Орал өзені алабаның су жолдарымен жүзудің жергілікті ережелер туралы

Батыс Қазақстан облыстық мәслихатының 2004 жылғы 29 мамырдағы № 8-11 шешімі. Батыс Қазақстан облысының Әділет департаментінде 2004 жылғы 9 шілдеде № 2726 тіркелген. Күші жойылды - Батыс Қазақстан облыстық мәслихаттың 2009 жылғы 15 қазандағы № 14-12 шешімімен

      Ескерту. Күші жойылды - Батыс Қазақстан облыстық мәслихаттың 2009.10.15 № 14-12 Шешімімен. 

      "Қазақстан Республикасындағы жергілікті мемлекеттік басқару туралы" Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 23 қаңтардағы № 148-11 Заңының 6 бабына, "Қазақстан Республикасының ішкі су жолдарымен жүзудің ережелерін бекіту туралы" 1999 жылғы 30 қарашадағы № 849-1 көлік және коммуникациялар Министрінің бұйрығына сәйкес облыстық мәслихат ШЕШІМ ЕТТІ:
      1. "Орал өзені алабының су жолдарымен жүзудің жергілікті ережелері" бекітілсін (жалғанады).
      2. Батыс Қазақстан облысы бойынша көліктік бақылау басқармасына (Ұмбеттәлиев Ә. Л.) "Орал өзені алабының су жолдарымен жүзудің жергілікті ережелерін" Орал өзені алабындағы барлық мекеме иелеріне және жағалаудағы құрылымдарды пайдаланатын басқа азаматтарға жеткізіп және оны орындалуын қадағалау тапсырылсын.
      3. Облыстық мәслихаттың "Орал өзені алабының су жолдарымен жүзудің жергілікті туралы" 2000 жылғы 20 маусымдағы № 4-8 (тіркеу № 398 2000 жыл 18 шілде) шешімінің күші жойылды деп танылсын.
      4. Бұл шешімінің орындалуын бақылау облыстық мәслихаттың ұйымдастыру құқық және жастар ісі жөніндегі тұрақты комиссияға (Чудров Я. Қ.) жүктелсін.

      Сессия төрағасы
      Облыстық мәслихат хатшысы

Облыстық мәслихат
2004 жылғы 29 мамырдағы
№ 8-11 шешімімен
бекітілді

ОРАЛ ӨЗЕНІ АЛАБЫНЫҢ
СУ ЖОЛДАРЫМЕН ЖҮЗУДІҢ
ЖЕРГІЛІКТІ ЕРЕЖЕЛЕРІ

1-ТАРАУ. ЖАЛПЫ ҚАҒИДАЛАР

1. Қолдануы

      1. Орал өзені алабының су жолдарымен жүзудің жергілікті ережелері (бұдан әрі - ережелер) Көлік және коммуникациялар Министрі бекіткен № 849-І 1999 жылғы 30 қарашадағы Қазақстан Республикасының ішкі су жолдарымен жүзудің ережелеріне сәйкес дайындалған.
      2. Осы Ережелер Орал өзені алабының су жолдарындағы ерекшеліктерді қамтып көрсетеді және кеме қозғалысының қауіпсіздігін қамтамасыз етуге арналған.
      Осы Ережелер Орал өзеніндегі кеме жолдарымен Рубежка поселкесінен Пешной аралына дейін (өзеннің сағасына) және Шалқар көлінде жүзетін, Батыс Қазақстан облысы бойынша Көлік бақылау басқармасының (бұдан әрі - Басқарма) бақылауындағы барлық кемелерді, соның ішінде шағын кемелерді, жүзу құрамаларын және басқа жүзу көліктерін, сонымен қатар Орал өзенінің кеме жүретін су жолдарында орналасқан жағалаудағы және гидротехникалық құрылымдар мен кемежайларды қамтиды.

2. Жауапкершілік

      3. Орал өзені алабындағы кемелермен жағалаудағы құрылымдарды пайдаланатын кеме иелері, экипаж мүшелері Кәсіпорындар, мекемелердің басшылары және жеке азаматтар, осы Ережелерді басшылыққа ала отырып, оларды қатар сақтауға міндетті, осы Ережелерге немқұрайлы қарағаны үшін және нақты жағдайда талап ететін сақтық шараларын бұзғаны үшін жауапқа тартылады.
      Кемелерді осы Ережелермен қамтамасыз ету - кеме иесінің міндеті.

3. Анықтамалар

      4. Осы Ережелерге мәтін бойынша басқа түсінік беру қажет болмаған жағдайда, 1-24-тармақтарында анықтамасы берілген, терминдер қолданылады:
      1) Су тартылған кезең деп - өзен топырақ суымен ғана көректенетін кезең аталады.
      2) Тасқын кезеңі деп - өзен еріген қар суымен, нөсер жаңбыр суымен, су қоймаларынан босатылған және басқа да сулармен көректенетін кезең аталады. Бұл кезеңде өзен қысқа мерзімге жылдам көтеріледі.
      3) Арал - су ортасындағы өсімдікті жер.
      4) Саяз жер деп - кеме жүрісі жолындағы тереңдіктің шектелуіне байланысты кеме жүрісінде қиындықтар туындайтын өзен арнасының бөлігін атайды.
      5) Терең су - екі саяз жер арасында орналасқан түбі терең учаске.
      6) Асулар белгісі - фарватер бір жағадан екінші жағаға ауысатын жерде жағада орнатылған белгі. Белгі ретінде баған орнатылады. Оның жоғарғы жағына фарватердің осіне перпендикуляр жайылған квадраты қалған орнатылады.
      7) Жүріс белгісі бойымен фарватер өтетін жағалауда орнатылады. Белгі жоғарғы жағына жазықтығы фарватерге паралелль жайылған ромб қалған бекітілген бағаннан құралады.
      8) Сигнал белгісі кемелердің айырылысуында және басып озуында қиындық туындайтын немесе бұларға тыйым салынған тар жерлерде жағада орнатылады. Баған спираль бойынша қара және ақ сырмен боялады.
      9) Бакен - кеменің жүріс жолының оң жақ шетінде орнатылатын қызыл түсті дөңгелек белгі.
      10) Қарақшылар - кемелер күндіз ғана жүретін жерлерде орнатылады.
      11) Қарша - тамыр жүйесімен бірге батқан ағаш.
      12) Кеменің жүріс жолы - ішкі су жолындағы кемелер қозғалысы үшін арналған және жерде немесе картада белгіленген су кеңістігі.
      13) Топырақ қарақшылары - өзеннің түбіне батырылған сырық.
      14) Сыпырғы - бір буда бұта.
      15) Мүйіс - өзен немесе көл арнасындағы шығыңқы құрғақ жер.
      16) Қайраң - судың бетіне шығып тұрған арна бөлігі.
      17) Кеме жүрісінің жағдайы - кеме жүрісін сипаттайтын жерлерде, жағада немесе қалқып тұратын кеме жүрісін реттейтін белгілер.
      18) Жүріс жары - жар бойымен кеме қозғалысын жүзеге асыру.
      19) Рейд - су қоймасының акваториясындағы кемені қоюға арналған бөлігі.
      20) Люк - трюм ішін қарау үшін, палубадан қарайтын саңлау.
      21) Иллюминатор - кеме бортын қарауға арналған әйнекті алмастыратын саңлау.
      22) Шпангоуттар - киль мен палубаға бекітілетін, көлденең және майысқан қабырғалар, олар көлденең жиынттыққа жатады.
      23) Фарватер - кеме жүрісіне арналған су қоймасының бөлігі.
      24) Пыж - кеме бортымен келіп тоқтағандағы қабылдау.
      5. Барлық кемелерде (шағын және желкенділерден басқасында) жүзу аудандарының карталары қолданымдағы навигацияға сәйкестендірілуі тиіс. Бұл карталармен бірге Республикалық Қазыналық су жолдары кәсіпорны (бұдан әрі "Кәсіпорын") дайындап, мүдделі тұлғаларға өткізетін рейдтер мен тұрақтардың аумағындағы кеме тұрақтары мен қозғалысының тәртібін белгілейтін сызбалар да қоса беріледі.
      6. Кемелердегі жазбалар (кеме куәлігінің литерасы мен нөмірі атауы) Қазақстан Республикасындағы кемелерді тіркеу Ережелеріне сәйкес жазылуы тиіс. Люктер, есіктер, құбыр жолдары, шығатын есіктер, шпангоуттар Кемелер өміршеңдігі үшін күрес жөніндегі Нұсқамаларға (КӨНКН) сәйкес белгіленеді.
      7. Кемелерге басқа жазбалар мен суреттерді салуға соның ішінде жарнамалық сипатты, тыйым салынады.
      8. Барлық кемелер пайдалануға қабылданғанда Батыс Қазақстан облысы бойынша басқармасының қызметкерлеріне ұсынылуы тиіс. Басқарма қызметкерлері қарамаған кемелерді пайдалануға тыйым салынады.
      9. Кеме капитаны рейстік тапсырма осы Ережеге, сонымен қатар Қазақстан Республикасының ішкі сулармен жүзу Ережелеріне және өзен көлігін техникалық пайдалану Ережелеріне қайшы келетін жағдайда одан бас тартуға құқылы.
      10. Осы Ережелердің орындауын Басқарма бақылайды.

2-ТАРАУ. КЕМЕ ЖҮЗУНІҢ ЖАҒДАЙЫ

      11. Су тасыған және су тартылған кезеңдегі кеме жүзуінің жағдайын Басқармамен келісілген сызба бойынша Республикалық Қазыналық Орал су жолдары кәсіпорны белгілейді.
      12. Орал өзеніндегі жаңа жағдайы асулардын, жүрістің және сигналдардың белгілерінен құралады. Жүзу жағдайын бакендер мен топыраққа орнатылған қарақшылар көрсетеді. Қызыл қарақшы ретінде сырық пайдаланылады, оған жалпақ жағы жоғары қарай орнатылған қабығынан тазаланған сыпырғы бекітіледі. Оның төменгі жағы судан 30-50 см. биіктікте болуы қажет. Ақ қарақшы ретінде жоғарғы көлденең кесіндісі 2 метр биіктіктегі қабығынан тазаланған сырық қолданылады.
      13. Кеме жүзуі жағдайы белгілерінің сызбадан шегініп, өзгеше орналасуының әрқайсысы туралы кәсіпорын тәулігіне кем дегенде екі рет кезекті жол парағы (радиобюллютень) арқылы кеме жүргізушілерге хабарлайды.
      14. Су тасыған кезеңде суға басылып қалған тік жарлар мен аралдар кеме жүзуі жағдайының қосымша белгілерімен қоршалады.
      15. Асулардағы ең төменгі кепілді тереңдіктер анықталған соң кеменің жүріс жолы екі жақтан суда қалқып тұратын белгілерімен (бакендермен) қоршалады.
      16. Егер кеменің жүріс жолының ені кепілді екі енінен үлкен болған жағдайда кеменің жүріс жолының бір жиегі қоршалса жеткілікті.
      17. Кеменің жүріс жолы 500 метр немесе одан да аз радиуста күрт бұрылған жағдайда, ағыс бойынша төмен жүзіп келе жатырған кемелер жағаға жығылмас үшін мүйістер мен саяз жерлерді белгілейтін бакендер кеменің жүріс жолының еніне байланыссыз қойылады.
      18. Жүріс жары (жағасы) бойында, су кесіндісінен 10 метр және одан да үлкен қашықтықта жатқан кедергілер (тамырымен суға кеткен немесе құлаған ағаштар және басқалар) кезіккен жағдайда, оларды кеме жүрісі жағдайының қалқымалы белгілерімен қоршау қажет.
      19. Кеме жүргізушілер кеме жүрісі жағдайының қалқымалы белгілерін сақтау үшін барлық шараларды қолдануға міндетті. Күрделі асулардан ағысқа қарсы өткенде нақтылы жағдайға қарап, құрамның жылдамдығын азайтып, жағдайды сақтап қалу үшін қажетті шараларды жүзеге асыру қажет.
      Қалқымалы белгіні бұзған немесе қалқымалы және жаға белгісінің бұзылғандыңын байқаған кеме жүргізуші бұл туралы кәсіпорынға хабарлап, вахта журналына жазуға міндетті.
      20. Шалқар көлі мен Каспий теңізінің солтүстік жағалау бөлігінде пайдаланатын кемелерде жүкті орналастыру және бекіту шайқалыс кезінде кеменің орнықтылығын қамтамасыз етілетіндей болып орнатылуы қажет. Люктар, иллюминаторлар және басқа саңылаудың барлығы да су өтпес үшін жабылуы қажет.
      21. Кемелердің жүріс жолында өткізілетін спорт шаралары (сайыстар, туристік жорықтар және басқалар) Басқармамен алдын ала келісу қажет.
      22. Айлақтарды, рейдтерді және насостық станцияларды орнату жерлері Басқармамен келісілу қажет.
      23. Басқарма маманы қауіпсіз жүзуге жарамсыз деп тапқан кемеге анықталған кемшіліктерді жойғанша, рейске шығуға тыйым салынады.
      24. Орал өзенінің кеме жүретін жолдарында:
      кемелерді иірімде бақылаусыз қалдыруға;
      айлақтарға, дебаркадерлерге және олардың арасындағы интервалдарға жақындауға, кемелерге және шағын кемелердің құрамаларына тіркелуге тыйым салынады.

3-ТАРАУ. ОРАЛ ӨЗЕНІНДЕГІ КЕМЕЛЕРДІҢ
ҚОЗҒАЛЫСЫ ЖӘНЕ ТҰРАҒЫ

      25. Орал өзенімен кемелердің және кеме құрамдары қозғалғанда кеме жүргізушілері мынандай қауіпсіздік шараларын сақтауға міндетті:
      1)  кемелерді терең су учаскелерінің қауіпсіз жерлерінде айыруға және озып өтуге тиісті, бұл жағдайда кемелердің (бүйірлері) арасындағы қашықтық кем дегенде 25 метр болуы қажет;
      2) навигацияның су тартылған кезеңінде кемелерді айыруға және озып өтуге тыйым салынады;
      3) жоғарға жүзіп бара жатқан кеме асудан төмен қауіпсіз жерде тоқтап, төмен қарай жүзіп бара жатқан кемені өткізуге міндетті;
      4) кеменің корпусы топыраққа тиген жағдайда шұғыл түрде трюмдарда сыртқы судың бар, жоғын тексеріп, бұл жағдай жөнінде вахта журналына жазуға міндетті.
      26. Қиын учаскелерден өткенде кеме жүргізушілердің міндеттері:
      1) жағдайды дұрыс бағалауда қиындықтар туындаған жағдайда (басқа кемелердің іс-әрекеті түсініксіз, белгі бермеу немесе қате белгі беру, бағыт-бағдардан айырылу, навигация құралдары белгілерінің жоқтығы немесе бұзылғандыңы және басқалар) өзара тыс әрекеттері жөнінде келіскенше немесе жағдай анықталғанша жүрісті бәсеңдетуге немесе жүрісті тоқтату қажет;
      2) кем дегенде екі рет басқа кемелерге өзінің нақтылы тұрған жері, қозғалыс бағыты, құрамдағы кемелер саны және айырылу мен қозғалыс қауіпсіздігі үшін қажетті басқа мәліметтерді беруге міндетті;
      3) түнгі уақытта кеменің жүрісі бойынша өзеннің бұрылысына прожектордың жарығын түсіріп өтуге міндетті.
      27. Бөгеттерге кіргенде және олардан шыққанда өзі жүретін кемелер тар жерге кіргенде беретін дыбыс белгісін беруге міндетті.
      28. Орал өзеніндегі судың көкжиегі жобалық деңгейден төмендегенде, асулардын тереңдігі кепілді тереңдіктен төмендеген жағдайда, кемелер мен құрамалардың қозғалысы Басқарма өкілдерімен келісілген тиісті шаралар қабылданған соң кеменің жүріс жолының көлемінің жағдайына байланысты жүзеге асырылады.
      29. Орал өзенінің қиын учаскелерінде: Вертячий яр, Жилимная прорва, Джира, Мелкий яр, Сахарная воложка, Н. Калмыковский, Киргизский, құраманы вахтаға байланыссыз капитанның өзі жеке өткізуге міндетті.
      30. Лимиттік асуларда барлық жобалаудағы кемелерді айыруға және озып өтуге тыйым салынады. Кемелердің бұрылатын, жерлері, көрсетілген асулардын кеме жолына шыққан кемелерді өткізіп жіберу үшін тоқтап, күтіп тұратын жерлер лоцмандық картада белгіленуі тиіс.
      31. Құрамалар темір жол және автомобиль көпірлерінің астынан және су тартылған кезеңде табалдырықтардан өткенде құраманың қозғалыс кезіндегі ені 30 метрден аспау қажет.
      32. Тұрған немесе кеме жүрісі артынан жұмыс істеп келе жатырған жер снарядтары кеме қозғалысына кедергі туғызбайтын болса күндіз матчтаға диаметрі 75 см қара шар көтеруге міндетті; шар кеме құрал-жабдығының бәрінен биік болып, алыстан жақсы көрініп тұруы қажет; түнде айналма ақ от қосылу қажет. Бұл сигналдар жер снарядының қасынан рұқсат сұрамай өте беруге болатындығы туралы хабарлайды.
      33. Жер снарядына жақындаған кемелер өзеннің бұрылысынан бірін-бірі көрмейтін болса, жер снарядының вахтасы ӨҚТ байланыс бойынша жоғарыға қарай жүзіп бара жатқан кемеге төменге жүзіп бара жатқан кеме өтуге құқылы екендігі жөнінде хабарлауға міндетті.
      34. Кеме жүрісі бойынша жұмыс істеп тұрған жер снарядтарында кемелерді өткізген кезде сигналдың оттардан басқа палуба оттарының барлығы да сөндірілуге тиіс.
      35. Жер снаряды жанымен кемелер өтіп жатқан кезде жер снарядының бүйіріне кеме жүрісінің жолы жағынан шаландаларды, жүк таситын қайықтарды тұрғызуға және қозғалтуға тыйым салынады.
      36. Жолаушы тасымалдайтын кемелерді қауіпсіз өткізіп жіберу үшін жер снарядының рубкасында олардың қозғалыс кестесі болуы қажет, онда көрсетілген кемелердің асуға жақындайтын уақыты түзетіліп тұруы қажет.
      37. Қалқымалы көпірлерден кемелер көпірді меншіктенуші Басқармамен келіскен кесте бойынша өткізіледі.
      38. Ішкі су жолдарындағы көпірлерді, бөгеттерді және басқа да құрылымдарды меншіктенуші-шаруашылық жүргізуші субъект өз есебінен навигациялық қоршауларды (қозғалмайтын және қалқымалы белгілер) және гидротехникалық құрылымдар ауданынан кемелердің қауіпсіз өтуін қамтамасыз етсін. Құрылымдардың ауданындағы су түбін тазалау және тереңдететін қалқымалы көпірлерден кеме өту үшін айыру жұмыстары Қазақстан Республикасының мемлекеттік су жолдары туралы Ережеге сәйкес жүзеге асырылады.
      39. Өзі жүретін кеме вахтасының бастығы әр күн сайын вахта журналына жазуы қажет:
      1) кеменің жүріп келе жатқандығына немесе тоқтап тұрғандығына қарамастан, кеменің сигналдың оттарының жағылып, өшірілгендігі туралы;
      2) өз кемесінің жүк тиейтін және басқа трюмдарындағы, құрамалардағы, тіркеме баржаларындағы су деңгейін өлшеу нәтижелері туралы;
      3) дистанциялық автоматтың басқару және тұтқа құрылымдарының жағдайы туралы.
      40. Өзен арнасындағы карьерлердің барлық құм және қиыршық тас өндіретін орындары жөнінде Басқармамен және кәсіпорынмен алдын ала келісу қажет.
      41. Кемелер мен құрамалар Орал өзенімен жүзігенде салынатын тыйымдар:
      1) көпірдің астымен, ауа өткелдерінің астынан қалқымалы крандарды сүйреп өткізгенде олардың көтергіш жебелері жинаулы түрде болуы қажет;
      2) қалқымалы құрамаларды итерген кезде кеменің белгі беру оттары көрінбеген жағдайда немесе жүріс рубкасынан қараған кезде сүйреп келе жатқан объект тосқауыл болмау керек;
      3) өзі жүрмейтін кеме мен жалғызілікті кемелерді итеру әдісімен сүйрегенде рульдік рубкадан қарағанда көзбен көрерлік аумақ жабық болмау қажет;
      4) алдынан кезіккен кемелердің рульдік рубкасына прожектор сәулесін түсіру қажет;
      5) кеме жұмысын тексеріп жүрген қызметкерлерден өзгелерге, вахтаға қатысы жоқ тұлғаларға, тұтқа рубкасында немесе капитан мінбесінде жүруге болмайды;
      6) жолаушы тасымалдау кемелерінің вахталық бастықтарына кемені басқару үшін штурвалды кеменің тұтқа моторисіне беруге тыйым салынады.

4-ТАРАУ. ПАРОМ ЕТКЕЛДЕРІ

      42. Өзеннің кеме жүретін учаскелеріндегі паром өткелдерінің орындарын кәсіпорын Басқармамен келісе отырып, белгілейді.
      43. Паромдар мен қайықтар құтқару және өртке қарсы құралдарымен жабдықталуы және екі бүйірінде де құтқару леерлері болуы тиіс.
      44. Паромдар білікті мамандардың толық штатымен және апатсыз жұмысқа қажетті барлық құрал-жабдықпен қамтамасыз етілуі қажет.
      45. Паромшы қызметіне кеме (паром) басқаруға құқық беретін дипломы (куәлігі) бар тұлғалар тағайындалады.
      Барлық өзі жүретін және өзі жүрмейтін, мотокатерлердің көмегімен жұмыс істейтін паромдар жанынан өтіп бара жатырған кемелердің барлығына жол беріп айырылысу (өткізу) белгісін береді.
      46. Кемелер паромдардың жанынан жүрісін бәсеңдетіп өтеді.

5-ТАРАУ. КЕМЕЛЕРДІҢ ТҰРАҒЫ

      47. Барлық айлақтар мен тұрақ пунктілерінде әр кеме шығарылғанда кем дегенде екі тоқтату құралдарының орны болу қажет.
      48. Кәсіпорын қызметкерлері өлшеу жұмыстарын өткізілгеннен кейін және Басқармамен келісілген соң, кемелердің жақындау үшін жағадан ұйымдастырылған айлақтарды ашылу мүмкіндігі туады.
      49. Орал өзені алабындағы кемежайларында мұнай құю кемелері мен бункер кемелерінің тұрағы Басқармамен және өрт күзетімен келісілген жерлерде рұқсат етіледі.
      50. Кемелерге отын және жағар-май тиеу жұмыстары арнайы айлақтарда жүзеге асырылады. Мұнай құю айлақтарына кемелердің сақтық шараларын сақтай отырып, бір кемеге ғана жақындау рұқсат етіледі.
      51. Айлақтарда тұрған кемелердің қауіпсіздігін қамтамасыз ету міндеті айлақты меншіктенуші мекемелердің басшыларына жүктелінеді.
      52. Кемелер айлақта тұрғанда кеуіп қалмас үшін капитандар мен шкиперлер су деңгейін бақылауды қамтамасыз етуі қажет.
      53. Айлақтардағы, кемелердегі және басқа жүзу құралдарындағы қуатты жарық көздері, сигнал оттарынан өзгесі, жарықты төменге қарай бақыттайтын қалғандармен қоршалуы тиіс.
      54. Орал өзенінің барлық айлақтарында өзі жүретін кемелерге екі тығынмен, өзі жүрмейтін кемелерге бір тығынмен түру рұқсат етіледі.
      55. Шалқар көліндегі кемелердің тұрағының қауіпсіздігіне капитан жауапты, ол кемені жел бағыты өзгергенде басқа кемелерге құламайтындай болып тұруын қамтамасыз етуге міндетті.
      56. Мекемелер мен жеке тұлғалардың катерлері, моторлы және ескекті қайықтары Басқарма және кәсіпорынмен келісіп, бекітілген жерлерде қоюлары қажет.

6-ТАРАУ. КЕМЕЛЕРДІ ҚЫСҚЫ ТҰРАҚҚА
ЖӘНЕ ЖӨНДЕУГЕ ҚОЮ ТӘРТІБІ

      57. Кемені тұраққа қою барысында және тұрақта тұрған кезде меншіктенуші кем дегенде тоқсанына бір рет тұрақтың қауіпсіздігін тексеру үшін кемелерді Басқармаға ұсынып тұруы қажет.
      58. Кемелерді меншіктенушілер тексеру барысында анықталған кемшіліктерді дереу жоюға міндетті.
      59. Орал өзені алабындағы кемелерді қысқы тұраққа тұрғызу және жөндеу туралы алдын-ала дайындалған және кәсіпорын басшысы бекіткен жоспар бойынша, Көлік бақылау басқармасының келісімімен жүзеге асырылады.
      60. Затондарда кемелер түріне және санына байланысты бір бағытта, топталған кемелердің түріне байланысты ара қашықтықта қойылады. Бір түрдегі кемелердің бірнеше бағыты кеме топтарын құрайды.
      61. Барлық түрдегі кемелердің топтары, бағыттары және борттары арасындағы өрт қауіпсіздігінің қашықтығы кем дегенде:
      1) бір палубалы жолаушы тасымалдау кемелерінің, дебаркадерлердің және брандвахталардың бағыттары арасында 20 метр болуы қажет;
      2) техникалық флот кемелерінің бағыттары аралығы - 15 м.;
      3) шағын өзіжүретін кемелердің бағыттары аралығы - 10 м.;
      4) металл баржалар мен пантондардың аралығы - 5 м.
      Борттар ара қашықтықтары өрт қауіпсіздігі аумағының кеңдігі тоқтату брустарынан есептегенде кем дегенде 3 метр болуы қажет.
      62. Түрлі түрдегі кемелердің бағыттары арасындағы қашықтық шектес бағыттардың кемелері үшін белгіленген ең үлкен қашықтықтан бастап белгіленеді.
      63. Алапта арнайы бөгеттер болмаған жағдайда мұнай құйылатын кемелер жалпы бөгеттерге қойылуы ықтимал, бұл жағдайда олар бөгетке соңғы кіргізіліп, бірінші болып шығарылады. Мұнай өнімдері құйылған кемелер бөгетке қойылмас бұрын тазаланып, газы шығарылуы тиіс (буландыру арқылы). Жалпы бөгеттерге мұнай құю кемелері соңғы бағытта (бөгеттің басынан санағанда) қойылады.
      64. Бірінші және екінші класстағы мұнай құю кемелерінің ара қашықтығы кем дегенде 30 метр, үшінші және төртінші класстағы мұнай құю кемелерінің ара қашықтығы кем дегенде 20 метр болуы қажет. Бірінші және екінші класстағы мұнай құю кемелері топтарының ара қашықтығы кем дегенде 60 метр, үшінші және төртінші класстағы мұнай құю кемелері топтарының ара қашықтығы кем дегенде 30 метр болуы қажет. Бір бағытта 1, 2, 3 және 4 класстағы мұнай құю кемелерін қоюға мәжбүр болған жағдайда бағыттардың ара қашықтығы 1 және 2 класс мұнай құю кемелері үшін белгіленген нормаларға сай белгіленеді. Бағыттардың саны үштен (бір топ) аспауы қажет, ал бір бағыттағы кеме саны төрттен аспауы қажет.
      65. Жөндеуді талап ететін және жөндеу қажет етпейтін мұнай кемелерін бір бағытта қоюға тыйым салынады.

7-ТАРАУ. КЕМЕ МЕНШІКТЕНУШІЛЕРДІҢ ЖАУАПКЕРШІЛІГІ

      66. Флоттың тұрағының қауіпсіздігі үшін Қазақстан Республикасының өзен көлігінің техникалық пайдалану ережелеріне сәйкес кемелердің меншіктенушілері жауапты.
      67. Басқармалардың өкілдері заңдылықтардың орындалуын ұдайы тексеріп тұруға және оларды бұзған кеме меншіктенушілеріне қолданылып жүрген заңдылықтарға сай шара алуға міндетті.

      ЕСКЕРТУ: Басқармалар қызмет көрсететін учаскелердің шекараларын Комитет белгілейді.

О местных правилах плавания по водным путям бассейна реки Урал

Решение Западно-Казахстанского областного маслихата от 29 мая 2004 года № 8-11. Зарегистрировано Департаментом юстиции Западно-Казахстанской области 9 июля 2004 года № 2726. Утратило силу - решением Западно-Казахстанского областного маслихата от 15 октября 2009 года № 14-12

      Сноска. Утратило силу - Решением Западно-Казахстанского областного маслихата от 15.10.2009 № 14-12.

      В соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" № 148-11 от 23 января 2001 года, приказом Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан "Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Республики Казахстан" № 849-1 от 30 ноября 1999 года областной маслихат РЕШИЛ:
      1. Утвердить "Местные правила плавания по водным путям бассейна реки Урал" (прилагается).
      2. Управлению транспортного контроля по Западно-Казахстанской области (Умбеталиев А. Л.) довести "Местные правила плавания по водным путям бассейна реки Урал" до всех владельцев судов, береговых сооружений и других лиц, осуществляющих эксплуатацию судов и береговых сооружений на Уральском бассейне и установить контроль за их выполнением.
      3. Решение областного маслихата № 4-8 от 20 июня 2000 года "О местных правилах плавания по водным путям бассейна реки Урал" (регистрационный № 398 от 18 июля 2000 года) признать утратившим силу.
      4. Контроль над выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию областного маслихата по организационным, правовым вопросам и делам молодежи (Чудров Я. К.).

      Председатель сессии
      Секретарь областного маслихата

Утверждено
решением маслихата области
№ 8-11 от 29 мая 2005 года

МЕСТНЫЕ ПРАВИЛА
ПЛАВАНИЯ ПО ВОДНЫМ ПУТЯМ
БАССЕЙНА РЕКИ УРАЛ

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Применение

      1. Местные правила плавания по водным путям бассейна реки Урал (далее - Правила) разработаны в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Республики Казахстан, утвержденным приказом Министерства транспорта и коммуникаций № 849-1 от 30.11.1999 года.
      2. Настоящие Правила отражает особенности водных путей бассейна реки Урал и служат для обеспечения безопасности движения судов.
      Действие настоящих Правил распространяется на все суда, в том числе маломерные суда. Составы и плавучие средства, плавающие по судоходным путям реки Урал от поселка Рубежка до острова Пешной (устье реки), оз. Шалкар, поднадзорные Управлению транспортного контроля по Западно-Казахстанской области (далее Управление), а также на береговые и гидротехнические сооружения, причалы, расположенные на судоходных водных путях реки Урал.

2. Ответственность

      3. Владельцы судов, береговых сооружений, судоводители, члены экипажа, должностные лица предприятий, организаций и отдельные граждане, осуществляющие эксплуатацию судов и береговых сооружений на Уральском бассейне, обязаны руководствоваться настоящими Правилами, строго их соблюдать и несут ответственность за последствия, могущие произойти от невыполнения этих Правил, от пренебрежения какой-либо предосторожностью, соблюдение которой требуется обычной практикой судовождения или особыми обстоятельствами данного случая.
      Обеспечение судов настоящими Правилами является обязанностью судовладельцев.

3. Определение

      4. В настоящих Правилах, когда по тексту не требуется иное толкование, употребляется термины, определение которых дано в пунктах 1-24:
      1) Меженный период - называется период, когда питание реки происходит только за счет грунтовых вод.
      2) Паводковый период - называется период, когда питание реки происходит за счет таяния снегов, ливневых дождей, сброса водохранилищ и т.д. Быстрый, относительно кратковременный период подъема воды в реке.
      3) Остров - надводный осередок с растительностью.
      4) Перекат - называют часть русла реки, находящуюся на судовом ходу, где затруднительно движение судов из-за лимитируемой глубины.
      5) Плес - называется глубоководный участок, расположенный между двумя смежными перекатами.
      6) Перевальный знак - это знак выставленный на берегу, там где фарватер переходит с одного берега к другому. Знак представляет собой столб, к верхней части которого установлен квадратный щит с плоскостью, развернутой перпендикулярно оси фарватера.
      7) Ходовой знак - ставят на берегу, вдоль которого укреплен ромбовый щит с плоскостью, развернутой параллельно фарватеру.
      8) Сигнальный знак - устанавливается на берегу перед ускостью, где расхождение и обгон затруднены или запрещены. Представляет столб, окрашенный черными и белыми полосами со спирали.
      9) Бакен - представляет собой круг красного цвета, устанавливается по правой кромке судового хода. По левой кромке фарватера форма бакена - треугольная пирамида, белого цвета.
      10) Вехи - ставят там, где движение судов происходит только днем.
      11) Карча - затопленное дерево с корневой системой.
      12) Судовой ход - водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности или на карте.
      13) Грунтовые вехи - шест, углубленный в дно реки.
      14) Голик - пучок веток.
      15) Мыс - выступающая часть суши в русле реки, озера.
      16) Отмель - часть русла реки, выступающая на поверхность воды.
      17) Судоходная обстановка - набор судоходных знаков, выставленных на плаву, берегу, местах, указывающих характеристику судового хода.
      18) Ходовой яр - яр, вдоль которого осуществляется движение судов.
      19) Рейд - часть акватории водоема, отведенная для стоянки судов.
      20) Люк - палубное смотровое отверстие для осмотра трюмного помещения.
      21) Иллюминатор - смотровое отверстие в борту судна, замещенное стеклом.
      22) Шпангоуты - поперечные, гнутые ребра, которые крепятся к килю и палубе, относятся к поперечному набору.
      23) Фарватер - определенная часть водоема, предназначенная для судоходства.
      24) Пыж - прием швартовки судов бортами.
      5. На всех судах ( кроме маломерных и парусных) должны быть откорректированы на текущую навигацию карты районов плавания со схемами рейдов и причалов, которые разрабатывается Республиканским Казенным предприятием водных путей (далее Предприятие) и реализуют заинтересованным лицам.
      6. Надписи на судах (литера и номер судового свидетельства, название суда) должны наноситься в соответствии с Правилами регистрации судов Республики Казахстан. Маркировка люков, дверей, трубопроводов, выходов, шпангоутов производится в соответствии с Наставлениями по борьбе за живучесть судов (НБЖС).
      7. Другие любые надписи или рисунки, в том числе рекламного характера на судах запрещаются.
      8. Все суда, при входе их в эксплуатацию, должны быть предъявлены работникам Управления транспортного контроля по ЗКО. Эксплуатация судов без осмотра работниками Управления запрещается.
      9. Капитан судна вправе отказаться от выполнения рейсового задания, если оно идет в разрез с требованиями настоящих Правил, а также Правил плавания по внутренним водным путям Республики Казахстан и Правил технической эксплуатации речного транспорта.
      10. Контроль за выполнением настоящих Правил осуществляет Управление.

ГЛАВА 2. СУДОХОДНАЯ ОБСТАНОВКА

      11. Знаки судоходной обстановки для паводкового и меженного периодов навигации устанавливается Республиканским Казенным Уральским предприятием водных путей (далее - Предприятие) в соответствии с установленной схемой, согласованной с Управлением.
      12. На реке Урал береговая обстановка состоит из перевальных, ходовых и сигнальных знаков. Плавучие обстановкой служат бакены и грунтовые вехи. Красной вехой служит шест, на котором крепится голик раструбом вверх. Нижний конец голика должен находиться от воды на 30-50 см. Белой вехой служит очищенный от коры шест, возвышающий верхним отрубом над водой не менее 2-х метров.
      13. Каждое изменение расстановки знаков судоходной обстановки, с отступлением от схем, должно немедленно доводиться до сведения судоводителей Предприятием в очередном путевом листе (радиобюллетене) не менее раза в течение суток.
      14. Во время паводкового периода все затопляемые яры и острова на участках ограждаются дополнительными знаками судоходной обстановки.
      15. С установлением на перекатах наименьших гарантированных глубин судовой ход ограждается знаками плавучей обстановки (бакенами) с обеих сторон.
      16. Если ширина судового хода будет больше двукратной гарантированной, то достаточно ограждения бакенами одной кромки судового хода.
      17. В крутых поворотах с радиусом закругления судового хода 500 м. и менее, для предотвращения от навала на берег судов, следуемых вниз по течению, бакены для ограждения мысов и отмелей устанавливаются независимо от ширины судового хода.
      18. При возникновении препятствия (карчи, упавшие деревья и другие), лежащих в воде вдоль ходового яра (берега) на расстоянии 10 метров и более от уреза воды, следует проводить работы по их ограждению плавучими знаками судоходной обстановки.
      19. Судоводители обязаны принимать все меры к сохранению плавучих знаков судоходной обстановки. При движении против течения в сложных перекатах следует уменьшить скорость движения состава в зависимости от конкретных условий, принять необходимые меры для сохранения обстановки.
      Судоводители, сбившие плавучий знак, или обнаружившие неисправность в плавучей и береговой обстановке, обязаны сообщить об этом на Предприятие, о чем делается запись в вахтенном журнале.
      20. На судах, эксплуатируемых на оз. Шалкар и в прибрежной северной части Каспийского моря, грузы должны размещаться и крепиться так, чтобы при качке обеспечивалась устойчивость судна. Люки, иллюминаторы и другие отверстия должны быть задраены с обеспечением водопроницаемости.
      21. Проводимые спортивные мероприятия (соревнования, турпоходы и тому подобные) на судоходных путях, должны быть предварительно согласованы с Управлением.
      22. Места для устройства причалов и рейдов, насосных станций и других объектов должны быть согласованы с Управлением и Предприятием.
      23. Судам, признанным специалистом Управления не пригодными к безопасному плаванию выход в рейс запрещается, до устранения всех обнаруженных недостатков.
      24. На судоходных путях реки Урал запрещается:
      оставление судов в плесе без наблюдающего;
      подход к причалам, дебаркадерам и в интервалы между ними, подчаливание к судам и составам маломерных судов.

ГЛАВА 3. ДВИЖЕНИЕ И СТОЯНКА СУДОВ ПО РЕКЕ УРАЛ

      25. При движении судов и составов по реке Урал судоводители обязаны соблюдать следующие меры предосторожности:
      1) расхождение и обгон судов производить в безопасных местах плесовых участков, при этом расстояние между судами (по борту) должно быть не менее 25 метров;
      2) расхождение и обгон (составов) на перекатах в меженный период навигации запрещается;
      3) судно, идущее вверх, обязано остановиться ниже переката в безопасном месте и дать возможность пройти судну, идущему вниз;
      4) при касании корпуса судна о грунт, немедленно произвести осмотр трюмов на предмет наличия в них забортной воды, сделать запись в вахтенном журнале.
      26. При прохождении затруднительных участков судоводители обязаны:
      1) Судно в случае неуверенности в оценке ситуации(неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т. п.) должно уменьшить ход или прекратить движение до согласования взаимных действий или выяснения ситуации;
      2) не менее двух раз давать другим судам точные сведения о своем точном местонахождении, направлении движения, количестве судов в составе и других данных, обеспечивающих безопасность расхождения и движения;
      3) в ночное время осветить лучом прожектора поворот реки по ходу движения судна.
      27. При заходе в затоны при выходе их самоходные суда должны подать звуковые сигналы, применяемые при заходе в узкость.
      28. В случае наступления на реке Урал горизонта воды ниже проектного уровня, а глубины на перекатах ниже гарантированных, движение судов и составов в зависимости от состояния габаритов судового хода может производиться при проведении необходимых мер, согласованных с представителями Управления.
      29. На затруднительных участках пути - реки Урал: Вертячий яр, Жилимная прорва, Джира, Мелкий яр, Сахарная воложка, Н. Калмыковский, Киргизский, проводка состава, независимо от вахты, должна осуществляться лично капитаном.
      30. Расхождение и обгон судов всех проектов на лимитирующих перекатах запрещается. Место оборота судов, составов, их отстоя в ожидании пропуска судов, занявших судовой ход указанных перекатов, должно быть отмечено на лоцманской карте.
      31. Ширина составов при движении под железнодорожными и автомобильными мостами, а также при проходе через пороги в меженный период не должна превышать 30 метров.
      32. Земснаряды, стоящие, или производящие работы за судовым ходом и не мешающие движению судов, обязаны поднимать днем на мачте черный шар диаметром 75 см.; шар должен быть хорошо виден и располагаться выше любых частей судового оборудования; ночью включать круговой белый огонь. Указанные сигналы обозначают, что мимо земснаряда можно проходить не запрашивая на это разрешения.
      33. Если подходящие к земснаряду суда не могут видеть друг друга из-за извилистости реки, вахта земснаряда обязана предупредить по УКВ связи судно, идущее вверх, о том, что право прохода принадлежит судну, идущему вниз.
      34. На земснарядах, работающих в судовом ходу, при пропуске судов в темное время, все палубные огни, кроме сигнальных, должны быть выключены.
      35. Постановка и отход шаланд, мотозавозен к борту земснаряда со стороны судового хода, когда мимо земснаряда проходят суда, запрещается.
      36. Для обеспечения безопасного пропуска пассажирских судов в рубке земснаряда должно находиться расписание их движения, с внесением поправки по времени, с учетом подхода указанных судов занимаемому перекату.
      37. Пропуск судов через наплавные мосты осуществляется согласно расписания, составленного владельцем моста по согласованию с Управлением.
      38. Хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мосты, платины и другие сооружения на внутренних водных путях, обязаны за свой счет обеспечивать навигационное ограждение (стационарные и плавучие знаки) и безопасный пропуск судов в районе гидротехнических сооружении. Углубление и очистку дна в районе сооружений, а также разводку судоходных пролетов наплавных мостов проводить в соответствии с Правилами плавания по внутренним путям Республики Казахстан ( без взимания какой либо платы с владельцев судов) и Положения о Государственных водных путях Республики Казахстан.
      39. Вахтенный начальник самоходного судна обязан ежедневно записывать в вахтенном журнале:
      1) время и место включения и выключения сигнальных судовых огней независимо от того, находится судно на ходу или на стоянке;
      2) результаты замеров уровня воды в грузовых и других трюмах своего судна, состава и барж-приставок;
      3) состояние дистанционного автоматического управления и рулевого устройства.
      40. Все места карьеров по добыче песка и гравия в русле реки перед началом разработки должны быть согласованы с Управлением и Предприятием.
      41. При движении судов и составов по реке Урал запрещается:
      1) буксировка плавучих кранов под мостами, воздушными переходами с не уложенными по походному подъемными стрелами;
      2) буксировка плавучей механизации методом толкания, если конструкции буксируемого объекта перекрывают видимость из ходовой рубки или заслоняют собой сигнальные огни;
      3) буксировка методом толкания несамоходных судов и движения одиночных судов, когда не обеспечивается нормальный обзор из рулевой рубки;
      4) направлять луч прожектора в рулевую рубку встречных судов;
      5) нахождение в рулевой рубке или на капитанском мостике лиц несвязанных с несением вахты по управлением судном, за исключением должностных работников, проверяющих работу судов по вопросам судовождения;
      6) вахтенному начальнику пассажирских судов передавать штурвал по управлению судном рулевому-мотористу.

ГЛАВА 4. ПАРОМНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

      42. Места паромных переправ на судоходных участках рек отводятся Предприятием по согласованию с Управлением.
      43. Паромы и лодки должны быть снабжены спасательными и противопожарными средствами и иметь по обоим бортам спасательные леера.
      44. Паромы должны быть укомплектованы полным штатом квалифицированной команды и оборудованы всем необходимым инвентарем для безаварийной работы.
      45. На должности паромщиков назначаются лица, имеющие диплом (свидетельство) или удостоверение на право управления судном (паром).
      Все паромы, самоходные и несамоходные, работающие с помощью мотокатеров, уступают дорогу всем судам, идущим мимо, подавая сигналы на расхождение (пропуск) судов.
      46. Суда проходят мимо паромов на сбавленном ходу.

ГЛАВА 5. СТОЯНКА СУДОВ

      47. Все причалы и остановочные пункты должны иметь причальные приспособления с расчетом швартовки каждого судна не менее как за два причальных приспособления.
      48. Все вновь организуемые причалы подхода судов могут быть открыты после промеров работниками предприятия и согласования с Управлениями.
      49. Стоянка нефтеналивных, а также бункерных судов на рейдах пристаней бассейна реки Урал допускается в местах согласованных с Управлением и пожарной охраны.
      50. Бункеровка судов топливом и смазочными материалами должна производиться на специальных причалах.
      Подход к нефтезаправочным причалам и судам для приема топлива разрешается только одному судну при соблюдении мер предосторожности.
      51. Обеспечение безопасности стоянки у причалов возлагается на руководителей организации, в ведении которых находится причал.
      52. Для избежания обсушки судов во время стоянки их у причалов или берега капитаны, шкиперы обязаны обеспечить наблюдение за горизонтом воды.
      53. На причалах, судах и других плавучих средствах источники сильного света, кроме сигнальных огней, должны ограждаться колпаками с направлением света вниз.
      54. Стоянка судов на всех причалах реки Урал разрешается: самоходным судам в два пыжа, несамоходного в один пыж.
      55. За безопасную стоянку судов по рейду озера Шалкар несет ответственность капитан, который должен обеспечить стоянку судна с таким расчетом, чтобы в случае изменения направления ветра оно не могло допустить навала на другое судно.
      56. Катера, моторные и гребные лодки организации и частных судовладельцев стоянку осуществляют в отведенных для этих целей местах Управлением по согласованию с Предприятием.

ГЛАВА 6. РАСCТАНОВКА СУДОВ В ЗАТОНАХ
НА ЗИМНИЙ ОТСТОЙ И РЕМОНТ

      57. При постановке судов на отстой и во время отстоя, судовладелец обязан предъявлять суда Управлению не реже одного раза в квартал для проверок безопасности отстоя.
      58. Судовладельцы обязаны немедленно устранять замечания выявленные в ходе осмотра судов и проверок.
      59. Расстановка судов в затоне Уральского бассейна на зимний отстой и ремонт производится по ранее составленному плану, утвержденным руководителем Предприятия и согласованным с Управлением Комитета транспортного контроля.
      60. Суда в затоне ставятся линиями (счалами) с количеством в них судов и расстоянием между ними в зависимости от типа судов. Несколько линий судов одного типа составляют группу судов.
      61. Противопожарные разрывы между группами, линиями и бортами судов всех типов должны быть не менее:
      между линиями однопалубных пассажирских судов, дебаркадеров и брандвахт имеющие деревянные надстройки - 20 м.;
      между линиями судов технического флота - 15 м.;
      между линиями мелких самоходных судов - 10 м.;
      между линиями металлических барж, понтонов - 5 м.
      Противопожарные разрывы между бортами должны быть не менее 3 м. считая от привального бруса судна.
      62. Противопожарные разрывы между линиями судов различных типов определяются исходя из наибольшего разрыва, установленного для типа судов из смежных линий.
      63. При отсутствии в бассейне специализированных затонов нефтеналивные суда могут ставиться в общие затоны и заводиться на их акваторию последними, а выводятся первыми. Как правило суда из под нефтепродуктов перед постановкой в затон должны быть зачищены и дегазированы (пропарены).
      Расстановка нефтеналивных судов в общие затоны производится в последней линии (считая от головы затона).
      64. Противопожарные разрывы между линиями судов с нефтегрузами 1 и 2 классов должны быть не менее 30 м., и между линиями судов с нефтегрузами 3 и 4 классов - не менее 20 м. Противопожарные разрывы между группами судов с нефтепродуктами 1 и 2 классов должны быть не менее 60 м. и между группами судов с нефтепродуктами 3 и 4 классов - 30 м. В случае постановки в одну линию судов с нефтегрузами 1, 2, 3 и 4 классов противопожарные резервы между линиями устанавливаются по норме, предусмотренной для судов с нефтепродуктами 1 и 2 классов. Количество линий должно быть не более трех (одной группы) и число судов в линию не более четырех.
      65. Запрещается постановка в одну линию нефтеналивных судов, предназначенных для ремонта и без ремонта.

ГЛАВА 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ

      66. Ответственность за безопасный отстой флота несут судовладельцы в соответствии с Правилами технической эксплуатации речного транспорта Республики Казахстан.
      67. Представители Управлений обязаны систематически проверять соблюдение требований законодательства и применять меры воздействия за административные нарушения к судовладельцам, согласно действующего законодательства.

      ПРИМЕЧАНИЕ: Границы обслуживаемых управлениями участков определяются Комитетом.