В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 11 декабря 2014 года № 139 "Об утверждении методики расчетов трансфертов общего характера" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 10068), акимат Шалкарского района ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить правила расчетов прогнозных объемов доходов и затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Государственному учреждению "Отдел экономики и бюджетного планирования Шалкарского района" принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя акима района.
4. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования
Аким Шалкарского района | Ж. Жидеханов |
Приложение к постановлению акимата Шалкарского района № 297 от 11 октября 2021 года |
Правила расчетов прогнозных объемов доходов и затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
Глава 1. Основные положения
1. Настоящие правила расчетов прогнозных объемов доходов и затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов (далее – Правила) разработаны в соответствии со статьей 45 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года (далее – Бюджетный кодекс) и применяется при расчетах прогнозных объемов доходов и затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
Глава 2. Определение прогнозных объемов доходов бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
2. Прогнозные объемы доходов бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов рассчитываются по категориям, классам и подклассам единой бюджетной классификации по налоговым, неналоговым поступлениям и поступлениям от продажи основного капитала, утвержденными статьей 52-1 Бюджетного кодекса.
2.1. Индивидуальный подоходный налог
При прогнозировании индивидуального подоходного налога с доходов, не облагаемых у источника выплат, следует использовать данные налоговых деклараций за отчетный год по доходу индивидуального предпринимателя, имущественному и прочим доходам, доходам адвокатов и частных нотариусов, а также остальных физических лиц.
Оценка налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый период определяется по следующей формуле:
PP = Odox*(100%+Ip),
где:
PP - оценка налогового потенциала по индивидуальному подоходному налогу с доходов, не облагаемых у источника выплаты, на плановый период;
Odox - налоговый потенциал по текущему году;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
2.2. Налог на имущество физических лиц
Прогноз по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из анализа динамики поступлений за ряд лет, оценки поступления по текущему году, скорректированной на предполагаемые изменения в налогооблагаемой базе.
Оценка налогового потенциала по налогу на имущество физических лиц на плановый период определяется исходя из налогового потенциала по текущему году с учетом изменения базовой стоимости одного квадратного метра и прогнозируемого уровня инфляции по следующей формуле:
UP = Uб*Bp*(100%+Ip),
где:
Up - оценка налогового потенциала по налогу на имущество физических лиц на плановый период;
Uб - налоговый потенциал налога на имущество по текущему году;
Bp - прогнозируемое изменение базовой стоимости одного квадратного метра, %;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
2.3. Земельный налог
Для прогнозирования земельного налога необходимо использовать следующую информацию:
- площадь земель по категориям, представляемую уполномоченными органами в сфере управления земельными ресурсами;
- базовые налоговые ставки, дифференцируемые по качеству и видам почв пропорционально баллам бонитета;
- данные деклараций, представляемых в налоговые органы.
При прогнозировании земельного налога учитываются льготы, предусмотренные в налоговом законодательстве.
Оценка налогового потенциала по земельному налогу на плановый период осуществляется по следующей формуле:
ZP =Zб*(100%+Ip),
где:
Zp - оценка налогового потенциала по земельному налогу на плановый период;
Zб - налоговый потенциал земельного налога по текущему году в условиях действующего законодательства;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
2.4. Налог на транспортные средства
Прогноз налога на транспортные средства рассчитывается на основании сведений о количестве транспортных средств в разрезе видов, групп по объемам двигателей, грузоподъемности, посадочных мест, получаемых от органов внутренних дел Республики Казахстан, которые обеспечивают полный учет владельцев транспортных средств.
При этом из общего количества транспортных средств исключаются транспортные средства юридических и физических лиц, которым предоставляются льготы согласно налоговому законодательству и рассчитывается по следующей формуле:
TSp= (Кp(ts) – L(ts))*МРП *S,
где:
TSp - оценка налогового потенциала по налогу на плановый период;
Кp(ts) - прогнозируемое количество транспортных средств;
L(ts) - количество льготируемых транспортных средств;
МРП - размер месячного расчетного показателя на планируемый год;
S - ставка налога, %;
2) исходя из налогового потенциала налога на транспортные средства по текущему году, скорректированного на изменение налогооблагаемой базы и на уровень инфляции по следующей формуле:
ТSP = ТSб*Bp*(100%+Ip),
где:
ТSp - оценка налогового потенциала по налогу на транспортные средства на плановый период;
ТSб - налоговый потенциал налога по текущему году;
Bp - прогнозируемое изменение налоговой базы, %;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
2.5. Поступления от продажи основного капитала
Поступления от продажи основного капитала устанавливаются от продажи государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями, финансируемыми из бюджетов сельских округов.
Прогнозирование поступлений от продажи государственного имущества рассчитывается по следующей формуле:
OKP = OKб*(100%+Ip),
где:
OKp - прогнозная сумма поступлений от продажи основного капитала;
OKб - оценка поступлений от продажи основного капитала по текущему году;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
2.6. Неналоговые поступления
Прогнозирование административных штрафов, пени, санкций, взысканий и прочих штрафов, налагаемых акимами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов за административные правонарушения, не осуществляется.
По другим неналоговым поступлениям прогноз поступлений определяется исходя из оценки поступлений по текущему году с учетом уровня инфляции по следующей формуле:
NPP = NPб*(100%+Ip),
где:
NPp - прогнозная сумма неналоговых поступлений;
NPб - оценка неналоговых поступлений по текущему году;
Ip - прогнозируемый уровень инфляции, %.
Глава 3. Определение прогнозных объемов затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
3. Прогнозные объемы затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов рассчитываются как сумма прогнозных объемов затрат по текущим бюджетным программам и по бюджетным программам развития с учетом установленной статьей 56-1 Бюджетного кодекса направлений расходов по функциональному признаку.
При этом прогнозные объемы затрат по текущим бюджетным программам, которые направлены на обеспечение деятельности администраторов бюджетных программ по выполнению функций государственного управления и обязательств государства в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, имеющих постоянный характер, а также на достижение цели, решение конкретных задач и мероприятий стратегических и программных документов, состоят из:
● затрат на оплату труда, оплата коммунальных услуг, приобретение продуктов и лекарственных средств, выплата пособий и затрат на обеспечение деятельности (далее – текущие затраты);
● затрат на укрепление материально-технической базы и капитальный ремонт (далее – затраты капитального характера).
Глава 4. Расчет прогнозных объемов текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
4. Для расчета текущих затрат определяется прогнозный объем текущих затрат в целом по бюджетам городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
5. При определении прогнозного объема текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов учитываются:
1) совокупный объем текущих затрат с учетом увеличения текущих затрат на индекс потребительских цен в планируемом периоде в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и бюджетных параметров района (за исключением заработной платы);
2) положения законов Республики Казахстан, предусматривающие увеличение или сокращение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде;
3) положения проектов указов Президента Республики Казахстан, постановлений Правительства Республики Казахстан, нормативных правовых приказов министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативных правовых постановлений центральных государственных органов, нормативных правовых приказов руководителей ведомств центральных государственных органов при наличии прямой компетенции по их утверждению в нормативных правовых актах государственного органа, в структуру которого входит ведомство, предусматривающие сокращение поступлений или увеличение расходов местных бюджетов и вводимые в действие в планируемом периоде;
4) затраты постоянного характера, ранее финансировавшиеся за счет целевых текущих трансфертов;
5) положения решений областных представительных и исполнительных органов, предусматривающие увеличение или сокращение расходов бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов и вводимых в действие в планируемом периоде.
6. Из суммарного прогнозного объема текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов исключаются средства на выплату экологических надбавок, оказание материальной помощи и на дополнительные отпуска работникам государственных учреждений и казенных предприятий, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, и добавляются абсолютными суммами после расчета прогнозных объемов текущих затрат по бюджетам городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
7. За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов принимаются объемы текущих затрат в соответствии с уточненным планом года, предшествующего планируемому периоду.
8. Расчет прогнозного объема текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов производится в разрезе функциональных подгрупп осуществляемых государственных функций, утвержденным в Единой бюджетной классификации, с учетом показателей и коэффициентов, приведенных в перечне функциональных подгрупп, осуществляемых государственных функций, показателей и коэффициентов к ним согласно настоящих Правил.
9. Расчет текущих затрат отдельного города районного значения, села, поселка, сельского округа по отдельной функциональной подгруппе производится по следующей формуле:
где:
– расчетные текущие затраты i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе;
Зj – суммарный прогнозный объем текущих затрат по бюджетам городов районного значения, сел, поселков, сельских округов по j-й функциональной подгруппе;
– количество потребителей государственных услуг i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа по j-й функциональной подгруппе;
– коэффициенты, учитывающие объективные факторы, которые обусловливают отличия в стоимости предоставления государственных услуг в i-го городе районного значения, селе, поселке, сельском округе по j-й функциональной подгруппе от среднего районного уровня.
10. При расчете прогнозного объема текущих затрат применяются следующие коэффициенты, отражающие объективные факторы, которые обусловливают различия в стоимости предоставления государственных услуг:
1) коэффициент урбанизации:
где:
Насiгор – прогнозная численность городского населения i-му городу районного значения, села, поселка, сельского округа;
Насi – прогнозная численность населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
Коэффициент урбанизации учитывает более высокий относительно среднерайонного уровень затрат, связанных с предоставлением государственных услуг в городской местности по отдельным функциональным подгруппам;
2) коэффициент дисперсности расселения:
где:
Насiмелк – прогнозная численность населения i-ом города районного значения, села, поселка, сельского округа, проживающего в населенных пунктах с численностью населения менее 500 человек;
Насi – общая прогнозная численность населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
Коэффициент дисперсности расселения учитывает более высокий по сравнению со среднерайонным уровень затрат, обусловленный необходимостью обеспечения определенным набором государственных услуг населению независимо от размеров населенного пункта, в том числе учитывая дополнительные транспортные и иные расходы;
3) коэффициент учета учащихся в малокомплектных школах:
где:
Колi – прогнозное количество учащихся в малокомплектных школах в городе районного значения, селе, поселке, сельском округе;
Кол – общее прогнозное количество учащихся в школах i-ом города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Коэффициент учета учащихся в малокомплектных школах учитывает потребность в дополнительных расходах на содержание общеобразовательных школ с малым контингентом обучающихся.
Малокомплектная школа – общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий.
4) коэффициент масштаба:
где:
– вес, с которым учитывается отклонение численности населения городов районного значения, сел, поселков, сельских округов от среднерайонного уровня;
– средняя прогнозная численность населения одного города районного значения, села, поселка, сельского округа;
Насi – прогнозная численность населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
Коэффициент масштаба учитывает эффект масштаба, отражающий снижение объема затрат на предоставление государственных услуг в расчете на одного потребителя с ростом численности потребителей;
5) коэффициент возрастной структуры населения:
где:
Насiгруппа – прогнозная численность населения i-ом города районного значения, села, поселка, сельского округа по определенной возрастной группе;
Насi – прогнозная численность населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
Коэффициент возрастной структуры населения учитывает повышенный спрос, предъявляемый отдельными категориями населения на государственные услуги, связанные со здравоохранением и образованием;
6) коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности:
где:
Насiсельск – прогнозная численность сельского населения i-ом города районного значения, села, поселка, сельского округа;
– доля заработной платы в общем объеме текущих затрат по j-й функциональной подгруппе (в сумме по всем городам районного значения, села, поселка, сельского округа).
Коэффициент учета надбавок за работу в сельской местности учитывает потребность в дополнительных расходах на заработную плату в сельской местности по отдельным функциональным подгруппам;
7) коэффициент плотности:
где:
– плотность населения в среднем по району;
рi – плотность населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
– вес, с которым учитывается отклонение плотности населения городов районного значения, сел, поселков, сельских округов от среднерайонного уровня.
Коэффициент плотности учитывает увеличение затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов в связи с уменьшением плотности населения региона;
8) коэффициент содержания дорог:
где:
Ni – норматив финансирования на содержание автомобильных дорог местного значения i-ом города районного значения, села, поселка, сельского округа;
– норматив финансирования на содержание автомобильных дорог в среднем по району;
9) коэффициент учета бедности (на основе доли лиц с доходами ниже прожиточного минимума):
где:
bi – доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе.
Коэффициент учета бедности учитывает увеличение затрат бюджетов районов на выплату социальной помощи в связи с ростом доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума;
10) коэффициент учета продолжительности отопительного сезона:
где:
di – период отопительного сезона в i-ом городе районного значения, селе, поселке, сельском округе;
– период отопительного сезона в среднем по району;
– доля затрат на отопление в общем объеме текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов.
Коэффициент учета продолжительности отопительного сезона учитывает зависимость затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов на отопление от продолжительности отопительного сезона в районе.
11. За расчетную базу прогнозирования объема текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов последующих двух годов принимаются прогнозные объемы текущих затрат бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов первого года трехлетнего периода с учетом индекса потребительских цен.
Глава 5. Расчет прогнозных объемов затрат капитального характера бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
12. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, определяется с разбивкой по годам в соответствии с процентным отношением к общему объему финансирования текущих затрат города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат капитального характера, отдельно по каждому городу районного значения, села, поселка, сельского округа производится по следующей формуле:
КЗi = k * РЗi,
где:
КЗi – расчетные затраты капитального характера i-й города районного значения, села, поселка, сельского округа;
РЗi – расчетные текущие затраты i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа;
k – величина процентного отношения затрат капитального характера к общему объему текущих затрат.
Величина коэффициента k для определения объемов трансфертов общего характера между районным бюджетом и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов устанавливается решением районной бюджетной комиссии.
Глава 6. Расчет прогнозных объемов затрат по бюджетным программам развития бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов
13. Общий прогнозный объем средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития, определяется с разбивкой по годам в процентном соотношении к прогнозному объему доходов города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Расчет прогнозного объема средств, предусматриваемых для финансирования затрат по бюджетным программам развития, отдельно по каждому городу районного значения, села, поселка, сельского округа производится по следующей формуле:
ЗБПРi = (r1 * РЗi) + (r2 * ПОДi),
где:
ЗБПРi – расчетные затраты по бюджетным программам развития i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа.
РЗi – расчетные текущие затраты i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа;
ПОДi – прогнозные объемы доходов i-го города районного значения, села, поселка, сельского округа;
r1 – величина процентного отношения затрат по бюджетным программам развития к общему объему текущих затрат;
r2 – величина процентного отношения затрат по бюджетным программам развития к прогнозному объему доходов бюджетов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов;
14. Величина коэффициентов r1 и r2 устанавливаются для определения объемов трансфертов общего характера между районным бюджетом и бюджетами городов районного значения, сел, поселков, сельских округов решением районной бюджетной комиссии.