2009 - 2011 жылдарға арналған "Еуропаға жол" мемлекеттік бағдарламасы туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2008 жылғы 29 тамыздағы N 653 Жарлығы

Қазақстан Республикасы Президенті
мен Үкіметі актілерінің жинағында
және республикалық баспасөзде   
жариялануға тиіс          

      "Мемлекет басшысының 2008 жылғы 6 ақпандағы "Қазақстан халқының әл-ауқатын арттыру - мемлекеттік саясаттың басты мақсаты" атты Қазақстан халқына Жолдауын іске асыру жөніндегі шаралар туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2008 жылғы 14 ақпандағы N 535 Жарлығын іске асыру мақсатында ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      1. Қоса беріліп отырған 2009 - 2011 жылдарға арналған "Еуропаға жол" мемлекеттік бағдарламасы (бұдан әрі - Бағдарлама) бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасының Үкіметі бір ай мерзімде Бағдарламаны іске асыру жөнінде іс-шаралар жоспарын әзірлесін және бекітсін.

      3. Орталық және жергілікті атқарушы органдар, сондай-ақ Қазақстан Республикасының Президентіне тікелей бағынатын және есеп беретін мемлекеттік органдар Бағдарламаны іске асыру жөнінде шаралар қабылдасын.

      4. Қазақстан Республикасы Сыртқы істер министрлігі жарты жылда бір рет, есепті кезеңнен кейінгі айдың 15-күнінен кешіктірмей Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне және Қазақстан Республикасының Үкіметіне Бағдарламаның іске асырылу барысы туралы ақпарат берсін.

      5. Осы Жарлықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Үкіметіне жүктелсін.

      6. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
      Президенті                                        Н. Назарбаев

Қазақстан Республикасы
Президентінің   
2008 жылғы 29 тамыздағы
N 653 Жарлығымен 
БЕКІТІЛГЕН    

2009 - 2011 жылдарға арналған "Еуропаға жол"
МЕМЛЕКЕТТІК БАҒДАРЛАМАСЫ Астана, 2008 жыл Мазмұны

1. Бағдарламаның паспорты
2. Кіріспе
3. Проблеманың қазіргі заманғы жай-күйін талдау
4. Бағдарламаның мақсаты мен міндеттері
5. Бағдарламаны іске асырудың негізгі бағыттары мен тетіктері
5.1 . Еуропа мемлекеттерімен ынтымақтастық
5.1.1 . Технологиялық ынтымақтастықты жолға қою үшін жағдай жасау
5.1.2 . Энергетикалық ынтымақтастықты дамыту
5.1.3 . Көлік саласында ынтымақтастықты дамыту
5.1.4 . Техникалық реттеу және метрология саласындағы ынтымақтастықты дамыту
5.1.5 . Сауда-экономикалық ынтымақтастықты тереңдету
5.1.6 . Шағын және орта бизнесті дамытудағы ынтымақтастық
5.1.7 . Өмір сүру сапасы саласында ынтымақтастықты кеңейту
5.1.8 . Гуманитарлық өлшем тұрғысындағы ынтымақтастықты кеңейту
5.2 . Оң сипаттағы еуропалық тәжірибені пайдалана отырып, қазақстандық институционалдық-құқықтық базаны жетілдіру
5.3 . Қазақстан Республикасының ЕҚЫҰ-ға төрағалық етуінің басымдықтары
6. Қаржыландырудың қажетті ресурстары мен көздері
7. Бағдарламаны іске асырудан күтілетін нәтижелер

1. Бағдарламаның паспорты

      Ескерту. 1-бөлімге өзгерту енгізілді - ҚР Президентінің 2011.02.04 № 1150 Жарлығымен.

Бағдарламаның атауы     2009-2011 жылдарға арналған "Еуропаға жол"
                          мемлекеттік бағдарламасы

Әзірлеу үшін негіз      Қазақстан Республикасы Президентінің
                          2008 жылғы 6 ақпандағы "Қазақстан
                          халқының әл-ауқатын арттыру - мемлекеттік
                          саясаттың басты мақсаты" атты Қазақстан
                          халқына Жолдауы

Әзірлеуші               Қазақстан Республикасы Сыртқы істер
                          министрлігі

Бағдарламаның мақсаты   Қазақстан Республикасының Еуропаның
                          жетекші елдерімен стратегиялық әріптестік
                          деңгейіне шығуы

Бағдарламаның           Қазақстан Республикасының Еуропа
міндеттері              мемлекеттерімен ынтымақтастығын
                          мынадай бағыттар бойынша:
                          технологиялық;
                          энергетикалық;
                          көлік саласында;
                          техникалық реттеу және метрология
                          саласында;
                          сауда-экономикалық;
                          шағын және орта бизнесті дамытуда;
                          өмір сүру сапасы саласындағы;
                          гуманитарлық өлшем тұрғысында дамыту
                          және тереңдету.
                          Оң сипаттағы еуропалық тәжірибені
                          пайдалана отырып, қазақстандық
                          институционалдық-құқықтық базаны
                          жетілдіру.
                          Қазақстан Республикасының 2010 жылы
                          ЕҚЫҰ-ға төрағалық етуі үшін жағдай жасау

Бағдарламаны іске       2009-2011 жылдар
асыру мерзімдері

Қажетті ресурстар және   Республикалық бюджет қаражаты есебінен
қаржыландыру көздері   қаржыландырылатын іс-шаралар бойынша
                          шығыстардың мөлшері "Республикалық бюджет
                          туралы" 2009-2011 жылдарға арналған
                          Қазақстан Республикасының Заңымен
                          айқындалады және тиісті қаржы жылына
                          арналған республикалық бюджетті
                          қалыптастыру кезінде жыл сайын нақтыланады

Күтілетін нәтижелер     Бағдарламаны іске асыру:
                          Қазақстан Республикасының Еуропаның
                          жетекші елдерімен саяси, экономикалық және
                          гуманитарлық салаларда стратегиялық
                          әріптестік деңгейіне шығуын;
                          Еуропа елдерімен тауар айналымын жыл
                          сайын ұлғайту үшін қолайлы жағдай
                          жасалуын;
                          Еуропа мемлекеттері және үкіметтері
                          басшылары деңгейінде жыл сайын (кемінде 5)
                          сапар алмасуды (халықаралық іс-шаралар
                          кестесіне сәйкес);
                          қазақстандық желілерді панъеуропалық
                          көлік желілерімен түйістіру аясында көлік
                          желілерін дамыту жөніндегі өзара
                          түсіністік туралы меморандумға ЕО-мен қол
                          қоюды;
                          ЕО елдерінің талаптарына сәйкес келетін
                          техникалық регламенттер мен үйлестірілген
                          стандарттарды қабылдауды;
                          еуропалық нормаларды ескере отырып,
                          ұлттық заңнаманы жетілдіруді;
                          Қазақстан Республикасының мүдделерін
                          Еуропа құрлығында ілгерілетуді қамтамасыз
                          етеді.

2. Кіріспе

      2009 - 2011 жылдарға арналған "Еуропаға жол" мемлекеттік бағдарламасы (бұдан әрі - Бағдарлама) Қазақстан Республикасы Президентінің 2008 жылғы 6 ақпандағы "Қазақстан халқының әл-ауқатын арттыру - мемлекеттік саясаттың басты мақсаты" атты Қазақстан халқына Жолдауына сәйкес әзірленді.
      Бағдарламаны қабылдау қажеттілігі елдің ішкі дамуының өзекті міндеттерін шешудің, еуропалық бағыттағы ұлттық басымдықтарды әзірлеудің, тарихи қалыптасқан байланыстарды нығайтудың, еуропалық интеграция және институционалдық-құқықтық реформалар тәжірибесіне сүйенудің, технологиялық, энергетикалық, көлік, сауда, гуманитарлық және инвестициялық ынтымақтастықты тереңдетудің маңыздылығынан туындады.

3. Проблеманың қазіргі заманғы жай-күйін талдау

      Қазақстан Республикасының Сыртқы саясаты тұжырымдамасына сәйкес Еуропа елдерімен жан-жақты ынтымақтастықты дамыту Қазақстанның стратегиялық мүддесін білдіреді.
      Қазіргі уақытта Еуропа елдерімен екіжақты қарым-қатынастардағы технологиялық, энергетикалық, сауда және көліктік ынтымақтастық әлеуеті толық іске асырылмауда.
      Еуропалық Одақ елдері тұтас алғанда Орталық Азия мемлекеттерімен, атап айтқанда, Қазақстанмен ынтымақтастыққа да айрықша назар аударатынын ескеру қажет. Олардың ортақ ұстанымы 2007 жылғы маусымда Еуроодақтың саммитінде қабылданған "ЕО және Орталық Азия: әріптестіктің жаңа стратегиясы" атты құжатта көрсетілген. Еуропалық Одақтың ішкі құжаты болып табылатын Стратегия ЕО-ның Орталық Азиямен және Қазақстанмен өзара іс-қимылының маңызды бағыттарын қамтиды.
      Еуропаның бірқатар елдерінің ЕО-ның еуропалық құрылымдарына интеграциялануға ұмтылысы немесе олардың еуропалық көршілік саясат шеңберінде ЕО-мен өзара іс-қимылы бұл елдерге әлеуметтік-экономикалық және саяси дамудың әртүрлі салаларында белгілі бір жетістіктерге жетуге мүмкіндік береді.
      Бағдарлама аталған елдердің ЕО мемлекеттерімен және еуропалық құрылымдармен ынтымақтастығын дамытудың оң тәжірибесін ескере отырып әзірленген.
      Бағдарламаны іске асыру Қазақстан Республикасы сыртқы саясатының негізгі принципі - тепе-теңдік және прагматизм қағидатын дамытуға жәрдемдеседі.

4. Бағдарламаның мақсаты мен міндеттері

      Бағдарламаның мақсаты Қазақстан Республикасының Еуропаның жетекші елдерімен стратегиялық серіктестік деңгейіне шығуы болып табылады.
      Бағдарламаның аталған мақсатына қол жеткізу үшін мынадай міндеттерді шешу көзделеді:

      1) Қазақстан Республикасының Еуропа мемлекеттерімен мынадай бағыттар бойынша:
      технологиялық;
      энергетикалық;
      көлік саласында;
      техникалық реттеу және метрология саласы;
      сауда-экономикалық;
      шағын және орта бизнесті дамытуда;
      өмір сүру сапасы саласында;
      гуманитарлық өлшем тұрғысындағы ынтымақтастықты дамыту және тереңдету.

      2) оң сипаттағы еуропалық тәжірибені пайдалана отырып, қазақстандық институционалдық-құқықтық базаны жетілдіру;

      3) Қазақстан Республикасының 2010 жылы ЕҚЫҰ-ға төрағалық етуі үшін жағдай жасау.

5. Бағдарламаны іске асырудың негізгі бағыттары мен тетіктері 5.1. Еуропа мемлекеттерімен ынтымақтастық 5.1.1. Технологиялық ынтымақтастықты жолға қою үшін жағдай жасау

      Еуропа елдерімен технологиялық ынтымақтастықты жандандыру жаңа технологияларды тарту мақсатын көздейді. Еуропалық серіктестермен өзара ықпалдасу, оның ішінде нанотехнологиялар мен биотехнологиялар саласында ықпалдасу Қазақстанда құрылып жатқан және іске қосылған технопарктерге серпін береді.
      Еуропа елдерінің мамандарын шақыра отырып, технопарктердің аумағында инновациялық менеджмент саласындағы мамандарды даярлау және инженер кадрларды қайта даярлау жөнінде бірқатар оқу іс-шараларын өткізу көзделуде.
      Қазақстанда бар көлік коммуникацияларын реформалау және жаңаларын құру жөнінде прогрессивті еуропалық технологияларды пайдалануда ынтымақтастықты дамыту көзделеді.
      Еуропада пайдаланылып жүрген аграрлық технологиялар ұлттық ауыл шаруашылығын елеулі түрде дамытуға қызмет етеді. Еуропалық стандарттарға және өнімдерді сертификаттауға бірте-бірте көшу бөлек міндет болып табылады, бұл өз кезегінде қазақстандық ауыл шаруашылығы өнімдерінің Еуропа елдерінің нарықтарына шығуына жол ашады.
      Ғылым, жаңа технологиялар, инновациялық әзірлемелер және технологиялар трансфертін, оның ішінде қазақстандық және еуропалық жүйенің мүмкіндіктерін тарта отырып, технологиялар трансфертін ұйымдастыру саласында өзара ақпараттық алмасуды дамыту маңызды бағыт болып табылады.

5.1.2. Энергетикалық ынтымақтастықты дамыту

      Ескерту. 5.1.2-тарауға өзгерту енгізілді - ҚР Президентінің 2011.02.04 № 1150 Жарлығымен.

      Еуропа елдерімен ынтымақтастықтың тағы бір бағыты энергия үнемдеу стратегиясы, осы салада инвестицияларды қолдау және қорғау, энергетикалық көлік инфрақұрылымына қолжетімділік құқығы, жүйелік операторлардың табиғи монополиялардан тәуелсіздігі, салалық реттеу, тарифтік саясатын реформалау сияқты энергетика саласындағы бірқатар негізгі нарықтық принциптерді одан әрі өрістетуде еуропалық тәжірибені пайдалану болып табылады.
      ЕО-ның жаңа энергетикалық стратегиясының негізгі бағыттарының бірі ғаламдық жылыну мәселесі болып табылады. ЕО қалпына келтірілетін энергия саласындағы технологиялар бойынша әлемдік көшбасшы саналатынын, Қазақстанда осы энергия түрінің елеулі әлеуеті бар екенін ескере отырып, сондай-ақ энергия үнемдейтін және экологиялық таза технологияларды енгізу мен дамыту мәселелері бойынша ЕО елдерінде таныстыру және оқу-үйрену семинарларын ұйымдастыру, халықаралық конференциялар мен көрмелерге қатысу арқылы тәжірибе алмасу көзделген.

5.1.3. Көлік саласында ынтымақтастықты дамыту

      Ұлттық заңнама базасын үйлестіру, жолаушылардың, жүктің және көлік құралдарының еркін қозғалысы үшін көлік қызметін көрсетуді қамтамасыз ететін жағдай жасау, көліктің барлық түрлерінде пайдалану және басқа да қауіпсіздікті арттыру арқылы еуразиялық континентаралық көлік дәліздерін одан әрі дамыту көзделген.
      Бағдарлама тиісті меморандумдарға қол қоя отырып, ұлттық ұсыныстарды бекітіп, ұлттық көлік желілерінің панъеуропалық көлік желілеріне түйісуі жөніндегі келіссөздер процесін жалғастыруды; еуропалық стандарттарды ұлттық авиация саласына енгізудің бағдарламасы бойынша практикалық тағылымдамаларға қатысуды; теңізде жүзу қауіпсіздігін қамтамасыз ету мәселелері бойынша порттар инспекцияларымен тәжірибе алмасуды; автокөлік құралдары иелерінің азаматтық жауапкершілігін сақтандырудың халықаралық жүйесін үйлестіру мәселелері бойынша Еуропа елдерінің көлік министрліктерінің және халықаралық ұйымдардың сарапшыларымен келіссөздерге қатысуды; автокөлік құралдарының экологиялық тиімділігін арттыру тәжірибесін зерделеуді; қолда бар тәжірибені өзінің бағдарламалық құжаттарында іс жүзінде пайдалану мақсатында көлік саласының проблемалық мәселелерінің кең ауқымын еуропалық елдермен талқылауға Қазақстанның тең дәрежеде қатысуын көздейтін бастамаларды нығайтуға жәрдем көрсетуге бағытталған.

5.1.4. Техникалық реттеу және метрология саласындағы ынтымақтастықты дамыту

      Ескерту. 5.1.4-тарауға өзгерту енгізілді - ҚР Президентінің 2011.02.04 № 1150 Жарлығымен.

      Тарифтік емес реттеу құралдары болып табылатын техникалық реттеу мен метрологияның мақсаты және миссиясы - өнім қауіпсіздігінің жоғары деңгейін қамтамасыз ету, оның бәсекелестікке қабілеттілігін арттыру, сауда-саттықтағы техникалық кедергілерді жою, бизнеске әкімшілік қысым көрсетуді азайту және өлшемдердің бұрыс нәтижелерінің салдарынан республика азаматтары мен экономикасының мүдделерін қорғау болып табылады.
      Көлік коммуникациясы, агроөнеркәсіп кешені, энергетика, экологияны қорғау мен денсаулық сақтау саласында, сондай-ақ шағын және орта бизнесті дамыту мәселелерінде прогрессивті еуропалық технологияларды пайдаланудағы ынтымақтастықты дамыту көзделіп отыр.
      Жаңа технологияларды іс жүзінде енгізу - Еуропалық Одақ елдерінің талаптарына сәйкес келетін техникалық заңнаманың, стандарттау жөніндегі нормативтік құжаттардың, өлшем құралдарының, сынақ, өлшем зертханалары жүйесінің тиісті базасын құрумен қатар жүруге тиіс.
      Осыған байланысты техникалық регламенттерді әзірлеу және қабылдау; техникалық регламенттер талаптары орындалуының дәлелдеме базасы тұрғысында қызмет істейтін үйлестірілген стандарттарды әзірлеу; стандарттау және аккредиттеу жөніндегі халықаралық ұйымдарға, оның ішінде Аккредиттеу жөніндегі халықаралық ұйымға (ІАF), Зертханаларды аккредиттеу жөніндегі халықаралық кооперацияға (ІLАС) кіру; жаңа өлшем және сынақ зертханаларын құру және жұмыс істеп тұрғандарын жаңарту; аккредиттеу ұйымдары (қазақстандық экспортты ілгерілету үшін "жасыл дәліз" құру), оның ішінде интеграциялық бірлестіктер аясында берілетін аккредиттеу жүйелерінің, сертификаттар мен хаттамалардың баламалығы жөнінде көпжақты және екіжақты келісімдерді жасасу жөнінде шаралар қабылдау; ұлттық эталон базасын жетілдіру, оның еуропалық ұқсастарына сәйкестігіне қол жеткізу; зертханалар арасында салыстырулар жүргізу; республика кәсіпорындарына менеджмент жүйесін жеделдетіп енгізу үшін халықаралық сарапшыларды тарту; нарықты қадағалау жөнінде халықаралық тәжірибені зерделеу көзделіп отыр.

5.1.5. Сауда-экономикалық ынтымақтастықты тереңдету

      Соңғы жылдары Қазақстан және Еуропа елдері арасындағы сауда айналымы қарқынының ұлғаю үрдісі байқалады, алайда экспорт құрылымында дәстүрлі түрде шикізаттық тауарлар басым түсіп жатады. Бұл орайда қазақстандық экспорттың құрылымын әртараптандыруға арналған күш-жігерді шоғырландыру қажет.
      Қазақстан мен Еуропа елдерінің арасындағы сауда-экономикалық байланыстарды тереңдету мақсатында Қазақстанның Еуропадағы сауда өкілдігін және бірқатар Еуропа елдерінде оның бөлімшелерін ашу көзделіп отыр.
      Өкілдіктің негізгі міндеттері мыналар болып табылады: Еуропа нарығында Қазақстанның экономикалық мүдделерін іске асыруға қатысты Еуропа елдерінің экономикалық саясатының ықпалына талдау жүргізу; отандық өнімдерді еуропалық нарықта ілгерілету үшін қазақстандық кәсіпкерлерге ақпарат беру мақсатында Еуропа елдерінің сауда-саттық заңнамасын және сыртқы сауда қызметінің талаптарын зерделеу; Еуропа елдеріне арналған қазақстандық экспорттың құрылымын әртараптандыру, оның ішінде сауда артықшылықтарының еуропалық жүйесін пайдалану (GSР+).
      Бұдан басқа, екіжақты келіссөздер жүргізу арқылы қазақстандық тауарларды сыртқы нарықтарда экспорттық ілгерілету үшін және Еуропа елдерінің нарықтарында қазақстандық тауар өндірушілерінің экономикалық мүдделерін қорғау үшін жағдай жасау, Еуропа елдеріндегі жыл сайынғы халықаралық көрмелерге Қазақстан Республикасының қатысуы қазақстандық өнімдердің экспорттық ауқымын кеңейтуге мүмкіндік береді.

5.1.6. Шағын және орта бизнесті дамытудағы ынтымақтастық

      Бағдарлама ынтымақтастықты нығайтуға әрі шағын және орта бизнесті дамыту жөніндегі мемлекеттік саясатты одан әрі қалыптастыруға, шағын және орта кәсіпкерлік субъектілерін мемлекеттік реттеуді оңтайландыруға, салық салу жүйесін жетілдіруге, банк кредиттеріне және қаржыландырудың басқа да көздеріне еркін қол жеткізуді қамтамасыз етуге, кадрлар даярлаудың ортақ жүйесін құруға, шағын және орта бизнес субъектілері қызметін регламенттеу мәселелерінде қазақстандық заңнаманы жетілдіруге және Еуропа елдерінің заңнамаларымен үйлестіруге бағытталған.
      Аталған саладағы мақсаттарға қол жеткізу: кәсіпкерлікті, салық салуды, оның ішінде шағын және орта бизнеске қатысты мемлекеттік қолдау саласында тәжірибе алмасуды қоса алғанда, іс жүзіндегі шараларды іске асыру; кәсіпкерліктің инфрақұрылымын дамытуға жәрдем көрсету; бірлескен бағдарламалар мен жобаларды әзірлеу және іске асыру; бірлескен консультацияларды, семинарларды, конференцияларды, сондай-ақ шағын және орта бизнесті дамыту үшін жағдай жасау жөнінде ұсынымдар мен ұсыныстарды әзірлеу жөнінде зерттеулерді ұйымдастыру жолымен жүзеге асырылады.
      Кәсіпкерлікті дамыту саласында тәжірибе алмасу жөнінде Еуропа елдерімен ынтымақтастық Қазақстанда бизнесті жүргізу үшін қолайлы жағдайларды қалыптастыруға мүмкіндік береді, атап айтқанда, Қазақстанның және Еуропа елдерінің заңнамаларын үйлестіру, Қазақстан экономикасына инвестициялардың ағыны мен шағын және орта бизнес субъектілерінің кәсіби тұрғыдан өсуін қамтамасыз ету арқылы қазақстандық компаниялардың еуропалық нарыққа шығуын жеңілдетуге болады.

5.1.7. Өмір сүру сапасы саласында ынтымақтастықты кеңейту

      Өмір сүру сапасы деп мемлекеттің экономикалық дамуының, оның ішінде қоршаған ортаны қорғау, денсаулық сақтау, білім беру және халықты әлеуметтік қорғау саласындағы әлеуметтік нәтижелерді көрсететін негізгі көрсеткіштердің жиынтығы түсіндіріледі.
      Ұлттық экологиялық заңнаманы Еуропа елдерінің стандарттарымен үйлестіруді, трансшекаралық проблемаларды шешу саласында бірлескен бағдарламаларды әзірлеуді, биологиялық саналуандықты сақтауды, қоршаған ортаны тарихи лас-қоқыстан тазартуды қоса алғанда, халықтың өмір сүру сапасын арттыру және қоршаған ортаның жай-күйін жақсарту мәселелерінде Қазақстанның Еуропа елдерімен ынтымақтастығын тереңдету көзделіп отыр.
      Климаттық өзгерістердің алдын алу саласында, Астана қаласында Еуразиялық су орталығының әлеуетін пайдалана отырып, су ресурстарын қорғау және зерттеу мәселелерінде іс-қимылды үйлестіру жөнінде шаралар көзделді.
      Осы мақсаттарды іске асыру үшін Қазақстан Экономикалық ынтымақтастық және даму ұйымы (ЭЫДҰ) экологиялық директоратының Шығыс Еуропа, Кавказ және Орталық Азия елдері үшін қоршаған ортаны қорғаудың іс-қимыл жоспары бойынша арнайы жұмыс тобының, табиғат қорғау бейініндегі еуропалық ұйымдардың қызметіне қатысатын болады.
      Ел халқын еуропалық стандарттарға сәйкес келетін сапалы медициналық көмек қызметімен қамту, оның ішінде медицинаға еуропалық ақпараттық технологияларды енгізу, денсаулық сақтау мен басқару инфрақұрылымының тиімділігін арттыру, ауруларға (жүрек-қан тамырлары, онкологиялық аурулар, құрт ауруы, гепатит, адамның қорғаныш тапшылығының вирусы/жұқтырылған қорғаныш тапшылығының белгісі және басқалары) диагностика қоюдың, емдеудің және ол аурулардың алдын алудың сапасын жақсарту, қан дайындау, дәрі-дәрмекке қол жеткізу және олардың сапасын арттыру, кенеулі тамақтанудың стандарттарын енгізу, кадр ресурстары жүйесін дамыту және денсаулық сақтау саласындағы ғылыми-зерттеулердің бәсекеге қабілеттілігіне қол жеткізу маңызды бағыт болып табылады.
      Осы мақсаттарға қол жеткізу үшін азаматтардың денсаулығын нығайтуға бағытталған бірлескен іс-шаралар мен жобаларды жүргізу, сондай-ақ Ұлттық медициналық холдингті, білім беру, ғылым, денсаулық сақтау ұйымдарын және университет клиникаларын басқарудың осы заманғы тәсілдерін жасау, көпжақты байланыстарды кеңейтуге ықпал ету, тұрғындарға сапалы медициналық көмек көрсетуде еуропалық тәжірибені зерделеу қажет.
      Бастауыш, негізгі орта, жалпы орта, техникалық және кәсіби білім беру салаларында, жоғары білім саласындағы өзара іс-қимылда, студенттерді және профессор-оқытушы құрамын алмасуда, оның ішінде "Erasmus Mundus" және "ТЕМРUS" бағдарламалары аясында, сондай-ақ Еуропа елдерінің білім беру ұйымдарымен екіжақты шарттар негізінде ынтымақтастықты дамыту көзделіп отыр.
      Техникалық және кәсіби білім беру саласында Еуропа елдерімен ынтымақтастықтың жекелеген бағыттары: еуропалық тәжірибені ескере отырып ұлттық біліктілік жүйесін құру, сертификаттау саласындағы әлемдік көшбасшыларды тарта отырып, біліктілік пен білім беру бағдарламаларын сертификаттау жүйесін енгізу, халықаралық талаптарға сай келетін білім беру бағдарламаларын әзірлеу, инженер-педагог қызметкерлердің және өндірістік оқыту шеберлерінің біліктілігін арттыру, техникалық және қызмет көрсетуші кадрларды даярлау және қайта даярлау жөніндегі өңіраралық орталықтарды басқаруға шетелдік менеджерлерді тарту, оқу орындарында жұмыс істеу үшін шетелдік оқытушылар мен мамандарды тарту болып табылады.
      Аталған саладағы мақсаттарға қол жеткізу қазақстандық және еуропалық оқу орындары арасындағы байланыстарды кеңейтуге ықпал етуді, білім сапасын басқарудың университеттік жүйесі мен Қазақстан-Британ техникалық университетінің және Қазақстан-Неміс университетінің базасында жоғары білім беру саласындағы білім беру хаттарын құруды, мемлекеттік қызметшілерді кәсіби даярлауда және қайта даярлауда еуропалық тәжірибені зерделеуді ілгерілетуді және Еуропа тілдерін оқып-үйренуге жәрдем көрсетуді қоса алғанда, практикалық шаралар мен жобаларды іске асыру арқылы жүзеге асатын болады.
      Әскери білім беру және әскери-ғылыми қызмет, төтенше жағдайлардың алдын алу және оларды жою салаларында Еуропа елдерімен ынтымақтастықты іске асыру үшін тиісті нормативтік-құқықтық база қалыптастыру көзделіп отыр.
      Бағдарлама жұмыспен қамту, еңбекке қабілетті халықтың көші-қоны, табысы төмен азаматтар, мүгедектер санаттарын әлеуметтік қолдау, әлеуметтік қызмет көрсетуді дамыту салаларында, сондай-ақ Дүниежүзілік сауда ұйымына (ДСҰ) мүше елдерден коммерциялық тұрғыдан араласпай қызмет жеткізуші жеке тұлғалардың орын ауыстыруы бөлігінде іс-тәжірибені зерделеу үшін Еуропа елдерімен ынтымақтастықты көздейді.

5.1.8. Гуманитарлық өлшем тұрғысындағы ынтымақтастықты кеңейту

      Қазақстан мен Еуропа елдерінің азаматтық қоғам институттары арасындағы әріптестік қарым-қатынасты дамыту көзделуде, мұның өзі азаматтық қоғамның ұлттық институттарының халықаралық қоғамдастыққа кірігуіне, ұлттық мүдделер тұрғысында әлеуметтік, мәдени, білім беру, ақпараттық-ағартушылық және басқа да жобаларды іске асыруға, әлеуметтік әріптестік институтын дамытуға жәрдемдесетін болады.
      Этносаралық және конфессияаралық келісімді қамтамасыз ету саласында тәжірибе алмасу Еуропа елдерімен ынтымақтастықтың бөлек бір бағыты болып табылады, мұның өзі этносаралық және конфессияаралық келісімді қамтамасыз етудің тиімді тетіктерін құруда қазақстандық оң тәжірибені насихаттауға, дінге төзімді және толерантты еуразиялық қоғамдастықтың қалыптасуына үлес қосуға мүмкіндік береді.
      Еуропалық дәстүрлер тәжірибесін пайдалана отырып, Қазақстанда теңдестірілген гендерлік саясатты дамыту үшін одан әрі жағдайлар жасау көзделуде.

5.2. Оң сипаттағы еуропалық тәжірибені пайдалана отырып, қазақстандық институционалдық-құқықтық базаны жетілдіру

      Соңғы жылдары Қазақстанда ұлттық заңнаманы жетілдіру жөнінде үлкен жұмыс жүргізілуде, оның маңызды кезеңі 2007 жылғы мамырда Конституцияға өзгерістер енгізу болды.
      Қазіргі уақытта осы жұмыс мүдделі министрліктер мен ведомстволардың күш-жігерімен жалғасуда, бұл орайда олардың арасында түрлі деңгейлерде белсенді өзара іс-қимыл жүзеге асырылуда. Отандық және халықаралық сарапшы жұртшылықтың елеулі әлеуеті пайдаланылуда.
      Жүргізіліп жатқан жұмыстың басты мақсаты саяси және мемлекеттік құрылыстың қазақстандық үлгісін жетілдіру, мемлекеттік қызметті және кадр ресурстарын басқарудың тиімді жүйелерін зерделеу, елдің саяси өмірін ырықтандыру және Қазақстанды әлемге ортақ озық дәстүрлерге тарту болып табылады. Атап айтқанда, бұл сайлау, саяси партиялар, бұқаралық ақпарат құралдары (диффамация мәселелерін қоса алғанда), мемлекеттік қызметті, сот жүйесін реформалау туралы заңнаманы жетілдіруге және қоғамдық өзара қарым-қатынастың басқа да салаларына қатысты.
      Мемлекеттік қызметшілердің Еуропаның жетекші елдерінің мемлекеттік органдарында тағылымдамадан етуі, мемлекеттік басқару органдары, сот төрелігі және қылмыстық іздестіру органдары арасында тәжірибе алмасу, сондай-ақ қылмыстық істерді тергеу және сотта қарау, азаматтық сот ісін жүргізу және сот актілерін орындау бөлігінде заңнаманы жетілдіру көзделуде.

5.3. Қазақстан Республикасының ЕҚЫҰ-ға төрағалық етуінің басымдықтары

      Мадридте Сыртқы істер министрлері кеңесінде қабылданған (2007 жылғы қараша), Қазақстанның 2010 жылы ЕҚЫҰ-ға төрағалық етуі туралы шешім тұрғысында, сондай-ақ жалпыға ортақ қабылданған практиканы ескере отырып, Бағдарлама аясында Қазақстанның төрағалық етуінің басымдықтарын егжей-тегжейлі қарау жұмысы көзделуде.
      Олардың қатарына мынадай мәселелер жатады: ЕҚЫҰ кеңістігінде демократиялық институттарды дамыту үшін жағдайлар жасау жөніндегі іс-қимылды жалғастыру; ЕҚЫҰ мемлекеттерінің транзит-көлік әлеуетін, еуразиялық континентаралық көлік дәліздерін дамыту, экологиялық проблемаларды шешу; Қазақстанның бейбітшілікті, қауіпсіздікті және ядролық қарусыздануды қамтамасыз етуге қосқан үлесін ескере отырып, сенім білдіру шаралары мен өңірлік қауіпсіздікті нығайту; ЕҚЫҰ қызметіндегі қауіпсіздіктің әскери емес аспектілерін, атап айтқанда, терроризмге, экстремизмге, есірткі құралдарының заңсыз айналымына, ұйымдасқан қылмысқа, қару-жарақпен және адамдармен сауда-саттыққа қарсы күрес салаларын дамыту, сондай-ақ ЕҚЫҰ-ның әріптес елі - Ауғанстанды қалпына келтіру.
      Қауіпсіз, тұрақты және гүлденген Орталық Азияны құру процесінде, өңірдің тартымдылығын, оның ішінде экономикалық тартымдылығын арттыруда ЕҚЫҰ-ның әлеуеті мен құралдарын пайдалану маңызды міндет болып табылады.

6. Қаржыландырудың қажетті ресурстары мен көздері

      Республикалық бюджет қаражаты есебінен қаржыландырылатын іс-шаралар бойынша шығыстардың мөлшері "Республикалық бюджет туралы" 2009-2011 жылдарға арналған Қазақстан Республикасы Заңымен айқындалады және тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджетті қалыптастыру кезінде жыл сайын нақтыланады.

7. Бағдарламаны іске асырудан күтілетін нәтижелер

      Ескерту. 7-бөлімге өзгерту енгізілді - ҚР Президентінің 2011.02.04 № 1150 Жарлығымен.

      Бағдарламаны іске асыру мынадай нәтижелерге қол жеткізуге жәрдемдеседі деп болжануда:

      1) Қазақстан Республикасының Еуропаның жетекші елдерімен саяси, экономикалық және гуманитарлық салаларда стратегиялық әріптестік деңгейіне шығуы;

      2) еуропа елдерімен тауар айналымын жыл сайын арттыру үшін қолайлы жағдай жасау;

      3) мемлекеттер және үкіметтер басшылары деңгейінде жыл сайын 5 сапар алмасу (халықаралық іс-шаралар кестесіне сәйкес);

      4) қазақстандық желілерді панъеуропалық көлік жүйелерімен түйістіру аясында Көлік жүйелерін дамыту жөніндегі өзара түсіністік туралы меморандумға ЕО-мен қол қою;

      5) ЕО елдерінің талаптарына сәйкес келетін техникалық регламенттер мен үйлестірілген стандарттарды қабылдау;

      6) еуропалық нормаларды ескере отырып, ұлттық заңнаманы жетілдіру;

      7) Еуропа құрлығында Қазақстан Республикасының мүдделерін ілгерілету.

О Государственной программе "Путь в Европу" на 2009-2011 годы

Указ Президента Республики Казахстан от 29 августа 2008 года N 653

Подлежит опубликованию в Собрании актов
Президента и Правительства Республики
Казахстан и республиканской печати 

      В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2008 года N 535 "О мерах по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Путь в Европу" на 2009-2011 годы (далее - Программа).

      2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы.

      3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

      4. Министерству иностранных дел Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы.

      5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан.

      6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

      Президент
      Республики Казахстан                       Н. Назарбаев

УТВЕРЖДЕНА        
Указом Президента    
Республики Казахстан   
от 29 августа 2008 года N 653

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Путь в Европу" на 2009-2011 годы

Астана, 2008 год

Содержание

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ современного состояния проблемы
4. Цель и задачи Программы
5. Основные направления и механизмы реализации Программы
5.1. Сотрудничество с государствами Европы
5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
       сотрудничества
5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества
5.1.3. Развитие сотрудничества в сфере транспорта
5.1.4. Развитие сотрудничества в области технического
       регулирования и метрологии
5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества
5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса
5.1.7. Расширение сотрудничества в области качества жизни
5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении
5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
     базы с использованием позитивного европейского опыта
5.3. Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ
6. Необходимые ресурсы и источники финансирования
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

1. Паспорт Программы

      Сноска. Раздел 1 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.

Наименование          Государственная программа "Путь в Европу" на
Программы         2009-2011 годы

Основание для         Послание Президента Республики Казахстан
разработки        народу Казахстана от 6 февраля 2008 года
                  "Повышение благосостояния граждан Казахстана -
                  главная цель государственной политики"

Разработчик           Министерство иностранных дел Республики
                  Казахстан

Цель Программы        Выход Республики Казахстан на уровень
                  стратегического партнерства с ведущими
                  европейскими странами

Задачи                Развитие и углубление сотрудничества
Программы         Республики Казахстан с государствами Европы по
                  следующим направлениям:
                      технологическое;
                      энергетическое;
                      в сфере транспорта;
                      в области технического регулирования и
                  метрологии;
                      торгово-экономическое;
                      в развитии малого и среднего бизнеса;
                      в области качества жизни;
                      в гуманитарном измерении.

                      Совершенствование казахстанской
                  институционально-правовой базы с использованием
                  позитивного европейского опыта.

                      Создание условий для председательства
                  Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году

Сроки реализации      2009-2011 годы
Программы

Необходимые           Объемы расходов по мероприятиям,
ресурсы и         финансируемым за счет средств республиканского
источники         бюджета, будут определены Законом Республики
финансирования    Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-
                  2011 годы и ежегодно уточняться при формировании
                  республиканского бюджета на соответствующий
                  финансовый год

Ожидаемые             Реализация Программы обеспечит:
результаты            выход Республики Казахстан на уровень
                  стратегического партнерства с ведущими
                  европейскими странами в политической,
                  экономической и гуманитарной областях;
                      создание благоприятных условий для ежегодного
                  увеличения товарооборота с европейскими странами;
                      ежегодный обмен (как минимум - 5) визитами на
                  уровне глав государств и правительств Европы (в
                  соответствии с графиком международных
                  мероприятий);
                      подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании
                  по развитию транспортных сетей в контексте
                  стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими
                  транспортными сетями;
                      принятие технических регламентов и
                  гармонизированных стандартов, соответствующих
                  требованиям стран ЕС;
                      совершенствование национального
                  законодательства с учетом европейских норм;
                      продвижение интересов Республики Казахстан на
                  европейском континенте

2. Введение

      Государственная программа "Путь в Европу" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 6 февраля 2008 года "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики".

      Необходимость принятия Программы вызвана важностью решения актуальных задач внутреннего развития страны, разработки национальных приоритетов на европейском направлении, укрепления исторически сложившихся связей, приобщения к опыту европейской интеграции и институционально-правовых реформ, углубления технологического, энергетического, транспортного, торгового, гуманитарного и инвестиционного сотрудничества.

3. Анализ современного состояния проблемы

      В соответствии с Концепцией внешней политики Республики Казахстан развитие всестороннего сотрудничества с европейскими странами представляет для Казахстана стратегический интерес.

      В настоящее время в двусторонних отношениях с европейскими странами не полностью реализуется потенциал технологического, энергетического, торгового и транспортного сотрудничества.

      Необходимо также учесть, что страны Европейского Союза уделяют особое внимание сотрудничеству с государствами Центральной Азии в целом и с Казахстаном в частности. Их консолидированная позиция отражена в документе "ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства", принятом на саммите Евросоюза в июне 2007 года. Являясь внутренним документом Европейского Союза, стратегия охватывает важные направления взаимодействия ЕС с Центральной Азией и Казахстаном.

      Стремление ряда стран Европы интегрироваться в европейские структуры ЕС или их взаимодействие с ЕС в рамках Европейской политики соседства дает возможность этим странам добиться определенных достижений в различных областях социально-экономического и политического развития.

      Программа разрабатывалась с учетом позитивного опыта развития сотрудничества указанных стран с государствами ЕС и европейскими структурами.

      Реализация Программы будет способствовать развитию основного принципа внешней политики Республики Казахстан - сбалансированности и прагматизма.

4. Цель и задачи Программы

      Целью Программы является выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами.

      Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

      1) развитие и углубление сотрудничества Республики Казахстан с государствами Европы по следующим направлениям:

      технологическое;

      энергетическое;

      в сфере транспорта;

      в области технического регулирования и метрологии;

      торгово-экономическое;

      в развитии малого и среднего бизнеса;

      в области качества жизни;

      в гуманитарном измерении;

      2) совершенствование казахстанской институционально-правовой базы с использованием позитивного европейского опыта;

      3) создание условий для председательства Республики Казахстан в ОБСЕ в 2010 году.

5. Основные направления и механизмы реализации Программы

5.1. Сотрудничество с государствами Европы

5.1.1. Создание условий для налаживания технологического
сотрудничества

      Активизация технологического сотрудничества со странами Европы преследует цель привлечения новейших технологий. Взаимодействие с европейскими партнерами, в том числе в сфере нанотехнологий и биотехнологий, придаст импульс формирующимся и действующим в Казахстане технопаркам.

      Предусматривается проведение ряда учебных мероприятий по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента и переподготовке инженерных кадров на территории технопарков с приглашением специалистов европейских стран.

      Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий по реформированию существующих и созданию новых транспортных коммуникаций в Казахстане.

      Используемые в Европе аграрные технологии призваны способствовать существенному развитию национального сельского хозяйства. Отдельной задачей является постепенный переход на европейские стандарты и сертификацию продукции, что, в свою очередь, откроет казахстанской сельскохозяйственной продукции выход на рынки стран Европы.

      Важным направлением является развитие взаимного информационного обмена в области науки, новых технологий, инновационных разработок и организации трансферта технологий, в том числе с привлечением возможностей казахстанской и европейской сети.

5.1.2. Развитие энергетического сотрудничества

      Сноска. Глава 5.1.2 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.

      Отдельным направлением сотрудничества со странами Европы является использование европейского опыта в дальнейшем развитии ряда основных рыночных принципов в энергетическом секторе, таких, как стратегия энергосбережения, поощрение и защита инвестиций в этой сфере, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость сетевых операторов от естественных монополий, отраслевое регулирование, реформа тарифной политики.

      Одним из основных направлений новой энергетической стратегии ЕС является проблема глобального потепления. Учитывая, что ЕС - мировой лидер технологий в области возобновляемой энергии, а также наличие значительного потенциала данного вида энергии в Казахстане, предусмотрены обмен опытом с проведением ознакомительных и обучающих семинаров в странах ЕС, участие в международных конференциях и выставках по вопросам внедрения и развития энергосберегающих и экологически чистых технологий.

5.1.3. Развитие сотрудничества в сфере транспорта

      Предусматривается дальнейшее развитие евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров путем гармонизации национальной законодательной базы, создания условий, обеспечивающих предоставление транспортных услуг для свободного перемещения пассажиров, грузов и транспортных средств, повышения эксплуатационной и иной безопасности на всех видах транспорта.

      Программа призвана способствовать закреплению инициатив, предусматривающих: продолжение переговорных процессов по стыковке национальных транспортных сетей с панъевропейскими транспортными сетями, закрепляя национальные предложения подписанием соответствующих меморандумов; участие в практических стажировках по программе внедрения европейских стандартов в сфере гражданской авиации; обмен опытом с портовыми инспекциями по вопросам обеспечения безопасности мореплавания; участие в переговорах экспертов министерств транспорта европейских стран и международных организаций по вопросам гармонизации международной системы страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств; изучение опыта повышения экологичности автотранспортных средств; полноправное участие Казахстана в обсуждении с европейскими странами широкого круга проблемных вопросов в сфере транспорта в целях практического использования имеющегося опыта в своих программных документах.

5.1.4. Развитие сотрудничества в области
технического регулирования и метрологии

      Сноска. Глава 5.1.4 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.

      Целью и миссией технического регулирования и метрологии, которые также являются средствами нетарифного регулирования, являются обеспечение высокого уровня безопасности продукции, повышение ее конкурентоспособности, исключение технических барьеров в торговле, снижение административного давления на бизнес и защита интересов граждан и экономики республики от последствий недостоверных результатов измерений.

      Предусматривается развитие сотрудничества в использовании прогрессивных европейских технологий в сферах транспортных коммуникаций, агропромышленного комплекса, энергетики, охраны экологии и здравоохранения, а также в вопросах развития малого и среднего бизнеса.

      Практическое внедрение новых технологий должно сопровождаться созданием соответствующей базы технического законодательства, нормативных документов по стандартизации, средств измерений, сети испытательных, измерительных лабораторий, которые должны соответствовать требованиям стран Европейского Союза.

      В этой связи предусматривается: разработка и принятие технических регламентов; разработка гармонизированных стандартов, служащих в качестве доказательной базы выполнения требований технических регламентов; вступление в международные организации по стандартизации и аккредитации, в том числе в Международную организацию по аккредитации (IAF), Международную кооперацию по аккредитации лабораторий (ILAC); создание новых и модернизация существующих испытательных и измерительных лабораторий; принятие мер по заключению многосторонних и двусторонних соглашений по эквивалентности систем аккредитации, сертификатов и протоколов, выдаваемых аккредитованными организациями (создание "зеленого коридора" для продвижения казахстанского экспорта), в том числе в рамках интеграционных объединений; совершенствование национальной эталонной базы, достижение ее соответствия европейским аналогам; проведение межлабораторных сличений; привлечение международных экспертов для ускоренного внедрения системы менеджмента на предприятиях республики; изучение международного опыта по надзору за рынком.

5.1.5. Углубление торгово-экономического сотрудничества

      Динамика товарооборота между Казахстаном и странами Европы за последние годы имеет тенденцию к увеличению, однако в структуре экспорта традиционно превалируют сырьевые товары. В этой связи необходимо концентрировать усилия на диверсификации структуры казахстанского экспорта.

      В целях углубления торгово-экономических связей между Казахстаном и странами Европы предусматривается создание торгового представительства Казахстана в Европе и его отделений в ряде европейских стран.

      Основными задачами представительства будут являться: проведение анализа влияния экономической политики стран Европы на реализацию экономических интересов Казахстана на рынке Европы; изучение торгового законодательства и условий внешнеторговой деятельности в странах Европы в целях информирования казахстанских предпринимателей для продвижения отечественной продукции на европейский рынок; диверсификация структуры казахстанского экспорта в европейские страны, в том числе с использованием европейской системы торговых преференций (GSP+).

      Кроме того, создание условий для экспортопродвижения казахстанских товаров на внешние рынки, защита экономических интересов казахстанских товаропроизводителей на рынках стран Европы путем проведения двусторонних переговоров и участие Республики Казахстан на ежегодных международных выставках в европейских странах позволят расширить географию экспорта казахстанской продукции.

5.1.6. Сотрудничество в развитии малого и среднего бизнеса

      Программа направлена на укрепление сотрудничества и дальнейшее формирование государственной политики по развитию малого и среднего бизнеса, оптимизацию государственного регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства, улучшение системы налогообложения, обеспечение свободного доступа к банковским кредитам и другим источникам финансирования, создание общей системы подготовки кадров, совершенствование и сближение казахстанского законодательства с законодательством европейских стран в вопросах регламентации деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

      Достижение целей в указанной области будет происходить путем: реализации практических мер, включая обмен опытом в сфере государственной поддержки предпринимательства, налогообложения, в том числе малого и среднего бизнеса; содействия развитию инфраструктуры предпринимательства; разработки и реализации совместных программ и проектов; организации совместных консультаций, семинаров, конференций, исследований по разработке рекомендаций и предложений по созданию условий для развития малого и среднего бизнеса.

      Сотрудничество с европейскими странами по обмену опытом в области развития предпринимательства позволит сформировать благоприятные условия для ведения бизнеса в Казахстане, в частности, по упрощению выхода казахстанских компаний на европейский рынок посредством гармонизации законодательств Казахстана и европейских стран, обеспечению притока инвестиций в экономику Казахстана и профессионального роста субъектов малого и среднего бизнеса.

5.1.7. Расширение сотрудничества в области качества жизни

      Под качеством жизни понимается совокупность основных показателей, отражающих социальные результаты экономического развития государства, в том числе в области охраны окружающей среды, здравоохранения, образования и социальной защищенности населения.

      Предусматривается углубление сотрудничества Казахстана с европейскими странами в вопросах повышения качества жизни населения и улучшения состояния окружающей среды, включая сближение национального экологического законодательства со стандартами европейских стран, разработку совместных программ в сфере решения трансграничных проблем, сохранения биоразнообразия, очистки окружающей среды от исторических загрязнений.

      Предусмотрены меры по координации действий в сфере предупреждения климатических изменений, в вопросах охраны и исследования водных ресурсов с использованием потенциала Евразийского центра воды в городе Астане.

      Для реализации этих целей Казахстан примет участие в деятельности специальной рабочей группы по плану действий охраны окружающей среды для стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии Экологического директората Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), европейских организаций природоохранного профиля.

      Важным направлением является обеспечение населения страны качественными услугами медицинской помощи, соответствующими европейским стандартам, в том числе внедрение европейских информационных технологий в медицину, повышение эффективности инфраструктуры здравоохранения и управления, улучшение качества диагностики, лечения и профилактики заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, туберкулеза, гепатита, вируса иммунного дефицита человека/синдрома приобретенного иммунного дефицита и других), заготовка крови, повышение доступности и качества лекарственных средств, внедрение стандартов здорового питания, развитие системы кадровых ресурсов и достижение конкурентоспособности научных исследований в области здравоохранения.

      Для достижения этих целей необходимо проведение совместных мероприятий и проектов, направленных на укрепление здоровья граждан, а также создание современных подходов управления Национальным медицинским холдингом, организациями образования, науки, здравоохранения и университетскими клиниками, содействие в расширении многосторонних связей, изучение европейского опыта предоставления качественной медицинской помощи населению.

      Предусматривается развитие сотрудничества в сфере начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования, взаимодействие в области высшего образования, обмен студентами и профессорско-преподавательским составом, в том числе в рамках программ "Erasmus Mundus" и "TEMPUS", а также на основе двусторонних договоров с организациями образования европейских стран.

      Отдельными направлениями сотрудничества со странами Европы в сфере технического и профессионального образования являются: создание с учетом европейского опыта национальной квалификационной системы, внедрение системы сертификации квалификаций и образовательных программ с привлечением мировых лидеров в области сертификации, разработка образовательных программ, отвечающих международным требованиям, повышение квалификации инженерно-педагогических работников и мастеров производственного обучения, привлечение иностранных менеджеров к управлению межрегиональными центрами по подготовке и переподготовке кадров технического и обслуживающего труда, привлечение зарубежных преподавателей и специалистов для работы в учебных заведениях.

      Достижение целей в указанной сфере будет происходить путем реализации практических мер и проектов, включая содействие расширению связей между казахстанскими и европейскими учебными заведениями, создания университетских систем управления качеством образования и образовательных хабов в сфере высшего образования на базе Казахстанско-Британского технического университета и Казахстанско-Немецкого университета, изучения европейского опыта профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих и содействия изучению европейских языков.

      Для реализации сотрудничества с европейскими странами в сферах военного образования, военно-научной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предполагается формирование соответствующей нормативно-правовой базы.

      Программа предусматривает сотрудничество с европейскими странами в сферах занятости, трудовой миграции населения, социальной поддержки малообеспеченных категорий граждан, инвалидов, развития социальных услуг, а также изучения опыта в части перемещения физических лиц - поставщиков услуг без коммерческого присутствия из стран-членов Всемирной торговой организации (ВТО).

5.1.8. Расширение сотрудничества в гуманитарном измерении

      Предусматривается развитие партнерских отношений между институтами гражданского общества Казахстана и стран Европы, что будет способствовать интеграции национальных институтов гражданского общества с международным сообществом, реализации социальных, культурных, образовательных, информационно-просветительских и других проектов в контексте национальных интересов, развитию института социального партнерства.

      Отдельным направлением сотрудничества с европейскими странами является обмен опытом в области обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, что позволит мультиплицировать позитивный опыт Казахстана в создании эффективных механизмов обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, внести вклад в формирование веротерпимого и толерантного евразийского сообщества.

      Предусматривается создание дальнейших условий для развития в Казахстане сбалансированной гендерной политики с использованием опыта европейских традиций.

5.2. Совершенствование казахстанской институционально-правовой
базы с использованием позитивного европейского опыта

      В последние годы в Казахстане ведется большая работа по совершенствованию национального законодательства, важным этапом которой стало внесение в мае 2007 года изменений в Конституцию страны.

      В настоящее время данная работа продолжается силами заинтересованных министерств и ведомств, при этом происходит активное взаимодействие между ними на различных уровнях. Используется значительный потенциал отечественного и международного экспертного сообщества.

      Главными целями проводимой работы являются совершенствование казахстанской модели политического и государственного устройства, изучение эффективных систем управления государственной службы и кадровыми ресурсами, либерализация политической жизни страны и приобщение Казахстана к лучшим общемировым традициям. В частности, это относится к совершенствованию законодательства о выборах, политических партиях, средствах массовой информации (включая вопросы диффамации), реформировании государственной службы, судебной системы и других сфер общественных взаимоотношений.

      Предусматривается стажировки государственных служащих в государственных органах ведущих европейских стран, обмен опытом между органами государственного управления, органами правосудия и уголовного преследования, а также совершенствование законодательства в части расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, гражданского судопроизводства и исполнения судебных актов.

5.3. Приоритеты председательства Республики Казахстан в ОБСЕ

      В свете решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году, принятого на Совете министров иностранных дел в Мадриде (ноябрь 2007 года), а также с учетом общепринятой практики, в рамках Программы предусматривается работа по детализации приоритетов казахстанского председательства.

      В их число входят следующие вопросы: продолжение усилий по созданию условий для развития демократических институтов на пространстве ОБСЕ; развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕ и евразийских трансконтинентальных транспортных коридоров; решение экологических проблем; укрепление мер доверия и региональной безопасности с учетом вклада Казахстана в обеспечение мира, безопасности и ядерного разоружения; развитие невоенных аспектов безопасности в деятельности ОБСЕ, в частности, в сфере борьбы с терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, организованной преступностью, торговлей оружием и людьми, а также восстановление Афганистана - страны-партнера ОБСЕ.

      Важной задачей также является использование потенциала и инструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числе экономической.

6. Необходимые ресурсы и источники финансирования

      Объемы расходов по мероприятиям, финансируемым за счет средств республиканского бюджета, будут определены Законом Республики Казахстан "О республиканском бюджете" на 2009-2011 годы и ежегодно уточняться при формировании республиканского бюджета на соответствующий финансовый год.

7. Ожидаемые результаты от реализации Программы

      Сноска. Раздел 7 с изменением, внесенным Указом Президента РК от 04.02.2011 № 1150.

      Предполагается, что реализация Программы будет способствовать достижению следующих результатов:

      1) выход Республики Казахстан на уровень стратегического партнерства с ведущими европейскими странами в политической, экономической и гуманитарной областях;

      2) создание благоприятных условий для ежегодного увеличения товарооборота с европейскими странами;

      3) ежегодный обмен не менее 5 визитами на уровне глав государств и правительств Европы (в соответствии с графиком международных мероприятий);

      4) подписание с ЕС Меморандума о взаимопонимании по развитию транспортных сетей в контексте стыковки казахстанских сетей с панъевропейскими транспортными сетями;

      5) принятие технических регламентов и гармонизированных стандартов, соответствующих требованиям стран ЕС;

      6) совершенствование национального законодательства с учетом европейских норм;

      7) продвижение интересов Республики Казахстан на европейском континенте.