Коллегия Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в соответствии с подпунктом 3 пункта 10 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение № 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее соответственно – Протокол, Договор), пунктами 44 и 45 Порядка рассмотрения дел о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 99 (далее – Порядок рассмотрения дел), рассмотрела вопрос о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, возбужденному 11 марта 2021 г., по результатам расследования нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках в отношении следующих лиц (далее – дело, ответчики):
группа лиц в составе открытого акционерного общества "Белорусская лесная компания" (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Домбровская, д. 9, оф. 2.2.1, УНП 190119648) (далее – ОАО "БЛК") и открытого акционерного общества "Мозырский ДОК" (Республика Беларусь, Гомельская обл., Мозырский р-н, г. Мозырь, ул. Социалистическая, д. 120а, УНП 490617960) (далее – ОАО "Мозырский ДОК");
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ЦСК" (Российская Федерация, Московская обл., г. о. Одинцовский, г. Одинцово, ул. Маршала Неделина, д. 6а, эт. 7, ИНН 5047184546) (далее – ООО "ТД "ЦСК");
директор ОАО "Мозырский ДОК" Лукьяненко А. Н.;
директор ОАО "БЛК" Сюльжин А. Р.;
исполняющий обязанности директора ОАО "БЛК" Сысоев Г. А.;
исполняющая обязанности директора ОАО "БЛК" Орлова А. В.;
генеральный директор ООО "ТД "ЦСК" Соломахо И. Л.,
проведенного на основании заявления общества с ограниченной ответственностью "Альфа Грин" (Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Братьев Петряевых, д. 5, оф. 208, ИНН 1659142802) (далее – ООО "Альфа Грин").
В соответствии с пунктом 23 Порядка рассмотрения дел 3 сентября 2021 г. председателем комиссии по рассмотрению дела –директором Департамента антимонопольного регулирования Комиссии (далее – Департамент) Сушкевичем А. Г. объявлено об окончании рассмотрения дела в присутствии:
заместителя председателя комиссии по рассмотрению дела Калиева А. А., заместителя директора Департамента;
членов комиссии по рассмотрению дела:
Щербакова А. М., советника отдела расследований антиконкурентных соглашений и методологии Департамента;
Абдылдаевой А. Б., консультанта отдела рассмотрения заявлений (материалов) и дел о нарушении общих правил конкуренции Департамента;
посредством видео-конференц-связи:
Войно А. В., начальника Управления торговли, агропромышленного комплекса, промышленности, строительства и природных ресурсов Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь;
представителей ответчиков:
Шаршковой У. Л., представителя ОАО "БЛК" по доверенности № 21 от 4 июля 2019 г.;
Карасевой Т. Б., представителя ОАО "Мозырский ДОК" по доверенности № 29/1 от 15 марта 2021 г.;
Галицкой А. М., представителя ООО "ТД "ЦСК" по доверенности № 122 от 31 марта 2021 г.;
Лобанова Д. А., представителя ООО "Альфа Грин" – директора ООО "Альфа Грин".
По результатам рассмотрения дела установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Порядка рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 97 (далее – Порядок рассмотрения заявлений), Комиссией принято в производство заявление ООО "Альфа Грин" от 30 апреля 2020 г. № б/н (вх. № 6878 от 14 мая 2020 г.) о возможных признаках нарушения статьи 76 Договора, выраженных, по мнению ООО "Альфа Грин", в действиях ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК", ООО "ТД "ЦСК" по предоставлению эксклюзивных прав на реализацию продукции на территории Российской Федерации ООО "ТД "ЦСК" (далее – заявление).
В соответствии с пунктом 13 Порядка рассмотрения заявлений уполномоченные органы государств – членов Евразийского экономического союза (далее – государства-члены), в компетенцию которых входят реализация и (или) проведение конкурентной (антимонопольной) политики, представили в Комиссию предложения о кандидатурах сотрудников, ответственных за взаимодействие с Комиссией при проведении ею расследования.
В рамках рассмотрения заявления в соответствии с пунктами 131 – 1311 Порядка рассмотрения заявлений проведены процедуры по разработке и согласованию проекта предложения о совершении действий, направленных на устранение признаков нарушения общих правил конкуренции и обеспечение конкуренции на трансграничных рынках, и два согласительных совещания (10 июня и 5 августа 2020 г.), по результатам которых проект предложения не согласован.
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых к нему материалов, информации (документов, сведений, пояснений) (далее – информация), а также в связи с возможным наличием признаков нарушения пунктов 1 – 3 и 5 статьи 76 Договора и в соответствии с Протоколом, Порядком рассмотрения заявлений, Порядком проведения расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2012 г. № 98 (далее – Порядок проведения расследования), и пунктом 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 112 Комиссия вынесла определение о проведении расследования нарушений общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 7 августа 2020 г. № 54/опр (далее – расследование) и провела соответствующее расследование.
В связи с недостаточностью сведений, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках, Комиссия в соответствии с пунктом 6 Порядка проведения расследования определением о продлении срока проведения расследования от 2 декабря 2020 г. № 90/опр продлила срок проведения расследования на 60 рабочих дней.
В соответствии с Протоколом, Порядком проведения расследования и Методикой оценки состояния конкуренции, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 января 2013 г. № 7 (далее – Методика), Департаментом в ходе расследования запрошена информация в письменной форме у органов государств-членов, физических и юридических лиц по фактам, изложенным в заявлении.
Согласно пункту 4 Методики при расследовании нарушений запретов, установленных пунктами 3 и 5 статьи 76 Договора, оценка состояния конкуренции может осуществляться с исключением этапов, предусмотренных подпунктами "е" – "и" пункта 3 Методики.
В соответствии с пунктом 11 Протокола и пунктами 61 – 63 Методики основные выводы, сделанные на каждом этапе оценки состояния конкуренции, изложены в той части, в которой не нарушаются требования, предъявляемые к защите конфиденциальной информации.
Руководствуясь положениями раздела II Методики, временной интервал исследования товарного рынка определен с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г.
В соответствии с пунктом 13 Методики определение продуктовых границ товарного рынка основывается на мнении покупателей о взаимозаменяемости товаров, составляющих одну товарную группу. Мнение покупателей определяется по результатам опроса или анализа предмета договора, на основании которого осуществляется реализация товара.
В материалы дела представлены копии следующих договоров:
договор от 4 мая 2018 г. № 05-01/196 между ОАО "Мозырский ДОК" и ООО "Альфа Грин", предметом которого является продажа теплоизоляционных древесно-волокнистых плит Beltermo-top, Beltermo-ultra, Beltermo-multi и Beltermo-kombi с плотностью в диапазоне от 110 до 200 кг/м3 с прямой кромкой или кромкой шип-паз;
дистрибьюторский договор от 30 августа 2019 г. № 04-01/275 между ОАО "Мозырский ДОК" и ООО "ТД "ЦСК", предметом которого является продажа продукции, производимой на оборудовании и при участии ОАО "Мозырский ДОК", под товарным знаком "БЕЛТЕРМО" (теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты);
дилерский договор от 27 марта 2020 г. № 1 между ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК", предметом которого является продажа теплоизоляционных древесно-волокнистых плит на территории Российской Федерации.
Теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты соответствуют требованиям ГОСТ EN 13171-2015 "Материалы теплоизоляционные для зданий и сооружений. Изделия древесноволокнистые (WF). Технические условия" (далее – ГОСТ EN 13171-2015), действующего на территории Республики Беларусь.
Качественные и технические характеристики древесно-волокнистых плит для теплоизоляции зданий и сооружений определяются ГОСТ EN 13171-2015 и подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям безопасности технического регламента ТР 2009/013/BY в форме сертификации на территории Республики Беларусь.
Анализ качественных и технических характеристик теплоизоляционных древесно-волокнистых плит, а также целей их использования, учитывающих технологические особенности и в отдельных случаях технические требования к материалам, включая их экологичность, позволил комиссии по рассмотрению дела сделать вывод об отсутствии взаимозаменяемых товаров.
Из проведенного анализа указанных договоров следует, что предметом данных договоров является продажа теплоизоляционных древесно-волокнистых плит.
Согласно законодательству о лицензировании государств-членов реализация теплоизоляционных древесно-волокнистых плит не относится к видам деятельности, подлежащим лицензированию.
Таким образом, исходя из требований раздела III Методики, основываясь на информации, представленной в материалах дела, установлено, что продуктовыми границами трансграничного товарного рынка теплоизоляционных древесно-волокнистых плит является рынок оптовой реализации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит, соответствующих требованиям ГОСТ EN 13171-2015.
Пунктом 2 Критериев отнесения рынка к трансграничному, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. № 29 (далее – Критерии), установлено, что в целях применения общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, рынок относится к трансграничному, если географические границы товарного рынка охватывают территории 2 и более государств-членов.
В соответствии с положениями раздела IV Методики, учитывая, что теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты обращаются на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, установлено, что географическими границами трансграничного товарного рынка являются территории Республики Беларусь и Российской Федерации.
Согласно сведениям, представленным таможенными органами Республики Беларусь и Российской Федерации, а также информации хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), оптовую реализацию теплоизоляционных древесно-волокнистых плит в границах указанных территорий осуществляют ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК", ООО "ТД "ЦСК", частное предприятие "Хонка", общество с ограниченной ответственностью "Агропром", общество с ограниченной ответственностью "Экоплат", общество с ограниченной ответственностью "Селена" (Nordic Fibreboard LTD, Эстония), совместное общество с ограниченной ответственностью "Монолитстройкомплект", общество с ограниченной ответственностью "Солнце Групп", общество с ограниченной ответственностью "Региональный центр экологических строительных материалов" (STEICO, Германия/Польша).
Доля группы лиц в составе ОАО "Мозырский ДОК" и ОАО "БЛК" на рынке оптовой реализации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит в географических границах Республики Беларусь и Российской Федерации за период оценки состояния конкуренции на трансграничном товарном рынке составила более 20 процентов.
Руководствуясь пунктом 26 Методики и на основании пункта 2 статьи 74, пункта 7 статьи 76 Договора, пункта 9 Протокола и пунктов 1 и 2 Критериев, согласно информации, представленной в материалах дела, исходя из наличия поставок теплоизоляционных древесно-волокнистых плит с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, рынок оптовой реализации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит является трансграничным.
Учитывая изложенное и тот факт, что рынок оптовой реализации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит является трансграничным, на основании пункта 2 статьи 74, пункта 9 Протокола и пункта 3 Критериев, а также в связи с тем, что ООО "Альфа Грин" зарегистрировано на территории Российской Федерации, а ответчики – на территориях Республики Беларусь и Российской Федерации, пресечение нарушений пункта 5 статьи 76 Договора относится к компетенции Комиссии.
Согласно материалам дела установлено, что ОАО "Мозырский ДОК" заключило договор с ООО "ТД "ЦСК", предусматривающий реализацию на территории Российской Федерации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит исключительно через ООО "ТД "ЦСК", и ОАО "БЛК" заключило договор с ООО "ТД "ЦСК", предусматривающий реализацию на территории Российской Федерации теплоизоляционных древесно-волокнистых плит исключительно через ООО "ТД "ЦСК". В рамках выполнения обязательств по указанным договорам осуществлялась оптовая поставка теплоизоляционных древесно-волокнистых плит из Республики Беларусь в Российскую Федерацию.
Из положений договоров следует, что при реализации оптом теплоизоляционных древесно-волокнистых плит на ООО "ТД "ЦСК" возлагалась обязанность не осуществлять последующую реализацию указанных плит за пределами Российской Федерации.
При обращении ООО "Альфа Грин" по вопросу приобретения теплоизоляционных древесно-волокнистых плит к ответчику ему было отказано, в связи с чем оно обратилось в Комиссию.
В свою очередь, представленные в материалах дела дистрибьюторский договор № 04-01/275 от 30 августа 2019 г., заключенный между ОАО "Мозырский ДОК" и ООО "ТД "ЦСК", и дилерский договор № 1 от 27 марта 2020 г., заключенный между ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК", не являются договорами коммерческой концессии, в связи с чем не подпадают под критерии допустимости "вертикального" соглашения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Договора пресечение нарушений хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), а также физическими лицами и некоммерческими организациями государств-членов, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, общих правил конкуренции, установленных разделом XVIII Договора, в случае, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территориях 2 и более государств-членов, за исключением финансовых рынков, осуществляется Комиссией в порядке, предусмотренном Протоколом.
В соответствии с пунктом 9 Протокола пресечение нарушений общих правил конкуренции, установленных статьей 76 Договора, осуществляется Комиссией в случае, если такие нарушения оказывают или могут оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках.
Согласно информации, представленной в материалах дела, лицами, осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов ответчиков, которые являются хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), с марта по апрель 2018 г. (период обращения ООО "Альфа Грин" по вопросу приобретения товара), являлись:
директор ОАО "Мозырский ДОК" Лукьяненко А. Н., назначенный на должность приказом ОАО "Мозырский ДОК" от 1 февраля 2019 г. № 53К на основании заявления Лукьяненко А. Н. от 1 февраля 2019 г. и трудового контракта от 1 февраля 2019 г., в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения по делу о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках от 11 марта 2021 г. № 17/опр (далее – определение № 17/опр) привлеченный в качестве ответчика по делу;
директор ОАО "БЛК" Сюльжин А. Р., назначенный на должность приказом ОАО "БЛК" от 30 июля 2018 г. № 132-к на основании выписки из протокола опроса членов наблюдательного совета ОАО "БЛК" от 27 июля 2018 г. № 12, заявления от 25 июля 2018 г. и трудового контракта № б/н от 30 июля 2018 г., в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения № 17/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
исполняющий обязанности директора ОАО "БЛК" Сысоев Г. А., назначенный на должность приказом ОАО "БЛК" от 1 октября 2019 г. № 186-К на основании выписки из протокола опроса членов наблюдательного совета ОАО "БЛК" от 30 сентября 2019 г. № 15, соглашения между открытым акционерным обществом "Борисовдрев", ОАО "БЛК" и Сысоевым Г. А. от 30 сентября 2019 г. и письма ОАО "БЛК" от 20 сентября 2019 г. № 3-31/2659, в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения № 17/опр привлеченный в качестве ответчика по делу;
исполняющая обязанности директора ОАО "БЛК" Орлова А. В., назначенная на должность приказом ОАО "БЛК" от 5 августа 2019 г. № 144-к на основании приказа об увольнении заместителя директора Скоробогатого М. А. № 188-к от 24 июля 2019 г., протокола наблюдательного совета ОАО "БЛК" от 17 июня 2019 г. № 11, в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения № 17/опр привлеченная в качестве ответчика по делу;
генеральный директор ООО "ТД "ЦСК" Соломахо И. Л., назначенный на должность приказом ООО "ТД "ЦСК" от 11 июля 2020 г. № 23 на основании решения № 1 единственного учредителя ООО "ТД "ЦСК" от 12 апреля 2016 г. и трудового договора № 00063/20 от 11 июля 2020 г., в соответствии с пунктом 28 Порядка рассмотрения дел и пунктом 4 определения № 17/опр привлеченный в качестве ответчика по делу.
В связи с тем, что в период с января 2019 г. по декабрь 2020 г. указанные лица являлись должностными лицами ответчиков, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителей и работников хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и осуществляющими полномочия единоличных исполнительных органов хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), они могли не совершать действия (бездействия), содержащие признаки нарушения общих правил конкуренции, однако этого не сделали.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 Протокола, а также в соответствии с информацией, представленной в материалах дела, ОАО "Мозырский ДОК" входит в одну группу лиц с ОАО "БЛК".
В соответствии с абзацем девятым подпункта 5 пункта 2 Протокола группа лиц рассматривается как единый хозяйствующий субъект (субъект рынка), положения раздела XVIII Договора и положения Протокола, относящиеся к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), распространяются на группу лиц, за исключением случаев, предусмотренных Протоколом.
Согласно подпункту 8 пункта 2 Протокола под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 76 Договора запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии с критериями допустимости, установленными Протоколом, в случае, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции на трансграничных рынках.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Протокола под "вертикальным" соглашением понимается соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом.
Согласно подпункту 1 пункта 2 Протокола и пункту 4 статьи 76 Договора "вертикальное" соглашение представляет собой согласование своих действий как минимум двумя хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), находящимися на разных уровнях в структуре одного товарного рынка.
Основными критериями запрещенных в соответствии с пунктом 4 статьи 76 Договора "вертикальных" соглашений являются:
по субъекту правонарушения – запрет "вертикальных" соглашений адресован как минимум двум хозяйствующим субъектам (субъектам рынка);
по положению хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в структуре товарного рынка – участники "вертикального" соглашения осуществляют деятельность на разных уровнях в структуре одного товарного рынка;
по характеру взаимодействия хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) – участники "вертикального" соглашения достигают взаимной договоренности относительно условий своей экономической деятельности на товарном рынке.
К материалам дела приобщено письмо ООО "Альфа Грин" от 23 апреля 2021 г. № 12 (вх. № 7488 от 26 апреля 2021 г.) с заявлением об отзыве жалобы. В качестве доводов ООО "Альфа Грин" указывает на отсутствие претензий к ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК", связанных с поставками продукции ОАО "Мозырский ДОК", а также указывает, что его устраивает ценовая политика и сроки поставки продукции ОАО "Мозырский ДОК". В рамках рассмотрения дела ООО "Альфа Грин" даны пояснения о том, что ООО "Альфа Грин" покупает продукцию ОАО "Мозырский ДОК" у общества с ограниченной ответственностью "БЕЛТЕРМО". В рамках рассмотрения дела ООО "Альфа Грин" представлены иные доводы (информация, документы, сведения, позиция), которые приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
В рамках рассмотрения дела ответчиками факт совершения нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках не признается, в обосновании отсутствия в их действиях данного нарушения указывается следующее:
при рассмотрении товарного рынка нужно учитывать не исключительно рынок теплоизоляционных древесно-волокнистых плит, а рынок теплоизоляционных товаров;
доля ОАО "БЛК" и ОАО "Мозырский ДОК" на товарном рынке не превышает 10 процентов у каждого, соответственно, их действия не могут квалифицироваться в качестве заключения запрещенного "вертикального" соглашения;
по пункту 2.1 описательной части заключения по результатам расследования ОАО "Мозырский ДОК" сообщило, что в период направления ООО "Альфа Грин" писем в адрес ОАО "Мозырский ДОК" действовал регламент взаимодействия участников Холдинга организаций деревообрабатывающей промышленности в процессе производства и реализации товара, согласно которому ОАО "БЛК" выполняло роль единого для предприятий указанного холдинга центра продаж;
прекращение коммерческого сотрудничества с ООО "Альфа Грин" связано с недобросовестным поведением этого контрагента;
теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты вполне взаимозаменяемы любыми видами теплоизоляционных материалов, поэтому рынок должен рассматриваться как единый, а теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты не должны выделяться в отдельную категорию. Кроме того, доля ОАО "Мозырский ДОК" ничтожно мала и поэтому никакого ограничения конкуренции быть не может;
согласно коду 4411 94 100 0 ТН ВЭД ЕАЭС продукция, выпускаемая ОАО "Мозырский ДОК", относится к группе товаров "плиты древесно-волокнистые из древесины или других одревесневших материалов с добавлением или без добавления смол или других органических веществ";
теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты производства ОАО "Мозырский ДОК" не обладают уникальными потребительскими свойствами для выделения их в отдельную группу товаров и являются одним из видов теплоизоляционных материалов на рынке (таких как газонаполненные пластмассы, фибролит, арболит, теплоизоляционные материалы на основе льноволокна, минеральная вата, пенополиуретан, ИДВП (МДВП), пенопласт). В частности имеются аналогичные выпускаемым теплоизоляционным древесно-волокнистым плитам производства ОАО "Мозырский ДОК" древесные плиты производства Nordic Fibreboard LTD (Эстония). Кроме того, древесно-волокнистые плиты производятся под брендами ISOPLAAT, RUNKOLEIJONA, TUULILEIJONA, LATTIALEIJONA. Так, STEICO (Германия), разрабатывает и производит натуральный теплоизоляционный материал из древесного сырья под товарным знаком "STEICO". ISOPLAAT, STEICO, "БЕЛТЕРМО" производят мягкие древесно-волокнистые плиты, которые по своей структуре относятся к одной категории и могут быть взаимозаменяемы;
коэффициент теплопроводности у плит из минерального волокна ниже, чем у плит из древесного волокна (при рассмотрении плит с одинаковой плотностью), что говорит о лучших теплоизоляционных свойствах по сравнению с плитами из растительного сырья. Также все плиты, изготовленные из минерального волокна (стекловата, базальтовое волокно и т. д.), относятся к негорючим материалам, что существенно расширяет их сферу применения и позволяет использовать в качестве теплоизоляции в зданиях с повышенными требованиями к пожарной безопасности, в конструкциях дымоходов и противопожарных системах вентиляции, к которым предъявляются особые, очень жесткие требования. Более того, плиты из минерального волокна входят в перечень рекомендованных теплоизоляционных материалов, которые разрешены к использованию как в многоэтажном, так и малоэтажном домостроении;
согласно письму Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь № 17-02-13/615К от 29 июня 2020 г. со ссылкой на информацию, опубликованную республиканским информационным унитарным предприятием "Институт жилища – НИПТИС им. Атаева С. С." (письмо № 7-1307 от 26 июня 2020 г.), теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты плотностью от 110 до 200 кг/м3 толщиной от 20 до 240 мм производства ОАО "Мозырский ДОК" применяются аналогично плитам из стекловолокна, пенополистирольных плит и минераловатных плит;
иные доводы (информация, документы, сведения, позиции) ответчиков приобщены к материалам дела и исследованы комиссией по рассмотрению дела.
Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь представлена информация, в которой, в частности, отмечается, что продуктовые границы товарного рынка были определены на основании информации, представленной ООО "Альфа Грин", а также представлена иная информация, которая приобщена к материалам дела и была рассмотрена.
По результатам рассмотрения материалов дела, включая доводы и пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследования доказательств, заслушивания мнений и пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, относительно доказательств, представленных другими лицами, участвующими в рассмотрении дела, заслушивания лиц, располагающих сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, в рамках прошедших заседаний комиссии по рассмотрению дела установлено следующее.
При разрешении вопроса, касающегося соблюдения запрета на антиконкурентное соглашение, юридически значимыми являются установление негативного влияния, которое оказывает или может оказать поведение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на других участников рынка (хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), потребителей), а также соответствие поведения указанного лица тому поведению, которое в подобной ситуации ожидалось бы от любого иного хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), преследующего свой имущественный интерес, но не выходящий при этом за пределы осуществления гражданских прав.
Представленный в материалах дела отказ от исполнения договорных обязательств, включая отказ от заключения договоров, который содержался в представленных ООО "Альфа Грин" документах, оцененных в совокупности с другими материалами дела, не подтверждает наличие соглашения, ограничивающего конкуренцию на трансграничных рынках. Указанный отказ является предметом гражданского правового спора о надлежащем или ненадлежащем исполнении сторонами договорных отношений и (или) взятых на себя обязательств в рамках преддоговорной работы.
В связи с этим отказ в заключении договора на приобретение теплоизоляционных древесно-волокнистых плит и расторжение ранее заключенных договоров, о чем ООО "Альфа Грин" представлена соответствующая информация, являются предметом гражданских правовых отношений, которые разрешаются в установленном порядке, в том числе в судебном, и не могут быть разрешены комиссией по рассмотрению дела.
Также представленная на заседании комиссии по рассмотрению дела информация о наличии возможности заменить теплоизоляционные древесно-волокнистые плиты другими теплоизоляционными материалами, сопоставимыми по своим техническим, экономическим и иным показателям с теплоизоляционными древесно-волокнистыми плитами производства ОАО "Мозырский ДОК", позволяет комиссии по рассмотрению дела прийти к выводу о наличии группы взаимозаменяемых товаров и, как следствие, констатировать тот факт, что доля ответчиков на рассматриваемом рынке составляет менее 20 процентов, что исключает заключенное ими "вертикальное" соглашение из запрещенных соглашений.
Указанное в своей совокупности свидетельствует об отсутствии в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в действиях (бездействии) ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК", а также директора ОАО "Мозырский ДОК" Лукьяненко А. Н., директора ОАО "БЛК" Сюльжина А. Р., исполняющего обязанности директора ОАО "БЛК" Сысоева Г. А., исполняющей обязанности директора ОАО "БЛК" Орловой А. В. и генерального директора ООО "ТД "ЦСК" Соломахо И. Л. нарушения пункта 5 статьи 76 Договора, выразившегося в заключении ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК" соглашений, запрещенных пунктом 5 статьи 76 Договора.
Руководствуясь подпунктом 2 пункта 43 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение № 1 к Договору), подпунктом 3 пункта 10 Протокола, пунктами 44 – 46 Порядка рассмотрения дел, Коллегия Комиссии решила:
1. Признать отсутствие в действиях (бездействии) ОАО "Мозырский ДОК", ОАО "БЛК" и ООО "ТД "ЦСК", а также директора ОАО "Мозырский ДОК" Лукьяненко А. Н., директора ОАО "БЛК" Сюльжина А. Р., исполняющего обязанности директора ОАО "БЛК" Сысоева Г. А., исполняющей обязанности директора ОАО "БЛК" Орловой А. В. и генерального директора ООО "ТД "ЦСК" Соломахо И. Л. нарушения пункта 5 статьи 76 Договора и прекратить в отношении указанных лиц рассмотрение дела.
2. Настоящее Решение может быть обжаловано в установленном порядке в Суд Евразийского экономического союза.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии |
М. Мясникович |