Жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервтер құру жөніндегі Комиссиялар туралы ҚАҒИДА

Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының 2006 жылғы 30 мамырдағы N 105 Өкімі

Қазақстан Республикасы   
Жоғарғы Соты Төрағасының 
2006 жылғы 30 мамырдағы  
N 105 өкімімен           
БЕКІТІЛГЕН               

  1. Жалпы Ережелер

      1. Жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервтер - деректері осы Қағидамен белгіленген тәртіпте тізімге енген Қазақстан Республикасының қызметтегі судьялары.
      2. Кадрлық резерв бүкіл республика көлемінде, келесі категориялар:
      1) облыстық және оған теңестірілген соттардың төрағалары қызметтері;
      2) облыстық және оған теңестірілген соттардың алқа (қылмыстық және азаматтық) төрағаларының қызметтері;
      3) аудандық соттардың төрағалары қызметтері;
      4) мамандандырылған (экономикалық, әкімшілік және т.б.) соттардың төрағалары қызметтері бойынша қалыптастырылады.
      3. Судьялардың кадрлық резервте болу мерзімі - 3 жыл. Судья осы мерзім ішінде өзі кадрлық резервте тұрған басшылық лауазымға тағайындалуы мүмкін.
      Қажетті жағдайда жергілікті соттың басшылық лауазымына ұсыну жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервте тұрған кандидаттардан тыс жүзеге асырылуы мүмкін.
      4. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервтер құру жөніндегі Комиссиясы кадрлық резервте тұратын кандидаттарға керекті құжаттардың тізімін, кандидаттарға қойылатын талаптарды бекітеді.
      5. Кадрлық резервте тұратын судьяның деректері Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жергілікті соттардың басшылық лауазымына кадрлық резервтер құру жөніндегі Комиссиясы бекіткен жүйелендірілген тізімге тиісті тіркеу қағазы толтырыла отырып кіргізіледі.
      6. Кадрлық резервте тұрған мерзім ішінде кандидаттар оқуға, тағлымдамадан өтуге және кәсіби білігін арттыруға жіберілуі мүмкін.

  2. Жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық
резерв құру жөніндегі Комиссияның құрылуы және оның жұмысы

      7. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервтер құру жөніндегі Комиссиясы (бұдан әрі - Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясы) Жоғарғы Сот Төрағасының өкімімен құрылады, ол төраға және мүшелерден тұрады және консультативтік-кеңесу органы болып табылады.
      Осыған ұқсас комиссиялар облыстық және оған теңестірілген соттарда да (бұдан әрі - Облыстық Комиссиялар) сот төрағасының өкімімен құрылады, ол төраға және мүшелерден тұрады.
      8. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясы:
      1) Облыстық Комиссиялардан және Жоғарғы Сот жанындағы сот әкімшілігі жөніндегі Комитеттен қажетті материалдарды сұратып алдырады;
      2) Комиссияның отырыстарында жергілікті соттардың және Жоғарғы Сот жанындағы сот әкімшілігі жөніндегі Комитеттің өкілін Комиссияның құзыретіне кіретін мәселелер бойынша тыңдайды;
      3) тұрақты түрде Облыстық Комиссиялардың кадрлық резерв бойынша жұмыстарын талдап, зерделеп, Жоғарғы Сот Төрағасының атына тиісті ұсыныстар енгізеді;
      4) кадрлық резервке енгізілген судьялардың тізімін жыл сайын қайта қарайды, оларға тиісті өзгерістер мен толықтырулар енгізеді;
      5) Облыстық Комиссиялар ұсынған кандидаттарды қосымша тексеруге, сондай-ақ әңгіме өткізуге құқылы.
      9. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының жұмысшы органы болып Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Аппаратының Кадрлар және мемлекеттік қызмет бөлімі саналады.
      10. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының отырысы оның бекітілген жоспарына сәйкес, алайда кемінде жарты жыл сайын, өткізілуі тиіс. Жоспардан тыс отырыстар, Комиссия төрағасының шешімімен қажеттілігіне қарай өткізіледі. Комиссия отырысы комиссия мүшелерінің жалпы санының үштен екісі қатысқан кезде заңды күші бар деп есептеледі.
      11. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының төрағасы:
      1) Комиссияның қызметіне жалпы басшылықты жүзеге асырады;
      2) Комиссияның жоспарын бекітеді;
      3) Комиссия шешімдерінің орындалу барысын бақылайды;
      4) Жоғарғы Сот Төрағасының атына Комиссияның жұмысын жетілдіру жөнінде ұсыныстар енгізеді.
      12. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының төрағасы болмаған кезде, төраға қызметін оның тапсыруы бойынша Комиссия мүшелерінің бірі атқарады.
      13. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының мүшелері жұмыс жоспарын бекітуге, отырыстардың күн тәртібін және кадрлық резервке енгізу үшін қосымша кандидатураларды ұсынуға құқылы.
      14. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының жұмысшы органы оның қарауына қажетті құжаттар мен материалдарды ұсынады және оның жұмыс жоспарының жобаларын дайындайды, отырыстың күн тәртібін, отырыстың хаттамаларын жүргізуді қамтамасыз етеді.
      15. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының шешімі ашық дауыспен қабылданады және Комиссия мүшелерінің басым көпшілігінің даусы берілсе, қабылданды деп есептеледі. Шешім Комиссия отырысының хаттамасымен ресімделеді. Дауыс теңдей бөлінген кезде төрағаның даусы шешуші дауыс болады.
      16. Комиссия мүшелерінің дауыс беру кезінде қалыс қалуға құқығы жоқ. Қабылданған шешіммен келіспейтін жағдайда комиссия мүшесі ерекше пікір білдіруге құқылы.
      17. Комиссия мүшесі ол жөнінде шешім қабылданатын адамның күйеуі (әйелі), жақын туысы немесе туысқаны болса, мәселені қарауға қатысуға құқылы емес.
      18. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының шешімдері хаттамамен ресімделіп, отырыс өткеннен кейін жеті жұмыс күні ішінде Комиссия төрағасы мен отырысқа қатысқан мүшелері қол қояды. Комиссияның шешімінде осы ереженің 2-тармағына сәйкес, кандидаттың қандай лауазымға ұсынылғаны көрсетіледі.

  3. Комиссияның негізгі міндеттері мен қызметтері

      19. "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының  20-бабы 2-тармағының 2) тармақшасымен көзделген Жоғарғы Сот Төрағасының өкілеттігін жүзеге асыруға көмектесу, сондай-ақ сот жүйесінде кадрлардың мүмкіндігін тиімді пайдалануды арттыруға ықпал ету - Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының негізгі міндеті болып табылады.
      20. Жергілікті соттардың басшылық құрамының ұтымды резервін қалыптастыруға ықпал ету - Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының - негізгі қызметі болып табылады.

  4. Жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына
кандидаттарды кадрлық резервке іріктеп енгізу
тәртібі мен шарттары

      21. Басшылық лауазымдарға кадрлық резерв қалыптастыру үш кезеңнен тұрады:
      бірінші кезең - жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрларды іріктеу жөніндегі Облыстық Комиссиялардың кандидаттарды іріктеуі және тексеруі;
      екінші кезең - Облыстық Комиссиялар ұсынған кандидатураларды облыстық соттың жалпы отырысында талқылау;
      үшінші кезең - Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының Облыстық Комиссиялар ұсынған судьялардың кандидатураларын қарап, жергілікті соттардың басшылық лауазымдарының кадрлық резервіне енген судьялардың тізімін бекіту.
      22. Республиканың төмендегі талаптарға сәйкес келетін әр судьясы кадрлық резервке енуге құқылы:
      сот жұмысындағы өтілі үш жылдан кем болмаса және квалификациялық талаптарға сай келсе;
      алған тәртіптік жауапкершілігі болмаса;
      қызметін мінсіз атқарса.
      23. Кадрлық резервті қалыптастыру мақсатында Облыстық кадрларды іріктеу Комиссиясының төрағасы жыл сайын тиісті облыстық соттардың төрағаларына кадрлық резервтің тізімін қалыптастыру, жергілікті соттардың басшылық лауазымдарына кадрлық резервке енуге тілек білдірген және тиісті талаптарға сай келетін кандидаттардың тізімін ұсынудың мерзімдері және нысандары жөнінде хабарлайды.
      Осы ретте тиісті облыстың барлық судьялары бір жеті мерзімде кадрлық резервті қалыптастыру жөніндегі хабарламамен танысып, қол қоюлары тиіс.
      24. Кадрлық резервке енуге тілек білдірген жергілікті соттардың судьялары хабарламамен танысқан күннен бастап бір жеті мерзімде кандидатураларды іріктеуге қатысу туралы Облыстық Комиссия төрағасына арыз береді, ол кандидатураларды Комиссияның қарауына ұсынады.
      25. Облыстық Комиссия кандидаттың арызын он күн ішінде қарап, оның нәтижесі бойынша ұсыныс түріндегі шешім шығарады және материалдарды үш күн ішінде облыстық соттың жалпы отырысына қарауға жібереді.
      26. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясына қажетті құжаттар мен ұсыныстарды жіберу туралы түпкілікті шешім тиісті облыстық соттың жалпы отырысының шешімімен қабылданады.
      Қажет болған жағдайда кандидатпен әңгіме жүргізіледі.
      27. Ұсынылған кандидатураларды қарау қорытындысы бойынша Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясы жергілікті соттардың басшылық лауазымдарының кадрлық резервіне енгізу немесе енгізуден бас тарту туралы шешім қабылдайды.
      Кадрлық резервке енгізуден бас тартудың себебі туралы кандидатқа дәйекті түрде жауап беріледі.
      28. Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының жұмысшы органы кадрлық резервке енгізу немесе бас тарту жөнінде Облыстық Комиссиялардың төрағалары мен кандидаттарды хабардар етеді.
      29. Кадрлық резервке енгізілген судья, Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясының шешімімен мына жағдайларда:
      - өзі кадрлық резервте тұрған басшылық қызметке тағайындалса;
      - өзін кадрлық резервтен алып тастау туралы арыз берсе;
      - осы Қағиданың 3-тармағында көрсетілген мерзімдер өтіп кетсе;
      - кадрлық резервке енгізу үшін қойылатын талаптарға судья сай келмей қалған жағдайда;
      - судьялық қызметінен босатылса; кадрлық резервтен шығарылады.
      Бұл ретте Облыстық Комиссия аталмыш жағдайлар анықталған күннен бастап бір жеті мерзім ішінде Жоғарғы Соттың кадрларды іріктеу Комиссиясына судьяны кадрлық резервтен алып тастау туралы тиісті материалдарды қоса тіркеп хат жолдайды.

ПОЛОЖЕНИЕ о Комиссиях по кадровому резерву на руководящие должности местных судов

УТВЕРЖДЕНО распоряжением Председателя Верховного Суда Республики Казахстан от 30 мая 2006 года N 105

УТВЕРЖДЕНО                
распоряжением Председателя
Верховного Суда           
Республики Казахстан      
от 30 мая 2006 г. N 105   

1. Общие положения

     1. Кадровый резерв на руководящие должности местных судов - это действующие судьи Республики Казахстан, данные о которых включены в систематизированный список, сформированный в порядке, определенном настоящим Положением.
     2. Кадровый резерв формируется в целом по республике, его разделение осуществляется по следующим категориям:
     1) на должности председателей областных и приравненных к ним судов;
     2) на должности председателей коллегий (уголовной и гражданской) областных и приравненных к ним судов;
     3) на должности председателей районных судов;
     4) на должности председателей специализированных судов (экономических,
административных и т.д.).
     3. Пребывание судьи в кадровом резерве длится до трех лет. В течение этого срока судья может быть назначен на руководящую должность, для занятия которой он состоял в кадровом резерве.
     При необходимости выдвижение на руководящую должность местного суда может быть осуществлено без учета кандидатур, состоящих в кадровом резерве на руководящие должности местных судов.
     4. Комиссией Верховного Суда Республики Казахстан по кадровому резерву на руководящие должности местных судов утверждается перечень документов, необходимых для зачисления кандидатов в кадровый резерв и требования к кандидатам.
     5. Данные о судье, состоящем в кадровом резерве, вносятся в систематизированный список, формируемый Комиссией Верховного Суда Республики Казахстан по кадровому резерву на руководящую должность местных судов, с заполнением соответствующих форм регистрации.
     6. Резервисты за время пребывания в кадровом резерве могут быть направлены
на обучение, стажировку и повышение квалификации.

2. Образование и деятельность Комиссий по кадровому
резерву на руководящие должности местных судов

     7. Комиссия Верховного Суда Республики Казахстан по кадровому резерву на
руководящие должности местных судов (далее - Комиссия Верховного Суда по отбору кадров) - является консультативно-совещательным органом, образуется распоряжением Председателя Верховного Суда, состоит из председателя и членов Комиссии.
     Аналогичные комиссии в областных и приравненных к ним судах (далее - Областные Комиссии) образуются распоряжением председателя суда, состоят из председателя и членов Комиссии.
     8. Комиссия Верховного Суда по отбору кадров:
     1) запрашивает и получает от Областных Комиссий и Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде необходимые материалы;
     2) заслушивает на заседаниях Комиссии представителей местных судов, Комитета по судебному администрированию при Верховном Суде по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
     3) на постоянной основе изучает и проводит анализ работы Областных Комиссий с кадровым резервом, вносит соответствующие предложения Председателю Верховного Суда Республики Казахстан;
     4) ежегодно пересматривает список судей, занесенных в кадровый резерв, вносит в них соответствующие изменения и дополнения;
     5) вправе производить дополнительную проверку кандидатов, представленных
областными комиссиями, в том числе собеседование.
     9. Рабочим органом Комиссии Верховного Суда по отбору кадров является Отдел кадров и государственной службы Аппарата Верховного Суда Республики Казахстан.
     10. Заседание Комиссии Верховного Суда по отбору кадров проводятся в соответствии с планом ее работы, но не реже одного раза в полугодие. Внеплановые заседания проводятся по мере необходимости по решению председателя Комиссии. Заседания Комиссии правомочны при наличии не менее двух третей от общего числа ее членов.
     11. Председатель Комиссии Верховного Суда по отбору кадров:
     1) осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии;
     2) утверждает план работы Комиссии;
     3) осуществляет контроль за реализацией решений Комиссии;
     4) вносит предложения Председателю Верховного Суда по совершенствованию деятельности Комиссии.
     12. Во время отсутствия председателя Комиссии Верховного Суда по отбору кадров либо по его поручению функции председателя выполняет один из членов Комиссии.
     13. Члены Комиссии Верховного Суда по отбору кадров вправе вносить предложения по плану ее работы, повестке дня заседаний и дополнительным кандидатурам для зачисления в кадровый резерв.
     14. Рабочий орган Комиссии Верховного Суда по отбору кадров представляет на ее рассмотрение необходимые документы и материалы, обеспечивает подготовку проектов планов ее работы, повесток дня заседаний, оформляет протоколы ее заседаний.
     15. Решения Комиссии Верховного Суда по отбору кадров принимаются открытым голосованием и считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества членов Комиссии. Решения оформляются протоколом заседания Комиссии. При равенстве голосов председатель Комиссии имеет решающий голос.
     16. Члены комиссии не вправе воздерживаться от голосования. В случае несогласия с принимаемым решением член Комиссии вправе изложить особое мнение.
     17. Член комиссии не вправе участвовать в рассмотрении вопроса, если он является супругом (супругой), близким родственником или свойственником лица, в отношении которого принимается решение.
     18. Решения Комиссии Верховного Суда по отбору кадров оформляется протоколом, который подписывается председателем и присутствующими на ее заседании членами в течение семи рабочих дней со дня проведения заседания. В решении Комиссии указывается должность на которую зачисляется кандидат в соответствии с пунктом 2 настоящего Положения.

3. Основные задачи и функции Комиссии

     19. Основной задачей Комиссии Верховного Суда по отбору кадров является содействие в реализации полномочий Председателя Верховного Суда, предусмотренных подпунктом 2) пункта 2 статьи 20 Конституционного закона Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан", а также повышение эффективности использования кадрового потенциала судебной системы.
     20. Основной функцией Комиссии Верховного Суда по отбору кадров является содействие формированию действенного резерва руководящего состава местных судов.

4. Порядок и условия проведения отбора кандидатов для
зачисления в кадровый резерв на руководящие
должности местных судов

     21. Формирование кадрового резерва на руководящие должности осуществляется в три этапа:
     первый этап - отбор и проверка кандидатов на зачисление в кадровый резерв Областными Комиссиями по кадровому резерву на руководящие должности местных судов;
     второй этап - обсуждение кандидатур, представленных Областными Комиссиями, на пленарных заседаниях областного суда;
     третий этап - рассмотрение Комиссией Верховного Суда по отбору кадров кандидатов на зачисление в кадровый резерв, представленных Областными Комиссиями и утверждение списка судей, зачисленных в кадровый резерв на руководящие должности местных судов.
     22. Право на зачисление в кадровый резерв имеет каждый судья республики, соответствующий следующим требованиям:
     наличие стажа судейской работы не менее трех лет и соответствующей квалификации;
     отсутствие неснятых дисциплинарных взысканий;
     обладание безупречной репутацией.
     23. В целях формирования кадрового резерва ежегодно председатель Областной
Комиссии по отбору кадров информирует председателей судов соответствующей области о формировании списка кадрового резерва, сроках и форме представления списков кандидатур, выразивших желания и соответствующих предъявляемым требованиям, для зачисления в кадровый резерв на руководящие должности местных судов.
     При этом все судьи соответствующей области в недельный срок должны быть ознакомлены с информацией о формировании кадрового резерва под роспись.
     24. Судьи местных судов, выразившие желание быть зачисленными в кадровый резерв, в недельный срок с момента ознакомления с письмом подают заявление на участие в отборе кандидатур в кадровый резерв председателю Областной Комиссии, который вносит их кандидатуры на рассмотрение Комиссии.
     25. Заявление кандидата рассматривается в десятидневный срок Областной Комиссией, по итогам заседания которой выносится решение рекомендательного характера и материалы в трехдневный срок направляются на рассмотрение пленарных заседаний областного суда.
     26. Окончательное решение о направлении необходимых документов и рекомендаций в Комиссию Верховного Суда по отбору кадров принимается решением пленарного заседания соответствующего областного суда.
     При необходимости проводится собеседование с кандидатом.
     27. По итогам рассмотрения представленных кандидатур Комиссия Верховного Суда по отбору кадров принимает решение о зачислении либо об отказе в зачислении в кадровый резерв на руководящие должности местных судов.
     О причинах отказа в зачислении в кадровый резерв кандидату дается мотивированный ответ.
     28. Информирование председателей Областных Комиссий и кандидатов о зачислении либо об отказе в зачислении в кадровый резерв осуществляется рабочим органом Комиссии Верховного Суда по отбору кадров.
     29. Судья, зачисленный в кадровый резерв, может быть исключен из него Комиссией при Верховном Суде по отбору кадров в случаях:
     - назначения резервиста на руководящую должность, для занятия которой состоял в кадровом резерве;
     - подачи заявления об исключении его из кадрового резерва;
     - истечение сроков, указанных в пункте 3 настоящего Положения;
     - в случае возникновения обстоятельств, при которых судья перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидату для зачисления в кадровый резерв;
     - освобождения от должности судьи.
     В этом случае Областная Комиссия в недельный срок со дня обнаружения таких обстоятельств направляет письмо в Комиссию Верховного Суда по отбору кадров об исключении судьи из кадрового резерва с приложением соответствующих материалов.