"Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді жасасу қағидалары мен шарттарын, сондай-ақ оны өзгерту және бұзу үшін негіздемелерді және үлгілік нысанын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің м.а. 2022 жылғы 30 мамырдағы № 303 бұйрығына өзгерістер мен толықтыру енгізу туралы

Қазақстан Республикасы Өнеркәсіп және құрылыс министрінің 2024 жылғы 19 наурыздағы № 106 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2024 жылғы 26 наурызда № 34172 болып тіркелді

      БҰЙЫРАМЫН:

      1. "Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді жасасу қағидалары мен шарттарын, сондай-ақ оны өзгерту және бұзу үшін негіздемелерді және үлгілік нысанын бекіту туралы" Қазақстан Республикасы Индустрия және инфрақұрылымдық даму министрінің м.а. 2022 жылғы 30 мамырдағы № 303 бұйрығына (Нормативтік құқықтық актілерді мемлекеттік тіркеу тізілімінде № 28283 болып тіркелген) мынадай өзгерістер мен толықтыру енгізу:

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді жасасу қағидалары мен шарттарында, сондай-ақ өзгерту және бұзу үшін негіздерінде:

      2-тармақ келесі мазмұнды 6)-тармақшасымен толықтырылсын:

      "6) өндірістік активтер – ауыл шаруашылығы техникасын дайындау кезінде өндіріске тікелей қатысатын, өнеркәсіптік құрастыруды жүзеге асыру кезінде пайдаланылатын лизингтік активтерді қоса алғанда, кәсіпорынның немесе лизингтік компанияның балансындағы негізгі қаражаттарға жататын ұзақ мерзімді активтер.";

      7-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "7. Келісімнің қолданылу кезеңінде осы Қағидалардың 22-тармағына сәйкес есептелетін оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесі сәйкес келген кезде, Келісім шеңберінде талаптар мен міндеттемелердің орындалуы сақталған кезде заңды тұлға мынадай технологиялық операцияларды орындау кезінде ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша көлік құралдарын өндіруді жүзеге асырады:

      Қазақстан Республикасының техникалық реттеу саласындағы заңнамасына сәйкес сәйкестікті бағалауды жүргізу;

      қозғалтқышты орнату және бекіту, басқару тетіктерін қозғалтқышқа қосу;

      артқы және (немесе) алдынғы аспаларды орнату;

      газ шығару жүйесін орнату;

      ернеулік электр тізбектерін тексеріп, аккумулятор батареяларын орнату және қосу;

      орнату бұрыштарын реттеу арқылы жүру доңғалақтарын орнату;

      тежеуіштік және салқындатқыш сұйықтықпен толтыру;

      тежеуіш жүйесінің тиімділігін тексеру;

      сәйкестендіру нөмірін енгізу;

      дайын көлік құралдарына бақылау сынақтарын жүргізу.

      Қоқыс тасығыш көліктер және (немесе) өрт сөндіру автомобильдерін өндіру кезінде өндіруші мынадай шарттардың біреуінің орындалуын қамтамасыз етеді:

      1) осы өндірушінің қоқыс шығару жабдығы және (немесе) өрт қондырмасы бойынша көлік құралдарына компоненттерді өнеркәсіптік құрастыру туралы жасалған келісімнің болуы және шығарылатын компоненттерді міндетті түрде қоқыс тасығыш көліктер немесе өрт сөндіру автомобильдерді өндірісінде пайдалануға;

      2) қоқыс шығару жабдығы және (немесе) өрт қондырмасы бойынша көлік құралдарына компоненттерді өнеркәсіптік құрастыру туралы келісім жасасқан Қазақстан Республикасының заңды тұлғасы шығарған жабдықты немесе өрт қондырмасын пайдалануға;

      3) қоқыс тасығыш көліктер және (немесе) өрт сөндіру автомобильдерін өндіру кезінде мынадай технологиялық операцияларды орындауға:

      металдан жасалған дайындамаларды пішу және ию, шанақты (бункерлерді, контейнерлерді, цистерналарды (ыдыстарды) немесе арнайы мақсаттағы қондырмаларды) құрастыру, дәнекерлеу, бояу;

      жақтауларды құрастыру, дәнекерлеу (конструкцияда бар болса);

      шанақты (бункерлерді, контейнерлерді) немесе цистерналарды (ыдыстарды) немесе жалпы (арнайы) мақсаттағы қондырмаларды және аспалы жабдықты монтаждау;

      басқару органдарын монтаждау;

      электр жабдығы жүйесін, пневможабдықтар жүйесін (конструкцияда бар болса), гидрожабдықтар жүйесін (конструкцияда бар болса) монтаждау;

      4) қоқыс таситын және (немесе) өрт сөндіру автомобильдерін өндіру кезінде мынадай технологиялық операцияларды орындау:

      шыны талшықты және арматуралық материалды пішу, металдан ипотека жасау, жеке панельдер жасау;

      шыны талшықтан жасалған шанақ панельдерін құрастыру (желімдеу), шанақты (бункерді, контейнерді, цистернаны (ыдысты) немесе арнайы мақсаттағы қондырманы) бояу;

      шанақты (бункерді, контейнерді) немесе цистернаны (ыдысты) немесе жалпы (арнайы) мақсаттағы қондырманы және аспалы жабдықты монтаждау;

      басқару органдарын монтаждау;

      электр жабдықтары жүйесін, пневматикалық жабдықтар жүйесін (конструкцияда болған кезде), гидрожабдықтар жүйесін (конструкцияда болған кезде) монтаждау.";

      8-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "8. Осы Қағидалардың 4-тармағына сәйкес келісімді жасау үшін өндіруші уәкілетті органға еркін нысанда мынадай құжаттарды қоса бере отырып, жазбаша өтініш жібереді:

      1) екі ауысымдық жұмыс режимі кезінде кәсіпорынның өндірістік қуаты жеңіл автомобильдерге қатысты - жылына кемінде жиырма бес мың, ершікті тартқыштарға, арнайы мақсаттағы көлік құралдарына және жүк автомобильдеріне қатысты - жылына кемінде он мың, автобустарға қатысты - жылына кемінде бір мың екі жүз болатын ЕАЭО СЭҚ ТН-ның тиісті коды бойынша жеңіл автомобильдерге қатысты - кемінде екі модельді, ершікті тартқыштарға, автобустарға, арнайы мақсаттағы көлік құралдарына және жүк автомобильдеріне қатысты кемінде бір модельді дәнекерлеу, бояу (жеңіл автомобильдер бойынша катафорезді қоса алғанда) және шанақты (кабинаны) көлік құралдарының екі және одан да көп маркаларын өндіру кезінде көлік құралының әрбір өндірілетін маркасы бойынша кемінде бір модель және кәсіпорында көлік құралының тек бір маркасын өндіру кезінде кемінде екі модель құрастыру жөніндегі технологиялық операцияларды кәсіпорында ұйымдастыруды растайтын құжаттардың көшірмелері;

      Дәнекерлеу, бояу (жеңіл автомобильдер бойынша катафорезді қоса алғанда) және шанақты (кабинаны) құрастыру жөніндегі технологиялық операцияларды кәсіпорында ұйымдастыруды растайтын құжаттар:

      дәнекерлеуді, бояуды, құрастыруды ұйымдастыруға арналған жабдықтың атауын; жабдықтың түгендеу нөмірін; жабдықтың өндірістік қуаты; дәнекерлеу, бояу, құрастыру цехының (учаскесінің) құрамындағы жалпы өндірістік қуатты; екі ауысымдық жұмыс режимі кезінде сағатына бірліктерді (жылына бірліктерді) және пайдалануға беру күнін қамтитын шанақты (кабинаны) дәнекерлеу, бояу және құрастыру жөніндегі өндірістік қуаттарды пайдалануға беру актісі;

      Қазақстан Республикасының сәулет, қала құрылысы және құрылыс қызметі саласындағы заңнамасына сәйкес объектіні пайдалануға қабылдау актісі не көлік құралдарын өндіру жүзеге асырылатын өндірістік объектіге (ғимаратқа, құрылысқа) меншік құқығын немесе иелену (жалға алу) құқығын растайтын құжат;

      шанақты дәнекерлеу, бояу және құрастыру жөніндегі жабдықты сатып алуға арналған шот-фактура немесе шанақты дәнекерлеу, бояу және құрастыру жөніндегі жабдықты импорттау жөніндегі кедендік жүк декларациясы;

      тауар белгісінің және (немесе) көлік құралының конструкциясының иесінен көлік құралын өндірудің лицензиялық құқықтарын растайтын құжат немесе тауар белгісін және (немесе) көлік құралының конструкциясын иелену құқығын растайтын құжат;

      өндірушінің дайындаушы немесе құрастыру зауыты ретінде көрсетілген келісім жасасу сәтінде қолданыстағы ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша көлік құралының типін мақұлдаудың көшірмесі;

      2) осы Қағидалардың 1-қосымшасында көрсетілген оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесінің бастапқы талаптарына сәйкес өндірістік активтердің болуы туралы аудиттелген қаржылық есептілік;

      3) технологиялық операцияларды ескере отырып қалыптастырылатын Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді іске асырудың жоспар-кестесінің жобасы (бұдан әрі – жоспар-кесте) осы Қағидаларға 4-қосымшаға сәйкес нысан бойынша мемлекеттік және орыс тілдерінде, екі данада қоса беріледі;

      4) тауар белгісінің және (немесе) көлік құралының конструкциясының иесінен көлік құралын өндіруге лицензиялық құқықтарды растайтын құжаттардың немесе тауар белгісіне және (немесе) көлік құралының конструкциясына иелік құқығын растайтын құжаттың көшірмелері;

      5) арнайы экономикалық аймақтың қатысушысы ретінде тіркелген өндірушілерді қоспағанда, өтінім берілген күні қолданыста болатын инвестициялар жөніндегі уәкілетті органмен жасалған инвестициялық келісімшарттың көшірмесі.";

      10-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "10. Осы Қағидалардың 6-тармағына сәйкес Келісім жасасу үшін өндіруші уәкілетті органға еркін нысанда, мынадай құжаттарды қоса бере отырып, жазбаша өтініш жібереді:

      1) кәсіпорында ершікті тартқыштарды, автобустарды, арнайы мақсаттағы көлік құралдарының, жеңіл және жүк автомобильдерін қоспағанда, көлік құралдары өндірісін ұйымдастыруды растайтын құжаттардың көшірмелерін ұсынады:

      өндірістік активтердің болуы туралы аудиттелген қаржылық есептілік;

      тауар таңбасының және (немесе) көлік құралы конструкциясының иесінен көлік құралын жүргізудің лицензиялық құқықтарын растайтын құжаттың көшірмесін қоса береді.

      2) ішкі құжатпен бекітілген технологиялық операцияларды ескере отырып қалыптастырылатын осы Қағидаларға 4-қосымшаға сәйкес нысан бойынша мемлекеттік және орыс тілдерінде екі данада жоспар-кесте жобасын ұсынады.";

      11-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "11. Уәкілетті орган ұсынылған құжаттарды өндірушіден жазбаша өтініш алғаннан кейін жиырма жұмыс күні ішінде қарайды және комиссияның шығып тексеруін ұйымдастырады.

      Көлік құралын өндіруге лицензиялық құқықтарды растайтын құжаттың немесе тауар белгісіне және (немесе) көлік құралының конструкциясына иелік құқығын растайтын құжаттың дұрыстығын уәкілетті орган тауар белгісінің және (немесе) көлік құралы конструкциясының иесіне сұрау салу жіберу жолымен, өндірушіден сұрау салудың көшірмесін бере отырып, өндірушіден өтініш алған күннен бастап үш жұмыс күні ішінде белгілейді.

      Тауар таңбасының және (немесе) көлік құралы конструкциясының иесінен сұрау салу бойынша жауап алу кезеңіне өндірушінің өтінішін қарау мерзімі тоқтатыла тұрады.

      Көшпелі комиссия, өндіруші ұсынған құжаттардың сәйкестігі немесе сәйкес еместігі, сондай-ақ оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесі мен технологиялық операциялар шарттарының сақталуы тұрғысынан тексеру мақсатында, өндірушіні осындай шығып тексеруге дейін кемінде үш жұмыс күні бұрын алдын ала хабардар ете отырып, қажет болған кезде мүдделі мемлекеттік органдардың өкілдерін, тәуелсіз сарапшыларды тарта отырып, уәкілетті органның қызметкерлері (бұдан әрі – комиссия) қатарынан қалыптастырылады.

      Көшпелі тексеру қорытындылары бойынша комиссия осы Қағидаларға 5-қосымшаға сәйкес нысан бойынша ұсынылған құжаттардың сәйкестігі немесе сәйкес еместігі туралы көшпелі комиссияның хаттамалық шешімін қабылдайды және оны шығып тексеру жүзеге асырылғаннан кейін бес жұмыс күні ішінде өндірушіге жібереді.

      Көшпелі тексеруді ұйымдастыру мерзімдері уәкілетті орган осы Қағидалардың 8, 9 және 10-тармақтарына сәйкес өндіруші ұсынған құжаттарды қарау мерзіміне енгізіледі.";

      19-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "19. Өндіруші Келісімнің талаптарын орындамауына немесе тиісінше орындамауына байланысты Келісімді бұзған кезде өндіруші Келісім жасалған күннен бастап Қазақстан Республикасының заңнамасына және Келісімге сәйкес ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша ұсынылған жеңілдіктерді өтейді.

      Өндірушінің бастамасы бойынша келісім бұзылған жағдайда, өндіруші өз міндеттемелерін бұзған күні орындаған жағдайда, келісім жасалған күннен бастап өндірушіге берілген жеңілдіктерді өтеу жүргізілмейді.

      Тараптардың бірінің көпжақты келісімнің талаптарын орындамауына немесе тиісінше орындамауына байланысты көпжақты келісім бұзылған жағдайда, оны бұзған тарап көпжақты келісім жасалған күннен бастап оған берілген барлық жеңілдіктерді өтейді.";

      22-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "22. Шекті балдар дәнекерлеу және бояу бойынша технологиялық операцияларды қолдана отырып есепті кезеңде шығарылған көлік құралдарының модельдері негізінде өндіруші келесі шарттарды орындаған кезде есептеледі:

      1) жеңіл автомобильдер мен автобустар үшін дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, көлік құралдары өндірісінің көлемі:

      2024 жылы кемінде жиырма пайыз;

      2025 жылы кемінде отыз пайыз;

      2026 жылы кемінде қырық пайыз;

      2027 жылы және одан кейінгі жылдары ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша өндірілген көлік құралдарының жалпы санының кемінде елу пайыз;

      ершікті тартқыштар, арнайы мақсаттағы көлік құралдары, жүк автомобильдері үшін дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, көлік құралдарын өндіріу көлемі:

      2024 жылы кемінде жиырма пайыз;

      2025 жылы кемінде жиырма бес пайыз;

      2026 жылы кемінде отыз пайыз;

      2027 жылы және одан кейінгі жылдары ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша өндірілген көлік құралдарының жалпы санының кемінде отыз бес пайыз;

      2) 2026 жылғы 1 қаңтардан бастап дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, өндірілетін көлік құралының әрбір маркасы бойынша кемінде бір моделін шығаруға міндетті.

      Осы тармақты қолдану мақсатында 1 қаңтардан 31 желтоқсанға дейінгі күнтізбелік жыл есепті кезең болып табылады. Жаңадан жасалған Келісім үшін бірінші есепті жыл болып ол күшіне енген сәттен басталып сол жылдың 31 желтоқсаны аралығында есептеледі.";

      көрсетілген бұйрықпен бекітілген Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісіміне Үлгілік нысанына:

      3-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "3. Өндіруші:

      1) өндіруші келесі шарттарды орындаған кезде дәнекерлеу және бояу бойынша технологиялық операцияларды қолдана отырып, көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыруды қамтамасыз етуге:

      жеңіл автомобильдер мен автобустар үшін дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, көлік құралдары өндірісінің көлемі:

      2024 жылы кемінде жиырма пайыз;

      2025 жылы кемінде отыз пайыз;

      2026 жылы кемінде қырық пайыз;

      2027 жылы және одан кейінгі жылдары ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша өндірілген көлік құралдарының жалпы санының кемінде елу пайыз;

      ершікті тартқыштар, арнайы мақсаттағы көлік құралдары, жүк автомобильдері үшін дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, көлік құралдарын өндіріу көлемі:

      2024 жылы кемінде жиырма пайыз;

      2025 жылы кемінде жиырма бес пайыз;

      2026 жылы кемінде отыз пайыз;

      2027 жылы және одан кейінгі жылдары ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша өндірілген көлік құралдарының жалпы санының кемінде отыз бес пайыз;

      2) оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесінің талаптарын Қосымшаға сәйкес орындауға;

      3) келісім жасасқаннан кейін әрбір келесі бес жылда оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесінің шекті мәніне қол жеткізуге;

      4) уәкілетті органның сұрауы бойынша ол қабылдаған міндеттемелерді орындау жөніндегі барлық қажетті құжаттарды ұсынуға, сондай-ақ комиссияның көшпелі тексеруі кезінде өндірістік қуаттарды және (немесе) жүзеге асырылатын технологиялық операцияларды көрсетуге;

      5) анықталған бұзушылықтар жойылған кезде Уәкілетті органға үш ай мерзім ішінде растайтын құжаттарды ұсына отырып, оларды жою туралы хабарлама жіберуге;

      6) есепті айдан кейінгі әрбір айдың 10-күніне дейін уәкілетті органға маркаларын, модельдерін және құнын көрсете отырып, шығарылған көлік құралдарының саны туралы есеппен шығару көлемі туралы мәліметтерді ұсынуға (кәсіпорынның паспорты);

      7) есепті жылдан кейінгі әрбір күнтізбелік жылдың 1 сәуіріне дейін уәкілетті орган бекіткен нысан бойынша уәкілетті органға мынадай құжаттарды ұсынуға:

      оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесіне сәйкес есептеу жүргізілген көлік құралы моделінің (модификация) атауын көрсете отырып, келісім кезеңдерін іске асырудың жоспар-кестесінің орындалуы туралы мәліметтер;

      саны, маркасы, модельдері көрсетілген шығарылған көлік құралдарының саны туралы есебі бар шығару көлемі туралы мәліметтер (кәсіпорынның паспорты);

      дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операциялармен өндірілген көлік құралдарының модельдері бойынша ішкі айналымға арналған тауардың шығу тегі туралы сертификаттың және (немесе) сараптама актісінің көшірмелері.

      8) әр бес жыл сайын есепті кезеңнен кейінгі жылдың 1 наурызына дейін уәкілетті органға оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесіне сәйкес ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша көлік құралының шығарылғанын растайтын құжаттарды ұсынуға;

      9) 2024 жылғы 1 шілдеден бастап көлік құралдарының жаңа маркаларын өндіріске енгізу кезінде шанақты (кабинаны)дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, әрбір өндірілетін көлік құралының маркасы бойынша кемінде бір модель өндіруді жүзеге асыруға;

      10) 2026 жылғы 1 қаңтардан бастап дәнекерлеу және бояу жөніндегі технологиялық операцияларды қолдана отырып, өндірілетін көлік құралының әрбір маркасы бойынша кемінде бір моделін шығаруға;

      11) қоқыс тасығыш көліктер мен өрт сөндіру автомобильдерін өндіру кезінде өндіруші мынадай шарттардың біреуінің орындалуын қамтамасыз етуге:

      11.1) қоқыс шығару жабдығы мен өрт қондырмасы бойынша көлік құралдарына компоненттерді өнеркәсіптік құрастыру туралы жасалған келісімнің болуы және шығарылатын компоненттерді міндетті түрде өндірісте пайдалануға;

      11.2) қоқыс шығару жабдығы мен өрт қондырмасы бойынша көлік құралдарына компоненттерді өнеркәсіптік құрастыру туралы келісім жасасқан Қазақстан Республикасының заңды тұлғасы шығарған жабдықты немесе өрт қондырмасын пайдалануға;

      11.3) қоқыс тасығыш көліктер мен өрт сөндіру автомобильдерін өндіру кезінде мынадай технологиялық операцияларды орындауға:

      металдан жасалған дайындамаларды пішу және ию, шанақты (бункерлерді, контейнерлерді, цистерналарды (ыдыстарды) немесе арнайы мақсаттағы қондырмаларды) құрастыру, дәнекерлеу, бояу;

      жақтауларды құрастыру, дәнекерлеу (конструкцияда бар болса);

      шанақты (бункерлерді, контейнерлерді) немесе цистерналарды (ыдыстарды) немесе жалпы (арнайы) мақсаттағы қондырмаларды және аспалы жабдықты монтаждау;

      басқару органдарын монтаждау;

      электр жабдығы жүйесін, пневможабдықтар жүйесін (конструкцияда бар болса), гидрожабдықтар жүйесін (конструкцияда бар болса) монтаждау;

      11.4) мынадай технологиялық операцияларды орындауға:

      шыны талшықты және арматуралық материалды пішу, металдан ипотека жасау, жеке панельдер жасау;

      шыны талшықтан жасалған шанақ панельдерін құрастыру (желімдеу), шанақты (бункерді, контейнерді, цистернаны (ыдысты) немесе арнайы мақсаттағы қондырманы) бояу;

      шанақты (бункерді, контейнерді) немесе цистернаны (ыдысты) немесе жалпы (арнайы) мақсаттағы қондырманы және аспалы жабдықты монтаждау;

      басқару органдарын монтаждау;

      электр жабдықтары жүйесін, пневматикалық жабдықтар жүйесін (конструкцияда болған кезде), гидрожабдықтар жүйесін (конструкцияда болған кезде)монтаждау;

      12) өндірушінің келісім талаптарын орындамауына немесе тиісінше орындамауына байланысты келісімді бұзған кезде келісім жасалған күннен бастап Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес Еуразиялық экономикалық одақтың сыртқы экономикалық қызметінің бірыңғай тауар номенклатурасының (бұдан әрі – СЭҚ ТН) тиісті коды бойынша берілген жеңілдіктерді өтеуге міндеттенеді.";

      5-тармақ мынадай редакцияда жазылсын:

      "5. Өндіруші мыналарға:

      1) өзіне алған міндеттемелерді іске асыру үшін Келісімнің шарттарына және Қазақстан Республикасының қолданыстағы заңнамасына қайшы келмейтін кез келген іс-әрекеттер жасауға;

      2) Уәкілетті органға келісім жасасқан өндірушілерді мемлекеттік қолдаудың қосымша шараларын енгізуге қатысты ұсыныстар жіберуге;

      3) Қазақстан Республикасының заңнамасына сәйкес өз құқықтарын қорғауға және:

      мемлекеттік билік органдарының заңдарға сәйкес келмейтін, сондай-ақ осы органдардың лауазымды адамдарының әрекеттерінен (әрекетсіздігінен) келтірілген актіні шығару нәтижесінде;

      уәкілетті органның осы Келісім бойынша міндеттемелерді бұзуы нәтижесінде келтірілген залалдарды толық өтеуді талап етуге;

      4) Келісімнің қолданылу кезеңінде осы Қағидалардың 22-тармағына сәйкес есептелетін оқшаулауды бағалаудың балдық жүйесі сәйкес келген кезде, Келісім шеңберінде талаптар мен міндеттемелердің орындалуы сақталған кезде заңды тұлға мынадай технологиялық операцияларды орындау кезінде ЕАЭО СЭҚ ТН тиісті коды бойынша көлік құралдарын өндіруді жүзеге асыруға құқылы:

      Қазақстан Республикасының техникалық реттеу саласындағы заңнамасына сәйкес сәйкестікті бағалауды жүргізу;

      қозғалтқышты орнату және бекіту, басқару тетіктерін қозғалтқышқа қосу;

      артқы және (немесе) алдынғы аспаларды орнату;

      газ шығару жүйесін орнату;

      ернеулік электр тізбектерін тексеріп, аккумулятор батареяларын орнату және қосу;

      орнату бұрыштарын реттеу арқылы жүру доңғалақтарын орнату;

      тежеуіштік және салқындатқыш сұйықтықпен толтыру;

      тежеуіш жүйесінің тиімділігін тексеру;

      5) өнеркәсіптік құрастыру кезінде басқа қазақстандық заңды тұлғалармен жекелеген операцияларды бірлесіп жүргізуге құқылы.";

      Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді жасасу қағидалары мен шарттарын, сондай-ақ өзгерту және бұзу үшін негіздерге 2-қосымшасында:

      ескерту алып тасталынсын;

      Қазақстан Республикасының заңды тұлғаларымен көлік құралдарын өнеркәсіптік құрастыру туралы келісімді жасасу қағидалары мен шарттарын, сондай-ақ өзгерту және бұзу үшін негіздерге 3-қосымшасында:

      ескерту алып тасталынсын.

      2. Қазақстан Республикасы Өнеркәсіп және құрылыс министрлігінің Өнеркәсіп комитеті заңнамада белгіленген тәртіппен:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрықты Қазақстан Республикасы Өнеркәсіп және құрылыс министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының Өнеркәсіп және құрылыс вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Өнеркәсіп және құрылыс министрі
К. Шарлапаев

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Сыртқы істер министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасы

      Ұлттық экономика министрлігі

О внесении изменений и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 303 "Об утверждении Правил и условий заключения, а также оснований для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан и его типовой формы"

Приказ Министра промышленности и строительства Республики Казахстан от 19 марта 2024 года № 106. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 марта 2024 года № 34172

      ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Внести в приказ исполняющего обязанности Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 30 мая 2022 года № 303 "Об утверждении Правил и условий заключения, а также оснований для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан и его типовой формы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 28283) следующие изменения и дополнение:

      в Правилах и условиях заключения, а также основаниях для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан, утвержденных указанным приказом:

      пункта 2 дополнить подпунктом 6) следующего содержания:

      "6) производственные активы – долгосрочные активы, относящиеся к основным средствам на балансе предприятия или лизинговой компании, включая лизинговые активы, используемые при осуществлении промышленной сборки, непосредственно участвующие в производстве при изготовлении транспортных средств.";

      пункт 7 изложить в следующей редакции:

      "7. В период действия Соглашения при соответствии балльной системе оценки локализации, рассчитываемой в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил, соблюдении требований и исполнения обязательств в рамках Соглашения, юридическое лицо осуществляет производство транспортных средств по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС при выполнении следующих технологических операций:

      проведение оценки соответствия в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;

      установка и закрепление двигателя, подключение к двигателю механизмов управления;

      установка задней подвески и (или) передней подвески;

      установка системы выпуска газов;

      установка и подключение аккумуляторной батареи, с проверкой бортовых электрических цепей;

      установка ходовых колес с регулировкой углов установки;

      заполнение тормозной и охлаждающей жидкостями;

      проверка эффективности тормозной системы;

      нанесение идентификационного номера;

      проведение контрольных испытаний готовых транспортных средств.

      При производстве мусоровозов и (или) пожарных автомобилей производитель обеспечивает выполнение одного из следующих условий:

      1) наличие у данного производителя заключенного соглашения о промышленной сборке компонентов к транспортным средствам по мусоровозному оборудованию или пожарной надстройке и обязательное применение обязательное применение выпускаемых компонентов в производстве мусоровозов или пожарных автомобилей;

      2) применение мусоровозного оборудования и (или) пожарной надстройки, произведенных юридическим лицом Республики Казахстан в рамках заключенного соглашения о промышленной сборке компонентов к транспортным средствам по мусоровозному оборудованию или пожарной надстройке;

      3) выполнение следующих технологических операций при производстве мусоровозов и (или) пожарных автомобилей:

      раскрой и гибка заготовок, сборка, сварка, окраска кузова (бункера, контейнера, цистерны (сосуда) или надстройки специального назначения) изготавливаемого из металла;

      сборка, сварка подрамников (при наличии в конструкции);

      монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения и навесного оборудования;

      монтаж органов управления;

      монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции);

      4) выполнение следующих технологических операций при производстве мусоровозов и (или) пожарных автомобилей:

      раскрой стекловолокна и армирующего материала, изготовление закладных из металла, изготовление отдельных панелей;

      сборка (склейка) панелей кузова, окраска кузова (бункера, контейнера, цистерны (сосуда) или надстройки специального назначения) изготовляемого из стекловолокна;

      монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения и навесного оборудования;

      монтаж органов управления;

      монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции).";

      пункт 8 изложить в следующей редакции:

      "8. Для заключения Соглашения согласно пункту 4 настоящих Правил, производитель направляет в уполномоченный орган письменное обращение в произвольной форме, с приложением следующих документов:

      1) копии документов, подтверждающих организацию на предприятии технологических операций по сварке, окраске (включая катафорез по легковым автомобилям) и сборке кузова (кабины) не менее одной модели по каждой производимой марке транспортного средства при производстве двух и более марок транспортных средств и не менее двух моделей при производстве только одной марки транспортного средства на предприятии – в отношении легковых автомобилей, не менее одной модели – в отношении седельных тягачей, автобусов, транспортных средств специального назначения и грузовых автомобилей по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС с производственной мощностью предприятия при двухсменном режиме работы не менее двадцати пяти тысяч в год – в отношении легковых автомобилей, не менее десяти тысяч в год – в отношении седельных тягачей, транспортных средств специального назначения и грузовых автомобилей, не менее одной тысячи двухсот в год – в отношении автобусов.

      Подтверждающими организацию на предприятии технологических операций по сварке, окраске (включая катафорез по легковым автомобилям) и сборке кузова (кабины) документами являются:

      акт ввода в эксплуатацию производственных мощностей по сварке, окраске и сборке кузова (кабины), который содержит наименование оборудования для организации сварки, окраски, сборки; инвентарный номер оборудования; производственную мощность оборудования; общую производственную мощность в составе цеха (участка) сварки, окраски, сборки; единиц в час (единиц в год) при двухсменном режиме работы и дату ввода в эксплуатацию;

      акт приемки объекта в эксплуатацию в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности либо документ, подтверждающий право собственности или право владения (аренды) производственным объектом (зданием, сооружением), где осуществляется производство транспортных средств;

      счет-фактура на приобретение оборудования по сварке, окраске и сборке кузова или грузовая таможенная декларация по импорту оборудования по сварке, окраске и сборке кузова;

      копия одобрения типа транспортного средства по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС, действующее на момент заключения соглашения, где производитель указан в качестве изготовителя или сборочного завода;

      2) аудированной финансовой отчетности о наличии производственных активов в соответствии с начальными требованиями балльной системы оценки локализации, указанных в приложении 1 настоящих Правил;

      3) проекта плана-графика реализации Соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан в двух экземплярах, на государственном и русском языках по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее – план-график), формируемый с учетом технологических операций;

      4) копии документов, подтверждающих лицензионные права на производство транспортного средства от владельца товарного знака и (или) конструкции транспортного средства или документа, подтверждающего право владения товарным знаком и (или) конструкцией транспортного средства;

      5) копия инвестиционного контракта, заключенного с уполномоченным органом по инвестициям, действующего на дату подачи заявки, за исключением производителей, зарегистрированных в качестве участника специальной экономической зоны.";

      пункт 10 изложить в следующей редакции:

      "10. Для заключения Соглашения согласно пункту 6 настоящих Правил, производитель направляет в уполномоченный орган письменное обращение в произвольной форме, с приложением следующих документов:

      1) копий документов, подтверждающих организацию на предприятии производства транспортных средств, за исключением седельных тягачей, автобусов, транспортных средств специального назначения, легковых и грузовых автомобилей:

      аудированной финансовой отчетности о наличии производственных активов;

      документа, подтверждающего лицензионные права производства транспортного средства от владельца товарного знака и (или) конструкции транспортного средства.

      2) проекта плана-графика в двух экземплярах, на государственном и русском языках по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам, формируемого с учетом технологических операций, утвержденных внутренним документом.";

      пункт 11 изложить в следующей редакции:

      "11. Уполномоченный орган после получения письменного обращения от производителя в течение двадцати рабочих дней рассматривает представленные документы и организовывает выезд комиссии.

      Достоверность документа, подтверждающего лицензионные права на производство транспортного средства, или документа, подтверждающего право владения товарным знаком и (или) конструкцией транспортного средства устанавливается уполномоченным органом путем направления запроса владельцу товарного знака и (или) конструкции транспортного средства в течение трех рабочих дней со дня получения обращения от производителя с предоставлением копии запроса производителю.

      На период получения ответа по запросу от владельца товарного знака и (или) конструкции транспортного средства срок рассмотрения обращения производителя приостанавливается.

      Выездная комиссия формируется из числа работников уполномоченного органа с привлечением при необходимости представителей заинтересованных государственных органов, независимых экспертов (далее – комиссия) в целях проверки на соответствие или несоответствие представленных производителем документов, а также на соблюдение условий бальной системы оценки локализации и технологических операций с предварительным уведомлением производителя не менее чем за три рабочих дня до такого выезда.

      По итогам выездной проверки комиссия принимает протокольное решение выездной комиссии о соответствии или несоответствии представленных документов по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам и направляет его производителю в течение пяти рабочих дней после осуществления выезда.

      Сроки организации выездной проверки включаются в срок рассмотрения уполномоченным органом документов, представленных производителем в соответствии с пунктами 8, 9 и 10 настоящих Правил.";

      пункт 19 изложить в следующей редакции:

      "19. При расторжении Соглашения, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением производителем требований Соглашения, производителем возмещаются предоставленные льготы по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС с момента заключения Соглашения в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Соглашением.

      При расторжении Соглашения по инициативе производителя, при условии исполнения Производителем своих обязательств на дату расторжения, возмещение льгот, предоставленных производителю с даты заключения Соглашения, не производится.

      При расторжении многостороннего соглашения c одной из сторон, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением требований многостороннего соглашения, данной нарушившей стороной производится возмещение всех льгот, предоставленных ей с даты заключения многостороннего соглашения.";

      пункт 22 изложить в следующей редакции:

      "22. Пороговые баллы рассчитываются на основании моделей транспортных средств, произведенных с применением технологических операций по сварке и окраске, при выполнении производителем в течение отчетного периода следующих условий:

      1) для легковых автомобилей и автобусов объем производства транспортных средств с применением технологических операций по сварке и окраске должен составлять:

      не менее двадцати процентов в 2024 году;

      не менее тридцати процентов в 2025 году;

      не менее сорока процентов в 2026 году;

      не менее пятидесяти процентов в 2027 году и в последующие годы от общего количества произведенных транспортных средств по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС;

      для седельных тягачей, транспортных средств специального назначения, грузовых автомобилей объем производства транспортных средств с применением технологических операций по сварке и окраске должен составлять:

      не менее двадцати процентов в 2024 году;

      не менее двадцати пяти процентов в 2025 году;

      не менее тридцати процентов в 2026 году;

      не менее тридцати пяти процентов в 2027 году и последующие годы от общего количества произведенных транспортных средств по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС;

      2) с 1 января 2026 года производить не менее одной модели по каждой производимой марке транспортного средства с применением технологических операций по сварке и окраске.

      В целях применения настоящего пункта отчетным периодом является календарный год, начиная с 1 января по 31 декабря. Первый отчетный год для впервые заключаемых Соглашений начинается с момента вступления его в силу по 31 декабря того же года.";

      в Типовой форме соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан, утвержденной указанным приказом:

      пункт 3 изложить в следующей редакции:

      "3. Производитель обязуется:

      1) обеспечить промышленную сборку транспортных средств с применением технологических операций по сварке и окраске при выполнении производителем следующих условий:

      для легковых автомобилей и автобусов объем производства транспортных средств с применением технологических операций по сварке и окраске должен составлять:

      не менее двадцати процентов в 2024 году;

      не менее тридцати процентов в 2025 году;

      не менее сорока процентов в 2026 году;

      не менее пятидесяти процентов в 2027 году и в последующие годы от общего количества произведенных транспортных средств по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС;

      для седельных тягачей, транспортных средств специального назначения, грузовых автомобилей объем производства транспортных средств с применением технологических операций по сварке и окраске должен составлять:

      не менее двадцати процентов в 2024 году;

      не менее двадцати пяти процентов в 2025 году;

      не менее тридцати процентов в 2026 году;

      не менее тридцати пяти процентов в 2027 году и последующие годы от общего количества произведенных транспортных средств по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС;

      2) обеспечить выполнение требований балльной системы оценки локализации согласно Приложению;

      3) достигать каждые последующие пять лет после заключения соглашения пороговое значение балльной системы оценки локализации;

      4) предоставить по запросу Уполномоченного органа все необходимые документы по исполнению принятых им обязательств, а также продемонстрировать производственные мощности и (или) осуществляемые технологические операции при выездной проверке комиссии;

      5) при устранении выявленных нарушений направить в Уполномоченный орган уведомление об их устранении с предоставлением подтверждающих документов в течение трехмесячного срока;

      6) до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетным месяцем, представлять уполномоченному органу сведения об объемах выпуска с отчетом о количестве выпущенных транспортных средств с указанием марок, моделей и стоимости (паспорт предприятия);

      7) до 1 апреля каждого календарного года, следующего за отчетным годом, представлять уполномоченному органу следующие документы по утвержденной уполномоченным органом форме:

      сведения о выполнении план – графика реализации этапов соглашения с указанием наименования модели (модификации) транспортного средства по которому был произведен расчет, согласно балльной системе оценки локализации;

      сведения об объемах выпуска с отчетом о количестве выпущенных транспортных средств с указанием количества, марки, моделей (паспорт предприятия);

      копии сертификата и (или) акта экспертизы о происхождении товара для внутреннего обращения по моделям транспортных средств, произведенных с технологическими операциями по сварке и окраске.

      8) каждые пять лет до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, представлять уполномоченному органу документы, подтверждающие производство транспортного средства по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС согласно балльной системе оценки локализации;

      9) с 1 июля 2024 года при запуске в производство новых марок транспортных средств осуществлять производство не менее одной модели по каждой производимой марке транспортного средства с применением технологических операций по сварке и окраске кузова (кабины);

      10) с 1 января 2026 года обеспечить производство не менее одной модели по каждой производимой марке транспортного средства с применением технологических операций по сварке и окраске;

      11) при производстве мусоровозов и пожарных автомобилей выполнять одно из следующих условий:

      11.1) использовать собственное мусоровозное оборудование или пожарную надстройку, произведенные в рамках заключенного соглашения о промышленной сборке компонентов к транспортным средствам по мусоровозному оборудованию и пожарной надстройке;

      11.2) использовать мусоровозное оборудование или пожарную надстройку, произведенные другим юридическим лицом Республики Казахстан, заключившим соглашение о промышленной сборке компонентов к транспортным средствам по мусоровозному оборудованию или пожарной надстройке;

      11.3) выполнять следующие технологических операций:

      раскрой и гибка заготовок, сборка, сварка, окраска кузова (бункера, контейнера, цистерны (сосуда) или надстройки специального назначения) изготавливаемого из металла;

      сборка, сварка подрамников (при наличии в конструкции);

      монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения и навесного оборудования;

      монтаж органов управления;

      монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции);

      11.4) выполнять следующие технологические операции:

      раскрой стекловолокна и армирующего материала, изготовление закладных из металла, изготовление отдельных панелей;

      сборка (склейка) панелей кузова, окраска кузова (бункера, контейнера, цистерны (сосуда) или надстройки специального назначения) изготовляемого из стекловолокна;

      монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения и навесного оборудования;

      монтаж органов управления;

      монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции);

      12) при расторжении соглашения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением производителем требований соглашения возместить предоставленные с даты заключения соглашения льготы по соответствующему коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД) в соответствии с законодательством Республики Казахстан.";

      пункт 5 изложить в следующей редакции:

      "5. Производитель имеет право:

      1) предпринимать действия, не противоречащие условиям соглашения и действующему законодательству Республики Казахстан, для реализации взятых на себя обязательств;

      2) направлять Уполномоченному органу предложения в отношении введения дополнительных мер государственной поддержки производителей, заключивших соглашения;

      3) на защиту своих прав в соответствии с законодательством Республики Казахстан и полного возмещения причиненных ему убытков:

      в результате издания не соответствующего законодательству акта органов государственной власти, а также причиненных действиями (бездействием) должностных лиц данных органов;

      в результате нарушения Уполномоченным органом обязательств по настоящему Соглашению;

      4) при соответствии балльной системе оценки локализации, рассчитываемой с соответствием с пунктом 22 настоящих Правил, соблюдении требований и исполнения обязательств в рамках Соглашения, производить транспортные средства по соответствующему коду ТН ВЭД ЕАЭС, с выполнением следующих технологических операций:

      проведение оценки соответствия в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования;

      установка и закрепление двигателя, подключение к двигателю механизмов управления;

      установка задней подвески и (или) передней подвески;

      установка системы выпуска газов;

      установка и подключение аккумуляторной батареи, с проверкой бортовых электрических цепей;

      установка ходовых колес с регулировкой углов установки;

      заполнение тормозной и охлаждающей жидкостями;

      проверка эффективности тормозной системы;

      нанесение идентификационного номера;

      проведение контрольных испытаний готовых транспортных средств;

      5) производить совместно с другими казахстанскими юридическими лицами отдельные операции при промышленной сборке.";

      в Приложении 2 к Правилам и условиям заключения, а также основаниям для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан:

      примечание исключить;

      в Приложении 3 к Правилам и условиям заключения, а также основаниям для изменения и расторжения соглашения о промышленной сборке транспортных средств с юридическими лицами Республики Казахстан:

      примечание исключить.

      2. Комитету промышленности Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства промышленности и строительства Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра промышленности и строительства Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр промышленности
и строительства
Республики Казахстан
К. Шарлапаев

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство иностранных дел
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан