Мемлекеттiк емес ерiктi зейнетақы қорлары туралы

Қазақстан Республикасының Заңы 1996 жылғы 3 маусым N 4-I. Күшi жойылды - Қазақстан Республикасының 1997.06.20. N 137-1 Заңымен. ~Z970137

      Осы заң мемлекеттiк емес қосымша ерiктi зейнетақы қорларының құрылуы және олардың жұмыс iстеуi кезiнде пайда болатын құқықтық қатынастарды реттейдi.
 
            1-тарау. Жалпы ережелер
 
      1-бап. Азаматтардың ерiктi зейнетақыны сақтандыру құқығы
 
      Қазақстан Республикасы азаматтарының, шетелдiктер мен азаматтығы жоқ адамдардың қосымша ерiктi зейнетақымен сақтандырылуға құқығы бар.
      Осы Заңның күшi мемлекеттiк зейнетақымен қамсыздандыруды жүзеге асыруға байланысты пайда болатын қатынастарға қолданылмайды және олардың мемлекеттiк зейнетақымен қамсыздандырылу құқықтарын шектеуге негiз бола алмайды.
 
      2-бап. Осы Заңда қолданылатын негiзгi ұғымдар
 
      Ерiктi зейнетақымен сақтандыру - азаматтарды әлеуметтiк қорғаудың қосымша зейнетақылар құру және оларды мамандандырылған ерiктi қорлары арқылы төлеу жолымен жүзеге асырылатын нысаны.
      Мемлекеттiк емес ерiктi зейнетақы қоры (бұдан әрi - Қор)- банктiк емес қаржы мекемесi болып табылатын жабық үлгiдегi акционерлiк қоғам түрiнде құрылатын заңды тұлға, ол осы Заңға сәйкес заңды және жеке тұлғалардан ерiктi зейнетақы жарнасын тарту, тартылған қаражатты инвестициялау және осы Заңда белгiленген тәртiппен қосымша зейнетақылар төлеу жөнiндегi қызметтi жүзеге асыруға құқылы.
      Қордың Салымшысы (бұдан әрi - Салымшы) - зейнетақы жарналарын Қордың зейнетақы Алушысының пайдасына жарататын заңды немесе жеке тұлға.
      Қордың зейнетақысын Алушы (бұдан әрi - Алушы) - зейнетақы жарналарын пайдасына жарататын және қосымша зейнетақы төленетiн жеке тұлға.
      Салымшы мен Алушы бiр адам болуы да мүмкiн.
      Зейнетақы шарты - Қор мен Салымшы арасында жасалатын және Қор, Салымшы мен Алушы арасындағы қатынастарды белгiлейтiн келiсiм.
      Зейнетақы куәлiгi - Алушының Қордағы жинақталған зейнетақыға мүлiктiк құқығын куәландыратын құжат.
      Ерiктi зейнетақы жарнасы (бұдан әрi - зейнетақы жарнасы)- зейнетақы шартына сәйкес Салымшы Алушының пайдасына немесе Алушы өз пайдасына енгiзген ақшалай қаражат.
      Зейнетақы есепшоты - зейнетақы жарналарының түсуiн, инвестициялық табыстың есептелуiн және Алушыға қосымша зейнетақы төленуiн бейнелейтiн талдау есебiнiң нысаны.
      Зейнетақы қорлануы - қосымша есептеулердi қоса алғанда зейнетақы есепшотында бейнеленген ақшалай қаражат.
      Қосымша зейнетақы - зейнетақы шартының ережелерi мен зейнетақы схемасына сәйкес Алушы пайдасына Қор жүзеге асыратын ақшалай нысанда төленетiн төлем.
      Актуарий - зейнетақы схемаларына сараптама жасауға өкiлеттiк берiлген заңды немесе жеке тұлға.
      Зейнетақы схемасы - зейнетақы қорлануын қалыптастыру және қосымша зейнетақылар төлеу шарттары мен тәртiбi.
      Қор ережелерi - таңдап алынған зейнетақы схемасына сәйкес Қордың, оның Салымшылары мен Алушыларының құқықтары мен мiндеттерiн белгiлейтiн, зейнетақы шартының ажырамас бөлiгi болып табылатын және Қазақстан Республикасының Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгiмен (бұдан әрi - Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгi) келiсiлген құжат.
      Зейнетақы агентi - зейнетақы шартын жасасқан кезде Қордың тапсыруымен және оның атынан жұмыс жүргiзетiн заңды немесе жеке тұлға.
      Зейнетақы делдалы - қосымша зейнетақымен сақтандыру саласында

 

делдалдық қызметтi жүзеге асыратын заңды немесе жеке тұлға.

     Қордың зейнетақылық активтерi - қосымша зейнетақылармен

қамсыздандыруға және оларды төлеуге арналған қаражат жиынтығы.

     Инвестициялық табыс - ақшалай нысанда бейнеленген, Қордың

зейнетақылық активтерiн инвестициялау нәтижесiнде алынған қаражат.


     3-бап. Қордың құрылтайшылары (қатысушылары)


     Қазақстан Республикасының резиденттерi және резиденттерi емес

заңды және жеке тұлғалар қордың құрылтайшылары бола алады.


            2-тарау. Қордың қызметiн тiркеу, лицензиялау және

                                 бақылау


     4-бап. Қорды мемлекеттiк тiркеу


     Қорды мемлекеттiк тiркеу Қазақстан Республикасының заңдарында

белгiленген тәртiппен жүзеге асырылады.


     5-бап. Қордың қызметiн лицензиялау



 
       1. Қор өзiнiң қызметiн Қазақстан Республикасының Ұлттық Банкi (бұдан әрi - Қазақстан Ұлттық Банкi) берген лицензия негiзiнде жүзеге асырады. Лицензия құрылтайшылардың (қатысушылардың) өтiнiштерi негiзiнде берiлiп, оған мынадай құжаттар қоса тiркеледi.
      Қорды мемлекеттiк тiркеу туралы куәлiк;
      Қордың құрылтай құжаттары;
      қордың ережелерi;
      Құрылтайшылар туралы мәлiметтер (Қазақстан Ұлттық Банкi белгiлеген тiзбе бойынша), заңды тұлғалар құрылтайшыларының соңғы - екi есептi күндегi бухгалтерлiк баланстары, құрылтайшылардың қаржылық жағдайы туралы аудиторлық фирманың (аудитордың) қорытындысы;
      Қордың басшы қызметкерлерiнiң осы Заңның 8-бабында белгiленген

 

талаптарға сай келетiнiн растайтын мәлiметтер;

     Қордың қызметiн экономикалық жағынан негiздеу;

     жарғылық қордың толық мөлшерде төленгенiн растайтын құжаттар.

     2. Лицензия беру туралы өтiнiш осы Заңға сәйкес құжаттардың

толық топтамасы Қазақстан Ұлттық Банкiне берiлгеннен кейiн отыз күн

iшiнде қаралуға тиiс.


     6-бап. Лицензия беруден бас тарту негiздерi


     1. Қазақстанның Ұлттық Банкi мынадай негiздер бойынша:

     құрылтай құжаттарды қолданылып жүрген заңдарға сай келмесе;

     жарғылық қордың мөлшерi, құрылымы осы Заңның талаптарына сай

келмесе;

     құрылтайшының (қатысушының) қаржылық жағдайы тұрақсыз болса;

     лицензия бергенi үшiн алым енгiзбесе;


 
       Қордың құрылтайшы-жеке тұлғасының немесе құрылтайшы-заңды тұлғасы басшысының өтелмеген немесе заңда белгiленген тәртiппен алынбаған соттылығы болса, не ол басқарған уақытта банкрот деп танылған немесе қызметiн тоқтатуға, санацияға, мәжбүрлеп таратылуға ұшыраған заңды тұлғаның басшы қызметкерi болған жағдайда лицензия беруден бас тартуға құқылы.
      2. Лицензия беруден бас тартылған жағдайда, Қазақстанның Ұлттық Банкi толық құжаттар топтамасын бергеннен кейiн бiр ай мерзiм iшiнде өтiнiш берушiге өз шешiмiн жазбаша хабарлайды. Хабарлауда бас тартудың негiзi көрсетiлуге тиiс.
      3. Қазақстан Ұлттық Банкiнiң лицензия беруден бас тарту туралы шешiмiне сот тәртiбiмен шағым жасалуы мүмкiн.
 
      7-бап. Лицензияны тоқтата тұру және керi қайтарып
                     алу үшiн негiздер
 
      1. Қазақстан Ұлттық Банкi Қордың қызметiне берiлген лицензияның күшiн мына негiздердiң кез-келгенi бойынша:
      лицензия беруге негiз болған ақпарат дұрыс болмаса;
      Қор қызметiнiң басталуы лицензия берiлген сәттен бастап бiр жылдан аса мерзiмге кiдiртiлсе;
      Қор зейнетақы шарттары бойынша мiндеттемелерiн үнемi (бұдан кейiнгi он екi күнтiзбелiк ай iшiнде үш және одан көп рет) орындамаса немесе ойдағыдай орындамаса;
      Қордың ережелерi немесе Қазақстан Ұлттық Банкi мен Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгiнiң заңдарда белгiленген тәртiппен Әдiлет министрлiгiнде тiркелген нормативтiк актiлерi бұзылса, не Қазақстан Ұлттық Банкiнiң жазбаша нұсқамалары орындалмаса:
      есеп пен мәлiметтер берiлмесе немесе көрiнеу жалған берiлсе, алты айға дейiнгi мерзiмге тоқтата тұруға құқылы.
      2. Қазақстан Ұлттық Банкi Қордың қызметiне берiлген лицензияны мынадай негiздердiң кез-келгенi бойынша:
      лицензияның күшiн тоқтата тұруға себеп болған кемшiлiктер түзетiлмесе;
      Қор лицензияда келтiрiлген талаптарды орындамаса, оның iшiнде Қордың осы Заңда белгiленген құзыретi шегiнен шығып кететiн қызметтi жүзеге асырса;
      Қазақстан Ұлттық Банкiнiң рұқсатымен Қордың өз қызметiн қайта құру немесе тарату арқылы ерiктi түрде тоқтату туралы шешiмi болса;
      Қор банкротқа ұшыраса, керi қайтарып алуға құқылы.
      3. Қазақстан Ұлттық Банкiнiң лицензияны керi қайтарып алуы банк заңдарында және осы Заңда белгiленген тәртiппен Қордың таратылуына әкелiп соғады.
 
      8-бап. Қордың басшы қызметкерлерi
 
      1. Байқау кеңесiнiң төрағасы, Басқарма төрағасы және оның орынбасарлары, бас бухгалтер және оның орынбасарлары Қордың басшы қызметкерлерi деп танылады.
      2. Мынадай адамдар:
      тиiстi бiлiктiлiгi болмаса;
      заңда белгiленген тәртiппен өтелмеген немесе алынбаған соттылығы болса;
      ол басқарған кезде өзiнiң кiнәсiнен бұрын банкрот деп танылған немесе қызметiн тоқтатуға, санацияға, мәжбүрлеп таратылуға ұшыраған заңды тұлғаның басшы қызметкерi болған адам Қордың басшы қызметкерi бола алмайды.
      3. Қордың басшы қызметкерiне кандидатура Қазақстан Ұлттық Банкiнiң келiсiмiмен сайланады не тиiсiнше тағайындалады.
 
      9-бап. Қорға бақылау жасау құқығына ие болу шарттары
 
      1. Қордың құрылу және оның қызмет iстеу кезiнде бiрде-бiр адамның дауыс беру құқығымен мұндай Қордың акцияларының 25 процентiнен астамына бақылау жасауға құқығы жоқ.
      2. Қорға бақылау жасау құқығына ие болу Қазақстан Ұлттық Банкiнiң банктерге арналған нормативтiк актiлерiнде көзделген тәртiппен жүзеге асырылады.
 
      10-бап. Қор қызметiн бақылау және қадағалау
 
      1. Қор қызметiн бақылауды Қазақстан Ұлттық Банкi және Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгi, сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес бақылау мен қадағалау қызметiн атқару жүктелген өзге де мемлекеттiк органдар жүзеге асырады.
      2. Қазақстан Ұлттық Банкi белгiлеген өлшемдер бойынша Қордың қаржылық тұрақтылығын және ол атқарып отырған қызметтiң осы Заңның талаптарына, осы заңды орындау үшiн шығарылған нормативтiк актiлерге сәйкестiгiн айқындау мақсатымен Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгi мен Қазақстан Ұлттық Банкiнiң қор қызметiне тексеру жүргiзуге құқығы бар.
      3. Қор қызметiне бақылау мен қадағалауды жүзеге асыратын органдардың лауазымды адамдары, осы Заңға сәйкес жариялануға жататын мәлiметтердi қоспағанда, Қор қызметiн тексеру барысында алынған ақпаратты жария еткенi және үшiншi бiр адамдарға бергенi үшiн Қазақстан Республикасының заңдарында көзделгендей жауапты болады. Лауазымды адамдардың заңсыз iс-әрекеттерiнiң салдарынан келтiрiлген шығын Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес өтеледi.
 
      11-бап. Қорға қолданылатын санкциялар және өзге де
                   ықпал ету шаралары
 
      1. Қор қолданылып жүрген заңдарды бұзған немесе Қордың басшы қызметкерлерiнiң тарапынан оның Алушыларының мүддесiне, Қор жұмысының қаржылық тұрақтылығына нұқсан келтiруi мүмкiн заңсыз iс-әрекеттер анықталған жағдайда Қазақстан Ұлттық Банкi Қорға мынадай ықпал ету шараларын қолдануға:
      лицензияның күшiн тоқтата тұруға не оны керi қайтарып алуға;
      Қазақстан Республикасының заңдарымен белгiленген негiздер бойынша және мөлшерде айыппұл салуға және оны өндiрiп алуға;
      қойылған талаптарға сай келмеген жағдайда Қордың лауазымды

 

адамын орнынан түсiру туралы құрылтайшылар (қатысушылар) алдында

мәселе  қоюға;

     орын алып отырған кемшiлiктердi жоспарланған шаралардың

тiзбесiн көрсете отырып қатаң белгiленген мерзiмде жою туралы

жазбаша мiндеттеме талап етуге;

     мiндеттi түрде орындау үшiн жазбаша нұсқама беруге;

     санкциялар қолдану мүмкiндiгi туралы ескерту жасауға құқылы.

     2. Қазақстан Ұлттық Банкi осы Заңға сәйкес ықпал ету шараларын

қолданған Қор немесе тұлға Қазақстан Республикасы Ұлттық банкiнiң

iс-әрекетiне сот тәртiбiмен шағым жасауға құқылы.


         3-тарау. Алушылардың меншiгi және Қордың пайдасын бөлу


     12-бап. Алушылардың меншiгi


     Зейнетақы қорлануы Алушының меншiгi болып табылады.


     13-бап. Қордың табысын бөлу



 
       1. Зейнетақы қорлануын орналастырудан алынған табыс зейнетақы қорлануына толық көлемiнде жiберiледi, одан мөлшерi зейнетақы шартында белгiленетiн, бiрақ табыстың 5 процентiнен аспайтын қаржы комиссиялық аударым қаражаттары ретiнде шегерiлiп тасталады.
      2. Қордың өз қаражатын инвестициялаудан алынған табысты заңда

 

белгiлеген салықтар мен басқа да мiндеттi аударылым қаражаттары

төленiп, Қазақстан Ұлттық Банкiнiң нормативтiк актiлерiнде

белгiленген мөлшерде қорлар (резервтер) құрылғаннан кейiн Қорға

қатысушылар бөледi.


     14-бап. Қордың жарғылық қоры


     1. Жарғылық қордың ең төменгi мөлшерiн Қазақстан Республикасы

Ұлттық Банкi белгiлейдi.

     Жарғылық қор тек ақшалай қаражатпен ғана төленуге тиiстi.

     2. Барлық жағдайда Жарғылық қор құрылатын қаражат

құрылтайшылардың тек өз қаражаты есебiнен ғана салынуға тиiс.

Несиеге, кепiлге алынған қаражатты және өзге де сырттан тартылған

қаражатты жарғылық қорға енгiзу үшiн пайдалануға тыйым салынады.

     3. Лицензия алу үшiн өтiнiш берiлген сәтте жарғылық қор толық

төленуге тиiс.


     15-бап. Резервтiк және өзге де қорлар


     1. Резервтiк және өзге де қорларды құру тәртiбi мен оның

мөлшерi Қазақстан Ұлттық Банкiнiң нормативтiк актiлерiмен

белгiленедi.

     2. Резервтiк қор Салымшылар мен Алушылар алдындағы Қордың

мiндеттемелерiн орындауды қамтамасыз ету мақсатында өз қаражаттары

есебiнен құрылады және қордың өз мiндеттемелерiн уақытылы орындауына

кепiлдiк қызметiн атқаруға тиiс.


           4-тарау. Қор, Салымшы және Алушы арасындағы

                      қатынастарды реттеу


     16-бап. Ерiктi зейнетақымен сақтандыру жүйесiндегi

                  қатынастарды айқындайтын құжаттар


     Ерiктi зейнетақымен сақтандыру жүйесiндегi қатынастарды

айқындайтын құжаттар мыналар болып табылады:


 
       зейнетақы шарты, онда: осы Заңға сәйкес Салымшының, Алушының және Қордың құқықтары мен мiндеттерi: зейнетақы жарнасының мөлшерi, оны төлеу мерзiмi мен тәртiбi; Алушылардың паспорттық деректерi мен тұратын мекен-жайы көрсетiлген толық тiзiмi; шарттың қолданылу мерзiмi; шартты тоқтатудың себептерi, тәртiбi мен ережелерi; шартты

 

жасаушы тараптар арасындағы дауларды қараудың тәртiбi болуға тиiс;

     зейнетақы куәлiгi, онда: Алушының паспорттық деректерi мен

тұратын мекен-жайы, таңдап алынған зейнетақы схемасы; зейнетақы

есепшотының нөмiрi мен коды; зейнетақы қорлануын басқа Қорға аудару

тәртiбi мен шарттары; қосымша зейнетақы алатыны туралы мәлiметтер

болуға тиiс.


     17-бап. Салымшының құқықтары мен мiндеттерi


     1. Салымшы:

     өз пайдасына немесе үшiншi бiр адамның яки адамдардың пайдасына

зейнетақы жарнасын қосуға;

     зейнетақы қорлануының жайы туралы ақпарат алуға;

     Қордың iс-әрекетiне сот тәртiбiмен шағым жасауға;

     зейнетақы шартының күшiн мерзiмiнен бұрын тоқтатуға;

     басқа Қордың келiсiмi болса, зейнетақы қорлануын сол Қорға

аударуға;

     зейнетақы шартына сәйкес өзге де құқықтарды жүзеге асыруға

құқылы.

     2. Салымшы:

     зейнетақы шартының ережелерiне сәйкес зейнетақы жарнасын қосуға;

     зейнетақы шартының ережелерiне сәйкес өзге де мiндеттемелердi

орындауға мiндеттi.


     18-бап. Алушының құқықтары


     1. Алушы:

     зейнетақы схемасын таңдауға;

     өзiнiң зейнетақы қорлануы жайы туралы ақпарат алуға;

     зейнетақы қорлануын басқа Қорға аударуға;

     зейнетақы жасына жеткен кезде және заңдарда көзделген өзге де

жағдайларда зейнетақы алуға;

     Қордың iс-әрекетiне сот тәртiбiмен шағым жасауға;

     зейнетақы қорлануын Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес

мұраға қалдыруға құқылы.

     2. Алушы мен Салымшы бiр адам болған жағдайда оған Салымшының

құқықтары мен мiндеттерi қосымша қолданылады.


     19-бап. Қордың құқықтары мен мiндеттерi


     1. Қор:

     заңды және жеке тұлғалардан зейнетақы жарнасын жинауға;

     зейнетақы жарнасының ең төменгi мөлшерiн белгiлеуге;

     зейнетақы шартының ережелерiне сәйкес өзге де құқықтарды жүзеге

асыруға құқылы.

     2.Қор:

     таңдап алынған зейнетақы схемасына сәйкес Алушыларға зейнетақы

төлеуге;

     осы Заңның 20-бабына сәйкес зейнетақы қорлануына меншiк құқығын

және онымен байланысты өзге де құқықтарды беруге;


 
       әрбiр Алушы мен Салымшыға зейнетақы қорлануының жайы туралы

 

жылына кемiнде бiр рет, сондай-ақ олардың сұрау салуы бойынша

ақпарат беруге;

     Алушының зейнетақы қорлануының жайы туралы ақпараттың

құпиялылығын сақтауға;

     зейнетақы шартының ережелерiн бұзғаны үшiн заңдарға сәйкес

мүлiктiк жауапты болуға;

     зейнетақы шартының ережелерiне сәйкес өзге де мiндеттемелердi

орындауға;

     Алушының өтiнiшi бойынша оның зейнетақы қорлануын басқа қорға

аударуға мiндеттi.

     3. Зейнетақы қорлануы банктердегi есепшоттарға Қазақстан

Ұлттық Банкi белгiлеген тәртiп пен шартқа сәйкес орналастырылады.

     4. Қордың зейнетақы шартының ережелерiн нашарлататын шешiмдердi

бiржақты түрде қабылдауға құқығы жоқ.


     20-бап. Зейнетақының қорлануына меншiк құқықтарын

             және онымен байланысты өзге де құқықтарды беру



 
       Зейнетақы қорлануына құқықтар Алушы қайтыс болған жағдайда,

 

сондай-ақ Қазақстан Республикасының заңдарына сәйкес өзге де

жағдайларда берiледi.


     21-бап. Зейнетақы шартын жасасушы тараптардың

                        жауапкершiлiгi


     1. Қор мiндеттемелерi бойынша өз активтерiмен және өзiне

тиесiлi өзге де мүлiкпен жауапты болады.

     2. Алушылар мен Салымшылар, сондай-ақ мемлекет Қордың

мiндеттемелерi бойынша жауап бермейдi, сол сияқты Қор да оның

құрылтайшыларының, Алушылардың, Салымшылардың және мемлекеттiң

мiндеттемелерi бойынша жауап бермейдi.

     Мемлекет қолданылып жүрген заңдарға сәйкес Қордың Салымшылары

мен Алушылардың құқықтарын қорғайды.


           5-тарау. Қордың зейнетақыны сақтандыру жөнiндегi

                         қызметтi жүзеге асыруы


     22-бап. Қордың қызметтерi


     1. Қор мынадай қызметтердi атқарады:

     Қордың ережелерiн жасайды және оларды Халықты әлеуметтiк қорғау

министрлiгiмен келiседi;

     Салымшылармен шарттар жасасады;

     зейнетақы агенттерiмен және делдалдарымен шарттар жасасады;

     Алушыларға зейнетақы куәлiктерiн бередi;

     зейнетақы жарнасын жинауды жүзеге асырады;

     түскен қаражаттың жеке есебiн жүргiзедi;

     қаражаттың уақытылы және толық түсуiн бақылауды жүзеге асырады;

     осы Заңға сәйкес инвестициялық қызметтi жүзеге асырады;

     қосымша зейнетақы төлеудi жүргiзедi;

     Алушылар мен Салымшыларға зейнетақы есепшоттарының жайы туралы

хабарлап отырады;

     өзiнiң құзыретiне сәйкес өзге де қызметтердi жүзеге асырады.

     2. Барлық ерiктi зейнетақының сақтандыру қорларына материалдық

өндiрiс, қозғалатын мүлiкпен сауда жасау саласындағы қызметтi жүзеге

асыруға және сақтандыру қызметiнiң өзге де барлық түрлерiн жүзеге

асыруға, сондай-ақ заңды тұлғалардың жарғылық қорларына қатысуға тыйым

салынады.


     23-бап. Қордың қаражатын орналастыру


     1. Қордың қаражатын орналастыру тәртiбi мен шарттарын Қазақстан

Республикасы Үкiметiмен келiсiм бойынша Қазақстан Ұлттық Банкi

белгiлейдi.

     2. Қор қаражатын орналастыру мынадай актив түрлерiнде жүзеге

асырылуы мүмкiн:

     мемлекеттiк бағалы қағаздар;

     банктердегi депозиттер және банктердiң депозиттiк

сертификаттары;

     қозғалмайтын мүлiктерге және жердi тұрақты пайдалану құқықтарына

ие болу;

     Қазақстан Ұлттық Банкi белгiлеген тәртiп пен шарттардағы

активтердiң басқа да түрлерi.


               6-тарау. Қорды қайта құру және тарату


     24-бап. Қорды қайта құру


     Қорды қайта құру (қосу, бiрiктiру, бөлу, бөлiп шығару, өзгерту)

Қазақстан Ұлттық Банкiнiң рұқсатымен акционерлердiң жалпы

жиналысының шешiмi бойынша Қазақстан Республикасы Президентiнiң

"Қазақстан Республикасындағы банктер мен банк қызметi туралы" заң

күшi бар Жарлығында белгiленген тәртiппен жүзеге асырылады.


     25-бап. Қорды тарату


     1. Қор:


 
       Қазақстан Ұлттық Банкiнiң рұқсаты болған жағдайда оның құрылтайшыларының (қатысушыларының) шешiмi бойынша;
      Қазақстан Ұлттық Банкiнiң шешiмi бойынша;
      Қазақстан Республикасының заң актiлерiнде көзделген жағдайларда соттың шешiмi бойынша таратылуы мүмкiн.
      2. Қазақстан Ұлттық Банкi Басқармасының лицензияның күшiн жою туралы қаулысы оны қабылдаған сәттен бастап Қорды тарату үшiн, негiз болып табылады.
      3. Қорды ерiктi түрде және мәжбүрлеп тарату Қазақстан Республикасы Президентiнiң "Қазақстан Республикасындағы банктер және банк қызметi туралы" заң күшi бар Жарлығында белгiленген тәртiппен жүргiзiледi.
      4. Қорды тарату комиссиясының өкiлеттiгi Қазақстан Республикасының заңдарымен белгiленедi.
      5. Тарату комиссиясы таратылатын Қордың зейнетақы активтерiн,

 

оның зейнетақы шарттары жөнiндегi мiндеттемелерiн басқа Қорға беру

жөнiнде шаралар қолдануға мiндеттi.

     6. Таратылатын Қордың Алушылары мен Салымшылары тарату

комиссиясы белгiлеген мерзiмде басқа Қорды дербес таңдауға құқылы.

     7. Таратылатын Қор тарату туралы немесе Қазақстан Ұлттық Банкi

берген лицензияның күшiн жою туралы шешiм қабылданған күннен бастап

он күн iшiнде республикалық бұқаралық ақпарат құралдары арқылы

Қордың таратылатыны туралы Алушылар мен Салымшыларды хабардар етуге

мiндеттi.


             7-тарау. Қорытынды ережелер


     26-бап. Қордың қызметiне салық салу


     Қордың қызметiне салық салу салық заңдарына сәйкес жүзеге

асырылады.


     27-бап. Қордың есебi және есеп беруi


     1. Қор қаржылық қызметi бойынша заңда белгiленген тәртiппен

есеп жүргiзедi және есеп берiп отырады.


 
       2. Жыл сайынғы қаржы есебiн Қазақстан Ұлттық Банкiнiң тиiстi лицензиясы бар тәуелсiз аудитор куәландырады. Аудиторлық тексеру нәтижелерi бойынша жасалған құжат (акт) Қордың қызметi туралы жылдық есептiң ажырамас бөлiгi болып табылады. Қаржы есебiн Қордың өз активтерiнiң жеткiлiктi екенiн растайтын актуарий қордың Алушылар алдындағы мiндеттемелерiн орындау жөнiндегi кепiлдiктерiн сақтандыру үшiн куәландыруға тиiстi.
      3. Қор қызметiнiң нәтижелерi бойынша қаржы есебi Қазақстан

 

Ұлттық Банкiне және Халықты әлеуметтiк қорғау министрлiгiне

белгiленген мерзiмде және белгiленген нысанда берiледi және ол ресми

басылымдарда жариялануға тиiс.


     Қазақстан Республикасының

             Президентi






О негосударственных добровольных пенсионных фондах

Закон Республики Казахстан от 3 июня 1996 г. N 4-1. Утратил силу с 1 июля 1997 г. - Законом Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N 137-1. ~Z970137.

      Сноска. Утратил силу Законом РК от 20.06.1997 № 137-1 (вводится в действие с 01.07.1997).

      Настоящий Закон регулирует правовые отношения, возникающие при создании и деятельности негосударственных добровольных дополнительных пенсионных фондов.

     

      Глава 1. Общие положения

     

      Статья 1. Право граждан на добровольное пенсионное

      страхование

      Граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства имеют право на добровольное дополнительное пенсионное страхование.

      Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного пенсионного обеспечения, и не может служить основанием для ограничения их прав на государственное пенсионное обеспечение.

      Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем

      Законе

      Добровольное пенсионное страхование - форма социальной защиты граждан, которая осуществляется путем формирования дополнительных пенсий и их выплат через специализированные добровольные пенсионные фонды.

      Негосударственный добровольный пенсионный фонд (далее - Фонд) - юридическое лицо, являющееся небанковским финансовым учреждением, создаваемое в форме акционерного общества закрытого типа, которое, в соответствии с настоящим Законом, правомочно осуществлять деятельность по привлечению добровольных пенсионных взносов от юридических и физических лиц, инвестированию привлеченных средств и выплате дополнительных пенсий в порядке, установленном настоящим Законом.

      Вкладчик Фонда (далее - Вкладчик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее пенсионные взносы в пользу Получателя пенсии Фонда.

      Получатель пенсии Фонда (далее - Получатель) - физическое лицо, в пользу которого производятся пенсионные взносы и осуществляются выплаты дополнительной пенсии.

      Вкладчик и Получатель могут быть одним и тем же лицом.

      Пенсионный договор - соглашение, заключаемое между Фондом и Вкладчиком и определяющее отношения между Фондом, Вкладчиком и Получателем.

      Пенсионное свидетельство - документ, удостоверяющий имущественные права Получателя на пенсионные накопления в Фонде.

      Добровольный пенсионный взнос (далее - пенсионный взнос) - денежные средства, вносимые Вкладчиком в пользу Получателя или Получателем - в свою пользу в соответствии с пенсионным договором.

      Пенсионный счет - форма аналитического учета, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление инвестиционного дохода и выплату дополнительной пенсии Получателю.

      Пенсионные накопления - денежные средства, отраженные на пенсионном счете, включая дополнительные начисления.

      Дополнительная пенсия - выплата в денежной форме в пользу Получателя, осуществляемая Фондом в соответствии с условиями пенсионного договора и пенсионной схемой.

      Актуарий - юридическое или физическое лицо, наделенное полномочиями осуществлять экспертизу пенсионных схем.

      Пенсионная схема - условия и порядок формирования пенсионных накоплений и выплат дополнительных пенсий.

      Правила Фонда - документ, определяющий права и обязанности Фонда, его Вкладчиков и Получателей в соответствии с выбранной пенсионной схемой, являющейся неотъемлемой частью пенсионного договора, и согласованный с Министерством социальной защиты населения Республики Казахстан (далее - Министерство социальной защиты населения).

      Пенсионный агент - юридическое или физическое лицо, действующее по поручению Фонда и от его имени при заключении пенсионных договоров.

      Пенсионный брокер - юридическое или физическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность в области дополнительного пенсионного страхования.

      Пенсионные активы Фонда - совокупность средств, предназначенных для обеспечения и осуществления выплат дополнительных пенсий.

      Инвестиционный доход - средства, отраженные в денежной форме, полученные в результате инвестирования пенсионных активов Фонда.

      Статья 3. Учредители (участники) Фонда

      Учредителями Фонда могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан.

     

      Глава 2. Регистрация, лицензирование и контроль

      за деятельностью Фонда

     

      Статья 4. Государственная регистрация Фонда

      Государственная регистрация Фонда осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Статья 5. Лицензирование деятельности Фонда

      1. Фонд осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Национальным Банком Республики Казахстан (далее - Национальный Банк Казахстана). Лицензия выдается на основании заявления учредителей (участников) с приложением следующих документов:

      свидетельства о государственной регистрации Фонда;

      учредительных документов Фонда;

      Правил Фонда;

      сведений об учредителях (по перечню, определенному Национальным Банком Казахстана), бухгалтерских балансов учредителей юридических лиц на две последние отчетные даты, заключения аудиторской фирмы (аудитора) о финансовом состоянии учредителей;

      сведений о руководящих работниках Фонда, подтверждающих их соответствие требованиям, установленным статьей 8 настоящего Закона;

      экономического обоснования деятельности Фонда;

      документов, подтверждающих оплату уставного фонда в полной сумме.

      2. Заявление на выдачу лицензии должно быть рассмотрено в течение тридцати дней после представления в Национальный Банк Казахстана полного пакета документов в соответствии с настоящим Законом.

      Статья 6. Основания для отказа в выдаче лицензии

      1. Национальный Банк Казахстана вправе отказать в выдаче лицензии по следующим основаниям:

      несоответствия учредительных документов действующему законодательству;

      несоответствия размера, структуры уставного фонда требованиям настоящего Закона;

      финансовой нестабильности учредителя (участника);

      невнесения сбора за выдачу лицензии;

      в случае, если учредитель - физическое лицо или руководитель учредителя - юридического лица Фонда имеет непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость, или был руководящим работником юридического лица, которое по его вине было признано банкротом или подвергнуто консервации, санации, принудительной ликвидации во время руководства данного лица.

      2. В случае отказа в выдаче лицензии, Национальный Банк Казахстана в месячный срок после предъявления полного пакета документов письменно уведомляет заявителя о своем решении. Уведомление должно содержать основания отказа.

      3. Решение Национального Банка Казахстана об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

      Статья 7. Основания для приостановления и отзыва

      лицензии

      1. Национальный Банк Казахстана вправе приостановить действие лицензии на деятельность Фонда на срок до шести месяцев по любому из следующих оснований:

      недостоверности информации, на основании которой была выдана лицензия;

      задержки начала деятельности Фонда на срок более года с момента выдачи лицензии;

      систематического (три и более случая в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) невыполнения или ненадлежащего выполнения Фондом обязательств по пенсионным договорам;

      нарушения правил Фонда или нормативных актов Национального Банка Казахстана и Министерства социальной защиты населения, зарегистрированных в Министерстве юстиции в установленном законодательством порядке, либо невыполнения письменных предписаний Национального Банка Казахстана;

      непредставления или представления заведомо недостоверных отчетности и сведений.

      2. Национальный Банк Казахстана вправе отозвать лицензию на деятельность Фонда по любому из следующих оснований:

      неустранения причин, по которым приостановлено действие лицензии;

      неисполнения Фондом требований, содержащихся в лицензии, в том числе осуществление деятельности, выходящей за рамки компетенции Фонда, установленной настоящим Законом;

      решения Фонда добровольно прекратить свою деятельность путем реорганизации или ликвидации при наличии разрешения Национального Банка Казахстана;

      банкротства Фонда.

      3. Отзыв лицензии Национальным Банком Казахстана влечет за собой ликвидацию Фонда в порядке, установленном банковским законодательством и настоящим Законом.

      Статья 8. Руководящие работники Фонда

      1. Руководящими работниками Фонда признаются: председатель Наблюдательного совета, председатель Правления и его заместители, главный бухгалтер и его заместители.

      2. Не может быть руководящим работником Фонда лицо:

      не имеющее соответствующей квалификации;

      имеющее непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость;

      в прошлом являвшееся руководящим работником юридического лица, которое по его вине было признано банкротом или подвергнуто консервации, санации, принудительной ликвидации во время руководства данного лица.

      3. Кандидатура руководящего работника Фонда избирается либо соответственно назначается с согласия Национального Банка Казахстана.

      Статья 9. Условия приобретения права контроля над

      Фондом

      1. В период учреждения и деятельности Фонда ни одно лицо не вправе контролировать более чем 25 процентов акций с правом голоса такого Фонда.

      2. Приобретение права контроля над Фондом осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными актами Национального Банка Казахстана для банков.

      Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью Фонда

      1. Контроль за деятельностью Фонда осуществляется Национальным Банком Казахстана и Министерством социальной защиты населения, а также иными государственными органами, наделенными функциями контроля и надзора в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      2. Министерство социальной защиты населения и Национальный Банк Казахстана имеют право проводить проверки деятельности Фонда с целью определения финансовой стабильности Фонда по критериям, установленным Национальным Банком Казахстана, и соответствия проводимой им деятельности требованиям настоящего Закона, нормативным актам, изданным во исполнение настоящего Закона.

      3. Должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор за деятельностью Фонда, несут предусмотренную законодательством Республики Казахстан ответственность за разглашение и передачу третьим лицам информации, полученной в ходе проверки деятельности Фонда, за исключением сведений, подлежащих опубликованию в соответствии с настоящим Законом. Убытки, причиненные в результате неправомерных действий должностных лиц, возмещаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 11. Санкции и иные меры воздействия, применяемые

      к Фонду

      1. В случае нарушения Фондом действующего законодательства или выявления неправомерных деяний со стороны руководящих работников Фонда, которые могут нанести ущерб интересам его Получателей, финансовой стабильности работы Фонда, Национальный Банк Казахстана вправе применить к Фонду следующие меры воздействия:

      приостановить либо отозвать лицензию;

      наложить и взыскать штраф по основаниям и в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

      ставить вопрос перед учредителями (участниками) об отстранении должностного лица Фонда в случае несоответствия предъявляемым требованиям;

      затребовать письменное обязательство об устранении имеющихся недостатков в строго определенные сроки с указанием перечня запланированных мероприятий;

      выдать обязательное для исполнения письменное предписание;

      вынести предупреждение о возможности применения санкций.

      2. Фонд или лицо, по отношению к которому Национальный Банк Казахстана предпринял меры воздействия в соответствии с настоящим Законом, вправе обжаловать действия Национального Банка Казахстана в судебном порядке.

     

      Глава 3. Собственность Получателей и

      распределение прибыли Фонда

     

      Статья 12. Собственность Получателей

      Пенсионные накопления являются собственностью Получателя.

      Статья 13. Распределение доходов Фонда

      1. Доход, полученный от размещения пенсионных накоплений, направляется в пенсионные накопления в полной сумме, за минусом отчислений, размер которых определяется пенсионным договором, но не более 5 процентов от дохода, как комиссионные.

      2. Доход, полученный от инвестирования собственных средств Фонда, распределяется участниками Фонда после уплаты установленных законодательством налогов и других обязательных отчислений и создания фондов (резервов) в размерах, определяемых нормативными актами Национального Банка Казахстана.

      Статья 14. Уставный фонд Фонда

      1. Минимальный размер уставного фонда устанавливается Национальным Банком Казахстана.

      Оплата уставного фонда должна производиться исключительно денежными средствами.

      2. Во всех случаях средства, из которых формируется уставный фонд, должны вноситься только за счет собственных средств учредителей. Запрещается использовать для внесения в уставный фонд средства, полученные в кредит, под залог, и иные привлеченные средства.

      3. На момент подачи заявления на выдачу лицензии уставный фонд должен быть полностью оплачен.

      Статья 15. Резервный и иные фонды

      1. Порядок формирования и размер резервного и иных фондов определяются нормативными актами Национального Банка Казахстана.

      2. Резервный фонд создается за счет собственных средств фондов с целью обеспечения выполнения обязательств Фонда перед Вкладчиками и Получателями и должен служить гарантией своевременного выполнения Фондом своих обязательств.

     

      Глава 4. Регулирование отношений между Фондом,

      Вкладчиком и Получателем

     

      Статья 16. Документы, определяющие отношения в системе

      добровольного пенсионного страхования

      Документами, определяющими отношения в системе добровольного пенсионного страхования, являются:

      пенсионный договор, который должен содержать: права и обязанности Вкладчика, Получателя и Фонда в соответствии с настоящим Законом; размеры пенсионных взносов, сроки и порядок их уплаты; полный список Получателей с указанием их паспортных данных и адресов проживания; срок действия договора; причины, порядок и условия прекращения договора; порядок рассмотрения споров между сторонами договора;

     

      пенсионное свидетельство, которое должно содержать: паспортные

      данные и адрес проживания Получателя; выбранную пенсионную схему;

      номер и код пенсионного счета; порядок и условия перевода пенсионных

      накоплений в другой Фонд; сведения о получении дополнительной

      пенсии.

      Статья 17. Права и обязанности Вкладчика

      1. Вкладчик имеет право:

      осуществлять пенсионные взносы в свою пользу или в пользу

      третьего лица или лиц;

      получать информацию о состоянии пенсионных накоплений;

      обжаловать действия Фонда в судебном порядке;

      досрочно прекратить действие пенсионного договора;

      переводить пенсионные накопления в другой Фонд при наличии

      согласия последнего;

      осуществлять иные права согласно пенсионному договору.

      2. Вкладчик обязан:

      осуществлять пенсионные взносы в соответствии с условиями

      пенсионного договора;

      выполнять иные обязательства согласно условиям пенсионного

      договора.

      Статья 18. Права Получателя

      1. Получатель имеет право:

      выбрать пенсионную схему;

      получать информацию о состоянии своих пенсионных накоплений;

      переводить пенсионные накопления в другой Фонд;

      получать пенсию по достижении пенсионного возраста и в иных

      случаях, предусмотренных законодательством;

      обжаловать действия Фонда в судебном порядке;

      завещать свои пенсионные накопления в соответствии с

      законодательством Республики Казахстан.

      2. В случае, когда Получатель и Вкладчик одно лицо, на него

      дополнительно распространяются права и обязанности Вкладчика.

      Статья 19. Права и обязанности Фонда

      1. Фонд имеет право:

      осуществлять сбор пенсионных взносов от юридических и

      физических лиц;

      определять минимальный размер пенсионных взносов;

      осуществлять иные права согласно условиям пенсионного договора.

      2. Фонд обязан:

      выплачивать пенсии Получателям в соответствии с выбранными

      пенсионными схемами;

      передавать право собственности и иные, связанные с ним, права на пенсионные накопления в соответствии со статьей 20 настоящего Закона;

      предоставлять каждому Получателю и Вкладчику информацию о состоянии пенсионных накоплений не реже одного раза в год, а также по их запросам;

      сохранять конфиденциальность информации о состоянии пенсионных накоплений Получателя;

      нести имущественную ответственность за нарушение условий пенсионного договора в соответствии с законодательством;

      выполнять иные обязательства согласно условиям пенсионного договора;

      по заявлению Получателя переводить его пенсионные накопления в другой фонд.

      3. Размещение пенсионных накоплений на счетах в банках производится в порядке и на условиях, определенных Национальным Банком Казахстана.

      4. Фонд не вправе в одностороннем порядке принимать решения, ухудшающие условия пенсионного договора.

      Статья 20. Передача права собственности и иных

      связанных с ним прав на пенсионные накопления

      Передача права на пенсионные накопления происходит в случае смерти Получателя, а также в иных случаях в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      Статья 21. Ответственность сторон пенсионного договора

      1. Фонд несет ответственность по обязательствам собственными активами и иным принадлежащим ему имуществом.

      2. Получатели и Вкладчики, а также государство не отвечают по обязательствам Фонда, равно как и Фонд не отвечает по обязательствам его учредителей, Получателей, Вкладчиков и государства.

      Государство выступает в защиту прав Вкладчиков и Получателей

     

      Фонда в соответствии с действующим законодательством.

      Глава 5. Осуществление Фондом деятельности

      по пенсионному страхованию

      Статья 22. Функции Фонда

      1. Фонд выполняет следующие функции:

      разрабатывает правила Фонда и согласовывает их с Министерством

      социальной защиты населения;

      заключает договоры с Вкладчиками;

      заключает договоры с пенсионными агентами и брокерами;

      выдает Получателям пенсионные свидетельства;

      осуществляет сбор пенсионных взносов;

      ведет персонифицированный учет поступающих средств;

      осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением

      средств;

      осуществляет инвестиционную деятельность в соответствии с

      настоящим Законом;

      производит выплаты дополнительной пенсии;

      информирует Получателей и Вкладчиков о состоянии пенсионных

      счетов;

      осуществляет иные функции в соответствии с его компетенцией.

      2. Всем Фондам добровольного пенсионного страхования запрещается осуществление деятельности в сфере материального производства, торговли движимым имуществом и осуществление всех иных видов страховой деятельности, а также участие в уставных фондах юридических лиц.

      Статья 23. Размещение средств Фонда

      1. Порядок и условия размещения средств Фонда определяются Национальным Банком Казахстана по согласованию с Правительством Республики Казахстан.

      2. Размещение средств Фонда может быть осуществлено в следующие виды активов:

      государственные ценные бумаги;

      депозиты в банках и банковские депозитные сертификаты;

      приобретение недвижимого имущества и прав постоянного землепользования;

      другие виды активов в порядке и на условиях, определяемых Национальным Банком Казахстана.

     

      Глава 6. Реорганизация и ликвидация Фонда

     

      Статья 24. Реорганизация Фонда

      Реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) Фонда осуществляется по решению общего собрания акционеров с разрешения Национального Банка Казахстана в порядке, установленном Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона,"О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

      Статья 25. Ликвидация Фонда

      1. Фонд может быть ликвидирован:

      по решению его учредителей (участников) при наличии разрешения Национального Банка Казахстана;

      по решению Национального Банка Казахстана;

      по решению суда в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

      2. Постановление Правления Национального Банка Казахстана об аннулировании лицензии является основанием для ликвидации Фонда с момента его принятия.

      3. Добровольная и принудительная ликвидация Фонда производится в порядке, установленном Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу Закона, "О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан".

      4. Полномочия ликвидационной комиссии Фонда определяются законодательством Республики Казахстан.

      5. Ликвидационная комиссия обязана принять меры по передаче пенсионных активов ликвидируемого Фонда, его обязательств по пенсионным договорам другому Фонду.

      6. Получатели и Вкладчики ликвидируемого Фонда вправе самостоятельно выбрать другой Фонд в сроки, определенные ликвидационной комиссией.

      7. Ликвидирующийся Фонд обязан уведомить Получателей и Вкладчиков о ликвидации Фонда в течение десяти дней со дня принятия решения о ликвидации или об аннулировании выданной Национальным Банком Казахстана лицензии через республиканские средства массовой информации.

     

      Глава 7. Заключительные положения

     

      Статья 26. Налогообложение деятельности Фонда

      Налогообложение деятельности Фонда осуществляется в соответствии с налоговым законодательством.

      Статья 27. Учет и отчетность Фонда

      1. Фонд осуществляет учет и ведет отчетность по финансовой деятельности в установленном законодательством порядке.

      2. Ежегодный финансовый отчет удостоверяется независимым аудитором, имеющим соответствующую лицензию Национального Банка Казахстана. Документ (акт), составленный по результатам аудиторской проверки, является неотъемлемой частью годового отчета о деятельности Фонда. Финансовый отчет должен быть заверен актуарием, подтверждающим достаточность собственных активов Фонда, для страхования гарантий по выполнению обязательств Фонда перед

     

      Получателями.

      3. Финансовый отчет по результатам деятельности Фонда

      представляется в Национальный Банк Казахстана и Министерство

      социальной защиты населения в установленные сроки и установленной

      формы и подлежит опубликованию в официальных изданиях.

      Президент

      Республики Казахстан