Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), рассмотрела вопрос о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, возбужденному 25 февраля 2020 г. по результатам расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, проведенного на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Режевский кабельный завод" (Российская Федерация, г. Екатеринбург , ул. Радищева, д. 61; ИНН 6677010893) (далее – заявитель) от 15 января 2019 г. № б/н (вх. № 5304 от 26 марта 2019 г.) о возможных признаках нарушения пункта 2 статьи 76 Договора (далее – заявление), в отношении следующих членов Ассоциации предприятий кабельной промышленности "Белкабель" (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Селицкого, д. 21, корп. 5; УНП 191111976) (далее соответственно – дело, ответчики, Ассоциация):
общество с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "Энергокомплект" (Республика Беларусь, г. Витебск, пр-т Московский, д. 94Б; УНП 300528652) (далее – ООО "ПО "Энергокомплект"), основной вид деятельности – производство прочих изолированных проводов и кабелей (код по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 "Виды экономической деятельности" (далее – ОКЭД) 27320);
иностранное производственное унитарное предприятие "Эколь" (Республика Беларусь, г. Мозырь, ул. Октябрьская, д. 12, оф. 305; УНП 490496942) (далее – ИПУП "Эколь"), основной вид деятельности – производство прочих изолированных проводов и кабелей (код по ОКЭД 27320);
открытое акционерное общество "Щучинский завод "Автопровод" (Республика Беларусь, г. Щучин, ул. Советская, д. 15; УНП 500017371) (далее – ОАО "Щучинский завод "Автопровод"), основной вид деятельности – производство прочих изолированных проводов и кабелей (код по ОКЭД 27320);
открытое акционерное общество "Беларускабель" (Республика Беларусь, г. Мозырь, ул. Октябрьская, д. 14; УНП 400083186) (далее – ОАО "Беларускабель"), основной вид деятельности – производство прочих изолированных проводов и кабелей (код по ОКЭД 27320);
совместное закрытое акционерное общество "Белтелекабель" (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Селицкого, д. 21, корп. 5; УНП 400424686) (далее – СЗАО "Белтелекабель"), основной вид деятельности – производство прочих изолированных проводов и кабелей (код по ОКЭД 27320);
совместное открытое акционерное общество "Гомелькабель" (Республика Беларусь, г. Гомель, ул. Советская, д. 151; УНП 400052314) (далее – СОАО "Гомелькабель"), основной вид деятельности – производство изделий из проволоки (код по ОКЭД 25931);
открытое акционерное общество "Кобринагромаш" (Республика Беларусь, г. Кобрин, ул. Дзержинского, д. 78; УНП 200041594) (далее – ОАО "Кобринагромаш"), основной вид деятельности – производство электрического и электронного оборудования для автомобилей (код по ОКЭД 29310);
иностранное общество с ограниченной ответственностью "СОЮЗ-КАБЕЛЬ" (Республика Беларусь, г. Витебск, пр-т Фрунзе, д. 83В; УНП 811000331), (далее – ИООО "СОЮЗ-КАБЕЛЬ"), основной вид деятельности – производство волоконно-оптического кабеля (код по ОКЭД 27310).
В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел 2 февраля 2021 г. председателем комиссии по рассмотрению дела Сушкевичем А.Г., директором Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее – Департамент), объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:
заместителя председателя комиссии по рассмотрению дела Калиева А.А., заместителя директора Департамента;
членов комиссии по рассмотрению дела:
Арамяна Г.Б., заместителя директора Департамента;
Исаева Б.А., заместителя директора Департамента;
Кривцуна Е.П., советника отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента;
Абдылдаевой А.Б., консультанта отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента;
посредством видео-конференц-связи:
представителей уполномоченных органов государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики (далее – уполномоченные органы):
Скляровой Я.В., заместителя начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы;
Тихоновой Ю.В., заместителя начальника отдела экономической интеграции со странами СНГ Управления международного экономического сотрудничества Федеральной антимонопольной службы;
Войно А.В., начальника Управления торговли, агропромышленного комплекса, промышленности, строительства и природных ресурсов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
Махнач Е.А., начальника отдела промышленности, строительства и природных ресурсов Управления торговли, агропромышленного комплекса, промышленности, строительства и природных ресурсов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
представителей ответчиков:
Сидоревича В.А., представителя ООО "ПО "Энергокомплект" по доверенности № 4 от 13 января 2021 г.;
Варлухиной О.В., представителя ОАО "Щучинский завод "Автопровод" по доверенности № 1 от 13 января 2021 г.;
Прокопенко В.А., представителя ОАО "Беларускабель" по доверенности № 7 от 13 января 2021 г.;
Васючковой Т.А., представителя СЗАО "Белтелекабель" по доверенности № 106 от 30 декабря 2020 г.;
Михайлова А.Ю., представителя СЗАО "Белтелекабель" по доверенности № 82 от 20 ноября 2020 г.;
Витковского А.А., представителя ОАО "Кобринагромаш" по доверенности № 16 от 12 января 2021 г.;
Каменщикова А.Г., представителя СОАО "Гомелькабель" по доверенности № 28 от 23 ноября 2020 г.;
Щелкунова И.Р., представителя ИООО "СОЮЗ-КАБЕЛЬ" по доверенности № 2 от 13 января 2021 г.;
представителя заявителя – Искорцевой Е.А., по доверенности № О10 от 11 января 2021 г.;
лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела (его представителя), – Сахаровой Н.В., генерального директора некоммерческого партнерства "Ассоциация "Электрокабель".
По результатам рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97 (в редакции от 18 апреля 2018 г.) (далее – Порядок рассмотрения заявлений), в Комиссию поступило заявление, указывающее на возможное наличие в действиях (бездействии) Ассоциации и ответчиков признаков нарушения пункта 2 статьи 76 Договора, выразившихся, по мнению заявителя, в действиях (бездействии) по распространению ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки заявителю либо нанести ущерб его деловой репутации.
В рамках рассмотрения заявления в соответствии с пунктами 131 – 1311 Порядка рассмотрения заявлений проведены процедуры по разработке и согласованию проекта предложения о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения общих правил конкуренции и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках, и два согласительных совещания (21 мая 2019 г. и 11 июля 2019 г.), по результатам которых, с учетом отсутствия согласия заявителя, такое предложение не выдавалось.
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему материалов, информации (документов, сведений, пояснений) (далее – информация), а также в связи с наличием возможных признаков нарушения пункта 2 статьи 76 Договора и в соответствии с Протоколом, Порядком рассмотрения заявлений, Порядком проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 98 (далее – Порядок проведения расследования), и пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 112 Комиссия вынесла определение о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 23 июля 2019 г. № 38/опр (далее – расследование) и провела соответствующее расследование.
В соответствии с пунктом 13 Порядка рассмотрения заявлений уполномоченные органы представили в Комиссию предложения о кандидатурах сотрудников, ответственных за взаимодействие с Комиссией при проведении расследования.
В связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Комиссия в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения расследования определением о продлении срока проведения расследования от 7 ноября 2019 г. продлила срок проведения расследования на 60 рабочих дней.
В соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7 (далее – Методика), Департаментом в ходе расследования запрошена в письменной форме у физических и юридических лиц, органов государств-членов информация по фактам, изложенным в заявлении.
На основе полученной информации, в том числе в рамках рассмотрения дела, установлено следующее.
Согласно пунктам 3 и 4 Методики при расследовании нарушений запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может ограничиться предварительным определением товара в соответствии с пунктом 15 Методики.
В соответствии с пунктом 11 Протокола и пунктами 61 – 63 Методики основные выводы, сделанные на каждом этапе оценки состояния конкуренции, изложены в той части, в которой не нарушаются требования, предъявляемые к защите конфиденциальной информации.
Руководствуясь положениями пункта 15 Методики, Департамент предварительно определил товарные границы рынка на основании следующих данных.
В соответствии с ГОСТ 15845-80 (СТ СЭВ 585-77) "Изделия кабельные. Термины и определения":
кабельное изделие – электрическое изделие, предназначенное для передачи по нему электрической энергии, электрических сигналов информации или служащее для изготовления обмоток электрических устройств, отличающееся гибкостью;
электрический кабель (кабель) – кабельное изделие, содержащее одну или более изолированных жил (проводников), заключенных в металлическую или неметаллическую оболочку, поверх которой в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься соответствующий защитный покров, в который может входить броня, и пригодное, в частности, для прокладки в земле и под водой;
электрический провод (провод) – кабельное изделие, содержащее одну или несколько скрученных проволок или одну или более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации может иметься легкая неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка из волокнистых материалов или проволоки, и не предназначенное, как правило, для прокладки в земле;
тип кабельного изделия – классификационное понятие, характеризующее назначение и основные особенности конструкции кабельного изделия, материал изоляции, токопроводящих жил и др., полностью или частично отражаемое в марке кабельного изделия;
кабельная продукция – совокупность кабельных изделий.
Согласно Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, предусмотренной Ниццким соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года, электрические кабели относятся к классу 09 с присвоенным базовым номером 090215 и наименованием товара кабели электрические.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 31565-2012 "Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности" кабельное изделие – изделие (кабель, провод, шнур), предназначенное для передачи по нему электрической энергии, электрических и оптических сигналов информации или служащее для изготовления обмоток электрических устройств, отличающееся гибкостью.
ОКЭД предусматривает группу 273 (производство электропроводки и электромонтажных устройств), включающую в себя производство проводящих и непроводящих электрический ток проводов, кабелей, проводных устройств, изготовленных из различных материалов; производство изолированного провода и волоконно-оптического кабеля, а также содержащую подкласс 27320 (производство прочих изолированных проводов и кабелей).
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 деятельность по производству прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования классифицируется кодом 27.32 и относится к группе 27 (оборудование электрическое) раздела С (продукция обрабатывающих производств).
На основании изложенного товар определен как кабельно-проводниковая продукция, включающая в себя кабельное изделие, содержащая одну или несколько скрученных проволок или одну или более изолированных жил, поверх которых в зависимости от условий прокладки и эксплуатации могут иметься легкая неметаллическая оболочка, обмотка и (или) оплетка из волокнистых материалов или проволоки, а также характеризующая назначение и основные особенности конструкции кабельного изделия, материал изоляции, токопроводящих жил и др., полностью или частично отражаемые в марке кабельного изделия. Кабельная продукция определяется как совокупность кабельных изделий (далее – кабельно-проводниковая продукция).
В соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза кабельно-проводниковая продукция классифицируется в товарной позиции 8544 с последующей разбивкой на подгруппы в зависимости от технических, технологических, функциональных и иных характеристик, определяющихся описанием соответствующей подгруппы. Исходя из указанной классификации устанавливалось перемещение товара между государствами-членами и в третьи страны, в том числе в целях определения обращения товара на территориях 2 и более государств-членов.
В соответствии с положениями раздела IV Методики и с учетом того, что кабельно-проводниковая продукция обращается на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, установлено, что географическими границами трансграничного товарного рынка являются территории Республики Беларусь и Российской Федерации, то есть территории 2 государств-членов.
Исходя из изложенного установлено, что рынок кабельно-проводниковой продукции является трансграничным, ввиду чего на указанный товарный рынок распространяются запреты и ограничения, установленные пунктом 2 статьи 76 Договора.
Согласно положениям пункта 2 статьи 74 Договора, пункта 9 Протокола и пункта 3 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 (далее – Критерии), пресечение нарушений хозяйствующими субъектами запретов, установленных пунктом 2 статьи 76 Договора, осуществляется Комиссией в случае, если хозяйствующий субъект, действия которого нарушают установленный запрет, и хозяйствующий субъект – конкурент (конкуренты), которому причинен или может быть причинен ущерб либо нанесен или может быть нанесен вред деловой репутации в результате совершения таких действий, зарегистрированы на территориях разных государств-членов.
Подпунктом 20 пункта 2 Протокола определено, что хозяйствующий субъект (субъект рынка) – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, чья профессиональная приносящая доход деятельность в соответствии с законодательством государств-членов подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.
Заявитель, как указано выше, зарегистрирован в Российской Федерации. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц заявитель в качестве основного вида деятельности осуществляет деятельность согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 по коду 27.32 (производство прочих проводов и кабелей для электронного и электрического оборудования), а также дополнительно осуществляет деятельность согласно кодам 46.69 (торговля оптовая прочими машинами и оборудованием) и 71.12 (деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях).
Ответчики – хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), по состоянию на 26 марта 2018 г. являвшиеся членами Ассоциации, равно как и сама Ассоциация, зарегистрированы в Республике Беларусь.
Учитывая изложенное и тот факт, что рынок кабельно-проводниковой продукции является трансграничным, на основании пункта 2 статьи 74 Договора, пункта 9 Протокола и пункта 3 Критериев, в связи с тем, что заявитель зарегистрирован на территории Российской Федерации, а ответчики – на территории Республики Беларусь, пресечение нарушений пункта 2 статьи 76 Договора относится к компетенции Комиссии.
По состоянию на 26 марта 2018 г. членами Ассоциация являлись: ООО "ПО "Энергокомплект", ИПУП "Эколь", ОАО "Щучинский завод "Автопровод", ОАО "Беларускабель", СЗАО "Белтелекабель", СОАО "Гомелькабель" и ОАО "Кобринагромаш".
Согласно представленной информации ИООО "СОЮЗ-КАБЕЛЬ" членом Ассоциации в марте 2018 г. не являлось и было принято в члены Ассоциации решением собрания ее членов от 7 сентября 2018 г. № 27, то есть позднее 26 марта 2018 г.
В материалы дела представлена копия решения № 243/95-2019 Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (приложение к протоколу заседания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по установлению факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства от 5 ноября 2019 г.) (далее – решение № 243/95-2019). На странице 17 указанного решения отмечено, что член Ассоциации Technodiament Sp. z o. o. не осуществляет деятельность по реализации кабельно-проводниковой продукции на территории Республики Беларусь, в связи с чем он не является конкурентом заявителя. Также отмечалось, что указанные хозяйствующие субъекты – члены Ассоциации, за исключением Technodiament Sp. z o. o. и общества с ограниченной ответственностью "ЭлектроКабельКомплект" (далее – ООО "ЭлектроКабельКомплект"), импортирующие продукцию заявителя, осуществляя предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке, являются конкурентами.
Согласно сведениям из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь основной вид деятельности Ассоциации – деятельность организаций, основанных на членстве и осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствующих отраслях экономики (код по ОКЭД 94110).
Согласно части 1 статьи 121 Гражданского кодекса Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З (далее – ГК РБ) коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации в целях координации их деятельности, представления и защиты общих интересов могут создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Частью 3 указанной статьи установлено, что ассоциация (союз) является юридическим лицом. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Частью 4 статьи 121 ГК РБ предусматривается, что ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренных уставом ассоциации (союза).
Частями 1 и 2 статьи 122 ГК РБ закреплено, что учредительным документом ассоциации (союза) является устав, утвержденный ее членами. Устав ассоциации (союза) должен содержать также сведения, указанные в пункте 2 статьи 48 ГК РБ, в том числе сведения о внесении изменений и (или) дополнений в устав ассоциации (союза), условиях о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза).
Статьей 123 ГК РБ предусматривается, что член ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В материалы дела представлены копия устава Ассоциации, утвержденного протоколом общего собрания участников от 11 февраля 2009 г. № 1, а также изменения и дополнения в устав Ассоциации, утвержденные решением XXI общего собрания и протоколом № б/н от 18 ноября 2016 г. (редакция, действовавшая c марта по апрель 2018 г.).
Согласно уставу Ассоциации к ее целям в том числе отнесены представление и защита общих прав и интересов членов Ассоциации в органах государственной власти и органах местного управления и самоуправления, общественных, международных и иных организациях.
Согласно уставу Ассоциации к ее задачам в том числе отнесено представление в органах государственной власти, средствах массовой информации и иных организациях единой скоординированной политики в области производства и реализации кабельно-проводниковой продукции.
При этом согласно уставу к целям и задачам Ассоциации не отнесено взаимодействие с потребителями кабельно-проводниковой продукции. Ответчиками не представлено правового обоснования и (или) не даны ссылки на положения устава, предусматривающие взаимодействие между Ассоциацией, представляющей интересы производителей кабельно-проводниковой продукции, и потребителями такой продукции, которые членами Ассоциации не являются.
Согласно изменениям и дополнениям в устав Ассоциации, утвержденным решением XXI общего собрания 18 ноября 2016 г. (протокол XXI общего собрания членов Ассоциации от 18 ноября 2016 г. № б/н), устав Ассоциации дополнен пунктом 6.4, в соответствии с которым разрешение вопросов о направлении от имени Ассоциации запросов, обращений, заявлений и пр. в адрес третьих лиц, не являющихся членами Ассоциации, в том числе в адрес различных организаций, предприятий, государственных органов Республики Беларусь и др., относится к компетенции органов управления Ассоциации. Согласно абзацу второму указанного пункта тексты писем должны быть согласованы или на общем собрании участников, или заочно путем направления проектов всем членам Ассоциации. При этом отсутствие ответа в течение 3 рабочих дней считается согласованием письма.
Представлена информация о решении XXIII общего собрания членов Ассоциации от 12 апреля 2017 г. создать постоянно действующую рабочую группу по вопросу противодействия контрафакту кабельно-проводниковой продукции, в состав которой войдут специалисты ОАО "Щучинский завод "Автопровод", ОАО "Беларускабель", СЗАО "Белтелекабель", ООО "ПО "Энергокомплект". Руководителем рабочей группы назначен представитель ООО "ПО "Энергокомплект".
26 марта 2018 г. генеральным директором Ассоциации Жилинским Ю.Л. от имени Ассоциации с указанием адресата "Руководителю предприятия" направлено письмо от 26 марта 2018 г. № 013 с указанием темы "Информационное письмо о фальсифицированной кабельной продукции" (далее – информационное письмо), содержащее следующую информацию: "Итогом данной работы стало включение Госстандартом Республики Беларусь в "Реестр опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь" (далее Реестр) 24 – заводов производителей кабельной продукции, 10 – поставщиков (импортеров), 50 – продавцов опасной кабельно-проводниковой продукции (Приложение № 2). Рекомендуем ограничить приобретение продукции, изготовленной вышеуказанными заводами, до момента исключения из Реестра. В случае приобретения кабельно-проводниковой продукции у поставщиков и производителей из Реестра, в обязательном порядке производить испытания в аккредитованных лабораториях, что защитит Вас от использования фальсифицированной продукции.".
В решении № 243/95-2019 на страницах 8 и 9 указано, что, по информации Ассоциации, 22 марта 2018 г. в 12 часов 24 минуты проект информационного письма на бланке Ассоциации был отправлен ее членам по электронной почте, что подтверждается представленными в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь скриншотами страниц электронной почты членов Ассоциации. Также указано, что 22 марта 2018 г. в 14 часов 13 минут проекты приложений № 1 и 2 к информационному письму были отправлены членам Ассоциации по электронной почте, что также подтверждается представленными в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь скриншотами страниц электронной почты членов Ассоциации.
Таким образом, содержание проекта информационного письма в установленном порядке направлено ответчикам на согласование, и в отсутствие ответа в течение 3 рабочих дней такой проект считался согласованным.
Указанное письмо направлено посредством электронной почты 172 адресатам, из которых:
12 адресатов с указанием наименований организаций, свидетельствующих об их принадлежности к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) Российской Федерации;
4 адресата с указанием наименований организаций, свидетельствующих об их принадлежности к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) третьих стран (Украины, Чешской Республики и др.);
23 адресата с указанием наименований организаций или данных физических лиц, не позволяющих установить их отнесение к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) или гражданам конкретных государств, но содержащих в адресе электронной почты доменное имя первого уровня ".ru" или ".com";
133 адресата с указанием наименований организаций, свидетельствующих об их принадлежности к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) или гражданам Республики Беларусь.
Перечень адресов электронной почты не приводится в связи с тем, что информация представлена с указанием грифа, свидетельствующего об отнесении информации к конфиденциальной.
Заявителем в рамках рассмотрения заявления, проведения расследования и участия в заседаниях комиссии по рассмотрению дела представлена позиция, согласно которой информационное письмо содержит искаженную информацию. Наличие отдельной продукции в Реестре опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь (далее – реестр), не является ограничением для реализации (приобретения) любой продукции, изготовленной на соответствующем заводе (хозяйствующим субъектом). Таким образом, члены Ассоциации приобрели преимущества в предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, причинили или могут причинить ущерб заявителю как конкуренту членов Ассоциации либо нанесли или могут нанести вред его деловой репутации.
Заявителем в материалы дела представлены результаты проведенной по его заказу Государственным комитетом судебных экспертиз Республики Беларусь экспертизы от 7 июня 2018 г. № 4.2–10/7, согласно которым:
в представленном материале содержится негативная информация о деятельности ООО "ЭлектроКабельКомплект" по реализации продукции заявителя, выраженная в форме некатегоричного утверждения о факте;
в представленном материале содержится утверждение о том, что по состоянию на 8 января 2018 г. ООО "ЭлектроКабельКомплект" включено в реестр как поставщик (импортер) опасной кабельно-проводниковой продукции. При этом интерпретация фразы "По данным Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по состоянию на 8 января 2018 г." может быть неоднозначной: данные Государственного комитета по стандартизации получены 8 января 2018 г. или положение дел на дату 8 января 2018 г.;
информацию об опасной кабельно-проводниковой продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь, согласно приложению № 2 к информационному письму можно отнести ко всей деятельности ООО "ЭлектроКабельКомплект" по всей кабельно-проводниковой продукции, реализуемой ООО "ЭлектроКабельКомплект".
Положением о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 319 (далее – единый реестр органов по оценке соответствия Союза), определены критерии включения органов по оценке соответствия в указанный реестр, а также правила его формирования и ведения с включением сведений об аккредитованных в национальных системах органах по сертификации. Сертификация продукции проводится аккредитованным органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза размещен на официальном сайте Союза.
В соответствии с пунктом 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору) аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности органа по оценке соответствия (в том числе органа по сертификации, испытательной лаборатории (центра)) выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Союза, уполномоченным органом Республики Беларусь, осуществляющим признание результатов работ по обеспечению единства измерений, является Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт), в Российской Федерации – Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (далее – Росстандарт).
Госстандарт письмом от 6 марта 2017 г. № 05-12/213 сообщает, что в результате проверки инспекцией Госстандарта выявлена опасная продукция – кабель контрольный гибкий КГВЭВнг(А)-LS 4x1,5-0,66 производства заявителя и установлено, что указанная продукция не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности низковольтного оборудования" (далее – ТР ТС 004/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза 16 августа 2011 г. № 768 "О безопасности низковольтного оборудования".
Выданы предписания Госстандарта от 6 марта 2017 г. № 05-12-1/58 о запрете ввоза и обращения опасной продукции на территории Республики Беларусь с 13 марта 2017 г. и от 6 марта 2017 г. № 05-12-2/59 о прекращении действия на территории Республики Беларусь сертификата соответствия № ТС RU C-RU.АЯ55.В.00070 с 13 марта 2017 г. на соответствующую продукцию.
Росстандарт письмами от 22 мая 2017 г. № 14/305 и от 26 мая 2017 г. № 31-7/280 сообщил, что по результатам внепланового инспекционного контроля замечаний не выявлено и принято решение не отменять действие сертификата соответствия № ТС RU C-RU.АЯ55.В.00070 на указанную продукцию производства заявителя.
Таким образом, заявитель полагает, что утверждение о несоответствии его продукции техническим требованиям касалось не всей продукции, производимой заявителем, а исключительно кабеля контрольного гибкого КГВЭВнг(А)-LS 4x1,5-0,66.
В приложении к письму заявителя от 13 декабря 2019 г. № б/н (вх. № 22468 от 30 декабря 2019 г.) представлена информация об убытках, понесенных заявителем в виде вынужденных дополнительных затрат, связанных с необходимостью проведения испытаний поставляемой кабельно-проводниковой продукции в аккредитованных лабораториях Республики Беларусь.
Заявителем в материалы дела в подтверждение убытков представлены копии договоров (с приложениями), платежные поручения об оплате проведения дополнительных испытаний кабельно-проводниковой продукции и акты о проведении испытаний кабельно-проводниковой продукции в лаборатории БЕЛЛИС – испытательной лаборатории и органе сертификации электротехнической продукции, аккредитованной на национальном (Республика Беларусь), региональном (Союз) и международном (IECEE/СБ МЭКСЭ) уровнях.
Указанные дополнительные испытания кабельно-проводниковой продукции заявителя, поставляемой хозяйствующим субъектам Республики Беларусь, обусловлены рекомендациями, ранее направленными Ассоциацией в адрес потребителей.
Вместе с тем в реестр была включена отдельная продукция заявителя, но испытания проводились в отношении всей производимой им кабельно-проводниковой продукции, в том числе не включенной в реестр.
Содержание информационного письма указывает на рекомендацию не сотрудничать с заводами – изготовителями продукции, которые указаны в реестре, а не на необходимость проведения входного контроля продукции, включенной в реестр.
Общий объем реализации кабеля контрольного гибкого КГВЭВнг(А)-LS 4x1,5-0,66 производства заявителя на территории Республики Беларусь составил:
за I и II кварталы 2015 г. – 3810 м;
за I и II кварталы 2016 г. – 4053 м;
за I и II кварталы 2017 г. – 5 м;
за I и II кварталы 2018 г. – 0 м.
Кроме того, согласно информации, представленной заявителем, в Республику Беларусь им поставляется не только указанный кабель, но и иная кабельно-проводниковая продукция, доля которой превышает долю этого кабеля.
Согласно пункту 1.4 протокола XXIV общего собрания членов Ассоциации от 22 сентября 2017 г. было принято решение максимально широко освещать результаты совместной деятельности рабочей группы Ассоциации и Госстандарта (публикация на сайте Ассоциации и сайтах членов Ассоциации, информирование потребителей, надзорных органов и др.).
Согласно информации Ассоциации (письмо от 12 апреля 2019 г. исх. № 024) решение о направлении писем указанного содержания принято 14 марта 2018 г. на XXV общем собрании членов Ассоциации, на котором текст письма согласован всеми членами Ассоциации в соответствии с ее уставом.
Таким образом, указанное в своей совокупности, по мнению заявителя, подтверждает согласование текста письма членами Ассоциации, а также принятие на XXV общем собрании членов Ассоциации решения о его направлении в установленном пунктом 6.4 устава Ассоциации порядке.
Ассоциацией указывалось, что информационное письмо подготовлено по результатам прошедшего 29 марта 2017 г. заседания Комиссии по вопросам промышленной политики "О мерах защиты рынка от некачественной импортируемой кабельной продукции и поддержки отечественных производителей" под председательством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. с участием представителей Ассоциации и во исполнение решения, принятого по итогам указанного заседания. В свою очередь, заявитель указал, что согласно поручению Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Семашко В.И. от 8 июня 2017 г. № 07/312-146/6451р утверждены рекомендации по проведению входного контроля кабельно-проводниковой продукции. Поручений, запрещающих приобретение всей продукции заводов-изготовителей, чья продукция была включена в реестр, не поступало, что подтверждается содержанием указанного поручения и протоколом указанного совещания.
Заявитель сообщает, что направление информационного письма повлекло для него в том числе издержки и негативные последствия для его деловой репутации, а именно при проведении торгов по закупке товаров на территории Республики Беларусь открытое акционерное общество "Мозырский НПЗ", сославшись на информационное письмо, затребовало от заявителя дополнительное обязательство по проведению испытаний поставляемой кабельной продукции в аккредитованных лабораториях Республики Беларусь. В связи с этим заявитель понес дополнительные затраты, а также был поставлен в неравное положение относительно иных участников и возможных участников закупки, к которым дополнительные требования не предъявлялись.
Стоимость испытаний составила 2 741 белорусский рубль или 87 606 российских рублей.
Распространение Ассоциацией указанной информации без уточнения видов продукции, а также рекомендации Ассоциации по прекращению сотрудничества, в том числе с заявителем, способствуют формированию представления о том, что вся его продукция является опасной, что, в свою очередь, вводит потенциальных покупателей в заблуждение в отношении качества производимой продукции, а также препятствует заключению и исполнению договоров поставки кабельной продукции.
Ответчики, являясь членами Ассоциации, получили преимущества в предпринимательской деятельности перед хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), включенными в реестр, что противоречит законодательству Республики Беларусь, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, может причинить ущерб заявителю, который является конкурентом ответчиков, и может нанести вред его деловой репутации.
В подтверждение указанных доводов в материалы дела заявителем представлены копии писем с отказами в сотрудничестве, о расторжении договоров и иные сообщения о прекращении сотрудничества с заявителем, в тексте которых хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), отказывающиеся от сотрудничества, в качестве обоснования отказа ссылаются на информационное письмо.
Заявителем представлена информация о том, что Госстандарт в 2020 году официально подтвердил, что производимая заявителем продукция, в отношении которой ранее было вынесено решение о ее несоответствии техническим требованиям, не является опасной.
Согласно представленной заявителем информации заявитель и ответчики выпускают кабельно-проводниковую продукцию, которая по своим техническим, функциональным, целевым и иным характеристикам может быть заменена аналогичной продукцией следующих производителей:
по группе "Силовые кабели" – ООО "ПО "Энергокомплект", ИПУП "Эколь", ОАО "Щучинский завод "Автопровод", ОАО "Беларускабель", СЗАО "Белтелекабель", СОАО "Гомелькабель" и ОАО "Кобринагромаш";
по группе "Кабели управления" – ОАО "Щучинский завод "Автопровод" и ОАО "Беларускабель";
по группе "Кабели контрольные" – ИПУП "Эколь", ОАО "Щучинский завод "Автопровод", ОАО "Беларускабель" и СЗАО "Белтелекабель";
по группам "Кабели для сигнализации и блокировки" и "Кабели местной связи высокочастотные" – ОАО "Беларускабель" и СЗАО "Белтелекабель".
В числе хозяйствующих субъектов из реестра, кабельно-проводниковая продукция которых может быть заменена продукцией ответчиков, заявителем указываются:
по группе "Силовые кабели" – общество с ограниченной ответственностью "АЛЬГИЗ", общество с ограниченной ответственностью "ГК "Севкабель" (далее – ООО "ГК "Севкабель"), закрытое акционерное общество "Людиновокабель", общество с ограниченной ответственностью "Марпосадкабель", общество с ограниченной ответственностью "ПромЭл", общество с ограниченной ответственностью "ВЛКЗ" (далее – ООО "ВЛКЗ"), открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее – ОАО "Псковский кабельный завод"), общество с ограниченной ответственностью "Магна" (далее – ООО "Магна"), общество с ограниченной ответственностью "Калужский кабельный завод", общество с ограниченной ответственностью "Коаксиал" (далее – ООО "Коаксиал"), общество с ограниченной ответственностью "РТ-Кабель", общество с ограниченной ответственностью "Рыбинский электромонтажный завод", общество с ограниченной ответственностью "Кабель-Арсенал", закрытое акционерное общество "СКЗ", общество с ограниченной ответственностью "БРЭКС", открытое акционерное общество "БЕЛЭЛЕКТРОКАБЕЛЬ", общество с ограниченной ответственностью "Провод-К" (далее – ООО "Провод-К") и общество с ограниченной ответственностью "Камский кабель" (далее – ООО "Камский кабель");
по группе "Кабели управления" – ООО "ГК "Севкабель", ООО "ВЛКЗ" и ООО "Магна";
по группе "Кабели контрольные" – ООО "ГК "Севкабель", ООО "ВЛКЗ", ОАО "Псковский кабельный завод", ООО "Коаксиал", ООО "Провод-К" и ООО "Камский кабель".
Заявителем представлены также иные доводы (информация, документы, сведения, позиция), которые приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
Ответчиками представлена информация, согласно которой факт нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках ими не признается, в качестве обоснования непризнания факта нарушения ими указывается следующее.
Ответчики не считают рынок кабельно-проводниковой продукции трансграничным и полагают, что продуктовые границы товарного рынка должны быть определены исключительно кабелем контрольным гибким КГВЭВнг(А)-LS 4x1,5-0,66, который был включен в реестр. В соответствии с указанным мнением ответчики не являются конкурентами заявителя.
Ответчики полагают, что информационное письмо касалось обращения продукции на рынке Республики Беларусь, ввиду чего рынок не является трансграничным и, как следствие, у Комиссии отсутствуют полномочия для рассмотрения соответствующего дела.
Ответчики не согласовывали текст информационного письма, а также его направление и перечень адресатов для направления.
Ответчики считают, что Комиссия вышла за пределы срока рассмотрения дела, установленного Порядком рассмотрения дел.
Ответчики полагают, что содержание информационного письма не нарушает общие правила конкуренции на трансграничных рынках, так как содержит рекомендацию не приобретать продукцию, включенную в реестр, а не всю продукцию заводов-изготовителей, информация о которых содержится в реестре.
Ответчики утверждают, что не получили преимуществ от направления информационного письма, что, по их мнению, подтверждается представленными данными об объемах реализованной в Республике Беларусь кабельно-проводниковой продукции.
Иные доводы (информация, документы, сведения, позиция) ответчиков приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь представлена информация, согласно которой рассмотрение дела подлежит прекращению в связи с тем, что дело рассматривается за пределами срока рассмотрения дел, установленного пунктом 16 Порядка рассмотрения дел.
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь выражена позиция о том, что Комиссией неверно определены продуктовые границы товарного рынка, в том числе не разрешен вопрос взаимозаменяемости кабельно-проводниковой продукции ответчиков с кабелем контрольным гибким КГВЭВнг(А)-LS 4x1,5-0,66, производимым заявителем, а заявителем не доказано приобретение ответчиками преимуществ в предпринимательской деятельности, которые противоречат законодательству государств-членов, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, в том числе не доказан факт причинения ущерба, нанесения вреда деловой репутации заявителя.
Иные доводы (информация, документы, сведения, позиция) Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
Федеральной антимонопольной службой представлена информация, согласно которой значение слова "фальсификат" в контексте информационного письма необходимо рассматривать в широком смысле. Рассылка подобного рода информационных сообщений может нести угрозу добросовестной конкуренции.
Иные доводы (информация, документы, сведения, позиция) Федеральной антимонопольной службой приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
По результатам рассмотрения материалов дела после исследования доказательств по делу, заслушивания мнений и позиций лиц, участвующих в рассмотрении дела, заключений экспертов, проведения опроса лиц, располагающих сведениями об исследуемых обстоятельствах, комиссия по рассмотрению дела пришла к следующим выводам.
Продуктовые границы товарного рынка в соответствии с положениями Методики определены как кабельно-проводниковая продукция, а не исключительно кабель контрольный гибкий КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66 и кабельно-проводниковая продукция, являющаяся взаимозаменяемой с ним, так как реестр содержит информацию более чем о 30 видах кабельно-проводниковой продукции, используемых в различных сферах и отраслях экономики. При этом информационное письмо содержало указание об ограничении в приобретении продукции заводов-изготовителей, информация о которых содержится в реестре, без указания конкретных видов продукции.
Хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) (информация о которых содержится в реестре) – производителями, и (или) продавцами, и (или) импортерами производится и (или) реализуется сортамент продукции, не ограниченный исключительно указанной разновидностью кабеля контрольного гибкого.
Представленная информация о возможном изготовлении и (или) реализации ответчиками широкой номенклатуры сортамента кабельно-проводниковой продукции, которая производится (может производиться) и (или) реализуется (может реализовываться) ответчиками и при этом по своим функциональным, техническим, экономическим и иным характеристикам может не быть взаимозаменяема с кабелем контрольным гибким КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66, подтверждает невозможность ограничения товарных границ рынка исключительно кабелем контрольным гибким КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66 и взаимозаменяемыми с ним кабелями.
В реестре содержится информация о хозяйствующих субъектах (субъектах рынка) – производителях, и (или) продавцах, и (или) импортерах и о производимой (реализуемой, импортируемой) ими продукции, которая по своим функциональным, техническим, экономическим и иным характеристикам может не быть взаимозаменяема с кабелем контрольным гибким КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66, в связи с чем информация в реестре не ограничена исключительно производителями указанного кабеля, а представлена и по иным производителям кабельно-проводниковой продукции.
Генеральным директором Ассоциации Жилинским Ю.Л. 26 марта 2018 г. от имени Ассоциации с указанием адресата "Руководителю предприятия" направлено информационное письмо, в абзацах третьем и четвертом которого рекомендовано ограничить приобретение продукции заводов-изготовителей, продукция которых включена в реестр, а также ограничить приобретение продукции у продавцов, реализующих продукцию, информация о которой включена в реестр.
Представленный заявителем результат проведенной экспертизы, а также результаты экспертиз, полученные в рамках рассмотрения соответствующего дела Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь и нашедшие свое отражение на страницах 11 и 12 решения № 243/95-2019, свидетельствуют о том, что Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь в письме от 2 ноября 2018 г. № 4-8/1403 отметил, что исходя из содержания документа "Информационное письмо о фальсифицированной кабельной продукции № 013" словосочетание "фальсифицированная продукция" используется в контекстуальном значении "продукция, приобретенная у поставщиков и производителей из реестра".
По мнению Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, текст информационного письма с учетом многозначности слова "продукция" ("совокупность продуктов, производимых каким-либо предприятием, какой-либо отраслью промышленности или всем хозяйством страны в определенный промежуток времени" и "отдельный продукт (продукты) производства") без конкретизации отдельных видов продукции может восприниматься как обобщение: имеются в виду поставщики (продавцы) опасной кабельно-проводниковой продукции (то есть всей продукции, реализуемой субъектами хозяйствования (субъектами рынка) в целом). Согласно пояснениям Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь (письмо от 2 мая 2019 г. № 01-20/1903) термины "фальсификат" и "фальсифицированная продукция" не используются в сфере интеллектуальной собственности, в том числе в законодательстве, регулирующем указанную сферу. Вместе с тем термин "фальсифицированная продукция" в отношении отдельных видов продукции используется в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
Национальной академией наук Беларуси в письме от 23 мая 2019 г. № 13-13216 сделан вывод о том, что "под фальсифицированной продукцией следует понимать продукцию, умышленно произведенную с нарушением действующих нормативно-технических требований и (или) имеющую скрытые свойства и характеристики, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной".
Кабель контрольный гибкий КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66 (изготовитель ЗАО "Режевский кабельный завод" (заявитель), адрес: г. Реж, Свердловская обл., Российская Федерация; импортер ООО "ЭлектроКабельКомплект") был включен в реестр согласно предписанию Госстандарта от 6 марта 2017 г. № 05-12-1/58, в соответствии с которым с 13 марта 2017 г. на территории Республики Беларусь запрещены ввоз и обращение данной продукции.
Информация о внесении кабеля контрольного гибкого КГВЭВнг(А)-LS 4х1,5-0,66 в реестр как продукции, не отвечающей требованиям ТР ТС 004/2011, подготовлена на основании акта проверки ООО "ЭлектроКабельКомплект" от 10 февраля 2017 г. № 4010, проведенной инспекцией Госстандарта.
Из писем Госстандарта от 19 июля 2018 г. № 05-10/616 и от 28 сентября 2018 г. № 05-10/804 следует, что реестр функционирует и размещается на его официальном сайте в соответствии с приказом Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29 декабря 2017 г. № 191.
Реестр за 2016 и 2017 годы размещался на официальном сайте Госстандарта по состоянию на 22 декабря 2017 г., что подтверждается копиями страниц сайта Госстандарта, архивным веб-сервисом Wayback Machine некоммерческой организации "Архив Интернета" (копии страниц размещены на сайте http://web.archive.org/ по адресу http://web.archive.org/web/20171218062602/http://gosstandart.gov.by/registers-of-product-bans,-certificates-anddeclar ations).
Госстандарт подтвердил (письмо от 19 июля 2018 г. № 05-10/616), что с 13 марта 2017 г. данная продукция находится в реестре и основания для исключения ее из реестра у Госстандарта отсутствуют (по состоянию на 19 июля 2018 г.).
Мнение о том, что содержание информационного письма может восприниматься адресатами как рекомендация, относящаяся ко всей продукции производителей и продавцов, информация о которых содержится в реестре, а не исключительно к продукции, информация о которой содержится в реестре, также подтверждается экспертизой, результаты которой представлены заявителем.
Таким образом, комиссия по рассмотрению дела полагает, что содержание информационного письма могло восприниматься его адресатами как рекомендация Ассоциации, относящаяся ко всей продукции, производимой (реализуемой) хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), информация о которых содержится в реестре.
На дату рассылки информационного письма в реестре содержалась информация о 24 заводах – производителях кабельно-проводниковой продукции, 10 поставщиках (импортерах) кабельно-проводниковой продукции, 50 продавцах кабельно-проводниковой продукции.
В свою очередь, в реестре отсутствует информация о производителях, поставщиках (импортерах) и (или) продавцах кабельно-проводниковой продукции, которые являются членами Ассоциации.
Таким образом, в реестре содержится информация о хозяйствующих субъектах (субъектах рынка), которые производят (реализуют) кабельно-проводниковую продукцию и не являются членами Ассоциации.
Информационное письмо направлено посредством электронной почты 172 адресатам – хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) Республики Беларусь, Российской Федерации и третьих стран.
Материалы дела содержат доказательства того, что проект информационного письма, который рассылался в адрес ответчиков по электронной почте, был в установленном порядке согласован.
Пунктом 16 Порядка рассмотрения дел закреплено, что срок рассмотрения дела не может превышать 60 рабочих дней со дня вынесения определения о возбуждении и рассмотрении дела. При необходимости получения дополнительной информации для принятия решения срок рассмотрения дела может быть продлен не более чем на 60 рабочих дней.
В связи с тем, что в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связанного с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в период с 16 марта 2020 г. (дата введения ограничительных мер в Республике Армения и Республике Казахстан) по 11 сентября 2020 г. включительно (дата снятия ограничительных мер в Республике Армения) в государствах-членах вводились ограничительные меры, препятствующие лицам, участвующим в рассмотрении дела, в полном объеме реализовать их права и законные интересы, в указанный период заседания комиссии по рассмотрению дела не проводились.
Также в пункте 16 Порядка рассмотрения дел исчисление срока рассмотрения дела предполагается в рабочих днях. В свою очередь, понятие "рабочий день", а также особенности его исчисления исходя из места регистрации (жительства) в государстве-члене соответствующего лица, участвующего в рассмотрении дела, не определены. Таким образом, срок рассмотрения дела не нарушен.
В уставе Ассоциации закреплены цели и задачи ее деятельности, которыми закрепляются действия (бездействие) Ассоциации, преследующие цели и задачи представления интересов членов Ассоциации, при этом не предусмотрены представление интересов и (или) действия (бездействие) в интересах потребителей кабельно-проводниковой продукции.
Потребители кабельно-проводниковой продукции, которым направлено информационное письмо, не являются членами Ассоциации, не принимали в отношении себя обязательств по соблюдению рекомендаций Ассоциации.
При этом в законодательстве Республики Беларусь отсутствует запрет ассоциациям направлять информационные сообщения в адрес потребителей.
Таким образом, комиссия по рассмотрению дела полагает, что деятельность Ассоциации в интересах потребителей кабельно-проводниковой продукции, а также субъектов, не являющихся членами Ассоциации, в соответствии с уставом Ассоциации и законодательством Республики Беларусь не относится к целям и задачам Ассоциации.
В информационном письме рекомендовалось ограничить приобретение продукции, изготовленной хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) – заводами, информация о которых содержалась в реестре до момента исключения соответствующей информации из реестра.
Вместе с тем согласно письму Госстандарта от 11 августа 2018 г. исх. № 01-27/Юл-68 исключение информации из реестра не предусмотрено.
Таким образом, согласно законодательству Республики Беларусь рекомендация, содержащаяся в информационном письме, имеет бессрочный характер.
Согласно данным таможенной статистики взаимной торговли Республики Беларусь и Российской Федерации кабельно-проводниковая продукция обращается на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе реализуется с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь и в обратном направлении.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 74 Договора, пунктом 8 Протокола и пунктом 2 Критериев, основываясь на положениях пункта 26 Методики, рынок кабельно-проводниковой продукции Республики Беларусь и Российской Федерации является трансграничным.
Заявитель является хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) Российской Федерации, производящим и (или) реализующим кабельно-проводниковую продукцию. Ответчики являются хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) Республики Беларусь, производящими и (или) реализующими кабельно-проводниковую продукцию, что, в том числе, указывается ими в качестве их основных видов деятельности. Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 3 Критериев рассмотрение заявления, проведение расследования и рассмотрение дела относится к компетенции Комиссии.
Пунктом 16 Протокола закреплено, что под должностными лицами понимаются выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководители и работники хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), некоммерческих организаций, не являющихся хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), некоммерческих организаций, не являющихся хозяйствующими субъектами (субъектами рынка).
Согласно информации (документам, сведениям), представленной в материалах дела, руководителями ответчиков, осуществляющими полномочия их единоличных исполнительных органов с марта по апрель 2018 г., являлись:
директор ИПУП "Эколь" Раевский Е.В., назначенный на должность приказом ИПУП "Эколь" от 12 сентября 2016 г. № 140-П на основании решения № 13 учредителя ИПУП "Эколь" от 12 сентября 2016 г. и трудового договора № 6-Т/16 от 12 сентября 2016 г., в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 27 ноября 2020 г. № 88/опр (далее – определение № 88/опр) привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор ОАО "Щучинский завод "Автопровод" Блавацкий А.Б., назначеннный на должность приказом ОАО "Щучинский завод "Автопровод" от 13 декабря 2019 г. № 252-к на основании заявления Блавацкого А.Б., контракта от 20 декабря 2016 г. № 122, письма Министерства промышленности Республики Беларусь от 25 ноября 2019 г. № 8-50/7978 и выписки из протокола заседания наблюдательного совета ОАО "Щучинский завод "Автопровод" от 13 декабря 2019 г. № 582, в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 5 определения № 88/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор СОАО "Гомелькабель" Герасимов А.В., назначенный на должность приказом СОАО "Гомелькабель" от 30 января 2018 г. № 10/к на основании выписки из протокола заседания наблюдательного совета СОАО "Гомелькабель" от 12 января 2018 г. № 220, в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 6 определения № 88/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор ОАО "Беларускабель" Раковчук Д.М., назначенный на должность приказом ОАО "Беларускабель" от 2 января 2012 г. № 2 на основании решения заседания наблюдательного совета ОАО "Беларускабель" (протокол № 29 от 26 декабря 2011 г.), в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 7 определения № 88/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор ОАО "Кобринагромаш" Белоус В.Г., назначенный на должность приказом ОАО "Кобринагромаш" от 31 августа 2017 г. № 624-к на основании заявления Белоуса В.Г., решения заседания наблюдательного совета ОАО "Кобринагромаш" № 14 от 28 августа 2017 г. и контракта от 3 октября 2014 г., в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 22 декабря 2020 г. № 100/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор СЗАО "Белтелекабель" Малолетний В.В., назначенный на должность приказом СЗАО "Белтелекабель" от 1 декабря 2000 г. № 39-К на основании решения собрания акционеров (протокол от 20 ноября 2000 г. № 09), в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 8 определения № 88/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор ООО "ПО "Энергокомплект" Авко А.С., назначенный на должность на основании протокола общего собрания участников ООО "ПО "Энергокомплект" от 14 декабря 2017 г. № 08 и устава ООО "ПО "Энергокомплект", в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 22 декабря 2020 г. № 100/опр привлеченный в качестве ответчика по делу.
В связи с тем, что 26 марта 2018 г. указанные лица являлись должностными лицами ответчиков, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителей и работников хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), эти лица привлечены в качестве ответчиков по делу.
Представленные данные об объемах рынка кабельно-проводниковой продукции Республики Беларусь указывают, что в период после направления информационного письма, то есть после 28 марта 2018 г., объем кабельно-проводниковой продукции, производимой и (или) реализуемой членами Ассоциации, не демонстрировал значительного роста.
Исходя из содержания определения недобросовестной конкуренции, которое закреплено в подпункте 14 пункта 2 Протокола, следует, что для квалификации поведения хозяйствующего субъекта в качестве недозволенной (недобросовестной) конкуренции значение имеет не как таковое соблюдение (нарушение) им гражданского или отраслевого законодательства, а иные обстоятельства, такие как:
является ли его поведение актом конкуренции – затрагивает права и законные интересы иных участвующих на рынке хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и потребителей;
направлено ли его поведение на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности не за счет собственных экономических ресурсов, а за счет иных участников рынка – на причинение им действительных или потенциальных убытков, умаление их деловой репутации;
совместим ли избранный хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) способ получения преимуществ с честным предпринимательством – отвечает ли он требованиям законодательства и (или) сложившимся в коммерческом обороте обычаям, представлениям о добропорядочности, разумности и справедливости.
Таким образом, при разрешении вопроса, касающегося соблюдения запрета недобросовестной конкуренции, юридически значимым является установление негативного влияния, которое оказывает или может оказать поведение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на иных участников рынка (хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), потребителей), а также соответствие поведения указанного лица тому поведению, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого иного хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), преследующего свой имущественный интерес, но не выходящего при этом за пределы осуществления гражданских прав.
Отказ от исполнения потребителями договорных обязательств, включая возврат ранее приобретенной продукции и (или) отказ от приобретение новой, которые содержались в представленных заявителем копиях писем, является не вопросом установления факта недобросовестной конкуренции, а вопросом надлежащего или ненадлежащего исполнения сторонами договорных отношений и (или) взятых на себя обязательств в рамках преддоговорной работы. В связи с этим вопросы отказа в заключении договора на приобретение продукции, расторжения ранее заключенных договоров и возврата кабельно-проводниковой продукции, о чем заявителем представлена соответствующая информация, являются предметом гражданско-правового спора, который разрешается в установленном порядке, в том числе в судебном, и не может быть разрешен комиссией по рассмотрению дела.
В части требования о проведении экспертизы кабельно-проводниковой продукции заявителя со стороны лиц, намеревающихся приобрести соответствующую продукцию заявителя, отмечается, что само по себе требование о проведении экспертизы продукции является условием потребителя и не может вменяться в вину ответчикам. Такое требование должно предъявляться на общих основаниях и не должно быть персонифицированным.
Вопрос качества продукции не является предметом рассмотрения комиссии по рассмотрению дела, так как относится к компетенции уполномоченного органа соответствующего государства-члена.
Таким образом, комиссия по рассмотрению дела полагает, что вопросы надлежащего исполнения договорных отношений, обязательств, возникших в рамках преддоговорной работы, и (или) требования потребителя о проведении дополнительной экспертизы качества товара не могут рассматриваться в качестве нарушения статьи 76 Договора.
Информационным письмом рекомендовалось не приобретать продукцию заводов-изготовителей, информация о которых содержалась в реестре, при этом преимущества от отказа в приобретении такой продукции могли получить не только члены Ассоциации, но и другие производители (поставщики), которые не являются членами Ассоциации, но при этом могли быть производителями (поставщиками) кабельно-проводниковой продукции, зарегистрированными в качестве хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации.
Таким образом, комиссия по рассмотрению дела полагает, что в материалах дела отсутствует информация (документы, сведения), подтверждающая получение необоснованного преимущества членами Ассоциации от направления информационного письма.
Исходя из изложенного, в действиях (бездействии) ответчиков не установлено нарушения подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора.
Руководствуясь подпунктом 2 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору), подпунктом 3 пункта 10 Протокола, пунктами 44 – 46 Порядка рассмотрения дел, Коллегия Комиссии решила:
1. Признать отсутствие в действиях (бездействии) ИООО "СОЮЗ-КАБЕЛЬ", ООО "Производственное объединение "Энергокомплект", ИПУП "Эколь", ОАО "Щучинский завод "Автопровод", ОАО "Беларускабель", СЗАО "Белтелекабель", СОАО "Гомелькабель", ОАО "Кобринагромаш", Раевского Е.В., Блавацкого А.Б., Герасимова А.В., Раковчука Д.М., Белоуса В.Г., Малолетнего В.В. и Авко А.С. нарушения подпункта 1 пункта 2 статьи 76 Договора.
2. Рекомендовать лицам, указанным в пункте 1 настоящего Решения:
внести в Ассоциацию предложения об отзыве ранее направленного информационного письма или изменении его содержания в части, касающейся ограничения в приобретении всей продукции, производимой (реализуемой) лицами, информация о которых содержится в реестре;
внести в устав Ассоциации положения, направленные на совершенствование порядка взаимодействия Ассоциации с потребителями кабельно-проводниковой продукции, предполагая, что такое взаимодействие не будет являться для членов Ассоциации способом (средством) получения необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности, с целью их последующего утверждения (закрепления). Предлагаемые порядки, способы и процедуры не должны нести в себе риски позиционирования товаров государств-членов в третьих странах в негативном аспекте.
3. Лицам, указанным в пункте 1 настоящего Решения, представить информацию об исполнении пункта 2 настоящего Решения в течение 30 календарных дней с даты вступления настоящего Решения в силу.
4. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Союза.
5. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
М. Мясникович |