Әлеуметтік қызметтер порталын пайдалану қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 2022 жылғы 24 ақпандағы № 73 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2022 жылғы 28 ақпанда № 26973 болып тіркелді. Күші жойылды - Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің м.а. 2023 жылғы 17 тамыздағы № 345 бұйрығымен.

      Ескерту. Күші жойылды - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің м.а. 17.08.2023 № 345 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      "Қазақстан Республикасында мүгедектігі бар адамдарды әлеуметтік қорғау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 7-бабы 1-тармағының 9-8) тармақшасына сәйкес БҰЙЫРАМЫН:

      Ескерту. Кіріспе жаңа редакцияда - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      1. Қоса беріліп отырған Әлеуметтік қызметтер порталын пайдалану қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің Цифрландыру және мемлекеттік қызметтерді автоматтандыру департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықтың Қазақстан Республикасы Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін;

      2) осы бұйрық ресми жарияланғаннан кейін оның Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің интернет-ресурсына орналастырылуын;

      3) осы бұйрық Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелгеннен кейін он жұмыс күні ішінде осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларында көзделген іс-шаралардың орындалуы туралы мәліметтерді Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің Заң қызметі департаментіне ұсынуын қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау Қазақстан Республикасының Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау вице-министрі Е.Д. Оспановқа жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Еңбек және халықты әлеуметтік
қорғау министрі
С. Шапкенов
     
КЕЛІСІЛДІ
Қазақстан Республикасының
Цифрлық даму, инновациялар
және аэроғарыш өнеркәсібі
министрлігі

  Қазақстан Республикасының
Еңбек және халықты
әлеуметтік қорғау министрі
2022 жылғы 24 ақпандағы
№ 73 бұйрығына
қосымша

Әлеуметтік қызметтер порталын пайдалану қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Әлеуметтік көрсетілетін қызметтер порталын пайдалану қағидалары (бұдан әрі – қағидалар) "Қазақстан Республикасында мүгедектігі бар адамдарды әлеуметтік қорғау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының (бұдан әрі – Заң) 7-бабы 1-тармағының 9-8) тармақшасына сәйкес әзірленді және пайдаланушылардың, оның ішінде портал қатысушылары мен жеткізушілердің әлеуметтік көрсетілетін қызметтер порталын пайдалану тәртібін айқындайды.

      Ескерту. 1-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар мен қысқартулар пайдаланылады:

      1) ақпараттық жүйе – ақпараттық өзара іс-қимыл арқылы белгілі бір технологиялық әрекеттерді іске асыратын және нақты функционалдық міндеттерді шешуге арналған ақпараттық-коммуникациялық технологиялардың, қызмет көрсетуші персоналдың және техникалық құжаттаманың ұйымдық-ретке келтірілген жиынтығы;

      2) әлеуметтік көрсетілетін қызметтер порталы (бұдан әрі – портал) – халықтың жекелеген санаттарына "Қазақстан Республикасында мүгедектігі бар адамдарды әлеуметтік қорғау туралы" және "Мемлекеттік атаулы әлеуметтік көмек туралы" Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес жергілікті атқарушы органдардың олардың құнын өтеу шарттарында тауарларды және (немесе) көрсетілетін қызметтерді сатып алу мүмкіндігін беретін әлеуметтік-еңбек саласының ақпараттық жүйесі;

      3) еңсерілмес күш мән-жайлары – тұтас алғанда жүйенің жұмыс істеуін тоқтатуға немесе тиісінше жұмыс істемеуіне әкеп соқтыратын дүлей зілзалалар немесе болжау немесе алдын алу мүмкін емес өзге де мән-жайлар;

      4) жеке көмекші - жүріп-тұруы қиын бірінші топтағы мүгедектігі бар адамды бірге алып жүру және объектілерге барған кезде көмек көрсету бойынша әлеуметтік қызметтер көрсететін адам;

      5) алып тасталды - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      6) Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігінің "Е-Собес" автоматтандырылған ақпараттық жүйесі (бұдан әрі - "Е-Собес" ААЖ) – жергілікті атқарушы органдар жүргізетін іс-шаралардың дерекқорын қалыптастыруға, жүргізуге және пайдалануға, материалдық және заттай көріністе әлеуметтік көмек көрсетудің бизнес-процестерін автоматтандыруға арналған аппараттық-бағдарламалық кешен;

      7) мүгедектігі бар адам - тұрмыс-тіршілігінің шектелуіне және оны әлеуметтік қорғау қажеттігіне әкеп соқтыратын ауруларға, мертігулерге (жаралануға, жарақаттарға, контузияларға), олардың зардаптарына, кемістіктерге байланысты организм функциялары тұрақты бұзылып, денсаулығы нашарлаған адам;

      8) мүгедектігі бар адамды оңалтудың жеке бағдарламасы (бұдан әрі – ОЖБ) – мүгедектігі бар адамды оңалтуды жүргізудің нақты көлемін, түрлері мен мерзімдерін айқындайтын құжат;

      9) портал әкімшісі – бағдарламалық-аппараттық құралдарға жүйелік-техникалық қызмет көрсетуді және ақпараттық жүйелерді сүйемелдеуді жүзеге асыратын заңды тұлға;

      10) порталға қатысушы – мүгедектігі бар адамдар немесе олардың заңды өкілдері (қорғаншылар, қамқоршылар), егде жасына байланысты өзіне-өзі қызмет көрсетуге қабілетсіз адамдар немесе олардың заңды өкілдері (қорғаншылар, қамқоршылар);

      11) порталда тауарларды және (немесе) көрсетілетін қызметтерді жеткізушілер (бұдан әрі – жеткізуші) – кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыратын жеке тұлғалар, заңды тұлғалар, жеке көмекшілер;

      12) порталдың байланыс орталығы (бұдан әрі – байланыс орталығы) - әлеуметтік қызметтер порталының қызметтері мен сервистерін алу мәселелері бойынша цифрлық және дауыстық байланыс арналары бойынша порталға қатысушылардың өтініштеріне арналған анықтамалық қызмет;

      13) техникалық және профилактикалық жұмыстар – есептеу техникасы құралдары мен телекоммуникациялық жабдықты жұмысқа қабілетті күйде ұстау жөніндегі, оның ішінде техниканың және (немесе) жабдықтың істен шығуын және олардың мерзімінен бұрын тозуын болдырмау мақсатында профилактиканы, ақауларды жоюды, жекелеген бөліктер мен блоктарды ауыстыруды, жабдықтың қуатын ұлғайту үшін жабдықты, бағдарламалық қамтылымды, қосымша құрылғылар мен платаларды орнатуды және баптауды, оларды пайдаланушыларға көмекті қамтитын іс-шаралар кешені;

      14) техникалық іркіліс – порталдың немесе оның жекелеген компоненттерінің бағдарламалық-аппараттық кешенінің жоспарланбаған уақытша істен шығуы (авариялық тоқтау, жады мазмұнының бұзылуы, аппараттық-бағдарламалық қамтылым ресурстарының шамадан тыс жүктелуі және қабылданған технологияны елеулі түрде бұзатын және бағдарламалық қамтылымды жүйе жағдайында пайдалануға мүмкіндік бермейтін жағдайлар, оның ішінде бағдарламалық қамтылым беретін дұрыс емес шығыс деректері (нәтижелері)), бір немесе бірнеше қатысушының порталды пайдалану мүмкіндігінің болмауына әкеп соғуы;

      15) техникалық көмекші (орнын толтырушы) құралдар (бұдан әрі – ОТҚ) – протездік-ортопедиялық, сурдотехникалық, тифлотехникалық құралдар және міндетті гигиеналық құралдар.

      16) уәкілетті орган – Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрлігі;

      17) электрондық цифрлық қолтаңба (бұдан әрі – ЭЦҚ) – электрондық цифрлық қолтаңба құралдарымен жасалған және электрондық құжаттың анықтығын, оның тиесілілігін және мазмұнының өзгермейтіндігін растайтын электрондық цифрлық нышандар жиынтығы.

      Ескерту. 2-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 22.09.2022 № 379 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі); 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрықтарымен.

      3. Порталда электрондық цифрлық қолтаңбаны пайдалану кезінде порталға қатысушылар осы Қағидаларды және "Электрондық құжат және электрондық цифрлық қолтаңба туралы" Қазақстан Республикасының Заңын басшылыққа алады.

2-тарау. Порталды пайдалану тәртібі

      4. Порталда жұмыс істеу үшін порталға қатысушылар келесі әрекеттердің жиынтығын жасайды:

      1) электрондық цифрлық қолтаңба сертификаттарын пайдалану мүмкіндігі үшін қажетті аппараттық-бағдарламалық қамтылымды орнатады;

      2) "Электрондық құжат және электрондық цифрлық қолтаңба туралы" Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес Қазақстан Республикасының Ұлттық куәландырушы орталығында белгіленген тәртіппен электрондық цифрлық қолтаңба сертификаттарын алады;

      3) https://aleumet.egov.kz/ мекенжайы бойынша порталда тіркеу рәсімдерінен өтеді.

      5. Порталда Қазақстан Республикасының Ұлттық куәландырушы орталығы жеке және заңды тұлғалар үшін шығарған электрондық цифрлық қолтаңба сертификаттары қолданылады.

      6. Порталға қатысушылар порталда жеке сәйкестендіру нөмірі (бұдан әрі – ЖСН) бойынша және бастапқы беттегі ЭЦҚ арқылы авторландырудан өтеді.

      Ақпараттық жүйелерден "электрондық үкімет" шлюзі арқылы порталға "Алушының жеке кабинеті" модуліне мемлекеттік органның ЭЦҚ-сымен куәландырылған портал қатысушыларының мынадай деректері түседі:

      тегі, аты және әкесінің аты (болған жағдайда);

      туған күні;

      жынысы;

      тұрақты немесе уақытша тіркелген мекенжайы (бар болса);

      порталдан хабарламалар жіберу үшін мобильді азаматтар базасында (бұдан әрі – МАБ) тіркелген ұялы байланыстың абоненттік құрылғысының телефон нөмірі (бұдан әрі – абоненттік нөмір);

      жеке басын куәландыратын құжаттың деректері (нөмірі, берген орган, берілген күні, қолданылу мерзімі).

      Портал қатысушысы "Алушының жеке кабинеті" модулінде абоненттік нөмір өзгерген кезде оны түзетеді және порталдан ақпарат алу үшін электрондық пошта мекенжайын енгізеді.

      7. "Алушының жеке кабинеті" модулінде:

      мүгедектігі бар адамдарға – ОЖБ-ның ұсынылған іс-шаралары және оларды іске асыру бойынша мәртебелер;

      егде жасына байланысты өзіне-өзі қызмет көрсетуге қабілетсіз адамдарға – ұсынылатын арнаулы әлеуметтік қызметтер және оларды іске асыру жөніндегі мәртебелер.

      Ескерту. 7-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 22.09.2022 № 379 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі); өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрықтарымен.

      8. "Сізге көмек" бөлімінде портал қатысушысы іске асырылатын ОТҚ, арнаулы жүріп-тұру құралдарының, сондай-ақ МӘЖ (бұдан әрі – тауар) сипаттамаларын және (немесе) ымдау тілі маманының, жеке көмекшінің қызметтерін, санаторий-курорттық емдеуді, сондай-ақ арнаулы әлеуметтік қызметтерді (бұдан әрі – қызметтер) берушілердің деректерін қарайды.

      Мүгедектігі бар адам тауарды немесе көрсетілетін қызметті берушіні таңдау кезінде Қазақстан Республикасы Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 2020 жылғы 20 қаңтардағы № 14 бұйрығымен бекітілген (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 19902 болып тіркелген) Мүгедектігі бар адамдарға тауарлар мен қызметтерді әлеуметтік қызметтер порталы арқылы өткізген кезде олардың құнын мемлекеттік бюджет қаражатынан өтеу қағидаларына сәйкес тапсырыс ресімдейді және өнім берушіге кепілдік берілген соманы өтеуге арналған өтінішке порталда қол қояды.

      Ескерту. 8-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      9. ОЖБ деректері (мүгедектігі бар адам туралы мәліметтер, оңалту құралының және/немесе қызметінің атауы, ОЖБ-ны әзірлеу күні және іс-шараны іске асыру мерзімі) порталға "Е-Собес" ААЖ-дан түседі.

      МАБ-та портал қатысушысының абоненттік нөмірі туралы мәліметтер болған кезде портал қатысушысына оның абоненттік нөміріне порталда авторландырудан өту және жеткізушіні таңдау қажеттігі туралы СМС-хабарлама жіберіледі.

      МАБ-та порталға қатысушының абоненттік нөмірі туралы мәліметтер болмаған кезде жергілікті атқарушы органдар авторландырудан өту және жеткізушіні таңдау қажеттігі туралы хабарламаны Қазақстан Республикасы Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексінің 66-бабының 2-тармағында көзделген өзге де әдістермен жіберуді қамтамасыз етеді.

      Ескерту. 9-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 22.09.2022 № 379 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      10. Мүгедектігі бар адамдар порталда жеткізушіні таңдауды ОЖБ іс-шараларын порталға жіберу туралы оны хабардар еткен күннен бастап екі ай ішінде жүзеге асырады.

      ОЖБ деректері порталға берілген күннен бастап екі ай өткеннен кейін портал қатысушысының абоненттік нөміріне жеткізушіні таңдау мүмкіндігін бұғаттау туралы СМС-хабарлама жіберіледі.

      Жеткізушіні таңдауды жаңарту үшін портал қатысушысы порталдағы "Алушының жеке кабинетінде" "жеткізушіні таңдауды іске қосу" батырмасын басады. Жеткізушіні таңдауды іске қосу туралы мәліметтер порталдан "Е-Собес" ААЖ-ға автоматты түрде беріледі, ОЖБ іс-шарасы жандандырылады және "Е-Собес" ААЖ-дан жалпы кезектілік тәртібімен жеткізушіні таңдау үшін порталға жіберіледі.

      Ескерту. 10-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 22.09.2022 № 379 (алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      11. Порталдан "Е-Собес" ААЖ-ға түскен деректердің негізінде ОЖБ іс-шараларының орындалуы туралы деректер автоматты түрде толтырылады.

      12. Жеткізушілер порталда ЖСН/ бизнес сәйкестендіру нөмірі бойынша және бастапқы бетте ЭЦҚ арқылы авторландырудан өтеді.

      Ақпараттық жүйелерден "электрондық үкімет" шлюзі арқылы порталға "Жеткізушінің кабинеті" модуліне мемлекеттік органның ЭЦҚ-сымен куәландырылған порталға қатысушылардың және жеке көмекшілердің мынадай деректері түседі:

      1) заңды тұлғалар үшін

      заңды мекенжайы;

      ұйымның толық және қысқартылған атауы;

      ұйым басшысының тегі, аты және әкесінің аты (бар болса);

      тауарды өткізуге және (немесе) сақтауға арналған жылжымайтын мүлікке меншік құқығын және жалдау құқығын мемлекеттік тіркеу туралы мәліметтер;

      құрылтайшылар туралы мәліметтер (бар болса) (құрылтайшылардың саны, тегі, аты, әкесінің аты (бар болса), ЖСН, азаматтығы);

      экономикалық қызмет түрін, меншік нысанын, білім беру тәсілін қоса алғанда, ұйым туралы мәліметтер (бар болса);

      2) кәсіпкерлік қызметті жүзеге асыратын жеке тұлғалар үшін:

      жеке тұлғаның тегі, аты және әкесінің аты (бар болса);

      дара кәсіпкер ретінде мемлекеттік тіркеу туралы мәліметтер;

      3) жеке көмекшінің қызметін көрсететін жеке тұлғалар үшін:

      жеке тұлғаның тегі, аты және әкесінің аты (бар болса);

      психикалық денсаулық саласында медициналық көмек көрсететін ұйымдарда диспансерлік есепке алудың жоқтығы туралы мәліметтер.

      13. "Ұйым карточкасы" деген модульде - ұйымның экономикалық қызметінің негізгі кодының болуына байланысты жұмыс үшін қолжетімді бағыттар көрсетіледі:

      арнаулы әлеуметтік қызметтер;

      ОТҚ сату;

      сенаторлық-курорттық емдеу;

      ымдау тілі қызметтері;

      жеке көмекшінің қызметтері.

      Әрбір қолжетімді модульде ұйым көрсететін қызметті немесе барлық сипаттамаларымен, құжаттар жиынтығымен және процеске қатысатын тұлғалармен бірге сатылатын өнімді құру мүмкіндігі беріледі.

      Ескерту. 13-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      14. Портал әкімшісі уәкілетті органның келісімі бойынша порталды ақпараттық толықтыруды жүзеге асырады.

      Портал әкімшісі порталда порталдың жұмыс істеуі туралы келесі жедел ақпаратты орналастырады:

      мәтіндік және бейне форматтағы нұсқаулықтар, жиі қойылатын сұрақтар және оларға жауаптар;

      порталға қатысушыларды ақпараттандыру үшін порталдың жаңа мүмкіндіктері туралы;

      портал әкімшісі орындайтын регламенттелген техникалық және профилактикалық жұмыстар туралы ақпарат және оларды жоюдың жоспарлы мерзімдерімен порталдағы техникалық іркілістер туралы хабарландыру;

      порталды пайдалану мәселелері бойынша хабарласуға арналған байланыс орталығының телефон нөмірі.

3-тарау. Порталды пайдалану кезінде техникалық іркілістер туындаған жағдайда портал қатысушыларының, портал әкімшісінің, байланыс орталығының іс-қимылдары

      15. Техникалық іркіліс туындаған кезде мынадай іс-шаралар жүргізіледі:

      1) порталға қатысушы байланыс орталығына порталдың техникалық іркілісін анықтау сұрауымен жүгінеді. Байланыс орталығы сұрау салу келіп түскен кезден бастап үш сағат ішінде оны өтініштерді тіркеу және басқару жүйесінде тіркейді, онда Астана қаласының уақыты бойынша сұрау салудың күні мен уақыты, сондай-ақ растайтын құжаттарды (олар болған кезде) қоса бере отырып, порталға қатысушы байланыс деректерін көрсетеді;

      2) байланыс орталығы техникалық іркілісті анықтау туралы сұрау салу тіркелгеннен кейін бір жұмыс күні ішінде келіп түскен сұрау салуды және ұсынылған материалдарды (экрандық суреттерді және өзге де ұсынылған электрондық құжаттарды) талдауды жүзеге асырады, қажет болған кезде порталдың техникалық іркіліс фактісінің бар-жоғын растау немесе теріске шығару мақсатында техникалық іркіліске әкеп соққан әрекеттерді қайталайды (имитациялайды);

      3) сұрау салуды талдау кезінде техникалық іркіліс анықталған жағдайда, байланыс орталығы үш сағат ішінде себептерді жою үшін портал әкімшісіне сұрау салуды эскалациялайды;

      4) портал әкімшісі техникалық іркілісті теріске шығарған кезде, байланыс орталығы порталдың техникалық іркілісін теріске шығару фактілері расталғаннан кейін отыз минут ішінде байланыс орталығына жүгінген портал қатысушысын растайтын ақпаратты қоса бере отырып, техникалық іркілісті теріске шығару туралы хабардар етеді;

      5) портал әкімшісі техникалық іркілісті растаған кезде, байланыс орталығы порталдың техникалық іркілісі туралы фактілердің бар екендігі расталғаннан кейін отыз минут ішінде байланыс орталығына жүгінген порталға қатысушыны техникалық іркілісті жоюдың жоспарлы уақыты мен күні туралы хабардар етеді.

      Портал әкімшісі байланыс орталығынан техникалық іркіліс туралы сұрау салуды алғаннан кейін бір жұмыс күн ішінде техникалық іркіліс себептерін жоюға кіріседі. Портал әкімшісімен техникалық іркілісті жойғаннан кейін байланыс орталығы үш сағат ішінде техникалық қолдауға жүгінген пайдаланушыны жұмыс жүргізудің аяқталғаны және техникалық іркілістің жойылғаны туралы қайта хабардар етеді.

      Ескерту. 15-тармаққа өзгеріс енгізілді - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

      16. Байланыс орталығы сұрау салу тәсіліне байланысты (дауыстық арна, мессенджерлер, порталдағы чат-бот) порталға қатысушылармен өзара іс-қимылды жұмыс күндері – Астана қаласының уақыты бойынша сағат 9.00-ден 18.30-ға дейін үзіліссіз қамтамасыз етеді.

      Егер порталға қатысушының техникалық іркіліс туралы сұрау салуы Астана қаласының уақыты бойынша жұмыс істемейтін уақытта цифрлық байланыс арналары арқылы келіп түскен жағдайда, байланыс орталығы хабарламаны келесі жұмыс күні тіркейді.

      Ескерту. 16-тармақ жаңа редакцияда - ҚР Еңбек және халықты әлеуметтік қорғау министрінің 20.01.2023 № 21 (01.01.2023 бастап қолданысқа енгізіледі) бұйрығымен.

Об утверждении Правил использования портала социальных услуг

Приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 февраля 2022 года № 73. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2022 года № 26973. Утратил силу приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 17 августа 2023 года № 345.

      Сноска. Утратил силу приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения РК от 17.08.2023 № 345 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 9-8) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:

      Сноска. Преамбула - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      1. Утвердить прилагаемые Правила использования портала социальных услуг.

      2. Департаменту цифровизации м автоматизации государственных услуг Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Оспанова Е.Д.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр труда и
социальной защиты населения
Республики Казахстан
С. Шапкенов

      СОГЛАСОВАН
Министерство цифрового развития, инноваций
и аэрокосмической промышленности
Республики Казахстан

  Приложение
к приказу Министра
труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
от 24 февраля 2022 года № 73

Правила использования портала социальных услуг

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила использования портала социальных услуг (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 9-8) пункта 1 статьи 7 Закона Республики Казахстан "О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан" (далее – Закон) и определяют порядок использования портала социальных услуг пользователями, в том числе участниками портала и поставщиками.

      Сноска. Пункт 1 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия и сокращения:

      1) информационная система – организационно-упорядоченная совокупность информационно-коммуникационных технологий, обслуживающего персонала и технической документации, реализующих определенные технологические действия посредством информационного взаимодействия и предназначенных для решения конкретных функциональных задач;

      2) портал социальных услуг (далее – портал) – информационная система социально-трудовой сферы, которая представляет собой объект информатизации, предоставляющий отдельным категориям населения возможность приобретения товаров и (или) услуг на условиях возмещения местными исполнительными органами их стоимости в соответствии с законами Республики Казахстан "О социальной защите лиц с инвалидностью в Республике Казахстан" и "О государственной адресной социальной помощи";

      3) обстоятельства непреодолимой силы – стихийные бедствия или иные обстоятельства, которые невозможно предусмотреть или предотвратить, влекущие остановку функционирования или ненадлежащую работоспособность системы в целом;

      4) индивидуальный помощник - лицо, оказывающее социальные услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении, и оказанию помощи при посещении объектов;

      5) исключен приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023);

      6) автоматизированная информационная система "Е-Собес" Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (далее – АИС "Е-Собес") – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для автоматизации бизнес-процессов оказания социальной помощи в материальном и натуральном выражении, специальных социальных услуг, формирования, ведения и использования базы данных мероприятий, проводимых местными исполнительными органами;

      7) лицо с инвалидностью – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями), их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

      8) индивидуальная программа реабилитации лица с инвалидностью (далее - ИПР) - документ, определяющий конкретные объемы, виды и сроки проведения реабилитации лица с инвалидностью;

      9) администратор портала – юридическое лицо, осуществляющее системно-техническое обслуживание программно-аппаратных средств и сопровождение информационных систем;

      10) участник портала – лица с инвалидностью или их законные представители (опекуны, попечители), лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом или их законные представители (опекуны, попечители);

      11) поставщики товаров и (или) услуг на портале (далее – поставщики) – физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, юридические лица, индивидуальные помощники;

      12) контакт-центр портала (далее – контакт-центр) – справочная служба для обращений участников портала по цифровым и голосовым каналам связи по вопросам получения услуг и сервисов портала;

      13) технические и профилактические работы – комплекс мероприятий по поддержанию средств вычислительной техники и телекоммуникационного оборудования в работоспособном состоянии, включающие в том числе профилактику с целью предотвращения отказа от работы техники и (или) оборудования и преждевременного их износа, устранение неисправностей, замену отдельных частей и блоков, установку и настройку оборудования, программного обеспечения, дополнительных устройств и плат для увеличения мощности оборудования и оказание помощи пользователям;

      14) технический сбой – незапланированный временный выход из строя программного-аппаратного комплекса портала или отдельного из его компонентов (аварийная остановка, разрушение содержимого памяти, перегрузка ресурсов аппаратно-программного обеспечения и ситуации, существенно нарушающие принятую технологию и не позволяющие использовать программное обеспечение в условиях системы, в том числе неверные выходные данные (результаты), выдаваемые программным обеспечением), повлекший за собой отсутствие возможности использования портала одним или несколькими участниками;

      15) технические вспомогательные (компенсаторные) средства (далее – ТСР) – протезно-ортопедические, сурдотехнические, тифлотехнические средства и обязательные гигиенические средства.

      16) уполномоченный орган – Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан;

      17) электронная цифровая подпись (далее – ЭЦП) – набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания.

      Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказами Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 379 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      3. При использовании электронной цифровой подписи на портале участники портала руководствуются настоящими Правилами и Законом Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

Глава 2. Порядок использования портала

      4. Для работы на портале участники портала совершают совокупность следующих действий:

      1) устанавливают необходимое аппаратно-программное обеспечение для возможности использования сертификатов электронной цифровой подписи;

      2) получают сертификаты электронной цифровой подписи в Национальном удостоверяющем центре Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";

      3) проходят процедуры регистрации на портале по адресу https://aleumet.egov.kz/.

      5. На портале действуют сертификаты электронной цифровой подписи, изданные для физических и юридических лиц Национальным удостоверяющим центром Республики Казахстан.

      6. Участники портала авторизуются на портале по индивидуальному идентификационному номеру (далее – ИИН) и посредством ЭЦП на стартовой странице.

      Из информационных систем через шлюз "электронного правительства" на портал в модуль "Личный кабинет получателя" поступают удостоверенные ЭЦП государственного органа следующие данные участников портала:

      фамилия, имя и отчество (при его наличии);

      дата рождения;

      пол;

      адрес постоянной или временной регистрации (при наличии);

      телефонный номер абонентского устройства сотовой связи (далее – абонентский номер), зарегистрированный в базе мобильных граждан (далее – БМГ) для отправки уведомлений с портала;

      данные документа, удостоверяющего личность (номер, орган выдачи, дата выдачи, срок действия).

      Участник портала в модуле "Личный кабинет получателя" при изменении абонентского номера корректирует его и вносит адрес электронной почты для получения информации с портала.

      7. В модуле "Личный кабинет получателя" отображаются:

      лицам с инвалидностью – рекомендованные мероприятия ИПР и статусы по их реализации;

      лицам, не способным к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом – рекомендованные специальные социальные услуги и статусы по их реализации.

      Сноска. Пункт 7 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 379 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      8. В разделе "Помощь для вас" участник портала просматривает характеристики реализуемых ТСР, специальных средств передвижения (далее – товар) и (или) данные поставщиков услуг специалиста жестового языка, индивидуального помощника, санаторно-курортного лечения, а также специальных социальных услуг (далее – услуги).

      При выборе товара или поставщика услуг лицо с инвалидностью оформляет заказ и подписывает на портале заявление на возмещение поставщику гарантированной суммы в соответствии с Правилами возмещения стоимости товаров и услуг из средств государственного бюджета при реализации их лицам с инвалидностью через портал социальных услуг, утвержденным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 20 января 2020 года № 14 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 19902).

      Сноска. Пункт 8 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      9. Данные ИПР (сведения о лице с инвалидностью, наименование средства и/или услуги реабилитации, дата разработки ИПР и срок реализации мероприятия) поступают на портал из AИС "Е-Собес".

      При наличии сведений об абонентском номере участника портала в БМГ, участнику портала на его абонентский номер направляется СМС-уведомление о необходимости авторизации и выбора поставщика на портале.

      При отсутствии сведений об абонентском номере участника портала в БМГ, местные исполнительные органы обеспечивают направление уведомления участнику о необходимости авторизации и выбора поставщика на портале иными методами, предусмотренными пунктом 2 статьи 66 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан".

      Сноска. Пункт 9 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 379 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      10. Выбор поставщика на портале лицами с инвалидностью осуществляется в течение двух месяцев со дня извещения его о направлении мероприятий ИПР на портал.

      По истечении двух месяцев со дня передачи данных ИПР на портал на абонентский номер участника портала направляется СМС-уведомление о блокировке возможности выбора поставщика.

      Для возобновления выбора поставщика участник портала в "Личном кабинете получателя" на портале нажимает на кнопку "активации выбора поставщика". Сведения об активации выбора поставщика автоматически передаются из портала в AИС "Е-Собес", мероприятие ИПР активизируется и в порядке общей очередности с AИС "Е-Собес" направляется на портал для выбора поставщика.

      Сноска. Пункт 10 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 22.09.2022 № 379 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      11. На основании данных, поступивших с портала в AИС "Е-Собес" автоматически заполняются данные о выполнении мероприятий ИПР.

      12. Поставщики авторизуются на портале (далее – ИИН)/ бизнес идентификационному номеру и посредством ЭЦП на стартовой странице.

      Из информационных систем через шлюз "электронного правительства" на портал в модуль "Кабинет поставщика" поступают удостоверенные ЭЦП государственного органа следующие данные поставщиков:

      1) для юридических лиц:

      юридический адрес;

      полное и сокращенное наименование организации;

      фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации;

      сведения о государственной регистрации права собственности и права аренды на недвижимое имущество, предназначенное для реализации и (или) хранения товара и оказания услуг;

      сведения об учредителях (при их наличии) (количество учредителей, фамилия, имя и отчество (при наличии), ИИН, гражданство);

      дополнительные сведения об организации (при наличии), включая вид экономической деятельности, форма собственности, способ образования;

      2) для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность:

      юридический адрес;

      фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица;

      сведения о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

      3) для физических лиц, предоставляющих услуги индивидуального помощника:

      юридический адрес;

      фамилия, имя и отчество (при наличии) физического лица;

      сведения об отсутствии диспансерного учета в организациях, оказывающих медицинскую помощь в области психического здоровья.

      13. В модуле "Карточка организации" - в зависимости от наличия основного кода экономической деятельности организации, отображаются доступные направления для работы:

      специальные социальные услуги;

      продажа ТСР;

      санаторно-курортное лечение;

      услуги жестового языка;

      услуги индивидуального помощника.

      В каждом доступном модуле предоставляется возможность для создания оказываемой организацией услуге, либо продаваемом товаре с всевозможными характеристиками, описаниями, набором документов и задействованным в процессе лицами.

      Сноска. Пункт 13 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      14. Администратор портала осуществляет информационное наполнение портала по согласованию с уполномоченным органом.

      Администратор портала размещает на портале следующую оперативную информацию о функционировании портала:

      инструкции в текстовом и видео форматах, часто задаваемые вопросы и ответы на них;

      о новых возможностях портала для информирования участников портала;

      информацию о регламентированных технических и профилактических работах, выполняемых администратором портала, и объявления о технических сбоях на портале с плановыми сроками их устранения;

      номер телефона контакт-центра для обращения по вопросам пользования Порталом.

Глава 3. Действия участников портала, администратора портала, контакт-центра в случае возникновения технических сбоев при использовании портала

      15. При возникновении технического сбоя проводятся следующие мероприятия:

      1) участник портала обращается с запросом обнаружения технического сбоя портала в контакт-центр. Контакт-центр в течении трех часов с момента поступления запроса фиксирует его в системе регистрации и управления обращениями, где указывается дата и время запроса по времени города Астана, а также контактные данные участника портала с приложением подтверждающих документов (при их наличии);

      2) контакт-центр в течение одного рабочего дня после фиксации запроса об обнаружении технического сбоя осуществляет анализ поступившего запроса и предоставленных материалов (экранных снимков и иных представленных электронных документов), при необходимости повторяет (имитирует) действия, которые привели к техническому сбою, в целях подтверждения или опровержения наличия факта технического сбоя портала;

      3) в случае выявления технического сбоя при анализе запроса, контакт-центр в течении трех часов эскалирует запрос администратору портала для устранения причин;

      4) при опровержении технического сбоя администратором портала, контакт-центр в течение тридцати минут после подтверждения наличия фактов об опровержении технического сбоя портала уведомляет участника портала, обратившегося в контакт-центр, об опровержении технического сбоя с приложением подтверждающей информации;

      5) при подтверждении технического сбоя администратором портала, контакт-центр в течение тридцати минут после подтверждения наличия фактов о техническом сбое портала, уведомляет участника портала, обратившегося в контакт-центр, о плановом времени и дате устранения технического сбоя.

      Администратор портала после получения запроса от контакт-центра о техническом сбое в течении одного рабочего дня приступает к устранению причин технического сбоя. После устранения технического сбоя администратором портала, контакт-центр в течении трех часов повторно уведомляет пользователя, обратившегося в техническую поддержку, об окончании проведения работ и устранении технического сбоя.

      Сноска. Пункт 15 с изменением, внесенным приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).

      16. Контакт-центр обеспечивает взаимодействие с участниками портала в зависимости от способа запроса (голосовой канал, мессенджеры, чат-бот на портале) в рабочие дни – с 9.00 часов до 18.30 часов без перерыва, по времени города Астана.

      В случае, если запрос участника портала о техническом сбое поступает по цифровым каналам связи в нерабочее время по времени города Астана, то контакт-центр регистрирует сообщение на следующий рабочий день.

      Сноска. Пункт 16 - в редакции приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 20.01.2023 № 21 (вводится в действие 01.01.2023).