В целях повышения информационной обеспеченности субъектов сельскохозяйственного производства в условиях рынка и обеспечения эффективного государственного регулирования сельскохозяйственной отраслью Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить Концепцию формирования информационно-маркетинговой системы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (далее - Концепция ИМС МСХ) согласно приложению.
2. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан по согласованию с Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан разработать и утвердить Правила функционирования информационно-маркетинговой системы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
3. Акимам областей, Министерствам государственных доходов, транспорта и коммуникаций, энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан, Агентству Республики Казахстан по статистике, Национальному Банку Республики Казахстан (по согласованию) обеспечить своевременное представление данных Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан в соответствии с Концепцией ИМС МСХ.
4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан обеспечить финансирование ИМС МСХ за счет средств, предусматриваемых в республиканском бюджете по программе 78 "Реализация программы по информатизации государственных органов".
5. Рекомендовать акимам областей предусмотреть местную бюджетную программу "Развитие информационно-маркетинговой системы сельского хозяйства".
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 1997 года N 1815 P971815_ "О создании единой информационно-маркетинговой системы в агропромышленном комплексе" (САПП Республики Казахстан, 1997г., N 57, ст. 513).
7. Контроль за исполнение настоящего постановления возложить на Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан Ахметова Д.К.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Приложение к постановлению
Правительства Республики Казахстан
от 30 октября 2000 года N 1627
Концепция формирования информацонно-маркетинговой системы
Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан (ИМС МСХ)
1.Цель
1.1. Обеспечение оперативного обмена аналитической и маркетинговой информацией между сельхозтоваропроизводителями и государственными органами, а также другими участниками аграрного рынка.
1.2. Обеспечение эффективного государственного регулирования отрасли.
2. Предмет и объект
2.1.Предметом является объединение государственных и негосударственных органов, задействованных в сельскохозяйственном секторе, в единую информационную сеть и создание на ее основе гибкой информационной базы, способной отразить реальную картину состояния отрасли и динамику ее
тенденций.
2.2. Объектом является информация агропромышленного характера,
включающая в себя количественные и качественные показатели, статистическую
информацию и текстовые данные.
3. Задачи
Задачами ИМС МСХ являются сбор и аналитическая обработка информации с
целью:
3.1. информационного обеспечения сельхозтоваропроизводителей, которое
включает:
- информацию по рынкам сбыта и ценовую конъюнктуру;
- информацию по кредитованию сельскохозяйственного производства;
- информацию по агротехнологиям, а также по техническому и
технологическому сервису;
- аналитический материал;
- бизнес-контакты, поиск партнеров и установление деловых связей;
- рекомендации;
- консалтинг по налоговому и таможенному законодательству,
нормативно-правовое обеспечение и другое;
3.2. информационного обеспечения органов государственного управления,
которое включает:
- информацию по основным производственно-финансовым показателям
сельскохозяйственного производства;
- объемные и ценовые показатели экспорта-импорта;
- издержки производства по группам товаров, отраслям и регионам;
- информацию по инвестиционным проектам в сельском хозяйстве;
- финансово-производственные и ценовые балансы по основным видам
сельскохозяйственной продукции;
- оперативные данные о текущей ситуации по стратегически важным
показателям и направлениям сельского хозяйства и другое.
4. Администрирование и координация функционирования ИМС МСХ
Административные функции по обеспечению деятельности ИМС МСХ
осуществляет Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, на
которое также возлагаются вопросы координации взаимодействия участников
ИМС МСХ.
5. Информационные потоки ИМС МСХ
5.1. Информация, входящая в ИМС МСХ.
Источники предоставляемой информации:
областные департаменты сельского хозяйства (Приложение 1);
министерства и ведомства (Приложение 2):
- Министерство государственных доходов;
- Министерство энергетики, индустрии и торговли;
- Агентство по статистике;
- Национальный Банк;
- Министерство транспорта и коммуникаций;
- Товарные биржи и оптовые рынки.
5.2. Информация, исходящая из ИМС МСХ.
Информация предоставляется в соответствии с перечнем, утверждаемым
Министерством сельского хозяйства (Приложение 3).
6. Техническое решение
Создание ИМС МСХ производится на основе использования транспортных
возможностей действующей корпоративной сети. При этом подключение
Министерства сельского хозяйства и областных департаментов сельского
хозяйства предполагается по выделенным линиям, а подключение районов по
коммутируемой линии. Основная структура ИМС МСХ включает в себя следующие
узлы:
- Администратор (1 ед., сервер и оборудование ИМС МСХ)
(10 ед., по 1 компьютеру и 1 модему)
- Территориальные комитеты Министерства сельского хозяйства:
- областные (14 ед., по 2 компьютера и 2 модема)
- городские (36 ед., по 1 компьютеру и 1 модему)
- районные (161 ед., по 1 компьютеру и 1 модему)
- Департаменты сельского хозяйства:
- областные (14 ед., по 2 компьютера и 2 модема)
- районные (161 ед., по 1 компьютеру и 1 модему)
Создание ИМС МСХ осуществляется в два этапа:
1. 3апуск ИМС МСХ, 2000 год
- Техническое обеспечение Министерства сельского хозяйства
(Администратора):
- закуп оборудования для ИМС МСХ
- разработка и закуп программного обеспечения.
- Техническое обеспечение узлов ИМС МСХ.
Республиканский уровень:
- закуп компьютеров - 10 ед.
- закуп модемов -10 ед.
Территориальные комитеты Министерства сельского хозяйства, в том
числе:
областные:
- закуп компьютеров - 28 ед.
- закуп модемов - 28 ед.
городские:
- закуп компьютеров - 6 ед.
- закуп модемов - 6 ед.
(тыс. тенге)
--------------------------------------------------------------------------
Наименование | Потребность | Источник |Сумма
затрат | | финансирования |Итого
|-------------|----------------------- |
|общее | цена*|Республиканский бюджет**|
|кол-во| |------------------------|
| | | кол-во | сумма |
--------------------------------------------------------------------------
Подключение узлов ИМС, МСХ 16 140 16 2 240 2 240
Компьютеры, в том числе: 44 280 44 12 320 12 320
Республиканский уровень 10 10 2 800
Областной уровень 28 28 7 840
Городской уровень 6 6 1 680
Модемы,
в том числе: 44 25 1 100 1 100
Республиканский уровень 10 10 250
Областной уровень 28 28 700
Городской уровень 6 6 150
Программное обеспечение 2 850 2 850
Оборудование (сервера, 2 290 2 290
маршрутизаторы, профессиональ-
ные модемы, НUВЕ (устройство
для соединения), сетевые
карты, спутниковые антенны,
спутниковые модемы)
Всего х 20 800 20 800
---------------------------------------------------------------------------
* - по предполагаемым ценам
** - в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на
2000 год.
2. Развитие ИМС МСХ, 2001 год
- Техническое обеспечение узлов ИМС МСХ.
Территориальные комитеты Министерства сельского хозяйства, в том
числе:
городские:
- закуп компьютеров - 30 ед.
- закуп модемов - 30 ед.
районные:
- закуп компьютеров - 161 ед.
- закуп модемов - 161 ед.
Департаменты сельского хозяйства, в том числе:
областные:
- закуп компьютеров - 28 ед.
- закуп модемов - 28 ед.
районные:
- закуп компьютеров - 161 ед.
- закуп модемов - 161 ед.
Затраты на развитие ИМС МСХ на 2001 год (в тыс. тенге)*
---------------------------------------------------------------------------
Наименование |Потребность |Источники финансирования
затрат |------------|--------------------------------------------
|общее |цена*|Республиканский бюджет**| Местный бюджет
|кол-во| |------------------------|-------------------
| | | кол-во | сумма | кол-во | сумма
---------------------------------------------------------------------------
Компьютеры,
в том числе: 380 280 189 52 920
Областной уровень 28 28 7 840
Городской уровень 30
Районный уровень 322 161 45 080
Модемы,
в том числе: 380 25 189 4 725
Областной 28 28 700
уровень
Городском уровень 30
Районный уровень 322 161 4 025
Оборудование х х 22 196
(сервера, мар-
шрутизаторы,
профессиональные
модемы, НUВЕ
(устройство для
соединения),
сетевые карты,
спутниковые
антенны,
спутниковые
модемы)
Всего х 22 196 57 645
---------------------------------------------------------------------------
(продолжение таблицы)
-----------------------------------------------------
Наименование |Источники финансирования | Сумма
затрат |-------------------------| Итого
| Внешние займы*** |
|-------------------------|
| кол-во | сумма |
-----------------------------------------------------
Компьютеры,
в том числе: 191 53 480 106 400
Областной уровень
Городской уровень 30 8 400
Районный уровень 161 45 080
Модемы,
в том числе: 191 4 775 9 500
Областной уровень
Городском уровень 30 750
Районный уровень 161 4 025
Оборудование 22 196
(сервера, мар
шрутизаторы,
профессиональные
модемы, НUВЕ
(устройство для
соединения),
сетевые карты,
спутниковые
антенны,
спутниковые
модемы)
Всего 58 255 138 096
---------------------------------------------------------------------------
* - по предполагаемым ценам
** - в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете на
2001 год
*** — в рамках займа МББР по проекту "Постприватизационная поддержка
сельского хозяйства"
7. Программное обеспечение
Программное обеспечение для ИМС МСХ должно позволять:
7.1. систематизировать документооборот между участниками сети;
7.2. управлять базой данных;
7.3. производить аналитическую обработку информации;
7.4. обеспечивать предоставление обработанной информации в конечной
форме.
8. Вопросы конфиденциальности информации
Администратор в соответствии со статьей 13 "Гарантии прав юридических и физических лиц" Закона РК "О государственной статистике" обеспечивает конфиденциальность первичной статистической информации, представленной в ИМС МСХ.
8.1.Разделение информации по степени доступа:
а) обобщенная, сводная информация (бесплатная);
б) информация, обеспечивающая потребности целевых групп, выходящая за пределы основной информации, предоставляемая на платной основе;
в) специфическая информация, предоставляемая по отдельным заказам - по индивидуальной стоимости на основе соглашений.
8.2. Контроль.
Контроль над обеспечением конфиденциальности доступа к сети осуществляет Администратор.
9. Конечный результат
Аккумулирование и дифференцирование информации, имеющей прямое и
косвенное отношение к сельскохозяйственному сектору и оперативное
предоставление ее Правительству, государственным органам и участникам
аграрного рынка.
9.1. Форма предоставления информации.
а) Выпуск информационного Бюллетеня Министерства сельского хозяйства
с ежемесячной и квартальной периодичностью.
б) Формирование отдельного WЕВ-сайта "Сельское хозяйство Казахстана"
в мировой сети Интернет.
в) Публикации в средствах массовой информации.
г) Предоставление информации по конкретным запросам по почтовой
службе системы.
9.2. Пользователи ИМС МСХ:
- Администрация Президента Республики Казахстан;
- Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан;
- Национальный Банк Республики Казахстан;
- Министерство экономики Республики Казахстан;
- Министерство государственных доходов Республики Казахстан;
- Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
- Министерство энергетики, индустрии и торговли Республики Казахстан;
- Агентство Республики Казахстан по статистике.
Приложение 1
Перечень информации, предоставляемой департаментами
сельского хозяйства в ИМС МСХ
- информация о ходе весеннего сева сельскохозяйственных культур;
- информация о качестве семян яровых зерновых культур по всем категориям хозяйств;
- намечаемая структура полевых площадей по предложениям областей;
- информация о сборе урожая зерновых культур;
- наличие зерна в области;
- наличие зерна и зернопродуктов в области;
- государственные реестры хозяйствующих субъектов, получающих лицензии на вид деятельности;
- наличие элеваторов и хлебоприемных пунктов в республике;
- водопотребление орошаемых площадей в разрезе областей;
- оперативная информация о работе и создании машинно-технологических станций (МТС) в области;
- информация о количестве сельскохозяйственной техники и других
транспортных средств (в разрезе категорий и по годам выпуска), имеющихся в
наличии у сельхозформирований области на праве собственности, на праве
доверительного управления (в разрезе юридических лиц и крестьянских
(фермерских) хозяйств);
- информация о подготовке техники к полевым работам в
сельхозформированиях по области;
- наличие сельскохозяйственной техники в МТС области;
- информация о местах дислокации МТС в области;
- расчет потребности горюче-смазочных материалов (ГСМ) на полевые
работы;
- расчетные и фактические потребности в сельскохозяйственной технике;
- отчет о незаразных болезнях животных;
- отчет о заразных болезнях животных;
- отчет о ветеринарно-санитарном надзоре на убойных пунктах хозяйств
и организаций, в лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ);
- ВСЭ мяса и других пищевых продуктов на рынке;
- отчет о противоэпизоотических мероприятиях;
- информация о ветеринарных постах на границе;
- оперативная отчетность по племенному делу в животноводстве по
области;
- сводная справка (ежемесячно) о количестве реализованного и
использованного для осеменения коров и телок семени производителей и сумме
причитающейся дотации;
- основные производственные показатели промышленных свинокомплексов и
птицефабрик;
- информация о ходе проведения весенних обследований и борьбы с
саранчовыми;
- информация о ходе работ по борьбе с саранчовыми;
- основная информация по препаратам защиты растений;
- средние цены на основные продукты питания и на ГСМ;
- цены на рынках живого скота;
- цены на зерновые культуры;
- тарифы на услуги мельниц и элеваторов;
- объем экспорта и импорта по видам сельскохозяйственной продукции;
- информация о развитии рыночных инфраструктур;
- реализация сельскохозяйственной продукции по различным каналам;
- себестоимость и структура затрат на 1 тонну сельскохозяйственной
продукции и продуктов ее переработки;
- балансы продуктов растениеводства и животноводства в натуральном
выражении;
- сведения о количестве сельхозформирований в разрезе
организационно-правовых форм;
- справка о передаче сельскохозяйственных предприятий под управление
инвесторам;
- передача объектов социальной сферы сельскохозяйственной организации
на баланс местных органов;
- справка о результатах экономических реформ в сельском хозяйстве;
- справка о ходе проведения конкурсного производства в хозяйствах, подвергнутых процедуре банкротства и реабилитации;
- информация о конкурсных управляющих;
- справка о хозяйствующих субъектах, переведенных в режим налогообложения на основе патента;
- себестоимость основных видов сельскохозяйственной продукции по зонам специализации;
- информация о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджет от сельхозтоваропроизводителей;
- информация о приобретении сельскохозяйственной техники и оборудования на основе лизинга;
- информация о деятельности товарно-сырьевых бирж;
- информация о наличии имеющегося на праве собственности, доверительного управления имущества с указанием его остаточной стоимости (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств);
- информация о наличии имеющегося у сельхозформирований земельных
участков (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств)
с указанием площадей;
- информация (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских)
хозяйств) о численности работников, занятых в сельскохозяйственных
формированиях, и фонде заработной платы.
Приложение 2
Перечень информации, предоставляемой министерствами и
ведомствами Республики Казахстан
Министерство государственных доходов:
- предоставление информации по экспорту-импорту сельхозпродукции;
- представление нормативно-правовой базы по налогообложению
сельхозтоваропроизводителей;
- информация о ситуации по задолженности сельхозтоваропроизводителей
перед республиканским бюджетом;
- информация об уплате налогов и других обязательных платежей
сельхозтоваропроизводителями;
- информация о хозяйствующих субъектах, переведенных в режим
налогообложения на основе патента.
Агентство РК по статистике:
- предоставление информации по утвержденным формам статистической
отчетности сельскохозяйственного производства.
Министерство энергетики, индустрии и торговли:
- информация о задолженности сельхозтоваропроизводителей за
отпущенную электроэнергию перед региональными электросетевыми компаниями
Республики Казахстан;
- информация по обеспеченности ГСМ на посевные и уборочные работы,
выработке и остаткам на перерабатывающих заводах республики.
Национальный Банк:
- предоставление информации о кредитовании сельского хозяйства
банками второго уровня.
Министерство транспорта и коммуникаций:
- транспортные издержки в цене сельхозпродукции на мировом рынке;
- транспортные издержки в цене сельхозпродукции на внутреннем рынке и
рынках стран СНГ;
- информация по тарифной политике в области перевозок
сельхозпродукции всеми видами транспорта в Казахстане, странах СНГ и
дальнего зарубежья.
Товарные биржи и оптовые рынки:
- ценовые данные по основным видам сельхозпродукции;
- объемы продаж сельхозпродукции по видам;
- анализ и прогноз потребности сельхозпродукции на рынке.
Приложение 3
Перечень информации, предоставляемой пользователям ИМС МСХ
- производство основных видов сельскохозяйственной продукции;
- реализация сельскохозяйственной продукции;
- балансы производства и потребления сельскохозяйственной продукции;
- экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции;
- цены на основные виды сельскохозяйственной продукции;
- цены на рынках живого скота;
- средние розничные цены на рынках областных центров;
- мировые цены на основные виды продукции зерновых, масличных и
технических культур;
- проведение работ по борьбе с саранчовыми;
- проведение посевных работ сельскохозяйственных культур;
- обеспеченность горюче-смазочными материалами;
- проведение уборочных работ сельскохозяйственных культур;
- кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- сведения о количестве сельхозформирований в разрезе
организационно-правовых форм;
- финансовое состояние субъектов сельского хозяйства;
- информация (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских)
хозяйств) о численности работников, занятых в сельскохозяйственных
формированиях, и фонде заработной платы;
- развитие рыночных инфраструктур;
- информация о работе машинно-технологических станций;
- информация о приобретении сельскохозяйственной техники и
оборудования на основе лизинга;
- информация о деятельности товарно-сырьевых бирж;
- информация по племенному делу в животноводстве;
- наличие зерна в республике;
- наличие элеваторов и хлебоприемных пунктов в республике;
- государственные реестры хозяйствующих субъектов, получающих
лицензии на вид деятельности;
- основная информация по препаратам зашиты растений;
- тарифы на услуги мельниц и элеваторов;
- информация о ветеринарных постах на границе;
- себестоимость основных видов сельскохозяйственных товаров по зонам
специализации;
- информация о поступлении налогов и других обязательных платежей в
бюджет от сельхозтоваропроизводителей;
- объем выпускаемой продукции и наличие производственных мощностей по
молокоперерабатывающим предприятиям и миницехам;
- объем выпускаемой продукции и наличие производственных мощностей по
мясоперерабатывающим предприятиям и миницехам;
- наличие производственных мощностей и объемы переработки шерсти;
- водопотребление орошаемых площадей в разрезе областей Республики
Казахстан;
- средние цены на основные виды сельскохозяйственной продукции на
рынках стран СНГ и зарубежья;
- кредитование сельскохозяйственного производства;
- информация о количестве сельскохозяйственной техники и других транспортных средств (в разрезе категорий и по годам выпуска), имеющейся в наличии у сельхозформирований республики на праве собственности, на праве доверительного управления (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств);
- информация о наличии имеющегося на праве собственности,
доверительного управления имущества, с указанием его остаточной стоимости
(в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств);
- информация о наличии имеющихся у сельхозформирований земельных
участков (в разрезе юридических лиц и крестьянских (фермерских) хозяйств)
с указанием площадей.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Склярова И.В.)