"Мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдарды сертификаттау жөніндегі ұлттық комиссия туралы ережені бекіту туралы" Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2015 жылғы 21 желтоқсандағы № 23-НҚ нормативтік қаулысына өзгерістер мен толықтыру енгізу туралы

Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2022 жылғы 24 тамыздағы № 9-НҚ нормативтік қаулысы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2022 жылғы 27 тамызда № 29317 болып тіркелді

      Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитеті (бұдан әрі – Есеп комитеті) ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. "Мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдарды сертификаттау жөніндегі ұлттық комиссия туралы ережені бекіту туралы" Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2015 жылғы 21 желтоқсандағы № 23-НҚ нормативтік қаулысына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12680 болып тіркелген) мынадай өзгерістер мен толықтыру енгізілсін:

      көрсетілген нормативтік қаулымен бекітілген Мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдарды сертификаттау жөніндегі ұлттық комиссия туралы ережеде:

      3 және 4-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "3. Ұлттық комиссия мәлімделген санатқа мемлекеттік аудитор біліктілігін беру үшін жеткілікті болатын кандидаттың кәсіби даярлығының деңгейін, құзыреттілігін және жеке қасиеттерін айқындауға, сондай-ақ оның Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің (бұдан әрі – Есеп комитеті) 2015 жылғы 30 қарашадағы № 18-НҚ нормативтік қаулысымен және Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2015 жылғы 30 қарашадағы № 601 бірлескен бұйрығымен бекітілген Мемлекеттік аудиторлардың кәсіби әдеп қағидаларының (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12575 болып тіркелген) талаптарын сақтауға бейілділігіне әңгімелесу өткізеді.

      Ұлттық комиссияның міндеттері:

      1) мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдардың кәсіби, іскерлік қасиеттері мен әлеуеттік мүмкіндіктерінің жан-жақты және объективті сипаттамасын айқындау;

      2) мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдарға сертификаттау жүргізу;

      3) мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдардың сертификаттаудан өту мәселелері бойынша ұсынымдар әзірлеу және енгізу болып табылады.

      4. Міндеттеріне сәйкес Ұлттық комиссияға мынадай функциялар жүктеледі:

      1) "Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау туралы" Қазақстан Республикасы Заңының 39-бабының 8-тармағында көзделген негіздер бойынша мемлекеттік аудитор сертификатын қайтарып алу;

      2) мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдармен әңгімелесу өткізу;

      3) Ұлттық комиссияның құзыретіне жататын мәселелер бойынша шешімдер қабылдау;

      4) Ұлттық комиссияның құзыретіне жататын мәселелерді қарауға мемлекеттік органдар мен ұйымдардың, сондай-ақ мемлекеттік емес ұйымдардың лауазымды адамдарын және мамандарын қажеттілігіне қарай тарту;

      5) Ұлттық комиссияның құзыретіне жататын мәселелер бойынша нормативтік құқықтық және құқықтық актілерді жетілдіру жөнінде ұсыныстар әзірлеу;

      6) Ұлттық комиссияға жүктелген міндеттерді іске асыру үшін қажетті, Ұлттық комиссияның Төрағасы белгілеген өзге де функцияларды жүзеге асыру.";

      7-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "7. Ұлттық комиссияның Төрағасы:

      1) Ұлттық комиссияның қызметіне жалпы басшылықты жүзеге асырады;

      2) Ұлттық комиссия отырыстарының күн тәртібін, өткізілетін орнын, уақыты мен форматын белгілейді және бекітеді;

      3) Ұлттық комиссияның отырыстарына төрағалық етеді;

      4) Ұлттық комиссияның дербес құрамын бекітеді;

      5) Ұлттық комиссияның жұмыс жоспарын бекітеді;

      6) Ұлттық комиссия беретін мемлекеттік аудитор біліктілігін иелену туралы сертификаттарға қол қояды.

      Ұлттық комиссияның Төрағасы болмаған кезде оның функцияларын Ұлттық комиссияның Төрағасы айқындайтын комиссия мүшесі атқарады.";

      9-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "9. Ұлттық комиссияның шешімдері дауыс беру арқылы қабылданады.

      Қойылатын сұрақтардың саны барлық кандидатқа бірдей болады және сұрақтар кандидат үміт білдірген санаттағы мемлекеттік аудитордың алдына қойылған функционалдық міндеттердің шегінен шықпайды.

      Дауыс беру әрбір кандидатпен әңгімелесу аяқталғаннан кейін, Ұлттық комиссия мүшелерінің дауыс беру нәтижелерін есепке алу парағын толтыру арқылы жүзеге асырылады.

      Егер дауыс беруге қатысып отырған Ұлттық комиссия мүшелерінің жалпы санының басым көпшілігі дауыс берсе, Ұлттық комиссияның шешімдері қабылданды деп саналады.

      Дауыстар тең болған жағдайда, Ұлттық комиссияның Төрағасы дауыс берген шешім қабылданды деп есептеледі.";

      9-1-тармақ алып тасталсын.

      10-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "10. Дауыс берудің нәтижелері, осы Ережеге қосымшаға сәйкес нысан бойынша Ұлттық комиссия мүшелерінің дауыс беру нәтижелерін есепке алу парағына енгізіледі.

      Дауыс берудің нәтижесі теріс болған жағдайда, Ұлттық комиссияның мүшелері дауыс беру нәтижелерін есепке алу парағының тиісті бағанында бас тартуының себебін көрсетеді.

      Мүдделер қақтығысы туындаған кезде Ұлттық комиссия мүшелері осы Ереженің 6-1-тармағында көрсетілген кандидатқа дауыс беруге қатыспайды.";

      мынадай мазмұндағы 11-1-тармақпен толықтырылсын:

      "11-1. Ұлттық комиссияның мүшелері:

      1) Ұлттық комиссияның қарауына жұмыс жоспары, күн тәртібі, сондай-ақ Ұлттық комиссияның отырысында талқыланатын мәселелердің мәні бойынша ұсыныстары мен ескертулерін енгізеді;

      2) Ұлттық комиссияның отырыстарында тиісті деңгейдегі мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер кандидаттар жөнінде өз пікірін білдіреді;

      3) жазбаша өтініші бойынша Ұлттық комиссияның құрамынан шығады;

      4) Осы Ереженің талаптарын сақтайды;

      5) Ұлттық комиссияның шешімдерін орындайды;

      6) Ұлттық комиссия отырыстарының жұмысына қатысады, сондай-ақ себебін көрсете отырып, Ұлттық комиссияның отырысына келмейтіндігі туралы Төрағаға жазбаша және (немесе) ауызша нысанда алдын ала хабарлайды;

      7) егер кандидаттар жақын туыстары, жекжаттары немесе Ұлттық комиссия мүшесінің кандидатқа тікелей немесе жанама мүдделілігі болған жағдайда, мүдделер қақтығысының туындағаны немесе оның туындау ықтималдығы туралы өзіне белгілі болған сәтте Ұлттық комиссияның Төрағасына жазбаша немесе ауызша хабарлайды.

      Ұлттық комиссияның мүшесі Ұлттық комиссия отырысында қатарынан үш реттен артық болмаған жағдайда, оны Ұлттық комиссияның құрамынан шығару туралы мәселе көтеріледі.";

      12-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "12. Есеп комитеті аппаратының Ұлттық комиссияның қызметін қамтамасыз етуге жауапты құрылымдық бөлімшесі Ұлттық комиссияның жұмыс органы болып табылады.

      Есеп комитеті аппаратының Ұлттық комиссияның қызметін қамтамасыз етуге жауапты құрылымдық бөлімшесінің басшысы (ол болмаған жағдайда оны алмастыратын адам) Ұлттық комиссияның хатшысы болып тағайындалады.

      Ұлттық комиссияның қызметін қамтамасыз ету мақсатында Есеп комитеті аппаратының Ұлттық комиссияның қызметін қамтамасыз етуге жауапты құрылымдық бөлімшесі Ұлттық комиссия хатшысының жетекшілігімен:

      1) Ұлттық комиссияның дербес құрамын және тиісті күнтізбелік жылға арналған жұмыс жоспарын Ұлттық комиссияның Төрағасына бекітуге ұсынады;

      2) әңгімелесуге жіберілген мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер кандидаттардың жеке істерін Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2015 жылғы 15 желтоқсандағы № 22-НҚ нормативтік қаулысымен бекітілген Мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер адамдарды сертификаттау қағидаларында (бұдан әрі – Сертификаттау қағидалары) (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12720 болып тіркелген) айқындалған тәртіппен қарайды және қалыптастырады;

      3) мемлекеттік органдарға және өзге де ұйымдарға Ұлттық комиссияның құзыретіне жататын мәселелер бойынша сұрау салулар жолдайды;

      4) мемлекеттік аудитор біліктілігін иеленуге үміткер кандидаттардың дерекқорын жүргізеді;

      5) Ұлттық комиссияның Төрағасына Ұлттық комиссияның кезекті отырысының күн тәртібіндегі мәселелер бойынша ұсыныстар енгізеді, тиісті материалдарды дайындайды және оның өткізілуін ұйымдастырады;

      6) Сертификаттау қағидаларында айқындалған тәртіппен әңгімелесуге жіберуден дәлелді бас тартуды дайындайды;

      7) Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2015 жылғы 30 қарашадағы № 20-НҚ нормативтік қаулысымен бекітілген Мемлекеттік аудитор сертификаты бар адамдардың тізілімін жүргізу қағидаларында (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 12492 болып тіркелген) айқындалған тәртіппен тиісті деңгейдегі мемлекеттік аудитор сертификаты бар адамдардың тізілімін жүргізеді;

      8) Сертификаттау қағидаларында айқындалған тәртіппен сертификаттарды беру журналын жүргізеді;

      9) мемлекеттік аудитор біліктілігін иелену туралы сертификатты береді;

      10) алдағы болатын отырысқа қажетті материалдарды таратуды жүзеге асырады;

      11) өз өкілеттіліктері шегінде Ұлттық комиссия Төрағасының тапсырмаларын орындайды.".

      2. Есеп комитетінің Сертификаттау және ұйымдастыру жұмысы департаменті Қазақстан Республикасының заңнамасында белгіленген тәртіппен:

      1) осы нормативтік қаулының Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін;

      2) осы нормативтік қаулының Есеп комитетінің интернет-ресурсында орналастырылуын қамтамасыз етсін.

      3. Осы нормативтік қаулының орындалуын бақылау Есеп комитетінің аппарат басшысына жүктелсін.

      4. Осы нормативтік қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Республикалық бюджеттің
атқарылуын бақылау жөніндегі
есеп комитетінің Төрайымы
Н. Годунова
      "КЕЛІСІЛДІ"
Қазақстан Республикасының
Қаржы министрлігі

О внесении изменений и дополнения в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 21 декабря 2015 года № 23-НҚ "Об утверждении Положения о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора"

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 24 августа 2022 года № 9-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 августа 2022 года № 29317

      Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 21 декабря 2015 года № 23-НҚ "Об утверждении Положения о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12680) следующие изменения и дополнение:

      в Положении о Национальной комиссии по сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденном указанным нормативным постановлением:

      пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

      "3. Национальная комиссия проводит собеседование на определение уровня профессиональной подготовки, компетенции и личных качеств кандидата, достаточных для присвоения квалификации государственного аудитора на заявленную категорию, а также на его приверженность к соблюдению требований Правил профессиональной этики государственных аудиторов, утвержденных совместным нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 18-НҚ и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 601 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12575).

      Задачами Национальной комиссии являются:

      1) определение всесторонней и объективной характеристики профессиональных, деловых качеств и потенциальных возможностей лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;

      2) проведение сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;

      3) выработка и внесение рекомендаций по вопросам прохождения сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора.

      4. В соответствии с задачами на Национальную комиссию возлагаются следующие функции:

      1) отзыв сертификата государственного аудитора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39 Закона Республики Казахстан "О государственном аудите и финансовом контроле";

      2) проведение собеседований с лицами, претендующими на присвоение квалификации государственного аудитора;

      3) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции Национальной комиссии;

      4) привлечение по мере необходимости должностных лиц и специалистов государственных органов и организаций, а также негосударственных организаций к рассмотрению вопросов, относящихся к компетенции Национальной комиссии;

      5) выработка предложений по совершенствованию нормативных правовых и правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Национальной комиссии;

      6) осуществление иных функций, определенных Председателем Национальной комиссии, необходимых для реализации возложенных на Национальную комиссию задач.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. Председатель Национальной комиссии:

      1) осуществляет общее руководство деятельностью Национальной комиссии;

      2) определяет и утверждает повестку, место, время и формат проведения заседаний Национальной комиссии;

      3) председательствует на заседаниях Национальной комиссии;

      4) утверждает персональный состав Национальной комиссии;

      5) утверждает план работы Национальной комиссии;

      6) подписывает выдаваемые Национальной комиссией сертификаты о присвоении квалификации государственного аудитора.

      Во время отсутствия председателя Национальной комиссии его функции выполняет член комиссии, определяемый председателем Национальной комиссии.";

      пункт 9 изложить в следующей редакции:

      "9. Решения Национальной комиссии принимаются путем голосования.

      Количество задаваемых вопросов для всех кандидатов равнозначно и вопросы не выходят за пределы функциональных задач, стоящих перед государственным аудитором той категории, на которую претендует кандидат.

      Голосование осуществляется по окончании собеседования с каждым кандидатом, путем заполнения листа учета результатов голосования членов Национальной комиссии.

      Решения Национальной комиссии считаются принятыми, если за них подано большинство голосов от общего количества Национальной комиссии, участвующих в голосовании.

      В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председатель Национальной комиссии.";

      пункт 9-1 исключить;

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Результаты голосования вносятся в лист учета результатов голосования членов Национальной комиссии по форме, согласно приложению к настоящему Положению.

      В случае отрицательного результата голосования членами Национальной комиссии в соответствующем столбце листа учета результатов голосования указывается причина отказа.

      При возникновении конфликта интересов члены Национальной комиссии не принимают участие в голосовании кандидата, указанного в пункте 6-1 настоящего Положения.";

      дополнить пунктом 11-1 следующего содержания:

      "11-1. Члены Национальной комиссии:

      1) вносят на рассмотрение Национальной комиссии предложения и замечания по плану работы, повестке дня, а также по существу вопросов, обсуждаемых на заседании Национальной комиссии;

      2) высказывают на заседаниях Национальной комиссии свое мнение по кандидатам, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора соответствующего уровня;

      3) выходят из состава Национальной комиссии по письменному заявлению;

      4) соблюдают требования настоящего Положения;

      5) выполняют решения Национальной комиссии;

      6) участвуют в работе заседаний Национальной комиссии, а также заблаговременно в письменной и (или) устной форме уведомляют Председателя о неявке на заседание Национальной комиссии с указанием причины;

      7) в письменной или устной форме уведомляют Председателя Национальной комиссии о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно, в случае, если кандидаты являются близкими родственниками, свойственниками или если у члена Национальной комиссии имеется прямая или косвенная заинтересованность к кандидату.

      В случае отсутствия члена Национальной комиссии на заседании Национальной комиссии более трех раз подряд, ставится вопрос о его исключении из состава Национальной комиссии.";

      пункт 12 изложить в следующей редакции:

      "12. Рабочим органом Национальной комиссии является структурное подразделение аппарата Счетного комитета, ответственное за обеспечение деятельности Национальной комиссии.

      Секретарем Национальной комиссии назначается руководитель (в его отсутствие замещающее лицо) структурного подразделения аппарата Счетного комитета, ответственного за обеспечение деятельности Национальной комиссии.

      В целях обеспечения деятельности Национальной комиссии структурное подразделение аппарата Счетного комитета, ответственное за обеспечение деятельности Национальной комиссии под руководством Секретаря Национальной комиссии:

      1) представляет на утверждение Председателю Национальной комиссии персональный состав и план работы Национальной комиссии на соответствующий календарный год;

      2) рассматривает и формирует личные дела кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, допущенных к собеседованию в порядке, определяемом Правилами сертификации лиц, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 15 декабря 2015 года № 22-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12720) (далее – Правила сертификации);

      3) направляет запросы государственным органам и иным организациям по вопросам, относящимся к компетенции Национальной комиссии;

      4) ведет базу данных кандидатов, претендующих на присвоение квалификации государственного аудитора;

      5) вносит предложения Председателю Национальной комиссии по повестке очередного заседания Национальной комиссии, подготовку соответствующих материалов и организует его проведение;

      6) готовит мотивированный отказ в допуске к собеседованию в порядке, определяемом Правилами сертификации;

      7) ведет реестр лиц, имеющих сертификат государственного аудитора соответствующего уровня в порядке, определяемом Правилами ведения реестра лиц, имеющих сертификат государственного аудитора, утвержденными нормативным постановлением Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 ноября 2015 года № 20-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 12492);

      8) ведет журнал выдачи сертификатов в порядке, определяемом Правилами сертификации;

      9) выдает сертификат о присвоении квалификации государственного аудитора;

      10) осуществляет рассылку материалов, необходимых для предстоящего заседания;

      11) выполняет поручения Председателя Национальной комиссии в пределах своих полномочий.".

      2. Департаменту сертификации и организационной работы Счетного комитета, в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Счетного комитета.

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
Н. Годунова

      "СОГЛАСОВАНО"
Министерство финансов
Республики Казахстан