Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 26.06.2010 № 651.
Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы"
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Указ
Президента Республики Казахстан
О Государственной программе развития
физической культуры и спорта в Республике
Казахстан на 2001-2005 годы
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года Z990490_ "О физической культуре и спорте" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития физической культуры и спорта на 2001-2005 годы (далее - Государственная программа).
2. Правительству Республики Казахстан:
1) в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Государственной программы;
2) ежегодно предусматривать выделение необходимых бюджетных ассигнований для реализации Государственной программы.
3. Центральным и местным исполнительным органам, иным государственным
органам обеспечить реализацию Государственной программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на
Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вступает в силу со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Утверждена
Указом Президента
Республики Казахстан
от "__"____2001г. N____
Государственная программа развития
физической культуры и спорта в Республике
Казахстан на 2001-2005 годы
Паспорт программы
Наименование Государственная программа развития физической
культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005
годы.
Основание Закон Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года
для разработки "О физической культуре и спорте". План мероприятий по
реализации Программы действий Правительства
Республики Казахстан на 2000-2002 годы.
Основные Агентство Республики Казахстан по туризму и спорту,
разработчики Казахская государственная академия спорта и туризма.
Краткое Государственная программа развития физической
содержание культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005
годы содержит основные принципиальные положения,
являющиеся исходными при разработке отдельных
программ физического воспитания для различных
регионов и социально-демографических групп населения
и предусматривает:
1) преемственность физического воспитания для
различных социально-демографических групп населения;
2) совершенствование системы управления
физкультурно-спортивным движением;
3) развитие сети физкультурно-оздоровительных и
спортивных объектов;
4) подготовку и обеспечение отрасли
квалифицированными кадрами;
5) совершенствование проведения
физкультурно-спортивных мероприятий;
6) организационное, научно-методическое и медицинское
обеспечение отрасли;
7) пропаганду физической культуры и спорта, как
важного фактора формирования здорового образа жизни;
8) решение вопросов подготовки спортсменов высокой
квалификации и спортивного резерва.
Финансирование Средства республиканского и местных бюджетов,
программы внебюджетные источники финансирования.
Ожидаемые Повышение занятости детей и подростков, профилактика
результаты правонарушений среди молодежи, рост числа реально
занимающихся физической культурой и спортом,
подготовка достойного спортивного резерва,
обеспечение успешного выступления спортсменов
Казахстана на международной арене. Профилактика
заболеваний, укрепление и сохранение здоровья
населения страны.
Введение
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан Z990490_ "О физической культуре и спорте" и является продолжением Государственной программы развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 19 декабря 1996 года N 3276 U963276_ .
Реализация Государственной программы развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 годы, позволила сосредоточить внимание физкультурно-спортивных организаций республики на развитии массового спорта, формировании принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, подготовке спортсменов международного класса и спортивного резерва.
В результате проделанной работы число занимающихся физической культурой и спортом в республике возросло на 24,1 процента, значительно увеличилось количество проводимых массовых физкультурно-спортивных мероприятий, возродилась практика проведения отраслевых спартакиад, спартакиад школьников и студенческих соревнований. Приостановлено сокращение сети детско-юношеских спортивных школ, школ олимпийского резерва. В настоящее время в республике функционирует 271 спортивная школа, в которых занимаются более 116 тысяч детей и подростков. Начался рост числа внешкольных учреждений, активизировалась работа по месту жительства. Вновь создано 6 школ-интернатов для одаренных в спорте детей, в результате чего число учащихся школ-интернатов выросло с 942 до 2385 человек. Начата работа по созданию областных центров подготовки спортивного резерва, разработаны и успешно внедряются Президентские тесты физической подготовленности населения. В республике начато создание профессиональных спортивных клубов, клубов по месту жительства и семейных спортивных клубов, проводится значительная работа по пропаганде принципов здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.
Вместе с тем, состояние спортивной базы, недостаточно развитая сеть детско-юношеских спортивных школ, которая обеспечивает только 7 процентов детей школьного возраста республики, дефицит высококвалифицированных тренеров - преподавателей не позволяют удовлетворить широкие потребности населения и особенно детей и подростков в занятиях физическими упражнениями. Отсутствие современных спортивных объектов, оснащенных качественным инвентарем и оборудованием, центров олимпийской подготовки и центров спортивного резерва сдерживает рост спортивного мастерства и подготовку спортивного резерва в стране.
Отдельные пункты Государственной программы развития массового спорта в Республике Казахстан на 1996-2000 годы включены в настоящую программу повторно, поскольку по различным причинам некоторые из них реализованы частично, а для внедрения других необходимо длительное время.
Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации массовой физической культуры, учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций.
Разработка программы продиктована необходимостью внесения изменений в организационные, методические и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, сохранения высокого имиджа спорта Казахстана на международной арене, привлечения к систематическим занятиям широких слоев населения, внедрения принципов здорового образа жизни путем пропаганды физической культуры и спорта.
Программа, наряду с действующими нормативными правовыми актами и новым нормативно-законодательным обеспечением, составит организационную основу реализации государственной политики в области массового спорта и спорта высших достижений.
1. Анализ современного состояния проблемы в
области физической культуры и спорта
Состояние физической культуры и спорта высших достижений в Республике Казахстан, современные тенденции развития мирового спорта показывают, что без принятия срочных радикальных мер по развитию спорта в республике показатели казахстанских спортсменов на мировой арене будут снижаться.
Отставание от международных стандартов обусловлено, прежде всего, отсутствием современной спортивной базы, отвечающей предъявляемым на сегодняшний день высочайшим мировым требованиям.
Уровень современного спорта достиг такой стадии своего развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях. Новые спортивные арены, новейшие достижения в деле создания специальных условий для тренировок и соревнований, конструирование и применение специальной экипировки привели к резкому улучшению результатов сильнейших спортсменов мира и наметили основные направления поступательного развития, с которыми спорт входит в XXI век.
Уровень развития физической культуры и спорта, состояние материально-технической базы не удовлетворяют потребностей и запросов населения к занятиям физическими упражнениями.
Все еще не хватает штатных единиц организаторов физической культуры на предприятиях, в организациях и учреждениях, ощущается острый недостаток физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений на предприятиях, по месту жительства и в местах массового отдыха трудящихся, недостает простейшего спортивного инвентаря и оборудования.
Отсутствие необходимого уровня физической активности у населения страны является одним из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни и высокий процент смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и болезней органов дыхания. Только от 5 до 10,5 процентов жителей страны, в зависимости от регионов проживания, систематически занимаются физической культурой и спортом.
Неудовлетворительное положение остается и в системе образования. Только 56,5 процентов общеобразовательных учебных заведений республики имеют типовые спортивные залы и 14,9 процентов - приспособленные спортивные помещения. Объем учебных физкультурных занятий в организациях среднего и общего профессионального образования республики в 3-4 раза ниже научно-обоснованных нормативов. Требует должного внимания вопрос введения третьего урока физической культуры в неделю, обеспечения учебного процесса спортивным инвентарем и оборудованием в учебных заведениях всех типов.
Не находит должного внимания и развития внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа во внеурочное время. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. При этом занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, проводятся только в отдельных учебных заведениях.
В целом, состояние физкультурно-оздоровительной и спортивной работы требует принятия безотлагательных, конкретных мер по развитию массового спорта и активизации физкультурно-оздоровительной работы среди населения.
2. Основные цели и задачи
Государство, в соответствии с Законом Республики Казахстан "О физической культуре и спорте", регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики, создания соответствующего финансового, материально-технического, кадрового, научно-методического, медицинского, информационного, нормативного правового обеспечения физической культуры и спорта, создает условия для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех типов, спортивных и детских клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных оздоровительных лагерей, специализированных групп и школ для инвалидов, врачебно-физкультурных диспансеров, укрепления их материально-технической базы.
Основная цель программы:
1) реализация Закона Республики Казахстан "О физической культуре и спорте";
2) дальнейшее развитие физической культуры и спорта в стране путем пропаганды в обществе принципов здорового образа жизни;
3) создание оптимальных условий для развития олимпийских видов спорта, народных игр, национальных, технических и прикладных видов спорта;
4) определение оптимальных путей и современных подходов к управлению отраслью;
5) разработка единого комплекса мер, направленных на подготовку спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса, способных утвердить высокий авторитет Республики Казахстан на международной спортивной арене;
6) совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта;
7) проведение научных исследований по медико-биологическому и психологическому обеспечению подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:
1) утверждение принципов здорового образа жизни путем пропаганды физической культуры и спорта, привлечения широких слоев населения к систематическим занятиям физическими упражнениями с целью сохранения, укрепления здоровья;
2) внедрение Президентских тестов физической подготовленности населения;
3) укрепление и развитие материально-технической базы физической культуры и спорта, повышение доступности спортивных сооружений для населения;
4) активизация работы физкультурно-спортивных объединений и спортивных клубов, деятельность которых направлена на работу с населением;
5) усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни;
6) создание системы подготовки и переподготовки физкультурных кадров как для спорта высших достижений, так и для работы с различными социально-демографическими группами населения;
7) активизация деятельности по установлению и развитию международных контактов и связей с зарубежными физкультурно-оздоровительными и спортивными организациями по обмену опытом и внедрению передовых технологий в области физической культуры и спорта.
3. Основные направления развития физической
культуры и спорта в Республике Казахстан
При использовании средств физической культуры и спорта для гармоничного развития личности, внедрения здорового образа жизни, развития массового спорта и спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва должны учитываться климатические и географические условия регионов республики, демографические особенности и характер трудовой деятельности населения, а также перспективы физического совершенствования человека.
Программа предусматривает:
- дальнейшее развитие детско-юношеского спорта, повышение занятости детей и подростков в спортивных секциях и детско-юношеских спортивных школах с целью профилактики правонарушений;
- создание спортивных клубов по игровым видам спорта, как основного звена подготовки спортсменов высокого класса;
- создание олимпийских центров и центров подготовки спортивного резерва;
- профилактику заболеваний, трудовую реабилитацию, активное долголетие;
- совершенствование нормативной правовой базы физической культуры и спорта;
- разработку программно-методического обеспечения процессов физического воспитания учащейся молодежи в форме обязательных занятий в процессе обучения в учебных заведениях независимо от форм собственности, комплексов профессионально-прикладной физической подготовки и для различных профессий, создание новых физкультурно-оздоровительных технологий, поиск, экспериментальную апробацию и внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
3.1 Основными направлениями перестройки и оптимизации процесса физического воспитания населения являются:
- совершенствование дошкольного и школьного содержания занятий физической культурой, обеспечивающих воспитание двигательных качеств и развитие двигательных способностей, укрепление здоровья. Выполнение детьми дошкольного возраста научно-обоснованного объема двигательной активности 10-12 часов в неделю;
- совершенствование внешкольных форм организации физической культуру, дополняющих содержание школьных уроков, разработка современных вариантов тренирующих программ для младших групп населения с целью дальнейшего перехода от обязательных уроков физической культуры к тренировкам по видам спорта с учетом интересов учащихся;
- совершенствование системы внеклассных и внеурочных занятий с учащейся и студенческой молодежью. Учет физиологических особенностей развития подростков. Выполнение учащейся и студенческой молодежью объема двигательной активности 8-10 часов в неделю;
- внедрение физической культуры и спорта в систему организации труда и отдыха через коллективные договора между работодателями и трудовыми коллективами, усиление оздоровительного содержания физических упражнений, внедрение профессионально-прикладной физической культуры с учетом профессиональной деятельности, возрастных особенностей трудящихся в целях рационального использования физических упражнений для продления сроков трудовой активности;
- обеспечение условий для выполнения объемов двигательной активности в нерабочее время в объеме 3-4,5 часов в неделю;
- развитие технических и прикладных видов спорта в целях профориентационной подготовки молодежи и юношей к службе в армии;
- развитие национальных видов спорта и народных игр, внедрение их в систему современного физического воспитания;
- разработка мер по эффективному использованию средств физической культуры и спорта для оптимизации двигательного режима лиц пожилого возраста с целью стимулирования активного долголетия, привлечения нетрудоспособных граждан к занятиям физической культурой;
- организация работы по подготовке спортивного резерва с целью отбора перспективных спортсменов для пополнения сборных национальных команд Республики Казахстан;
- создание научно-исследовательского центра по проблемам физической культуры и спорта высших достижений, методической службы республики по апробации новаторских идей в области физической культуры и спорта, распространение новых форм организации работы;
- создание спортивных клубов по видам спорта, как основного звена подготовки спортсменов международного класса;
- подготовка и участие сборных национальных команд республики в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, другие международные комплексные спортивные мероприятия;
- организация сети центров здоровья, физкультурно-оздоровительных групп, секций, диспансерных и консультативных служб, лечебно-профилактических кабинетов для оказания услуг населению, обеспечение их доступности для населения;
- подготовка и переподготовка кадров физической культуры и спорта;
- развитие сети детско-юношеских спортивных школ и школ-интернатов для одаренных в спорте детей.
3.2. Система управления физическим воспитанием населения и научными исследованиями в области физической культуры и спорта выглядит следующим образом:
Управление физическим воспитанием в республике осуществляется уполномоченным органом по физической культуре и спорту. Местные исполнительные органы создают территориальные структурные подразделения по управлению физическим воспитанием населения, разрабатывают направления работы с населением в регионах с учетом основных требований к физкультурно-массовой и спортивной работе, подготовке спортивного резерва и спортсменов международного класса, содействуют развитию материально-технической базы физической культуры и спорта.
Центральные и местные исполнительные органы содействуют организации и проведению фундаментально-прикладных, опытно-педагогических и социологических исследований, способствующих обогащению практики массовой физической культуры и спорта высших достижений.
3.3. Развитие материально-технической базы в республике должно осуществляться по нормативам обеспеченности жилых районов спортивными сооружениями, в том числе за счет:
1) реконструкции и обновления имеющихся спортивных сооружений, действующих площадок, оборудования спортивных залов и спортивных комплексов малокомплектным и универсальным спортивным оборудованием;
2) строительства спортивных площадок, спортивных залов и других сооружений в местах массового проживания и отдыха людей в соответствии с действующими нормативами;
3) планирования и строительства на территории жилых массивов игровых и прогулочных площадок, беговых дорожек, велосипедных и лыжных трасс, оборудования мест для проведения массовых соревнований и спортивных стартов;
4) широкого использования имеющихся спортивных сооружений общеобразовательных, профессионально-технических школ и других учебных заведений для проведения физкультурно-оздоровительной работы с населением.
3.4. Для успешного решения проблем массовой физической культуры и спорта высших достижений в подготовке кадров и повышении квалификации специалистов необходимо обеспечить:
1) отрасль - научными кадрами, с учетом введения новых специализаций (восточные единоборства, национальные и прикладные виды спорта, народные игры, нетрадиционные виды спорта);
2) оптимизацию системы подготовки и переподготовки работников физической культуры и спорта с учетом развития народных, национальных, прикладных и технических видов спорта;
3) обучение ведущих специалистов республики в зарубежных спортивных клубах и национальных командах зарубежных стран;
4) потребности отдельных регионов в спортивных кадрах и их подготовку на постоянно действующих региональных семинарах.
3.5. Информационно-пропагандистская работа должна быть направлена на:
1) приобщение граждан к здоровому образу жизни;
2) проведение разъяснительной работы о благотворном влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека, особенно в раннем и пожилом возрастах;
3) искоренение вредных привычек и выработку положительных мотивов для занятий физической культурой и спортом.
Работа по информированию населения должна строиться на разъяснении необходимости разносторонней физической подготовки, иметь научное обоснование.
Популяризацию занятий физической культурой и спортом необходимо осуществлять, привлекая к работе с населением известных спортсменов, чемпионов и призеров мира, Азии, Олимпийских и Азиатских игр, заслуженных мастеров спорта и ведущих тренеров-педагогов.
Необходимо предусмотреть выпуск популярных печатных изданий, методических пособий, других наглядных материалов, способствующих повышению самообразования граждан, формированию устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
4. Финансирование Программы
Финансирование Государственной программы будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в государственном бюджете на развитие физической культуры и спорта с привлечением внебюджетных источников, не запрещенных законодательством республики. Ежегодные объемы финансирования за счет средств государственного бюджета мероприятий, предусмотренных Программой, будут установлены законом о республиканском бюджете и решениями маслихатов об утверждении местных бюджетов на соответствующий финансовый год.
5. Ожидаемые результаты
Утверждение в обществе принципов здорового образа жизни, создание условий для улучшения демографической ситуации.
Увеличение количества граждан, реально занимающихся физической культурой и спортом на 10-15 процентов и, как результат, снижение уровня заболеваемости населения.
Рост числа занимающихся детей и подростков в спортивных секциях детско-юношеских спортивных школ республики до 180-200 тысяч, снижение числа правонарушений среди подрастающего поколения, организация свободного времени молодежи.
Создание школ-интернатов для одаренных в спорте детей во всех регионах страны.
Рост числа спортсменов международного класса и перспективного спортивного резерва кандидатов в сборные национальные команды Республики Казахстан.
Привлечение молодежи к активным занятиям спортом за счет развития
национальных, прикладных, технических видов спорта и народных игр.
Создание условий для подготовки спортсменов международного уровня,
способных поддержать высокий имидж Казахстана на международной спортивной
арене.
При условии достаточно полного выполнения Программы ежегодный
экономический эффект только от снижения заболеваемости и смертности в
трудоспособном возрасте может составить 150-200 процентов от затраченных
средств на ее реализацию.
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Цай Л.Г.)