Байланысты емес гранттарды тарту, пайдалану, пайдаланылуын мониторингілеу және бағалау қағидаларын бекiту туралы

Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрінің 2014 жылғы 30 желтоқсандағы № 196 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2015 жылы 31 қаңтарда № 10170 тіркелді.

      Қазақстан Республикасының 2008 жылғы 4 желтоқсандағы Бюджет кодексiнің 166-бабына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса берiліп отырған Байланысты емес гранттарды тарту, пайдалану, пайдаланылуын мониторингiлеу және бағалау қағидалары бекiтiлсiн.

      2. Бюджеттік инвестициялар және мемлекеттік-жекешелік әріптестікті дамыту департаменті заңнамада белгіленген тәртіпте:

      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Әдiлет министрлiгiнде мемлекеттiк тiркелуiн;

      2) осы бұйрық Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелгеннен кейін күнтізбелік он күннің ішінде оны мерзімдік басылымдар мен "Әділет" ақпараттық-құқықтық жүйесінде ресми жариялауға жіберуді;

      3) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Ұлттық экономика министрлігінің ресми интернет-ресурсында жариялануын қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Ұлттық экономика бірінші вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланғанынан кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

Министр

Е. Досаев


  Қазақстан Республикасы
Ұлттық экономика министрінің
2014 жылғы 30 желтоқсандағы
№ 196 бұйрығымен
бекітілген

Байланысты емес гранттарды тарту, пайдалану,
пайдаланылуын мониторингілеу және бағалау қағидалары
1. Жалпы ережелер

      1. Осы Байланысты емес гранттарды тарту, пайдалану, мониторингiлеуін және пайдаланылуын бағалау қағидалары Қазақстан Республикасының Бюджет кодексiне сәйкес әзiрлендi және Қазақстан Республикасының мемлекеттiк ұйымдарына берілетін байланысты емес гранттарды тартуды, пайдалануды, пайдаланылуын мониторингілеу және бағалау тәртiбiн айқындайды.

      Қағидалар ізгiлiк, қайырымдылық, әскери, азық-түлiктiк көмектi тарту және бөлу рәсiмдерiне қолданылмайды.

      2. Осы қағидалардың мақсаттары:

      1) ашық және тиiмдi байланысты емес гранттарды тарту және пайдалану процесiн қамтамасыз ету;

      2) байланысты емес гранттарды пайдалану барысы мен нәтижелерi туралы есептер мен ақпараттарды ұсыну процесін реттеу;

      3) байланысты емес гранттарды пайдаланылуын мониторингiлеу мен бағалау процесін реттеу және жүйелендiру болып табылады.

      3. Осы қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) бенефициар - осы қағидаларда көзделген тәртiппен тiкелей байланыссыз гранттарды алатын және пайдаланатын Қазақстан Республикасының мемлекеттiк ұйымы;

      2) атқарушы агенттік - байланысты емес гранттарды пайдалануды мониторингілеу процесін жүзеге асыратын орталық мемлекеттік орган немесе жергілікті атқарушы орган (республикалық маңызы бар қаланың, астананың);

      3) заттай үлес - бенефициарды және/немесе атқарушы агенттікті ұстауға көзделген бюджеттiк қаржы бөлулер шегiнде Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес берілетiн, Қазақстан Республикасы Үкiметiнің грант берген донордан одан әрi қарыз алуын немесе жобаны мемлекеттiк бюджеттен бiрлесiп қаржыландыруын көздемейтін бенефициардың және/немесе атқарушы агенттiктiң белгiлi бiр жобаны iске асыру шеңберiндегi үлесi (ақшаны қоспағанда);

      4) салалық мемлекеттік орган - Қазақстан Республикасының заңдарында белгiленген құзырет шеңберiнде белгiлi бiр қызмет саласындағы мемлекеттік саясатты қалыптастыруды және iске асыруды жүзеге асыратын орталық мемлекеттік орган;

      5) жоба - аяқталған сипаты бар белгілі бiр мақсаттарға қол жеткiзуге бағытталған және шектеулi уақыт кезеңі iшiнде байланысты емес гранттар қаражаты есебінен iске асырылатын iс-шаралар жиынтығы;

      6) өңiрлiк жоба - оны iске асыруға бiрден артық мемлекеттiң қатысуын көздейтiн жоба;

      7) байланысты емес грант туралы келiсiм - атқарушы агенттік пен донордың арасында жазбаша нысанда жасалған Қазақстан Республикасының мемлекеттiк ұйымдарына өтеусiз қаржылық немесе техникалық көмек берудi көздейтін келiсiм;

      8) уәкілетті орган - байланысты емес гранттарды тарту, пайдалану, пайдалану тиімділігін бағалау процестерін үйлестіруді жүзеге асыратын мемлекеттік жоспарлау жөніндегі орталық атқарушы орган.

      Ескерту. 3-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      4. Байланысты емес гранттар көмек беру түрлерi бойынша былайша бөлінедi:

      1) тауарларды жеткiзу - Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес жүзеге асырылатын донордың қаражатына сатып алынған материалдық-техникалық құндылықтарды өтеусiз негiзде мемлекеттік меншікке беру;

      2) жұмыстарды орындау және қызметтер көрсету - мемлекеттік ұйымдарға сарапшыларды, консультанттарды (мамандарды), еріктілерді (волонтерлердi) жiберу арқылы зерттеулер жүргiзу, консультациялық және басқа да көмек беру, сондай-ақ тауарларды жеткiзу мен мемлекеттiк ұйымдардың қызметшілерін оқыту түрiндегi көмекті қоспағанда, жұмыстар мен қызметтердiң басқа да түрлерi;

      3) мемлекеттiк ұйымдардың қызметшілерiн оқыту - курстар, семинарлар, тренингтер және оқытудың басқа да түрлерiн жүргiзу және/немесе ұйымдастыру және мемлекеттiк ұйымдар қызметшілерінің білiктiлiгiн арттыру.

      5. Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес байланысты емес гранттарды пайдалану барысында бенефициарға және/немесе атқарушы агенттікке байланысты емес грант туралы тиiсті келiсiмде көзделген заттай үлес беруге жол беріледі.

      6. Мемлекеттiк ұйымдардың донорларға байланысты емес гранттарды тарту мәселелерi бойынша жүгінуi тек уәкілеттi органмен келiсiм бойынша жүзеге асырылады.

2. Байланысты емес гранттарды тарту қағидалары

      7. Уәкілетті орган жыл сайын тиiстi қаржы жылының 1 мамырынан кешіктiрмей, сондай-ақ қажеттілігіне қарай атқарушы агенттiктердің өтiнiмдер қалыптастырған кезде есепке алу үшiн алдағы қаржы жылына арналған байланысты емес гранттарды беру туралы донорлардың ұсыныстары туралы ақпаратты атқарушы агенттіктерге жiбередi.

      8. Атқарушы агенттіктер тиісті қаржы жылының 1 тамызынан кешіктірмей немесе уәкілетті орган белгілеген мерзімдерде уәкілетті органға алдағы қаржы жылында байланысты емес гранттарды тарту мақсатында басым жобалардың тізбесін қалыптастыру үшін өтінімдер береді. Атқарушы агенттіктердің көрсетілген мерзімдерден кейін берілген өтінімдерін уәкілетті орган қарамайды.

      Атқарушы агенттіктердің өтінімдері оларға ведомстволық бағынысты мемлекеттік мекемелердің ұсыныстары ескеріле отырып қалыптастырылады.

      Барлық деңгейдегі мәслихаттар аппараттарының өтінімдері тиісті облыстар (республикалық маңызы бар қала, астана) әкімдіктерінің өтінімдерінде көрсетіледі.

      Ескерту. 8-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      8-1 Донорлар ұсынған және уәкілетті орган мен атқарушы агенттіктермен келісілген жобалар келуі бойынша тізбеге қосылады.

      Ескерту. 8-1-тармақпен толықтырылды - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      9. Атқарушы агенттіктердің өтінiмдердi қалыптастыруы Қазақстан Республикасының Президенті мен Қазақстан Республикасының Үкіметі қолданыстағы мемлекеттік, салалық (секторалдық) және өңiрлiк бағдарламалардың, сондай-ақ тұжырымдамалардың негізiнде айқындаған міндеттердің негізінде жүзеге асырылады.

      10. Атқарушы агенттiктiң өтінiмi:

      1) ұсынылатын жобалардың тiзбесiн және олар бойынша шығыстар сомасын;

      2) жобаның мақсаты, негiзгi iс-шаралары мен оларды iске асыру мерзiмдерi, күтілетiн нәтижелерi көрсетіле отырып, әр жобаға жеке түсiндiрме жазбасын (негiздемесiн);

      3) әр жоба бойынша шығыстардың есебiн;

      4) ағымдағы қаржы жылының 1 қаңтарындағы жағдай бойынша алынған және пайдаланылған байланысты емес гранттар туралы ақпаратты қамтиды.

      11. Байланысты емес гранттарды тартуға арналған өтiнімге енгізiлген жобаларды iрiктеудi уәкілетті орган:

      1) ұсынылған құжаттардың толықтығы мен сапасын;

      2) жобалар мақсатының мемлекеттік, салалық (секторалдық) және өңiрлiк бағдарламаларға, сондай-ақ тұжырымдамаларға сәйкестігiн;

      3) жоба мақсатының Қазақстан Республикасының мемлекеттік ұйымдары үшін донорлардың байланысты емес гранттар беру саясатына сәйкестігiн ескере отырып жүзеге асырады.

      12. Атқарушы агенттіктердiң өтінімдерiн қарау барысында уәкілетті орган:

      1) әлеуетті донорлармен консультациялар өткiзедi;

      2) мүдделi мемлекеттік органдармен және ұйымдармен өзара iс-қимыл жасайды;

      3) алдағы қаржы жылына арналған жобалардың оңтайлы тiзбесiн қалыптастыру мақсатында Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына қайшы келмейтiн басқа да iс-шараларды жүргiзедi.

      13. Атқарушы агенттіктердің өтінімдерін қарау нәтижелері бойынша уәкілетті орган тиісті жылдың 1 желтоқсанынан кешіктірмей алдағы қаржы жылына арналған, мемлекеттік органдардан өтінімдердің түсуі бойынша жыл бойы жаңартылуға жататын басым жобалардың тізбесін бекітеді.

      Ескерту. 13-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      14. Басым жобалардың бекітілген тiзбесi уәкілетті органның байланысты емес гранттарды тарту жөнiндегi iс-шараларды жүргізу үшін негiз болады.

      15. Уәкілетті орган алдағы қаржы жылына арналған басым жобалар тізбесін бекіткеннен кейін донорларға осы Қағидаларға қосымшаға сәйкес нысан бойынша байланысты емес гранттарды тарту туралы өтінім жібереді.

      Ескерту. 15-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      16. Донор байланысты емес гранттарды тартуға арналған өтінiмдi мақұлдаған жағдайда уәкілетті орган он жұмыс күні ішінде тиiстi атқарушы агенттiкті байланысты емес грант туралы келiсiмдi дайындау, келiсу және оған қол қою жөнiнде iс-шаралар жүргiзу қажеттiгі туралы хабардар етеді.

      Байланысты емес грант туралы келiсiмдi атқарушы агенттiк материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзудi және/немесе сарапшыларды, консультанттарды (мамандарды), ерiктілердi (волонтерлердi) тартуды көздейтiн әр жоба бойынша жеке жасайды.

      Мемлекеттік ұйымдардың қызметшілерiн оқыту түрiндегi байланысты емес гранттарды тарту, донордың байланысты емес гранттар беру шарттарында мұндай талап болған жағдайда, уәкілеттi орган мен донор арасында жасалатын тиiстi келiсiмнің негiзiнде жүзеге асырылады.

      Донорлардың мемлекеттiк ұйымдардың қызметшілерін оқыту түрiндегi байланысты емес гранттар беру шарттары байланысты емес гранттар туралы тиiстi келiсiмдерге қол қою қажеттілігін көздейді.

      17. Материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзудi көздейтiн байланысты емес гранттар туралы келiсiм жеткiзiлетiн материалдық-техникалық құндылықтардың негiзгi техникалық және өзге де сипаттамаларын, сондай-ақ оларды жеткiзу кестесiн (мерзiмiн) қамтиды.

      18. Сарапшыларды, консультанттарды (мамандарды), ерiктілердi (волонтерлердi) тартуды көздейтiн байланысты емес гранттар туралы келiсiмдерде:

      1) жобаның негізгi кезеңдерi (iс-шаралары), оларды iске асыру мерзiмдерi, сондай-ақ сомасы;

      2) тараптардың мiндеттемелерi, оның iшiнде донордың атқарушы агенттiкке жобаны iске асыру барысында iс-жүзiнде пайдаланылған сомалар туралы мәлiметтер беру мiндеттемесi;

      3) бенефициардың және/немесе атқарушы агенттіктің заттай үлесiнiң нысаны көрсетіледі.

      19. Мемлекеттiк ұйымдардың қызметшілерiн оқыту түрiнде ұсынылған байланысты емес гранттар туралы келiсiмдерде оқыту немесе білiктілiктi арттыру курстарының (семинарларының, тренингтерiнің) негiзгi бағыттары, оларды өткiзу мерзiмдерi, сондай-ақ курстарға (семинарларға, тренингтерге) тыңдаушылар ретінде шақырылатын мемлекеттiк ұйымдар қызметшілерінің болжамды саны көзделеді.

      20. Облыс (республикалық маңызы бар қала, астана) әкiмдігі атқарушы агенттік болған жағдайда байланысты емес грант туралы келiсiмге тиiстi салалық мемлекеттiк орган немесе уәкілетті орган қол қояды.

      21. Донор уәкiлеттi органмен келiсiм бойынша тиiстi салалық мемлекеттiк органның оң қорытындысы негiзiнде өңiрлiк жобаны iске асыру үшiн байланысты емес грант берген жағдайда өңiрлiк жобаны iске асыру оны басым жобалардың тiзбесiне қоспай жүзеге асырылады.

      22. Байланысты емес грант есебiнен өңiрлiк жобаны iске асыру туралы тиiстi келiсiмдi дайындау, келiсу және оған қол қою жөнiндегi iс-шаралар донордың рәсiмдерiн ескере отырып, өңiрлiк жобаны іске асыруға қатысатын елдермен келiсiм бойынша жүзеге асырылады.

3. Байланысты емес гранттарды пайдалану қағидалары

      23. Материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзудi көздейтiн жобаларды iске асыру байланысты емес грант туралы келiсiмнiң шарттарына және Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына сәйкес жүзеге асырылады.

      24. Жобаны iске асыру шеңберiнде тауарларды жеткiзген жағдайда материалдық-техникалық құндылықтар бенефициардың балансына қабылданады.

      Атқарушы агенттiк 15 жұмыс күнi ішінде уәкілеттi органға олардың негiзiнде материалдық-техникалық құндылықтарды беру жүзеге асырылатын тиiстi құжаттардың көшiрмелерiн бередi.

      25. Сарашпылар мен консультанттарды (мамандарды) тартуды көздейтін, оның iшiнде материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзу жөнiндегi жобаны iске асыру атқарушы агенттіктiң келiсiмi бойынша бенефициар әзiрлейтін техникалық тапсырмаға сәйкес жүзеге асырылады.

      Жобаға техникалық тапсырма байланысты емес грант туралы келiсiмнiң шарттарына сәйкес және донордың келiсiмi бойынша әзiрленедi.

      26. Өңiрлiк жобаға техникалық тапсырма өңiрлiк жобаны iске асыруға қатысатын мемлекеттер жасасқан байланысты емес грант есебiнен өңiрлiк жобаны iске асыру туралы тиiстi келiсiмнің шарттарына сәйкес әзiрленедi.

      27. Техникалық тапсырмада:

      1) аяқталу нысаны мен оларды iске асыру мерзiмдерін қоса алғанда, жобаның кезеңдерi мен нақты iс-шаралары;

      2) жобаның әр кезеңіндегі iс-шараларды iске асырудан күтілетiн нәтижелер;

      3) жергiлiктiлердi қоса алғанда, жобаны iске асыру үшiн тартылатын сарапшылардың және консультанттардың (мамандардың) функционалдық міндеттерi мен жобаға қатысу кезеңi көрсетiле отырып, олардың сандық және сапалық құрамы көзделінеді.

      28. Жобаға техникалық тапсырманы бенефициардың бiрiншi басшысы немесе оны ауыстыратын тұлға, сондай-ақ донордың уәкілеттi өкiлi байланысты емес грант туралы келiсiм күшiне енген күннен бастап үш айдан кешіктiрмей бекiтедi.

      Атқарушы агенттiк жобаға техникалық тапсырма бекiтiлген күнiнен бастап бiр апта мерзiмде уәкілетті органға оның атқарушы агенттігiнің бiрiншi басшысы немесе оның орынбасары растаған көшірменi берудi қамтамасыз етедi.

      29. Жобаны iске асыру процесiнде бекiтiлген техникалық тапсырмаға өзгерiстер мен толықтырулар енгізуге рұқсат етіледi. Бұл ретте техникалық тапсырмаға өзгерiстер мен толықтырулар байланысты емес грант туралы келiсiмнің шарттарына қайшы келмейді.

      30. Техникалық тапсырмаға өзгерiстер мен толықтырулар енгiзiлген жағдайда атқарушы агенттiк бiр апта мерзiмде уәкілетті органға енгізiлген өзгерiстер мен толықтырулардың негіздемелерімен бiрге нақты ақпараттың берiлуiн қамтамасыз етедi.

      31. Жобаны iске асыру процесiнде атқарушы агенттiк:

      1) байланысты емес грант туралы келiсiмде көзделіп қабылданған мiндеттемелердің, сондай-ақ техникалық тапсырмада көзделген iс-шаралардың уақтылы орындалуын;

      2) Қазақстан Республикасының мүдделi мемлекеттiк органдарына, сондай-ақ уәкілетті органға донордың немесе оның уәкілетті тұлғаларының байланысты емес грант туралы келiсiмде көзделген мiндеттемелердi, сондай-ақ техникалық тапсырмада көзделген iс-шараларды орындамағаны туралы уақтылы хабардар етудi;

      3) байланысты емес гранттардың мақсатты және тиiмдi пайдаланылуын;

      4) донордың есебiнен берiлген материалдық-техникалық құндылықтардың импорты кезiнде кедендiк ресiмдеудiң уақтылы жүзеге асырылуын;

      5) донордың есебiнен берiлген материалдық-техникалық құндылықтардың бенефициардың балансына уақтылы қабылдануын қамтамасыз етедi.

4. Байланысты емес гранттардың пайдаланылуын мониторингілеу
және бағалау

      32. Материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзудi, сондай-ақ сарапшылар мен консультанттарды (мамандарды) тартуды көздейтiн байланысты емес гранттардың пайдаланылуын мониторингiлеу және бағалау:

      1) жобалардың iске асырылу барысы, сондай-ақ жобалардың ағымдағы бағалау туралы ақпаратты атқарушы агенттiктердiң жинауын, өңдеуiн және оны уәкілетті органға ұсынуын;

      2) атқарушы агенттіктің Қазақстан Республикасы мемлекеттiк ұйымдарының байланысты емес гранттарды пайдалану туралы жиынтық ақпаратты жасауын және уәкілетті органға ұсынуын қамтиды.

      33. Атқарушы агенттiктер тоқсан сайын есептi айдан кейiнгi айдың 10-нан кешiктірмей уәкілетті органға мыналарды қамтитын:

      1) материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзу кестесiнде (мерзiмдерiнде) не жобаларға техникалық тапсырмаларда көзделген iс-шараларды iске асырудың ағымдағы жай-күйi туралы мәлiметтердi;

      2) жобаларға техникалық тапсырмаларда көзделген iс-шараларды iске асыру барысында қол жеткiзiлген аралық нәтижелер туралы мәлiметтердi;

      3) материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзу кестесiнде (мерзiмiнде) не жобаларға техникалық тапсырмаларда көзделген iс-шаралардың орындалмау не сапасыз орындалу себептерi туралы мәлiметтердi;

      4) материалдық-техникалық құндылықтарды жеткiзу кестесiнде (мерзiмiнде) не жобаларға техникалық тапсырмаларда көзделген iс-шараларды iске асырудың тиiмділiгiн арттыруға бағытталған ұсыныстарды беруi тиiс.

      34. Байланысты емес гранттардың пайдаланылуын бағалауды жүзеге асыру мақсатында уәкілетті орган қажет болған жағдайда:

      1) атқарушы агенттіктерден және/немесе бенефициарлардан беру мерзімін көрсете отырып қосымша ақпарат сұратады;

      2) атқарушы агенттіктер беретін ақпаратты растау үшін жоба іске асырылатын жерге уәкілетті тұлғаларды жібереді;

      3) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес өзге де шараларды қабылдайды.

      Ескерту. 34-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      35. Атқарушы агенттік жыл сайын тиісті қаржы жылының 15 наурызынан кешіктірмей Қазақстан Республикасының мемлекеттік ұйымдарының байланысты емес гранттарды пайдаланғаны туралы ақпаратты мемлекеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органға енгізеді.

      Ескерту. 35-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      36. Өңiрлiк жобаны iске асыру үшiн байланысты емес гранттың пайдаланылуын мониторингiлеу және бағалау осы тарауда көзделген тәртiппен жүзеге асырылады.

  Байланысты емес гранттарды тарту,
пайдалану, пайдаланылуын мониторингілеу
және бағалау қағидаларына қосымша

      Нысан

      Ескерту. Оң жақтағы жоғары бөлігі жаңа редакцияда - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

Байланысты емес гранттарды тартуға өтінім

      Ескерту. Қосымшаға өзгеріс енгізілді - ҚР Ұлттық экономика министрінің 15.09.2015 № 637 (алғаш ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      1. Мемлекеттік органның атауы

      2. Жобаның атауы

      3. Секторы

      4. Жобаның мақсаты

      5. Зерттеу жүргізу қажеттілігінің негіздемесі

      6. Жобаның сипаттамасы (мәселенің немесе проблеманың қысқаша тарихы, мемлекеттік реттеудің қажеттілігі, жеделдігі мен өзектілігі, көлемі, ауқымдылығы, қазіргі әдістері)

      7. Зерттеудің болжамды құны.

      8. Азия Даму Банкінің рөлі (АДБ қатысуының қажеттілігі)

      9. Күтілетін іс-шаралар

      10. Болжамды нәтижелер

      11. Іске асыру мерзімдері

      12. Аралас қызмет (осы тақырыпқа зерттеулер жүргізілген бе, осы іс-шараға басқа донорлардан грант тартылған ба)

      13. Байланысатын тұлғалар (Т.А.Ә., лауазымын, телефон нөмірін және электрондық мекенжайын көрсете отырып)

Об утверждении Правил привлечения, использования, мониторинга и оценки использования несвязанных грантов

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2014 года № 196. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 31 января 2015 года № 10170.

      В соответствии со статьей 166 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила привлечения, использования, мониторинга и оценки использования несвязанных грантов.

      2. Департаменту бюджетных инвестиций и развития государственно-частного партнерства в установленном законодательстве порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет";

      3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр

Е. Досаев


  Утверждены
приказом Министра
национальной экономики
Республики Казахстан
от 30 декабря 2014 года № 196

Правила
привлечения, использования, мониторинга и
оценки использования несвязанных грантов
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила привлечения, использования, мониторинга и оценки использования несвязанных грантов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан и определяют правила привлечения, использования, мониторинга и оценки использования несвязанных грантов, предоставляемых государственным организациям Республики Казахстан.

      Правила не распространяются на процедуры привлечения и распределения гуманитарной, благотворительной, военной, продовольственной помощи.

      2. Целями настоящих Правил являются:

      1) обеспечение прозрачного и эффективного процесса привлечения и использования несвязанных грантов;

      2) упорядочение процесса представления отчетов и информации о ходе и результатах использования несвязанных грантов;

      3) упорядочение и систематизация процесса мониторинга и оценки использования несвязанных грантов.

      3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) исполнительное агентство - центральный государственный орган или местный исполнительный орган (города республиканского значения, столицы), осуществляющий процесс мониторинга использования несвязанных грантов;

      2) соглашение о несвязанном гранте - соглашение между исполнительным агентством и донором, заключенное в письменной форме, предусматривающее предоставление государственным организациям Республики Казахстан безвозмездной финансовой или технической помощи;

      3) бенефициар - государственная организация Республики Казахстан, непосредственно получающая и использующая несвязанные гранты в порядке, предусмотренным настоящими Правилами;

      4) проект - совокупность мероприятий, направленных на достижение определенных целей, имеющих завершенный характер, и реализуемых за счет средств несвязанных грантов в течение ограниченного периода времени;

      5) натуральный вклад - вклад (за исключением денег) бенефициара и/или исполнительного агентства в рамках реализации определенного проекта, предоставляемый в соответствии с законодательством Республики Казахстан в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание бенефициара и/или исполнительного агентства, не предусматривающий дальнейшее заимствование Правительством Республики Казахстан у донора, предоставившего грант или софинансирование проекта из государственного бюджета;

      6) региональный проект - проект, предусматривающий участие в его реализации более одного государства;

      7) отраслевой государственный орган - центральный государственный орган, осуществляющий формирование и реализацию государственной политики в определенной сфере деятельности в рамках компетенции, установленной законами Республики Казахстан;

      8) уполномоченный орган - центральный исполнительный орган по государственному планированию, осуществляющий координацию процессов привлечения, использования и оценки использования несвязанных грантов.

      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными приказом Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      4. Несвязанные гранты по видам предоставления помощи подразделяются на:

      1) выполнение работ и оказание услуг - проведение исследований, предоставление консультационной и другой помощи посредством направления в государственные организации экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров), а также другие виды работ и услуг, за исключением помощи в виде поставки товаров и обучения служащих государственных организаций;

      2) обучение служащих государственных организаций - проведение и/или организация курсов, семинаров, тренингов и других видов обучения и повышения квалификации служащих государственных организаций;

      3) поставку товаров - передача на безвозмездной основе в государственную собственность материально-технических ценностей, приобретенных на средства донора, осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      5. В ходе использования несвязанных грантов допускается предоставление бенефициаром и/или исполнительным агентством натурального вклада, предусмотренного в соответствующем соглашении о несвязанном гранте, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      6. Обращение государственных организаций к донорам по вопросам привлечения несвязанных грантов осуществляется только по согласованию с уполномоченным органом.

2. Правила привлечения несвязанных грантов

      7. Уполномоченный орган ежегодно, не позднее 1 мая соответствующего финансового года, а также по мере необходимости направляет исполнительным агентствам информацию о предложениях доноров о предоставлении несвязанных грантов на предстоящий финансовый год для учета при формировании исполнительными агентствами заявок.

      8. Исполнительные агентства, не позднее 1 августа соответствующего финансового года или в сроки, установленные уполномоченным органом представляют в уполномоченный орган заявки для формирования перечня приоритетных проектов в целях привлечения несвязанных грантов в предстоящем финансовом году. Заявки исполнительных агентств, представленные после указанных сроков, уполномоченным органом не рассматриваются.

      Заявки исполнительных агентств формируются с учетом предложений подведомственных им государственных учреждений.

      Заявки аппаратов маслихатов всех уровней отражаются в заявках соответствующих акиматов областей (города республиканского значения, столицы).

      Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      8-1 Проекты, предлагаемые донорами и согласованные с уполномоченным органом и исполнительными агентствами, включаются в перечень по мере их поступления.

      Сноска. Глава 2 дополнена пунктом 8-1 в соответствии с приказом Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      9. Формирование исполнительными агентствами заявок осуществляется на основании задач, определенных Президентом Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан на основании действующих государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, а также концепций.

      10. Заявка исполнительного агентства включает в себя:

      1) перечень предлагаемых проектов и суммы расходов по ним;

      2) пояснительную записку (обоснование) к каждому проекту в отдельности, с указанием цели проекта, основных мероприятий и сроков их реализации, ожидаемых результатов;

      3) расчеты расходов по каждому проекту;

      4) информацию о полученных и использованных несвязанных грантах по состоянию на 1 января текущего финансового года;

      11. Отбор проектов, включенных в заявку на привлечение несвязанных грантов, осуществляется уполномоченным органом с учетом:

      1) полноты и качества представленных документов;

      2) соответствия цели проектов государственным, отраслевым (секторальным) и региональным программам, а также концепциям;

      3) соответствия цели проекта политике предоставления донорами несвязанных грантов для государственных организаций Республики Казахстан.

      12. В ходе рассмотрения заявок исполнительных агентств уполномоченный орган:

      1) проводит консультации с потенциальными донорами;

      2) взаимодействует с заинтересованными государственными органами и организациями;

      3) проводит другие мероприятия, не противоречащие действующему законодательству Республики Казахстан, в целях формирования оптимального перечня проектов на предстоящий финансовый год.

      13. По результатам рассмотрения заявок исполнительных агентств уполномоченный орган, не позднее 1 декабря соответствующего года, утверждает перечень приоритетных проектов на предстоящий финансовый год, который по мере поступления заявок от государственных органов, подлежит обновлению в течение года.

      Сноска. Пункт 13 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      14. Утвержденный перечень приоритетных проектов служит основой для проведения уполномоченным органом мероприятий по привлечению несвязанных грантов.

      15. Уполномоченный орган, после утверждения перечня приоритетных проектов на предстоящий финансовый год, направляет донорам заявку о привлечении несвязанных грантов по форме, согласно приложению к настоящим Правилам.

      Сноска. Пункт 15 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      16. В случае одобрения донором заявки на привлечение несвязанных грантов уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней информирует соответствующее исполнительное агентство о необходимости проведения мероприятий по подготовке, согласованию и подписанию соглашения о несвязанном гранте.

      Соглашение о несвязанном гранте заключается исполнительным агентством отдельно по каждому проекту, предусматривающему поставку материально-технических ценностей и/или привлечение экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров).

      Привлечение несвязанных грантов в виде обучения служащих государственных организаций осуществляется на основании соответствующего соглашения, заключаемого между уполномоченным органом и донором, в случае наличия такого требования в условиях предоставления донором несвязанных грантов.

      Условия предоставления донорами несвязанных грантов в виде обучения служащих государственных организаций предусматривают необходимость подписания соответствующих соглашений о несвязанных грантах.

      17. Соглашения о несвязанных грантах, предусматривающие поставку материально-технических ценностей, содержат основные технические и иные характеристики поставляемых материально-технических ценностей, а также график (сроки) их поставки.

      18. В соглашениях о несвязанных грантах, предусматривающих привлечение экспертов, консультантов (специалистов), добровольцев (волонтеров), указываются:

      1) основные этапы (мероприятий), сроки их реализации, а также сумма проекта;

      2) обязательства сторон, в том числе обязательства донора предоставлять исполнительному агентству сведения о суммах, фактически использованных в ходе реализации проекта;

      3) форма натурального вклада бенефициара и/или исполнительного агентства.

      19. В соглашениях о несвязанных грантах, предоставленных в виде обучения служащих государственных организаций, предусматриваются основные направления курсов (семинаров, тренингов) обучения или повышения квалификации, сроки их проведения, а также ориентировочное количество служащих государственных организаций, приглашаемых в качестве слушателей курсов (семинаров, тренингов).

      20. В случае, когда исполнительным агентством выступает акимат области (города республиканского значения, столицы), соглашение о несвязанном гранте подписывается соответствующим отраслевым государственным органом или уполномоченным органом.

      21. В случае предоставления донором несвязанного гранта для реализации регионального проекта, на основании положительного заключения соответствующего отраслевого государственного органа по согласованию с уполномоченным органом реализация регионального проекта осуществляется без включения его в перечень приоритетных проектов.

      22. Мероприятия по подготовке, согласованию и подписанию соответствующего соглашения о реализации регионального проекта за счет несвязанного гранта осуществляются по согласованию со странами, принимающими участие в реализации регионального проекта с учетом процедур донора.

3. Правила использования несвязанных грантов

      23. Реализация проектов, предусматривающих поставку материально-технических ценностей, осуществляется в соответствии с условиями соглашения о несвязанном гранте и действующим законодательством Республики Казахстан.

      24. В случае поставки товаров в рамках реализации проекта, материально-технические ценности принимаются на баланс бенефициара.

      Исполнительное агентство в течение 15 рабочих дней предоставляет уполномоченному органу копии соответствующих документов, на основании которых осуществляется передача материально-технических ценностей.

      25. Реализация проекта, в том числе по поставке материально-технических ценностей, предусматривающего привлечение экспертов и консультантов (специалистов), осуществляется в соответствии с техническим заданием, разрабатываемым бенефициаром по согласованию с исполнительным агентством.

      Техническое задание к проекту разрабатывается в соответствии с условиями соглашения о несвязанном гранте и по согласованию с донором.

      26. Техническое задание к региональному проекту разрабатывается в соответствии с условиями соответствующего соглашения о реализации регионального проекта за счет несвязанного гранта, заключенного государствами, принимающими участие в реализации регионального проекта.

      27. В техническом задании порядке предусматриваются:

      1) этапы и конкретные мероприятия проекта, включая форму завершения и сроки их реализации;

      2) ожидаемые результаты от реализации мероприятий на каждом этапе проекта;

      3) количественный и качественный состав экспертов и консультантов (специалистов), включая местных, привлекаемых для реализации проекта, с указанием функциональных обязанностей и периода их участия в проекте.

      28. Техническое задание к проекту утверждается первым руководителем бенефициара либо лицом, замещающим его, а также уполномоченным представителем донора в срок, не позднее трех месяцев со дня вступления в силу соглашения о несвязанном гранте.

      В недельный срок со дня утверждения технического задания к проекту исполнительное агентство предоставляет уполномоченному органу его копии, заверенной первым руководителем исполнительного агентства или его заместителем.

      29. В процессе реализации проекта допускается внесение изменений и дополнений в утвержденное техническое задание. При этом изменения и дополнения в техническое задание не противоречат условиям соглашения о несвязанном гранте.

      30. В случае внесения изменений и дополнений в техническое задание, исполнительное агентство обеспечивает предоставление в недельный срок в уполномоченный орган подробной информации с обоснованием внесенных изменений и дополнений.

      31. В процессе реализации проекта исполнительное агентство обеспечивает:

      1) своевременное исполнение принятых обязательств, предусмотренных соглашением о несвязанном гранте, а также мероприятий, предусмотренных в техническом задании;

      2) своевременное информирование заинтересованных государственных органов Республики Казахстан, а также уполномоченного органа о невыполнении донором или его уполномоченными лицами обязательств, предусмотренных соглашением о несвязанном гранте, а также мероприятий, предусмотренных в техническом задании;

      3) целевое и эффективное использование несвязанных грантов;

      4) своевременное осуществление таможенного оформления при импорте материально-технических ценностей, предоставленных за счет донора;

      5) своевременное принятие на баланс бенефициара материально-технических ценностей, предоставленных за счет донора.

4. Мониторинг и оценка использования несвязанных грантов

      32. Мониторинг и оценка использования несвязанных грантов, предусматривающих поставку материально-технических ценностей, а также привлечение экспертов и консультантов (специалистов), включают:

      1) сбор, обработку и предоставление исполнительными агентствами в уполномоченный орган информации о ходе реализации проектов, а также текущей оценки проектов;

      2) составление и предоставление исполнительным агентством в уполномоченный орган сводной информации об использовании несвязанных грантов государственными организациями Республики Казахстан.

      33. Исполнительные агентства ежеквартально, не позднее 10-го числа, следующего за отчетным, предоставляют в уполномоченный орган информацию, которая содержит:

      1) сведения о текущем состоянии реализации мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам;

      2) сведения о промежуточных результатах, достигнутых в ходе реализации мероприятий, предусмотренных в технических заданиях к проектам;

      3) сведения о причинах невыполнения либо некачественного выполнения мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам;

      4) предложения, направленные на повышение эффективности реализации мероприятий, предусмотренных в графике (сроках) поставки материально-технических ценностей либо в технических заданиях к проектам.

      34. В целях осуществления оценки использования несвязанных грантов уполномоченный орган при необходимости:

      1) запрашивает у исполнительных агентств и/или бенефициаров дополнительную информацию с указанием срока ее представления;

      2) направляет уполномоченных лиц по месту реализации проекта для подтверждения представляемой исполнительными агентствами информации;

      3) принимает иные меры в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      35. Исполнительное агентство ежегодно, не позднее 15 марта соответствующего финансового года вносит в уполномоченный орган по государственному планированию информацию об использовании несвязанных грантов государственными организациями Республики Казахстан.

      Сноска. Пункт 35 в редакции приказа Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      36. Мониторинг и оценка использования несвязанного гранта для реализации регионального проекта осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей главой для реализации проекта.

  Приложение
к Правилам привлечения, использования,
мониторинга и оценки использования
несвязанных грантов

      Сноска. Приложение с изменением, внесенным приказом Министра национальной экономики РК от 15.09.2015 № 637 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      Форма

Заявка о привлечении несвязанных грантов

      1. Наименование государственного органа

      2. Наименование проекта

      3. Сектор

      4. Цель проекта

      5. Обоснование необходимости проведения исследования

      6. Описание проекта (краткая предистория вопроса или проблемы,

      необходимость, срочность и актуальность, охват, масштаб, существующие

      методы государственного регулирования)

      7. Предполагаемая стоимость исследования

      8. Роль Азиатского Банка Развития (почему участие АБР

      представляется необходимым)

      9. Ожидаемые мероприятия

      10. Предполагаемые результаты

      11. Сроки реализации

      12. Смежная деятельность (проводились ли исследования на данную

      тему, привлекался ли грант на данное мероприятие у других доноров)

      13. Контактные лица (с указанием Ф.И.О., должности, номера тел.

      и электронного адреса)