Электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда барактивтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялау қағидаларын бекіту туралы

Қазақстан Республикасы Энергетика министрінің м.а. 2024 жылғы 6 қарашадағы № 392 бұйрығы. Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде 2024 жылғы 8 қарашада № 35342 болып тіркелді

      "Электр энергетикасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 5-бабының 70-36) тармақшасына сәйкес, БҰЙЫРАМЫН:

      1. Қоса беріліп отырған Электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялау қағидалары бекітілсін.

      2. Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің Электр энергетикасын дамыту департаменті заңнамада белгіленген тәртіппен мыналарды:

      1) осы бұйрықты Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркеуді;

      2) осы бұйрық ресми жарияланғаннан кейін оны Қазақстан Республикасы Энергетика министрлігінің интернет-ресурсында орналастыруды;

      3) осы бұйрық Қазақстан Республикасының Әділет министрлігінде мемлекеттік тіркелгеннен кейін күнтізбелік он күн ішінде Қазақстан Республикасының Энергетика министрлігінің Заң қызметі департаментіне осы тармақтың 1) және 2) тармақшаларымен көзделген іс-шаралардың орындалғаны туралы мәліметтерді ұсынуды қамтамасыз етсін.

      3. Осы бұйрықтың орындалуын бақылау жетекшілік ететін Қазақстан Республикасының энергетика вице-министріне жүктелсін.

      4. Осы бұйрық алғашқы ресми жарияланған күнінен кейін күнтізбелік он күн өткен соң қолданысқа енгізіледі.

      Қазақстан Республикасы
Энергетика министрінің
міндетін атқарушы
С. Есимханов

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Қаржы министрлігі

      "КЕЛІСІЛДІ"

      Қазақстан Республикасының

      Ұлттық экономика министрлігі

  Қазақстан Республикасы
Энергетика министрінің
міндетін атқарушы
2024 жылғы 6 қарашадағы
№ 392 бұйрығымен
бекітілген

Электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялау қағидалары

1-тарау. Жалпы ережелер

      1. Осы Электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялау қағидалары (бұдан әрі – Қағидалар) "Электр энергетикасы туралы" Қазақстан Республикасының Заңы 5-бабының 70-36) тармақшасына сәйкес әзірленді және электр энергиясын беру ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын тиісті қаржы жылына арналған республикалық және жергілікті бюджеттерде көзделген қаражат есебінен және шегінде субсидиялау тәртібін айқындайды.

      2. Осы Қағидаларда мынадай ұғымдар пайдаланылады:

      1) бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті орган – бюджеттік жоспарлау саласындағы басшылықты және салааралық үйлестіруді жүзеге асыратын орталық атқарушы орган;

      2) жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісі – облыстың, республикалық маңызы бар қалалардың, астананың әкімдігі;

      3) инвестициялық бағдарлама – инвестициялық бағдарламаның нысаналы көрсеткіштеріне қол жеткізуден немесе табиғи монополия субъектісі қызметінің көрсеткіштерін қолданыстағы деңгейде сақтаудан көрінетін техникалық-экономикалық және (немесе) экологиялық әсерлерді алу мақсатында табиғи монополия субъектісінің қолданыстағы активтерін кеңейтуге, жаңғыртуға, реконструкциялауға, жаңартуға, қолдауға және жаңа активтерін құруға бағытталатын қаражатты салу және қайтару жөніндегі іс-шаралар жоспары;

      4) инвестициялық жоба – субсидия алушыда қолда бар активтерді кеңейтуге, жаңғыртуға, реконструкциялауға, жаңартуға, ұстап тұруға және жаңа активтерді құруға бағытталған жоба;

      5) кредиттік шарт – халықаралық қаржы ұйымы мен субсидия алушы арасындағы инвестициялық жобаны іске асыру туралы шарт;

      6) өтінім – шығыстар көлемін негіздеу үшін бюджеттік бағдарламалар әкімшісі жасайтын құжаттар жиынтығы;

      7) республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі – электр энергетикасы саласындағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік орган;

      8) субсидия алушы – табиғи монополия субъектісі болып табылатын электр энергиясын беру саласындағы ұйым;

      9) субсидиялау – халықаралық қаржы ұйымдарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге субсидия алушыға республикалық бюджеттен қайтарылмайтын төлемдерді беру;

      10) субсидиялауға өтінімдерді қарау бойынша комиссия – электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялауға жергілікті бюджеттік бағдарламалар әкімшілеріне бюджет қаражатын беру бойынша ұсыныстар мен ұсынымдар әзірлеу жөніндегі консультациялық-кеңесші орган;

      11) тарифтік смета – табиғи монополиялар салаларындағы басшылықты жүзеге асыратын уәкілетті орган бекіткен нысан бойынша ұсынылатын реттеліп көрсетілетін қызметтері кірістерінің, шығыстарының және көлемдерінің тізбесі;

      12) үш жақты келісім (шарт) – республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі жергілікті бюджеттік бағдарламалар әкімшісімен немесе субсидия алушымен және халықаралық қаржы ұйымымен қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру туралы жасасатын келісім (шарт);

      13) халықаралық қаржы ұйымы (бұдан әрі – ХҚҰ) – қарыз және (немесе) кредит түрінде заңды тұлғаларға қаржылық көмек көрсетуді жүзеге асыратын халықаралық қаржы ұйымы.

      3. Субсидия беру үшін республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі, республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісінің, жергілікті бюджеттік бағдарлама әкімшісінің, мүдделі мемлекеттік органдардың және басқа да ұйымдар, республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісінің қоғамдық кеңесінің, аккредиттелген жеке кәсіпкерлік субъектілерінің өкілдері енгізуімен, құрамында кемінде 7 (жеті) адам болатын комиссия құрады.

      Комиссия төрағасы комиссия мүшелерінің арасынан комиссия мүшелерінің көпшілік даусымен сайланады.

      Комиссия хатшысы республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі қызметкерлері қатарынан айқындалады. Комиссия хатшысы оның мүшесі болып табылмайды.

      Комиссия хатшысы комиссия отырысын ұйымдастыруды жүзеге асырады, төрағамен келісу бойынша, отырыстың өткізілетін орнын, күнін және уақытын айқындайды, комиссия мүшелеріне алдағы отырыс туралы хабарлайды, комиссия мүшелеріне отырысты өткізу үшін қажетті материалдарды ұсынады.

      Комиссия отырысы, егер оған оның мүшелерінің жалпы санының кемінде үштен екісі қатысса, заңды деп есептеледі.

      Комиссия мүшесі, егер оның тікелей немесе жанама мүдделілігі болса отырысқа қатыспайды және қарсылық білдіреді (өздігінен бас тартуға).

      Комиссия мүшесінің өздігінен бас тартуы (қарсылық білдіруі) туралы шешімді комиссия отырыстарға қатысатын мүшелерінің көпшілік даусымен жазбаша нысанда қабылдайды және комиссия мүшесінің қатысуымен жария етіледі.

2-тарау. Электр энергиясын беру саласындағы ұйымдардың қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған халықаралық қаржы ұйымдарының қарыздарын өтеуге және оларға қызмет көрсетуге арналған шығындарын субсидиялау тәртібі

1-параграф. Субсидиялар алуға арналған шарттар

      4. Субсидиялау қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған МҚҰ қарыздарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық ставкасын өтеу бойынша субсидия алушылардың шығындарын кейіннен субсидиялау үшін жергілікті бюджеттік бағдарламалар әкімшілеріне республикалық бюджеттен нысаналы трансферттер беру арқылы жүзеге асырылады.

      5. Субсидиялар мынадай өлшемшарттар сақталған кезде беріледі:

      1) субсидия алушы – табиғи монополия субъектісі болып табылады;

      2) субсидия алушыда кредиттік шарттың болуы;

      3) үш жақты келісімнің (шарттың) болуы.

      4) негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге бекітілген тарифтік сметаларда көзделген шығындардың болмауы немесе жеткіліксіздігі;

      5) инвестициялық жобаның және инвестициялық жобада көзделген іс-шараларды іске асырудың экономикалық және әлеуметтік тиімділігі, (әлеуметтік-экономикалық көрсеткіштер, оның ішінде көрсетілетін қызметтердің сапасын жақсарту, қосылатын тұтынушылар санын ұлғайту, жұмыс орындарын (уақытша, тұрақты) құру, электр, жылу, сондай-ақ сумен жабдықтау және су бұру желілерінің тозуы мен авариялылығын азайту, тұтынушылардан алынатын дебиторлық берешекті қысқарту, "Салық және бюджетке төленетін басқа да міндетті төлемдер туралы" Қазақстан Республикасының Кодексінде (Салық кодексі) көзделген салықтарды төлеу бойынша міндеттемелерді уақтылы орындау.

      6. Субсидияларды ұсыну МҚҰ кредит қаражатын алғанын растайтын құжаттарды ұсына отырып, осы Қағидалардың 11-тармағында көрсетілген құжаттардыың негізінде жүргізіледі.

      7. Субсидия алушы:

      1) дұрыс және негізделген есептеулердің ұсынылуын қамтамасыз етеді;

      2) қаражатты МҚҰ қарыздарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге пайдаланады;

      3) қарыз мерзімі ішінде ХҚҰ қарызын өтеуге және оған қызмет көрсетуге арналған шығыстарды көздейтін тарифтік сметаны қоса беріп, оның қолданылу мерзімі өткен соң тарифті бекітуге табиғи монополиялар салаларындағы басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік органның (бұдан әрі – табиғи монополия саласындағы уәкілетті орган) аумақтық бөлімшесіне өтінім беруді қамтамасыз етеді.

      8. Субсидиялар мерзімі өткен несие берешегі бойынша есептелген және төленген пайыздарды төлеу жөніндегі өзге де шығындарды өтеуге, сондай-ақ жарғылық капиталға қатысу мақсатына, шаруашылық қызметінің шығындарын және субсидия алушының салық міндеттемелерін жабуға берілмейді.

      9. Тарифтік сметаларда бекітілген инвестициялық бағдарламаны (жобаны) іске асыруға тартылған МҚҰ қарыздарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге қаражат көзделмеген кезде, бөлінетін субсидиялардың мөлшері бұрын бекіткен тарифтік сметаның және қолданыстағы тарифтік сметаның шығындары арасындағы айырма ретінде айқындалады.

      Тарифтік сметаларда бекітілген инвестициялық бағдарламаны (жобаны) іске асыруға тартылған МҚҰ қарыздарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге қаражат көзделмеген кезде, субсидия мөлшері субсидия алушының бекітілген инвестициялық бағдарламасын (жобасын) іске асыруға тартылған МҚҰ қарыздарының негізгі борышы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге көзделген шығындар деңгейінде айқындалады.

      Бұл ретте халықаралық қаржы ұйымының қарызын өтеуге және оған қызмет көрсетуге бөлінген субсидиялардың жалпы сомасы халықаралық қаржы ұйымының қарызы бойынша негізгі борыш сомасынан аспауы керек.

      10. Табиғи монополия саласындағы уәкілетті орган субсидиялардың қажетті көлемін азайтуға әсер ететін халықаралық қаржы ұйымының қарызын өтеуге және оған қызмет көрсетуге арналған шығындарды көздейтін тарифтік сметаны бекіткен жағдайда, бұрын мақұлданған субсидиялар сомасы осы Қағидаларда көзделген тәртіппен субсидия алушының өтінім беруі арқылы қайта қаралады.

2-параграф. Субсидиялар беру

      11. Субсидия алушы субсидия алу үшін жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісіне мынадай құжаттар жібереді:

      1) субсидия алушының бірінші басшысы қол қойған ілеспе хат (еркін нысанда);

      2) табиғи монополиялардың тиісті салаларында басшылықты жүзеге асыратын мемлекеттік органмен немесе оның аумақтық бөлімшесімен келісілген субсидияларды ұсыну қажеттілігі туралы түсіндірме жазба (ХҚҰ-мен жүргізілетін жұмыс туралы ақпаратпен, көрсетілетін қызметтерге арналған тарифтің шамасын талдаумен бірге);

      3) кредиттік шарттың көшірмесі (өтеу графигімен бірге);

      4) үш жақты келісімнің көшірмесі;

      5) электр энергиясын беру жөніндегі реттеліп көрсетілетін қызметтерге тарифті (баға, жинақ мөлшерлемесі) немесе оның шекті деңгейін және тарифтік сметаларды бекіту туралы бұйрықтың көшірмесі;

      6) ХҚҰ-мен келісілген тиісті кезеңге негізгі борышты өтеудің пайыздық мөлшерлемесіне қызмет көрсету есептері;

      7) бұрын бекітілген тарифтер мен тарифтік сметалар бұйрықтарының көшірмелері;

      8) бекітілген инвестициялық бағдарламалар бұйрықтарының көшірмелері;

      9) соңғы 3 (үш) жылдағы тарифтік сметалардың орындалуы туралы есеп;

      10) кредиттік шарттың қолданылу кезеңінде инвестициялық бағдарламалардың орындалуы туралы есеп;

      11) есебі мемлекеттік кірістер органында жүргізілетін берешектің жоқ (бар) екендігі туралы мәліметтер. Мәліметтерді алу күні өтінім жіберілген күнге дейін үш айдан аспауға тиіс.

      Субсидияны әлеуетті алушы "Аудиторлық қызмет туралы" Қазақстан Республикасының Заңына сәйкес міндетті аудитке жататын жағдайда, соңғы 3 (үш) жылдағы қаржылық есептіліктің аудиторлық есебі ұсынылады.

      Жоғарыда аталған құжаттар тігіледі, нөмірленеді, мөрмен (ол субсидия алушыда болған кезде) және субсидия алушы басшысының (немесе оны алмастыратын тұлғаның) қолымен куәландырылады.

      Осы тармақтың 1), 2) және 5) тармақшаларында көрсетілген құжаттарға субсидия алушының бірінші басшысы (немесе оны алмастыратын тұлға) және бас бухгалтері қол қояды және мөрмен (ол субсидия алушыда болған кезде) куәландырылады.

      12. Жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісі субсидия алушыдан өтінім алған күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде осы Қағидалардың 11-тармағында көрсетілген ұсынылған құжаттар құрамының толықтығын және дұрыс толтырылуын тексереді.

      Құрамы толық болмаған және (немесе) дұрыс толтырылмаған құжаттар ұсынылған жағдайда, жергілікті бюджеттік бағдарламалар әкімшісі 2 (екі) жұмыс күні ішінде ескертулер толық жойылғанға дейін, қайтару себептерін көрсете отырып құжаттарды субсидия алушыға жазбаша түрде қайтарады.

      Субсидия алушы 5 (бес) жұмыс күні ішінде ескертулерді жояды және жергілікті бюджеттік бағдарламалар әкімшісіне құжаттарды қайта қарауға жолдайды.

      Осы Қағидалардың 11-тармағында көрсетілген құжаттардың толық құрамы ұсынылған және дұрыс толтырылған кезде, жергілікті бюджеттік бағдарламалардың әкімшісі өтінім тіркелген күнінен бастап 2 (екі) жұмыс күні ішінде өтінімді республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісіне жолдайды.

      13. Республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі өтінім түскен күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде өтінімді комиссия қарауына шығарады.

      14. Комиссия 10 (он) жұмыс күні ішінде субсидия алушылардың есеп айырысуларына объективті және жан-жақты бағалау жүргізеді және субсидияларды бөлутуралы ұсынымдар шығарады.

      15. Комиссия отырысының қорытындысы бойынша жұмыс тобы отырысының оң немесе теріс ұсыныстары бар хаттамасы (еркін нысанда) ресімделеді.

      Субсидиялар алушының ХҚҰ заемдарының негізгі қарызы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге арналған субсидиялардың қажетті сомасын растайтын есептеулері сәйкес келмеген жағдайда, комиссия хатшысы комиссия отырысының хаттамасы қалыптастырылған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде жазбаша түрде қайтару себептерін көрсете отырып, ескертулерді толық жою үшін субсидия алушыға хабарлама жолдайды.

      Субсидия алушы хабарлама түскен күннен бастап 5 (бес) жұмыс күні ішінде ескертулерді жояды және комиссия хатшысына құжаттарды осы Қағидалардың 14-тармағында көрсетілген мерзімдерде қайта қарастыруға жолдайды.

      16. Комиссиямен жолданған ескертулерді жоймаған немесе құжаттарды комиссияға қайта қарастыруға енгізбеген немесе осы қағидалардың 15-тармағының екінші бөлігіне сәйкес енгізу мерзімдерін бұзған кезде, комиссия теріс ұсыныстары бар тиісті хаттаманы ресімдеумен субсидия алушының есептеулерін қарастыруды доғарады.

      17. Комиссияның ұсыныстарын ескере отырып, республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі (бір) жұмыс күні ішінде оң немесе алдын ала теріс, осы Қағидалардың 16-тармағына сәйкес теріс шешім қалыптастырады.

      18. Оң шешім болған кезде республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі:

      субсидия алушыға және жергілікті бюджеттік бағдарлама әкімшісіне 3 (үш) жұмыс күні ішінде жазбаша түрде комиссия отырысының хаттамасының көшірмесімен қоса хабарлама жолдайды;

      субсидия алушыға хабарлама жолданған күннен бастап 10 (он) жұмыс күні ішінде бюджеттік өтінім қалыптастырады және бюджеттік заңнамада белгіленген тәртіппен бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органға жолдайды.

      19. Алдын ала теріс шешім болған кезде Қазақстан Республикасының Әкімшілік рәсімдік-процестік кодексінің (бұдан әрі – ҚР ӘРПК) 73-бабына сәйкес республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі субсидия алушыға алдын ала теріс шешімге өз ұстанымын білдіруге (тыңдауға) мүмкіндік береді, ол туралы субсидия алушыға алдын ала теріс шешім қалыптастырған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күн ішінде, бірақ теріс шешім қабылданғанға дейін 3 (үш) жұмыс күнінен кешіктірмей хабарлама жолдайды.

      Тыңдау рәсімі ҚР ӘРПК 73-бабына сәйкес жүргізіледі.

      Тыңдау қорытындылары бойынша:

      оң шешім қабылданған кезде, республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі осы Қағидалардың 18-тармағымен көзделген шараларды қабылдайды;

      теріс шешім қабылданған кезде республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі алдын ала теріс шешімге тыңдау аяқталған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде субсидия алушыға және жергілікті бюджеттік бағдарлама әкімшісіне жазбаша түрде хабарлама жолдайды.

      20. Комиссияның оң шешімі бар кезде, субсидия беруге теріс шешім беру себептері:

      кредиттік шартты бұзу;

      қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған ХҚҰ заемдарының негізгі қарызы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге арналған субсидияларды бөлуге шығындарды қаржыландыруға республикалық бюджеттік комиссияның теріс шешімі;

      қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған ХҚҰ заемдарының негізгі қарызы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге арналған субсидияларды бөлуге шығындарды қаржыландырудың тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы бекітілген Қазақстан Республикасының Заңында болмауы болып табылады.

      21. Бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті орган бюджеттік өтінімді қарастыруды, бюджеттік заңнамамен белгіленген тәртіппен жүзеге асырады.

      22. Бюджеттік заңнамамен белгіленген тәртіппен бюджеттік өтінімді қарастырудың теріс шешімі болған кезде, республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органнан хабарлама алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде жергілікті бюджеттік бағдаралама әкімшісіне және субсидия алушыға жазбаша түрде бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органмен, республикалық бюджеттік комиссиямен қарастыру туралы материалдарды қоса беріп хабарлама жолдайды.

      23. Қолда бар активтерді кеңейту, жаңғырту, реконструкциялау, жаңарту, ұстап тұру және жаңа активтерді құру жөніндегі жобаларды іске асыру үшін тартылған ХҚҰ заемдарының негізгі қарызы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеуге арналған субсидияларды бөлуге шығындарды қаржыландырудың тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы бекітілген Қазақстан Республикасының Заңында болмаған жағдайды, республикалық бюджеттік бағдарлама әкімшісі бюджеттік жоспарлау жөніндегі уәкілетті органнан хабарлама алған күннен бастап 3 (үш) жұмыс күні ішінде жергілікті бюджеттік бағдаралама әкімшісіне және субсидия алушыға жазбаша түрде хабарлама жолдайды.

      24. Республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісіне қаражат беру тиісті қаржы жылына арналған республикалық бюджет туралы Қазақстан Республикасының Заңында бекітілген қаражат шегінде жүзеге асырылады.

      25. Республикалық бюджеттік бағдарламаның әкімшісі нысаналы трансферттер түрінде қаражатты ХҚҰ заемдарының негізгі қарызы бойынша сыйақының пайыздық мөлшерлемесін өтеу арқылы субсидия алушылардың шығындарын кейіннен субсидиялау үшін жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісіне бюджеттік заңнамамен белгіленген тәртіпте жібереді.

      26. Жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісі бюджеттік заңнамамен белгіленген тәртіппен тиісті кезеңге бірінші басшысы (немесе оны алмастыратын тұлға) бекіткен, ХҚҰ келісілген субсидия алушының есептеулері және ХҚҰ төлем шоттары негізінде субсидиялау шартына сәйкес субсидия төлеуді жүргізеді.

      Өткен қаржы жылында бюджет қаражаты пайдаланылмаған немесе толық пайдаланылмаған кезде, жергілікті бюджеттік бағдарламаның әкімшісі Қазақстан Республикасының бюджет заңнамасында белгіленген тәртіппен бюджет қаражатының пайдаланылмаған бөлігін жоғары тұрған бюджетке қайтаруды қамтамасыз етеді.

      27. Субсидия алушы жергілікті бюджеттік бағдарлама әкімшісінен субсидия алу кезінде МҚҰ төлем шотында көрсетілген мерзімде МҚҰ төлемін жүргізеді.

      28. Бөлінген субсидияларды нысаналы пайдалану бойынша есептілік Қазақстан Республикасы Қаржы министрінің 2016 жылғы 2 желтоқсандағы № 630 (Нормативтiк құқықтық актiлердi мемлекеттiк тiркеу тізілімінде № 14613 болып тіркелген) бұйрығымен бекітілген Мемлекеттiк мекемелердiң, бюджеттiк бағдарламалар әкiмшiлерiнiң, бюджетті атқару жөніндегі уәкілетті органдардың және аудандық маңызы бар қалалар, ауылдар, кенттер, ауылдық округтер әкімдері аппараттарының бюджеттiк есептiлiкті жасау және ұсыну қағидаларымен көзделген тәртіпте жүзеге асырылады.

Об утверждении Правил субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов

Приказ и.о. Министра энергетики Республики Казахстан от 6 ноября 2024 года № 392. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 ноября 2024 года № 35342.

      В соответствии с подпунктом 70-36) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.

      2. Департаменту развития электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан после его официального опубликования;

      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр С. Есимханов

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство финансов
Республики Казахстан

      "СОГЛАСОВАН"
Министерство национальной экономики
Республики Казахстан

  Утверждены приказом
Исполняющий обязанности
министра энергетики
Республики Казахстан
от 6 ноября 2024 года № 392

Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов (далее – Правила), разработаны в соответствии с подпунктом 70-36) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об электроэнергетике" и определяют порядок субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском и местном бюджетах на соответствующий финансовый год.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) уполномоченный орган по бюджетному планированию – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области бюджетного планирования;

      2) администратор местной бюджетной программы – акимат области, городов республиканского значения, столицы;

      3) инвестиционная программа – план мероприятий по вложению и возврату средств, направляемых на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов субъекта естественной монополии с целью получения технико-экономического и (или) экологического эффектов, выражаемых в достижении целевых показателей инвестиционной программы или сохранении показателей деятельности субъекта естественной монополии на существующем уровне;

      4) инвестиционный проект – проект, направленный на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление, поддержание существующих активов и создание новых активов получателя субсидий;

      5) кредитный договор – договор о реализации инвестиционного проекта между международной финансовой организацией и получателем субсидии;

      6) заявка – совокупность документов, составляемых администратором бюджетных программ для обоснования объемов расходов;

      7) администратор республиканской бюджетной программы –государственный орган, осуществляющий руководство в области электроэнергетики;

      8) получатель субсидии – организация в сфере передачи электрической энергии, являющаяся субъектом естественной монополии;

      9) субсидирование – предоставление невозвратных платежей из республиканского бюджета получателю субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов международных финансовых организаций;

      10) комиссия по рассмотрению заявок на субсидирование (далее – комиссия) – консультативно-совещательный орган, по выработке предложений и рекомендаций по предоставлению бюджетных средств администраторам местных бюджетных программ на субсидирование затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;

      11) тарифная смета – перечень доходов, расходов и объемов предоставляемой регулируемой услуги по форме, утвержденной уполномоченным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах естественных монополий;

      12) трехстороннее соглашение (договор) – соглашение (договор), заключаемое(ый) администратором республиканской бюджетной программы с администратором местной бюджетной программы или получателем субсидии и международной финансовой организацией о реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов;

      13) международная финансовая организация (далее – МФО) – международная финансовая организация, осуществляющая предоставление финансовой помощи юридическим лицам в виде займа и (или) кредита.

      3. Для предоставления субсидии администратор республиканской бюджетной программы создает комиссию из представителей структурных подразделений администратора республиканской бюджетной программы, администратора местной бюджетной программы, заинтересованных государственных органов и иных организаций, включая представителей общественного совета администратора республиканской бюджетной программы, аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства в составе не менее 7 (семь) человек.

      Председателем комиссии избирается из числа членов комиссии большинством голосов членов комиссии.

      Секретарь комиссии определяется из числа сотрудников администратора республиканской бюджетной программы. Секретарь комиссии не является ее членом.

      Секретарь комиссии, осуществляет организацию заседания комиссии, по согласованию с председателем, определяет место, дату и время проведения заседания, извещает членов комиссии о предстоящем заседании предоставляет членам комиссии материалы, необходимые для проведения заседания.

      Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов.

      Член комиссии не участвует в заседании, если у него имеется прямая или косвенная заинтересованность и подлежит отводу (самоотводу).

      Решение о самоотводе (отводе) члена комиссии принимается комиссией в письменной форме большинством голосов ее членов, участвующих в заседаниях, и оглашается в присутствии члена комиссии.

Глава 2. Порядок субсидирования затрат организаций в сфере передачи электрической энергии на погашение и обслуживание займов международных финансовых организаций, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов

Параграф 1. Условия для получения субсидий

      4. Субсидирование осуществляется путем предоставления целевых трансфертов из республиканского бюджета администраторам местных бюджетных программ для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных для реализации проектов по расширению, модернизации, реконструкции, обновлению, поддержанию существующих активов и созданию новых активов.

      5. Субсидии предоставляются при соблюдении следующих критериев:

      1) получатель субсидии является субъектом естественной монополии;

      2) наличие у получателя субсидии кредитного договора;

      3) наличие трехстороннего соглашения (договора);

      4) отсутствие или недостаточность затрат, предусмотренных в утвержденных тарифных сметах на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу;

      5) экономическая и социальная эффективность инвестиционного проекта и реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционным проектом (социально-экономические показатели, в том числе улучшение качества предоставляемых услуг, увеличение количества подключаемых потребителей, создание рабочих мест (временных, постоянных), снижение износа и аварийности электрических сетей, сокращение дебиторской задолженности от потребителей, своевременное исполнение обязательств по уплате налогов, предусмотренных Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).

      6. Предоставление субсидий производится на основании документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, с предоставлением документов, подтверждающих получение кредитных средств МФО.

      7. Получатель субсидии:

      1) обеспечивает предоставление достоверных и обоснованных расчетов;

      2) использует средства на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО;

      3) обеспечивает подачу заявки в территориальное подразделение государственного органа, осуществляющий руководство в соответствующих сферах естественных монополий (далее – уполномоченный орган в сфере естественной монополии) на утверждение тарифа по истечении срока его действия с приложением тарифной сметы, предусматривающей расходы на погашение и обслуживание займа МФО в течение срока займа.

      8. Субсидии не предоставляются на возмещение иных затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной ссудной задолженности, а также на цели участия в уставном капитале, покрытие убытков хозяйственной деятельности и налоговых обязательств получателя субсидий.

      9. В случае, если в тарифных сметах предусмотрена часть средств на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, размер выделяемых субсидий, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта), определяется как разница между затратами ранее утвержденной тарифной сметы и действующей тарифной сметы.

      В случае, если в тарифных сметах не предусмотрены средства на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта), то размер субсидии определяется на уровне предусмотренных затрат на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию утвержденной инвестиционной программы (проекта) получателя субсидии.

      При этом, общий объем выделяемых субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО не может превышать сумму основного долга по займу международной финансовой организации.

      10. При утверждении тарифной сметы уполномоченным органом в сфере естественной монополии, предусматривающая затраты на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, влияющие на уменьшение необходимого объема субсидий, ранее одобренная сумма субсидий пересматривается посредством подачи заявки получателем субсидий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

Параграф 2. Предоставление субсидий

      11. Получатель субсидии для получения субсидий направляет администратору местной бюджетной программы следующие документы:

      1) сопроводительное письмо получателя субсидии за подписью первого руководителя (в произвольной форме);

      2) пояснительную записку о необходимости предоставления субсидии (с информацией о проводимой работе с МФО, анализом величины тарифа на услуги) согласованная с государственным органом, осуществляющим руководство в соответствующих сферах естественных монополий или его территориальным подразделением;

      3) копию кредитного договора (с графиком погашения);

      4) копию трехстороннего соглашения;

      5) копию приказа об утверждении тарифа (цены, ставки сбора) или его предельного уровня и тарифных смет на регулируемые услуги по передаче электрической энергий;

      6) расчеты по обслуживанию процентной ставки вознаграждения по основному долгу на соответствующий период, согласованный с МФО;

      7) копии приказов, ранее утвержденных тарифов и тарифных смет;

      8) копии приказов, утвержденных инвестиционных программ;

      9) отчет об исполнении тарифных смет за последние 3 (три) года;

      10) отчет об исполнении инвестиционных программ за период действия кредитного договора;

      11) сведения об отсутствии (наличии) задолженности, учет по которым ведется в органах государственных доходов. Дата получения сведений должна быть не более чем за три месяца до даты направления заявки.

      Получатель субсидии, подлежащий обязательному аудиту в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об аудиторской деятельности", предоставляет аудиторский отчет финансовой отчетности за последние 3 (три) года.

      Вышеперечисленные документы прошиваются, пронумеровываются, заверяются печатью (при его наличии у получателя субсидии) и подписью руководителя получателя субсидии (или лицом его замещающим).

      Документы, указанные в подпунктах 1), 2) и 5) настоящего пункта, подписываются первым руководителем (или лицом его замещающим) и главным бухгалтером получателя субсидии и заверяются печатью (при его наличии у получателя субсидии).

      12. Администратор местных бюджетных программ в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня получения заявки от получателя субсидий проверяет полноту состава и правильность заполнения представленных документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил и регистрирует заявку.

      При представлении неполного состава и (или) неправильно заполненных документов, администратор местных бюджетных программ в течение 2 (двух) рабочих дней в письменной форме возвращает документы получателю субсидии с указанием причин возврата, до полного устранения замечаний.

      Получатель субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней устраняет замечания и направляет администратору местных бюджетных программ документы на повторное рассмотрение.

      При предоставлении полного состава и правильном заполнении документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, администратор местной бюджетной программы в течении 2 (двух) рабочих дней со дня регистрации заявки направляет заявку администратору республиканской бюджетной программы.

      13. Администратор республиканской бюджетной программы в течении 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления заявки выносит заявку на рассмотрение комиссии.

      14. Комиссия в течении 10 (десяти) рабочих дней проводит объективную и всестороннюю оценку расчетов получателей субсидий и выносит рекомендации о выделении субсидий.

      15. По итогам заседания комиссии оформляется протокол заседания комиссии с положительными или отрицательными рекомендациями (в произвольной форме).

      При несоответствии расчетов получателя субсидий, подтверждающих необходимую сумму субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, секретарь комиссии в течение 3 (трех) рабочих дней с даты формирования протокола заседания комиссии направляет уведомление получателю субсидий в письменной форме с указанием причин возврата, для полного устранения замечаний. Получатель субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления уведомления устраняет замечания и вносит секретарю комиссии документы на повторное рассмотрение расчетов комиссией в срок, установленный пунктом 14 настоящих Правил.

      16. При не устранении замечаний, направленных комиссией или не внесении, или нарушения сроков внесения документов на повторное рассмотрение комиссией, в соответствии с частью второй пункта 15 настоящих Правил, комиссией прекращается рассмотрение расчетов получателя субсидии, с оформлением соответствующего протокола с отрицательными рекомендациями.

      17. С учетом рекомендаций комиссии, администратор республиканской бюджетной программы в течении 1 (одного) рабочего дня формирует положительное или предварительное отрицательное решение, отрицательное решение принятое в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

      18. При положительном решении администратор республиканской бюджетной программы:

      в течении 3 (трех) рабочих дней направляет уведомление получателю субсидии и администратора местной бюджетной программы в письменной форме с приложением копии протокола заседании комиссии;

      в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня направления уведомления получателю субсидий, формирует бюджетную заявку и направляет в центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию в порядке, установленном бюджетным законодательством.

      19. При предварительном отрицательном решении администратор республиканской бюджетной программы в соответствии со статьей 73 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК) предоставляет возможность получателю субсидии выразить свою позицию (заслушивание) к предварительному отрицательному решению о котором получателю субсидии направляется уведомление в течении 3 (трех) рабочих дней со дня формирования предварительного отрицательного решения, но не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до принятия отрицательного решения.

      Процедура заслушивания проводится в соответствии со статьей 73 АППК РК.

      По итогам заслушивания:

      при принятии положительного решения, администратор республиканской бюджетной программы принимает меры, предусмотренные пунктом 18 настоящих Правил;

      при принятии отрицательного решения в течении 3 (трех) рабочих дня со дня завершения заслушивания к предварительному отрицательному решению, администратор республиканской бюджетной программы направляет уведомление получателю субсидии и администратору местной бюджетной программы в письменной форме.

      20. Причинами отрицательного решения в выдаче субсидии, при наличии положительного решения комиссии являются:

      расторжение кредитного договора;

      отрицательное решение республиканской бюджетной комиссии в финансировании затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию инвестиционного проекта;

      отсутствие финансирования затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО, привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидий, в утвержденном Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.

      21. Центральный уполномоченный орган по бюджетному планированию осуществляет рассмотрение бюджетной заявки в порядке, установленном бюджетным законодательством.

      22. При отрицательном решении рассмотрения бюджетной заявки в порядке, установленном бюджетным законодательством, администратор республиканской бюджетной программы в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения уведомления от центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию, направляет уведомление администратору местной бюджетной программы и получателю субсидии в письменной форме, с приложением материалов о рассмотрении бюджетной заявки центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию, республиканской бюджетной комиссией.

      23. При отсутствии финансирования затрат на выделение субсидий на погашение процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО привлеченных на реализацию инвестиционного проекта получателя субсидий, в утвержденном Законе Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период, администратор республиканской бюджетной программы в течении 3 (трех) рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления от центрального уполномоченного органа по бюджетному планированию уведомляет администратора местной бюджетной программы и получателя субсидии в письменной форме.

      24. Предоставление средств администратору республиканской бюджетной программы осуществляется в рамках соответствующей бюджетной программы в пределах средств, утвержденных Законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый период.

      25. Администратор республиканской бюджетной программы направляет средства в виде целевых трансфертов администратору местной бюджетной программы для последующего субсидирования затрат получателей субсидий по погашению процентной ставки вознаграждения по основному долгу займов МФО в порядке, установленном бюджетным законодательством.

      26. Администратор местной бюджетной программы производит выплату субсидии в соответствии с договором субсидирования на основании расчетов получателя субсидий, утвержденных первым руководителем (или лицом его замещающим) на соответствующий период, согласованных с МФО и счетов оплаты МФО в порядке, установленном бюджетным законодательством.

      При неиспользовании или неполном использовании в истекшем финансовом году бюджетных средств, администратор местной бюджетной программы обеспечивает возврат неиспользованной части бюджетных средств в вышестоящий бюджет в порядке, установленном бюджетным законодательством Республики Казахстан.

      27. Получатель субсидии при получении субсидий от администратора местной бюджетной программы производит оплату МФО в сроки, указанные в счете оплаты МФО.

      28. Отчетность по целевому использованию выделенных субсидий осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами составления и предоставления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными органами по исполнению бюджета и аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, утвержденными Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 630 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14613).