Павлодар қаласының кәріз жүйесін іске қосу қағидасы туралы.

Павлодар облысы Павлодар қаласы әкімдігінің 2007 жылғы 11 қазандағы N 1255/21 қаулысы. Павлодар облысы Павлодар қаласының әділет басқармасында 2007 жылғы 13 қарашада N 95 тіркелген. Күші жойылды - Павлодар облысы Павлодар қалалық әкімдігінің 2009 жылғы 21 тамыздағы N 1128/16 қаулысымен

      Ескерту. Күші жойылды - Павлодар облысы Павлодар қалалық әкімдігінің 2009 жылғы 21 тамыздағы N 1128/16 қаулысымен.

      Қазақстан Республикасының 2001 жылғы 23 қаңтардағы "Қазақстан Республикасындағы жергілікті мемлекеттік басқару туралы" Заңының 31 бабына, Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 9 қаңтардағы Экологиялық кодексінің 22, 33 тарауларына, Қазақстан Республикасының 2003 жылғы 9 шілдедегі Су кодексінің 56, 66, 72 баптарына сәйкес, қалалық кәріздік  жүйені іске қосу және жұмысты жақсарту, қоршаған ортаға кері әсер ететін тазартылмаған  өндірістік ағынды сулар төгіндісін болдырмау мақсатында, Павлодар қаласының әкімдігі  ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:
      1. Қоса беріліп отырған Павлодар қаласының кәріз жүйесін іске қосу қағидасы (бұдан әрі - қағида) бекітілсін.
      2. Осы қаулы алғаш рет ресми жарияланғаннан кейін күнтізбелік 10 (он) күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.
      Осы қаулының орындалуын бақылау қала әкімінің орынбасары С. У. Кәменовке жүктелсін.

      Павлодар қаласының әкімі Б. Демеуов

      КЕЛІСІЛДІ:
      Ертіс бассейнді су шаруашылық
      басқармасы бастығы орынбасарының
      міндетін атқарушы  К. Адаспаева

      Павлодар облыстық қоршаған
      ортаны қорғау аумақтық
      басқармасының бастығы В. Бедненко

      КЕЛІСІЛДІ:
      Павлодар қаласы
      бойынша мемлекеттік
      санитарлық-эпидемиологиялық
      басқармасының бастығы  қ. Сәкиев

Павлодар қаласы әкімдігінің
2007 жылғы 11 қазан  
"Павлодар қаласының кәріз
жүйесін іске қосу қағидасы
туралы" N 1255/21 қаулысымен
бекітілді   

Павлодар қаласының кәріз
жүйесін іске қосу
қағидасы

1. Жалпы ереже

      1. Осы қағида өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды сулар төгіндісін қалалық кәрізге қабылдауды ұйымдастыру тәртібін анықтайды және су шаруашылығы ұйымы мен су құбыры - кәріздік қызметінің тұтынушылар арасындағы (бұдан әрі - Абоненттер) өз ара қатынастарын реттейді.
      2. Осы қағида Қазақстан Республикасының 2007 жылғы 9 қаңтардағы Экология кодексінің, Қазақстан Республикасының 2003 жылғы 9 шілдедегі Су кодексінің, құрылыс нормалары мен қағидалары 2.04.03-85 жылғы«"Кәріз. Сыртқы желілер және имараттар", 2004 жылғы 28 маусымдағы Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау Министрі міндетін атқарушының №N 506 бұйрығымен бекітілген«Су бетін ластаудан қорғау бойынша санитарлық-эпидемиологиялық талаптар нормалары мен санитарлық-эпидемиологиялық қағидалары, Қазақстан Республикасының ҚБҚ 1.04.-11-2002«"Елді мекендердің кәріз жүйесіне ағынды суларды қабылдау Ережесі" негізінде әзірленген.
      3. Осы қағида қалалық кәрізге қабылданатын ағынды сулардың кәсіпорындарға, мекемелер мен ұйымдарға, олардың меншіктік нысандарына, ұйымдық-құқықтық нысандарына, ведомстволық бағыныштылығына тәуелді болмайтын жеке кәсіпкерлер үшін міндетті болып табылады.
      4. Қағидада қалалық кәріз жүйесіне қаланың ағынды суларымен қоса Абоненттердің төгетін ағынды суларын біріктіріп, тазартып бұруға арналған ағынды суларының құрамы мен мөлшеріне талап қойылған.
      5. Осы қағидаларда мынадай негізгі түсініктер қолданылады:
      1) Абонент - қалалық су құбыры - кәріз жүйесіне қосылған желісі арқылы суқұбыры - кәріз қызметі көрсетілетін заңды тұлға және кәсіпкерлікпен айналысатын азаматтар;
      2) су шаруашылық ұйымы - суды өндіру, жеткізу, реттеу, суды дайындау, ағынды суды бөлу және су объектілерін іске қосу қызметімен байланыстағы заңды тұлға;
      3) үй ішілік кәрізі - ағынды суларды ғимараттан тыс сыртқы кәріздік желіге тартуға арналған ағынды су суқұбырлар жүйесі;
      4) ішкі кварталдық кәріз желісі - квартал айналасында салынған желі;
      5) бас коллектор - аудандық сорғы станцияларынан және жинаушы коллекторлардан ағынды суларды жинайтын суқұбыры;
      6) аула кәріздік желісі - меншікті үйлерді ішкі кварталдық немесе көше кәріз жүйесіне қосуға арналған суқұбыры;
      7) жаңбыр қабылдағыш - жаңбыр суларын қабылдауға және бөлуге арналған кәріз желісіне имарат;
      8) су объектілерінің ластануы - су объектілерінің сапалық жағдайын төмендететін және қолдануын қыйындататын ластайтын заттектер мен заттардың су объектілеріне түсуі немесе төгілуі;
      9) ағынды сулардың жаппай төгіндісі - ластайтын заттектердің шоғырланып (Абонеттердің шектеуі болуы мүмкін концентрациясының өсуі) және (немесе) шығынның оқыс  көбеюімен ағынды сулардың кәрізге қысқа мерзімдік түсуі;
      10) кәріздік шығу - имараттан бірінші аулалық құдыққа немесе ішкі кварталдық желіге дейінгі суқұбыры;
      11) бақылау құдығы - көше кәріз жүйесіне қосу алдындағы Абонентердің ағынды суларының сапасын бақылау және сынама алуға арналған жері болып табылатын ведомстволық желілердің соңғы құдығы; сынама алу және сапасына бақылау жасау ағынды суларды бөлу бойынша қызмет көрсетуді жабдықтайтын қызметпен жүзеге асырылады;
      12) ағынды сулардың бірқалыпты емес шығынының коэффициенті - белгіленген уақыт аралығында анықталған ағынды сулардың орташа шығынына қарағандағы ең төмен немесе ең жоғары қатынасы;
      13) кәріз желісінің толтырылу коэффициенті - өз бетінше ағатын құбырдағы немесе арнадағы су қабаты тереңдігінің кәріз желісінің есептеу нүктесіндегі не болмаса диаметріне қатынасы;
      14) кәріздік коллектор - ағынды суларды жинауға және тартуға арналған кәріз желісінің сыртқы суқұбыры;
      15) нөсерөткізгіш - ағынды сулар қабылдағышына жаңбыр суының артығын тартуға арналған кәріз тежелісіндегі имарат;
      16) нөсертартқыш - ағынды сулар қабылдағыштағы жаңбыр суын тартуға арналған суқұбыры;
      17) сыртқы кәріз желісі - тұтынушылардан (Абоненттерден) ағынды суларды тартатын тармақталған жер асты суқұбырлары мен арналар желісі;
      18) ағынды сулардың су тарту нормасы - бір тұтынушыдан немесе шығарылатын өнімнің шығымдылығына қатысты алынған уақыт аралығындағы ағынды сулардың көлемі;
      19) тазарту имараты - қалдықтарды өндеу және ағынды суларды тазартуға арналған имарат;
      20) өндірістік ағынды сулар - әр саладағы кәсіпорындардың өндірістік технологиялық үрдісінен пайда болған ағынды сулар;
      21) топтама - су ағындысы қозғалысына кедергінің көбею салдарынан желідегі ағынды сулар деңгейінің суқұбыр желісіндегі қимадан 75 пайыз жоғары болуы;
      22) СБАЗ - су беті активті заттектер;
      23) ШБМК - шектеуі болуы мүмкін концентрация;
      24) ШБМТ - шектеуі болуы мүмкін төгінді;
      25) ШБМЗҒ - шектеуі болуы мүмкін зиянды әсерлер;
      26) ағынды сулардың шығыны - кәріз имараты мен желіні есептеуге арналған, уақыт аралығын сақтап ағатын, ағынды сулардың көлемі;
      27) кәріз жүйесі - арнайы құбырлар желісі және коллекторлар (арналар) бар, елді мекен аумағынан немесе оның бөлігінен ағынды суларды жинауға арналған имарат жиынтығы;
      28) жинаушы коллектор - белгіленген ауданнан ағынды суларды жинап, оны бас коллекторға өзіндік ағынмен жеткізетін суқұбырлары;
      29) ағынды суларды тазартуға арналған жергілікті тазарту имараты - қалдықтары анаэробтық ашытылып, тұндырылған ағынды суларының механикалық тазартылуына арналған имарат;
      30) субабонент - су шаруашылық ұйымы Абонентінің кәріз желісіне ағынды суларды төгіп, Абоненттің су қабылдағыш тежелісінен су алатын заңды және жеке тұлғалар;
      31) ССБАЗ - синтетикалық су беті активті заттектер;
      32) көше кәріз желісі - жағалауға, қиылыстарға, көше бойымен салынған суқұбырлары;
      33) шаруашылық-тұрмыстық ағынды сулар - қаланың тұрғындары мен кәсіпорындарының шаруашылық-тұрмыстық қызметі үрдісінде пайда болатын ағынды сулар;
      34) шартты - таза су - өндірістің сумен қамту жүйелерінде сапасы косымша тазартуды қажет етпейтін, қолдануға жарамды ағынды сулар;
      35) тәуелсіз зертхана - стандарттау, метрология және сертификация бойынша уәкілетті мемлекеттік органмен аккредиттелген немесе аттестатталған зертхана.

2. Павлодар қаласының кәріз жүйесін іске қосу жағдайы

      6. Павлодар қаласының кәріз жүйесіне шаруашылық тұрмыстық ағынды сулар қабылданады. қалалық кәріз желісіне өндірістік ағынды суларды төгуге қалалық тазарту имаратын іске қосатын су шаруашылығы ұйымының келісімі бойынша, төгілген ағынды сулардың құрамы кәріздік желілер мен имарат жңмысына кедергі жасамай, іске қосу қауіпсіздігін қамтамасыз ететін және құрамында өндірістік және қадағалаушы органның зертханаларында заттектерді анықтайтын әдістемесі болмаған жағдайда және ағынды суларды төгуге техникалық жағдайы болған жағдайда рұқсат беріледі.
      7. Су объектілерінің жағдайына ықпал жасайтын кәсіпорындардың және басқа да имараттардың құрылысы, қайта жаңартылуы, іске қосуға берілуі, тоқтатылуы, жойылуы қоршаған ортаны қорғау аясында Қазақстан Республикасының орталық атқарушы органының мемлекеттік сараптамасының, жер қойнауын қорғау және пайдалану бойынша уәкілетті органның, тұрғындардың санитарлық -эпидемиологиялық жағдайы аясында уәкілетті органы мен өнеркәсіптік қауіпсіздігі аясында уәкілетті органының қорытындысы берілген жағдайда жүзеге асырылады.
      8. Суларды ластаудан және лайлаудан, зиянды ықпалдан қорғайтын құрылғылармен және имараттармен қамтамасыз етілмеген, сондай-ақ, ағынды суларды және суды тұтынуды есепке алу құралдарымен жабдықталмаған жаңа және қайта жаңартылған объектілеріді іске қосуға тыйым салынады.
      9. Тұрмыстық ағынды сулармен бірге тартылатын және тазартылатын өндірістік ағынды сулардың құрамында мынадай заттар болмауы тиіс:
      1) кәріз жүйесіндегі желілер мен имараттарда улы газдары және жарылғыш қаупі бар қышқылдар, жанғыш қоспалар, еріткіштер заттектер;
      2) құбырларды, құдықтарды, торларды ластайтын немесе құбырлардың, құдықтардың, торлардың қабырғаларында қалыптасатын (қақ, әк, құм, гипс, металды киындылар және басқалар) заттектер;
      3) кәріз имаратының элементтеріне және құбыр материалына, бұзу ықпалын тигізетін, заттектер;
      4) ластайтын бактериалды қауіпті заттектер;
      5) ерімейтін майлар, сондай-ақ, шайыр, мазут;
      6) биологиялық қиын қышқылданатын органикалық заттектер;
      7) биологиялық қатты БАЗ;
      8) концентрациясы 500 мг/дм3 тен асатын өлшенген заттектер;
      9) шаруашылық ауыз су, мәдени-тұрмыстық және балық шаруашылығына арналған су объектілерінің суында ШБМК қойылмаған заттектер;
      10) шығыны мен құрамы су объектілеріне түсетін, ШБМК нормативтерімен реттелген ластайтын заттектердің мөлшерінің өсуіне қкелетін ағынды сулары;
      11) шоғырландырылған өзекті және кубтық ерітінділері;
      12) шартты-таза деп анықталатын, өндірістік үрдісте ластанбаған, өндірістік ағынды сулары;
      13) жердің қатты қабығы, құрылыстық және тұрмыстық қоқыс, сол сияқты өндірістік және шаруашылық қалдықтары;
      14) кәріз жүйесінің толық бөлшектенген жағдайдағы кәрізді сулары және өндірістік алаңқай аумағынан (жаңбырдың, еріген қардың және құйылған, себілген сулар) жиналатын  сулары;
      15) құрамында әр кезеңде ыдырайтын радионуклидтері бар ағынды сулар;
      16) құрамында қысқа тіршіліктік радионуклидтері бар ағынды сулар. Кәсіпорындар оларды ыдырау кезінде арнайы, сенімді кауіпсіздік беретін, сыйымдылықта ұстау керек.
      10. Өндірістік ағынды сулардың жаппай төгіндісін жүргізуге тыйым салынады.
      11. Павлодар қаласының кәріз жүйесіне Абоненттердің өндірістік ағынды суларымен түсетін ластанушы заттектердің шектеуі мүмкін болатын концентрациясы, су шаруашылығы ұйымына білікті органдармен табиғатты пайдалануға берілген рұқсатында белгіленген ШБМК дейін ағынды суларды тазарту шаралары сақталған, қалалық тазарту имаратының мүмкіндігі ескеріліп, есептелген концентрацияға сәйкес болуы қажет.
      12. құрамдас бөліктерінің концентрациясы (ШБМК) Абоненттермен, жеке жағдайлары ескеріліп, шарт жасасқанда белгіленеді:
      1) Павлодар қаласының кәріз жүйесіне түсетін Абоненттердің шаруашылық-тұрмыстық және өндірістік ағынды сулары көлемінің ара қатынасы;
      2) Абоненттің су шаруашылық паспорты;
      3) қалалық тазарту имараттарында ағынды сулардан ластанғыш заттектерді кетіру тиімділігі мен техникалық мүмкіншілігі.
      13. Уәкілетті орган құрамдас бөліктерінің шоғырлануы мен құрамына (ШБМК, өзгерістер) өзгертулер енгізген жағдайда, Абонент ол туралы өзгеріс енгізілген кезеңнен бастап он күн ішінде құлақтандырылады.
      14. Ластаушы заттектердің ШБМК жеткізу мақсатымен таза, шартты таза немесе басқа сулармен араластыруға тыйым салынады.
      15. Қалалық кәріз жүйесінде, ыдырауы салдарынан өзара қатынасы улы немесе жарылыс қаупін тудыратын газдардың, эмульсияның, сол сияқты көп мөлшерде ерімейтін заттектердің (мысалы, қңрамында магний немесе кальций тұзы, сілті ерітінділері, сода бар ағынды сулар және құрамында көп мөлшерде хлор, фенол, сілтілер бар қышқыл сулар) қалыптасуына, ағынды сулардың бірігуіне жол беруге болмайды.
      16. Өндірістік ағынды суларының қалалық кәріз жүйесіне төгілуі, желілерді шектеу сызбасына сәйкес, міндетті түрде бақылау құдығы орнатылып, өзіндік ағытқыштармен жүзеге асырылуы тиіс. Бақылау құдықтары Абонентпен орнатылады және пайдаланылады.
      17. Кәріздік бақылау құдығы, Абонентпен тапсырылған, сыртқы кәріз желісінің атқарушы құжаттамасына сәйкес, су шаруашылығы ұйымы мен Абонент өкілінің қолы қойылған акті жасалып, анықталады. Бақылау құдығын анықтау туралы актіге қол қоюдан бас тартылған жағдайда, Абонент желілеріндегі кәріздің көше желісіне қосылуынан бұрынғы соңғы құдық бақылау құдығы болып саналады.
      18. Бақылау құдығы астаумен, жеңіл қақпақпен, химиялық талдауға сынама алуға арналған бейімділікпен қамтылуы қажет. Абонент бақылау құдығының техникалық жағдайын қадағалап, жұмысын тіреусіз асатумен қамтамасыз етуі қажет.
      19. Өндірістік және басқа да ағынды суларының сапасы мен мөлшері тәулік бойына өзгеретін болса, Абонент тәулік бойына ағынды суларының бірқалыпты төгілуін қамтамасыз ететін арнайы орташа - көрсеткіштік сыйымдылық құруға міндетті.
      20. Тұйықталған айналма техникалық сумен қамтылмаған кәсіпорындарға, ағынды  сулардың көлемі өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды сулардың жалпы қосындысымен анықталады.
      21. Нөсерлі (жаңбырлы, еріген қар суларының) ағынды сулардың көлемі, есеп айырысу мерзімі (жарты жыл, жыл) аяқталанғаннан кейін қосымша беріледі және анықталады, ол  ағынды суларды қабылдаумен және ағынды суларды ағызып жіберу келісімімен шарттасады.

3. Жаңа салынып жатқан және қайта құрылып жатқан өнеркәсіптік кәсіпорындарды кәріздеуге арналған жобалау құжаттарын келісу, техникалық шарттарды беру тәртібі, Павлодар қаласының кәріздік жүйесіне өндірістік ағынды суларды төгуге рұқсат беру

      22. Жаңа немесе қайта құруға бағытталған өнеркәсіптік объектілерді кәріз жүйесіне қосуға рұқсатын алу және жобалау алдында тапсырушы-кәсіпорын немесе оның тапсырмасы бойынша бас жобалаушы (немесе салушы), су шаруашылығы ұйымынан, Павлодар қаласының кәріз және сумен қамту жүйесіне, жобаланған объектіні қосуға техникалық шартты алады.
      23. Өнеркәсіптік кәсіпорындарды қалалық кәріз жүйесіне қосуға техникалық шарты кәріз жүйесінің қуаттылық резервтері, сапасы жағынан да, мөлшері жағынан да қалалық ағынды сулардың көрсеткішіндей болған жағдайда ғана беріледі.
      24. Жұмыс істеп тұрған кәсіпорында объектілерді салу кезінде, суды тұтыну мен суды бөлудің баланстық таблицасын, өнеркәсіптік кәсіпорынның су шаруашылығы паспортына сәйкес, осы кәсіпорынның су балансымен келістіру қажет.
      25. Павлодар қалалық кәріз жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларды тастаудың негізі, қалалық кәріз жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларын тастауға рұқсатнаманың және сумен қамту, ағынды суларын қабылдау қызметін көрсету бойынша Абоненттер мен су шаруашылығы ұйымының жасалған шарты болады.
      26. Шарт жасасқанда және техникалық жағдайын алғанда, Абоненттер су шаруашылық ұйымына, қалалық кәріз жүйесіне төгілетін ағынды суларының көлемі, сапалық құрамы туралы мәліметтер береді.
      27. Абоненттердің қалалық кәріз жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларын төгуге рұқсатнаманы су шаруашылығы ұйымы береді.
      28. Су шаруашылығының ұйымы Абоненттердің жаңа салынған немесе қалпына келтірілген кәсіпорындарына қалалық кәріз жүйесіне өндірістік ағынды суларды төгуге рұқсатты, мемлекеттік комиссияның бүкіл объектіні қолдануға қабылдау актісі бойынша және қала кәрізінің тазарту имараты қуаттылығының қолданыстағы техникалық мүмкіндігі болған жағдайда ғана береді.
      Өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларды қабылдау шарты бойынша жаңа қосылған кәсіпорындарға жергілікті тазарту қажет болса, онда бұл кәсіпорындардың қалалық кәріз жүйесіне косылуына рұқсат шешімді су шаруашылығы ұйымы, өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды сулардың тазартылу деңгейі, кәріздің қалалық тазарту имаратына қабылдауға жарамды дәрежесінің деңгейіне тазартылуын қамтамасыз ететін, жергілікті тазарту имаратын пайдалануға еңгізген жағдайда ғана береді.
      29. Су шаруашылығының паспорты өнеркәсіптік кәқсіпорындармен белгіленген тұрпатты үлгісі бойынша жасалады және су шаруашылығы ұйымына келісім алу үшін мынадай қосымшаларымен беріледі:
      1) қалалық кәріз жүйесіне ішкі алаңдық кәрізінің ағытқыш жерлері белгіленген, нөмірлері, ласталған ағынды сулардың құрамының нормасы мен олардың шығымы көрсетілген сызбасы;
      2) кәсіпорындар - су абонеттердің су шаруашылығының паспорты;
      3) жергілікті тазарту имаратының сызбасы;
      4) ластайтын заттектерінің орташа және барынша көп мөлшері бойынша қала кәрізінің ағытқыштарындағы жергілікті тазарту имаратына дейінгі және одан кейінгі ағынды сулардың талдау көрсеткіштері.
      Өнеркәсіптік кәсіпорынның су шаруашылығының паспорты өнеркәсіптік кәсіпорынның ағынды суларының құрамы және су балансының сақталу мерзіміне дейін жарамды.
      30. қаланың кәріз жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларды төгуге рұқсат шешімін дайындауда, су шаруашылығының ұйымы Абоненттердің құрастырған материалдарын мынадай жағдайларды ескеріп қарастырады:
      1) өндірістік ағынды суларының Абоненттің жергілікті имаратында алдын-ала тазартылуы;
      2) тазартылған және залалсыздандырылған өндірістік суларды ауылшаруашылық шабындықтарды суаруда немесе кәсіпорындарды, цехтарды техникалық сумен қамтуда барынша көп қолданылуы;
      3) құрамындағы ластайтын заттектердің шоғырлануы мен шығынын кемітуде мүмкіндік жасайтын техникалық үрдістерді өзгерту;
      4) суды айналыс (қайта) қолдану жүйесінің құрылғысы;
      5) ағынды судың ішіндегі бағалы заттарды белгілеу;
      6) тұнбаны қайта пайдалану және өңдеу.
      31. Өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларының ластануын азайтуға арналған бірқатар шаралар ұйымдастыру қажеттілігі туған жағдайда, Абоненттер, орындалу мерзімі мен осыдан шығатын жетістіктері көрсетілген, ластанудың мөлшерінің төмендеуін қамтамасыз ететін, техникалық ұйымдастыру шаралар жоспарын құрастыруды ұйымдастырады.
      Су қорын қорғау және пайдалану аясындағы уәкілетті органымен келісілген шаралар жоспары Абоненттің су шаруашылығы паспортына қоса беріледі.
      32. Абоненттен, ағынды суларды тартуға керекті құжаттарды алған соң, су шаруашылығы ұйымы бір ай мерзімде берілген материалдарды карастырып, өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларды ағызуға рұқсат беріледі, не болмаса құжаттарды қайта пысықтау үшін қайтарылады.
      33. Абонентке қаланың кәріз жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды  суларды төгуге рұқсат алу, ұйымдастырушылық-техникалық іс-шараларының жоспарын орындауға жеткілікті уақытқа, бірақ бес жылдан аспайтын мерзімге беріледі.
      34. Қаланың кәріздік жүйесіне өндірістік және шаруашылық-тұрмыстық ағынды суларды төгуге рұқсат берудің негізі - жұмыс істейтін кәсіпорындар үшін қолданыстағы, жаңа салынған немесе жаңартылған кәсіпорындармен келісілген су шаруашылық ұйымының жобалау құжаттары, су шаруашылығының паспорты болып табылады.
      35 Су қорын қорғау және пайдалану, қоршаған ортаны қорғау және тұрғындардың санитарлық-эпидемиологиялық жағдайын жақсарту аясында уәкілетті органның жарлығы бойынша ағынды суларды қабылдау және төгу тоқтатылуы мүмкін.
      36. Қалалық кәріз жүйесіне төгілетін ағынды судың сапалық сәйкестігінің өндірістік бақылауы, Қазақстан Республикасының Су Кодексінің 53 бабына сәйкес, Абоненттердің бақылау құдығынан ағынды сулардың сынамасын алу жолымен және сертификат беру мен метрология, стандарттау бойынша мемлекеттік уәкілетті органмен аттестатталған зертхананың талапқа сай талдауын жасау арқылы жүзеге асырылады.
      37. Сынама алу тәртібі:
      1) сынама алуды су шаруашылық кәсіпорнының өкілі мен Абоненттің өкілі (Абоненттің сынама алуға уәкілетті, құжаттарға қол қою құқығы бар тұлғасы), немесе Абоненттің жауапты өкілі жүргізеді;
      2) апатты төгілу кезінде сынама алу демалыс күніне келсе және Абоненттің жауапты өкілі болмаған жағдайда, акт Абонентке сынама алу күнінен кейінгі бірінші жұмыс күні жіберіледі;
      3) егер су шаруашылығы ұйымының өкілдерімен бақылау құдығының сынама алу кезінде тежеуде тұрғаны анықталса, Абонентке құдықты тазарту туралы ұсыныс жіберіледі;
      4) алынған сынама талдауы сынама алған кезден бастап 5 күн ішінде жасалып, талдау көрсеткіштері Абоненттің сұранысы бойынша жіберіледі;
      5) сынаманы қайта алу, Абоненттің ағынды суларда ластанатын заттектердің жоғары шоғырлануы салдарының жойылып, су шаруашылығы ұйымына хабарланғаннан кейін жүргізіледі. Сынаманы қайта алу Абоненттің сұранысы бойынша, қайта сынама алуға жұмсалатын шығыны төленген жағдайда ғана жүргізеді;
      6) пікір талас туған жағдайларда, Абонент ағынды сулардың сынамасын қатарлас сұрыптауға және қолданылып жүрген заңнамаға сәйкес ағынды сулардың талдауын жасауға құқығы бар тәуелсіз зертханада талдау жасауға құқылы.
      38. Қатарлас сұрыптау жүргізу тәртібі:
      1) сынама сұрыптаудың бақылау нүктесінен (құдық, кәріздік сорғы станциясы және тағы басқалары) су шаруашылық ұйымының және Абоненттің өкілдерінің қатысуымен алынады;
      2) сынама, зерттелетін ағынды суына химиялық тұрақты, көлемі жетерлік жалпы ыдысқа алынады;
      3) алынған сынама жақсылап шайқалып, кішігірім порциялармен барлық мүдделі жақтарға (су шаруашылық ұйымының зертхана, тәуелсіз зертхана, Абоненттің зертханасы) таратылады. Ағынды сулардың кезекті бөлшегін қосу алдында әрдайым шайқалуы керек;
      4) мұнай өнімдеріне арналған сынама, арнайы шыны ыдысқа, жеткілікті мөлшерде, толығымен талдау ұсталатындай етіп алынады;
      5) тәуелсіз зертханаға арналған сынама су шаруашылық ұйымымен пломбыланып, бекітілген үлгі бойынша қатарлас сұрыптау жүргізу үшін үш дана етіп акт құрастырылады;
      6) сынама актінің 1 данасымен тәуелсіз зертханаға сынама алған Абонентпен жеткізіледі.
      39. Тәуелсіз зертхана, сынама алынған күннен кейін 5 күн ішінде, Абонент пен су шаруашылығы ұйымын тиісті түрде толтырылған акті жасап, талдау нәтижесін хабарлайды.
      40. Ағынды сулардың сынамасының химиялық талдауын жүргізу тәртібі:
      1) бақылауға алынған құрамдас бөлшектердің тізімі және сынаманы алу жиілігі зертхананың қуаты (реактивтермен, құралдармен, құрал жабдықтармен, талдау жасаумен айналысатын мамандармен қамтамасыз етілген) ескеріліп құрылады және су шаруашылық әкімшілігімен бекітіледі;
      2) жеке құрамдас бөлшектерінің химиялық талдаудың әдістемелері су шаруашылығы ұйымының зертханасымен, аймақтық қоршаған ортаны қорғау басқармасымен келісілген, анықтау дәлелдігіне қойылатын талаптары ескеріліп анықталады;
      3) талдауға алынған ағынды суларының көлемі нақтылы құрымдас бөлшектерді анықтауда қолданылатын әдістемелеріне сәйкес құрылады;
      4) сынамаларды сақтап, жеткізу үшін полиэтилен ыдысы қолданылды, олардың әрқайсысының өшірілмейтін бояумен жазылған нөмірі болады.
      қайта қолданылатын канистрлер СБАЗ колдану арқылы жақсылап жуылып, сумен шайылады, соңымен араласқан (1:50) тұзды қышқылмен және тағы да сумен шайылады.
      құрамында мұнай өнімдерінің барын тексеруге арналған сынамалар шыны ыдысқа салынады;
      5) алынған сынамалар 3 данада құрастырылған, уәкілетті өкілдері тараптарының қолы қойылған сынама алу актімен тіркестіріледі;
      6) химиялық топқа түсетін сынамалар, Абонент атауы, сынама алған күні, шығарылу нөмірі, орындаушының тегі көрсетілетін жұмыс журналында тіркеледі.
      қолданылатын қысқартулар, шама мөлшері әдістемені сипаттауда көрсетілгендей болуы қажет;
      7) талдаудың барлық көрсеткіштері жұмыс журналында тіркеледі.

4. Су қолданушылардың құқықтары мен міндеттері

      41. Абоненттер, осы қағидада көрсетілген талаптарды міндетті түрде орындауы тиіс, әсіресе:
      1) қаланың кәріз жүйесіне толық тазартылмаған ағынды суларды төгуді болдырмау;
      2) су шаруашылығының имараттарына ұқыпты қарау,оған зиян келтірмеу;
      3) ШБМК-ның жоғарылауы анықталғанда Абонент міндетті түрде 5 тәуліктің ішінде ластануды жоюға тиіс, ал егерде жоюға мүмкіншілік болмаса, қоқыстарды кәріз жүйесіне тастауды тоқтатуы керек.
      42. Абоненттер:
      1) шартта келісілген ағынды суларды қабылдауды су шаруашылығы ұйымы талапқа сай жүргізбеген жағдайда, Қазақстан Республикасының заңнамада белгіленген тәртібіне сәйкес талап ұсынуға;
      2) Қазақстан Республикасының су заңнамасымен белгіленген талаптар мен шарттарды ұстана отырып, өндірістік ағынды суларды өздігінен тазарту және су объектілеріне тастауға құқылы.
      43. Су шаруашылығы ұйымы:
      1) шартпен белгіленген өндірістік ағын суларын тастау шартын орындамаған жағдайда, немесе өнеркәсіптік кәсіпорынның өндірістік технологиясының өзгергені туралы су шаруашылығы ұйымын, осы саладағы уәкілетті органды құлақтандырып, алдын ала ескертпеген жағдайда, Абоненттен ағынды суларды қабылдауды тоқтатуға;
      2) су қорын қорғау және тұрғындардың санитарлық-эпидемиологиялық жағдайын жақсарту уәкілетті органдарына, ағын суларымен тасталатын, су объектілерінің жағдайына, қоршаған ортаға, экономикалық қауіпсіздікке, тұрғындардың санитарлық-эпидемиологиялық жағдайының жақсаруына кері әсер ететін ластайтын заттектердің ұлғаюын тудыратын жағдайларды анықтау және алдын алу шараларын ұйымдастыруда көмек сұрауға құқылы.
      44. Су шаруашылығы ұйымы:
      1) жергілікті атқарушы органдарды барлық апатты жағдайлар және технологиялық режімнің бұзылғаны туралы хабарлау, және де су объектілеріне зиян келтірудің алдын алу шараларын қолдануға;
      2) Абоненттің Қазақстан Республиқасының су заңнамалары мен осы қағиданың талаптарын бұзғаны туралы анықталса, Абонентті алдын ала ескертіп, бұзушылық жойылғанға дейін, ағынды суларын қабылдауды дереу тоқтатуға;
      3) қалалық ағынды суларының құрамында өндірістік ағынды сулардың тасталуынан пайда болған ластайтын заттектердің концентрациясының есейгені байқалса және тазарту имаратының жұмысына кедергі болған жағдайда, су қорын қорғау және тұрғындардың санитарлық-эпидемиологиялық жағдайының жақсарту уәкілетті органдарын хабардар етуге міндетті.
      45. Су шаруашылығы ұйымы Абонентке қаланың кәріз жүйесіне келтірген зиянның орнын толтыру туралы белгіленген тәртіппен талап қоюға құқылы.
      46. Қажетті жағдайларда Абоненттер мен су шаруашылығы ұйымының арасындағы келіспеушілік Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңнамаларына сәйкес сот арқылы шешіледі.
      47. Төгілген ағынды сулардағы ластайтын заттектер, ескерілген қауіпті заттектердің мүмкін болу концентрациясынан көбірек болған жағдайда, су шаруашылық ұйымы Абоненттерге, ағынды суларды қайта тазалағаны үшін, төгілген ағынды судың көлемі, бір шаршы метр ағын суды тазарту ақысы (тарифі), ластанудың жеке әр түрі бойынша ШБМК меншікті көбеюі ескеріліп есептелген төлемақы ұсынады. Қайта тазартқаны үшін төлемақыны ұсынудың негізгі: осы қағиданың 42 және 43 тармақтарына сәйкес құрастырылған сынама алу актісі және ластану концентрациясының көлемі анықталғаны туралы талдау хаттамасы. Ағынды сулардың ластануының мөлшерлі параметрі су шаруашылығы ұйымының зертханасымен бекітілген әдістемесіне сай анықталады.
      Сынама Абонент өкілінің қатысуымен іріктеледі. Алынған сынаманың зертханалық талдау нәтижелері міндетті түрде Абонентке 15 күн ішінде жіберіледі.
      Қосымша тазарту Абоненттерден имараттар мен басқа объектілерге, желілерге, қоршаған ортаға келтірілген залалдардың шығынын толтыру жауапкершілігін алмайды.
      48. Қазақстан Республикасының су қорын қорғау және пайдалану саласында заңнамасын бұзған айыпты тұлғалар Қазақстан Республикасының қолданылып жүрген заңнамасына сәйкес жауапкершілікке тартылады.

О правилах эксплуатации системы канализации города Павлодара

Постановление акимата города Павлодара Павлодарской области от 11 октября 2007 года N 1255/21. Зарегистрировано Управлением юстиции города Павлодара Павлодарской области 13 ноября 2007 года за N 95. Утратило силу постановлением акимата города Павлодара Павлодарской области от 21 августа 2009 года N 1128/16

      Сноска. Утратило силу постановлением акимата города Павлодара Павлодарской области от 21 августа 2009 года N 1128/16.

      В соответствии со статьей 31 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", с главами 22, 33 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, со статьями 56, 66, 72 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года, в целях улучшения работы и эксплуатации городской системы канализации, исключения сброса неочищенных производственных сточных вод, отрицательно влияющих на окружающую среду, акимат города Павлодара ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемые правила эксплуатации системы канализации города Павлодара (далее - Правила).
      2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении 10 (десять) календарных дней после дня его первого официального опубликования.
      3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя акима города Каменова С. У.

      Аким города Павлодара                      Б. Демеуов

      СОГЛАСОВАНО:
      Исполняющая обязанности
      заместителя начальника
      Иртышского бассейнового
      водохозяйственного управления              К. Адаспаева

      Начальник
      Павлодарского областного
      территориального управления
      охраны окружающей среды                    В. Бедненко

      СОГЛАСОВАНО:
      Начальник управления
      департамента государственного
      санитарно-эпидемиологического
      надзора по городу Павлодару                К. Сакиев

   Утверждены     
постановлением акимата
города Павлодара  
от 11 октября 2007 года
N 1255/21      
"О правилах эксплуатации
системы канализации 
города Павлодара"

Правила
эксплуатации системы канализации города Павлодара

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в городскую канализацию и регулируют взаимоотношения между водохозяйственной организацией и потребителями водопроводно-канализационных услуг (далее-Абоненты).
      2.  Настоящие Правила разработаны на основании Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Водного кодексаРеспублики Казахстан от 9 июля 2003 года, строительных норм и правил 2.04.03-85 года "Канализация. Наружные сети и сооружения", "Санитарно-эпидемиологических правил и норм Санитарно-эпидемиологические требования по охране поверхностных вод от загрязнения", утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 28 июня 2004 года N 506, РДС РК 1.04-11-2002 "Правила приема сточных вод в системы канализации населенных пунктов".
      3. Настоящие Правила являются обязательными для предприятий, организаций и учреждений, индивидуальных предпринимателей, независимо от их форм собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, сточные воды которых принимаются в городскую канализацию.
      4. Правила содержат требования к количеству и составу сточных вод, которые могут быть сброшены Абонентами в систему городской канализации для совместного отведения и очистки со сточными водами города.
      5. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) Абонент - юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, которым оказываются водопроводно-канализационные услуги через сеть, присоединенную к городской системе водопровода и канализации;
      2) водохозяйственная организация - юридическое лицо, деятельность которого связана с регулированием, доставкой, воспроизводством вод, водоподготовкой, отведением сточных вод и эксплуатацией водных объектов;
      3) внутренняя домовая канализация - система трубопроводов сточных вод для отведения стоков за пределы здания в наружную канализационную сеть;
      4) внутриквартальная канализационная сеть - сеть, проложенная вдоль квартальных проездов;
      5) главный коллектор - трубопровод, который собирает сточные воды от сборных коллекторов и районных насосных станций;
      6) дворовая канализационная сеть - трубопроводы, предназначенные для подключения домовладений к внутриквартальной или уличной канализационной сети;
      7) дождеприемник - сооружение на канализационной сети, предназначенное для приема и отвода дождевых вод;
      8) загрязнение водных объектов - сброс или поступление в водные объекты предметов или загрязняющих веществ, ухудшающих качественное состояние и затрудняющих использование водных объектов;
      9) залповый сброс сточных вод - кратковременное поступление в канализацию сточных  вод с резко увеличенным расходом и (или) концентрацией загрязняющих веществ (превышение предельно допустимой концентрации Абонента);
      10) канализационный выпуск - трубопровод от здания до первого колодца дворовой или внутриквартальной сети;
      11) контрольный колодец - последний колодец ведомственных сетей перед подключением к уличной сети канализации, являющийся местом отбора проб и контроля качества стоков Абонентов; отбор проб и контроль качества осуществляются службой поставщика услуг по отводу сточных вод;
      12) коэффициент неравномерности расходов сточных вод - отношение максимального или минимального расхода к среднему расходу сточных вод за определенный интервал времени;
      13) коэффициент наполнения канализационной сети - отношение глубины слоя воды в самотечном трубопроводе или канале к его диаметру или высоте в расчетной точке канализационной сети;
      14) канализационный коллектор - трубопровод наружной канализационной сети для сбора и отвода сточных вод;
      15) ливнеспуск - сооружение на канализационной сети для сброса избытков дождевых вод в приемник сточных вод;
      16) ливнеотвод - трубопровод для отвода дождевых вод в приемник сточных вод;
      17) наружная канализационная сеть - разветвленная подземная сеть труб и каналов, отводящая сточные воды от потребителей (Абонентов);
      18) норма водоотведения сточных вод - объем сточных вод в интервал времени от одного потребителя или на единицу вырабатываемой продукции;
      19) очистные сооружения - сооружения для очистки сточных вод и обработки осадков;
      20) производственные сточные воды - стоки от производственных технологических процессов предприятий различного назначения;
      21) подпор - повышение уровня сточных вод в сети выше 75 процентов сечения трубопроводов вследствие увеличения сопротивления движения потока стоков;
      22) ПАВ - поверхностные активные вещества;
      23) ПДК - предельно допустимая концентрация;
      24) ПДС - предельно допустимые сбросы;
      25) ПДВВ - предельно допустимые вредные воздействия;
      26) расход сточных вод - объем сточных вод, протекающий в интервал времени, для расчета сетей и сооружений канализации;
      27) система канализации - совокупность сооружений, предназначенных для отведения сточных вод с территории населенного пункта или его части, которая имеет соответствующую сеть труб и коллекторов (каналов);
      28) сборный коллектор - трубопроводы, которые собирают сточные воды с определенного района и передают их в главный коллектор самотеком;
      29) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод - сооружения для механической очистки сточных вод отстаиванием с анаэробным сбраживанием их осадка;
      30) субабонент - юридические и физические лица, получающие воду от водоприемных сетей Абонента и сбрасывающие сточные воды в канализационные сети Абонента водохозяйственной организации;
      31) СПАВ - синтетические поверхностные активные вещества;
      32) уличная канализационная сеть - трубопроводы, проложенные вдоль улиц, переулков, набережных;
      33) хозяйственно-бытовые сточные воды - это сточные воды, образующиеся в процессе хозяйственно-бытовой деятельности населения и предприятий города;
      34) условно чистая вода - сточная вода, качество которой позволяет использовать ее в производственных системах водоснабжения без дополнительной очистки;
      35) независимая лаборатория - лаборатория, аттестованная или аккредитованная уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.

2. Условия эксплуатации системы канализации
города Павлодара

      6. В систему канализации города Павлодара принимаются хозяйственно-бытовые сточные воды. Сброс производственных сточных вод в городскую канализационную сеть разрешается по согласованию с водохозяйственной организацией, эксплуатирующей городские очистные сооружения, при наличии технических условий на сброс стоков и при условии, если состав сбрасываемых сточных вод не вызывает нарушений в работе канализационных сетей и сооружений, обеспечивает безопасность их эксплуатации и не содержит вредных веществ, на которые отсутствуют методы определения, доступные лабораториям производства и контролирующих органов.
      7. Строительство, реконструкция, эксплуатация, консервация, ликвидация предприятий и других сооружений, влияющих на состояние водных объектов, осуществляются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области охраны окружающей среды, уполномоченного органа по использованию и охране недр, уполномоченного органа в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и уполномоченного органа в области промышленной безопасности.
      8. Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, не обеспеченных сооружениями и устройствами, предотвращающими вредное воздействие, загрязнение и засорение вод, а также не оснащенных приборами учета потребления воды и сброса стоков.
      9. Производственные сточные воды, подлежащие совместному отведению и очистке с бытовыми сточными водами, не должны содержать:
      1) кислоты, горючие примеси и растворенные вещества, способные образовывать взрывоопасные и токсичные газы в канализационных сетях и сооружениях;
      2) вещества, способные засорять трубы, колодцы, решетки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решеток (окалина, известь, песок, гипс, металлическая стружка и другое);
      3) вещества, оказывающие разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации;
      4) опасные загрязняющие бактериальные вещества;
      5) нерастворимые масла, а также смолы и мазут;
      6) биологически трудно окисляемые органические вещества;
      8) взвешенные вещества в концентрациях, превышающих 500 мг/дм3;
      9) вещества, для которых не установлены ПДК в воде водных объектов хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного назначения;
      10) сточные воды, расход и состав которых может привести к превышению регламентированного нормативами ПДС количества загрязняющих веществ, поступающих в водный объект;
      11) концентрированные маточные и кубовые растворы;
      12) производственные сточные воды, незагрязненные в производственных процессах, характеризуемые как условно-чистые;
      13) грунт, строительный и бытовой мусор, а также другие производственные и хозяйственные отходы;
      14) поверхностные воды с территории промышленных площадок (дождевые, талые и поливомоечные воды) и дренажные воды в условиях полной раздельной системы канализации;
      15) сточные воды, содержащие радионуклиды различного периода распада;
      16) сточные воды, содержащие короткоживущие радионуклиды.
      Предприятиям следует выдерживать их в специальных емкостях, обеспечивающих надежную безопасность при их распаде.
      10. Не допускается проведение залповых сбросов производственных сточных вод.
      11. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ, поступающих с промышленными сточными водами Абонентов в систему канализации города Павлодара, должны соответствовать расчетной концентрации, которая рассчитывается, исходя из возможностей  городских очистных сооружений при соблюдении условий очистки сточных вод до ПДК, установленной компетентными органами для водохозяйственной организации в разрешении на природопользование.
      12. Концентрации отдельных ингредиентов (ПДК) устанавливаются в договорах с Абонентами в каждом отдельном случае с учетом:
      1) соотношения объема хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод Абонентов, поступающих в канализационную систему города Павлодара;
      2) паспорта водного хозяйства Абонента;
      3) технических возможностей и эффективности удаления загрязняющих веществ из сточных вод на городских очистных сооружениях.
      13. В случае если уполномоченным органом будут внесены изменения по составу и концентрации ингредиентов (изменение ПДК), Абонент оповещается об этом в течение десяти дней с момента внесения изменений.
      14. Достижение ПДК загрязняющих веществ путем разбавления их чистыми, условно чистыми и другим водами не допускается.
      15. В городской системе канализации не допускается объединение сточных вод, взаимодействие или дальнейшее разложение которых может привести к образованию эмульсий, ядовитых или взрывоопасных газов, а также большого количества нерастворимых веществ (например, сточных вод, содержащих соли кальция или магния, щелочных растворов, соды и кислых вод с большим содержанием щелочи, хлора, фенола).
      16. Сброс производственных сточных вод в городскую систему канализации должен осуществляться самостоятельными выпусками с обязательным устройством контрольного колодца в соответствии со схемой разграничения сетей. Контрольные колодцы выполняются и содержатся Абонентом.
      17. Контрольный канализационный колодец определяется согласно исполнительной документации наружных канализационных сетей, представленной Абонентом, с составлением акта, подписанного представителями Абонента и водохозяйственной организацией. В случае отказа от подписания акта об определении контрольного колодца, контрольным колодцем будет считаться последний колодец на сетях Абонента перед подключением к уличной сети канализации.
      18. Контрольный колодец должен быть оснащен лотком, облегченным люком, приспособлением для отбора проб на химический анализ. Абоненту следует содержать контрольный колодец в технически исправном состоянии, обеспечив его работу лотком без подпоров.
      19. В случаях, когда количество и состав производственных и иных сточных вод изменяется в течение суток, Абонент устанавливает специальные емкости-усреднители, обеспечивающие равномерный в течение суток сброс сточных вод.
      20. По предприятиям, не имеющим замкнутого оборотного технического водоснабжения, объем сточных вод определяется как сумма производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод.
      21. Объем ливневых сточных вод (дождевых, талых вод) определяется и предъявляется дополнительно по окончании расчетного периода (полугодие, год), что оговаривается договором на отпуск воды и прием сточных вод.

3. Порядок выдачи технических условий, согласования проектной
документации на канализование вновь строящихся и
реконструируемых промышленных предприятий, выдачи разрешения
на сброс производственных сточных вод в систему канализации
города Павлодара

      22. До начала проектирования и получения разрешения на подключение к системе канализации новых или подлежащих реконструкции промышленных объектов предприятие - заказчик или по его поручению генеральный проектировщик (или застройщик) получает в водохозяйственной организации технические условия на подключение проектируемого объекта к системе водоснабжения и канализации города Павлодара.
      23. Технические условия на подключение промышленного предприятия к городской системе канализации могут быть выданы только при наличии резервов мощности систем канализации, как по количеству, так и по качественным показателям городских сточных вод.
      24. При строительстве объектов на действующем предприятии балансовые таблицы водопотребления и водоотведения следует увязывать с водным балансом действующего предприятия в соответствии с паспортом водного хозяйства промышленного предприятия.
      25. Основанием для сброса производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации города Павлодара является наличие разрешения на сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в городскую систему канализации и договора на оказание услуг по отпуску воды и приему сточных вод, заключенного Абонентами с водохозяйственной организацией.
      26. При оформлении договоров и получении технических условий Абоненты представляют водохозяйственной организации сведения об объемах, качественном составе сточных вод и режиме их сброса в городскую систему канализации.
      27. Разрешение на сброс Абонентами производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в городскую систему канализации выдает водохозяйственная организация.
      28. Разрешение на сброс производственных сточных вод в городскую систему канализации вновь построенным или реконструированным промышленным предприятиям Абонентов выдается водохозяйственной организацией после приемки государственной комиссией всего объекта в эксплуатацию по предъявлению акта приемки и только при наличии технических возможностей действующих мощностей очистных сооружений канализаций города.
      Если по условиям приема производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод требуется их локальная очистка на вновь вводимых предприятиях, то водохозяйственная организация дает разрешение на присоединение к системе канализации города этих предприятий только после ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений, обеспечивающих очистку производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод до степени, допустимой для приема на городские очистные сооружения канализации.
      29. Паспорт водного хозяйства разрабатывается промышленным предприятием по типовой форме и представляется для согласования в водохозяйственную организацию со следующими приложениями:
      1) схемой внутриплощадочной канализации с нанесением выпусков в городскую систему канализации с указанием их номеров, нормами состава сбрасываемых сточных вод и их расходов;
      2) паспортами водного хозяйства предприятий - субабонентов;
      3) схемой локальных очистных сооружений;
      4) результатами анализов сточных вод до и после локальных очистных сооружений на выпусках в канализацию города по среднему и максимальному количеству загрязняющих веществ.
      Паспорт водного хозяйства промышленного предприятия действителен на период сохранения водного баланса и состава сточных вод промышленного предприятия.
      30. При подготовке разрешения на сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации города водохозяйственная организация рассматривает материалы, составленные Абонентом с учетом:
      1) предварительной очистки производственных сточных вод на локальных сооружениях Абонента;
      2) максимального использования очищенных и обеззараженных производственных вод в техническом водоснабжении предприятий, цехов или на полив сельхозугодий;
      3) изменения технических процессов, позволяющих сократить расход и концентрацию содержащихся в них загрязняющих веществ;
      4) устройства системы оборотного (повторного) использования воды;
      5) утилизации ценных веществ из сточных вод;
      6) обработки и утилизации осадков.
      31. При необходимости проведения мероприятий по снижению загрязнения в производственных и хозяйственно-бытовых стоках, Абоненты организуют разработку планов организационно-технических мероприятий, обеспечивающих поэтапное снижение величины сброса загрязнения с указанием срока исполнения и достигаемых при этом результатов.
      Согласованный с уполномоченным органом в области использования и охраны водного фонда план мероприятий прилагается к паспорту водного хозяйства Абонента.
      32. После получения от Абонента необходимой документации на отведение сточных вод водохозяйственная организация в месячный срок рассматривает представленные материалы и выдает разрешение на сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод или возвращает документы на доработку.
      33. Разрешение на сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации города выдается Абоненту на срок, достаточный для выполнения плана организационно-технических мероприятий, но не более, чем на пять лет.
      34. Основанием для выдачи разрешения на сброс производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в систему канализации города действующим, вновь построенным или реконструированным предприятиям являются согласованная с водохозяйственной организацией проектная документация, паспорт водного хозяйства.
      35. Сбросы или приемка сточных вод могут быть прекращены по предписанию уполномоченных органов в области использования и охраны водного фонда, охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      36. Производственный контроль за соответствием качественного состава сточных вод, сбрасываемых в городскую канализационную сеть, осуществляется, в соответствии со статьей 53 Водного кодекса Республики Казахстан, путем проведения отбора проб сточных вод из контрольных колодцев Абонентов и выполнения соответствующих анализов лабораторией, аттестованной  уполномоченным государственным органом по стандартизации, метрологии и сертификации.
      37. Порядок отбора проб:
      1) отбор проб производится представителями водохозяйственной организации совместно с Абонентом (лицом, уполномоченным Абонентом на участие в отборе проб с правом подписи документов) либо ответственным представителем Абонента;
      2) в случае отбора проб в выходной день при аварийном сбросе и отсутствии ответственного представителя Абонента, акт направляется Абоненту в первый рабочий день, следующий за днем отбора проб;
      3) в случае если представителями водохозяйственной организации выявлено, что контрольный колодец в момент отбора проб находится на подпоре, Абоненту выдается предложение об очистке колодца;
      4) анализ отобранной пробы производится в течение 5 дней с момента отбора, результаты анализа сообщаются Абоненту по его запросу;
      5) повторный отбор проб производится после устранения причин повышенной концентрации загрязняющих веществ в сточных водах Абонента и сообщения об этом водохозяйственной организации. Повторный отбор проб производится по заявке Абонента при условии оплаты счета на затраты по повторному отбору;
      6) при возникновении спорных вопросов Абонент вправе организовать параллельный отбор проб сточных вод и их анализ с привлечением независимой лаборатории, имеющей разрешение на право проведения анализов сточных вод в соответствии с действующим законодательством.
      38. Порядок проведения параллельного отбора:
      1) проба отбирается из контрольной точки отбора (колодец, канализационная насосная станция и так далее) совместно с представителем водохозяйственной организации и представителем Абонента;
      2) проба отбирается в общую емкость достаточного объема, химически стойкую к исследуемой сточной воде;
      3) отобранная проба тщательно перемешивается и небольшими порциями разливается в посуду для проб всех заинтересованных сторон (лаборатория водохозяйственной организации, независимая лаборатория, лаборатория Абонента). Перемешивание производится каждый раз перед прибавлением очередной порции сточной воды;
      4) проба на нефтепродукты отбирается в отдельную стеклянную емкость в необходимом объеме, который будет полностью использован для анализа;
      5) пробы для независимой лаборатории опечатываются пломбиром водохозяйственной организации, составляется акт по утвержденной форме на параллельный отбор в трех экземплярах;
      6) проба вместе с 1 экземпляром акта доставляется в независимую лабораторию Абонентом, у которого она была отобрана.
      39. Независимая лаборатория в течение 5 дней с момента отбора проб извещает Абонента и водохозяйственную организацию о результатах проведенного анализа с предоставлением надлежащим образом оформленного акта.
      40. Порядок проведения химического анализа проб сточных вод:
      1) перечень контролируемых ингредиентов и частота отбора проб устанавливаются с учетом мощности лаборатории (обеспеченность реактивами, приборами, оборудованием, специалистами, занятыми выполнением анализов) и утверждаются администрацией водохозяйственной организации;
      2) методы химического анализа отдельных ингредиентов определяются лабораторией водохозяйственной организации с учетом требований, предъявляемых к точности определения, согласованных с территориальным управлением охраны окружающей среды;
      3) объем отбираемой на анализ сточной воды устанавливается в зависимости от используемого метода определения конкретного ингредиента;
      4) для хранения и доставки проб используют полиэтиленовые канистры, каждая из которых имеет собственный номер, нанесенный несмываемой краской.
      Повторно используемые канистры тщательно моют с применением ПАВ, ополаскивают водой, а затем разбавленной (1:50) соляной кислотой и снова водой.
      Пробы, анализируемые на нефтепродукты, отбираются в стеклянную тару;
      5) отобранные пробы регистрируются актом отбора  проб, составленным в 3-х экземплярах, подписанным уполномоченными представителями сторон;
      6) пробы, поступающие в химическую группу, регистрируются в рабочем журнале, где указываются наименование Абонента, дата отбора, номер выпуска, фамилия исполнителя.
      Используемые сокращения, размерность величин должны быть те же, что и в описании метода;
      7) все результаты анализов регистрируются в рабочем журнале.

4. Права и обязанности водопользователей

      41. Абоненты обязаны соблюдать требования, установленные настоящими Правилами, а именно:
      1) не допускать сброс недостаточно очищенных сточных вод в систему канализации города;
      2) бережно относиться к водохозяйственным сооружениям, не допускать нанесения им вреда;
      3) при обнаружении превышения ПДК Абонент обязан устранить загрязнение в течение 5 суток с момента обнаружения, а в случае невозможности устранения - прекратить сброс недопустимо загрязненных стоков в систему канализации города.
      42. Абоненты имеют право:
      1) в случае нарушения со стороны водохозяйственной организации условий приема сточных вод, определенных договором, предъявлять в установленном законодательством Республики Казахстан порядке соответствующие иски;
      2) осуществлять самостоятельно очистку и сброс производственных сточных вод в водный объект с соблюдением условий и требований, предусмотренных водным законодательством Республики Казахстан.
      43. Водохозяйственная организация имеет право:
      1) прекратить прием сточных вод от Абонента в случаях несоблюдения им условий сброса производственных сточных вод, определенных договором, либо изменения технологии производства промышленного предприятия без предварительного уведомления водохозяйственной организации и соответствующего уполномоченного органа;
      2) обратиться в уполномоченные органы охраны водного фонда и
санитарно-эпидемиологического благополучия населения за содействием в организации мероприятий по выявлению и установлению обстоятельств, повлекших за собой увеличение сброса со сточными водами загрязняющих веществ, которые могут оказать отрицательное воздействие на состояние водных объектов, окружающую среду, экономическую безопасность и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
      44. Водохозяйственная организация обязана:
      1) немедленно сообщать в местные исполнительные органы обо всех аварийных ситуациях и нарушениях технологического режима, а также принимать меры по предотвращению вреда водным объектам;
      2) в случае обнаружения нарушений требований водного законодательства Республики Казахстан и настоящих Правил Абонентом немедленно прекратить прием сточных вод до устранения нарушений с предварительным уведомлением Абонента;
      3) при обнаружении в составе городских сточных вод повышенных концентраций загрязняющих веществ, обусловленных сбросом производственных сточных вод и являющихся недопустимыми для работы очистных сооружений, информировать об этом уполномоченные органы охраны водного фонда и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      45. Водохозяйственная организация имеет право предъявлять иски в установленном порядке к Абонентам о возмещении ущерба, нанесенного системе канализации города.
      46. В случае необходимости, спорные вопросы между Абонентом и водохозяйственной организацией решаются в судебном порядке согласно действующему законодательству Республики Казахстан.
      47. В случае сброса производственных сточных вод, в которых находятся загрязняющие  вещества, превышающие допустимые концентрации вредных веществ, установленные договором, водохозяйственная организация предъявляет Абонентам плату за дополнительную очистку сточных вод, рассчитываемую с учетом объема сброшенных сточных вод, стоимости очистки одного кубического метра сточных вод (тарифа) и удельного превышения ПДК по каждому виду загрязнения в отдельности. Основанием для предъявления платы за доочистку являются: акт отбора проб, составленный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил, и протокол анализа с установленной фактической величиной концентрации загрязнения. Количественные параметры загрязнения сточных вод определяются лабораторией водохозяйственной организации по утвержденным методикам.
      Отбор проб производится в присутствии представителя Абонента. Результаты лабораторных исследований отобранных проб в обязательном порядке направляются Абоненту в 15-дневный срок.
      Дополнительная очистка не снимает ответственность с Абонентов за возмещение нанесенного ущерба окружающей среде, сетям, сооружениям и другим объектам.
      48. Лица, виновные в нарушении законодательства Республики Казахстан в области использования и охраны водного фонда, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.