Қазақстан Республикасы Президентінің кейбір жарлықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Президентінің 2012 жылғы 18 мамырдағы № 329 Жарлығы.


  Қазақстан Республикасының
Президенті мен Үкіметі
актілерінің жинағында
жариялануға тиіс

      "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының 2000 жылғы 25 желтоқсандағы Конституциялық заңының 27-бабының 3-тармағына, 29-бабының 4-тармағына, 38-1 және 56-баптарына сәйкес ҚАУЛЫ ЕТЕМІН:

      1. Қазақстан Республикасы Президентінің мына жарлықтарына өзгерістер мен толықтырулар енгізілсін:

      1) "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңында көзделген ережелерді бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Президентінің 2001 жылғы 26 маусымдағы № 643 Жарлығына (Қазақстан Республикасының ПҮАЖ-ы, 2011 ж., № 29, 351-құжат):

      1-тармақта:

      2) тармақша алып тасталсын;

      мынадай мазмұндағы 4) тармақшамен толықтырылсын:

      "4) Қазақстан Республикасының судьяларына куәліктерді беру қағидалары";

      жоғарыда аталған Жарлықпен бекітілген Сот жюриі туралы ереже осы Жарлықтың 1-қосымшасына сәйкес жаңа редакцияда жазылсын;

      жоғарыда аталған Жарлықпен бекітілген Судьялыққа кандидаттың тағылымдамадан өтуі туралы ережеде:

      1-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "1. Осы Ереже "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына (бұдан әрі - Қазақстан Республикасының Конституциялық заңы) сәйкес судьялыққа каидидаттың тағылымдамадан өту талаптары мен тәртібін айқындайды.";

      2-1-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "2-1. Қазақстан Республикасының Конституциялық заңында көзделген теріс себептер бойынша судья лауазымынан босатылған тұлғаларды қоспағанда, бұрын кемінде үш жыл тұрақты судья болып жұмыс істеген және жұмыстан босатылған күннен бастап бес жылдың ішінде қайтадан судья лауазымына орналасуға ниет білдірген тұлғалардың тағылымдамадан өтуі талап етілмейді.

      Мамандандырылған магистратурада оқуды аяқтаған тұлғалардың оқуды аяқтаған күннен бастап бес жыл ішінде тағылымдамадан өтуі талап етілмейді.

      Қазақстан Республикасының Конституциялық заңында, "Құқық қорғау қызметі туралы" және "Мемлекеттік қызмет туралы" Қазақстан Республикасының заңдарында көзделген теріс себептер бойынша судья лауазымынан, құқық қорғау органдарынан немесе өзге мемлекеттік қызметтен босатылған тұлғалар тағылымдамадан өтуге жіберілмейді.";

      9-1-тармақта:

      екінші бөлік мынадай редакцияда жазылсын:

      "Облыстық соттар төрағаларының өкімдері Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының, облыстардағы, Астана және Алматы қалаларындағы жергілікті және басқа да соттардың қызметін ұйымдастыру және материалдық-техникалық қамтамасыз ету жөніндегі уәкілетті органның аумақтық бөлімшелерінің (бұдан әрі - уәкілетті органның облыстардағы, Астана және Алматы қалаларындағы аумақтық бөлімшелері) басшылары мен машықтанушы-кандидаттардың арасында тағылымдамадан өту туралы келісім жасау үшін негіз болып табылады.";

      бесінші бөлік мынадай редакцияда жазылсын:

      "Уәкілетті органның облыстардағы, Астана және Алматы қалаларындағы аумақтық бөлімшесі машықтанушы-кандидат туралы ақпаратты бұқаралық ақпарат құралдарында жариялайды.";

      10-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "10. Тұлғаға тағылымдамадан өтуге рұқсат беруден бас тарту дәлелді болуға тиіс.

      Тағылымдамадан өтуге мынадай жағдайларда:

      1) тұлға жиырма бес жасқа толмағанда;

      2) жоғары заң білімі, еңбек жолы мінсіз және заң мамандығы бойынша кемінде екі жыл жұмыс өтілі болмағанда;

      3) судья лауазымына біліктілік емтиханын тапсырғанын растайтын құжаттар болмағанда;

      4) оның моральдық-этикалық бейнесін теріс жағынан сипаттайтын дәйекті мәліметтер болғанда;

      5) осы Ереженің 2-1-тармағының үшінші бөлігінде көзделген мән-жайлар болғанда рұқсат берілмейді.

      Өтініш иесіне сол уақытта машықтанушы-кандидаттар санының көбейіп кету себебіне байланысты тағылымдамадан өтуіне бас тартуға болмайды.";

      Осы Жарлықтың 2-қосымшасына сәйкес Қазақстан Республикасының судьяларына куәліктерді беру қағидаларымен толықтырылсын;

      2) күші жойылды – ҚР Президентінің 19.01.2023 № 106 Жарлығымен.
      Ескерту. 1-тармаққа өзгеріс енгізілді – ҚР Президентінің 19.01.2023 № 106 Жарлығымен.

      2. Осы Жарлық қол қойылған күнінен бастап қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Президенті
Н. Назарбаев

  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2012 жылғы 18 мамырдағы
№ 329 Жарлығына
1-ҚОСЫМША
Қазақстан Республикасы
Президентінің
2001 жылғы 26 маусымдағы
№ 643 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Сот жюриі туралы
ЕРЕЖЕ

1. Жалпы ережелер

      1. Сот жюриі туралы осы ереже (бұдан әрі - Ереже) Қазақстан Республикасының Конституциясына, "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына (бұдан әрі - Қазақстан Республикасының Конституциялық заңы) сәйкес әзірленді және Сот жюриін қалыптастыру және оның жұмысын ұйымдастыру тәртібін, сондай-ақ материалдар мен тәртіптік істерді қарау тәртібін айқындайды.

      2. Әркімнің сот арқылы қорғалуға конституциялық құқығын қамтамасыз ету мақсатында жұмыс істеп жүрген судьяның кәсіби жарамдылығын айқындау, судьяның орнынан түсу және орнынан түсуді тоқтату құқығын растау, сондай-ақ судьяларға қатысты тәртіптік іс жүргізуді қозғау туралы мәселесін қарау мен тәртіптік істерді қарау үшін Сот жюриі құрылады.

      3. Сот жюриінің мүшелері өз қызметінде тәуелсіз және тек Қазақстан Республикасының Конституциясын, Қазақстан Республикасының Конституциялық заңын және осы Ережені басшылыққа алады.

      4. Сот жюриінің қызметіне араласуға және оның мүшелеріне ықпал етуге жол берілмейді. Сот жюриінің мүшесі өзінің іс жүргізуіндегі материалдар, қабылданған шешімдер бойынша қандай да бір ақпарат беруге құқылы емес.

2. Сот жюриін қалыптастыру тәртібі

      5. Сот жюриінің құрамын Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысы жасырын дауыс беру арқылы балама негізде Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының ұсынуымен жұмыс істеп жүрген судьялардың ішінен үш жыл мерзімге сайлайды.

      Сот жюриі он бір мүшеден - аудандық және оған теңестірілген соттардың (бұдан әрі - аудандық соттар) үш судьясынан, облыстық және оған теңестірілген соттардың (бұдан әрі - облыстық соттар) үш судьясынан және Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының бес судьясынан тұрады.

      6. Жасырын дауыс беруге арналған бюллетеньге барлық ұсынылған кандидатуралар енгізіледі. Басқа кандидаттарға қарағанда ең көп дауыс алған кандидат сайланды деп есептеледі.

      7. Жиналған дауыстар саны бойынша сайланған адамнан кейін тұрған кандидат Сот жюриінің қосалқы мүшесі болып есептеледі және кворумның болмауына әкеп соғатын Сот жюриінің мүшелеріне қарсылық білдірілген немесе олар өздігінен бас тартқан жағдайда Сот жюриі мүшесінің міндетін атқарады.

      Сот жюриі мүшелерінің бірі шығып қалған жағдайда осы Ережеде белгіленген тәртіппен қалған мерзімге қосымша сайлау өткізіледі.

      8. Сот жюриінің құрамы өз мүшелерінің қатарынан көпшілік дауыспен Сот жюриінің төрағасын және хатшысын сайлайды.

      9. Сот жюриінің төрағасы уақытша болмаған жағдайда оның тапсыруы бойынша төрағаның міндеттерін Сот жюриі мүшелерінің бірі атқарады.

      10. Сот жюриінің құрамына ұсынылған судьялардың кәсіби деңгейі жоғары, жеке беделі мінсіз, қағидатшыл, судьялар қауымы арасында беделді және кемінде он жыл судьялық жұмыс өтілі болуға тиіс.

      11. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы мен сот алқаларының төрағалары, облыстық соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағалары, Судья әдебі жөніндегі комиссияның судья-мүшелері, Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің судья-мүшелері Сот жюриінің құрамына сайлана алмайды.

      12. Сот жюриінің отырыстары қажеттілігіне қарай өткізіледі және оның құрамының кемінде жеті мүшесі қатысқан жағдайда заңды болады.

      Сот жюриі жұмыс істеген уақытта оның мүшелері қолданыстағы заңнамаға сәйкес, отырыс өткізілетін жерге іссапарға жіберіледі және басқа міндеттерді атқарудан босатылады.

      13. Сот жюриі өзінің қызметі туралы Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысына жыл сайын ақпарат беріп отырады.

      14. Сот жюриінің мүшесі міндеттерін атқарудан босату үшін мыналар негіз болып табылады:

      1) Сот жюриінің құрамына енетін судьяның қызметтен босатылуы, судьялық өкілеттіктерінің тоқтатылуы не тоқтатыла тұруы;

      2) Сот жюриі мүшесінің судья әдебіне қайшы келетін теріс қылық жасауы;

      3) Сот жюриінің мүшесі сайланған мерзімнің аяқталуы;

      4) өз тілегі бойынша.

      Сот жюриінің мүшесін босату Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысының шешімімен жүргізіледі.

3. Материалдарды қараудың негіздері, Сот жюриінің
отырыстарын өткізу және шешімін шығару тәртібі

      15. Судьяға қатысты материалдарды Сот жюриінде қарау үшін облыстық соттың немесе Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысының шешімі немесе облыстық сот төрағасының немесе Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының ұсынуы негіз болып табылады.

      16. Нақты материалдар бойынша баяндамашыны және материалдарды қарау күшін Сот жюриінің төрағасы белгілейді.

      17. Қосымша тексеру жүргізу қажет болған кезде Сот жюриі түскен материалдарды қарау басталғанға дейін Судья әдебі жөніндегі комиссиядан және соттардан құжаттар мен материалдарды, соның ішінде қарау кезінде заңның бұзылуына жол берілген сот істерін сұратып алуға құқылы.

      18. Сот жюриінің жұмыс органы қажетті құжаттарды жинауды қамтамасыз етеді және Сот жюриі отырысының өткізілетін күні, уақыты және орны туралы Сот жюриінің мүшелерін хабардар етеді.

      19. Сот жюриінің отырысы төрағалық етушінің жюри құрамын және отырысқа шақырылған адамдарды, сондай-ақ материалдарды қарауға негіз болған себептерді жария етуінен басталады.

      20. Сот жюриі отырысында материалдарды қарау өзіне қатысты материалдар қаралатын судьяның міндетті түрде қатысуымен өткізіледі.

      Өзіне қатысты материалдар қаралатын судья дәлелді себеппен келмеген жағдайда (науқастануы немесе Сот жюриінің отырысына қатысуына объективті кедергі келтірген өзге де мән-жайлар) Сот жюриінің отырысы кейінге қалдырылады. Судья Сот жюриінің отырысына дәлелсіз себептермен келмеген кезде материалдарды қарау оның қатысуынсыз өткізіледі.

      21. Өзіне қатысты материалдар Сот жюрнінің қарауына берілген судья материалдарды қарау басталғанға дейін жюри мүшесіне (мүшелеріне) дәлелді қарсылық мәлімдеуге құқылы.

      Егер Сот жюриінің мүшесі өзіне қатысты материалдар қаралған судьямен туыстық қатынаста болса не оның объективтігі мен турашылдығына күмән келтіретін өзге де мән-жайлар болса оның Сот жюриінің отырысына қатысуға құқығы жоқ.

      Сот жюриінің кез келген мүшесі материалдарды қараудан дәлелді түрде өздігінен бас тартатындығы туралы мәлімдей алады.

      22. Қарсылық білдіру немесе өздігінен бас тарту туралы мәселені Сот жюриінің мүшелері өзіне қатысты қарсылық білдіру (өздігінен бас тарту) мәлімделген адамның қатысуынсыз көпшілік дауыспен шешеді.

      Мәлімделген қарсылық білдіру (өздігінен бас тарту) бойынша дауыс берудің нәтижелері отырыс хаттамасында көрсетіледі.

      23. Кворумның болмауына әкеп соғатын қарсылық білдіру (өздігінен бас тарту) қанағаттандырылған жағдайда Сот жюриінің отырысы кейінге қалдырылады, бұл туралы өзіне қатысты материалдар қаралып жатқан судья хабардар етіледі.

      Бұл жағдайда Сот жюриінің құрамы Сот жюриінің басқа немесе қосалқы мүшесімен алмастырылады.

      24. Өзіне қатысты материалдар қаралып жатқан судьяның материалдарды зерттеуге қатысуға, мәнісі бойынша түсініктемелер беруге, қосымша материалдарды ұсынуға, өтініш мәлімдеуге құқығы бар.

      25. Қажетті жағдайларда Сот жюриінің отырысына түсініктемелер беру үшін судья жұмыс істейтін соттың төрағасы не сот алқасының төрағасы, сондай-ақ басқа адамдар шақырылуы мүмкін.

      26. Сот жюриінің шешімі кеңесу бөлмесінде, оған қандай да бір ықпал ету мүмкіндігі болмайтындай жағдайда көпшілік дауыспен қабылданады. Шешім қабылдау кезінде кеңесу бөлмесінде Сот жюриінің мүшелері ғана бола алады. Сот жюриі мүшесі дауыс беруден қалыс қалуға құқылы емес. Дауыстар тең түскен жағдайда өзіне қатысты материалдар қаралып отырған судьяның жағдайын жақсартатын шешім қабылданды деп есептеледі.

      Кеңесу бөлмесінің құпиясы барлық жағдайларда қамтамасыз етілуге тиіс.

      27. Шешім жазбаша нысанда әзірленеді және оған істі немесе материалдарды қарауға қатысқан Сот жюриі мүшелерінің барлығы қол қояды.

      28. Сот жюриінің отырысында хаттама жүргізіледі. Хаттамаға отырысқа төрағалық етуші және Сот жюриінің хатшысы қол қояды.

      29. Судьяның атқарып отырған қызметіне кәсіби жарамсыздығына байланысты сәйкес еместігі туралы, оны тәртіптік теріс қылық жасағаны немесе "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 28-бабында көрсетілген талаптарды орындамағаны үшін судья қызметінен босатудың қажеттілігі туралы, судьяның орнынан түсу құқығын растау және орнынан түсуді тоқтату туралы Сот жюриінің шешімі кейін Қазақстан Республикасының Жоғары Сот Кеңесіне ұсынуы үшін Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасына жіберіледі.

4. Судьяның кәсіби жарамдылығын айқындау туралы материалдарды
қарау негіздері мен тәртібі

      30. Судьяның кәсіби жарамдылығын айқындау туралы материалдарды Сот жюриінде қарау үшін облыстық соттың немесе Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысының сот төрелігін жүзеге асыру сапасы төмен немесе сот істерін қарау кезінде заңдылықты ұдайы бұзуға жол берген судьяға қатысты материалдары негіз болып табылады.

      31. Кәсіби біліктілігі күмән туғызатын судьяға қатысты материалдарды қараудың нәтижелері бойынша Сот жюриі мынадай шешімдердің бірін шығарады:

      1) судьяның атқарып отырған қызметіне сәйкестігі туралы;

      2) судьяның кәсіби біліктілігін арттыру жөнінде қажетті шаралар қабылдау туралы (судьяны оқуға жіберу, судьяға тәлімгерлік белгілеу, жоғары тұрған сотта тағылымдама ұйымдастыру және басқалар);

      3) судьяның атқарып отырған қызметіне кәсіби жарамсыздығына байланысты сәйкес келмейтіндігі туралы.

      32. Сот жюриінің шешімі:

      1) Сот жюриінің құрамы;

      2) материалдарды қарау орны және уақыты;

      3) өзіне қатысты материалдар қаралған судья;

      4) материалдарды Сот жюриіне жіберген сот;

      5) материалдарды Сот жюриіне жіберуге негіз болған мән-жайлар;

      6) өзіне қатысты материалдар қаралған судьяның түсініктемелері;

      7) Сот жюриінің отырысына шақырылған басқа адамдардың түсініктемелері;

      8) қабылданған шешімнің негіздемелері көрсетілген Сот жюриінің тұжырымдары туралы деректерді қамтуға тиіс.

      33. Шешімнің көшірмесі шығарылған күнінен бастап бес жұмыс күні ішінде өзіне қатысты материалдар қаралған судьяға, сондай-ақ материалдарды берген сотқа жіберіледі.

      34. Жұмыс істеп жүрген судьяның кәсіби жарамдылығын айқындау туралы материалдар олар Сот жюриіне түскен күннен бастап екі ай мерзімде қаралуға тиіс. Қажет болған жағдайда бұл мерзімді Сот жюриінің төрағасы ұзартуы мүмкін, бірақ бір айдан аспауы керек.

5. Тәртіптік іс жүргізуді қозғаудың және тәртіптік істі
қараудың негіздері және тәртібі

      35. Судьялар Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 39-бабында көзделген негіздер бойынша ғана тәртіптік жауапкершілікке тартылуы мүмкін.

      36. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының сот алқаларының төрағаларына, судьяларына, облыстық соттардың төрағалары мен сот алқаларының төрағаларына қатысты тәртіптік іс жүргізу Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының ұсынуы бойынша қозғалуы мүмкін.

      Облыстық соттардың судьяларына, аудандық соттардың төрағалары мен судьяларына қатысты тәртіптік іс жүргізу облыстық соттың немесе Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының төрағасының ұсынуы бойынша қозғалуы мүмкін.

      37. Судьяның тәртіптік теріс қылығын дәлелдеу бойынша міндет өтініш берген адамға жүктеледі. Бұл ретте судьяға қатысты тәртіптік іс жүргізуді қозғау туралы мәселені шешу, тәртіптік істі қарау кезінде оған осы адамның немесе оның өкілінің қатысуы жоққа шығарылмайды.

      38. Судьяға қатысты тәртіптік іс жүргізу, қызметтік тексеру мен судьяның дәлелді себептермен жұмыста болмаған уақытын есепке алмағанда, теріс қылық анықталған күннен бастап үш айдан кешіктірілмей және теріс қылық жасалған күннен бастап бір жылдан кешіктірілмей қозғалуы мүмкін.

      39. Тәртіптік іс жүргізуді қозғау туралы немесе тәртіптік іс жүргізуді қозғау үшін негіздердің жоқтығы туралы шешім қаулы нысанында жазылады, оған Сот жюриінің барлық мүшелері қол қояды.

      40. Сот жюриі тәртіптік істі қараудың нәтижесінде мынадай шешімдердің бірін қабылдайды:

      1) Қазақстан Республикасы Конституциялық заңының 40-бабының 1-тармағында көзделген тәртіптік жазаны қолдану;

      2) тәртіптік іс жүргізуді тоқтату туралы.

      41. Тәртіптік іс:

      1) тәртіптік жауапкершілікке тарту мерзімі өтіп кеткен;

      2) тәртіптік іс негізсіз қозғалған;

      3) судьяның әрекетінде тәртіптік теріс қылық болмаған;

      4) тәртіптік істі қозғау үшін шығарылуы негіз болған сот актісінің күшін қадағалаушы инстанция жойған;

      5) судьяның өкілеттігі Қазақстан Республикасы Конституциялық заңның 34-бабы 1-тармағының 4)-7) тармақшаларында көрсетілген негіздер бойынша тоқтатылған жағдайларда тоқтатылады.

      42. Тәртіптік іс ол қозғалған күннен бастап екі ай мерзім ішінде қаралуға тиіс.

6. Тәртіптік жазаның күшінде болу мерзімі және оны алудың
тәртібі

      43. Тәртіптік жаза ол қолданылған күннен бастап бір жыл бойы күшінде болады. Егер жаза қолданылған күннен бастап бір жыл бойына судья жаңа тәртіптік жазаға ұшырамаса, онда ол тәртіптік жазаға ұшырамаған болып есептеледі.

      Судьяға бірнеше жаза берілген жағдайда, ол уақыты бойынша соңғы жаза берілген күннен бастап бір жыл мерзім өткенге дейін жазаға тартылған болып есептеледі.

      44. Тәртіптік жаза берілген күннен бастап алты ай өткеннен кейін Сот жюриі судьяның тәртібі мінсіз болып, өзінің қызметтік міндеттерін адал атқарған жағдайда судьяның қолдаухаты бойынша жазаны мерзімінен бұрын алуы мүмкін.

7. Сот жюриі шешімдерінің күшін жою және оларды қайта қарау

      45. Сот жюриінің шешімі шағымдануға жатпайды.

      46. Сот жюриінің шешімі Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің ұсынымы қабылдағанға дейін оны шығару кезінде белгілі болмаған жаңадан ашылған мән-жайлар бойынша қайта қаралуы мүмкін.

      47. Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің төрағаны, сот алқасының төрағасын және судьяны қызметінен босатуға ұсыным беруден бас тартуы Сот жюриінің өз шешімінің күшін жоюына және оны қайта қарауына негіз болып табылады.

      48. Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің төрағаны, сот алқасының төрағасын және судьяны қызметінен босатуға ұсыныс беруден бас тарту туралы хаттамалық шешімнің негізінде Сот жюриі осы Ережеде белгіленген тәртіп пен мерзімде материалдарды қайта қарауды тағайындай отырып, он жұмыс күні ішінде Сот жюриі шешімінің күшін жою туралы қаулы шығарады.

8. Судьяның орнынан түсу құқығын растау және орнынан түсуді
тоқтату туралы мәселені қараудың негіздері мен тәртібі

      49. Судьяның орнынан түсу құқығын растау туралы мәселені қарауды Сот жюриі судьяның жазбаша арызының негізінде жүзеге асырады. Арызға судья беделінің мінсіз екенін растайтын құжаттар қоса тіркелуге тиіс.

      50. Орнынан түсу құқығын растау туралы арыз материалдар қарауға түскен кезден бастап екі апталық мерзім ішінде қаралып, тиісті қорытынды шығарылуға тиіс.

      51. Орнынан түсу құқығын іске асыру шарттарының жоқтығы туралы Сот жюриінің шешімі судьяны қызметінен орнынан түсу нысанында босатудан бас тартуға негіз болады.

      52. Судьяның орнынан түсуі Қазақстан Республикасы Конституциялық заңның 35-бабының 3-тармағында көзделген негіздер бойынша тоқтатылады.

      Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы, облыстық соттардың төрағалары, сондай-ақ өз арызы бойынша судья Сот жюриіне орнынан түсуді тоқтату туралы ұсыныс жасай алады.

      Сот жюриінің орнынан түсу құқығын іске асыру шарттарының жоқтығы туралы шешімі шағымдануға жатпайды.

9. Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің жанындағы
Біліктілік комиссиясына судьяларды жіберу тәртібі

      53. Сот жюриі өз құрамынан үш судьяны алмастырушылық негізде екі жыл мерзімге Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің жанындағы Біліктілік комиссиясына жібереді.

      Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің жанындағы Біліктілік комиссиясына жіберу үшін кандидаттарды Сот жюриінің төрағасы ұсынады.

      54. Сот жюриінің жіберу туралы шешімі Сот жюриінің отырысында дауыс беру арқылы қабылданады және егер оған Сот жюриінің дауыс беруге қатысқан мүшелерінің көпшілігі дауыс берсе қабылданды деп есептеледі, сондай-ақ шешімге Сот жюриінің төрағасы қол қояды.

      Шешімнің көшірмесі үш жұмыс күні ішінде Қазақстан Республикасының Жоғары Сот Кеңесіне жіберіледі.

      55. Сот жюриінің шешімінде:

      1) Қазақстан Республикасы Жоғары Сот Кеңесінің жанындағы Біліктілік комиссиясына судьяларды жіберу туралы мәселені қарау кезінде Сот жюриінің құрамы;

      2) судьяларды жіберу туралы мәселенің қаралған орны мен уақыты;

      3) жіберілетін судьялардың аты, әкесінің аты, тегі, лауазымдары туралы деректер қамтылуға тиіс.

10. Сот жюриінің жұмысын ұйымдастыру

      56. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының жалпы отырысы Сот жюриінің қызметін ұйымдастырудың және оның отырыстарын өткізу шарттары мен тәртібінің, сондай-ақ оның мүшелерінің өкілеттіктерін жүзеге асыруының өзге де мәселелері бойынша Сот жюриінің регламентін бекітеді.

      57. Сот жюриінің қызметін қамтамасыз етуді Сот жюриінің жұмыс органы болып табылатын Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының, жергілікті және басқа да соттардың қызметін ұйымдастыру және материалдық-техникалық қамтамасыз ету жөніндегі уәкілетті орган жүзеге асырады.

  Қазақстан Республикасы
Президентінің
2012 жылғы 18 мамырдағы
№ 329 Жарлығына
2-ҚОСЫМША
Қазақстан Республикасы
Президентінің
2001 жылғы 26 маусымдағы
№ 643 Жарлығымен
БЕКІТІЛГЕН

Қазақстан Республикасының судьяларына куәліктерді беру
ҚАҒИДАЛАРЫ

      1. Осы Қағидалар "Қазақстан Республикасының сот жүйесі мен судьяларының мәртебесі туралы" Қазақстан Республикасының Конституциялық заңына сәйкес Қазақстан Республикасының судьяларына куәліктерді берудің шарттары мен тәртібін айқындайды.

      2. Қазақстан Республикасы судьясының куәлігі (бұдан әрі - куәлік) оның атқаратын лауазымын растайтын ресми құжат болып табылады.

      Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасына, сот алқаларының төрағаларына және судьяларына куәлік екі жыл мерзімге беріледі және мерзімі өткеннен кейін атқаратын лауазымы сақталған кезде ұзартылуға жатады.

      Жергілікті және басқа да соттардың төрағаларына, сот алқаларының төрағаларына, судьяларына куәлік бес жыл мерзімге беріледі, оның мерзімі өткеннен кейін ауыстыруға жатады.

      3. Куәліктер:

      1) Қазақстан Республикасы Президентінің қолы қойылған Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасына, сот алқаларының төрағаларына және судьяларына;

      2) Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының қолы қойылған - облыстық және оған теңестірілген соттар (бұдан әрі - облыстық соттар) төрағаларына, сот алқаларының төрағаларына және судьяларына, аудандық және оларға теңестірілген соттар (бұдан әрі - аудандық соттар) төрағаларына және судьяларына беріледі.

      4. Куәлік қызметтік емес мақсаттарға қолданылмауға тиіс.

      Судьялар куәліктің сақталуына дербес жауапты болады. Куәлікті өзге адамдарға беруге тыйым салынады.

      5. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасына, сот алқаларының төрағаларына және судьяларына куәлікті Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігі береді.

      Облыстық соттардың төрағаларына куәлікті Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы не сот алқасының төрағасы тапсырады.

      Облыстық соттардың сот алқаларының төрағаларына, аудандық соттардың төрағаларына және жергілікті және басқа соттардың судьяларына, лауазымына алғаш тағайындалған судьяларға куәлікті Қазақстан Республикасы Жоғарғы Соты Төрағасының атынан облыстық және оған теңестірілген соттардың төрағалары тапсырады.

      6. Куәлікті:

      1) Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы, сот алқаларының төрағалары және судьялары жоғалтқан немесе бүлдірген жағдайда оның иесі болған жағдай туралы Қазақстан Республикасы Президенті Әкімшілігінің Басшысына дереу жазбаша нысанда баяндайды;

      2) жергілікті және басқа да соттардың төрағалары, сот алқаларының төрағалары, судьялары жоғалтқан немесе бүлдірген жағдайда оның иесі Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының, жергілікті және басқа соттардың қызметін ұйымдастыру және материалдық-техникалық қамтамасыз ету жөніндегі уәкілетті органға (бұдан әрі - уәкілетті орган) дереу жазбаша нысанда хабарланады.

      Куәлікті жоғалтудың, бүлдірудің, басқа адамдарға берудің, оны қызметтік емес мақсатта қолданудың әрбір фактісі бойынша бір апта мерзімде қызметтік тексеріс жүргізіледі, оның нәтижесі бойынша кінәлілер Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес жауапкершілікке тартылады.

      Жоғалған куәліктер жарамсыз деп жарияланады.

      7. Қазақстан Республикасы Жоғарғы Сотының Төрағасы, сот алқаларының төрағалары мен судьялары атқаратын қызметінен босатылған кезде өз куәлігін уәкілетті органға тапсырады, кейіннен ол Қазақстан Республикасы Президентінің Әкімшілігіне беріледі.

      8. Жергілікті және басқа да соттардың төрағалары, сот алқаларының төрағалары, судьялары атқаратын қызметінен босатылған кезде өз куәліктерін облыстардағы, Астана және Алматы қалаларындағы уәкілетті органның аумақтық бөлімшелеріне тапсырады, кейіннен ол уәкілетті органға беріледі.

О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан

Указ Президента Республики Казахстан от 18 мая 2012 года № 329.

      В соответствии с пунктом 3 статьи 27, пунктом 4 статьи 29, статьями 38-1 и 56 Конституционного закона Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" ПОСТАНОВЛЯЮ:

      1. Внести изменения и дополнения в следующие указы Президента Республики Казахстан:

      1) в Указ Президента Республики Казахстан от 26 июня 2001 года № 643 "Об утверждении положений, предусмотренных Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2011 г., № 29, ст. 351):

      в пункте 1:

      подпункт 2) исключить;

      дополнить подпунктом 4) следующего содержания:

      "4) Правила выдачи удостоверений судьям Республики Казахстан.";

      Положение о Судебном жюри, утвержденное вышеназванным Указом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему Указу;

      в Положении о прохождении стажировки кандидатом в судьи, утвержденном вышеназванным Указом:

      пункт 1 изложить в следующей редакции:

      "1. Настоящее Положение в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее - Конституционный закон Республики Казахстан) определяет условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи.";

      пункт 2-1 изложить в следующей редакции:

      "2-1. Лицам, ранее работавшим постоянными судьями не менее трех лет и в лечение пяти лет со дня увольнения изъявившим желание вновь занять должность судьи, прохождение стажировки не требуется, за исключением лиц, освобожденных от должности судьи по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан.

      Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.

      Не допускаются к прохождению стажировки лица, уволенные с должности судьи, из правоохранительных органов или с иной государственной службы по отрицательным мотивам, предусмотренным Конституционным законом Республики Казахстан, законами Республики Казахстан "О правоохранительной службе" и "О государственной службе".";

      в пункте 9-1:

      часть вторую изложить в следующей редакции:

      "Распоряжения председателей областных судов являются основанием для заключения между руководителями территориальных подразделений уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов в областях, городах Астане и Алматы (далее - территориальное подразделение уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы) и стажерами-кандидатами соглашения о прохождении стажировки.";

      часть пятую изложить в следующей редакции:

      "Территориальным подразделением уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы публикуется информация о стажере-кандидате в средствах массовой информации.":

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Отказ лицу в допуске к прохождению стажировки должен быть мотивирован.

      В допуске к прохождению стажировки отказывается в случаях:

      1) недостижения лицом возраста двадцати пяти лет;

      2) отсутствия высшего юридического образования, безупречной репутации и стажа работы по юридической профессии не менее двух лет;

      3) отсутствия документов, подтверждающих сдачу квалификационного экзамена на должность судьи;

      4) наличия достоверных сведений, характеризующих морально- этический облик лица с отрицательной стороны;

      5) наличия обстоятельств, предусмотренных частью третьей пункта 2-1 настоящего Положения.

      Лицу не может быть отказано в прохождении стажировки по мотиву произведенного к этому времени набора большого количества стажеров-кандидатов.";

      дополнить Правилами выдачи удостоверений судьям Республики Казахстан согласно приложению 2 к настоящему Указу;

      2) Утратил силу Указом Президента РК от 19.01.2023 № 106.

      2. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Президент


Республики Казахстан

Н. Назарбаев


  ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Указу Президента
Республики Казахстан
от 18 мая 2012 года № 329
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Республики Казахстан
от 26 июня 2001 года № 643

ПОЛОЖЕНИЕ
о Судебном жюри
1. Общие положения

      1. Настоящее Положение о Судебном жюри (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее - Конституционный закон Республики Казахстан) и определяет порядок формирования и организацию работы Судебного жюри, а также порядок рассмотрения материалов и дисциплинарных дел.

      2. В целях обеспечения конституционного права каждого на судебную защиту Судебное жюри образуется для определения профессиональной пригодности действующего судьи, подтверждения права судьи на отставку и ее прекращение, а также рассмотрения вопроса о возбуждении дисциплинарного производства и рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей.

      3. В своей деятельности члены Судебного жюри независимы и руководствуются только Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан и настоящим Положением.

      4. Не допускаются вмешательство в деятельность Судебного жюри и оказание воздействия на его членов. Член Судебного жюри не вправе давать какую-либо информацию по находящимся в его производстве материалам, принятым решениям.

2. Порядок формирования Судебного жюри

      5. Состав Судебного жюри избирается тайным голосованием на альтернативной основе, сроком на три года пленарным заседанием Верховного Суда Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан из числа действующих судей.

      Судебное жюри состоит из одиннадцати членов - трех судей районных и приравненных к ним судов (далее - районные суды), трех судей областных и приравненных к ним судов (далее - областные суды) и пяти судей Верховного Суда Республики Казахстан.

      6. В бюллетень для тайного голосования включаются все выдвинутые кандидатуры. Избранным считается кандидат, набравший наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам.

      7. Следующий за избранным по числу набранных голосов кандидат считается запасным членом Судебного жюри и исполняет обязанности члена Судебного жюри в случае отвода или самоотвода членов Судебного жюри, повлекшего отсутствие кворума.

      В случае выбытия кого-либо из членов Судебного жюри проводятся довыборы на оставшийся срок в порядке, установленном настоящим Положением.

      8. Председатель и секретарь Судебного жюри избираются составом Судебного жюри из числа его членов большинством голосов.

      9. В случае временного отсутствия председателя Судебного жюри по его поручению обязанности председателя исполняет один из членов Судебного жюри.

      10. Судьи, рекомендуемые в состав Судебного жюри, должны обладать высокими профессиональными качествами, безупречной личной репутацией, принципиальностью, пользоваться авторитетом судейской общественности и иметь стаж работы судьей не менее десяти лет.

      11. В состав Судебного жюри не могут быть избраны Председатель и председатели судебных коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председатели и председатели судебных коллегий областных судов, судьи - члены Комиссии по судейской этике, судьи - члены Высшего Судебного Совета Республики Казахстан.

      12. Заседания Судебного жюри проводятся по мере необходимости и правомочны при наличии не менее семи членов его состава.

      На время работы Судебного жюри его члены, в соответствии с действующим законодательством, командируются к месту проведения заседания и освобождаются от выполнения других обязанностей.

      13. О своей деятельности Судебное жюри ежегодно информирует пленарное заседание Верховного Суда Республики Казахстан.

      14. Основаниями для освобождения от исполнения обязанностей члена Судебного жюри являются:

      1) освобождение судьи от должности, прекращение либо приостановление полномочий судьи, входящего в состав Судебного жюри;

      2) совершение членом Судебного жюри порочащего проступка, противоречащего судейской этике;

      3) истечение срока, на который был избран член Судебного жюри;

      4) по собственному желанию.

      Освобождение члена Судебного жюри производится решением пленарного заседания Верховного Суда Республики Казахстан.

3. Основания рассмотрения материалов, порядок проведения
заседаний и вынесения решения Судебного жюри

      15. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов в отношении судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда Республики Казахстан или представление председателя областного или Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

      16. Председателем Судебного жюри по конкретным материалам определяется докладчик и дата их рассмотрения.

      17. При необходимости проведения дополнительной проверки до начала рассмотрения поступивших материалов Судебное жюри вправе истребовать документы и материалы от Комиссии по судейской этике и судов, в том числе судебные дела, при рассмотрении которых были допущены нарушения закона.

      18. Рабочий орган Судебного жюри обеспечивает сбор необходимых документов и информирует членов Судебного жюри о дате, времени и месте проведения заседания Судебного жюри.

      19. Заседание Судебного жюри начинается с оглашения председательствующим состава жюри и лиц, приглашенных на заседание, а также повода, послужившего основанием к рассмотрению материалов.

      20. Рассмотрение материалов на заседании Судебного жюри происходит с обязательным участием судьи, в отношении которого рассматриваются материалы.

      В случае неявки судьи, в отношении которого рассматриваются материалы, по уважительной причине (болезнь или иные обстоятельства, объективно воспрепятствовавшие участию на заседании Судебного жюри) заседание Судебного жюри переносится. При неявке судьи на заседание Судебного жюри без уважительной причины рассмотрение материалов производится без его участия.

      21. Судья, в отношении которого на рассмотрение Судебного жюри переданы материалы, вправе заявить мотивированный отвод члену (членам) Судебного жюри до начала рассмотрения материалов.

      Член Судебного жюри не имеет права участвовать на заседании Судебного жюри, если он состоит в родственной связи с судьей, в отношении которого рассматриваются материалы, либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

      Любой член Судебного жюри может заявить мотивированный самоотвод от участия в рассмотрении материалов.

      22. Вопрос об отводе или самоотводе разрешается членами Судебного жюри в отсутствие лица, в отношении которого заявлен отвод (самоотвод), большинством голосов.

      Результаты голосования по заявленному отводу (самоотводу) отражаются в протоколе заседания.

      23. В случае удовлетворения отвода (самоотвода), повлекшего отсутствие кворума, заседание Судебного жюри переносится на другой срок, о чем извещается судья, в отношении которого рассматриваются материалы.

      В этом случае состав Судебного жюри замещается другим или запасным членом Судебного жюри.

      24. Судья, в отношении которого рассматривается вопрос, имеет право принимать участие в исследовании материалов, давать пояснения по существу, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства.

      25. В необходимых случаях на заседание Судебного жюри для дачи объяснений могут быть приглашены председатель суда либо председатель судебной коллегии, где работает судья, а также другие лица.

      26. Решение Судебного жюри принимается в совещательной комнате большинством голосов в условиях, исключающих возможность оказать на него любое воздействие. Во время принятия решения в совещательной комнате могут находиться лишь члены Судебного жюри. Член Судебного жюри не вправе воздерживаться от голосования. При равенстве голосов принятым считается решение, улучшающее положение судьи, в отношении которого рассматриваются материалы.

      Тайна совещательной комнаты должна быть обеспечена во всех без исключения случаях.

      27. Решение излагается в письменной форме и подписывается всеми членами Судебного жюри, принимавшими участие в рассмотрении дела или материалов.

      28. На заседании Судебного жюри ведется протокол. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем Судебного жюри.

      29. Решения Судебного жюри о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности, о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или за невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона Республики Казахстан, о подтверждении права судьи на отставку и прекращении отставки направляются Председателю Верховного Суда Республики Казахстан для последующего представления в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

4. Основания и порядок рассмотрения материалов об определении профессиональной пригодности судьи

      30. Основанием для рассмотрения на Судебном жюри материалов об определении профессиональной пригодности судьи является решение пленарного заседания областного или Верховного Суда Республики Казахстан о передаче в Судебное жюри материалов в отношении судьи, имеющего низкое качество отправления правосудия или допустившего систематические нарушения законности при рассмотрении судебных дел.

      31. По результатам рассмотрения материалов относительно судьи, чья профессиональная квалификация ставится под сомнение, Судебное жюри выносит одно из следующих решений:

      1) о соответствии судьи занимаемой должности;

      2) о принятии необходимых мер по повышению профессиональной квалификации судьи (направление судьи на обучение, установление наставничества над судьей, организация стажировки в вышестоящем суде и другое);

      3) о несоответствии судьи занимаемой должности в силу профессиональной непригодности.

      32. Решение Судебного жюри должно содержать данные о:

      1) составе Судебного жюри;

      2) месте и времени рассмотрения материалов;

      3) судье, в отношении которого рассмотрены материалы;

      4) судье, направившем материалы в Судебное жюри;

      5) обстоятельстве, послужившем основанием для направления материалов в Судебное жюри;

      6) пояснениях судьи, в отношении которого рассмотрены материалы;

      7) пояснениях других лиц, приглашенных на заседание Судебного жюри;

      8) выводах Судебного жюри с указанием обоснования принятого решения.

      33. Копия решения в течение пяти рабочих дней со дня вынесения направляется судье, в отношении которого рассмотрены материалы, а также в суд, представивший материалы.

      34. Материалы об определении профессиональной пригодности действующего судьи должны быть рассмотрены в двухмесячный срок со дня их поступления в Судебное жюри. При необходимости этот срок может быть продлен председателем Судебного жюри, но не более чем на один месяц.

5. Основания и порядок возбуждения дисциплинарного производства
и рассмотрения дисциплинарного дела

      35. Судьи могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности только по основаниям, предусмотренным статьей 39 Конституционного закона Республики Казахстан.

      36. Дисциплинарное производство в отношении председателей судебных коллегий, судей Верховного Суда Республики Казахстан, председателей и председателей судебных коллегий областных судов может быть возбуждено по представлению Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

      Дисциплинарное производство в отношении судей областных судов, председателей и судей районных судов может быть возбуждено по представлению председателя областного или Председателя Верховного Суда Республики Казахстан.

      37. Обязанность по доказыванию совершения судьей дисциплинарного проступка возлагается на лицо, подавшее обращение. При этом участие данного лица или его представителя при решении вопроса о возбуждении дисциплинарного производства в отношении судьи, рассмотрении дисциплинарного дела не исключается.

      38. Дисциплинарное производство в отношении судьи может быть возбуждено не позднее трех месяцев со дня обнаружения проступка, не считая времени служебной проверки и отсутствия судьи на работе по уважительной причине, и не позднее одного года со дня совершения проступка.

      39. Решение о возбуждении дисциплинарного производства или об отсутствии оснований для возбуждения дисциплинарного производства излагается в форме постановления, которое подписывается всеми членами Судебного жюри.

      40. В результате рассмотрения дисциплинарного дела Судебное жюри принимает одно из следующих решений:

      1) о наложении дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктом 1 статьи 40 Конституционного закона Республики Казахстан;

      2) о прекращении дисциплинарного производства.

      41. Дисциплинарное дело прекращается в случаях:

      1) истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности;

      2) необоснованного возбуждения дисциплинарного дела;

      3) отсутствия в действиях судьи дисциплинарного проступка;

      4) отмены надзорной инстанцией судебного акта, вынесение которого послужило основанием для возбуждения дисциплинарного производства;

      5) прекращения полномочий судьи по основаниям, указанным в подпунктах 4)-7) пункта 1 статьи 34 Конституционного закона Республики Казахстан.

      42. Дисциплинарное дело должно быть рассмотрено в двухмесячный срок со дня его возбуждения.

6. Срок действия дисциплинарного взыскания и порядок его снятия

      43. Дисциплинарное взыскание действует в течение одного года со дня его наложения. Если в течение года со дня наложения взыскания судья не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергавшимся дисциплинарному взысканию.

      В случае наложения на судью нескольких взысканий, он считается имеющим взыскание до истечения годичного срока со дня наложения последнего по времени взыскания.

      44. По истечении шести месяцев со дня наложения дисциплинарного взыскания оно может быть снято Судебным жюри досрочно при безупречном поведении судьи и добросовестном отношении к исполнению своих обязанностей по ходатайству судьи.

7. Отмена и пересмотр решений Судебного жюри

      45. Решение Судебного жюри обжалованию не подлежит.

      46. Решение Судебного жюри до принятия Высшим Судебным Советом Республики Казахстан рекомендации может быть пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, которые не могли быть известны при его вынесении.

      47. Отказ Высшего Судебного Совета Республики Казахстан в даче рекомендации на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности является основанием для отмены Судебным жюри вынесенного им решения и его пересмотра.

      48. На основании протокольного решения Высшего Судебного Совета Республики Казахстан об отказе в даче рекомендаций на освобождение председателя, председателя судебной коллегии и судьи от должности Судебное жюри в течение десяти рабочих дней выносит постановление об отмене решения Судебного жюри с назначением повторного рассмотрения материалов в порядке и сроки, установленные в настоящем Положении.

8. Основания и порядок рассмотрения вопроса о подтверждении
права судьи на отставку и ее прекращение

      49. Рассмотрение вопроса о подтверждении права судьи на отставку осуществляется Судебным жюри на основании письменного заявления судьи. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие безупречную репутацию судьи.

      50. Заявление о подтверждении права па отставку должно быть рассмотрено в двухнедельный срок с момента поступления материалов на рассмотрение с вынесением соответствующего решения.

      51. Решение Судебного жюри об отсутствии условий на реализацию права на отставку служит основанием в отказе судье в освобождении от должности в форме отставки.

      52. Отставка судьи прекращается по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 35 Конституционного закона Республики Казахстан.

      С представлением о прекращении отставки в Судебное жюри могут обратиться Председатель Верховного Суда Республики Казахстан, председатели областных судов, а также судья по собственному заявлению.

      Решение Судебного жюри об отсутствии условий на реализацию права на отставку обжалованию не подлежит.

9. Порядок делегирования судей в Квалификационную комиссию при
Высшем Судебном Совете Республики Казахстан

      53. Судебное жюри делегирует в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан сроком на два года троих судей из своего состава на ротационной основе.

      Кандидаты в состав Квалификационной комиссии при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан выдвигаются председателем Судебного жюри.

      54. Решение Судебного жюри о делегировании принимается на заседании Судебного жюри путем голосования и считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Судебного жюри, участвующих в голосовании, а также подписывается председателем Судебного жюри.

      Копия решения в течение трех рабочих дней направляется в Высший Судебный Совет Республики Казахстан.

      55. Решение Судебного жюри должно содержать данные о:

      1) составе Судебного жюри при рассмотрении вопроса о делегировании судей в Квалификационную комиссию при Высшем Судебном Совете Республики Казахстан;

      2) месте и времени рассмотрения вопроса о делегировании судей;

      3) фамилии, имени и отчестве, должности делегируемых судей.

10. Организация работы Судебного жюри

      56. По иным вопросам организации деятельности Судебного жюри. условий и порядка проведения его заседаний, а также осуществления полномочий его членов пленарным заседанием Верховною Суда Республики Казахстан утверждается регламент Судебного жюри.

      57. Обеспечение деятельности Судебного жюри осуществляется уполномоченным органом по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов, который является рабочим органом Судебного жюри.

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Указу Президента
Республики Казахстан
от 18 мая 2012 года № 329
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Республики Казахстан
от 26 июня 2001 года № 643

ПРАВИЛА
выдачи удостоверений судьям Республики Казахстан

      1. Настоящие Правила в соответствии с Конституционным законом Республики Казахстан "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" определяют условия и порядок выдачи удостоверений судьям Республики Казахстан.

      2. Удостоверение судьи Республики Казахстан (далее - удостоверение) является официальным документом, подтверждающим занимаемую им должность.

      Удостоверение Председателю, председателям судебных коллегий и судьям Верховного Суда Республики Казахстан выдается сроком на два года, по истечении которого при сохранении за ним занимаемой должности подлежит продлению.

      Удостоверение председателям, председателям судебных коллегий и судьям местных и других судов выдается сроком на пять лет, по истечении которого подлежит замене.

      3. Удостоверения выдаются:

      1) за подписью Президента Республики Казахстан - Председателю, председателям судебных коллегий и судьям Верховного Суда Республики Казахстан;

      2) за подписью Председателя Верховного Суда Республики Казахстан - председателям, председателям судебных коллегий, судьям областных и приравненных к ним судов (далее - областные суды), председателям и судьям районных и приравненных к ним судов (далее - районные суды).

      4. Удостоверение не должно использоваться в неслужебных целях.

      Судья несет персональную ответственность за сохранность удостоверения. Передача удостоверения иным лицам запрещается.

      5. Удостоверение Председателю, председателям судебных коллегий и судьям Верховного Суда Республики Казахстан выдается Администрацией Президента Республики Казахстан.

      Удостоверение председателям областных судов вручается Председателем либо председателем судебной коллегии Верховного Суда Республики Казахстан.

      Удостоверение председателям судебных коллегий областных судов, председателям районных судов, судьям местных и других судов, впервые назначенным на должность судьи, вручается от имени Председателя Верховного Суда Республики Казахстан председателями областных судов.

      6. В случае утери или порчи удостоверения:

      1) Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда Республики Казахстан его владелец немедленно докладывает в письменной форме о случившемся Руководителю Администрации Президента Республики Казахстан;

      2) председателей, председателей судебных коллегий и судей местных и других судов его владелец незамедлительно информирует в письменной форме в уполномоченный орган по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов (далее - уполномоченный орган).

      По каждому факту утери, порчи, передачи удостоверения другим лицам, использования его в неслужебных целях в недельный срок проводится служебное расследование, по результатам которого виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.

      Утерянные удостоверения объявляются недействительными.

      7. Председатель, председатели судебных коллегий и судьи Верховного Суда Республики Казахстан при освобождении от занимаемой должности сдают в уполномоченный орган свое удостоверение с последующей его передачей в Администрацию Президента Республики Казахстан.

      8. Председатели, председатели судебных коллегий и судьи местных и других судов при освобождении от занимаемой должности сдают в территориальное подразделение уполномоченного органа в областях, городах Астане и Алматы свое удостоверение с последующей его передачей в уполномоченный орган.