Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің "Сыртқы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау жүргізу қағидаларын бекіту туралы" 2020 жылғы 30 шiлдедегi № 6-НҚ және "Сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандарттарын бекіту туралы" 2016 жылғы 31 наурыздағы № 5-НҚ нормативтік қаулыларына өзгерістер енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Жоғары аудиторлық палатасының 2024 жылғы 5 қаңтардағы № 1-НҚ нормативтік қаулысы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2024 жылғы 8 қаңтарда № 33890 болып тіркелді

      ҚАУЛЫ ЕТЕДІ:

      1. "Сыртқы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау жүргізу қағидаларын бекіту туралы" Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2020 жылғы 30 шiлдедегi № 6-НҚ (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 21070 болып тіркелген) нормативтік қаулысына мынадай өзгерістер енгізілсін:

      көрсетілген нормативтік қаулымен бекітілген Сыртқы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау жүргізу қағидаларында:

      60-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "60. Сапа бақылауын жүргізу мақсатында мемлекеттік аудит тобының жетекшісі аудит объектісіне шыққанға дейін сегіз жұмыс күнінен кешіктірмей:

      1) мемлекеттік аудит нәтижелерін тану қорытындылары бойынша сараптамалық қорытындыны және тану жүргізілген материалдарды (тану рәсімі жүргізілген жағдайда) тіркей отырып, мемлекеттік аудит объектілерін алдын ала зерделеудің нәтижелері туралы ақпаратты;

      2) Мемлекеттік аудит объектілерінің тізбесіне өзгерістер енгізу қажеттілігі болған жағдайда, қызметтік жазбаның жобасын;

      3) Аудит бағдарламасының жобасын;

      4) Есеп комитетінің 2016 жылғы 31 наурыздағы № 5-НҚ нормативтік қаулысымен бекітілген (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде №13647 болып тіркелген) Тиімділік аудитін жүргізу бойынша сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандартына сәйкес жасалған аудиторлық іс-шараның жобалық матрицасын мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшысына ұсынады";

      86-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "86. Мемлекеттік аудитті жүргізу мерзімін ұзарту қажет болған жағдайда, соның ішінде осы Қағидалардың 79 және 85-тармақтарында көзделген жағдайларда, Өтінімге тиісті өзгерістер енгізіле отырып, Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) Төрағасы жоспарлауға жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшысының келісімімен Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің жазбаша өтінішхаты бойынша ол аяқталғанға дейін кемінде бір жұмыс күні бұрын мерзімін ұзартады.";

      104-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "104. Аудиторлық есептердің жобалары (аудиторлық есептер), жүйелі кемшіліктер кестелері және оларға қоса берілген Тізілімдер бойынша сапа бақылауы рәсімі және заң сараптамасы 750. Рәсімдік стандартта, сондай-ақ осы стандартты қолдану жөніндегі әдіснамалық басшылықта, сондай-ақ Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) регламентінде айқындалған тәртіппен жүргізіледі.

      Аудиторлық есептердің жобалары (аудиторлық есептер), жүйелі кемшіліктер кестелерінің және оларға қоса берілген Тізілімдер бойынша сапа бақылауы рәсімі мен заң сараптамасын мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жүзеге асырады.";

      108-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "108. Мемлекеттік аудит нәтижелерін қайта тексеру мынадай:

      1) аудит мәселелері бойынша негізделген шағым келіп түскен;

      2) мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау жүргізу кезіндегі мүдделер қақтығысы;

      3) аудиторлық іс-шараның мақсатына қол жеткізуге мүмкіндік бермейтін Аудит бағдарламасының мәселелері толық ашылмаған жағдайларда, Жоғары аудиторлық палата (Тексеру комиссиясы) Төрағасының атына мемлекеттік аудит жүргізуге, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшелер (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшыларымен келісіліп, Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясы) аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің қолы қойылған қызметтік жазба негізінде жүзеге асырылады.

      Жоғары аудиторлық палата (Тексеру комиссиясы) Төрағасының шешімі бойынша мемлекеттік аудит объектісінде қайта тексеру осы Қағидалардың 1-бөлімінің 3-параграфында және 2-бөлімде айқындалған тәртіппен тағайындалады.";

      111 - тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "111. Жоғары аудиторлық палатаның мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшесі (Тексеру комиссиясының мемлекеттік аудит тобының жетекшісі) Аудиторлық қорытындының, Жиынтық тізілімнің, Жиынтық кестенің, Қаулының және Нұсқаманың жобаларын сапа бақылауына және құқықтық қамтамасыз етуге жауапты құрылымдық бөлімшелерге (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жібереді.

      Аудиторлық қорытындының, Жиынтық тізілімнің, Жиынтық кестенің, Қаулының және Нұсқаманың жобалары бойынша заң сараптамасы және сапа бақылауы келіп түскен күннен бастап бес жұмыс күні ішінде жүргізіледі, содан кейін қорытындысы Жоғары аудиторлық палатаның аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесіне, мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшеге (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жіберіледі.

      121-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "121. Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) отырысында жүргізілген аудиторлық іс-шаралардың қорытындылары қаралады. Аудиторлық қорытынды, Нұсқама Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің ақпаратын және мемлекеттік аудит объектілері өкілдерінің баяндамаларын тыңдаудың қорытындысы бойынша қабылданады.

      Аудиторлық қорытындының жобасына құқықтық сүйемелдеу мәселелері бойынша келіспеушіліктер болған кезде Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) отырысында мемлекеттік аудит жүргізуге және құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшелер (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшыларының ақпараты тыңдалады.";

      143-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "143. Ынтымақтасып отырған елдің жоғары мемлекеттік аудит органымен келісілген Келісім және Бағдарлама жобаларына Жоғары аудиторлық палатаның жауапты мүшесі, мемлекеттік аудитті жүргізуге, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына, сыртқы байланыстарды үйлестіруге жауапты құрылымдық бөлімшелердің басшылары бұрыштама қойып, Жоғары аудиторлық палатаның Төрағасына қол қоюға енгізіледі.

      Келісім және Бірлескен тексерудің бағдарламасы тексеру басталғанға дейін жеті жұмыс күнінен кешіктірілмей, ынтымақтасып отырған елдің жоғары мемлекеттік аудит органына бекіту үшін жіберіледі.";

      157-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "157. Егер мемлекеттік аудит объектісінің басшысы Мемлекеттік аудит объектісі басшысының міндеттерін атқару және (немесе) құжаттарды ұсыну жөніндегі талаптарда көрсетілген мерзімдер аяқталғаннан кейін Заңның 21-бабында көзделген міндеттерін орындамаса, мемлекеттік аудитор анықталған күні, ал әкімшілік құқық бұзушылықтың мән-жайларын және жеке тұлғаның жеке басын қосымша анықтау қажет болған жағдайларда, көрсетілген деректер анықталған күннен бастап үш жұмыс күні ішінде ӘҚтК-нің 462-бабының негізінде ӘҚтК-нің 803-бабына сәйкес әкімшілік құқық бұзушылық туралы хаттама жасайды, оның жобасы ӘҚтК-де белгіленген мерзімдер шегінде оны ұсынған күннен бастап бір жұмыс күні ішінде құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшемен келісіледі.";

      164-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "164. Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) басшылығы айқындаған құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жауапты құрылымдық бөлімшенің жұмыскері және тиісті құрылымдық бөлімшелер басшыларының келісімі бойынша, аудиторлық іс-шараны жүргізген мемлекеттік аудитор сот процесіне тікелей қатысады.";

      167-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "167. Мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) Аудиторлық қорытындыда берілген ұсынымдардың және міндетті түрде орындау үшін жіберілген Нұсқамалардың орындалуына жауапты Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) мүшесімен бірлесіп, тұрақты және жүйелі негізде мыналардың:

      1) аудит объектілерінің Аудиторлық қорытындыда берілген ұсынымдарды қарауының, соның ішінде қарау нәтижелері туралы ақпараттың және олардың қаралғанын растайтын құжаттардың және шешімдер қабылдаудың;

      2) Нұсқамалардың тапсырмалық тармақтарын орындаудың, соның ішінде аудит объектісі және мүдделі адамдар жіберетін Нұсқамаларды орындау нәтижелері туралы ақпараттың және растайтын құжаттардың уақтылылығы мен толықтығын бақылау мен талдауды жүзеге асырады.";

      173-тармақтың бірінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "173. Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) Төрағасы шешім қабылдаған күннен бастап төрт жұмыс күні ішінде мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің қолы қойылған хатпен мемлекеттік аудит объектісін Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) Аудиторлық қорытындысында қамтылған ұсынымдардың және (немесе) Нұсқама тармақтарының, Қаулылардың бақылаудан алынғаны не олардың орындалуы жалғасатындығы туралы хабардар етеді.";

      178-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "178. Жоғары аудиторлық палата (Тексеру комиссиясы) шешімдерінің орындалуын тексеру үшін мемлекеттік аудит тобының құрамына мемлекеттік аудиторлар, ал қажет болған кезде құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жұмыскерлері кіреді.";

      20-қосымшаның 3.4.-тармағы мынадай редакцияда жазылсын:

      "3.4. Қосымша: (__парақ) ________________________________________

      Қазақстан Республикасы Жоғары аудиторлық палатасының (Тексеру комиссиясының) мүшесі_________________________________________________

      Аты-жөні, тегі

      Аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің

      басшысы____________________________________________________________

      Аты-жөні, тегі

      Құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшысы____________________________________________________

      Аты-жөні, тегі

      Аудит тобының жетекшісі

      ___________________________________________

      Аты-жөні, тегі

      Аудиторлық іс-шараны жүргізген мемлекеттік аудиторлар";

      2. "Сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандарттарын бекіту туралы" Республикалық бюджеттің атқарылуын бақылау жөніндегі есеп комитетінің 2016 жылғы 31 наурыздағы № 5-НҚ нормативтік қаулысына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 13647 болып тіркелген) мынадай өзгерістер енгізілсін:

      Тиімділік аудитін жүргізу бойынша Сыртқы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандартында:

      82-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "82. Аудиторлық қорытындыда көзделген тиімділік аудитінің қорытындылары:

      1) мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) Қазақстан Республикасы Жоғары аудиторлық палатасының немесе Тексеру комиссиясының аудиторлық қорытындыда берілген ұсынымдардың және міндетті түрде орындау үшін жолданған нұсқамалардың орындалуын бақылауға жауапты мүшесімен бірлесіп, Қағидаларда көзделген іс-шараларды тұрақты және жүйелі негізде жүзеге асыруы;

      2) басқа аудиторлық іс-шараның тиімділік аудитінің бағдарламасына мемлекеттік аудит объектісінің ұсынымдарды орындауын тексеру жөніндегі аудиторлық және талдамалық рәсімдерді енгізу;

      3) мемлекеттік аудит объектісінің ұсынымдарды тиісінше орындауын растау мақсатында аудиторлық дәлелдемелерді жинау жөніндегі аудиторлық іс-шараны жүргізу арқылы іске асырылады.";

      Мемлекеттік аудит нәтижелерін тану бойынша Сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандартында:

      3-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "3. Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау стандарттарының сақталуын бақылау шеңберінде мемлекеттік аудит нәтижелерін жоспарлы тәртіппен тануды облыстардың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың тексеру комиссияларында, ішкі мемлекеттік аудит жөніндегі уәкілетті орган мен оның аумақтық бөлімшелерінде Жоғары аудиторлық палатаның құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауын жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшесі жүзеге асырады.";

      Сыртқы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдарының сапа бақылауын жүргізу бойынша сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандартында:

      8 және 9-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "8. Құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімше мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшемен (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) бірлесіп, осы Стандартты қолдану жөніндегі әдіснамалық басшылыққа (бұдан әрі – Әдіснамалық басшылық) сәйкес сапа бақылауына жататын аудиторлық іс-шаралардың тәуекелдер көрсеткіштерін есептеуді жүзеге асырады.";

      9. Сапа бақылауын:

      1) аудиторлық іс-шараның дайындық және негізгі кезеңдерінде – Қазақстан Республикасы Жоғары аудиторлық палатасының мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшелері, облыстың, республикалық маңызы бар қаланың, астананың тексеру комиссиясының (бұдан әрі – Тексеру комиссиясы) регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше;

      2) аудиторлық іс-шараның қорытынды кезеңінде – құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауын жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жүзеге асырады.

      Сапа бақылауын осы мемлекеттік аудитке және қаржылық бақылауға қатыспаған мемлекеттік аудиторлар жүргізеді.";

      13, 14, 15, 15-1 және 16-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "13. Сапа бақылауын жүзеге асыру барысында оны жүргізу бойынша кедергілер туындаған кезде, соның ішінде қажетті құжаттар мен өзге де ақпарат болмаған және/немесе орналастырылмаған жағдайда, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшысы бұл туралы сыртқы МАҚБ органының басшысын хабардар етеді.

      14. Мемлекеттік аудит жүргізуге, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жұмыскерлері ұсынылған материалдар бойынша мемлекеттік аудит нәтижелерін талдайды және оларға сараптама жүргізеді.

      15. Мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше):

      1) мемлекеттік аудит объектілерін алдын ала зерделеу нәтижелері туралы ақпаратқа, Аудит бағдарламасының жобасына;

      2) растайтын құжаттары бар Аудиторлық есептердің (Аудиторлық есептердің), оларға қоса берілген Аудиторлық іс-шараның нәтижелері бойынша анықталған бұзушылықтар тізілімдерінің (бұдан әрі - Тізілім), Аудиторлық іс-шара барысында анықталған жүйелі кемшіліктер кестелерінің (болған жағдайда) (бұдан әрі - Жүйелі кемшіліктер кестесі) жобаларына;

      3) тартылған сарапшылардың қорытындыларына (материалдарына);

      4) сыртқы мемлкеттік аудит нәтижелері бойынша Аудиторлық қорытындыда және Нұсқамаларда берілген ұсынымдарды орындау бойынша мемлкеттік аудит объектілерінің және өзге де мүдделі тұлғалардың ақпаратына сапа бақылауын жүзеге асырады.

      15-1. Аудиторлық қорытынды, Қаулы және Нұсқамалар, Жиынтық кесте, Жиынтық тізілім жобаларының сапасын бақылауды құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) жүзеге асырады.

      16. Мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) Аудиторлық есептердің (Аудиторлық есептердің), оларға қоса берілген Тізілімдердің, Жүйелі кемшіліктер кестелерінің жобаларына сараптама (заң және сапа бақылауы) жүргізеді.";

      19, 20 және 21-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "19. Мемлекеттік аудит объектілерін алдын ала зерделеу нәтижелері туралы ақпаратты, Аудит бағдарламасының жобасын, сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің (Мемлекеттік аудит объектілерінің тізбесіне өзгерістер енгізілген кезде) қызметтік жазбасын мемлекеттік аудит тобының жетекшісі аудит объектісіне шыққанға дейін сегіз жұмыс күні бұрын мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) басшысына ұсынады.

      20. Мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) осы Стандарттың 19-тармағында көрсетілген құжаттардың қолданыстағы мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау стандарттарының және МАҚБ қағидаларының талаптарына сәйкестігі мәніне сараптама жүргізеді.

      21. Ұсынылған құжаттарды қарау нәтижелері бойынша мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) оларды алған күннен кейін үш жұмыс күні ішінде сыртқы МАҚБ органының мүшесіне сараптамалық қорытындыны енгізеді.";

      25-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "25. Мемлекеттік аудит жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) заң сараптамасы шеңберінде бұзушылықтар тізілімінде тіркелген бұзушылықтар бойынша аудиторлық дәлелдемелердің бар-жоғы мен толықтығына, заңнаманы қолданудың (бұзушылықтарды саралау кезінде) дұрыстығына, сондай-ақ әкімшілік құқық бұзушылық белгілерінің бар-жоғына баға береді.";

      30 және 31-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "30. Сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесінің басшылығымен дайындалған Аудиторлық қорытындының, Жиынтық кестенің, Жиынтық тізілімнің, Қаулының және Нұсқаманың жобаларын мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше сыртқы МАҚБ органының отырысы өткізілгенге дейін он жұмыс күні бұрын құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшеге (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) аудиторлық іс-шараның қорытынды кезеңіне заң сараптамасын және сапа бақылауын жүргізу үшін жібереді.

      31. Аудиторлық қорытындының, Жиынтық тізілімнің, Жиынтық кестенің, Қаулының және Нұсқаманың жобалары бойынша заң сараптамасы түскен күннен бастап бес жұмыс күні ішінде жүргізіледі, кейіннен заң сараптамасының қорытындысы сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесіне және мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшеге жіберіледі.

      Жоғары аудиторлық палатаның (Тексеру комиссиясының) Аудиторлық қорытындысының, Жиынтық тізілімнің, Жиынтық кестенің, Қаулысы мен Нұсқамасының жобалары бойынша заң сараптамасы бұзушылықтар, бюджет қаражаты мен мемлекет активтерін тиімсіз жоспарлау, пайдалану фактілерінің бөлігінде, сондай-ақ ұсынымдар мен тапсырмалар бойынша жүргізіледі.

      Заң қорытындысында Аудиторлық қорытындының ұсынымдары мен тапсырмалары мазмұнының заңнама талаптарына сәйкестігі туралы, соның ішінде нұсқаманың атаулылығы бойынша мәселелер көрсетіледі.

      Әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы істерді қозғауға және (немесе) қарауға уәкілетті органдарға беру үшін Аудиторлық қорытындыдағы Жиынтық тізілімде жазылған бұзушылық фактілері бойынша әкімшілік құқық бұзушылық белгілерінің болуы немесе болмауы туралы қорытынды ұсынылады.";

      32-тармақтың бірінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "32. Аудиторлық қорытындының, Жиынтық кестенің, Жиынтық тізілімнің, Нұсқаманың және Қаулының жобалары бойынша сапа бақылауы ол түскен күннен бастап бес жұмыс күні ішінде жүргізіледі, оның нәтижелері бойынша сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесіне және мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшеге сараптамалық қорытынды жіберіледі.";

      33-тармақтың бірінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "33. Мемлекеттік аудит нәтижелері бойынша Аудиторлық қорытындыда және Нұсқамаларда берілген ұсынымдарды орындау бойынша мемлекеттік аудит объектілерінен және өзге де мүдделі тұлғалардан келіп түскен ақпарат бойынша мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесімен бірлесіп, ақпарат келіп түскен күннен бастап жеті жұмыс күні ішінде мыналардың уақтылылығы мен толықтығы тұрғысынан бақылау мен талдауды жүзеге асырады:";

      34 және 35-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "34. Ұсынылған құжаттарды қарау нәтижелері бойынша мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) сыртқы МАҚБ органының аудиторлық іс-шараға жауапты мүшесіне ұсынымдар мен нұсқамалардың орындалу нәтижелері туралы қызметтік жазбаның жобасын енгізеді.

      35. Аудиторлық қорытындыда (соның ішінде бірлескен) қамтылған ұсынымдарды және нұсқамалардың құқықтық сипаттағы тармақтарын (сот талқылауларына қатысу, заңнаманы жетілдіру) орындау нәтижелері бойынша дайындалған қызметтік жазбаның жобасы мен сұрау салу жобасы құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшемен (Тексеру комиссиясының регламентінде айқындалған құрылымдық бөлімше) келісіледі.";

      Мемлекеттік аудит және қаржылық бақылау органдарының қызметіне бағалау жүргізу бойынша сыртқы мемлекеттік аудиттің және қаржылық бақылаудың рәсімдік стандартында:

      39 және 40-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "39. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше Жоғары аудиторлық палатаның мүшесімен келісу бойынша, жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру жүргізуге Өтінім жасаған кезде жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру жүргізудің әрбір кезеңінің мерзімдерін айқындайды.

      40. Жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеруді мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің мемлекеттік аудиторлары Заңға сәйкес қалыптастырылған Мемлекеттік аудит объектілерінің тізбесіне сай жүзеге асырады.";

      45-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "45. Жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеруге шыққанға дейін Жоғары аудиторлық палатаның мүшесі:

      1) бекітілген бағыттар, өлшемшарттар мен көрсеткіштер бойынша бағалауға жауапты құрылымдық бөлімшелердің келісуін ескере отырып, жауапты құрылымдық бөлімше басшысы құрастырған және қол қойған Жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру жүргізу бағдарламасын бекітеді;

      2) мемлекеттік аудитті жүргізуге, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшелердің басшыларымен келісілген Тапсырмаға қол қояды.";

      55-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "55. Мемлекеттік аудит органы белгіленген мерзімде ұсынған Есепке қатысты қарсылықты Жоғары аудиторлық палатаның мүшесі жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру жүргізген құрылымдық бөлімшемен бірлесіп Қорытындыны дайындау кезеңінде қарайды. Жоғары аудиторлық палатаның отырысы өткізілетін күнге дейін екі жұмыс күнінен кешіктірілмейтін мерзімде мемлекеттік аудит органына қарсылықтың әрбір тармағы бойынша қабылданған және қабылданбаған дәлелдерді көрсете отырып уәжделген жауап жіберіледі.";

      58, 59 және 60-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "58. Жауапты құрылымдық бөлімше заң сараптамасын жүргізу үшін Қорытынды, Қаулы және Нұсқаманың жобаларын жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру материалдарымен қоса құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшеге Есепке мемлекеттік аудит органының қарсылықтарын алғаннан кейін он жұмыс күні ішінде жібереді.

      Қорытындының, Қаулының және Нұсқаманың жобалары бойынша заң сараптамасын құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімше оларды алған күннен бастап төрт жұмыс күні ішінде жүргізеді, кейін заң сараптамасының қорытындысын Жоғары аудиторлық палатаның мүшесіне жібереді.

      Нұсқаманың жобасы заң сараптамасы жүргізілгеннен кейін Жоғары аудиторлық палата мүшесінің қолының қойылуымен Жоғары аудиторлық палатаның отырысын өткізгенге дейін бес жұмыс күнінен кешіктірілмейтін мерзімде мемлекеттік аудит органына қарау үшін жіберіледі.

      Мемлекеттік аудит органы Нұсқаманың жобасымен келіспеген жағдайда, оларды алған күннен бастап екі жұмыс күнінен аспайтын мерзімде Жоғары аудиторлық палатаға жазбаша қарсылығын жібереді.

      59. Қорытындыға Жоғары аудиторлық палатаның мемлекеттік аудитті жүргізуге, құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімшелерінің басшылары бұрыштама қояды, Жоғары аудиторлық палатаның мүшесі қол қояды және Жоғары аудиторлық палатаның Төрағасына Жоғары аудиторлық палатаның отырысын өткізгенге дейін төрт жұмыс күні бұрын ілеспе хатпен ұсынылады.

      60. Мемлекеттік аудит органының лауазымды адамдарының іс-қимылында қылмыстық немесе әкімшілік құқық бұзушылық белгілері анықталған жағдайларда, тиісті дәлелдемелері бар материалдарды құқық қорғау органдарына немесе әкімшілік құқық бұзушылықтар туралы істерді қозғауға және (немесе) қарауға уәкілетті органдарға беруді құқықтық қамтамасыз етуге және сапа бақылауына жауапты құрылымдық бөлімше "Әкімшілік құқық бұзушылық туралы" Қазақстан Республикасы Кодексінің және Заңның талаптарын сақтай отырып жүзеге асырады.";

      65-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "65. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше Жоғары аудиторлық палатаның Қорытындысында қамтылған ұсынымдардың және Нұсқамалары тармақтарының іске асырылу барысына мониторинг жүргізеді.";

      67-тармақтың бірінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "67. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше Жоғары аудиторлық палатаның мүшесімен бірлесіп, Қорытындыда берілген ұсынымдардың және міндетті түрде орындау үшін жіберілген Нұсқамалардың орындалуы үшін тұрақты және жүйелі негізде мыналардың:";

      68-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "68. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше мемлекеттік аудит органынан ақпарат (растайтын құжаттар) алған күннен бастап жеті жұмыс күні ішінде Қорытындыда қамтылған ұсынымдарды және Нұсқама тармақтарын мемлекеттік аудит органының орындауына бақылау жүргізеді.";

      71-тармақтың бірінші абзацы мынадай редакцияда жазылсын:

      "71. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше бақылау қорытындылары бойынша осы Рәсімдік стандартқа 11-қосымшаға сәйкес нысан бойынша ұсынымдарды және (немесе) нұсқамалар тармақтарын орындау нәтижелері туралы қызметтік жазба жобасын немесе мемлекеттік аудит органынан қосымша ақпарат сұратуды дайындайды және Жоғары аудиторлық палатаның мүшесіне енгізеді.";

      73 және 74-тармақтар мынадай редакцияда жазылсын:

      "73. Жоғары аудиторлық палатаның Төрағасы шешім қабылдаған күннен бастап төрт жұмыс күні ішінде мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше Жоғары аудиторлық палата мүшесінің қолы қойылған хатпен мемлекеттік аудит органына Жоғары аудиторлық палатаның Қорытындысында қамтылған ұсынымдардың және (немесе) Нұсқамасы тармақтарының бақылаудан алынғаны не оларды орындаудың жалғасатындығы туралы хабардар етеді.

      74. Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімше Жоғары аудиторлық палата Төрағасының қарары бар Жоғары аудиторлық палата мүшесінің қызметтік жазбасын және мемлекеттік аудит органының Қорытындыда қамтылған ұсынымдарды және Нұсқамалардың тармақтарын орындауы туралы ақпаратты Жоғары аудиторлық палатаның Интеграцияланған ақпараттық жүйесіне жүктеуді жүзеге асырады.";

      4-қосымшадағы 5-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "5. Жоспарлы тәртіппен бағалау бойынша тексеру мәселелері:

      ___________________________________________________________________

      Мемлекеттік аудитті жүргізуге жауапты құрылымдық бөлімшенің басшысы

      ______________________________

      (Тегі, аты, әкесінің аты (болған жағдайда), қолы)".

      2. Жоғары аудиторлық палатаның Заң департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы нормативтік қаулының Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелуін;

      2) осы нормативтік қаулының Жоғары аудиторлық палатаның интернет-ресурсына орналастырылуын қамтамасыз етсін.

      3. Осы нормативтік қаулының орындалуын бақылау Жоғары аудиторлық палатаның аппарат басшысына жүктелсін.

      4. Осы нормативтік қаулы алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасының
Жоғары аудиторлық палатасының
Төрағасының м.а.
Р. Рахимов

О внесении изменений в нормативные постановления Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года № 6-НҚ "Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля" и от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля"

Нормативное постановление Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан от 5 января 2024 года № 1-НҚ. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 января 2024 года № 33890

      ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 30 июля 2020 года №6-НҚ "Об утверждении Правил проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 21070) следующие изменения:

      в Правилах проведения внешнего государственного аудита и финансового контроля, утвержденных указанным нормативным постановлением:

      пункт 60 изложить в следующей редакции:

      "60. В целях проведения контроля качества, руководителем группы государственного аудита не позднее чем за восемь рабочих дней до выхода на объект аудита, руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) представляются:

      1) информация о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита, с приложением экспертного заключения по итогам признания результатов государственного аудита и материалов, подвергнутых признанию (в случае проведения процедуры признания);

      2) проект служебной записки в случае необходимости внесения изменений в Перечень объектов государственного аудита;

      3) проект Программы аудита;

      4) проектная матрица аудиторского мероприятия, составленная в соответствии с Процедурным стандартом внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности, утвержденным нормативным постановлением Счетного комитета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647).";

      пункт 86 изложить в следующей редакции:

      "86. При необходимости продления срока проведения государственного аудита, в том числе в случаях, предусмотренных пунктами 79 и 85 настоящих Правил, срок продлевается не менее чем за один рабочий день до его окончания Председателем Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) по письменному ходатайству члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие по согласованию с руководителем структурного подразделения, ответственного за планирование (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), с внесением соответствующих изменений в Заявку.";

      пункт 104 изложить в следующей редакции:

      "104. По проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), таблицам системных недостатков и Реестрам, приложенным к ним, проводится процедура контроля качества и юридическая экспертиза в порядке, определенном 750 Процедурным стандартом, а также Методологическим руководством по применению данного стандарта, а также Регламентом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).

      Процедура контроля качества и юридическая экспертиза по проектам аудиторских отчетов (аудиторским отчетам), таблиц системных недостатков и Реестров, приложенных к ним, осуществляется структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии).";

      пункт 108 изложить в следующей редакции:

      "108. Перепроверка результатов государственного аудита осуществляется на основании служебной записки на имя Председателя Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), за подписью члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, согласованной с руководителями структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), в случаях:

      1) поступления обоснованной жалобы по вопросам аудита;

      2) конфликта интересов при проведении государственного аудита и финансового контроля;

      3) неполноты раскрытия вопросов Программы аудита, не позволяющей достичь цель аудиторского мероприятия.

      По решению Председателя Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) назначается перепроверка на объекте государственного аудита в порядке, предусмотренном Параграфом 3 Раздела 1 и Разделом 2 настоящих Правил.";

      пункт 111 изложить в следующей редакции:

      "111. Проекты Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и Предписания структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита Высшей аудиторской палаты (руководителем группы государственного аудита Ревизионной комиссии) направляются в структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение и контроль качества (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии).

      Юридическая экспертиза и контроль качества по проектам Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и Предписания проходит в течение пяти рабочих дней со дня поступления, с последующим направлением заключения члену Высшей аудиторской палаты, ответственному за аудиторское мероприятие, в структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии).";

      пункт 121 изложить в следующей редакции:

      "121. На заседании Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) рассматриваются итоги проведенного аудиторского мероприятия. Аудиторское заключение, Предписания принимаются по итогам заслушанной информации члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, и доклады представителей объектов государственного аудита.

      При наличии разногласий по вопросам правового сопровождения проекта Аудиторского заключения на заседании Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) заслушивается информация руководителей структурных подразделений, ответственных за проведение государственного аудита и правового обеспечения и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии).";

      пункт 143 изложить в следующей редакции:

      "143. Проекты Соглашения и Программы проверки, согласованные с высшим органом государственного аудита страны сотрудничества, визируется ответственным членом Высшей аудиторской палаты, руководителями структурных подразделений, ответственных за проведение государственного аудита, правовое обеспечение и контроль качества, координацию внешних связей, и вносятся на подпись Председателю Высшей аудиторской палаты.

      Соглашение и Программа совместной проверки направляются для утверждения высшему органу государственного аудита страны сотрудничества не позднее семи рабочих дней до начала проверки.";

      пункт 157 изложить в следующей редакции:

      "157. Если руководителем объекта государственного аудита по истечении сроков, указанных в Требованиях по исполнению обязанностей руководителя объекта государственного аудита и (или) предоставления документов, не выполняются обязанности, предусмотренные в статье 21 Закона, государственный аудитор в день обнаружения, а в случаях, когда требуется дополнительное выяснение обстоятельств административного правонарушения и личности физического лица, в течение трех рабочих дней со дня установления указанных данных составляет в соответствии со статьей 803 КоАП протокол об административном правонарушении на основании статьи 462 КоАП, проект которого согласовывается со структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества, в течение одного рабочего дня со дня его представления в пределах сроков, установленных КоАП.";

      пункт 164 изложить в следующей редакции:

      "164. Непосредственное участие в судебном процессе принимает определенный руководством Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) работник структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), и по согласованию с руководителями соответствующих структурных подразделений, государственный аудитор, проводивший аудиторское мероприятие.";

      пункт 167 изложить в следующей редакции:

      "167. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), совместно с членом Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственным за контроль исполнения данных в аудиторском заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения Предписаний, на постоянной и системной основе осуществляет контроль и анализ своевременности и полноты:

      1) рассмотрения объектами аудита рекомендаций, данных в Аудиторском заключении, в том числе информации о результатах рассмотрения и подтверждающих документов об их рассмотрении и принятии решения;

      2) исполнения порученческих пунктов Предписаний, в том числе информации о результатах исполнении Предписаний и подтверждающих документов, направляемых объектом государственного аудита и заинтересованными лицами.";

      абзац первый пункта 173 изложить в следующей редакции:

      "173. В течение четырех рабочих дней со дня принятия решения Председателя Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) письмом за подписью члена Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии), ответственного за аудиторское мероприятие, информирует объект государственного аудита о снятии с контроля либо продолжении исполнения рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении, и (или) пунктов Предписания, Постановлений Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии).";

      пункт 178 изложить в следующей редакции:

      "178. В состав группы государственного аудита для проверки исполнения решений Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) включаются государственные аудиторы, а в случае необходимости работники структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение и контроль качества (структурного подразделения, определенного регламентом Ревизионной комиссии).";

      в приложении 20 пункт 3.4. изложить в следующей редакции:

      "3.4. Приложение: (на __ листах)

      ________________________________________

      Член Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан (Ревизионной

      комиссии)

      ___________________________________________________________

      Фамилия, инициалы

      Руководитель структурного подразделения, ответственного за проведение аудита ______________________________________________________________

      Фамилия, инициалы

      Руководитель структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение и контроль качества (структурного подразделения, определенного регламентом Ревизионной комиссии)

      _____________________________________________________________

      Фамилия, инициалы

      Руководитель группы аудита

      ___________________________________________

      Фамилия, инициалы

      Государственные аудиторы, проводившие аудиторское мероприятие".

      2. Внести в нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 марта 2016 года № 5-НҚ "Об утверждении процедурных стандартов внешнего государственного аудита и финансового контроля" (зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 13647) следующие изменения:

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению аудита эффективности:

      пункт 82 изложить в следующей редакции:

      "82. Итоги аудита эффективности, предусмотренные в аудиторском заключении, реализуются посредством:

      1) осуществления на постоянной и системной основе мероприятий, предусмотренных в Правилах, структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), совместно с членом Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан или ревизионной комиссии, ответственным за контроль исполнения данных в аудиторском заключении рекомендаций, и направленных для обязательного исполнения предписаний;

      2) включения в Программу аудита эффективности другого аудиторского мероприятия аудиторских и аналитических процедур по проверке выполнения объектом государственного аудита рекомендаций;

      3) проведения аудиторского мероприятия по сбору аудиторских доказательств с целью подтверждения надлежащего выполнения объектом государственного аудита рекомендаций";

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по признанию результатов государственного аудита:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Признание результатов государственного аудита в плановом порядке в рамках контроля за соблюдением стандартов государственного аудита и финансового контроля осуществляется в ревизионных комиссиях областей, городов республиканского значения, столицы и уполномоченном органе по внутреннему государственному аудиту и его территориальных подразделениях структурным подразделением Высшей аудиторской палаты, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества.";

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по осуществлению контроля качества органами внешнего государственного аудита и финансового контроля:

      пункты 8 и 9 изложить в следующей редакции:

      "8. Структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение и контроль качества совместно с структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) осуществляет расчет показателей рисков аудиторских мероприятий, подвергаемых контролю качества, согласно Методологическому руководству по применению настоящего Стандарта (далее – Методологическое руководство).

      9. Контроль качества осуществляется:

      1) на подготовительном и основном этапах аудиторского мероприятия - структурными подразделениями, ответственными за проведение государственного аудита Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан, структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии области, города республиканского значения, столицы (далее – Ревизионная комиссия);

      2) на заключительном этапе аудиторского мероприятия - структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества (структурным подразделением, определенным регламентом Ревизионной комиссии).

      Контроль качества осуществляется государственными аудиторами, которые не принимали участие в данном государственном аудите и финансовом контроле.";

      пункты 13, 14, 15, 15-1 и 16 изложить в следующей редакции:

      "13. При возникновении препятствий в ходе осуществления контроля качества по его проведению, в том числе отсутствие и/или не размещение необходимых документов и иной информации, руководитель структурного подразделения, ответственного за правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), информируют об этом руководителя органа внешнего ГАФК.

      14. Работники структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, правовое обеспечение и контроль качества (структурного подразделения, определенного регламентом Ревизионной комиссии) анализируют и проводят экспертизу результатов государственного аудита по представленным материалам.

      15. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурным подразделением, определенным Регламентом Ревизионной комиссии) осуществляется контроль качества:

      1) информации о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита, проекта Программы аудита;

      2) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов) с подтверждающими документами, Реестров выявленных нарушений по результатам аудиторского мероприятия (далее – Реестр), Таблиц системных недостатков, выявленных в ходе аудиторского мероприятия (при наличии) (далее – Таблица системных недостатков), приложенных к ним;

      3) заключений (материалов) привлеченных экспертов;

      4) информации объектов государственного аудита и иных заинтересованных лиц по исполнению рекомендаций, данных в Аудиторском заключении и Предписаний по результатам внешнего государственного аудита.

      15-1. Контроль качества проектов Аудиторского заключения, Постановления и Предписаний, Сводной таблицы, Сводного реестра осуществляется структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии).

      16. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) осуществляет экспертизу (юридическую и контроль качества) проектов Аудиторских отчетов (Аудиторских отчетов), Реестров, Таблиц системных недостатков, приложенных к ним.";

      пункты 19, 20, 21 изложить в следующей редакции:

      "19. Информация о результатах предварительного изучения объектов государственного аудита, проект Программы аудита, служебная записка члена органа внешнего ГАФК, ответственного за аудиторское мероприятие (при внесении изменений в Перечень объектов государственного аудита), руководителем группы государственного аудита за восемь рабочих дней до выхода на объект аудита представляются руководителю структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии).

      20. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) проводится экспертиза документов, предусмотренных пунктом 19 настоящего Стандарта, на предмет соответствия требованиям действующих стандартов государственного аудита и финансового контроля и Правил ГАФК.

      21. По результатам рассмотрения представленных документов структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) в течение трех рабочих дней после дня их получения вносится экспертное заключение Члену органа внешнего ГАФК.";

      пункт 25 изложить в следующей редакции:

      "25. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), в рамках юридической экспертизы дается оценка наличия и полноты аудиторских доказательств по нарушениям, зафиксированным в реестре нарушений, оценка правильности применения законодательства (при квалификации нарушений), а также наличия признаков административного правонарушения.";

      пункты 30 и 31 изложить в следующей редакции:

      "30. Проекты Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Постановления и Предписания, подготовленные под руководством Члена органа внешнего ГАФК, ответственного за аудиторское мероприятие, структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита за десять рабочих дней до проведения заседания органа внешнего ГАФК, направляются в структурное подразделения, ответственное за правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) для проведения юридической экспертизы и контроля качества заключительного этапа аудиторского мероприятия.

      31. Юридическая экспертиза по проектам Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и предписаний осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления, с последующим направлением заключения юридической экспертизы Члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие и структурному подразделению, ответственному за проведение государственного аудита.

      Юридическая экспертиза по проектам Аудиторского заключения, Сводного реестра, Сводной таблицы, Постановления и Предписания Высшей аудиторской палаты (Ревизионной комиссии) проводится в части фактов нарушении, неэффективного планирования, использования бюджетных средств и активов государства, а также по рекомендациям и поручениям.

      В юридическом заключении отражаются вопросы о соответствии содержания рекомендаций и поручений Аудиторского заключения требованиям законодательства, в том числе по адресности предписаний.

      Представляется заключение о наличии или отсутствии признаков административного правонарушения по фактам нарушений, изложенным в Сводном реестре к Аудиторскому заключению для передачи в органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях.";

      абзац первый пункта 32 изложить в следующей редакции:

      "32. Контроль качества по проектам Аудиторского заключения, Сводной таблицы, Сводного реестра, Предписания и Постановления проводится в течение пяти рабочих дней со дня его поступления, по результатам которого члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие и структурному подразделению, ответственному за проведение государственного аудита направляется экспертное заключение.";

      абзац первый пункта 33 изложить в следующей редакции:

      "33. По поступившей информации от объектов государственного аудита и иных заинтересованных лиц по исполнению рекомендаций, данных в Аудиторском заключении и Предписаний по результатам государственного аудита структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии), совместно с Членом органа внешнего ГАФК, ответственным за аудиторское мероприятие, в течение семи рабочих дней со дня поступления информации, осуществляют контроль и анализ на предмет своевременности и полноты:";

      пункты 34 и 35 изложить в следующей редакции:

      "34. По результатам рассмотрения представленных документов структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии) вносится проект служебной записки о результатах исполнения рекомендаций и предписаний члену органа внешнего ГАФК, ответственному за аудиторское мероприятие.

      35. Проект служебной записки и проект запроса, подготовленные по результатам исполнения рекомендаций, содержащихся в Аудиторском заключении (в том числе совместном), и пунктов Предписаний, имеющие правовой характер (участие в судебных разбирательствах, совершенствование законодательства) согласовываются структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества (структурное подразделение, определенное регламентом Ревизионной комиссии).";

      в Процедурном стандарте внешнего государственного аудита и финансового контроля по проведению оценки деятельности органов государственного аудита и финансового контроля:

      пункты 39 и 40 изложить в следующей редакции:

      "39. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита по согласованию с Членом Высшей аудиторской палаты, при составлении Заявки на проведение проверки по оценке в плановом порядке определяют сроки каждого этапа проведения проверки по оценке в плановом порядке.

      40. Проверка по оценке в плановом порядке осуществляется государственными аудиторами структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита, согласно Перечня объектов государственного аудита, сформированного в соответствии с Законом.";

      пункт 45 изложить в следующей редакции:

      "45. До выхода на проверку по оценке в плановом порядке членом Высшей аудиторской палаты:

      1) утверждается Программа проверки по оценке в плановом порядке, составленная и подписанная руководителем ответственного структурного подразделения с учетом согласования структурных подразделений, ответственных за оценку по закрепленным направлениям, критериям и показателям;

      2) подписывается Поручение, согласованное руководителями структурных подразделении, ответственных за проведение государственного аудита, правовое обеспечение и контроля качества.";

      пункт 55 изложить в следующей редакции:

      55. Возражение к Отчету, представленное органом государственного аудита в установленный срок, рассматривается на этапе подготовки Заключения членом Высшей аудиторской палаты совместно с структурным подразделением, проводившим проверку по оценке в плановом порядке. Мотивированный ответ органу государственного аудита с указанием принятых и непринятых доводов по каждому пункту возражения направляется в срок не позднее двух рабочих дней до дня проведения заседания Высшей аудиторской палаты.";

      пункты 58, 59 и 60 изложить в следующей редакции:

      "58. Проекты Заключения, Постановления и Предписания с материалами проверки по оценке в плановом порядке в течение десяти рабочих дней после получения возражений органа государственного аудита к Отчету направляются ответственным структурным подразделением в структурное подразделение, ответственное за правовое обеспечение и контроль качества для проведения юридической экспертизы.

      Юридическая экспертиза по проектам Заключения, Постановления и Предписания осуществляется в течение четырех рабочих дней со дня получения структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества, с последующим направлением заключения юридической экспертизы члену Высшей аудиторской палаты.

      Проект Предписания после проведения юридической экспертизы за подписью члена Высшей аудиторской палаты направляется для рассмотрения органу государственного аудита в срок не позднее пяти рабочих дней до проведения заседания Высшей аудиторской палаты.

      При несогласии с проектом Предписания органом государственного аудита в Высшую аудиторскую палату представляется письменное возражение в срок не более двух рабочих дней со дня их получения.

      59. Заключение визируется руководителями структурных подразделений Высшей аудиторской палаты, ответственных за проведение государственного аудита, правовое обеспечение и контроль качества, подписывается членом Высшей аудиторской палаты и сопроводительным письмом представляется Председателю Высшей аудиторской палаты за четыре рабочих дня до проведения заседания Высшей аудиторской палаты.

      60. В случаях выявления признаков уголовных или административных правонарушений в действиях должностных лиц органа государственного аудита передача материалов с соответствующими доказательствами в правоохранительные органы или органы, уполномоченные возбуждать и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях осуществляется структурным подразделением, ответственным за правовое обеспечение и контроль качества, с соблюдением требований Кодекса Республики Казахстан "Об административных правонарушениях" и Закона.";

      пункт 65 изложить в следующей редакции:

      "65. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита, проводит мониторинг хода реализации рекомендаций, содержащихся в Заключении, и пунктов Предписаний Высшей аудиторской палаты.";

      абзац первый пункта 67 изложить в следующей редакции:

      "67. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита, совместно с членом Высшей аудиторской палаты для исполнения данных в Заключении рекомендаций и направленных для обязательного исполнения Предписаний, на постоянной и системной основе осуществляет контроль и анализ своевременности и полноты:";

      пункт 68 изложить в следующей редакции:

      "68. Структурным подразделением, ответственным за проведение государственного аудита, в течение семи рабочих дней со дня получения информации (подтверждающих документов) от органа государственного аудита проводится контроль выполнения органом государственного аудита рекомендаций, содержащихся в Заключении, и пунктов Предписания.";

      абзац первый пункта 71 изложить в следующей редакции:

      "71. По итогам контроля структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита, готовит проект служебной записки о результатах исполнения рекомендаций и (или) пунктов предписаний по форме согласно приложению 11 к настоящему Процедурному стандарту или запрос дополнительной информации от органа государственного аудита и вносит члену Высшей аудиторской палаты.";

      пункты 73 и 74 изложить в следующей редакции:

      "73. В течение четырех рабочих дней со дня принятия решения Председателя Высшей аудиторской палаты структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита письмом за подписью члена Высшей аудиторской палаты, информирует орган государственного аудита о снятии с контроля либо продолжении исполнения рекомендаций, содержащихся в Заключении, и (или) пунктов Предписания Высшей аудиторской палаты.

      74. Структурное подразделение, ответственное за проведение государственного аудита, осуществляет загрузку служебной записки члена Высшей аудиторской палаты с резолюцией Председателя Высшей аудиторской палаты и информации об исполнении органами государственного аудита рекомендаций, содержащихся в Заключении, и пунктов Предписаний в Интегрированную информационную систему Высшей аудиторской палаты.";

      в приложении 4 пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Вопросы проверки по оценке в плановом порядке:

      ______________________________________________________________________

      Руководитель структурного подразделения, ответственного за проведение государственного аудита

      ______________________________________________________________________

      (Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись)".

      2. Юридическому департаменту Высшей аудиторской палаты в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего нормативного постановления на интернет-ресурсе Высшей аудиторской палаты.

      3. Контроль за исполнением настоящего нормативного постановления возложить на руководителя аппарата Высшей аудиторской палаты.

      4. Настоящее нормативное постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

      И.о. председателя Высшей аудиторской палаты
Республики Казахстан
Р. Рахимов