Сноска. Утратило силу постановлением акимата Алгинского района Актюбинской области от 12.02.2024 № 28 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).
В соответствии с приказом министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377, подпунктом 7) пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан и статьями 33, 37 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Алгинский районный акимат ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую методику расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на курирующего заместителя акима района.
Аким Алгинского района | Н. Ержанов |
Приложение к постановлению акимата Алгинского района от 27 сентября 2023 № 255 |
Методика расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов
Глава 1. Общие положения
1.Настоящая методика расчета тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов для населения (далее – методика) разработана в соответствии с подпунктом 7) пункта 4 статьи 365 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) приказ министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 14 сентября 2021 года № 377 и для расчета тарифа на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение твердых бытовых отходов (далее – ТБО).
2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) под накоплением отходов понимается временное складирование отходов в специально установленных местах в течение не более шести месяцев, осуществляемое в процессе образования отходов или дальнейшего управления ими до момента их окончательного восстановления или удаления.
2) под сбором отходов понимается деятельность по организованному приему отходов от физических и юридических лиц специализированными организациями в целях дальнейшего направления таких отходов на восстановление или удаление.
Операции по сбору отходов включать в себя вспомогательные операции по сортировке и накоплению отходов в процессе их сбора.
Под накоплением отходов в процессе сбора понимается хранение отходов в специально оборудованных в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан местах, в которых отходы, вывезенные с места их образования, выгружаются в целях их подготовки к дальнейшей транспортировке на объект, где данные отходы подвергнуты операциям по восстановлению или удалению.
3) под транспортировкой отходов понимается деятельность, связанная с перемещением отходов с помощью специализированных транспортных средств между местами их образования, накопления в процессе сбора, сортировки, обработки, восстановления и (или) удаления. Ликвидационный фонд полигона создается оператором полигона – собственником полигона для его закрытия, рекультивации земель, ведения мониторинга воздействия на окружающую среду и контроля загрязнения после закрытия полигона.
4) восстановлением отходов признается любая операция, направленная на сокращение объемов отходов, главным назначением которой является использование отходов для выполнения какой-либо полезной функции в целях замещения других материалов, которые в противном случае были бы использованы для выполнения указанной функции, включая вспомогательные операции по подготовке данных отходов для выполнения такой функции, осуществляемые на конкретном производственном объекте или в определенном секторе экономики.
К операциям по восстановлению отходов относятся:
1) подготовка отходов к повторному использованию;
2) переработка отходов;
3) утилизация отходов.
Подготовка отходов к повторному использованию включает в себя проверку состояния, очистку и (или) ремонт, посредством которых ставшие отходами продукция или ее компоненты подготавливаются для повторного использования без проведения какой-либо иной обработки.
Под переработкой отходов понимаются механические, физические, химические и (или) биологические процессы, направленные на извлечение из отходов полезных компонентов, сырья и (или) материалов, пригодных для использования в дальнейшем в производстве (изготовлении) продукции, материалов или веществ вне зависимости от их назначения.
Под утилизацией отходов понимается процесс использования отходов, помимо переработки, целях, в том числе в качестве вторичного энергетического ресурса для извлечения тепловой или электрической энергии, производства различных видов топлива, а также в качестве вторичного материального ресурса для целей строительства, заполнения (закладки, засыпки) выработанных пространств (пустот) в земле или недрах или в инженерных целях при создании или изменении ландшафтов.
3. К операциям по управлению отходами относятся:
1) накопление отходов на месте их образования;
2) сбор отходов;
3) транспортировка отходов;
4) восстановление отходов;
5) удаление отходов;
6) вспомогательные операции, выполняемые в процессе осуществления операций;
7) проведение наблюдений за операциями по сбору, транспортировке, восстановлению и (или) удалению отходов;
8) деятельность по обслуживанию ликвидированных (закрытых, выведенных из эксплуатации) объектов удаления отходов.
4. Раздельный сбор отходов осуществляется по следующим фракциям:
1) "сухая" (бумага, картон, металл, пластик и стекло);
2) "мокрая" (пищевые отходы, органика и иное).
Запрещается смешивание отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами.
5. Образователи и владельцы отходов применять следующую иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития Республики Казахстан:
1) предотвращение образования отходов;
2) подготовка отходов к повторному использованию;
3) переработка отходов;
4) утилизация отходов;
5) удаление отходов.
6. Тариф для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО (далее – тариф) разрабатывается в соответствии с настоящей Методикой местными исполнительными органами районов, городов районного и областного значения, городов республиканского значения, столицы (далее – местные исполнительные органы) и представляется на утверждение соответствующим местным представительным органам.
Глава 2. Расчет тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО
7. Расчет тарифа производится через себестоимость, которая отражает фактические и/или нормативные затраты участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, сгруппированные по статьям калькуляции.
8. Полная себестоимость услуг (С) определяется как сумма затрат на выполнение работ по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО, а также обще эксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.
Себестоимость калькуляционной единицы определяется путем суммирования полной себестоимости по сбору и транспортировке ТБО, деленной на объем собранных и вывезенных ТБО, полной себестоимости по сортировке ТБО, деленной на объем сортируемых ТБО, и полной себестоимости по захоронению ТБО, деленной на объем захороненных ТБО.
Основные показатели работы предприятий по сбору и транспортировке ТБО представлены в приложении 1 к настоящей Методике.
Форма таблицы для расчета полной себестоимости сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО представлена в приложении 2 к настоящей Методике.
9. При отсутствии фактически понесенных затрат по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО за четыре квартала, предшествующих расчету тарифа, при его расчете за основу берутся расчеты участников рынка, осуществляющих сбор и транспортировку ТБО в аналогичных (по социально-экономическим условиям) населенных пунктах в пределах одного региона.
10. Расчет потребности в финансовых средствах осуществляется по следующим формулам:
ФС сбор и транспорт = С*(1 + П доп /100),
где:
ФС сбор и транспорт – потребность в финансовых средствах;
С – полная себестоимость (затраты);
П доп– допустимый уровень прибыли.
ФС сортир = С *(1 + П доп /100),
где:
ФС сортир – потребность в финансовых средствах;
С – полная себестоимость (затраты);
П доп – допустимый уровень прибыли.
ФС захор = С *(1 + П доп /100),
где:
ФС захор – потребность в финансовых средствах;
С – полная себестоимость (затраты);
П доп – допустимый уровень прибыли.
11. Допустимый уровень прибыли (П доп) определяется на уровне не выше ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан на дату расчета тарифа.
12. Полная потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сбору, транспортировке, сортировке и захоронению ТБО определяется по формуле:
ФС общ = ФС сбор и транспорт + ФС сортир + ФС захор
В случае отсутствия одной или нескольких услуг, используется значение – 0.
13. Для единообразия использования и учета затраты учитываются на объем отходов (м3). Для перевода массы в объем используется следующая формула:
Количество кубометров = Масса (тонн) / Плотность ТБО
Таблица плотности ТБО представлена в приложении 3 к настоящей Методике.
14. Годовой тариф на единицу (объем) ТБО рассчитывается следующим образом:
где:
Т – годовой тариф за единицу (1 м3) ТБО, тенге;
ФС сбор и транспорт – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сбору и транспортировке ТБО в год, тенге;
О сбор и транспорт – объем собранных и вывезенных ТБО в год, м3;
ФС сортир – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по сортировке ТБО в год, тенге;
О сортир – объем ТБО, направляемый на сортировку в год, м3;
ФС захор – потребность в финансовых средствах для оказания услуг по захоронению ТБО в год, тенге;
О захор – объем захороненных ТБО в год, м3.
15. Месячный тариф на одного жителя определяется по следующей формуле:
где:
Т м – месячный тариф на одного жителя ТБО, тенге;
Н – норма образования и накопления коммунальных отходов на одного жителя, м3.
Норма образования и накопления коммунальных отходов на одного жителя рассчитывается согласно приказу Министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 1 сентября 2021 года № 347 "Об утверждении Типовых правил расчета норм образования и накопления коммунальных отходов" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24212).
16. Для расчета тарифа местные исполнительные органы запрашивают у участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, следующие документы за отчетный период:
1) расчетную ведомость по заработной плате;
2) ведомость начисления амортизации на основные средства за отчетный период, в разрезе каждого основного средства, задействованного при осуществлении сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО;
3) ведомость по списанию сырья и материалов, использованных при осуществлении сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО, с обязательным указанием наименования, количества и суммы;
4) ведомости по основным (расходы на сырье, основные материалы, топливо и энергию, основная заработная плата) и накладным (общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные) расходам.
17. При наличии действующих участников рынка, осуществляющих сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО, их участие при расчете тарифа обязательно.
18. Местные исполнительные органы реализуют государственную политику в области управления коммунальными отходами посредством утверждения тарифов для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение ТБО в соответствии со статьей 365 Кодекса.
Приложение 1 к Методике расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение |
Основные показатели работы предприятий по сбору и транспортировке ТБО
№ | Показатели | Единица измерения | Фактические данные за отчетный период (указать период) | Примечание |
1. | Парк транспортных средств, всего, в том числе по маркам транспортных средств | единиц | ||
2. | Срок эксплуатации транспортных средств по маркам | лет | ||
3. | Продолжительность смены | час | ||
4. | Число рейсов с ТБО, всего, в том числе по маркам транспортных средств | единиц | ||
5. | Количество ТБО, загружаемых в транспортные средства за 1 рейс, всего, в том числе по маркам машин | м3 | ||
6. | Вывезено ТБО, всего, в том числе по маркам транспортных средств | м3 | ||
7. | Пробег транспортных средств, всего, в том числе по маркам транспортных средств | км |
Приложение 2 к Методике расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение |
Расчет полной себестоимости сбора, транспортировки, сортировки и захоронения ТБО
№ | Показатели | Отчетный период | Затраты и себестоимость, тенге/год | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таблица 1. Полная себестоимость сбора и транспортировки ТБО | ||||
1. | Затраты на сбор и транспортировку ТБО, в том числе: | |||
Затраты на оплату труда | ||||
Отчисления в фонд оплаты труда | ||||
Амортизация | ||||
Затраты на топливо | ||||
Затраты на материалы и сырье | ||||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по сбору и транспортировки ТБО | ||||
Расходы по содержанию зданий и сооружений | ||||
2. | Полная себестоимость сбора и транспортировки ТБО | |||
№ | Показатели | Отчетный период | Затраты и себестоимость, тенге/год | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таблица 2. Полная себестоимость сортировки ТБО | ||||
1. | Затраты на сортировку ТБО, в том числе: | |||
Затраты на оплату труда | ||||
Отчисления в фонд оплаты труда | ||||
Амортизация | ||||
Затраты на электро и тепловую энергию | ||||
Затраты на материалы и сырье | ||||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по сбору и транспортировки ТБО | ||||
Расходы по содержанию зданий и сооружений | ||||
Затраты на приобретение сортировочных линий | ||||
Затраты на приобретение дробильных и прессовальных аппаратов | ||||
2. | Полная себестоимость сортировки ТБО | |||
№ | Показатели | Отчетный период | Затраты и себестоимость, тенге/год | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Таблица 3. Полная себестоимость захоронения ТБО | ||||
1. | Затраты на захоронение ТБО, в том числе: | |||
Затраты на оплату труда | ||||
Отчисления в фонд оплаты труда | ||||
Амортизация | ||||
Затраты на электро и тепловую энергию | ||||
Затраты на материалы и сырье | ||||
Затраты на техническое обслуживание и ремонт специальных машин и оборудования по захоронению ТБО | ||||
Расходы по содержанию зданий и сооружений | ||||
Затраты на эмиссии в окружающую среду | ||||
Отчисления в ликвидационный фонд полигона* | ||||
2. | Полная себестоимость захоронения ТБО |
* формируется в соответствии с требованиями экологического законодательства Республики Казахстан.
Приложение 3 к Методике расчета тарифа для населения на сбор, транспортировку, сортировку и захоронение |
Таблица плотности ТБО
№ | Наименование ТБО | Плотность, т/м3 |
Твердые бытовые отходы (ТБО) | ||
1 | Бытовые отходы смешанные | 0,2 |
2 | Отходы стекла | 0,3 |
3 | Отходы ткани | 0,18 |
4 | Отходы пластмасс | 0,4 |
5 | Отходы алюминия | 0,37 |
6 | Отходы бумаги и картона | 0,109 |
7 | Крупногабаритный мусор (КГМ) | 0,214 |
8 | Бой керамики | 1,7 |
9 | Грунт сырой | 1,6 |
10 | Грунт сухой | 1,4 |
11 | Отходы песка | 1,65 |
12 | Отходы битума, асфальта | 1,1 |
13 | Отходы шлаковаты | 0,3 |
14 | Лом стальной | 0,8 |
15 | Лом чугунный | 0,9 |
16 | Отходы щебня | 2 |
17 | Отходы фанеры | 0,65 |
18 | Отходы от разборки деревянных конструкций | 0,6 |
19 | Отходы рубероида | 0,6 |
20 | Коммунальные отходы схожие по составу с ТБО | * |
* к коммунальным отходам применяется близкие по составу с ТБО.