчерпаны.
Площадь земель регулярного орошения составляет 2,3 млн. га, из них около 2 млн. га пашня. По причине засоления и заболачивания не используются 110 тыс. га ирригационно подготовленных площадей. Острый дефицит водных ресурсов ограничивает расширение площадей орошаемых земель на ближайшие годы.
Многообразие почвенно-климатических зон и их биоклиматический потенциал, генетические возможности селекционных сортов сельскохозяйственных культур при разумном развитии всей инфраструктуры агропромышленного комплекса позволяют в ближайшие годы успешно развивать ее основные отрасли - растениеводство и животноводство и в целом практически полностью обеспечить население республики продовольствием, а промышленность - сырьем. Для этого рекомендуется существующие системы земледелия привести в соответствие с почвенно-климатическими условиями зон путем:
ведения интенсивного земледелия в наиболее благоприятных регионах при оптимальном использовании химических и биологических методов;
полного освоения почвозащитных севооборотов и технологии возделывания культур, обеспечивающих восстановление плодородия, эффективной борьбы с сорняками и производства продукции высокого качества;
проведения комплекса работ по устранению солонцовых пятен в пашне;
повышения плодородия почв за счет постепенной их биологизации;
вывода из состава пашни низкоплодородных, особенно с высоким содержанием солонцовых пятен, деградированных земель и почв легкого механического состава и создания на них сенокосов и пастбищ;
внедрения интегрированной защиты растений от болезней и вредителей сельскохозяйственных культур и от сорняков;
создания лесных полос и реализации мелиоративных мероприятий.
Общая площадь лесного фонда составляет 21,6 млн. га, в том числе земель, покрытых лесом, - 9,6 млн. га. Для сохранения и рационального использования лесных ресурсов рекомендуется:
в период до 2000 года довести лесистость в северных и западных областях до 2,7-4,3 процента, на богаре юга и юга-востока - до 3,6 процента, а на орошаемых землях - до 1,5-2 процентов;
восстановить лесной фонд в пределах 310 тыс. га;
увеличить объем ежегодного плантационного лесовыращивания из быстрорастущих, пищевых и лекарственно-технических древесно-кустарниковых пород до 2-3 тыс. га, преимущественно вблизи крупных населенных пунктов;
создание полезащитных лесных полос на 12,5 тыс. га, защитных насаждений на неудобных землях - 30 тыс. га, пастбищезащитных насаждений - 70 тыс. га;
организовать Заилийский, Боровской и Каркаралинский природные парки;
проводить восстановительно-ландшафтное лесоразведение в экологически неблагоприятных регионах, в том числе в районах Аральского моря на площади 365 тыс. га.
Зерно. Производство зерна должно оставаться приоритетным направлением и основной экспортной продукцией. Почвенно-климатические условия республики обеспечивают производство высококачественного зерна. Тем не менее объемы его производства нестабильны и варьируют по годам от 12 до 33 млн. тонн в весе после доработки. Наряду с неустойчивостью климатических условий это связано и с тем, что зерновые культуры в ряде регионов необоснованно возделываются на малоплодородных светлокаштановых и серо-бурых почвах. Естественный их потенциал (по бонитету) в лучшие годы по влагообеспеченности определяется урожайностью не более 5-6 центнеров с гектара. Производство зерна на этих площадях экономически нецелесообразно. Они практически не дают отдачи от применения факторов интенсификации, создают условия для активного проявления ветровой эрозии. В связи с этим предлагается осуществить постепенное сокращение посевных площадей зерновых культур с такой урожайностью. Это позволит:
сосредоточить производство зерна в благоприятных по почвенно-климатическим условиям зонах, что обеспечит его стабильность в 1993-1995 годах на уровне 24 млн. тонн и в 2000 году - 25,5 млн. тонн (в весе после доработки);
повысить среднюю урожайность зерновых культур до 14,2 центнера с гектара против 9,2 центнера в 1991-1992 годах за счет возделывания их в благоприятных условиях и высокой отдачи почв от факторов интенсификации и соблюдения требований технологии;
использовать освобождаемую от зерновых культур пашню для производства кормов путем залужения их травами;
ограничить проявление эрозийных процессов.
Масличные культуры. В последние годы наметилась тенденция роста посевных площадей масличных культур, особенно подсолнечника и рапса. В 1991 году площади их возделывания составили 303 тыс.га.
Для обеспечения потребности населения в растительном масле за счет использования мер экономического стимулирования предлагается расширить площади к 2000 году до 600 тыс. га с валовым сбором 650 тыс. тонн и производством масла 170 тыс.тонн. Предполагается, что в структуре посевов должны быть культуры с более высоким процентом содержания масла. Дополнительно 20 тыс. тонн масла будет получено из хлопка-семян.
Увеличение производства маслосемян предопределяет необходимость реконструкции существующих и ввода новых мощностей перерабатывающих предприятий.
Хлопчатник возделывается в Южно-Казахстанской области. В 1991 году он размещался на площади 116 тыс.га с валовым сбором хлопка-сырца 290 тыс. тонн, из него вырабатывалось около 90 тыс. тонн чистого волокна. Мощности текстильной промышленности республики рассчитаны на переработку 33-35 тыс.тонн волокна.
В области проходит северная граница хлопкосеяния. Из-за недостатка суммы положительных температур в ряде районов возделываются грубоволокнистые сорта хлопчатника. К 2000 году предполагается снять производство хлопчатника в таких районах, оставив возделывание его в других районах на площади 75-80 тыс. га с валовым сбором хлопка-сырца 240 тыс.тонн и выходом волокна 75 тыс.тонн.
Рис. В 1992 году рис возделывался на площади 121 тыс.га. Валовой сбор риса-шалы составил 467 тыс.тонн с возможной выработкой крупы 300 тыс. тонн (фактически выработано 180 тыс. тонн) при потребности республики в рисовой крупе - 120 тыс. тонн.
Чрезмерная интенсификация производства риса в этих регионах явилась дестабилизирующим фактором экологии. Безвозвратный водозабор негативно повлиял на поступление воды в Аральское море и озеро Балхаш. Нерациональное использование минеральных удобрений, особенно азотных, привело к тому, что содержание нитратов и нитритов в оросительных и подземных водах приблизилось к предельно допустимой концентрации, а в некоторых районах превышает ее.
При ограниченности притока поверхностных вод на рисовые системы и пополнения купола грунтовых вод инфильтрационными водами с рисовых чеков процессы солепереноса являются доминирующими. Солевой баланс резко видоизменяется и приобретает явление "соленакопления", особенно в зоне аэрации за счет подъема соли из нижележащих горизонтов. Почвы и грунт на рисовых посевах, как правило, засолены.
В связи с этим предлагается сократить посевы риса до 99 тыс. га поскольку производство рисовой крупы превышает потребность республики, а его качество не соответствует требованиям мирового рынка.
Сахарная свекла. Для обеспечения населения республики сахаром требуется 650 тыс.тонн. Последние годы его производство из собственного сырья не превышает 100 тыс. тонн.
Сахарная свекла традиционно возделывается на орошаемых землях Алматинской, Жамбылской и Талдыкорганской областей. В 1992 году ею было занято 44,1 тыс.га. В последние годы эту культуру стали возделывать и в других областях на давальческой основе, что продиктовано острым дефицитом сахара. Насыщение рынка сахаром вызывает необходимость быстрого наращивания производства сахарной свеклы. В 1995 году производство сахарной свеклы намечено довести до 2 млн. тонн и к 2000 году - 2,7 млн. тонн в основном за счет внедрения прогрессивных технологий. Расширение посевных площадей в северных нетрадиционных зонах свеклосеяния и развитие там перерабатывающих мощностей по существующим схемам экономически невыгодно. Однако, учитывая нерешенность сахарной проблемы и низкую обеспеченность сахарами в кормовом балансе, хозяйства нетрадиционных зон по своему усмотрению могут использовать и данный вариант. Но и при этом, для обеспечения населения сахаром в период до 2000 года необходимо завозить в республику ежегодно сахар-сырец или готовый сахар.
Картофель, овощи и бахчевые. Почвенно-климатические условия республики позволяют полностью обеспечить население республики картофелем, основными видами овощей и бахчевых. Средством достижения этого должны стать передовые отечественные и зарубежные технологии и сорта.
При норме потребности картофеля 90 кг на одного человека в год производство его с учетом семенного и фуражного фондов должно составить 2640 тыс.тонн. Площадь посадки картофеля получит тенденцию к сокращению особенно в общественном секторе за счет повышения урожайности до 200-250 ц/га.
Потребность населения республики в овощах составляет 1925 тыс.тонн (110 кг на одного человека). Основной путь решения проблемы - резкое повышение урожайности и сокращение потерь в период уборки и хранения при стабилизации посевных площадей на уровне 70-80 тыс. га. К 1995 году производство овощей следует увеличить до 1600 тыс. тонн, к 2000 году - до 2180 тыс. тонн.
При потребности 20 кг бахчевых на человека необходимо произвести 340 тыс. тонн. В 1995 году намечено довести их производство до 320 тыс. тонн, а в 2000 году - 340 тыс. тонн при урожайности 120-150 ц/га.
Плоды, виноград и ягоды. В настоящее время площадь садов в республике составляет 83,2 тыс. га, в том числе плодоносящих - 69,1, виноградников - 21,9, ягодников - 8,3 тыс. га. За последние 10-15 лет площади садов уменьшились на 12 тыс.га, а виноградников - на 5 тыс. га.
При средней урожайности плодовых культур 40 ц/га, ягодниковых - 30, винограда - 62-67 ц/га производство этой продукции не превышает 400 тыс. тонн при потребности 1,4 млн. тонн.
К 2000 году предлагается увеличить площадь плодоносящих садов до 73 тыс. га, виноградников - 29 тыс. га. Предполагается заложить 39 тыс. га и реконструировать 23 тыс. га многолетних насаждений. При этом валовой сбор плодово-ягодной продукции и винограда составит 650 тыс. тонн или 70 процентов к потребности.
В ближайшие годы увеличение производства картофеля, овощей и фруктов предусматривается главным образом за счет развития индивидуального садоводства и огородничества.
Корма. Решающим фактором интенсивного ведения животноводства является обеспеченность поголовья скота и птицы полноценными кормами.
Однако достигнутый уровень кормопроизводства в республике удовлетворяет потребность животноводства только на 70-80 процентов. Недостаточно принимается мер по производству растительного белка. Его недостаток приводит к значительному перерасходу кормов на единицу животноводческой продукции. Кормовой запас на пастбищах составляет 14-15 млн. тонн кормовых единиц при потребности более 20 млн. тонн.
Для достижения намеченных объемов производства животноводческой продукции необходимо осуществить комплекс мер по укреплению кормовой базы, обеспечению кормами не только общественного, но и личного скота населения, фермерских и других хозяйств.
В связи с этим нуждается в совершенствовании структура полевого кормопроизводства. Необходимо расширить посевы кукурузы на зерно, сои и других высокобелковых культур, шире применять повторные и промежуточные посевы кормовых культур, особенно зерносенажа, кукурузного силоса с початками в молочно-восковой спелости, довести выход кормовых единиц с одного гектара орошаемых земель до 40-45 центнеров.
Производство грубых, сочных и летних зеленых кормов предусматривается довести к 1995 году до 39, а к 2000 году до 43 млн. тонн кормовых единиц. При этом к 1995 году объем пастбищных кормов составит 19, грубых - 11 и сочных - 7 млн. тонн кормовых единиц, а к 2000 году - соответственно 22, 13 и 7 млн. тонн кормовых единиц.
Особое внимание следует обратить на улучшение природных пастбищ (182 млн. га). Идет процесс их деградации - окончательно выбиты 15 млн. га, подвержены опустыниванию 63 млн. га.
В целях увеличения кормоемкости пастбищ предлагается:
создание сеяных пастбищ. К 2000 году их площадь необходимо довести до 2,2 млн. га, что дополнительно даст 835 тыс. тонн кормовых единиц;
посадка мелиоративно-кормовых насаждений и лесных полос на площади 2,2 млн. га;
внедрение пастбищеоборота, что повысит их продуктивность на 20 процентов. За счет этого к 2000 году можно дополнительно получить 3,5 млн. тонн кормовых единиц;
обводнение пастбищ на площади 59 млн. га увеличит к 2000 году их кормоемкость на 7,4 млн. тонн кормовых единиц;
создание к 1995 году сеяных сенокосов на площади 2,8 млн. га, а к 2000 году - 4,3 млн.га.
Существенным источником производства кормов является полевое кормопроизводство. Общая площадь под кормовыми культурами на пашне до 2000 года останется без изменения на уровне 11,3 млн. га. За счет роста урожайности к 1995 году намечено произвести на пашне 13,2 млн. тонн, а к 2000 году - 15 млн. тонн кормовых единиц.
Наряду с увеличением производства и повышением качества кормов большое значение имеет рациональное использование концентрированных кормов, сбалансированных по белку и другим компонентам. Важнейшим источником таких кормов являются комбикорма. Однако производство их в республике не удовлетворяет потребности животноводства как по объему, так и по качеству.
В дальнейшем фуражное зерно на корм скоту должно в основном перерабатываться в комбикорма. При этом их производство к 2000 году необходимо довести до 11 млн. тонн, из них в системе концерна "Казхлебопродукт" (с учетом давальческого сырья) 4 млн. тонн. Реализация этой проблемы потребует в ближайшие годы завозить из-за пределов республики белковые добавки с постепенным переходом на увеличение собственного производства высокобелковых культур.
Осуществление вышеназванных мероприятий по укреплению кормовой базы позволит повысить эффективность использования зерна на фуражные цели, увеличить производство всех видов кормов к 2000 году до 50 млн. тонн кормовых единиц, что составит на одну условную голову по году 36 центнеров кормовых единиц, в том числе на стойловый период - 20 центнеров.
Производство белка необходимо довести до 104 г на одну кормовую единицу, что будет соответствовать научно обоснованным нормативам. Должно быть усилено внимание налаживанию производства зеленого гидропонического фуража и хлореллы.
Лекарственные травы. В ближайшие годы необходимо выполнить комплекс мероприятий, направленных на улучшение лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения республики, ускоренное развитие производства в потребных объемах растительного сырья для изготовления лекарств.
Необходима разработка строгой научной системы использования и охраны основных видов лекарственных растений, выявление их видового состава и возможности возобновления природных популяций, введения контроля за сохранением их целебных свойств.
Следует шире использовать возможности научных учреждений и хозяйств Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кокшетауской, Кустанайской, Талдыкорганской и Южно-Казахстанской областей. Направить усилия на освоение передовых технологий выращивания семян лекарственного сырья и его первичной переработки. Прогнозируется к 2000 году ввести в культуру выращивания до 100 видов лекарственных растений.
Химизация производства растениеводческой продукции. Основным условием перехода на более интенсивные методы производства и увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, предусматриваемых настоящей концепцией, является применение средств химизации по научно обоснованным нормам и технологиям.
Для обеспечения бездефицитного баланса питательных веществ согласно почвенно-агрохимическому обследованию норму удобрений на 1 га посева необходимо довести к 1995 году до 50 кг действующего вещества (д.в.) и к 2000 году - до 62 кг. Исходя из этого общая потребность в минеральных удобрениях к 2000 году достигнет 2-2,3 млн. тонн д.в., в том числе для зерновых культур - 1,4 млн. тонн. Заводами республики в 1990 году их произведено 1,7 млн. тонн, а использовано внутри республики менее 1 млн. тонн. В последние годы появилась тенденция к резкому сокращению объемов выпуска удобрений. Чтобы избежать импорта необходимо к 1995 году восстановить выпуск удобрений в прежних объемах, приступить к реконструкции завода "Фосфохим" (г. Алга) для выпуска двойного суперфосфата и до 2000 года организовать на Прикаспийском горно-металлургическом комбинате производство простых форм азотных удобрений мощностью 500 тыс. тонн в год.
В настоящее время потери урожая сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков достигают 30 процентов. Прогнозируемый ежегодный объем защитных мероприятий составит 17-18 млн. га, соответствующая потребность в средствах защиты растений определяется в объеме 34-35 тыс.тонн. Для рационального их использования необходимо внедрить интегрированную систему защиты растений к 1995 году на площади 6 млн. га и к 2000 году - 8 млн. га. С целью полного обеспечения указанной потребности намечено к 1995 году ввести в эксплуатацию два совместных с инофирмами предприятия по выпуску средств защиты растений и одно по производству машин для внесения пестицидов. За счет этого потребность республики в средствах борьбы с сорняками зерновых культур, саранчой, колорадским жуком и другими вредителями будет удовлетворена на 80 процентов. До реализации указанных проектов необходимо ежегодное выделение валютных средств в сумме 50 млн. долларов США для закупки потребных средств защиты растений.
Селекция и семеноводство. Селекционно-семеноводческая работа должна оставаться приоритетным направлением. Предусматривается:
создание сортов озимой и яровой пшеницы, пивоваренных ячменей, скороспелых гибридов кукурузы, высокопродуктивных сортов и гибридов других культур, адаптивных к неблагоприятным условиям внешней среды и устойчивых к вредителям и болезням;
мобилизация и создание генофонда всех полезных растений;
ускорение сортосмены и расширение площадей под новыми более продуктивными сортами ячменя, пшеницы, кукурузы, сои и других культур;
концентрация семеноводства в наиболее благоприятных экологических зонах с целью улучшения качества семян и увеличения коэффициента размножения;
широкое развитие новых хозяйственно-экономических отношений в семеноводстве с целью обеспечения полной потребности в семенах сельскохозяйственных культур.
Механизация производства растениеводческой продукции. Основой механизации возделывания сельскохозяйственных культур остается тракторная энергетика.
В связи с формированием разных форм хозяйствования требует совершенствования и структура тракторного парка. Крестьянским хозяйствам необходимы тракторы классов 0,2-1,4 тонны и в объединения этих хозяйств - тракторы классов 3-5 тонн (колесные типа К-701М и гусеничные типа Т-250). К тракторам классов 3 и 5 тонн выпускается комплекс машин для возделывания зерновых культур на почвах, склонных к ветровой эрозии. Необходимо его доработать, чтобы машины соответствовали зональным почвенно-климатическим условиям.
На уборке зерновых культур сохранится технология прямой и раздельной уборки. Большую часть парка уборочных машин (до 60 процентов) рекомендуется сформировать из комбайнов с пропускной способностью 5-6 кг/с, остальные 40 процентов - 8-9 кг/с. Следует организовать в республике производство широкозахватных жаток (ЖВР-10), жатки - хедеры ЖХ-9-11. Проработать возможность приобретения или выпуска уборочной техники на основе лучших зарубежных образцов, а также казахской индустриальной технологии и комплекса машин для уборки зерновых культур с обмолотом их на стационаре.
Для уборки подсолнечника и рапса рекомендуется приобретать новые зерноуборочные комбайны со специальными приспособлениями, а для оснащения имеющихся в хозяйствах - организовать производство таких приспособлений на заводах республики.
Для интенсификации производства сахарной свеклы предлагается ускорить разработку и внедрение модернизированной технологии ее возделывания с применением новых технологических приемов, глубокой безотвальной обработки чизельными плугами, предпосевной подготовки почвы полосами с внесением гербицидов, обработки междурядий с малыми защитными зонами.
В настоящее время для оснащения хозяйств комплексом свекловичных машин рекомендуется обеспечить поставку лучших образцов сеялок свекловичных точного высева и уборочных комбайнов, культиваторов для предпосевной и междурядной обработки почв.
Посадка картофеля в предварительно нарезанные гребни эффективна во всех почвенно-климатических зонах Казахстана. Для выполнения этой технологии необходимо обеспечить хозяйства фрезерными (роторными) культиваторами, ускорив доработку и поставку их на серийное производство на заводах республики.
В ближайшие годы машины для возделывания и уборки овощей, плодов и винограда рекомендуется приобретать из стран, выпускающих наиболее надежные и высокопроизводительные их образцы.
Для улучшения и использования всех типов пастбищ из-за их специфики предлагается разработать специальную технику и организовать производство уже созданных машин на заводах республики. Необходимо обеспечить хозяйства комплексами кормоуборочных и кормоприготовительных машин с высоким технологическим и техническим уровнем: косилками-плющилками, прессподборщиками различных типов.
Следует продолжить реконструкцию систем орошаемого земледелия с использованием водосберегающего оборудования (импульсно-капельное орошение, дождевание и другие), организовав производство его на заводах республики.
В целях более рационального использования средств химизации и обеспечения технологии их применения необходимо наладить производство отдельных машин и приспособлений для внесения органических и минеральных удобрений, обработки посевов против вредителей, болезней и сорняков.
Хранение и переработка растениеводческой продукции. Послеуборочную обработку зерна предлагается осуществлять как в хозяйствах, так и на хлебоприемных пунктах, развивать перерабатывающие предприятия малой и средней мощности. На их базе могут быть организованы различные формы собственности.
Для сохранения качества зерна будет продолжено внедрение высокоэффективных газорециркуляционных зерносушилок типа "Целинная", позволяющих осуществлять сушку зерна любой начальной влажности без предварительной очистки. Повысить уровень механизации и автоматизации всего комплекса технологических процессов по вентилированию, газации и хранению в среде инертных газов. Предлагается коренным образом изменить систему оценки качества зерна за счет внедрения новых инструментальных методов и средств с применением компьютерной техники.
Непосредственно у товаропроизводителя рекомендуется размещать зерносушилки производительностью 1-2 тонны в час, емкости для хранения зерна на 200-1000 тонн, малогабаритные мельницы производительностью до 1 тонны в час для различных сортов помола, крупоцехи - до 50 кг в час для гречки, проса, риса и других зерновых культур.
В мукомольной промышленности наряду с традиционными сортами муки из пшеницы и ржи предполагается выработать новые, удовлетворяющие потребности различных возрастных и профессиональных групп населения, пригодные для приготовления диетических и лечебных продуктов с дифференцированным количеством балластных веществ.
В комбикормовой промышленности экономически целесообразной является двухступенчатая структура производства комбикормов, включающая вначале получение концентратов (суперпремиксов) на заводах со сложной технологической схемой, а затем приготовление комбикормов на заводах с упрощенной технологией и максимально приближенных к потребителям. Для этого предлагается построить три новых завода в Акмолинской, Кустанайской и Жамбылской областях по производству кормового минерально-витаминного концентрата (суперпремиксов) мощностью по 300 тонн в сутки каждый, а также комбикормовые цеха мощностью 100 тонн в сутки на глубинных хлебозаготовительных предприятиях и цеха мощностью 20-50 тонн в сутки в хозяйствах.
Для повышения белковой ценности хлеба рекомендуется организовать производство сухой клейковины и вводить ее в хлебобулочные изделия, а также использовать высококачественные белковые продукты, полученные методами биотехнологии.
Предусмотреть производство сухих завтраков, полностью готовых к употреблению, крекеров с пониженным содержанием сахара и жира, вафельных изделий.
Для обеспечения высокого качества макарон предполагается разработать и освоить высокоэффективные технологии производства макаронных изделий для быстрого приготовления с повышенной биологической ценностью и для детского и диетического питания.
Для сокращения потерь и сохранения качества масличных семян предусматривается ускорить работы по совершенствованию и внедрению технологии их приемки, складирования и хранения с применением активного вентилирования и регулируемой газовой среды.
Для повышения технического уровня сахарного производства необходимо совершенствовать технологию хранения свеклы с применением активной вентиляции, химических и биологических средств борьбы с вредной макрофлорой, повысить степень извлечения сахара из сырья и сократить его потери. Целесообразен поиск дополнительных нетрадиционных сахароносов, одним из которых являются сорго. В ближайшие годы предусматривается завершить строительство завода по сушке и обработке семян сорго в совхозе "Уштобинский", оснастить его современным технологическим оборудованием, на Чуйском сахарном заводе организовать производство глюкозно-фруктозного сиропа из крахмала кукурузы и сорго.
Основная часть получаемого в республике картофеля потребляется в свежем виде, перерабатывается лишь 0,3 процента на производство крахмала. Уровень товарности крайне низок, а потери велики. Несмотря на значительный объем производства картофеля в расчете на душу населения (125-130 кг), до потребителя доходит лишь около 80 кг. Не получила должного развития овощеконсервная промышленность, где перерабатывается лишь 8 процентов валового сбора овощей.
Для удовлетворения потребностей населения в картофеле, овощах и плодовоягодной продукции предлагается хранение и переработку осуществлять главным образом непосредственно в местах их производства. Организовать промышленную переработку картофеля с получением полуфабрикатов и готовых продуктов.
В Алматинской области предусматривается реконструкция существующих плодохранилищ и строительство двух новых с регулируемой газовой средой (РГС), а также строительство трех новых фруктохранилищ в Южно-Казахстанской и Талдыкорганской областях.
Предприятия по хранению и переработке плодовоягодной продукции предлагается создавать в модульном исполнении, оснащать их высокоэффективными средствами механизации и системы автоматического регулирования микроклимата. Внедрять мало и безотходные технологии, в том числе переработку вторичного сырья с получением пектина, пектиновых концентратов, пищевого белка, белкового кормового продукта, органических кислот, пищевых концентратов и экстрактов. При переработке широко использовать достижения биотехнологии, мембранной технологии, микроволновую и электрохимическую обработку и сублимационную сушку.
3. Производство и обеспечение населения
продуктами животноводства и промышленности сырьем
С 1991 года в развитии животноводства республики наметилась тенденция к снижению объемов производства и закупок продукции, численности отдельных видов животных и птицы, их продуктивности. Ухудшилась эпизоотическая обстановка, снизился уровень профилактических и лечебных мероприятий.
Одной из причин такого положения является недостаточная обеспеченность животноводства кормами (65-70 процентов потребности), низкое их качество. Снизился уровень снабжения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами и оборудованием для промышленных комплексов по производству мяса, молока и продукции птицеводства, а также дизенфицирующими, лечебными и профилактическими препаратами.
Концепция предусматривает два этапа развития животноводства:
предотвращение спада и стабилизация производства продукции (1993-1995 годы);
постепенное наращивание производства продукции за счет повышения продуктивности скота и птицы (к 2000 году).
Увеличение производства продукции должно быть осуществлено за счет повышения продуктивности всех видов животных и птицы, путем внедрения достижений научно-технического прогресса, высокопродуктивных пород и линий интенсивных технологий производства мяса, молока, направленного выращивания молодняка, проведения мероприятий по профилактике и лечению сельхозживотных.
В ближайшие годы намечается постепенное сокращение численности поголовья крупного рогатого скота и овец за счет выбраковки низкопродуктивных животных. По различным вариантам Казсельхозакадемии, Минсельхоза и Минэкономики Республики Казахстан к 2000 году по республике предполагается иметь 7-9 млн. голов крупного рогатого скота, в том числе 2,3-3 млн. коров (молочных и мясных), или сокращение КРС против 1993 года составит соответственно от 6 до 27 процентов. Овец и коз рассчитывается иметь 26-30 млн. голов, или на 12-23 процентов меньше. При этом непременным условием должно быть увеличение продуктивности и объема производства продукции этих животных.
По варианту Казсельхозакадемии к 2000 году поголовье свиней должно сократиться до 1,5 млн. голов (в два раза против уровня 1991 года), а поголовье птицы возрасти с 60 до 63 млн. голов.
Минсельхоз и Минэкономики Республики Казахстан рекомендуют к этому году поголовье свиней сократить лишь до 2,9 млн. голов (на 10 процентов), а птицы - стабилизировать на уровне 58 млн. голов.
Молоко и молочные продукты. Ведущей отраслью животноводства по-прежнему будет молочное и мясное скотоводство. Предлагается осуществить четкую специализацию в производстве молока, создать зону для получения цельного молока и производства молочных продуктов: масла, сухого молока, сыров и др.
Увеличение валового производства молока и говядины будет осуществляться за счет повышения мясной и молочной продуктивности, уровня воспроизводства стада. К 2000 году предусматривается получить от коровы по различным вариантам до 2500-3900 кг молока.
Резервом увеличения молока и молочных продуктов в пустынной и полупустынной зонах является производство кобыльего, верблюжьего, овечьего и козьего молока.
Мясо и мясопродукты. Для обеспечения населения мясом и мясопродуктами необходимо в 1995 году производить 1400 тыс. тонн, а в 2000 году - 1800 тыс.тонн мяса в убойном весе.
При этом в общем балансе мяса (по варианту Минсельхоза и Минэкономики) говядина составит 47, баранина и козлятина - 18, свинина - 17, конина - 5, мясо птицы - 12 процентов. По варианту Казсельхозакадемии несколько выше должен быть удельный вес баранины - 20 и мяса птицы - 22 процента и ниже говядины - 43 и свинины - 10 процентов.
Увеличение производства баранины и шерсти произойдет за счет повышения продуктивности. К 2000 году средний сдаточный вес 1 головы увеличится до 40 кг, планируется ежегодная продажа на мясо ягнят мясосальных пород в год их рождения в пределах 2-3 млн. голов.
Развитие коневодства и верблюдоводства, традиционных отраслей животноводства будет осуществляться за счет интенсивного развития племенного, табунного, рабоче-пользовательного коневодства и верблюдоводства, конного спорта и туризма.
Шерсть и кожевенное сырье. Увеличение шерстной продукции намечается достигнуть за счет повышения продуктивности овец, коз и верблюдов. Для улучшения качества шерсти рекомендуется продолжить австрализацию тонкорунных овец, улучшить систему селекционно-племенной работы. На местах создавать малые предприятия по переработке шерсти и выпуску готовых изделий. Потребность легкой промышленности республики составляет 25-30 тыс. тонн мытой шерсти в год, остальную шерсть (30 тыс. тонн) целесообразно экспортировать.
В связи со стабилизацией численности поголовья всех видов скота намечается и стабилизация производства каракуля, крупного и мелкого кожевенного сырья в объемах соответственно 1620, 3500 и 18000 тыс. штук, свиного - 1800 тыс.штук.
Рыба и рыбопродукты. Объем производства рыбопродуктов к 2000 году намечено довести по варианту Минэкономики до 136 тыс. тонн, увеличение против 1993 года в 2,2 раза, и по прогнозу Казсельхозакадемии до 173 тыс. тонн.
Увеличить производство рыбы и рыбопродуктов предлагается за счет: интенсификации лова кильки и кефали в Урало-Каспийском бассейне; создания и освоения промысловых запасов камбалы-глоссы и кефали-пеленгаса в Аральском море; вселения растительноядных рыб в крупные водохранилища; интенсификация выращивания рыб в прудовых хозяйствах, использования сбросных теплых вод электростанций для выращивания рыб; освоения малых водоемов различного типа на основе развития пастбищного рыбоводства; промышленного разведения пищевых беспозвоночных животных (речных раков и пресноводных креветок); увеличения импорта океанической рыбы. Для этого в ближайшее время необходимо оснастить рыбодобывающую отрасль рыбопромысловым флотом, осуществить строительство доков, слипов и судоремонтных заводов. В связи с осолонением озера Балхаш по типу Аральского моря необходимо завести солеустойчивые виды рыб. Для обеспечения сырьем перерабатывающих мощностей и удовлетворения потребности населения в рыбной продукции необходимо сохранить ежегодный завоз рыбы не менее 100 тыс. тонн.
Мед и лекарственное сырье. Общая потребность населения Казахстана в меде к 2000 году составит 28 тыс. тонн. В 1991 году в республике было произведено 11,08 тыс. тонн меда. Для увеличения производства его предлагается: пересмотреть план породного районирования; дифференцировать направления ведения пчеловодства по регионам республики; в каждой природно климатической зоне создать племенное хозяйство; в государственном плане предусмотреть поставку необходимого количества сахара хозяйствам, занимающимся разведением пчел. С целью удовлетворения потребности населения республики в меде следует предусмотреть импорт (30-40 процентов) из других стран. Кроме того, предусматривается производство пчелиного яда, прополиса и другого лекарственного сырья.
Оздоровительные мероприятия. В целях оздоровления животноводства республики от инфекционных заболеваний разработана система мероприятий по организации ветеринарного обслуживания животноводства и птицеводства до 1995 года, согласно которой намечено завершить полное оздоровление всех хозяйств от инфекционных болезней, снизить потери скота из-за бесхозяйственности и других причин.
Для повышения эффективности лечебных и профилактических мероприятий в хозяйствах необходимо внедрить высокоэффективные средства механизации трудоемких процессов: механизированные купочные установки, расколы, устройства для аэрозольной обработки и лечения больных животных, инъекционные автоматы, фиксаторы и другие средства, облегчающие работу ветеринарных работников.
Для улучшения ветеринарного обслуживания следует совершенствовать структуру действующей ветеринарной сети, создать пограничную ветеринарную службу, разработать новое Ветеринарное законодательство и Устав ветеринарной службы, которые отвечали бы требованиям новых экономических условий.
Механизация производства животноводческой продукции. В соответствии с изменениями в технологии и организации производства молока и молочной продукции необходимо совершенствовать технические средства с целью адаптирования их к сельскохозяйственным предприятиям различных организационно-экономических форм, особенно для новых узкоспециализированных и с малыми объемами производства крестьянских хозяйств. При этом средства механизации должны совершенствоваться в направлении более полного соответствия их параметров производственным условиям и повышения технического уровня.
На заводах республики необходимо организовать производство средств механизации для молочных ферм и крестьянских хозяйств, особенно доильного оборудования и запасных частей.
Создание средств механизации для производства мяса определяется видами животных, технологией их содержания и кормления, а также организационно-экономическими формами.
Наиболее эффективным является откорм животных на специализированных площадках. Для откормплощадок крупного рогатого скота и овец разработаны комплексы оборудования для приготовления и раздачи кормов, поения животных, уборки навоза, проведения зооветобработки. Изготовление их предусматривается на предприятиях республики.
Производство свинины в настоящее время механизировано эффективно с использованием элементов автоматизации. Необходимо организовать производство этих средств механизации на заводах Казахстана.
Уровень механизации в овцеводстве составляет 19 процентов, эта отрасль является наименее механизированной. Для повышения ее эффективности надо обеспечить хозяйства комплексами оборудования для содержания и ягнения овец (кормления и поения, приготовления и раздачи кормов, уборки и утилизации навоза, водоснабжения, стрижки и зооветобработки). Большая часть этих комплектов разработана в республике, некоторые из них выпускаются серийно. Нужно организовать производство всей номенклатуры средств механизации для овцеводства, включая малогабаритную технику, в том числе на конной тяге. Аналогичные технические средства должны быть разработаны и освоены серийно для отраслей козоводства, коневодства и верблюдоводства.
Птицеводство является наиболее механизированной и автоматизированной отраслью сельского хозяйства. Машины и оборудование для птицефабрик рекомендуется приобретать в России, Голландии, Германии, а производство запасных частей к имеющемуся оборудованию организовать в республике.
Хранение и переработка животноводческой продукции. Производство масла и сыра в основном должно сосредоточиться в Кокшетауской, Кустанайской и Акмолинской областях, где имеются резервные мощности маслозаводов и других перерабатывающих предприятий. Необходимо увеличить ассортимент молочной продукции из пахты, обезжиренного молока и сыворотки, наладить производство сухого молока, курта, иримшика, кумыса и шубата.
Безотлагательного решения требуют проблемы комплексного использования сырья, создания новых баз и малоотходных технологий, реализации мяса в разделанном и упакованном виде под вакуумом с применением полимерной пленки. Значительным резервом отрасли является переработка вторичного сырья, выработка колбасных изделий с частичной заменой мяса на субпродукты и различные пищевые добавки белковых веществ, производство кормовых добавок из мясокостного сырья. Широкое внедрение получит экструзионная технология, за счет которой будут получены мясные продукты с заданной структурой.
Предусматривается разработка новых экологически чистых лечебных продуктов и способов (приборов) контроля за их качеством. Будут освоены новые методы производства медицинских препаратов из эндокринно-ферментного сырья: таких как лидаза и карбоксилаза с помощью мембранной ультрафильтрации и диафильтрации, линии для сбора и переработки крови с целью получения белковых обогатителей для пищевых нужд, миниоборудования для углубленной переработки мяса, выработки мясорастительных консервов.
В 1995 году производство мяса, включая субпродукты 1 категории, достигнет 640 тыс. тонн, мясных консервов 125 муб, цельномолочной продукции 950 тыс. тонн, масла животного 75 тыс. тонн, к 2000 году соответственно 750 тыс. тонн, 174 муб, 1500 тыс. тонн, 85 тыс. тонн.
За период 1993-2000 годы намечается рост производственных мощностей по переработке скота на 300 тонн мяса в сутки и выработки цельномолочной продукции на 807 тонн в смену. Однако и в этот период не будет полностью обеспечена потребность республики в сухом и сгущенном молоке, они по-прежнему будут завозиться из-за пределов Казахстана. Решается до 2000 года проблема обеспечения детей продуктами питания (жидкие и пастообразные молочные продукты, сухие адаптированные молочные смеси, консервы плодоовощные и на мясной основе).
В настоящее время на Жамбылской, Семипалатинской и Актюбинской фабриках проводится первичная переработка только четвертой части производимой шерсти, остальная вывозится за пределы Казахстана в виде сырья. Шерстный жир - высокоценное сырье для парфюмерной и фармацевтической промышленности вырабатывается только на Жамбылской фабрике первичной обработки шерсти. Здесь получают его ежегодно 180-200 тонн или 5 процентов от потенциально возможного объема, остальная часть вывозится в основном в Россию для выработки ланолина. Необходимо провести реконструкцию существующих и при необходимости ввести новые мощности по обработке шерсти с законченным технологическим циклом, начиная от мойки шерсти, кончая получением готовых изделий.
4. Инженерно-техническое обеспечение
отраслей агропромышленного комплекса
Современное производство продукции агропромышленного комплекса базируется на машинных технологиях. Поэтому на современном этапе главным является техническое обеспечение максимального производства сельскохозяйственной продукции, ее хранения и переработки при минимальных материальных, трудовых и финансовых затратах, соблюдении экологических требований и правил охраны труда. Достигается это:
оснащением отраслей агропромышленного комплекса необходимыми материалами, оборудованием и запасными частями к ним;
организацией эффективной системы фирменного обслуживания применяемых машин и оборудования;
созданием для каждой почвенно-климатической зоны новых прогрессивных технологий машин и оборудования, обеспечивающих комплексную механизацию производства, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции;
надежным энергетическим обеспечением, особенно нефтепродуктами.
В этом направлении должно найти всестороннюю поддержку от всех отраслей народного хозяйства (включая и аграрный сектор) ускоренное строительство нефтепровода "Тенгиз - Жанажол - Кумкуль" по доставке казахстанской нефти и газа на переработку в Павлодар и Шымкент, что позволит полностью перейти на самообеспечение горюче-смазочными материалами;
организацией эффективной системы подготовки и переподготовки специалистов технического профиля для отраслей агропромышленного комплекса.
В настоящее время на машиностроительных предприятиях республики выпускается около 9 процентов технических средств, необходимых для механизации основных производственных процессов в агропромышленных отраслях. В этой связи рекомендуется:
разработать четкую систему приобретения машин, оборудования и запчастей, выпускаемых за пределами республики. При переходе к рыночным отношениям этот вопрос наиболее эффективно будет решаться путем прямых связей между изготовителем и потребителем при помощи посредников между ними;
создать собственную базу машиностроения для основных приоритетных отраслей: производства, хранения и переработки зерна, овощей, молока, мяса, рыбы, кормопроизводства. На первом этапе организовать несколько однотипных специализированных сборочных предприятий из узлов и агрегатов, поставляемых по кооперации предприятиями стран СНГ или другими зарубежными фирмами. В последующем эти предприятия преобразовываются в предприятия с законченным циклом по выпуску машин и оборудования.
Своевременное и качественное выполнение технологических процессов в оптимальные агросроки зависит главным образом от технического состояния машинно-тракторного парка. Для поддержания его на необходимом уровне готовности предлагается организовать систему фирменного обслуживания машин путем создания совместных предприятий и акционерных обществ с участием посреднических организаций и заводов изготовителей, включая иностранных партнеров. Предприятие-изготовитель должно обслуживать технику в течение всего срока эксплуатации с обязательным обеспечением запасными частями.
Для успешного выполнения программы перехода к фирменному обслуживанию необходимо принять (как в США) закон, запрещающий производить и продавать машины без организации технического сервиса.
Номенклатура и потребность республики в технике определяются зональными технологиями производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Эти технологии и комплексы машин и оборудования разрабатываются и совершенствуются научно-исследовательскими организациями Казсельхозакадемии, а также ведомственными научными учреждениями. Необходимо сконцентрировать усилия и ускорить разработку современных безотходных технологий и технических средств для производства и переработки продукции непосредственно в хозяйственных условиях, а также средств механизации для фермерских и крестьянских хозяйств.
В концепции рекомендуется принять неотложные меры по защите прав товаропроизводителя от приобретения неэффективной и некачественной техники. Эффективность использования техники в значительной мере зависит от квалификации обслуживающего персонала. В связи с многоукладностью организации сельскохозяйственного производства необходимо разработать систему подготовки специалистов всех звеньев.
5. Научное обеспечение агропромышленного комплекса
Задачи по научному обеспечению основных отраслей агропромышленного комплекса сводятся к следующему:
обоснованию путей реформирования собственности и разработке механизма их реализации;
обеспечению каждой почвенно-климатической зоны республики адаптированными к их условиям сортами сельскохозяйственных культур и породами животных;
разработке экологически приемлемых, энергосберегающих зональных технологий и средств механизации для возделывания сельскохозяйственных культур, содержания и кормления животных;
созданию технологий, машин и оборудования для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Ответственность за научное обеспечение отраслей агропромышленного комплекса возложена на Казахскую академию сельскохозяйственных наук. Наличие кадров, материально-техническое оснащение, размещение научных организаций и опытно-экспериментальных хозяйств в различных почвенно-климатических зонах позволяют решать все задачи по научному обеспечению. По указанным научным направлениям исследовательские работы уже ведутся. Однако для проведения комплексных исследований на современном уровне по регионам необходимо:
обеспечить бюджетное финансирование научных и опытно-конструкторских работ (НИОКР) целевым назначением и в объеме не менее 1,5 процента от национального дохода, создаваемого агропромышленным комплексом, как предусмотрено Законом Республики Казахстан "О приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса";
за счет материально-технических ресурсов, выделяемых на государственные нужды, полностью обеспечивать ими НИОКР за счет бюджета и отдельной строкой;
укрепить материально-техническую базу зональных технологических научных организаций необходимыми комплексами машин, оборудования, а также измерительной и вычислительной техникой;
при научных организациях Казсельхозакадемии, министерствах и ведомствах создать сеть специализированных по отраслям конструкторских бюро с опытным производством;
на базе региональных сельскохозяйственных вузов и научных организаций сформировать научно-учебные комплексы по подготовке специалистов для сельскохозяйственного производства и высококвалифицированных научно-педагогических кадров;
усилить ориентацию на ускорение внедрения в практику научно-технических достижений через научно-производственные системы.
* * *
Реализация структурных изменений в растениеводстве и животноводстве, эффективная интенсификация развития отраслей, осуществляемые экономические реформы позволят к 2000 году значительно увеличить производство продовольствия. Потребности населения республики будут полностью удовлетворены в зерне, картофеле, мясе, молоке и продуктах их переработки. Возможен экспорт этих товаров за пределы страны. Республика к 2000 году сможет экспортировать до 7 млн. тонн зерна, 250 тыс. тонн мясной и 260 тыс. тонн молочной продукции. Вместе с тем для обеспечения научно
обоснованных нормативов потребления продуктов питания в этот период все же необходимо будет закупать на внешнем рынке 400 тыс. тонн сахара и 65 тыс. тонн рыбной продукции. Эти меры позволят приостановить развитие негативных тенденций в питании населения, а по мере стабилизации и развития - приблизить его структуру к нормативной. Приложения (варианты реализации Концептуальной программы) (таблицы 1-30)