Қауіпті өндірістік объектіде өндірістік бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру жөніндегі нұсқаулықты бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрінің 2021 жылғы 24 маусымдағы № 315 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2021 жылғы 3 шiлдеде № 23276 болып тіркелді.

      Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2020 жылғы 23 қазандағы № 701 қаулысымен бекітілген Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігі туралы ереженің 16-тармағының 114) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      Ескерту. Кіріспе жаңа редакцияда – ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 14.07.2023 № 382 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгiзiледi) бұйрығымен.

      1. Осы бұйрыққа қоса беріліп отырған Қауіпті өндірістік объектіде өндірістік бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру жөніндегі нұсқаулық бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің Өнеркәсіптік қауіпсіздік комитеті:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің интернет-ресурсына орналастыруды;

      3) осы бұйрық Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелгеннен кейін он жұмыс күні ішінде Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігінің Заң департаментіне осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалуы туралы мәліметтерді ұсынуды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн күнтізбелік алпыс күн өткен соң қолданысқа енгiзiледi.

      Қазақстан Республикасы
Төтенше жағдайлар министрі
Ю. Ильин

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық экономика министрлігі

  Қазақстан Республикасы
Төтенше жағдайлар министрі
2021 жылғы 24 маусымдағы
№ 315 бұйрығымен бекітілген

Қауіпті өндірістік объектіде өндірістік бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру жөніндегі нұсқаулық

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Қауіпті өндірістік объектіде өндірістік бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру жөніндегі нұсқаулық (бұдан әрі – Нұсқаулық) Қазақстан Республикасы Үкіметінің 2020 жылғы 23 қазандағы № 701 қаулысымен бекітілген Қазақстан Республикасы Төтенше жағдайлар министрлігі туралы ереженің 16-тармағының 114) тармақшасына сәйкес әзірленді және қауіпті өндірістік объектілерді пайдаланатын ұйымдардың (бұдан әрі – ұйым) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын сақтауына өндірістік бақылауды ұйымдастыру және жүзеге асыру тәртібін нақтылайды.

      Ескерту. 1-тармақ жаңа редакцияда – ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 14.07.2023 № 382 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейiн күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгiзiледi) бұйрығымен.

      2. Осы Нұсқаулықта мынадай негізгі ұғымдар пайдаланады:

      1) өндірістік бақылау – қауіпті өндірістік объектілерде өндірістік бақылау қызметінің лауазымды тұлғалары жүзеге асыратын өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының орындалуын қамтамасыз етуге бағытталған шаралар;

      2) өнеркәсiптiк қауiпсiздiк – жеке және заңды тұлғалардың, қоршаған ортаны қауiптi өндiрiстiк факторлардың зиянды әсерінен қорғалуының жай-күйі;

      3) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптары – өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету мақсатында Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген техникалық және (немесе) әлеуметтік сипаттағы арнайы шарттар.

      3. Қауіпті өндірістік объектілердегі өндірістік бақылауды ұйым басшысының бұйрығымен тағайындалған өндірістік бақылау қызметінің лауазымды тұлғалары жүзеге асырады.

2-тарау. Өндірістік бақылауды жүзеге асыратын ұйымның лауазымды тұлғаларының өкілеттіктері

      4. Өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы өндірістік бақылау қызметінің лауазымды тұлғаларына мынадай өкілеттіктер жүктеледі:

      1) ұйымның бөлімшелерінде өндірістік бақылауды жүзеге асыру жөніндегі жұмыстар жоспарын әзірлеу;

      2) жұмыскерлердің өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын сақтауына өндірістік бақылауды жүзеге асыру;

      3) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының сақталуы тұрғысынан тексерулерді ұйымдастыру және жүргізу;

      4) ұйымның құрылымдық бөлімшелерінің басшыларына анықталған бұзушылықтарды жою туралы орындалуы міндетті нұсқамалар беру, олардың күші бірінші басшының жазбаша өкімімен ғана жойылуы мүмкін;

      5) өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету және аварияларды жою жөніндегі іс-шаралар жоспарын әзірлеуді ұйымдастыру;

      6) өнеркәсіптік қауіпсіздік саласында сараптама жүргізуді дайындау жөніндегі жұмысты ұйымдастыру;

      7) ұйым басшысына ұсыныстар енгізу:

      өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі іс-шараларды жүргізу туралы, өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзушылықтарды жою туралы;

      жұмыскерлердің өмірі мен денсаулығына қатер төндіретін немесе қауіпті өндірістік факторлардың персоналға, халыққа, қоршаған ортаға зақымдаушы әсеріне әкеп соғуы мүмкін өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұза отырып жүзеге асырылатын жұмыстарды тоқтата тұру туралы;

      өнеркәсіптік қауіпсіздік мәселелері бойынша уақтылы даярлаудан, қайта даярлаудан өтпеген адамдарды жұмыстан шеттету туралы;

      8) ұйымдағы өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйін бағалау үшін қажетті құжаттар мен материалдарды алу болып табылады;

      9) қауіпті өндірістік объектілерде авариялар мен оқыс оқиғалардың туындау себептеріне талдау жүргізу және оларды есепке алу жөніндегі құжаттаманы сақтау;

      10) өнеркәсіптік қауіпсіздік мәселелері бойынша жұмыскерлерді даярлауды және қайта даярлауды ұйымдастыру;

      11) қауіпті өндірістік объектілер жұмыскерлерінің назарына Қазақстан Республикасының өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы нормативтік құқықтық актілеріне өзгерістер және (немесе) толықтырулар енгізу туралы ақпаратты жеткізу;

      12) қауіпті өндірістік объектідегі авария салдарынан болған аварияларды, жазатайым оқиғаларды тергеп-тексеруді және есепке алуды ұйымдастыру;

      13) Қазақстан Республикасының өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы заңнамасында көзделген өзге де өкілеттіктерді жүзеге асыру жатады.

3-тарау. Өндірістік бақылау туралы ереже

      5. Ұйым ұйымның ерекшелігі мен саласын, пайдаланылатын қауіпті өндірістік объектілердің ерекшеліктерін және оларды пайдалану шарттарын ескере отырып, өндірістік бақылау туралы ережені әзірлейді.

      6. Өндірістік бақылау туралы ереже мыналарды қамтиды:

      1) өнеркәсіптік қауіпсіздік саласында өндірістік бақылауды жүзеге асыратын ұйымдардың лауазымды адамдарының өкілеттіктері;

      2) қауіпті өндірістік объектілер мен олардың өндірістік бөлімшелерінің саны;

      3) мынадай мәліметтерді қамтитын қауіпті өндірістік объектілердің қысқаша сипаттамасы:

      өндірістік ғимараттардың, технологиялық құрылыстардың жай-күйі және техникалық тексерілу туралы;

      қауіпті техникалық құрылғыларды техникалық куәландыру туралы;

      қауіпті өндірістік объектіде болған авариялар, инциденттер және жазатайым оқиғалар туралы;

      өнеркәсіптік қауіпсіздік мәселелері бойынша қауіпті өндірістік объектіде жұмыс істейтін басшыларды, мамандарды және қызметкерлерді даярлауды, қайта даярлауды ұйымдастыру туралы;

      4) өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі іс-шаралар жоспары;

      5) бақылау іс-шараларын жүргізудің кезеңділігі, іс-шараларды жоспарлау, іс-шараларды орындау жөніндегі есептілік, тиімділікті бағалау критерийлері және оларды арттыру жөніндегі шаралар, өндірістік бақылау нәтижелері бойынша қабылданатын шешімдерді орындау тәртібі;

      6) өндірістік бақылау қызметінің құрылымы.

      Ескерту. 6-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

4-тарау. Өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының сақталуына ішкі тексерулерді жоспарлау және жүргізу, сондай-ақ олардың нәтижелері туралы есептерді дайындау және тіркеу тәртібі

      7. Өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйін тексеру осы Нұсқаулыққа 1-қосымшаның нысаны бойынша өндірістік бақылауға жауапты әзірлеген қауіпті өндірістік объектілердегі өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйіне тексеру жүргізудің бекітілген графигі негізінде жүзеге асырылады.

      8. Егер авария, қауіпті өндірістік объектідегі авария салдарынан болған жазатайым оқиға болған жағдайларда, ұйым басшысының өкімі бойынша кезектен тыс тексерулер ұйымдастырылады.

      9. Тексеруді жүзеге асыру алдында өндірістік бақылауды жүзеге асыратын лауазымды тұлға тексеру объектісі, қауіпсіз пайдалану шарттары және өткен тексерулердің нәтижелері туралы ақпарат жинауды жүргізеді.

      Адамдардың өміріне қауіпті немесе аварияға әкеп соғуы мүмкін жағдайлар анықталған жағдайда өндірістік бақылауды жүзеге асыратын лауазымды тұлға басшыға жұмыстарды тоқтата тұру туралы ұсыныс енгізеді.

      Ескерту. 9-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.
      10. Алып тасталды - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      11. Жылына бір рет ұйымға кешенді тексеру жүргізіледі.

      Әрбір кешенді тексеруге бағдарлама (тексеруге жататын мәселелер тізбесі) әзірленеді және бекітіледі.

      Әрбір бөлімшені кешенді тексеру нәтижелері бойынша бұйрық шығарылады.

      Бұйрық бөлімшедегі өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйін бағалауды, анықталған бұзушылықтарды жоюға жауапты анықталған бұзушылықтарды жою жөніндегі іс-шараларды және анықталған бұзушылықтарды жою мерзімін, сондай-ақ қажет болған кезде анықталған бұзушылықтарға кінәлі жауапты адамдар мен персоналға қолданылған жазаны қамтуға тиіс.

      12. Тексерулердің барлық нәтижелері осы Нұсқаулыққа 2-қосымшада белгіленген нысан бойынша өндірістік бақылау журналына енгізіледі.

      13. Ай сайын өндірістік бақылау қызметінің лауазымды тұлғасы ескертулердің жойылуына бақылау жүргізеді, оның нәтижелерін ұйым басшысына ұсынады.

      14. Жойылған бұзушылықтар келесі тексерулер кезінде қайта бақылауға жатады.

5-тарау. Өндірістік бақылау жүргізу нәтижелерін ресімдеу

      15. Өндірістік бақылауды жүргізу қорытындылары бойынша өндірістік бақылау қызметінің лауазымды тұлғасы тексерілген бөлімшенің басшысына – акт, ал бұзушылықтар анықталған жағдайда – нұсқама береді.

      16. Нұсқамада өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы нормативтік құқықтық актілерге сілтеме жасай отырып, анықталған бұзушылықтар, сондай-ақ бөлімше басшысымен келісілген жою мерзімдерін көрсете отырып, анықталған бұзушылықтарды жою жөніндегі іс-шаралар көрсетіледі.

      17. Іс-шараларды орындаушылар тек тексерілетін бөлімшенің қызметкерлері ғана емес, өндірістік бақылауды жүзеге асыратын лауазымды тұлға болып табылған жағдайда, ұйым бойынша бұйрық шығару ұйымдастырылады, онда әрбір іс-шара бойынша нақты орындаушылар айқындалады. Орындаушылар мен өндірістік бақылауды жүзеге асыратын лауазымды тұлға арасындағы жою мерзімдері бойынша келіспеушіліктерді ұйымның бірінші басшысы реттейді.

      Ескерту. 17-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      18. Өндірістік бақылауды жүзеге асырушы лауазымды тұлға ай сайын қауіпті өндірістік объектілерді пайдаланатын ұйымның басшысына өндірістік бақылау жүргізу нәтижелерін және берілген нұсқамалардың орындалу мәртебесін ұсынады.

      Ескерту. 18-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

6-тарау. Пайдаланушы ұйымның құрылымдық бөлімшелері арасында өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйі туралы ақпаратты жинау, талдау, алмасу және оны қауіпті өндірістік объектілерде жұмыс істейтін қызметкерлерге жеткізу тәртібі

      19. Ақпарат жинау өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйін тексеру нәтижелері бойынша жүзеге асырылады.

      20. Өндірістік бақылауды жүзеге асыру жөніндегі іс-шараларды жүргізу нәтижелерін талдау жылына кемінде бір рет жүргізіледі, оған мыналар кіреді:

      өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының сақталуын тексеру нәтижелері;

      өндірістік бақылауға жауапты адамның ұйымдастырушылық қызметінің тиімділігін бағалау;

      өндірістік бақылаудың тиімділігін арттыру жөніндегі қызметтің негізгі бағыттары.

      Өндірістік бақылау барысында анықталған бұзушылықтар мен белгіленген талаптарға сәйкессіздіктер және олардың себептері ұйым қызметкерлеріне жеткізіледі.

      21. Өндірістік бақылау нәтижелерін талдау негізінде кезекті жылға өнеркәсіптік қауіпсіздікті және өндірістік бақылауды қамтамасыз ету жөніндегі жоспарды жасау кезінде пайдаланылатын өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзушылықтарды жою және алдын алу жөніндегі іс-шаралар әзірленеді.

      22. Өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзушылықтарды жою жөніндегі іс-шаралар мыналарды қамтиды:

      1) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының анықталған бұзушылықтарын талдау;

      2) технологиялық процеске және өндірістік бақылауға жататын өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының бұзылу себептерін зерделеу, сондай-ақ осындай зерделеу нәтижелерін өндірістік бақылауды жүзеге асыруға жауаптының тіркеуі;

      3) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының бұзылу себептерін жою жөніндегі іс-шараларды әзірлеуді қамтиды;

      4) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзу себептерін жою жөніндегі іс-шаралардың толық көлемде жүзеге асырылғанына және тиімді екендігіне кепілдік беретін шешімдер қабылдау жатады.

      23. Өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзудың алдын алу жөніндегі іс-шаралар:

      1) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұзудың ықтимал себептерін анықтау, талдау және жою мақсатында тиісті ақпарат көздерін (өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйіне әсер ететін процестерді; жұмыс операцияларын; тексерулер нәтижелерін; қызмет көрсету туралы есептерді) пайдалану;

      2) өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз етудің ықтимал проблемаларының болжамы және оларды шешу үшін қажетті шараларды алдын ала айқындау;

      3) алдын алу іс-шараларын алдын ала іске асыруға және өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарынан бұзушылықтардың кепілді алдын алуды қамтамасыз ететін басқарушылық шешімдер қабылдауға бағытталады;

      4) қабылданған алдын алу іс-әрекеттері туралы ақпаратты ұйым басшылығына ұсыну.

      24. Өндірістік бақылау қызметінің басшысы өнеркәсіптік қауіпсіздік жағдайы және өндірістік бақылау нәтижелері туралы деректерді жүйелейді, өзектендіреді және сақтауды қамтамасыз етеді.

      Ескерту. 24-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      25. Деректерді сақтау нысаны қағаз түрінде де, электрондық түрде де рұқсат етілмеген өзгерістерден, қағаз және электрондық тасығыштарды жоюдан, бүлдіруден кепілді сақтау шартымен белгіленеді. Электрондық дерекқорлар үшін қосымша (резервтік) ақпарат жинақтағыштар құрылады. Сақтау нысанына қарамастан деректер қорына қол жеткізу шектелген. Ұйым басшысына және өндірістік бақылауды жүзеге асыратын лауазымды тұлғаға деректер қорына жалпы қолжетімділік көзделген.

      Ескерту. 25-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

7-тарау. Өндірістік бақылау жүргізу қорытындылары бойынша ұйымның әрекеттері

      26. Осы Нұсқаулықтың 17, 18-тармақтарында көрсетілген құжаттардың негізінде өндірістік бақылау қызметінің басшысы кәсіпорында өндірістік бақылауды ұйымдастыру туралы жыл сайынғы ақпаратты дайындалуын ұйымдастырады және оларды ұйымның басшысы бекітеді, онда мынадай мәліметтер қамтылады:

      1) ағымдағы жылға өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі іс-шаралар жоспарын дайындау туралы, сондай-ақ өткен жылға өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі іс-шаралар жоспарын орындау туралы;

      2) өнеркәсіптік қауіпсіздікті басқару жүйесін ұйымдастыру туралы;

      3) бұзушылықтарды жою, өнеркәсіптік қауіпсіздік саласындағы уәкілетті органның нұсқамаларын орындау туралы;

      4) қауіпті өндірістік объектідегі аварияны оқшаулау және оның салдарын жою жөніндегі іс-қимылдарға әзірлік туралы;

      5) қауіпті өндірістік объектіде қолданылатын техникалық құрылғылардың жай-күйі туралы;

      6) қауіпті өндірістік объектілерде болған авариялар, оқыс оқиғалар және жазатайым оқиғалар туралы;

      7) қауіпті өндірістік объектілерде жұмыс істейтін басшыларды, мамандарды және жұмыскерлерді өнеркәсіптік қауіпсіздік мәселелері бойынша даярлау және қайта даярлау туралы қамтылуы тиіс.

      Ескерту. 26-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Төтенше жағдайлар министрінің 26.12.2022 № 335 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      27. Өндірістік бақылау жүргізу қорытындылары бойынша ұйымдар мынадай іс-әрекеттер жасайды:

      1) өнеркәсіптік қауіпсіздікті қамтамасыз ету жөніндегі іс-шараларды жүргізеді;

      2) өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының бұзылуын жояды;

      3) жұмыскерлердің өмірі мен денсаулығына қатер төндіретін немесе қауіпті өндірістік факторлардың объектілерге, адамдарға, қоршаған ортаға зақымдаушы әсеріне әкеп соғуы мүмкін өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарын бұза отырып жүзеге асырылатын жұмыстарды тоқтата тұрады;

      4) өнеркәсіптік қауіпсіздік мәселелері бойынша уақтылы даярлаудан, қайта даярлаудан өтпеген адамдарды жұмыстан шеттетеді.

  Қауіпті өндірістік объектіде
өндірістік бақылауды
ұйымдастыру және жүзеге асыру
жөніндегі нұсқаулыққа
1-қосымша
  Нысан

Қауіпті өндірістік объектілердегі өнеркәсіптік қауіпсіздіктің жай-күйіне тексеру жүргізу графигі

р/с №

Тексерілетін объектілер, құжаттар, нормативтік құжаттардың талаптары

Басқарылатын комиссиямен тексерулерді өткізу мерзімдері

ұйым басшысымен

басты инженермен

өндірістік бақылау қызметінің басшысымен

1

2

3

4

5






  Қауіпті өндірістік объектіде
өндірістік бақылауды
ұйымдастыру және жүзеге асыру
жөніндегі нұсқаулыққа
2-қосымша
  Нысан

Өндірістік бақылау журналы (ұйымның атауы) (бөлімшенің атауы)

р/с №

Күні

Өнеркәсіптік қауіпсіздік талаптарының анықталған бұзушылықтары (қауіпті техникалық құрылғылардың ақаулары немесе оларды пайдаланудың ықтимал тәуекелдері немесе технологиялық процестер талаптарының бұзылуы)

Анықталған бұзушылықтарды жою бойынша ұсыныстар

Орындалуына жауапты

Орындалу мерзімі

Бұзушылықты жою туралы бұйрық шығарған тұлғаның қолы

Бұйрықты орындауға және бұзушылықтардың себептерін жою жөніндегі шараларды орындауға жауапты тұлғаның қолы

Бұйрықтың орындалуын және заң бұзушылықтардың себептерін жою жөніндегі шаралардың орындалуын белгілеу

1

2

3

4

5

6

7

8

9











Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте

Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 315. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 3 июля 2021 года № 23276.

      В соответствии с подпунктом 114) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701, ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.2023 № 382 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Утвердить прилагаемую к настоящему приказу Инструкцию по организации и осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте.

      2. Комитету промышленной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан сведения об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении шестидясити календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
Ю. Ильин

      "СОГЛАСОВАН":
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Утвержден
приказом Министра
по чрезвычайным ситуациям
Республики Казахстан
от 24 июня 2021 года № 315

Инструкция по организации и осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Инструкция по организации и осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте (далее – Инструкция) разработана в соответствии с подпунктом 114) пункта 16 Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 октября 2020 года № 701и детализирует порядок организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты (далее – организация).

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 14.07.2023 № 382 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

      1) производственный контроль – мероприятия на опасном производственном объекте, направленные на обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности, осуществляемые должностными лицами службы производственного контроля;

      2) промышленная безопасность – состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов;

      3) требования промышленной безопасности – специальные условия технического и (или) социального характера, установленные законодательством Республики Казахстан в целях обеспечения промышленной безопасности.

      3. Производственный контроль на опасных производственных объектах осуществляют назначенные приказом руководителя организации должностные лица службы производственного контроля.

Глава 2. Полномочия должностных лиц организации, осуществляющих производственный контроль

      4. На должностных лиц службы производственного контроля в области промышленной безопасности возлагаются следующие полномочия:

      1) разработка плана работ по осуществлению производственного контроля в подразделениях организации;

      2) осуществление производственного контроля за соблюдением работниками требований промышленной безопасности;

      3) организация и проведение проверок на предмет соблюдения требований промышленной безопасности;

      4) выдача руководителям структурных подразделений организации, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, которые могут быть отменены только письменным распоряжением руководителя организации;

      5) организация разработки планов мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и ликвидации аварий;

      6) организация работы по подготовке проведения экспертизы в области промышленной безопасности;

      7) внесение руководителю организации предложений:

      о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

      о приостановлении работ, осуществляемых с нарушениями требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников или которые могут привести к поражающему воздействию опасных производственных факторов на персонал, население, окружающую среду;

      об отстранении от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку, переподготовку по вопросам промышленной безопасности;

      8) получение документов и материалов, необходимых для оценки состояния промышленной безопасности в организации;

      9) проведение анализа причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и хранение документации по их учету;

      10) организация подготовки и переподготовки работников по вопросам промышленной безопасности;

      11) доведение до сведения работников опасных производственных объектов информацию о внесении изменений и (или) дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан в области промышленной безопасности;

      12) организация расследования и учета аварий, несчастных случаев, произошедшего вследствие аварии на опасном производственном объекте случаев;

      13) осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в области промышленной безопасности.

Глава 3. Положение о производственном контроле

      5. Организация разрабатывает Положение о производственном контроле с учетом специфики и отрасли организации, особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.

      6. Положение о производственном контроле содержит:

      1) полномочия должностных лиц организации, осуществляющих производственный контроль в области промышленной безопасности;

      2) количество опасных производственных объектов и их производственных подразделений;

      3) краткую характеристику опасных производственных объектов, содержащую следующие сведения:

      о состоянии и техническом обследовании производственных зданий, технологических сооружений;

      о техническом освидетельствовании опасных технических устройств;

      о произошедших на опасном производственном объекте аварий, инцидентов и несчастных случаев;

      об организации подготовки, переподготовки руководителей, специалистов и работников, занятых на опасном производственном объекте по вопросам промышленной безопасности;

      4) план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

      5) периодичность проведения контрольных мероприятий, планирование мероприятий, отчетность по выполнению мероприятий, критерии оценки эффективности и меры по их повышению, порядок исполнения принимаемых по результатам производственного контроля решений;

      6) структуру службы производственного контроля.

      Сноска. Пункт 6 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 4. Порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов об их результатах

      7. Проверка состояния промышленной безопасности осуществляется на основании утвержденного Графика проведения проверок состояния промышленной безопасности на опасных производственных объектах, разработанного ответственным за производственный контроль по форме приложения 1 к настоящей Инструкции.

      8. Внеочередные проверки организуются по распоряжению руководителя организации в случаях, если произошла авария, несчастный случай, произошедший вследствие аварии на опасном производственном объекте.

      9. Перед осуществлением проверки должностное лицо, осуществляющее производственный контроль проводит сбор информации об объекте проверки, условиях безопасной эксплуатации и результатах прошедших проверок.

      В случае обнаружения условий, опасных для жизни людей или способных привести к аварии, должностное лицо, осуществляющее производственный контроль вносит руководителю предложение о приостановке работ.

      Сноска. Пункт 9 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      10. Исключен приказом Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. Один раз в год проводится комплексная проверка организации.

      На каждую комплексную проверку разрабатывается и утверждается программа (перечень вопросов, подлежащих проверке).

      По результатам комплексной проверки каждого подразделения издается приказ.

      Приказ должен содержать оценку состояния промышленной безопасности в подразделении, мероприятия по устранению выявленных нарушений, ответственного за устранение выявленных нарушений и срок устранения выявленных нарушений, а также, при необходимости, взыскание, наложенное на ответственных лиц и персонал, виновных в выявленных нарушениях.

      12. Все результаты проверок вносятся в Журнал производственного контроля по форме, установленной в приложении 2 к настоящей Инструкции.

      13. Ежемесячно должностным лицом службы производственного контроля проводится контроль за устранением замечаний, его результаты представляет руководителю организации.

      14. Устраненные нарушения подвергаются повторному контролю во время следующих проверок.

Глава 5. Оформление результатов проведения производственного контроля

      15. По итогам проведения производственного контроля должностное лицо службы производственного контроля выдает руководителю проверенного подразделения – акт, а в случае выявления нарушений – предписание.

      16. В предписании отражаются выявленные нарушения со ссылкой на нормативные правовые акты в области промышленной безопасности, а также мероприятия по устранению выявленных нарушений с указанием сроков устранения, согласованных с руководителем подразделения.

      17. В случае, когда исполнителями мероприятий являются не только работники проверяемого подразделения, должностным лицом, осуществляющим производственный контроль, организуется издание приказа по организации, в котором определяются конкретные исполнители по каждому мероприятию. Разногласия по срокам устранения между исполнителями и должностным лицом, осуществляющим производственный контроль, урегулируются первым руководителем организации.

      Сноска. Пункт 17 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      18. Должностное лицо службы, осуществляющее производственный контроль ежемесячно представляет руководителю организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты результаты проведения производственного контроля и статус выполнения выданных предписаний.

      Сноска. Пункт 18 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 6. Порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах

      19. Сбор информации осуществляется по результатам проверок состояния промышленной безопасности.

      20. Анализ результатов проведения мероприятий по осуществлению производственного контроля проводится не реже одного раза в год, который включает в себя:

      результаты проверок соблюдения требований промышленной безопасности;

      оценку эффективности организаторской деятельности ответственного за производственный контроль;

      основные направления деятельности по повышению эффективности производственного контроля.

      Выявленные в ходе производственного контроля нарушения и несоответствия установленным требованиям и их причины доводятся до работников организации.

      21. На основании анализа результатов производственного контроля разрабатываются мероприятия по устранению и предупреждению нарушений требований промышленной безопасности, которые используются при составлении плана по обеспечению промышленной безопасности и производственного контроля на очередной год.

      22. Мероприятия по устранению нарушений требований промышленной безопасности включают в себя:

      1) анализ выявленных нарушений требований промышленной безопасности;

      2) изучение причин нарушений требований промышленной безопасности, относящихся к технологическому процессу и производственному контролю, а также регистрацию результатов такого изучения ответственным за осуществление производственного контроля;

      3) разработку мероприятий по устранению причин нарушений требований промышленной безопасности;

      4) принятие решений, гарантирующих, что мероприятия по устранению причин нарушений требований промышленной безопасности осуществлены в полном объеме и эффективны.

      23. Мероприятия по предупреждению нарушений требований промышленной безопасности включают в себя:

      1) использование соответствующих источников информации (процессов; рабочих операций, влияющих на состояние промышленной безопасности; результатов проверок; отчетов об обслуживании) с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин нарушений требований промышленной безопасности;

      2) прогноз возможных проблем обеспечения промышленной безопасности и заблаговременное определение мер, необходимых для их решения;

      3) заблаговременную реализацию предупреждающих мероприятий и принятие управленческих решений, обеспечивающих гарантированное предупреждение нарушений от требований промышленной безопасности;

      4) представление информации о предпринятых предупреждающих действиях руководству Организации.

      24. Руководитель службы производственного контроля систематизирует, актуализирует и обеспечивает хранение данных о состоянии промышленной безопасности и результатах производственного контроля.

      Сноска. Пункт 24 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      25. Форма хранения данных устанавливается как в бумажном, так и в электронном виде при условии гарантированной сохранности от несанкционированных изменений, удалений, порчи бумажных и электронных носителей. Для электронных баз данных создаются дополнительные (резервные) накопители информации. Базы данных, независимо от формы хранения имеют ограниченный доступ. Руководителю организации и должностному лицу, осуществляющему производственный контроль, предусмотрен общий доступ к базе данных.

      Сноска. Пункт 25 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 7. Действия организации по итогам проведения производственного контроля

      26. На основании документов, указанных в пунктах 17, 18 настоящей Инструкции, руководитель службы производственного контроля организовывает подготовку ежегодной информации об организации производственного контроля на предприятии и утверждает их руководителем организации, которые содержат следующие сведения:

      1) о подготовке плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год, а также о выполнении плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности за предыдущий год;

      2) об организации системы управления промышленной безопасностью;

      3) об устранении нарушений, выполнении предписаний уполномоченного органа в области промышленной безопасности;

      4) о готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;

      5) о состоянии технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

      6) об авариях, инцидентах и несчастных случаях, происшедших на опасных производственных объектах;

      7) о подготовке и переподготовке руководителей, специалистов и работников, занятых на опасных производственных объектах по вопросам промышленной безопасности.

      Сноска. Пункт 26 - в редакции приказа Министра по чрезвычайным ситуациям РК от 26.12.2022 № 335 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      27. Организации по итогам проведения производственного контроля совершают следующие действия:

      1) проводят мероприятия по обеспечению промышленной безопасности;

      2) устраняют нарушения требований промышленной безопасности;

      3) приостанавливают работы, осуществляемые с нарушениями требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников или которые могут привести к поражающему воздействию опасных производственных факторов на объекты, людей, окружающую среду;

      4) отстраняют от работы лиц, не прошедших своевременно подготовку, переподготовку по вопросам промышленной безопасности.

  Приложение 1
к Инструкции
по организации
и осуществлению
производственного
контроля на опасном
производственном объекте
  Форма

График проведения проверок состояния промышленной безопасности
на опасных производственных объектах

№ п/п

Проверяемые объекты, документы, требования нормативных документов

Срок проведения проверки комиссией, возглавляемой

руководителем организации

главным инженером

руководителем службы производственного контроля

1

2

3

4

5






  Приложение 2
к Инструкции
по организации
и осуществлению
производственного
контроля на опасном
производственном объекте
  Форма

Журнал производственного контроля

________________________________________________________________
(наименование организации) (наименование подразделения)

№ п/п

Дата

Выявленные нарушения требований промышленной безопасности (неисправности или потенциальные риски эксплуатации опасных технических устройств или нарушения требований технологических процессов)

Предложения по устранению выявленных нарушений

Ответственный за исполнение

Срок исполнения

Подпись лица, выдавшего распоряжение об устранении нарушений

Подпись лица, ответственного за исполнение предписания и осуществление мероприятий по устранению причин выявленных нарушений

Отметка о выполнении распоряжения и осуществлении мероприятий по устранению причин выявленных нарушений

1

2

3

4

5

6

7

8

9