ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести в некоторые приказы Министра финансов Республики Казахстан следующие изменения и дополнения:
1) в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6443):
в Правилах ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях, утвержденных указанным приказом:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) текущая восстановительная стоимость – затраты, которые возникли бы у государственного учреждения в результате приобретения актива на дату отчетности;
2) обменные операции – операции, при осуществлении которых государственное учреждение в обмен на получаемые активы/услуги, погашение своих обязательств передает другой эквивалент приблизительной равноценной стоимости (в основном, в форме денежных средств, товаров, услуг или предоставления других активов в пользование);
3) необменные операции – операции, не являющиеся обменными. При осуществлении необменной операции государственное учреждение либо получает стоимость от другого субъекта без непосредственной передачи в обмен приблизительно равной стоимости, либо передает стоимость другой стороне без непосредственного получения в обмен приблизительно равной стоимости;
4) активы – ресурсы, контролируемые государственным учреждением в результате прошлых событий, которые способны в будущем обеспечить экономическую выгоду или сервисный потенциал;
5) стоимость замещения актива – стоимость, необходимая для замены валового сервисного потенциала актива;
6) обесценение актива – потери в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива, превышающие систематическое признание потерь в будущих экономических выгодах или сервисном потенциале актива через амортизацию;
7) убыток от обесценения актива – сумма, на которую балансовая стоимость актива превышает его возмещаемую стоимость;
8) возмещаемая стоимость актива – наибольшее значение из справедливой стоимости актива за вычетом затрат на продажу и его ценности использования;
9) потоки денежных средств – притоки (поступления) и оттоки (выплаты) денежных средств и их эквивалентов;
10) денежные эквиваленты – краткосрочные, высоколиквидные инвестиции, которые легко могут быть конвертированы в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения стоимости;
11) не денежные (немонетарные) статьи – статьи, не являющиеся денежными;
12) денежные (монетарные) статьи – единицы валюты, имеющиеся в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц;
13) амортизация – систематическое распределение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезного использования
14) аннуитет – поток однонаправленных платежей с равными интервалами между последовательными платежами в течение определенного количества лет;
15) будущая стоимость аннуитета – сумма будущих стоимостей каждой отдельной выплаты или поступления, включенных в аннуитет;
16) сельскохозяйственная деятельность – осуществляемое субъектом управление биотрансформацией биологических активов в целях их продажи, получения сельскохозяйственной продукции или производства дополнительных биологических активов;
17) справедливая стоимость – сумма, на которую можно обменять актив или урегулировать обязательство при совершении операции между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию, независимыми сторонами;
18) оценочное обязательство – обязательство, неопределенное по величине или с неопределенным сроком исполнения;
19) курсовая разница – разница, возникающая при пересчете одинакового количества единиц одной валюты в другую валюту по другим валютным курсам;
20) балансовая стоимость – сумма, по которой актив или обязательство признается в бухгалтерском балансе;
21) активный рынок – рынок, на котором выполняются все следующие условия:
обращающиеся на рынке товары являются однородными;
практически в любое время имеются покупатели и продавцы, желающие совершить сделку;
информация о ценах является общедоступной;
22) амортизация положительной либо отрицательной разницы между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов, либо долгосрочных финансовых обязательств – это постепенное отнесение суммы числящейся разницы на доходы или расходы;
23) биологический актив – животное или растение;
24) доходы будущих периодов – доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, но фактически полученные в отчетном периоде;
25) расходы будущих периодов – расходы, произведенные в настоящем периоде, но относящиеся к будущим периодам;
26) совместный контроль – согласованное разделение контроля над деятельностью в форме соглашения, имеющего обязательную силу, которое существует тогда, когда решение о существенных действиях требует полного согласия сторон, осуществляющих контроль;
27) участник совместного предприятия – сторона в совместном предприятии, имеющая совместный контроль над этим совместным предприятием;
28) совместная деятельность – деятельность, совместно контролируемая двумя или более сторонами;
29) единое хранилище данных бухгалтерских операций (далее – ЕХД БО) – это централизованная база данных бухгалтерских операций государственных учреждений, обеспечивающая построение отчетности, аналитики для принятия управленческих решений;
30) валютный курс – рыночный курс обмена одной валюты на другую, определенный в порядке, утвержденном постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 25 января 2013 года № 15 и приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 февраля 2013 года № 99 "О порядке определения рыночного курса обмена валюты" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8378);
31) вексель – платежный документ строго установленной формы, содержащий одностороннее безусловное денежное обязательство;
32) значительное влияние – полномочие участвовать в принятии решений по вопросам финансовой и операционной политики другой организации, но не контроль или совместный контроль над такой политикой;
33) минимальные арендные платежи – платежи на протяжении срока аренды, которые требуются или могут быть затребованы от арендатора, за исключением условной арендной платы, сумм по оплате услуг и налогов, выплачиваемых арендодателем и возмещаемых ему:
для арендатора – любыми суммами, гарантированными арендатором или стороной, связанной с арендатором;
для арендодателя – любой остаточной стоимостью, гарантированной арендодателю кем-либо из следующих лиц:
арендатором;
стороной, связанной с арендатором;
независимой третьей стороной, в финансовом отношении способной ответить по гарантиям;
34) учетная политика – принципы, основы, положения, правила и практика, применяемые государственными учреждениями при составлении и представлении финансовой отчетности, которая является для всех государственных учреждений единой;
35) метод начисления – метод бухгалтерского учета, при котором операции и другие события признаются по факту их совершения в том отчетном периоде, в котором они имели место (независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств или их эквивалентов);
36) учетная информационная система – это программный продукт, предназначенный для автоматизации функций по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности;
37) аренда – договор, по которому арендодатель передает арендатору в обмен на платеж или серию платежей право использования актива в течение согласованного периода времени;
38) срок аренды – период, на который арендатор договорился арендовать актив, а также любые дополнительные сроки, в которые, по выбору арендатора, он может продолжить аренду актива с оплатой или без нее, если на момент начала срока аренды имеется обоснованная уверенность в том, что арендатор сделает такой выбор;
39) юридическое обязательство – обязательство, возникающее на основании законодательства или договора;
40) инвестиционная недвижимость – недвижимость (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящаяся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей или прироста стоимости капитала, или того и другого, но:
не для использования в производстве или поставке товаров, оказании услуг, для административных целей;
продажи в ходе обычной текущей деятельности;
41) себестоимость инвестиционной недвижимости – сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов, или справедливая стоимость другого возмещения, переданного в целях приобретения актива на момент его приобретения или сооружения;
42) кадастровая (оценочная) стоимость – расчетная стоимость земельного участка, применяемая при продаже государством земельного участка или права аренды на него, определяемая на основе базовых ставок платы за земельные участки, периодически уточняемых согласно официальной статистической информации об общем уровне инфляции и поправочным коэффициентам к ним;
43) инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора – вложения бюджетных средств в государственные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, в том числе национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании, участником или акционером которых является государство, а также дочерние, зависимые и иные юридические лица, являющиеся аффилированными с ними в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан в сфере управления государственным имуществом;
44) доходы – увеличение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме притока или прироста активов, или уменьшения обязательств, которые приводят к увеличению чистых активов/капитала, отличному от увеличения, связанного с взносами лиц, участвующих в капитале;
45) валюта представления финансовой отчетности – валюта, в которой представляется финансовая отчетность;
46) финансовая аренда – аренда, при которой происходит существенный перенос на арендатора всех рисков и выгод, связанных с владением активом независимо от перехода прав собственности по истечении срока аренды;
47) финансовое обязательство – любое обязательство, которое является договорным обязательством:
о выплате денежных средств или любого другого финансового актива другому субъекту;
об обмене финансовыми инструментами с другим субъектом при условиях, которые являются потенциально невыгодными;
48) ассоциированная организация – организация на которую инвестор имеет значительное влияние;
49) запасы – активы:
в виде сырья и материалов для использования в производственном процессе;
в виде сырья и материалов, потребляемых или распределяемых при оказании услуг;
предназначенные для продажи или распределения в ходе нормальной деятельности предприятия;
производимые для продажи или распределения;
50) нематериальный актив – идентифицируемый немонетарный актив, не имеющий физической формы;
51) активы культурного наследия – активы, которые вследствие своей культурной, экологической или исторической значимости являются активами культурного наследия. К ним относятся исторические здания и монументы, являющиеся уникальными памятниками архитектуры, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства;
52) обязательство – существующая обязанность государственного учреждения, возникающая из прошлых событий, урегулирование которой приведет к выбытию ресурсов, содержащих экономические выгоды или сервисный потенциал;
53) рыночная котировочная цена – сумма денежных средств, которая может быть получена от продажи или уплачена при приобретении финансового инструмента на активном рынке;
54) основные средства – материальные объекты, которые:
удерживаются для использования в производстве или поставке товаров, или оказании услуг, для сдачи в аренду другим лицам или для административных целей;
как ожидается, будут использованы в течение более одного года;
55) операционная аренда – аренда, отличная от финансовой аренды;
56) уместность – информация является уместной для пользователей, принимающих решения, и помогает им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки;
57) срок полезного использования – период времени, в течение которого, как ожидается, актив будет пригоден для использования субъектом; либо определенное количество продукции или аналогичный показатель, которое государственное учреждение предполагает получить с помощью данного актива;
58) ретроспективное применение (изменения в учетной политике) – применение новой учетной политики к операциям, прочим событиям и обстоятельствам таким образом, как если бы эта учетная политика использовалась всегда;
59) сопоставимость – возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций осуществляются по единой для всех государственных учреждений методологии;
60) достоверное представление – информация, которая достоверно представляет собой экономическое или иное явление, отражает суть лежащей в основе сделки, другое событие, деятельность или обстоятельство, которые не обязательно всегда совпадают с их правовой формой;
61) сервисный потенциал – активы, используемые для оказания услуг в соответствии с функциями государственного учреждения, а также производства товаров, но непосредственно не обеспечивающие чистых поступлений денежных средств;
62) чистые активы/капитал – доля в активах государственного учреждения, остающаяся после вычета всех его обязательств;
63) чистая реализационная стоимость – ожидаемая цена реализации в процессе обычной деятельности за вычетом предполагаемых затрат по завершению и предполагаемых затрат, связанных с продажей, обменом или распространением;
64) признание – процесс включения в бухгалтерский баланс или в отчет о результатах финансовой деятельности статьи, которая подходит под определение одного из элементов финансовой отчетности и удовлетворяет его критериям признания;
65) ликвидационная стоимость – оценочная сумма, которую можно было бы в настоящее время получить при выбытии актива после вычета расчетных затрат на выбытие, если бы актив уже достиг конца срока полезного использования, а его состояние таким, как ожидается на конец срока его полезного использования;
66) проверяемость – качество информации, которое помогает заверить пользователей в том, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности достоверна;
67) понятность – информация, предоставляемая в финансовой отчетности, понятна пользователям;
68) своевременность – доступность информации для пользователей, прежде чем она утратит свою полезность для целей подотчетности и принятия решений;
69) функциональная валюта – валюта основной экономической среды, в которой функционирует субъект;
70) условный актив – возможный актив, который возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного, или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем предприятия;
71) условное обязательство – возможное обязательство, которое возникает из прошлых событий и наличие которого будет подтверждено только наступлением или не наступлением одного, или нескольких будущих событий, возникновение которых неопределенно и которые не полностью находятся под контролем государственного учреждения;
72) иностранная валюта – валюта, отличная от функциональной валюты;
73) операция в иностранной валюте – сделка, которая выражена или подлежит урегулированию в иностранной валюте;
74) расходы – уменьшение экономических выгод или сервисного потенциала в течение отчетного периода в форме оттока или уменьшения активов, или возникновения обязательств, которые приводят к уменьшению чистых активов/капитала, отличному от уменьшения, связанного с распределением лицам, участвующим в капитале.";
пункт 18-1 изложить в следующей редакции:
"18-1. Первичными документами по учету налоговых поступлений в бюджет является сводный отчет по итоговым операциям лицевых счетов налогоплательщиков (начисленных, уменьшенных, поступивших, возвращенных сумм в бюджет).
Первичными документами по учету поступлений части чистого дохода государственных предприятий, дивидендов на государственные пакеты акций, а также доходов на доли участия в юридических лицах, находящихся в государственной или коммунальной собственности города районного значения, села, поселка, сельского округа (коммунальной собственности местного самоуправления), являются данные, предоставленные уполномоченными органами соответствующих отраслей или местными исполнительными органами либо аппаратом акима города районного значения, села, поселка, сельского округа.
Первичными документами по учету неналоговых поступлений в бюджет являются формы отчетов по поступлениям, полученные из подсистемы Аналитический центр (далее – АЦ) интегрированной автоматизированной информационной системы (далее – ИАИС) "е-Минфин" АЦ Компонент "Формирование отчетности и статистики по государственным финансам, анализ исполнения бюджетов, подготовка аналитических материалов".";
пункт 20-1 изложить в следующей редакции:
"20-1. Государственные учреждения, финансируемые за счет республиканского и местных бюджетов, за исключением государственных учреждений, для которых определен особый порядок финансирования согласно статье 83 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, из своей учетной информационной системы ежедневно осуществляют передачу данных в ЕХД БО по бухгалтерским операциям посредством интеграционных сервисов, с соблюдением мер защиты персональных данных в соответствии с Правилами интеграции объектов информатизации "электронного правительства", утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра информации и коммуникаций Республики Казахстан от 29 марта 2018 года № 123 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16777). ЕХД БО администрирует центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета.";
в пункт 33 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
в пункт 38 вносится изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется;
часть первую пункта 70 изложить в следующей редакции:
"70. В дебете субсчетов счета 1090 "Плановые назначения на принятие обязательств согласно индивидуальному плану финансирования по обязательствам государственных учреждений, финансируемых из местного бюджета", отражаются суммы плановых назначений на принятие обязательств, а также суммы, внесенные на восстановление кассовых расходов текущего года, а в кредите средства, израсходованные в соответствии с кодами бюджетной классификации по целевому назначению.";
пункт 74-4 изложить в следующей редакции:
"74-4. Государственные учреждения хранят в кассах наличные деньги, полученные как по чеку, так и путем применения корпоративной платежной карточки банка не более трех рабочих дней, не включая день получения денег в обслуживающем банке, за исключением денежных средств, предусмотренных на осуществление разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.
Принятые государственным учреждением в кассу наличные деньги, не позднее трех рабочих дней со дня их приема, за исключением денежных средств, предусмотренных на осуществление разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, сдаются в банк, для зачисления на соответствующие контрольные счета наличности.
Использование денег без предварительной сдачи их на соответствующие контрольные счета наличности не допускается.
Остатки наличных денег в кассе государственного учреждения на 31 декабря отчетного года сдаются в банк.";
пункт 87 изложить в следующей редакции:
"87. При первоначальном признании финансовые активы и финансовые обязательства оцениваются по справедливой стоимости, увеличенной или уменьшенной, в случае финансового актива или финансового обязательства, не учитываемых по справедливой стоимости через финансовый результат, затраты по сделке, которые напрямую связаны с приобретением или выпуском такого финансового актива или финансового обязательства.";
пункт 88-1 изложить в следующей редакции:
"88-1. Отражение в бухгалтерском учете передачи основного средства администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора производится на основании решений Правительства Республики Казахстан, местных исполнительных органов, уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом.
При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий) по балансовой стоимости администратором бюджетных программ производятся записи:
дебет счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";
на сумму накопленной амортизации:
дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства".
В случае уменьшения финансовых инвестиций в уставный капитал субъектов квазигосударственного сектора (государственных предприятий), путем возврата основных средств, администратором бюджетных программ производится обратная корреспонденция счетов на основании акта приема-передачи.
При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ администратором бюджетных программ по результатам оценки передаваемых основных средств, произведенных оценщиком в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оценочной деятельности в Республике Казахстан" производятся записи.
Переоценка (дооценка) основных средств:
дебет счета 2300 "Основные средства" и кредит субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств";
на сумму корректировки накопленной амортизации:
дебет субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств" и кредит счета 2391 "Накопленная амортизация основных средств".
Передача основных средств:
дебет счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";
на сумму накопленной амортизации:
дебет субсчета 2391 "Накопленная амортизация основных средств" и кредит счетов подраздела 2300 "Основные средства";
списание резерва по переоценке основных средств:
дебет субсчета 5111 "Резерв на переоценку основных средств" и кредит счета 5220 "Финансовый результат предыдущих лет".
Учет операций при переоценке, повлекшей уменьшение балансовой стоимости основных средств, производится в соответствии с пунктом 269 настоящих Правил.
При передаче, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств на образование или пополнение уставного капитала субъекта квазигосударственного сектора администратором бюджетных программ, не являющимся органом государственного управления данного субъекта, финансовые инвестиции передаются органу государственного управления актом приема-передачи вместе с актом приема-передачи акций, оплаченных передаваемым имуществом.
При передаче государственного пакета акций и государственной доли участия в доверительное управление финансовые инвестиции отражаются в учете органа государственного управления до момента заключения договора купли-продажи, перечисления денежных средств в соответствующий бюджет и выполнения других обязательств в соответствии с договором купли-продажи.
Администраторы бюджетных программ, осуществившие эмиссию в соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса Республики Казахстан в субъекты квазигосударственного сектора, но не имеющие права владения и пользования государственным пакетом акций указанных юридических лиц передают финансовые инвестиции органу государственного управления актом приема-передачи в год осуществления эмиссии.";
часть пятую пункта 88-2 изложить в следующей редакции:
"Учет финансовых инвестиций в юридические лица-нерезиденты ведется в порядке, предусмотренном главой 5 настоящих Правил.";
пункт 90 изложить в следующей редакции:
"90. Метод долевого участия представляет собой метод учета инвестиций в субъекты квазигосударственного сектора, совместные предприятия и ассоциированные организации, в соответствии с которым инвестиции первоначально учитываются по себестоимости, а затем балансовая стоимость инвестиции увеличивается или уменьшается, отражая признание доли инвестора в чистых активах/капитале объекта инвестиции после даты приобретения.
Доля инвестора в прибыли или убытке объекта инвестиций признается на финансовом результате текущего года инвестора.
Выплаты, полученные от объекта инвестиций, уменьшают балансовую стоимость инвестиций. Корректировки балансовой стоимости необходимы для учета изменений в пропорциональной доле участия инвестора в объекте инвестиций, возникающих в результате изменений в капитале объекта инвестиции, не признанные в прибыли или убытке объекта инвестиций. К ним относятся такие изменения, возникающие в результате переоценки основных средств и отражения курсовых разниц.
Доля инвестора в этих изменениях отражается отдельно в чистых активах/капитале инвестора.
Администраторы бюджетных программ отражают долю участия в прибыли (убытке) объекта инвестиций следующими записями:
доля прибыли: по дебету счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредиту счета 6220 "Прочие доходы от управления активами", или доля убытков: по дебету счета 7320 "Прочие расходы по управлению активами" и кредиту счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции".
Если доля инвестора в убытках объекта инвестиции равна или превышает балансовую стоимость инвестиций, то инвестор прекращает включать в отчетность свою долю будущих убытков.
Если впоследствии объект инвестиции показывает в своих отчетах прибыль, инвестор возобновляет отражение своей доли прибылей только после того, как она будет равна доле непризнанного убытка.
Отражение начисленных дивидендов к получению и отчислений части чистого дохода государственных предприятий осуществляется записью: дебет счета 1250 "Краткосрочные вознаграждения к получению" и кредиту счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции". Одновременно производится запись: дебет 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредит субсчета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям".
При применении метода долевого участия администратор бюджетных программ использует самую последнюю доступную финансовую отчетность субъекта квазигосударственного сектора.
Когда даты конца отчетного периода государственного учреждения и субъекта квазигосударственного сектора различаются, государственное учреждение или:
1) использует самую последнюю финансовую отчетность субъекта квазигосударственного сектора, где учтено влияние существенных операций или событий, произошедших между датой их финансовой отчетности и датой финансовой отчетности государственного учреждения.
2) использует самую последнюю финансовую отчетность субъекта квазигосударственного сектора, а также включает операции, произведенные за отчетный период:
перечисление денежных средств, выделенных администратору бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора;
передачи основных средств администратором бюджетных программ на образование или пополнение уставного капитала субъектов квазигосударственного сектора;
передачи, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном имуществе, основных средств в качестве имущественного вклада в уставный капитал товариществ с ограниченной ответственностью либо в оплату приобретения акций акционерных обществ администратором бюджетных программ по результатам оценки передаваемых основных средств, произведенных оценщиком в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об оценочной деятельности в Республике Казахстан";
выплата дивидендов на государственные пакеты акций, долей участия в юридических лицах, отчисления части чистого дохода государственных предприятий;
перечисление денежных средств на материально-техническое оснащение и капитальный ремонт помещений, зданий, сооружений государственных предприятий;
возврат основных средств администратору бюджетных программ, ранее переданных на пополнение уставных капитала государственных предприятий.";
пункты 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 и 90-6 изложить в следующей редакции:
"90-2. Наличие значительного влияния государственного учреждения подтверждается одним или несколькими из перечисленных ниже признаков:
1) представительство в Совете директоров или аналогичном органе управления объекта инвестиций;
2) участие в процессах выработки политики, включая участие в принятии решений по дивидендам или аналогичным выплатам;
3) операции между инвестором и объектом инвестиций;
4) обмен управленческим персоналом; или
5) предоставление технической информации.
90-3. Государственное учреждение (как инвестор) прекращает использование метода долевого участия с той даты, когда ее инвестиция перестает быть ассоциированной организацией или совместным предприятием.
Если инвестиция в ассоциированную организацию становится инвестицией в совместное предприятие или инвестиция в совместное предприятие становится инвестицией в ассоциированную организацию, государственное учреждение продолжает использовать метод долевого участия и не производит переоценку оставшейся доли.
90-4. Если доля владения инвестора в ассоциированной организации или совместном предприятии уменьшается, но инвестиция продолжает классифицироваться соответственно, как ассоциированная организация или совместное предприятие, то государственное учреждение переводит прямо в состав прибыли или убытка часть дохода или убытка, ранее признанную в составе чистых активов/капитала, связанного с данным уменьшением доли владения. Доход или убыток требуется перевести прямо в состав прибыли или убытка при выбытии соответствующих активов или обязательств.
90-5. Инвестиция учитывается по методу долевого участия, начиная с даты, с которой она становится ассоциированной организацией или совместным предприятием. При приобретении инвестиции любая разница между стоимостью инвестиции и долей государственного учреждения в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств объекта инвестиций учитывается следующим образом:
1) если государственное учреждение включила, деловую репутацию, относящуюся к ассоциированной организации или совместному предприятию в балансовую стоимость инвестиции, амортизация этой деловой репутации не разрешается;
2) превышение доли государственного учреждения в чистой справедливой стоимости идентифицируемых активов и обязательств объекта инвестиций над стоимостью инвестиции включается в выручку при определении доли инвестора в прибыли или убытке ассоциированной организации или совместного предприятия за тот период, в котором инвестиция была приобретена.
Выполняются необходимые корректировки доли инвестора в прибыли или убытке ассоциированной организации или совместного предприятия после приобретения для отражения. Аналогичным образом, производятся соответствующие корректировки доли инвестора в прибыли или убытке ассоциированной организации или совместного предприятия после приобретения для учета убытков от обесценения (от обесценения основных средств или деловой репутации).
90-6. При применении метода долевого участия администратор бюджетных программ использует самую последнюю доступную финансовую отчетность ассоциированной организации или совместного предприятия. Когда даты конца отчетного периода государственного учреждения и ассоциированной организации или совместного предприятия различаются, государственное учреждение или:
1) получает, для целей применения метода долевого участия, дополнительную финансовую информацию на ту же дату что и финансовая отчетность государственного учреждения; или
2) использует самую последнюю финансовую отчетность ассоциированной организации или совместного предприятия, где учтено влияние существенных операций или событий, произошедших между датой их финансовой отчетности и датой финансовой отчетности государственного учреждения.
Финансовая отчетность государственного учреждения составляется с использованием единой учетной политики для аналогичных операций и событий в сходных обстоятельствах.";
пункты 90-8, 90-9, 90-10 и 90-11 изложить в следующей редакции:
"90-8. Если доля инвестора в убытке ассоциированной организации или совместного предприятия равна или превышает ее долю в ассоциированной организации или совместном предприятии, то инвестор прекращает признание своей доли в дальнейшем убытке. Доля в ассоциированной организации или совместном предприятии соответствует балансовой стоимости инвестиций в ассоциированную организацию или совместное предприятие, определенных с использованием метода долевого участия, вместе с долгосрочными вложениями, в сущности, составляющих часть чистых инвестиций государственного учреждения в ассоциированную организацию или совместное предприятие.
90-9. После применения метода долевого участия, включая признание прибыли ассоциированной организации или совместного предприятия, администратор бюджетных программ применяет требования учета финансовых инструментов для определения дополнительных убытков от обесценения в отношении ее чистых инвестиций в ассоциированную организацию или совместное предприятие.
Администратор бюджетных программ применяет требования по учету финансовых инструментов для определения необходимости признать дополнительные убытки от обесценения в отношении доли государственного учреждения в ассоциированной организации или совместном предприятии, которая не является частью чистых инвестиций и суммы таких убытков от обесценения.
Когда применение требований по учету финансовых инструментов указывает на то, что инвестиции в ассоциированную организацию или совместное предприятие обесценивается, применяется требования в отношении учета обесценения активов, генерирующих денежные средства и при необходимости, обесценения активов, не генерирующих денежные средства.
Требования в отношении учета обесценения активов, генерирующих денежные средства, предусматривают определение ценности использования инвестиций, генерирующих денежные средства. При определении ценности использования инвестиций, генерирующих денежные средства, государственное учреждение оценивает:
1) свою долю в дисконтированной стоимости прогнозируемых будущих денежных потоков, ожидаемых от ассоциированной организации или совместного предприятия, включая денежные потоки от операций ассоциированной организации или совместного предприятия и поступления от окончательного выбытия инвестиций; или
2) дисконтированную стоимость прогнозируемых будущих денежных потоков, ожидаемых от дивидендов или аналогичных выплат, полученные от инвестиций или от их окончательной продажи.
При соответствующих допущениях оба метода дают одинаковые результаты.
Требования в отношении учета обесценения активов, не генерирующих денежные средства, предусматривают, чтобы балансовая стоимость была уменьшена до возмещаемой стоимости актива при возмещении стоимости актива меньше его балансовой стоимости. Возмещаемая стоимость является наибольшей из справедливой стоимости актива, за вычетом затрат на продажу и ценности использования. Ценность использования актива, не генерирующего денежные средства, определяется как дисконтированная стоимость оставшейся возможности полезного использования актива. Дисконтированная стоимость оставшейся возможности полезного использования оценивается с использованием метода амортизированной стоимости замещения, метода восстановительной стоимости или метода полезных единиц.
90-10. Возмещаемая сумма инвестиций в ассоциированную организацию или совместное предприятие оценивается по каждой ассоциированной организации или совместному предприятию в отдельности, за исключением случаев, когда ассоциированная организация или совместное предприятие не генерируют денежные притоки от продолжающейся деятельности, в основном независимы от денежных притоков от прочих активов государственного учреждения.
90-11. При передаче государственным учреждением основного средства по договору доверительного управления, основное средство учитывается на балансе государственного учреждения. Амортизация основного средства начисляется балансодержателем. Государственное учреждение отражает доходы от эксплуатации актива и расходы по амортизации основного средства, переданного в доверительное управление.";
пункт 92 изложить в следующей редакции:
"92. Учет финансовых инвестиций, удерживаемых до погашения, и финансовых обязательств по амортизированной стоимости осуществляется с применением метода эффективной ставки процента.
Учет долгосрочных займов, предоставленных субъектам квазигосударственного сектора осуществляется по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента.
Амортизированной стоимостью финансового актива или финансового обязательства признается величина, в которой финансовые активы или обязательства измерены при первоначальном признании, за вычетом выплат в погашение основной суммы долга, уменьшенная или увеличенная на сумму накопленной с использованием метода эффективной ставки процента амортизации разницы между первоначальной стоимостью и суммой погашения, а также за вычетом суммы уменьшения (прямого или путем использования счета оценочного резерва) на обесценение или безнадежную задолженность.
После первоначального признания государственным учреждением финансовые обязательства оцениваются по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента, за исключением финансовых обязательств, учтенных по справедливой стоимости с признанием на финансовый результат.
Метод эффективной ставки процента рассмотрен в разделе "Принципы дисконтирования" настоящих Правил.";
пункт 95 исключить;
часть пятую пункта 97 изложить в следующей редакции:
"Погашение основного долга по бюджетному кредиту, учитываемому по себестоимости, производится записью: по дебету субсчета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям", по дебету счета 4130 "Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом" и по кредиту счетов 1110 "Краткосрочные займы предоставленные", 2110 "Долгосрочные займы предоставленные".";
дополнить пунктом 97-1 следующего содержания:
"97-1. При предоставлении бюджетных кредитов субъектам квазигосударственного сектора осуществляется следующая корреспонденция счетов по дебету счета 1110 "Краткосрочные займы предоставленные", 2110 "Долгосрочные займы предоставленные" и кредиту счетов 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования".
Одновременно на сумму предоставленного кредита начисляется задолженность по расчетам с бюджетом: по дебету счета 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредиту счета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям", 4130 "Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом".
Отражение справедливой стоимости при предоставлении долгосрочного кредита субъектам квазигосударственного сектора отражается следующей корреспонденцией:
в случаях, когда справедливая стоимость меньше номинальной:
по дебету субсчета 7483 "Расходы от первоначального признания выданных займов" и кредиту счета 2150 "Положительная разница между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов";
в случаях, когда справедливая стоимость больше номинальной:
по дебету счета 2160 "Отрицательная разница между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов" и кредиту субсчета 6383 "Доходы от первоначального признания выданных займов".
Начисление вознаграждения по предоставленному кредиту отражается корреспонденцией по дебету счета 1250 "Краткосрочные вознаграждения к получению" и по кредиту счета 6210 "Доходы по вознаграждениям".
Одновременно осуществляется вторая запись по признанию обязательства перед бюджетом: по дебету счета 7120 "Расходы по расчетам с бюджетом" и кредиту субсчета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям".
Погашение основного долга по бюджетному кредиту производится записью: по дебету субсчета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям", по дебету счета 4130 "Долгосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом" и кредиту счетов 1110 "Краткосрочные займы предоставленные", 2110 "Долгосрочные займы предоставленные".
Оплата вознаграждения в бюджет производится записью: по дебету субсчета 3133 "Краткосрочная кредиторская задолженность перед бюджетом по прочим операциям" и кредиту счета 1250 "Краткосрочные вознаграждения к получению".
По состоянию на отчетную дату начисляется амортизация положительной разницы между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов (справедливая стоимость меньше номинальной) записью: по дебету счета 2150 "Положительная разница между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов" и кредиту счета 6210 "Доходы по вознаграждениям",
либо амортизация отрицательной разницы между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов (справедливая стоимость больше номинальной) по дебету счета 7310 "Расходы по вознаграждениям" и кредиту счета 2160 "Отрицательная разница между номинальной и справедливой стоимостью предоставленных займов".";
часть девятую и десятую пункта 123-1 изложить в следующей редакции:
"Аналогичный подход применяется к другим видам налоговых поступлений, по которым ведутся лицевые счета налогоплательщиков (налоговых агентов), налоговый период для которых установлен календарный месяц или календарный квартал (акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес).
По другим обязательным платежам в бюджет (госпошлина, сбор, платы), по которым не ведутся лицевые счета налогоплательщиков (налоговых агентов) доходы признаются в момент оплаты в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.";
пункт 123-3 изложить в следующей редакции:
"123-3. Уполномоченные органы по исполнению местного бюджета на конец отчетного периода создают резерв по сомнительной налоговой задолженности.
При этом производится бухгалтерская запись по дебету счета 7451 "Расходы по созданию резерва по налоговой задолженности", предназначенного для учета расходов по созданию резервов по сомнительной налоговой задолженности, включая налоговую задолженность банкротов и иных принудительно ликвидируемых лиц, налоговую задолженность, в отношении которой органами государственных доходов приняты все меры принудительного взыскания" и кредиту счета 1290 "Резерв по сомнительной дебиторской задолженности".";
пункты 124 и 124-1 изложить в следующей редакции:
"124. Операции по выплате стипендий отражаются следующими проводками:
получение государственным учреждением финансирования на выплату стипендии: дебет субсчета 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования" и кредит счета 6010 "Доходы от финансирования текущей деятельности";
начисление расходов на выплату стипендии: дебет счета 7021 "Оплата обучения стипендиатов за рубежом", 7022 "Стипендии" и кредит счета 3230 "Краткосрочная кредиторская задолженность стипендиатам";
выплата стипендии: дебет счета 3230 "Краткосрочная кредиторская задолженность стипендиатам" и кредит субсчета 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", счета 1010 "Денежные средства в кассе".
124-1. Администратор бюджетных программ осуществление операций по безвозмездному финансированию государственных предприятий для приобретения долгосрочных активов и затрат капитального характера отражает следующими корреспонденциями счетов:
при перечислении денежных средств: дебет счета 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность" и кредит субсчета 1081 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1091 "Плановые назначения на принятие обязательств по индивидуальному плану финансирования", 1041 "КСН благотворительной помощи", 1042 "КСН платных услуг", 1050 "Счет в иностранной валюте";
при получении от государственных предприятий соответствующих подтверждающих документов по целевому использованию денежных средств: дебет счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции" и кредит счета 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность".";
дополнить пунктами 124-2 и 124-3 следующего содержания:
"124-2. Центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета на конец отчетного периода создает резерв по сомнительной задолженности получателей государственных гарантий, не исполнивших свои обязательства в рамках договоров займов.
При этом производится бухгалтерская запись по дебету субсчета 7453 "Расходы по созданию резерва по сомнительной задолженности получателей государственных гарантий", предназначенного для учета расходов по созданию резервов по сомнительной задолженности получателей государственных гарантий, не исполнивших свои обязательства в рамках договоров займов и кредиту счета 2140 "Резерв под кредитные убытки".
124-3. При осуществлении возврата сомнительной задолженности получателей государственных гарантий, признанный в течении отчетного периода расход по созданию резерва восстанавливается следующей проводкой: дебет счета 2140 "Резерв под кредитные убытки" и кредит субсчета 7453 "Расходы по созданию резерва по сомнительной задолженности получателей государственных гарантий".";
пункт 133 изложить в следующей редакции:
"133. Начисление сумм платы за загрязнение окружающей среды, задолженности по государственной пошлине и по прочим платежам в бюджет проводится записью: дебет счета 7140 "Прочие операционные расходы" и кредит субсчета 3123 "Краткосрочная кредиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду", 3124 "Краткосрочная кредиторская задолженность по прочим налогам и другим обязательным платежам в бюджет".
Перечисление начисленных сумм отражается проводкой: дебет субсчета 3123 "Краткосрочная кредиторская задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду", 3124 "Краткосрочная кредиторская задолженность по прочим налогам и другим обязательным платежам в бюджет" и кредит соответствующего субсчета счета подраздела "Денежные средства и их эквиваленты" Плана счетов.";
часть вторую пункта 152 изложить в следующей редакции:
"Создание резерва по сомнительным долгам отражается проводкой: дебет субсчета 7452 "Расходы по созданию резервов" и кредит счета 1290 "Резерв по сомнительной дебиторской задолженности".";
пункт 224-1 изложить в следующей редакции:
"224-1. "Перевод имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства в основные средства и запасы отражаются следующей корреспонденцией счетов дебет соответствующего субсчета счета подразделов: 2300 "Основные средства", 1300 "Запасы" Плана счетов и кредит счета 1341 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства".";
часть пятую пункта 225 изложить в следующей редакции:
"Талоны и топливные карты на горючие и смазочные материалы (субсчет 1315 "Топливо, ГСМ") выдаются водителю по распоряжению руководителя государственного учреждения. Повторная выдача талонов может производиться только после сдачи отчета заранее полученные.";
часть первую пункта 245 изложить в следующей редакции:
"245. Стоимость объекта основного средства может быть признана активом, когда существует вероятность поступления в государственное учреждение будущих экономических выгод и сервисного потенциала, связанных с этим объектом, и можно надежно измерить фактические затраты или справедливую стоимость объекта.";
пункт 247 изложить в следующей редакции:
"247. Единицей бухгалтерского учета основного средства является инвентарный объект. Инвентарным объектом основного средства признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
Земля имеет неограниченный срок использования и не амортизируется. Здания имеют ограниченный срок полезной службы и являются амортизируемыми активами. Увеличение стоимости земли, на которой стоит здание, не влияет на определение амортизируемой стоимости этого здания.
Для совокупных, по отдельности незначимых единиц, таких как библиотечные книги, компьютерные дополнительные устройства и небольшие детали оборудования, государственное учреждение может применить критерий совокупной стоимости.
К комплексу конструктивно сочлененных предметов относятся один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие либо общие приспособления и принадлежности, либо общее управление, либо смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Отнесение нескольких объектов к одному комплексу осуществляется осуществлено на основании проектной документации, заверенной техническими специалистами.
Земля и здания являются отделяемыми друг от друга активами и в целях финансовой отчетности учитываются раздельно, даже если они приобретаются вместе. Сооружения, автомобильные дороги, памятники, которые расположены на земельных участках, подлежат раздельному учету.";
пункт 253 изложить в следующей редакции:
"253. Модель переоценки: после признания в качестве актива учет объекта основных средств, чья справедливая стоимость может быть надежно измерена, производится по его переоцененной стоимости, представляющей собой справедливую стоимость на дату переоценки, минус любая последующая накопленная амортизация и последующие накопленные убытки в результате обесценения
При переоценке объекта основных средств переоценивается весь класс (группа) основных средств, к которому принадлежит этот актив.
Частота проведения переоценки зависит от изменений в справедливой стоимости основных средств, подлежащих переоценке. Если справедливая стоимость переоцененного актива существенно отличается от его балансовой стоимости, необходима дополнительная переоценка. Государственным учреждением переоценка проводится каждые пять лет.
Справедливой стоимостью земли и зданий обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки, выполненной профессиональными оценщиками.
Справедливой стоимостью категорий машин и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки.
Когда информация о рыночной стоимости отсутствует по причине специфического характера основных средств или редкости продаж данных активов, они оцениваются по фактической стоимости с учетом износа.";
пункты 257 и 258 изложить в следующей редакции:
"257. Изменение первоначальной стоимости допускается также в случаях оценки активов, проводимой в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан, независимо от выбора модели учета.
Изменение первоначальной стоимости жилых зданий допускается также, когда балансовая стоимость здания равна нулю. Переоценка зданий проводится в соответствии с методами и расчетами, предусмотренными Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Нормы настоящего пункта применяются независимо от выбора модели учета.
258. Амортизация не начисляется по нижеследующим основным средствам:
земле;
активам культурного наследия;
оборудованию, экспонатам, образцам, действующим и недействующим моделям, макетам и другим наглядным пособиям, находящимся в кабинетах и лабораториях и используемым для учебных и научных целей;
по рабочему скоту, буйволам, волам, многолетним насаждениям, не связанным с сельскохозяйственной деятельностью, не достигшим эксплуатационного возраста;
экспонатам животного мира (в зоопарках и других аналогичных государственных учреждениях);
библиотечным фондам, фильмофонду, сценическо-постановочным средствам, музейным и художественным ценностям;
вооружению и военной технике;
активам, переведенным на консервацию.
Элементы объекта основного средства, имеющие одинаковую норму износа, группируются для определения амортизационных отчислений.
Компоненты объекта основного средства, имеющие разные нормы износа для определения амортизационных отчислений учитываются отдельно. Государственное учреждение распределяет первоначальную стоимость объектов основного средства между такими компонентами и амортизируют каждый компонент отдельно.";
пункт 259 изложить в следующей редакции:
"259. Амортизация основных средств начисляется ежемесячно.
Начисление амортизации приобретенных основных средств производится с 1 числа месяца следующего за месяцем:
приобретения, если не требуется осуществление монтажа;
ввода в эксплуатацию, если необходимо проведение монтажа.
В случае простоя или неактивного использования основного средства или удержания его для выбытия, амортизация объекта основных средств не прекращается, пока он полностью не будет самортизирован, кроме активов, указанных в пункте 258 настоящих Правил.
Амортизация основных средств прекращается, когда прекращается признание основных средств.";
пункт 274 изложить в следующей редакции:
"274. Если в балансовую стоимость объекта основных средств включена стоимость замены части объекта, то балансовая стоимость замененной части списывается с баланса независимо от того амортизировалась ли замененная часть отдельно. Если невозможно определить балансовую стоимость замененной части объекта, государственное учреждение может использовать стоимость замены, в качестве показателя стоимости замененной части в момент ее приобретения или сооружения.
Составные части некоторых основных средств требуют замены через регулярные промежутки времени (дорога требует нового покрытия через каждые несколько лет, печь требует замены футеровки по истечении определенного количества часов использования, или же внутреннее оснащение самолета, подлежит неоднократной замене в течение срока службы фюзеляжа). Некоторые объекты основных средств не требуют такой частой регулярной замены.
Согласно принципу признания, предусмотренному пунктом 36 настоящих Правил, государственное учреждение признает в балансовой стоимости объекта основных средств затраты по замене компонента такого объекта в момент их возникновения при условии соблюдения критериев признания. Остаточная стоимость замененных компонентов списывается в соответствии с положениями главы 9 настоящих Правил.";
часть первую пункта 336 изложить в следующей редакции:
"336. Для того чтобы объект отвечал определению нематериального актива, он соответствует критериям признания нематериального актива, то есть идентифицируемости, контролю над ресурсами и наличию будущих экономических выгод или сервисного потенциала, связанного с этим объектом.";
дополнить пунктами 339-1 и 339-2 следующего содержания:
"339-1. Для признания статьи в качестве нематериального актива государственное учреждение демонстрирует, что актив отвечает:
a) определению нематериального актива, изложенного в пункте 336 настоящих Правил;
б) критериям признания, изложенной в пункте 339 настоящих Правил.
Данное требование применяется в отношении затрат, измеряемых на момент признания (затрат в процессе операции обмена или создания нематериального актива собственными силами, или справедливой стоимости нематериального актива, приобретенного в процессе необменной операции) и последующих затрат на его совершенствование, частичную замену или обслуживание.
339-2. Последующие затраты – понесенные после первоначального признания, приобретенного нематериального актива или завершения самостоятельного создания нематериального актива, лишь изредка признаются в составе балансовой стоимости актива.
Увеличение балансовой стоимости нематериального актива в результате последующих капитальных вложений производится, когда будущие экономические выгоды сверх первоначально оцененных норм поступят в государственное учреждение.";
пункт 368 изложить в следующей редакции:
"368. При учете финансовой аренды арендаторы в начале срока аренды признают в своих отчетах о финансовом положении в качестве:
активов – активы, приобретенные в рамках финансовой аренды;
обязательства – связанные с арендой обязательства.
Арендатор отражает данную операцию следующей корреспонденцией: дебет соответствующий субсчет счета "Основные средства", "Инвестиционная недвижимость", "Биологические активы" или "Нематериальные активы" и кредит счета 4120 "Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде".
В момент признания, а также на конец отчетного года государственное учреждение выделяет текущую часть долгосрочной кредиторской задолженности по аренде: дебет счета 4120 "Долгосрочная кредиторская задолженность по аренде" и кредит счета 3260 "Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде".
Затраты, определенные как относящиеся непосредственно к деятельности, осуществленной арендатором в связи с финансовой арендой, включаются в сумму, признанную в качестве актива.
Активы и обязательства признаются в сумме, равной наименьшей из определенных на начальную дату аренды:
справедливой стоимости арендуемого имущества;
дисконтированной стоимости минимальных арендных платежей.
Актив амортизируется арендатором. Амортизируемая стоимость арендуемого актива систематически распределяется на каждый учетный период в течение срока ожидаемого использования в соответствии с амортизационной политикой, принятой арендатором для собственных амортизируемых активов: дебет счета 7110 "Расходы по амортизации долгосрочных активов" и кредит субсчета по отражению накопленной амортизации соответствующего актива.
Государственное учреждение периодически пересматривает балансовую стоимость арендуемых активов на предмет обесценения в соответствии с положениями раздела "Обесценение активов" настоящих Правил.
Начисление вознаграждения по аренде государственное учреждение отражает по дебету счета 7310 "Расходы по вознаграждениям" и кредиту счета 3250 "Краткосрочные вознаграждения к выплате".
Погашение арендного обязательства отражается по дебету счетов 3250 "Краткосрочные вознаграждения к выплате" и 3260 "Краткосрочная кредиторская задолженность по аренде" и кредиту соответствующих субсчетов счетов "Денежные средства и их эквиваленты" Плана счетов.
Арендодатель в начале срока аренды признает в балансе дебиторскую задолженность в сумме, равной арендным платежам, получаемым в рамках финансовой аренды.
Передача актива в аренду отражается записью: дебет счета 2220 "Долгосрочная дебиторская задолженность по аренде" и кредит соответствующего субсчета актива, переданного в финансовую аренду.
Начисление вознаграждения по аренде отражается по дебету счета 1250 "Краткосрочные вознаграждения к получению" и кредиту счета 6210 "Доходы по вознаграждениям". Доходы по вознаграждениям от аренды являются доходами бюджета (порядок перечисления доходов от управления активами в бюджет рассмотрен в разделе "Порядок учета дебиторская и кредиторская задолженности" настоящих Правил).
На конец отчетного периода государственное учреждение отражает текущую часть долгосрочной задолженности по аренде записью: дебет счета 1270 "Краткосрочная дебиторская задолженность по аренде", кредит счета 2220 "Долгосрочная дебиторская задолженность по аренде".";
пункт 381 изложить в следующей редакции:
"381. Для учета доходов государственного учреждения предназначены счета:
6010 "Доходы от финансирования текущей деятельности";
6020 "Доходы от финансирования капитальных вложений";
6030 "Доходы по трансфертам";
6040 "Доходы от финансирования по выплате субсидий";
6050 "Доходы от благотворительной помощи";
6060 "Доходы по грантам";
6070 "Доходы от поступления займов";
6080 "Прочие доходы от необменных операций";
6090 "Возврат остатков бюджетных средств";
6110 "Доходы от реализации товаров, работ и услуг";
6210 "Доходы по вознаграждениям";
6220 "Прочие доходы от управления активами";
6310 "Доходы от изменения справедливой стоимости";
6320 "Доходы от выбытия долгосрочных активов";
6330 "Доходы от безвозмездного получения активов";
6340 "Доходы от курсовой разницы";
6350 "Доходы от компенсации убытков";
6360 "Прочие доходы";
6370 "Доходы от поступлений в Фонды";
6380 "Доходы, возникающие при первоначальном признании финансовых инвестиций и обязательств".";
пункт 413 изложить в следующей редакции:
"413. Для учета расходов государственного учреждения предназначены счета:
7010 "Расходы на оплату труда";
7020 "Расходы по выплате стипендии";
7030 "Расходы по пенсионным взносам";
7040 "Расходы на социальный налог";
7050 "Расходы на обязательное страхование";
7060 "Расходы по запасам";
7070 "Расходы на командировки";
7080 "Расходы по коммунальным платежам и прочим услугам";
7090 "Расходы на текущий ремонт";
7110 "Расходы по амортизации долгосрочных активов";
7120 "Расходы по расчетам с бюджетом";
7130 "Расходы по аренде";
7140 "Прочие операционные расходы";
7150 "Расходы на обязательное социальное медицинское страхование";
7210 "Расходы по трансфертам";
7220 "Расходы по выплатам пенсий и пособий";
7230 "Расходы по субсидиям";
7240 "Расходы по трансфертам общего характера";
7250 "Расходы по трансфертам местного самоуправления";
7260 "Расходы по уменьшению поступлений в бюджет";
7270 "Расходы по прочим трансфертам и бюджетным выплатам";
7310 "Расходы по вознаграждениям";
7320 "Прочие расходы по управлению активами";
7330 "Расходы по проектам государственно-частного партнерства";
7410 "Расходы от изменения справедливой стоимости";
7420 "Расходы по выбытию долгосрочных активов";
7430 "Расходы по курсовой разнице";
7440 "Расходы от обесценения активов";
7450 "Расходы по созданию резервов";
7460 "Прочие расходы";
7470 "Расходы по КСН республиканского и местных бюджетов";
7480 "Расходы, возникающие при первоначальном признании финансовых инвестиций и обязательств";
7490 "Расходы по фондам".";
пункт 421 изложить в следующей редакции:
"421. При применении метода долевого участия по учету инвестиций в субъекты квазигосударственного сектора, ассоциированные организации или совместные предприятия отражение участия государственного учреждения в доли убытков объекта инвестиции осуществляется по решению общего собрания акционеров/участников (единственного акционера/участника) или органа государственного управления по дебету счета 7320 "Прочие расходы по управлению активами" и кредиту счета 2120 "Долгосрочные финансовые инвестиции".";
пункт 479 изложить в следующей редакции:
"479. Для учета указанных ценностей применяются следующие забалансовые счета:
01 "Арендованные активы" – учитываются активы, принятые по договору в операционную аренду, в стоимости, предусмотренной договором на аренду;
02 "Запасы, принятые на ответственное хранение или оплаченные по централизованному снабжению" – учитываются запасы, принятые государственным учреждением на ответственное хранение, включая спецоборудование, полученное от заказчиков для выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по договорам, а также запасы, оплаченные по централизованному снабжению;
03 "Бланки строгой отчетности" – учитываются находящиеся на хранении и выдаваемые под отчет бланки строгой отчетности (расчетные чековые книжки, квитанционные книжки, аттестаты, дипломы, бланки удостоверений, фирменные бланки государственных учреждений, оплаченные талоны на питание, оплаченные путевки в дома отдыха, санатории и туристические базы, полученные извещения на почтовые переводы, почтовые марки и марки госпошлины) и другие бланки строгой отчетности;
04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" – учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов в течение пяти лет с момента признания безнадежной к взысканию в порядке, установленном пунктом 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан "О реабилитации и банкротстве", списания с баланса для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников. Суммы, полученные в погашение этой задолженности, восстанавливаются на балансовый счет и признаются как обязательство государственного учреждения перед бюджетом по передаче в доход соответствующего бюджета;
05 "Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности" – учитывается задолженность за учащимися и студентами за невозвращенное ими обмундирование, белье, инструменты и другие ценности. Списание с баланса учебного заведения материальных ценностей, числящихся за выбывшими учащимися и студентами, производится на основании приказа об их отчислении. Не возвращенные учащимися и студентами материальные ценности принимаются на забалансовый учет. Истребование такого имущества производится в соответствии со статьей 260 Гражданского кодекса Республики Казахстан;
06 "Переходящие спортивные призы и кубки" – учитываются переходящие призы, знамена, кубки, учрежденные разными государственными учреждениями и получаемые от них для награждения команд-победителей (в течение всего периода их нахождения в данном государственном учреждении);
07 "Путевки" – учитываются путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций;
08 "Учебные предметы военной техники" – учитываются все виды оборудования и предметы, находящиеся в тирах, на спортивных стрельбищах, в кабинетах военных дисциплин учебных заведений;
09 "Активы культурного наследия" – учитываются активы культурного наследия (исторические здания и монументы, места археологических раскопок, заповедники и природные охраняемые территории, а также произведения искусства);
10 "Имущество, обращенное (поступившее) в собственность государства" – учитывается итоговая сумма оцененного имущества, обращенного (поступившего) в собственность государства по отдельным основаниям, предусмотренным статьей 21 Закона Республики Казахстан "О государственном имуществе", подтвержденная данными Реестра государственного имущества на отчетную дату.";
приложение 1 к указанным Правилам изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
2) в приказе Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 "Об утверждении учетной политики" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6505):
в Учетной политике, утвержденной указанным приказом:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Основными качественными характеристиками финансовой отчетности являются понятность, уместность, достоверное представление, сопоставимость, своевременность и проверяемость.
Понятность – информация, предоставляемая в финансовой отчетности, понятна пользователям.
Уместность – информация является уместной для пользователей, принимающих решения, и помогает им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.
Достоверное представление – информация, которая достоверно представляет собой экономическое или иное явление, отражает суть лежащей в основе сделки, другое событие, деятельность или обстоятельство, которые не обязательно всегда совпадают с их правовой формой.
Сопоставимость – возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций осуществляются по единой для всех государственных учреждений методологии.
Своевременность – доступность информации для пользователей, прежде чем она утратит свою полезность для целей подотчетности и принятия решений.
Проверяемость – качество информации, которое помогает заверить пользователей в том, что информация, содержащаяся в финансовой отчетности достоверна.";
пункт 20 изложить в следующей редакции:
"20. В последующем администратор бюджетных программ учитывает:
1) финансовые инвестиции, учитываемые по справедливой стоимости с признанием на финансовый результат;
2) финансовые инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи – по справедливой стоимости с признанием на чистые активы/капитал;
3) финансовые инвестиции, удерживаемые до погашения – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;
4) финансовые инвестиции в субъекты квазигосударственного сектора – по методу долевого участия;
5) займы, предоставленные по бюджетному кредитованию – по себестоимости;
6) займы, предоставленные субъектам квазигосударственного сектора – по амортизированной стоимости с применением метода эффективной ставки процента;
7) финансовые инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия – по методу долевого участия.";
дополнить пунктом 20-1 в следующего содержания:
"20-1. При определении амортизированной стоимости денежных потоков по займам, предоставленным субъектам квазигосударственного сектора, государственное учреждение в качестве эффективной процентной ставки дисконтирования учитывает ставку, применяемую субъектами квазигосударственного сектора.";
пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. При отсутствии активного рынка финансовые инвестиции в долевые инструменты учитываются по себестоимости за вычетом убытков от обесценения.
Долгосрочные займы, предоставленные субъектам квазигосударственного сектора, отражаются в финансовой отчетности уполномоченного органа, осуществляющего бухгалтерский учет поступлений бюджета, по номинальной стоимости с целью их элиминирования.";
пункт 24-1 изложить в следующей редакции:
"24-1. Уполномоченные органы по исполнению местных бюджетов создают резерв по сомнительной налоговой задолженности на конец отчетного периода, включая задолженность банкротов и иных принудительно ликвидируемых юридических лиц, а также по налоговой задолженности, в отношении которой органами государственных доходов приняты все меры принудительного взыскания. При осуществлении возврата сомнительной налоговой задолженности, признанный в течении отчетного периода расход по созданию резерва восстанавливается.";
пункт 37 изложить в следующей редакции:
"37. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается также в случаях оценки активов, проводимой в соответствии с решениями Правительства Республики Казахстан.
Изменение первоначальной стоимости жилых зданий допускается, когда балансовая стоимость здания равна нулю. Переоценка зданий проводится в соответствии с методами и расчетами, предусмотренными Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Нормы настоящего пункта применяются независимо от выбора модели учета.";
пункт 69 изложить в следующей редакции:
"69. После первоначального признания государственным учреждением финансовые обязательства оценивается по амортизированной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента, за исключением финансовых обязательств, учтенных по справедливой стоимости на финансовый результат.";
дополнить пунктами 69-1 и 69-2 следующего содержания:
"69-1. В качестве справедливой стоимости государственных ценных бумаг, размещенных на внутреннем рынке капитала, принимается их номинальная стоимость.
69-2. Ставка дисконтирования по внешним займам определяется на основе рыночных условий, используя средневзвешенную ставку заимствования действующего портфеля внешних займов.";
пункт 94 изложить в следующей редакции:
"94. Доходы от управления активами, в том числе поступления части чистого дохода объекта инвестиции, дивидендов на государственные пакеты акций и доходы на доли участия в юридических лицах, доходы от аренды имущества являются доходами бюджета Республики Казахстан.
Поступления части чистого дохода объекта инвестиции, дивидендов на государственные пакеты акций и доходы на доли участия в юридических лицах, признаются в учете по методу начисления и отражаются как доходы от управления активами в момент утверждения уполномоченным органом суммы, подлежащей уплате в бюджет.".
2. Департаменту методологии бухгалтерского учета, аудита и оценки Министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) направление копии настоящего приказа на государственном и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан" Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр финансов Республики Казахстан |
М. Такиев |
Приложение к приказу Министра финансов Республики Казахстан от 14 февраля 2025 года № 70 |
Приложение 1 к Правилам ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях |
Годовые нормы износа по долгосрочным активам государственных учреждений
Виды и группы долгосрочных активов | Номер счета/субсчета по Плану счетов бухгалтерского учета государственных учреждений | Шифр нормы износа | Годовая норма износа (в % (процентах) к первоначальной стоимости) |
1. Здания | 2320 | ||
Нежилые здания | 2321 | 1.1 | 7 |
Жилые здания | 2322 | 1.2 | 2 |
2. Сооружения | 2330 | ||
Автомобильные дороги | 2331 | 2.1 | 5,5 |
Прочие дороги | 2332 | 2.2 | 7 |
Прочие сооружения | 2333 | 2.3 | 7 |
3. Передаточные устройства | 2340 | ||
Устройства электропередачи и связи | 2340 | 3.1 | 4 |
Трансмиссии и трубопроводы | 2340 | 3.2 | 5 |
4. Транспортные средства | 2350 | ||
Подвижной состав железнодорожного транспорта | 2350 | 4.1 | 15 |
Водный транспорт | 2350 | 4.2 | 15 |
Автомобильный транспорт | 2350 | 4.3 | 15 |
Автомобильный транспорт для оказания скорой медицинской помощи* | 2350 | 4.4 | 20 |
Воздушный транспорт | 2350 | 4.5 | 15 |
Гужевой транспорт | 2350 | 4.6 | 15 |
Производственный транспорт | 2350 | 4.7 | 20 |
Спортивный транспорт | 2350 | 4.8 | 23 |
5. Машины и оборудование | 2360 | ||
Силовые машины и оборудование | 2360 | 5.1 | 10 |
Рабочие машины и оборудование | 2360 | 5.2 | 12 |
Измерительные приборы | 2360 | 5.3 | 20 |
Регулирующие приборы и устройства | 2360 | 5.4 | 20 |
Лабораторное оборудование | 2360 | 5.5 | 10 |
Компьютерное оборудование | 2360 | 5.6 | 25 |
Медицинское оборудование | 2360 | 5.7 | 10 |
Офисное оборудование | 2360 | 5.8 | 10 |
Прочие машины и оборудование | 2360 | 5.9 | 15 |
Криминалистическое оборудование | 2360 | 5.10 | 20 |
6. Инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь | 2370 | ||
Инструменты | 2370 | 6.1 | 30 |
Производственный инвентарь и принадлежности | 2370 | 6.2 | 10 |
Хозяйственный инвентарь | 2370 | 6.3 | 15 |
Прочий производственный и хозяйственный инвентарь | 2370 | 6.4 | 10 |
7. Прочие основные средства | 2380 | ||
Озеленительные, декоративные насаждения и другие искусственные многолетние насаждения | 2383 | 7.1 | 8 |
Капитальные затраты по улучшению земель | 2383 | 7.2 | 12 |
Прочий инвентарь | 2383 | 7.3 | 25 |
Рабочий скот | 2383 | 7.4 | 12 |
Прочие основные средства | 2383 | 7.5 | 25 |
8. Инвестиционная недвижимость | 2500 | ||
Нежилые здания | 2510 | 8.1 | 7 |
Жилые здания | 2510 | 8.2 | 2 |
9. Биологические активы | 2600 | ||
Животные | 2610 | 9.1 | 12 |
Многолетние насаждения | 2620 | 9.2 | 8 |
10. Нематериальные активы | 2710 | ||
Программное обеспечение | 2711 | 10.1 | 10 |
Авторские права | 2712 | 10.2 | 10 |
Лицензионное соглашение | 2713 | 10.3 | 10 |
Патенты | 2714 | 10.4 | 10 |
Прочие нематериальные активы | 2716 | 10.5 | 10 |
Примечание: * для санитарного автотранспорта служб скорой медицинской помощи, находящегося на балансе у государственного учреждения