В соответствии с пунктом 2
статьи 14
Конституционного закона "О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов",
пунктами 1
и
175
Регламента Сената Сенат Парламента Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Внести изменения и дополнения в Регламент Сената Парламента Республики Казахстан:
1. В заголовках раздела II, главы I раздела II, пунктах 4, 5, 6, 7, 10, 17, 27, 29, 32, 45, 93, 99, 107, 126, 134, 153, 163, 164, 167, 175 слова "Пленарные", "пленарных", "пленарного", "пленарном", "пленарное", "пленарные" исключить.
2. Пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Повестка дня заседания предварительно рассматривается на Бюро Сената и вносится на обсуждение Палаты.
В предложенную Бюро повестку дня депутатами могут быть внесены изменения и дополнения.
Первыми по очередности рассматриваются и ставятся на голосование вопросы, внесенные Бюро, а затем - предложения депутатов, в порядке их поступления.
Повестка дня заседания Сената утверждается открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.".
3. Пункт 28 изложить в следующей редакции:
"28. Конституционные законы принимаются не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Палаты.
Законы, постановления и иные акты Сената принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Палаты, если иное не предусмотрено
Конституцией
Республики Казахстан.
Отклонение в целом проектов конституционного закона и закона осуществляется Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты.".
4. Пункт 38 изложить в следующей редакции:
"38. После рассмотрения вопросов в Мажилисе Сенат Парламента принимает конституционные законы и законы, в том числе:
1) утверждает республиканский бюджет, вносит в него изменения и дополнения;
2) устанавливает и отменяет государственные налоги и сборы;
3) устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства Казахстана;
4) учреждает государственные награды, устанавливает почетные, воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги Республики, определяет государственные символы Республики;
5) решает вопросы о государственных займах и оказании Республикой экономической и иной помощи;
6) решает вопросы амнистии;
7) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики;
8) регулирует иные отношения, указанные в пункте 3 статьи 61 Конституции Республики Казахстан.".
5. В пункте 40:
абзацы первый и третий изложить в следующей редакции:
"40. После получения одобренного Мажилисом законопроекта в Аппарате Сената в соответствии с установленным порядком, но не более двух рабочих дней производится проверка его полноты и правильности приложений к нему и регистрация.";
"Поступивший из Мажилиса законопроект рассматривается в Сенате не более шестидесяти дней со дня его регистрации в Аппарате Сената, без учета времени между сессиями Парламента.".
6. Абзац второй пункта 41 изложить в следующей редакции:
"Головной комитет определяет срок представления заключений по законопроекту комитетами Сената и соответствующими структурными подразделениями Аппарата Сената для обобщения, который не может быть менее десяти дней и не более пятнадцати дней со дня регистрации в Сенате законопроекта, а по кодексу не более двадцати дней, если иное не определено Бюро Палаты.".
7. Дополнить пунктом 41-1 следующего содержания:
"41-1. По решению Палаты законопроекты могут быть рассмотрены в двух и более чтениях.".
8. В пункте 42:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"одобрить законопроект в первом чтении;";
абзац шестой после слова "вопроса" дополнить словами "либо вернуть на доработку в комитет".
9. Пункт 43 изложить в следующей редакции:
"43. Отклоненный Сенатом законопроект в целом, в течение двенадцати дней с момента принятия решения возвращается в Мажилис с мотивированным обоснованием отклонения и стенограммой заседания Сената.
Постановление Сената о внесении изменений и дополнений в законопроект возвращается в Мажилис с соответствующей сравнительной таблицей, стенограммой заседания Сената по результатам его рассмотрения в срок не более двух недель с момента принятия решения.".
10. Пункт 44 изложить в следующей редакции:
"44. Конституционные законы и законы Республики Казахстан, направленные в Мажилис с изменениями и дополнениями, с которыми он согласился, считаются принятыми.
Указанные в абзаце первом настоящего пункта законы и другие законы, принятые Сенатом в соответствии с
Конституцией
, визируются Председателями каждой из Палат и в течение десяти дней направляются на подпись Президенту Республики Казахстан с сопроводительным письмом Председателя Сената.
Если законом ратифицируется международный договор, то вместе с законом представляются заверенные копии этого договора.
Конституционный Совет по обращению Председателя Сената либо депутатов Сената, составляющих не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента, рассматривает до подписания Президентом принятые Сенатом законы на соответствие их Конституции.
В случае такого обращения, течение сроков подписания соответствующих актов приостанавливается.".
11. Пункт 46 изложить в следующей редакции:
"46. При внесении поправок, меняющих законопроект концептуально, необходимо заключение инициатора законопроекта.
Инициатор, внесший законопроект, вправе отозвать проект закона на любой из стадий его рассмотрения.
Отзыв законопроекта должен быть оформлен в письменном виде и внесен в Сенат. В случае, если правом законодательной инициативы воспользовалось несколько депутатов, отзыв законопроекта должен быть скреплен подписями всех его инициаторов.
В случаях возникновения крайней необходимости Сенат Парламента по предложению головного комитета вправе принять решение об отзыве законопроекта, направленного в Мажилис.".
12. В пункте 49:
после слов "от общего числа депутатов" дополнить словами "по законопроекту и не менее чем двумя третями голосов по проекту конституционного закона";
слова "закон" заменить словами "соответственно закон либо конституционный закон".
13. В пункте 50:
в абзаце первом слово "большинством" заменить словом "количеством";
абзац третий исключить.
14. Пункт 53 изложить в следующей редакции:
"53. После рассмотрения в Мажилисе закона или статей закона, возвращенных с возражениями Президента Республики, в месячный срок со дня направления возражений Сенат на своем заседании проводит повторное его обсуждение и голосование. Для подтверждения ранее принятого решения Сената по законам необходимо большинство в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов Палаты. Если возражения Президента не преодолены, закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом.
Возражения Президента Республики предварительно рассматриваются на заседании соответствующего комитета Сената, который по итогам обсуждения вносит на заседание Сената заключение и проект постановления Сената по данному вопросу.".
16. Дополнить пунктом 54-1 следующего содержания:
"54-1. Проявление инициативы о назначении республиканского референдума осуществляется Сенатом на заседании Палаты после рассмотрения данного вопроса Мажилисом и оформляется соответствующим постановлением.
Проявление инициативы о назначении республиканского референдума предварительно рассматривается на заседании соответствующего комитета Сената, который по итогам обсуждения вносит на заседание Сената заключение и проект постановления Сената по данному вопросу.".
18. Дополнить пунктом 55-18 следующего содержания:
"55-18. После избрания депутатов Мажилиса и начала работы нового созыва проекты конституционных законов и законов, поступившие и не рассмотренные Сенатом в период временного отсутствия Мажилиса, вызванного досрочным прекращением его полномочий передаются в Мажилис Парламента.".
19. Заголовок главы 5 изложить в следующей редакции:
"Глава 5. Порядок утверждения республиканского бюджета и обсуждения отчетов об исполнении республиканского бюджета".
20. Пункт 59 изложить в следующей редакции:
"59. По поступившему в Сенат проекту закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, одобренному Мажилисом, решением Бюро Сената определяется головной комитет.
Обсуждение проекта закона о республиканском бюджете включает в себя доклады: уполномоченного Правительством лица о среднесрочной фискальной политике и по проекту закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, Председателя Национального Банка Республики - по денежно-кредитной политике и содоклад представителя головного комитета Сената.
Доклад каждого выступающего подлежит обсуждению в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента.
Рассмотрение проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Главой 3 настоящего Регламента.
По решению Палаты Премьер-Министр Республики Казахстан выступает на заседании Сената с докладом о среднесрочном плане социально-экономического развития Республики.".
21. Пункт 60 изложить в следующей редакции:
"60. Рассмотрение проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете и его утверждение проводятся в соответствии с пунктом 59 настоящего Регламента.".
22. Пункт 62 изложить в следующей редакции:
"62. Сенат принимает законы о ратификации и денонсации международных договоров Республики.
Рассмотрение проектов законов о ратификации и денонсации международных договоров осуществляется в порядке, установленном главой 3 настоящего Регламента.".
23. Абзац третий пункта 63 изложить в следующей редакции:
"Депутаты Сената, составляющие не менее одной пятой части от общего числа депутатов Парламента вправе обратиться в Конституционный Совет для рассмотрения до ратификации международных договоров Республики на соответствие их
Конституции
.".
24. В заголовках первого и третьего параграфов главы 7 раздела II, пунктах 64, 66, 68, 75 слова ", председателей коллегий", ", председатели коллегий" исключить.
25. Заголовок второго параграфа главы 7 раздела II после слов "Президентом Республики" дополнить словами "Председателя Национального Банка,".
26. Пункт 71 дополнить вторым предложением следующего содержания:
"По итогам обсуждения комитет выносит заключение и готовит проект постановления Сената по данному вопросу.".
27. Заголовки четвертого, пятого и шестого параграфов главы 7 раздела II и пункты 77, 78, 79, 80 исключить.
28. Заголовок первого параграфа главы 8 раздела II после слова "членов" дополнить словами "Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии и".
29. Пункт 81 изложить в следующей редакции:
"81. Сенат по представлению Председателя Палаты, большинством голосов от общего числа депутатов Сената, назначает на должности двух членов Конституционного Совета; назначает на пятилетний срок на должности двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
Предложенные Председателем Сената кандидатуры предварительно обсуждаются соответствующим комитетом на его заседании. По итогам рассмотрения кандидатур комитет выносит заключение по каждой обсуждаемой кандидатуре, оглашаемое на заседании Сената.
При рассмотрении вопроса о назначении на должность на заседании Палаты кандидатуры на должности представляет Председатель Сената.
На заседании Сената могут быть:
заданы вопросы кандидату и лицу, представляющему кандидата;
высказаны мнения депутатов "за" или "против" предложенной кандидатуры.
Прения по предложенной кандидатуре могут не открываться, если на этом не настаивают депутаты.
Для обсуждения каждой кандидатуры отводится время до 20 минут. Сенат вправе по предложению депутатов Палаты установить иное время.
Решения принимаются отдельно по каждой кандидатуре путем открытого голосования, если Палата не определит иной порядок голосования.
Решения оформляются постановлениями Сената Парламента отдельно по каждой кандидатуре.
Если Сенат Парламента не принял по предложенным кандидатурам решения о назначении на должность, Председатель Сената вносит в Палату письменные представления на тех же лиц или на новые кандидатуры. В этом случае решение Сената Парламента должно содержать развернутую мотивировку отклонения.".
32. Пункт 90 изложить в следующей редакции:
"90. Сенат вправе по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Палаты заслушивать отчеты членов Правительства Республики по вопросам их деятельности. По итогам заслушивания отчета большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе принимать обращение к Президенту Республики об освобождении от должности члена Правительства в случае неисполнения им законов Республики.
Если Президент Республики отклоняет такое обращение, то депутаты большинством голосов от общего числа депутатов Палаты вправе по истечении шести месяцев со дня первого обращения повторно поставить перед Президентом Республики вопрос об освобождении от должности члена Правительства. В этом случае Президент Республики освобождает от должности члена Правительства.
При принятии решения о заслушивании отчета члена Правительства Сенат вправе создать специальную временную комиссию по его подготовке или поручить подготовку вопроса соответствующему комитету Палаты.".
34. В пункте 102:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"утверждает структуру и штатную численность Аппарата Сената, а также принимает иные акты в пределах своей компетенции;";
в абзаце одиннадцатом слова "фракции и" исключить;
дополнить абзацем двенадцатым следующего содержания:
"создает консультативно-совещательные органы и утверждает положения об этих органах;".
36. Абзац первый пункта 106 изложить в следующей редакции:
"106. На первом заседании Сената после избрания и регистрации Центральной избирательной комиссией Республики Казахстан половины депутатов Сената очередного созыва Парламента Палата рассматривает вопрос о количестве и наименовании постоянных комитетов, избрании председателей постоянных комитетов и членов постоянных комитетов".
37. Абзац третий пункта 117 дополнить предложением следующего содержания:
"Комитет, как правило, не менее чем за три дня информирует депутатов и все заинтересованные стороны о времени и месте проведения заседания.".
39. Абзац второй пункта 146 изложить в следующей редакции:
"Запрос передается непосредственно лицу, к кому он обращен (или его представителю), если он присутствует в это время в зале заседаний. Во всех остальных случаях запрос, оглашенный депутатом на заседании, в срок не более трех рабочих дней с момента оглашения направляется Аппаратом Сената соответствующему должностному лицу государственного органа.".
40. Пункт 149 изложить в следующей редакции:
"149. Депутаты Сената вправе создавать депутатские объединения в виде депутатских групп, за исключением групп по принципу партийной принадлежности.".
41. Пункт 150 изложить в следующей редакции:
"150. Депутатская группа - объединение депутатов для осуществления своих полномочий. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.
Депутатские объединения, зарегистрированные в Бюро Сената, информируют Председателя Сената о своих решениях.".
42. Абзац первый пункта 151 изложить в следующей редакции:
"151. Регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палаты, производится явочным порядком и носит исключительно информационный характер.".
44. В пункте 165:
абзац четвертый и восьмой изложить в следующей редакции:
"представляет Палате кандидатуры к избранию на должности заместителей Председателя Палаты, а также распределяет обязанности между ними;";
"представляет Палатам кандидатуры для назначения на должности двух членов Конституционного Совета, двух членов Центральной избирательной комиссии, трех членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;".
46. В пункте 167 слово "Заместитель" заменить словом "Заместители", слово "избирается" заменить словом "избираются".
47. В пункте 173 заменить:
слово "Заместитель" словом "Заместители";
слова "выполняет" словами "выполняют";
слово "замещает" словами "исполняют обязанности";
слова "настоящего Регламента" словами "настоящему Регламенту".
48. Дополнить главой 16-1 следующего содержания:
"Глава 16-1. Сотрудничество Сената Парламента с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями
173-1. Сенат Парламента осуществляет сотрудничество с парламентами иностранных государств и международными парламентскими организациями.
173-2. Сенат Парламента в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан может заключать международные договоры о межпарламентском сотрудничестве, а также образовывать группы по сотрудничеству Сената Парламента с парламентами (палатами парламентов) иностранных государств.
173-3. Председатель Сената:
издает распоряжения об официальных и рабочих визитах, осуществляемых в рамках межпарламентского обмена, а также о командировании депутатов Сената Парламента за рубеж;
утверждает состав направляемых за рубеж делегаций Сената Парламента, при необходимости - руководителей этих делегаций, их заместителей и сопровождающих лиц.".