В соответствии с частью второй пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) профессиональный стандарт "Тренер" согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) профессиональный стандарт "Тренер-преподаватель по спорту" согласно приложению 2 к настоящему приказу;
3) профессиональный стандарт "Судья по спорту" согласно приложению 3 к настоящему приказу.
2. Комитету по делам спорта и физической культуры Министерства туризма и спорта Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя министра туризма и спорта Республики Казахстан.
4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.
|
Приложение 1 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 8 ноября 2023 года № 291 |
Профессиональный стандарт "Тренер"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Тренер" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) тренер, тренер-преподаватель – физическое лицо, осуществляющее учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена и руководство его состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационным требованиям;
8) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
9) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
10) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
11) умение - способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
12) отраслевые государственные органы (далее - государственные органы) – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;
13) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
14) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник;
4) ОРК – отраслевая рамка квалификации.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: "Тренер".
5. Код профессионального стандарта: R93190.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.11 Эксплуатация спортивных сооружений;
93.11.0 Эксплуатация спортивных сооружений.
R Искусство, развлечения и отдых:
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.13 Деятельность фитнес-клубов;
93.13.0 Деятельность фитнес-клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: осуществление подготовки и обучения спортсменов при проведении постоянных тренировок и организации спортивных соревнований. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
8. Перечень карточек профессий:
Тренер - 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии "Тренер":
|
Код группы
|
3422-1 Тренер
|
Код наименования занятия
|
3422-1-009
|
Наименование профессии
|
Тренер
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС и других типовых квалификационных характеристик:
|
Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 июня 2016 года № 191 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов организаций физической культуры и спорта" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14052)
|
Уровень профессионального образования
|
Уровень образования:
высшее (или послевузовское) или техническое и профессиональное, послесреднее образование
|
Специальность:
Гуманитарные науки
|
Квалификация:
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессий:
|
3422-1-010 Тренер - преподаватель по спорту
3422-1-001 Государственный тренер
|
Основная цель деятельности
|
Формирование, развитие и поддержание спортивного потенциала спортсменов и физических лиц, проходящих спортивную подготовку, для достижения ими спортивных результатов
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Подготовка занимающихся по видам спорта (группе).
2. Оказание консультативной поддержки спортсменам на всех этапах спортивной подготовки.
3. Определение задач тренировочных занятий.
|
Дополнительные трудовые функции
|
-
|
Трудовая функция 1:
Подготовка занимающихся по видам спорта (в группе)
|
Навык 1:
Соответствие возраста и пола нормам комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа
|
Умения:
|
1. Разъяснять детям, подросткам и молодежи важность ведения здорового образа жизни, ценность занятий оздоровительными физическими упражнениями.
2. Определять соответствие возраста, пола поступающих лиц на спортивно-оздоровительный этап требованиям и нормам комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа.
3. Варьировать продолжительность и характер отдыха между отдельными упражнениями.
|
Знания:
|
1. Биомеханики двигательной деятельности в виде спорта.
2. Гигиенических основ физкультурно-спортивной деятельности.
3. Содержания спортивной тренировки в виде спорта.
|
Навык 2:
Планирование содержания занятий по общей физической и специальной подготовке
|
Умения:
|
1. Планировать содержание занятий по общей физической и специальной подготовке с учетом требований стандарта спортивной подготовки, положений теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки, анатомо-морфологических особенностей и уровня подготовленности занимающихся различного пола и возраста, материально-технического оснащения, погодных и гигиенических условий.
2. Подбирать средства и методы тренировки по общей физической и специальной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся.
|
Знания:
|
1. Теории и методики физической культуры.
2. Программы спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине).
3. Комплексов упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, специальной подготовки.
|
|
Трудовая функция 2:
Оказание консультативной поддержки спортсменам на всех этапах спортивной подготовки
|
Навык 1:
Использование методов и техники оценки подготовленности спортсменов
|
Умения:
|
1. Использовать методы, техники и оценки подготовленности поступающих лиц в группы начальной подготовки в соответствии с стандартами спортивной подготовки.
2. Использовать современные технологии для определения индивидуальных способностей поступающих в группы этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки по антропометрическим, физиологическим, психологическим параметрам.
|
Знания:
|
1. Анатомии человека.
2. Морфо-анатомических, физиологических, психологических особенностей детей, одаренных в виде спорта.
3. Порядка составления отчетной документации по подготовке тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся.
|
Навык 2:
Знание нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки
|
Умения:
|
1. Использовать результаты сдачи нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки.
2. Устанавливать целесообразность спортивного совершенствования в виде спорта.
3. Определять задачи общей физической и специальной подготовки, исходя из целей и задач программы подготовки занимающегося.
|
Знания:
|
1. Критерии и методы диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности.
2. Медико-биологические и возрастные критерии массового спортивного отбора.
3. Видов содержания и технологии планирования тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке.
|
|
Навык 1:
Выбор оптимальных форм и видов тренировочных занятий, типов нагрузок (силовой, локальной, динамической, статистической)
|
Умения:
|
Трудовая функция 3:
Определение задач тренировочных занятий
|
1. Планировать содержание занятий по общей физической и специальной подготовке с учетом требований стандарта.
2. Подбирать средства и методы тренировки по общей физической и специальной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся.
|
Знания:
|
1. Теории и методики физической культуры.
2. Программы спортивной подготовки по видам спорта (спортивной дисциплине).
3. Комплексов упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, специальной подготовки.
|
Навык 2:
Формирование содержания тренировочного занятия
|
Умения:
|
1. Определять задачи общей физической и специальной подготовки исходя из целей и задач программы подготовки занимающегося.
2. Вести отчетную документацию по разработке программ и планов тренировочных занятий по общей физической и специальной подготовке занимающихся.
|
Знания:
|
1. Содержания спортивной тренировки в виде спорта;
2. Стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
|
|
Возможность признания навыка
|
-
|
Требования к личностным компетенциям
|
Ответственность
Стрессоустойчивость и трудолюбие
Терпеливость
Умение работать в команде
Дисциплинированность
|
Список технических регламентов и национальных стандартов
|
-
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
5
|
Тренер
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель:
Шакенова Г.Б., +7074201409, g.shakenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия), участвующие в разработке: республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский учебно-методический и аналитический центр по физической культуре и спорту".
Исполнитель:
Н. Бексултанов, +7 (775) 898 55 10, n.bek@mail.ru.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области физической культуры и спорта, протокол № 1 от 15.11.2023 года.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: от 15.09.2023 года № 2907.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": от 11.09.2023 года № 12233/26.
15. Номер версии и год выпуска: Версия 1, 2023 год.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 год.
|
Приложение 2 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 8 ноября 2023 года № 291 |
Профессиональный стандарт "Тренер-преподаватель по спорту"
Глава 1. Общие положения
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Тренер-преподаватель по спорту" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) тренер, тренер-преподаватель – физическое лицо, осуществляющее учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена и руководство его состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационным требованиям;
8) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
9) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
10) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
11) умение – способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
12) отраслевые государственные органы (далее - государственные органы) – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;
13) Национальная система квалификаций– комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
14) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник;
4) ОРК – отраслевая рамка квалификации.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта
4. Название профессионального стандарта: "Тренер-преподаватель по спорту".
5. Код Профессионального стандарта: R93190.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.11 Эксплуатация спортивных сооружений;
93.11.0 Эксплуатация спортивных сооружений;
R Искусство, развлечения и отдых:
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.13 Деятельность фитнес-клубов;
93.13.0 Деятельность фитнес-клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0 Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: осуществление подготовки и обучения спортсменов при проведении постоянных тренировок и организации спортивных соревнований. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
8. Перечень карточек профессий:
Тренер-преподаватель по спорту - 5 уровень ОРК.
Глава 3. Карточки профессий
9. Карточка профессии "Тренер-преподаватель по спорту":
|
Код группы
|
3422-1 Тренер-преподаватель по спорту
|
Код наименования занятия
|
3422-1-010
|
Наименование профессии
|
Тренер-преподаватель по спорту
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик
|
Приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 29 июня 2016 года № 191 "Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов организаций физической культуры и спорта" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14052).
|
Уровень профессионального образования
|
высшее (или послевузовское) по направлению подготовки кадров: педагогические науки по специальности "Физическая культура и спорт" или техническое и профессиональное, послесреднее образование
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессий:
|
3422-1-009 Тренер
3422-1-010 Тренер-преподаватель по спорту
|
Основная цель деятельности
|
Организация и проведение со спортсменами тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов; преподавание предметной области физической культуры по основным образовательным и дополнительным общеобразовательным программам; физическое воспитание личности, приобретение знаний, умений и навыков в области физической культуры и спорта, физическое совершенствование, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья детей и взрослых
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Планирование содержания занятий физическая культура и спорт.
2. Проведение мероприятий соответствии с целями программ, реализуемых организациях
3. Участия в спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях.
|
Дополнительные трудовые функции:
|
-
|
Трудовая функция 1:
Планирование содержания занятий физическая культура и спорт
|
Навык 1:
Формирование физкультурной и спортивной деятельности
|
Умения:
|
1. Планировать продолжительность и объемы реализации:
программы спортивной подготовки по виду спорта, основной образовательной программы, дополнительной общеразвивающей программы, дополнительной предпрофессиональной программы.
2. Обосновывать выбор средств и методов тренировочного процесса по видам подготовки на этапах спортивной подготовки по виду спорта.
3. Обосновывать выбор средств и методов обучения, воспитания и развития, выбор образовательных технологий в образовательной практике исходя из особенностей содержания предметных областей, возраста и образовательных потребностей обучаемых.
|
Знания:
|
1. Содержания и соотношения объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки.
2. Основ спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи.
3. Медицинских, возрастных и психофизических требований к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта.
|
Навык 2:
Выявление возможностей обучающихся к физической культуре и спорту
|
Умения:
|
1. Выбирать методики спортивной ориентации и спортивного отбора спортсменов и обучающихся.
2. Планировать мероприятия спортивной ориентации и спортивного отбора в программе спортивной подготовки по виду спорта, образовательной программе общего образования, образовательной программе дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
3. Реализовывать мероприятия спортивной ориентации и спортивного отбора в рамках: тренировочного процесса в организациях, осуществляющих спортивную подготовку; образовательного процесса в предметной области физической культуры; образовательного процесса в организациях дополнительного образования.
|
Знания:
|
1. Организации спортивной ориентации:
1) стадии подготовки решения о выборе вида спорта для углубленных занятий;
2) стадии целенаправленнох и многосторонних связей спортсмена в сфере спорта высших достижений.
2. Содержания спортивной ориентации как процесса ознакомление детей со специфическими особенностями того или иного вида спорта, также процесса тренировки в избранном виде спорта.
3. Условии проведения отбора: естественный отбор - вследствие отсева самих занимающихся в процессе тренировочных занятий; стандартизированный отбор, который связан с применением специальных методик, содействующих повышению его эффективности.
|
Трудовая функция 2:
Проведение мероприятий соответствии с целями программ, реализуемых организациях
|
Навык 1:
Проблемы образовательного процесса и резервы улучшения его результатаивности
|
Умения:
|
1. Реализовывать программу спортивной подготовки по виду спорта с учетом возрастных характеристик и уровня подготовленности спортсменов.
2. Реализовывать рабочую программу учителя физической культуры с учетом возрастных характеристик и уровня подготовленности обучающихся по образовательной программе общего образования.
3. Выявлять проблемы тренировочного процесса и улучшение его результативности.
|
Знания:
|
1. Возрастных характеристик обучающихся и специфических особенностей образовательного процесса в предметной области физической культуры в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии государственными образовательными стандартами.
2. Положении теории и методики физической культуры, теории спорта, педагогики физической культуры и спорта, возрастной психологии, психологии физической культуры и спорта, теории и методики избранного вида спорта, теории и методики обучения базовым видам спорта.
3. Анатомии человека, биомеханики двигательной деятельности, спортивной метрологии, биохимии человека, спортивной биохимии, физиологии человека, спортивной физиологии, гигиенических основ физкультурно-спортивной деятельности.
|
|
Навык 2:
Учет и анализ результатаов тренировочного процесса
|
Умения:
|
1. Проводить с обучающимися тренировок на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий.
2. Разъяснять в простой и доступной форме правила проведения спортивной, подвижной игры, объяснять суть упражнения, правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре.
3. Выявлять своевременно угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для обучающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности.
|
Знания:
|
1. Содержания и соотношения объемов тренировочного процесса по видам подготовки на спортивно-оздоровительном этапе спортивной подготовки.
2. Возрастной и специальной педагогики и психологии.
3. Физиологии и гигиены.
|
Трудовая функция 3:
Участия в спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях
|
Навык 1:
Безопасность при проведении тренировок и занятий
|
Умения:
|
1. Использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся.
2. Выявлять проблемы в организации спортивной работы, разрабатывать мероприятия по совершенствованию подготовки спортсменов.
3. Вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде.
|
Знания:
|
1. Содержания и соотношения объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки.
2. Медицинских, возрастных и психофизических требований к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта.
3. Современных методов тренировочной работы.
|
Навык 2:
Набор обучающихся в группы и секции (по видам спорта, спортивным дисциплинам)
|
Умения:
|
1. Проводить собеседование, оценивать мотивацию и психологический настрой поступающего в группу начальной подготовки.
2. Проводить методически обоснованный набор в группу начальной подготовки, в том числе по результатам сдачи нормативов.
3. Пользоваться контрольно-измерительными приборами и спортивным инвентарем.
|
Знания:
|
1. Содержания и соотношения объемов тренировочного процесса по видам подготовки на этапе начальной подготовки.
2. Медицинских, возрастных и психофизических требований к лицам, проходящим подготовку в группах на этапе начальной подготовки по виду спорта.
3. Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта.
|
|
Возможность признания навыка
|
-
|
Требования к личностным компетенциям
|
Ответственность.
Стрессоустойчивость.
Умение работать в команде.
Дисциплинированность.
Выносливость и трудолюбие.
Добропорядочность.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов
|
-
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
5
|
Тренер-преподаватель по спорту.
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель:
Шакенова Г.Б. +77074201409, g.shakenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия), участвующие в разработке: республиканское государственное казенное предприятие "Республиканский колледж спорта".
Исполнители:
Н. Сыдықов, +7 (727) 376 20 3, rks@mail.ru.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области физической культуры и спорта, протокол № 1 от 15.11.2023 года.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: от 15.09.2023 года № 2907.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": от 11.09.2023 года № 12233/26.
15. Номер версии и год выпуска: версия 1, 2023 год.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 год.
|
Приложение 3 к приказу Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 8 ноября 2023 года № 291 |
Профессиональный стандарт "Судья по спорту"
Глава 1. Общие положения.
1. Область применения профессионального стандарта: профессиональный стандарт "Судья по спорту" (далее – профессиональный стандарт) разработан в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О профессиональных квалификациях", в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования и решений задач в области физической культуры и спорта в организациях и на предприятиях, применяется в области Министерства туризма и спорта Республики Казахстан.
2. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие термины и определения:
1) знание – изученная и усвоенная информация, необходимая для выполнения действий в рамках профессиональной задачи;
2) навык – способность применять знания и умения, позволяющая выполнять профессиональную задачу целиком;
3) тренер, тренер-преподаватель – физическое лицо, осуществляющее учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена и руководство его состязательной деятельностью для достижения спортивных результатов;
4) информальное образование – вид образования, получаемый в ходе повседневной деятельности вне организаций образования и организаций, предоставляющих образовательные услуги, и не сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения;
5) профессия – род занятий, осуществляемый физическим лицом и требующий определенной квалификации для его выполнения;
6) профессиональная квалификация – степень профессиональной подготовки, характеризующая владение компетенциями, требуемыми для выполнения трудовых функций по профессии;
7) признание профессиональной квалификации – процедура оценки и принятия решения о соответствии кандидата требованиям профессиональных стандартов, а при их отсутствии - квалификационным требованиям;
8) профессиональный стандарт – письменный официальный документ, устанавливающий общие требования к знаниям, умениям, навыкам, опыту работы с учетом формального и (или) неформального, и (или) информального образования, уровню квалификации и компетентности, содержанию, качеству и условиям труда в конкретной области профессиональной деятельности;
9) Национальный классификатор занятий Республики Казахстан – документ по стандартизации, отражающий наименования занятий, применяемых на территории Республики Казахстан, и классифицирующий их по уровню и специализации навыков в соответствии с видом выполняемых работ;
10) компетенция – способность применять навыки, позволяющие выполнять одну или несколько профессиональных задач, составляющих трудовую функцию;
11) умение - способность физически и (или) умственно выполнять отдельные единичные действия в рамках профессиональной задачи;
12) отраслевые государственные органы (далее - государственные органы) – государственные органы, осуществляющие руководство в соответствующей сфере (отрасли) государственного управления;
13) спортивный судья – физическое лицо, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию, уполномоченное организатором спортивного мероприятия обеспечить судейство в соответствии с правилами вида спорта и положениями (регламентами) спортивного мероприятия;
14) Национальная система квалификаций – комплекс правовых и институциональных инструментов и механизмов регулирования и согласования спроса на квалификации со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования, в том числе информального;
15) неформальное образование – вид образования, запланированный, организованный и осуществляемый организациями, которые предоставляют образовательные услуги, оказываемые без учета места, сроков и формы обучения, и сопровождаемый выдачей документа, подтверждающего результаты обучения.
3. В настоящем профессиональном стандарте применяются следующие сокращения:
1) КС – квалификационный справочник;
2) ОКЭД – общий классификатор видов экономической деятельности;
3) ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник;
4) ОРК – отраслевая рамка квалификации.
Глава 2. Паспорт профессионального стандарта.
4. Название профессионального стандарта: "Судья по спорту".
5. Код Профессионального стандарта: R93190.
6. Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.11 Эксплуатация спортивных сооружений;
93.11.0 Эксплуатация спортивных сооружений.
R Искусство, развлечения и отдых:
93.1 Деятельность в области спорта;
93.12 Деятельность спортивных клубов;
93.12.0 Деятельность спортивных клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.13 Деятельность фитнес-клубов;
93.13.0 Деятельность фитнес-клубов.
R Искусство, развлечения и отдых:
93 Деятельность в области спорта, организации отдыха и развлечений;
93.1 Деятельность в области спорта;
93.19 Прочая деятельность в области спорта;
93.19.0Прочая деятельность в области спорта.
7. Краткое описание профессионального стандарта: осуществление подготовки и обучения спортсменов при проведении постоянных тренировок и организации спортивных соревнований. Осуществление отбора перспективных спортсменов для постоянного спортивного совершенствования и достижения высоких спортивных результатов.
8. Перечень карточек профессий:
Судья по спорту - 5 уровень ОРК
Глава 3. Карточки профессий.
9. Карточка профессии "Судья по спорту":
|
Код группы
|
3422-3 Судья по спорту
|
Код наименования занятия
|
3422-3-013
|
Наименование профессии
|
Судья по спорту
|
Уровень квалификации по ОРК
|
5
|
подуровень квалификации по ОРК
|
5.1
|
Уровень квалификации по ЕТКС, КС, типовых квалификационных характеристик
|
Приказ и.о. Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 28 октября 2014 года № 56 "Об утверждении Норм и требований для присвоения спортивных званий, разрядов и квалификационных категорий" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 9902).
|
Уровень профессионального образования
|
Послесреднее образование, (прикладной бакалавриат)
|
Связь с неформальным и информальным образованием
|
не требуется
|
Другие возможные наименования профессий:
|
3422-3-013 Судья по спорту
|
Основная цель деятельности
|
Обеспечение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при проведении спортивного соревнования и выполняемых населением различных возрастных групп физкультурно-спортивных тестовых мероприятий.
|
Перечень трудовых функций
|
Обязательные трудовые функции:
|
1. Контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований
2. Выполнение поручений вышестоящих судей по подготовке спортивного соревнования
3. Информирование о ходе и результатах спортивного соревнования, о решениях главной судейской коллегии
|
Дополнительные трудовые функции
|
-
|
Трудовая
функция 1:
Контроль соблюдения условий проведения спортивных соревнований
|
Навык 1:
Соответствие требованиям спортивных снарядов, инвентаря, измерительных приборов
|
Умения:
|
1. Выполнять осмотр места проведения спортивного соревнования или этапа соревнования, оценивать соответствие места проведения спортивного соревнования требованиям вида спорта, положения или регламента спортивных соревнований.
2. Выявлять факты порчи спортивных снарядов, инвентаря, измерительных приборов, оборудования или их утраты, применять алгоритмы действий по реагированию на выявленные факты.
3. Выявлять неисправности спортивного инвентаря, оборудования, спортивных сооружений.
|
Знания:
|
1. Положения или регламента и программы спортивных соревнований.
2. Требований к экипировке, спортивному инвентарю и оборудованию.
3. Этических норм в области спорта.
|
Навык 2:
Взаимодействие с участниками спортивного соревнования
|
Умения:
|
1. Обеспечивать информационное взаимодействие между участниками и организаторами спортивного соревнования.
2. Информировать участников спортивного соревнования об организационных вопросах спортивного соревнования.
3. Обеспечивать очередность выхода участников спортивного соревнования согласно стартовому протоколу или программе спортивного соревнования.
|
Знания:
|
1. Положения или регламента и программы спортивных соревнований.
2. Правил проведения жеребьевки участников спортивного соревнования при отсутствии стартового протокола.
3. Стартового протокола спортивного соревнования.
|
Умения:
|
Трудовая функция 2:
Выполнение поручений вышестоящих судей по подготовке спортивного соревнования
|
Навык 1:
Периодическая проверка состояния проведения спортивного соревнования на соответствие требованиям
|
1. Выполнять осмотр места проведения спортивного соревнования, оценивать соответствие места проведения спортивного соревнования требованиям вида спорта, положения или регламента спортивного соревнования.
2. Составлять заявки на дополнительное оборудование, организацию работ по подготовке места проведения спортивного соревнования.
3. Оформлять разрешительные и сопроводительные документы по обустройству места проведения спортивного соревнования.
|
Знания:
|
1. Требований к обустройству места проведения спортивного соревнования.
2. Положения или регламента и программы спортивных соревнований.
3. Состава главной судейской коллегии по виду спорта и функции спортивных судей.
|
|
Навык 2:
Доступ зрителей в места проведения спортивного соревнования
|
Умения:
|
1. Контролировать состояние информационных и навигационных стендов, табличек, информационных схем.
2. Осуществлять визуальный контроль перемещения зрителей, в том числе с использованием технических средств.
3. Разрабатывать маршруты перемещения зрителей.
|
Знания:
|
1. Правил обеспечения безопасности при проведении спортивных соревнований.
2. Положения или регламента и программы спортивных соревнований.
3. Основы обеспечения безопасности при проведении массовых мероприятий.
|
Трудовая функция 3:
Участия в спортивных соревнованиях и физкультурных мероприятиях
|
Навык 1:
Итоги спортивного соревнования для спортивных судей, участников, зрителей, представителей средств массовой информации
|
Умения:
|
1. Планировать содержание занятий по общей физической и специальной подготовке с учетом требований стандарта.
2. Подбирать средства и методы тренировки по общей физической и специальной подготовке в соответствии с программой спортивной подготовки, половозрастными и индивидуальными особенностями занимающихся.
|
Знания:
|
1. Квалификационных требований к спортивным судьям по видам спорта.
2. Требований к спортивному и технологическому оборудованию, инвентарю, экипировке.
3. Способов проверки и наличия качественных характеристик спортивного и технологического оборудования, инвентаря, экипировки в целях проведения соревнований по виду спорта или спортивной дисциплине.
|
Навык 2:
Поддержание мест проведения спортивного соревнования
|
Умения:
|
1. Выполнять осмотр места проведения спортивного соревнования, оценивать состояние этапов, разметки, спортивного инвентаря, измерительных приборов, систем сигнализации и связи, выявлять факты несоответствия требованиям вида спорта и положения или регламента спортивного соревнования.
2. Выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности
3. Оценивать степень опасности для жизни и здоровья участников спортивного соревнования и вносить предложения о закрытии дистанции или ее этапа.
|
Знания:
|
1. Квалификационных требований к спортивным судьям по видам спорта.
2. Положения или регламента и программы спортивных соревнований.
3. Способов проверки и наличия качественных характеристик спортивных объектов, снарядов, инвентаря, оборудования в целях проведения соревнований по виду спорта (спортивной дисциплине).
|
|
Возможность признания навыка
|
-
|
Требования к личностным компетенциям
|
Ответственность.
Стрессоустойчивость.
Умение быстро принимать решения.
Умение работать в команде.
Добропорядочность.
Инициативность.
|
Список технических регламентов и национальных стандартов
|
-
|
Связь с другими профессиями в рамках ОРК
|
Уровень ОРК
|
Наименование профессии
|
5
|
Судья по спорту.
|
Глава 4. Технические данные профессионального стандарта
10. Наименование государственного органа: Министерство туризма и спорта Республики Казахстан.
Исполнитель:
Шакенова Г.Б., +77074201409, g.shakenova@tsm.gov.kz.
11. Организации (предприятия), участвующие в разработке: республиканское государственное учреждение "Республиканская специализированная школа-интернат-колледж олимпийского резерва в микрорайоне "Шанырак" города Алматы".
Исполнитель:
М. Торгаев, +7 (775) 176 66 06, medet.t@mail.ru.
12. Отраслевой совет по профессиональным квалификациям в области физической культуры и спорта, протокол № 1 от 15.11.2023 года.
13. Национальный орган по профессиональным квалификациям: от 15.09.2023 года. № 2907.
14. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен": от 11.09.2023 года № 12233/26.
15. Номер версии и год выпуска: Версия 1, 2023 год.
16. Дата ориентировочного пересмотра: 31.12.2026 год.