В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2019 года № 497 "О мерах по реализации Указов Президента Республики Казахстан от 17 июня 2019 года № 17 и от 1 июля 2019 года № 46 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в приказ Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года № 658-НҚ "Об утверждении положения республиканского государственного учреждения "Комитет торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан" следующее изменение:
приложение к указанному приказу изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2. Комитету торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан обеспечить:
1) в течение пяти календарных дней со дня подписания настоящего приказа направление его в электронной форме на казахском и русском языках в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра торговли и интеграции Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его подписания.
Заместитель Премьер-Министра - Министр торговли и интеграции Республики Казахстан |
С. Жумангарин |
Приложение к приказу Заместителя Премьер-Министра – Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 2 июня 2023 года № 197-НҚ |
Приложение к приказу Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 29 декабря 2021 года № 658-НҚ |
Положение
республиканского государственного учреждения "Комитет торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан"
Глава 1. Общие положения
1. Республиканское государственное учреждение "Комитет торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан" (далее – Комитет) является ведомством Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан (далее – Министерство), осуществляющим регулятивные и реализационные функции, а также участвующим в выполнении стратегических функций Министерства во внутренней торговле.
2. Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
3. Комитет является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати и штампы со своим наименованием на казахском языке, бланки установленного образца, в соответствии с законодательством Республики Казахстан счета в органах казначейства.
4. Комитет вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.
5. Комитет имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством.
6. Комитет по вопросам своей компетенции в установленном законодательством порядке принимает решения, оформляемые приказами руководителя Комитета и другими актами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан.
7. Структура и лимит штатной численности Комитета утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
8. Местонахождение Комитета: Республика Казахстан, 010000, город Астана, район Есиль, проспект Мәңгілік Ел, дом 8, здание "Дом министерств".
9. Полное наименование Комитета:
на казахском языке – "Қазақстан Республикасы Сауда және интеграция министрлігінің Сауда комитеті" республикалық мемлекеттік мекемесі;
на русском языке – республиканское государственное учреждение "Комитет торговли Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан".
10. Настоящее Положение является учредительным документом Комитета.
11. Финансирование деятельности Комитета осуществляется из республиканского бюджета.
12. Комитету запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся полномочиями Комитета.
13. Если Комитету законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в государственный бюджет.
Глава 2. Задачи, права и обязанности Комитета
14. Задача: формирование и реализация государственной политики в сфере развития и регулирования внутренней торговли.
15. Права Комитета:
1) издание правовых актов в пределах своей компетенции;
2) запрос и получение от структурных подразделений Министерства, государственных органов, организаций, их должностных лиц необходимой информации и материалов;
3) внесение предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан;
4) проведение совещаний, семинаров, конференций, круглых столов, конкурсов и иных мероприятий по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
5) создание консультативно-совещательных органов (рабочих групп, комиссий, советов) по курируемым направлениям деятельности;
6) привлечение соответствующих специалистов для участия в экспертизах по вопросам, отнесенным к своей компетенции и дача заключений;
7) осуществление иных прав, предусмотренных действующим законодательством Республики Казахстан;
8) координировать и курировать работу территориальных органов Министерства по вопросам внутренней торговли;
9) оказывать методологическую и консультативную помощь территориальным органам Министерства и организациям в регулируемой сфере, юридическим и физическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
10) требовать от территориальных органов Министерства своевременного и точного исполнения приказов и поручений Министерства и Комитета.
Обязанности Комитета:
1) обеспечение реализации возложенных на Комитет задач и функций;
2) соблюдение законодательства Республики Казахстан, прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц;
3) подготовка разъяснений по вопросам, входящим в компетенцию Комитета;
4) представление необходимых материалов и справок в пределах своей компетенции и в рамках законодательства в случае официального запроса об этом структурными подразделениями Министерства и государственными органами;
5) обеспечение сохранности государственной собственности, находящейся на балансе Комитета;
6) обеспечение полного, своевременного и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Комитету;
7) реализация принципов модели "слышащего государства" в работе Комитета, доступности Комитета для граждан и институтов гражданского общества;
8) рассмотрение обращений, сообщений, предложений, откликов и запросов физических и юридических лиц;
9) участие в процедуре государственных закупок в соответствии с законодательством Республики Казахстан по разработке технической спецификации, заключению договора и принятию отчета и актов об оказанных услугах.
16. Функции Комитета:
1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в области внутренней торговли;
2) формирование государственной торговой политики в области внутренней торговли;
3) разрабатывает предложения по развитию торговой деятельности, а также созданию благоприятных условий для производства и продажи товаров;
4) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты Республики Казахстан в области регулирования торговой деятельности по внутренней торговле;
5) разрабатывает и утверждает правила внутренней торговли;
6) разрабатывает и утверждает требования к оптово-распределительным центрам по согласованию с уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
7) выработка предложений по развитию торговой инфраструктуры;
8) утверждает виды и требования к стационарным торговым объектам;
9) разрабатывает и утверждает минимальные нормативы обеспеченности населения торговой площадью;
10) разрабатывает и утверждает нормы естественной убыли продовольственных товаров в розничной торговле;
11) инициирует, участвует и организует совместно с Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан проведение республиканских и международных выставок и ярмарок;
12) проводит макроэкономический анализ в целях определения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
13) разрабатывает и утверждает порядок установления пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары и размера предельно допустимых розничных цен на них;
14) совместно с уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса проводит мониторинг цен на товары и, в случае достижения уровня цен, при котором целесообразно оказание регулирующего воздействия на рынок, по согласованию с уполномоченным органом в области государственного резерва внесение в Правительство Республики Казахстан предложения о необходимости выпуска материальных ценностей из государственного резерва для оказания регулирующего воздействия на рынок с указанием субъектов торговой деятельности – получателей, объема, цены и размера торговой надбавки выпускаемых материальных ценностей;
15) разрабатывает квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по лицензированию экспорта и импорта товаров, и перечню документов, подтверждающих соответствие им, форм заявлений для получения и переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии, формы лицензии и (или) приложения к лицензии;
16) разрабатывает и утверждает подзаконные нормативные правовые акты, определяющие порядок оказания государственных услуг;
17) осуществляет выдачу лицензий на экспорт и (или) импорт при ввозе или вывозе товаров на территорию Республики Казахстан в рамках тарифных квот;
18) ведет базу данных выданных лицензий и разрешений в сфере импорта товаров;
19) ведет реестр саморегулируемых организаций в соответствующей сфере (отрасли);
20) осуществляет государственное регулирование деятельности товарных бирж;
21) разрабатывает перечень биржевых товаров, и вносит в него изменения и (или) дополнения;
22) создает условия для развития международных биржевых торгов на товарной бирже;
23) публикует информацию по вопросам деятельности товарных бирж и биржевой торговли, за исключением сведений, составляющих коммерческую или иную охраняемую законом Республики Казахстан тайну;
24) разрабатывает и утверждает правила биржевой торговли;
25) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере регулирования деятельности товарных бирж;
26) разрабатывает и утверждает квалификационные требования и перечень документов, подтверждающих соответствие им, к деятельности товарных бирж;
27) разрабатывает и утверждает обязательные требования к электронной торговой системе товарных бирж;
28) разрабатывает и утверждает правила формирования и использования гарантийного и страхового фондов;
29) разрабатывает и утверждает требования к аппаратно-программному комплексу клирингового центра товарной биржи;
30) определяет порядок осуществления клиринговой деятельности по биржевым сделкам;
31) согласовывает правила и стандарты саморегулируемых организаций в сфере биржевой деятельности;
32) устанавливает максимальный размер торгового лота в одной торговой сессии, за исключением сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли;
33) ведет реестр товарных бирж, организующих биржевые торги биржевыми товарами, и реестр товарных бирж, организующих биржевые торги нестандартизированными товарами, а также размещает их на своем интернет-ресурсе;
34) ведет реестр маркет-мейкеров, а также размещает его на своем интернет-ресурсе;
35) утверждает минимальные оптовые цены на производимые, ввозимые и (или) реализуемые в Республике Казахстан социально значимые продовольственные товары в соответствии с порядком установления минимальной оптовой цены на производимые, ввозимые и (или) реализуемые в Республике Казахстан социально значимые продовольственные товары;
36) разрабатывает перечень социально значимых продовольственных товаров;
37) проводит мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары;
38) разрабатывает методику расчета целевых индикаторов в области торговли для оценки эффективности деятельности местных исполнительных органов;
39) участвует в разработке правил регистрации в информационной системе;
40) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности в форме внеплановой проверки и профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности";
41) осуществляет государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары на основании решений местных исполнительных органов об установлении таких цен на социально значимые продовольственные товары в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан "О регулировании торговой деятельности";
42) формирует список субъектов государственного контроля, в отношении которых будет проводиться государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары на основании решений местных исполнительных органов об установлении предельных розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
43) выдает предписания субъекту (объекту) государственного контроля об их устранении с указанием сроков устранения по итогам проведения государственного контроля за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары в случае выявления нарушений;
44) разрабатывает порядок установления минимальной оптовой цены на производимые, ввозимые и (или) реализуемые в Республике Казахстан социально значимые продовольственные товары;
45) составляет протокола, возбуждает и рассматривает дела об административных правонарушениях, а также наложение административных взысканий в сфере торговли в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
46) рассматривает обращения физических и юридических лиц в регулируемой сфере;
47) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Глава 3. Статус и полномочия руководителя Комитета при организации его деятельности
17. Руководство Комитетом осуществляется председателем, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих полномочий.
18. Председатель Комитета назначается на должность и освобождается от должности в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
19. Председатель Комитета имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются от должностей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
20. Полномочия Председателя Комитета:
1) определяет обязанности и полномочия своих заместителей, руководителей структурных подразделений и работников Комитета;
2) в пределах своей компетенции издает приказы;
3) назначает на должности и освобождает от должностей работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
4) решает вопросы командирования, предоставления отпусков, оказания материальной помощи, подготовки (переподготовки), повышения квалификации, поощрения, выплаты надбавок и премирования, а также дисциплинарной ответственности работников Комитета, за исключением работников, вопросы трудовых отношений которых отнесены к компетенции вышестоящих государственных органов и должностных лиц;
5) представляет Комитет в государственных органах и иных организациях в соответствии с действующим законодательством;
6) утверждает положения о структурных подразделениях Комитета;
7) в случаях фиксирования коррупционных правонарушений либо действий, способствующих возникновению коррупционных деяний, информирует об этом руководство Министерства;
8) обеспечивает соблюдение сотрудниками Комитета норм служебной этики государственных служащих;
9) принимает меры, направленные на противодействие коррупции в Комитете, и несет персональную ответственность за принятие антикоррупционных мер;
10) несет ответственность за реализацию республиканских бюджетных программ;
11) рассматривает жалобы физических и юридических лиц на акты по результатам проверок предписания об устранении нарушений и постановления по делам об административных правонарушениях и принимает по ним решения, а также делегирует такие полномочия своим заместителям;
12)представляет руководству Министерства предложения по структуре и штатному расписанию Комитета;
13)осуществляет общее руководство деятельностью Комитета и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач и осуществление им своих функций;
14) принимает решения по другим вопросам, отнесенным к его компетенции.
Исполнение полномочий Председателя Комитета в период его отсутствия осуществляется лицом, его замещающим в соответствии с действующим законодательством.
21. Председатель Комитета определяет полномочия своих заместителей в соответствии с действующим законодательством.
Глава 4. Имущество Комитета
22. Комитет может иметь на праве оперативного управления обособленное имущество в случаях, предусмотренных законодательством. Имущество Комитета формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
23. Имущество, закрепленное за Комитетом, относится к республиканской собственности.
24. Комитет не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
Глава 5. Реорганизация и упразднение Комитета
25. Реорганизация и ликвидация Комитета осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.