В целях дальнейшего укрепления имиджа государственных органов Республики Казахстан и формирования единой системы информационно- пропагандистского обеспечения их деятельности Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу освещения деятельности государственных органов Республики Казахстан на 2001 год (далее - Программа).
2. Руководителям государственных органов Республики Казахстан обеспечить реализацию мероприятий, определенных Программой, и не позднее 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять Министерству культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан информацию по их выполнению.
3. Министерству культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять Правительству Республики Казахстан сводную информацию о выполнении заданий Программы.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 24 мая 2001 года N 712
Программа
освещения деятельности государственных органов
Республики Казахстан на 2001 год
1. Паспорт Программы
Наименование Программы Программа освещения деятельности
государственных органов Республики
Казахстан на 2001 год
Основания для разработки Поручение Руководителя Администрации
Президента Республики Казахстан от
14 июня 2000 года N 16-9/43 ДСП
"О мероприятиях, посвященных 10-летию
принятия Декларации о государственном
суверенитете и Конституционного закона
"О государственной
независимости Республики Казахстан"
Основной разработчик Министерство культуры, информации и
общественного согласия Республики
Казахстан
Основные исполнители Центральные и местные государственные
органы Республики Казахстан
Сроки реализации 2001 год
Программы
Источники финансирования Средства республиканского и местных
Программы бюджетов
2. Введение
Настоящая Программа разработана в целях укрепления позитивного имиджа государственных органов Республики Казахстан, создания единой системы информационно-пропагандистского обеспечения их деятельности, а также для развития мер, определенных постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000- 2002 годы".
Следует отметить, что программа такого рода разрабатывается впервые, хотя до этого Министерством культуры, информации и общественного согласия РК была разработана Схема координации обмена информацией между Правительством, министерствами, аппаратами акимов и СМИ.
Данная Программа определяет комплекс основных информационно- пропагандистских мероприятий центральных и местных государственных органов Республики Казахстан на 2001 год, подходы и требования к их реализации.
3. Анализ современного состояния проблемы
В условиях дальнейшей демократизации общества, усложнения и расширения казахстанского информационного пространства проблема проведения единой государственной информационной политики, направленной на пропаганду достижений Казахстана в социально-экономической и политической сферах, приобретает исключительную актуальность. Возрастает роль информационно-пропагандистской работы государственных органов, их служб.
В последние годы Правительством Республики Казахстан разработан ряд мер по обеспечению эффективности указанной работы. К ним можно отнести План мероприятий по реализации программы действий Правительства Республики Казахстан на 2000-2002 годы, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 марта 2000 года N 367 P000367_ , в который вошли мероприятия по исполнению поручении Президента Республики Казахстан, вытекающих из его выступления 10 ноября 1999 года на церемонии принесения присяги вновь назначенными членами Правительства. График проведения пресс-конференций руководителями центральных исполнительных органов, утвержденный Первым заместителем Премьер-Министра Республики Казахстан (N 4067 от 28 марта 2000 года) и его поручение руководителям министерств и ведомств о проведении в обязательном порядке встреч с представителями СМИ всех уровней во время рабочих поездок по регионам страны (N 4630 от
24 апреля 2000 года).
Для продолжения эффективной работы и обеспечения единства и
согласованности действий всех субъектов государственной информационной
политики следует осуществить комплекс мероприятий, направленный на
систематизацию и координацию деятельности пресс-служб и служб по связям с
общественностью центральных и местных органов власти и управления.
4. Цель и задачи Программы
Цель Программы:
- укрепление позитивного имиджа государственных органов Республики
Казахстан.
Задачи Программы:
- совершенствование нормативной правовой базы деятельности пресс-служб и служб по связям с общественностью государственных органов Республики Казахстан;
- осуществление комплекса организационных и практических мероприятий, направленных на формирование позитивного имиджа государственных органов Республики Казахстан;
- создание единой системы информационно-пропагандистского обеспечения деятельности государственных органов Республики Казахстан;
- выработка механизмов эффективного взаимодействия и координации информационно-пропагандистской деятельности центральных и местных государственных органов Республики Казахстан.
5. Основные направления и механизмы
реализации Программы
5.1. Принятие необходимых нормативных правовых и ведомственных актов
В целях реализации настоящей Программы центральным и местным государственным органом Республики Казахстан необходимо принять соответствующие нормативные правовые, а также иные акты, направленные на:
- создание комплексной системы информационно-пропагандистского обеспечения деятельности государственных органов;
- создание устойчивой системы по связям с общественностью, разъяснению деятельности государственных органов;
- материально-техническое и финансовое обеспечение информационно-пропагандистской деятельности государственных органов;
- кадровое укрепление пресс-служб и служб по связям с общественностью государственных органов.
Прежде всего, необходимо завершить процесс создания пресс-служб и служб по связям с общественностью государственных органов по всей властной вертикали. В каждом государственном органе должны быть предусмотрены структуры или штатные единицы, в функции которых будут входить вопросы информирования общественности и средств массовой информации о их деятельности, координация процессов взаимодействия и сотрудничества между ними и СМИ, непосредственное осуществление информационно-пропагандистской деятельности.
Важным аспектом нормативно-правового обеспечения деятельности пресс-служб государственных органов является закрепление их количественного состава:
для министерств и акиматов областей - отделы, не менее 4 человек;
для республиканских ведомств, иных государственных органов, кадровая численность которых не превышает 100 сотрудников - секторы, не менее 2-х человек;
для местных органов - штатная единица пресс-секретаря.
При этом необходимо на нормативном правовом уровне определить, что пресс-службы и службы по связям с общественностью центральных и местных государственных органов должны быть наделены функцией координации деятельности аналогичных нижестоящих структур.
Следует обеспечить регулярное принятие графиков выступлений (брифингов, пресс-конференций) первых руководителей государственных органов, календарные и событийные медиа-планы по освещению их деятельности, определен конкретный механизм контроля и отчетности по ним.
Программа поэтапной демократизации и либерализации общественной жизни предполагает изменение механизмов сотрудничества государственных органов со средствами массовой информации. Одним из ее ключевых элементов является система размещения государственного заказа на проведение государственной информационной политики через печатные и электронные СМИ, которая уже доказала свою эффективность.
В этой связи необходимо разработать и принять программы поэтапной реорганизации региональных государственных средств массовой информации с постепенным преобразованием их в акционерные общества. Первым шагом в этом направлении могло бы стать создание региональных проектов по переходу на государственный заказ для областных и районных (городских) государственных СМИ. Аппараты акимов различных уровней должны разрабатывать региональные проекты государственного заказа по реализации государственной информационной политики с учетом общегосударственных подходов к информационно-пропагандистской работе, особенностей каждого конкретного региона. Предоставление права получения государственного заказа должно осуществляться открыто и гласно через тендеры. Государственные органы могут планировать и осуществлять финансирование отраслевых информационных кампаний в СМИ за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Программа информационно-пропагандистской деятельности государственных органов должна предусматривать создание и функционирование устойчивых связей с общественностью, включая формирование информационно- пропагандистских групп, регулярные встречи с широкой общественностью (встречи в коллективах и предприятиях, посещение населенных пунктов, приемы граждан), работу с целевыми группами (консультативные советы, "круглые столы", советы старейшин, экспертные советы, клубы редакторов СМИ и так далее).
Государственные органы должны принять необходимые решения, согласно которым будет определен порядок постоянного информирования общественности о принимаемых ими ключевых решениях (проведение пресс-конференций, распространение пресс-релизов и пресс-пакетов, организация пресс-туров, адресные рассылки целевым аудиториям, создание постоянных веб-сайтов в сети Интернет и так далее). Этим же решением должен быть определен перечень и формат обязательной для распространения информации (пресс-релизы, пресс-пакеты, календари мероприятий, иные информационно- справочные материалы), созданы единые общедоступные базы данных.
Руководители государственных органов должны принять соответствующие меры по материально-техническому и финансовому обеспечению пресс-служб, служб по связям с общественностью, информационно-пропагандистских групп, информационных центров.
На республиканском и региональном уровнях должен быть создан механизм постоянного повышения квалификации сотрудников пресс-служб и служб по связям с общественностью, обмена позитивным опытом, научно-методического обеспечения их деятельности. Необходимо принять меры по разработке отечественных учебников и программ по информационным и РR-технологиям для вузов, готовящих специалистов по связям с общественностью. Для координации информационно-пропагандистской деятельности государственных органов необходимо продолжить практику проведения семинаров для пресс-секретарей и ответственных за связи с общественностью при Министерстве культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан.
5.2. Механизмы реализации Программы
Программа направлена на создание единой системы информационно-пропагандистской деятельности государственных органов Республики Казахстан, укрепление имиджа государственной власти и государства в целом.
Для реализации Программы разработан План, в котором определены
конкретные меры по исполнению намеченных направлений работы, персональная
ответственность за своевременное и качественное выполнение которых
возлагается на руководителей государственных органов Республики Казахстан.
6. Ресурсное обеспечение программы
Программа будет реализована за счет средств республиканского и
местных бюджетов, предусмотренных на эти цели. Для реализации Программы
могут быть привлечены гранты международных финансовых организаций или
стран доноров.
7. Ожидаемые результаты
В результате осуществления Программы:
- будет заложена основа для создания единой системы информационно-пропагандистской работы государственных органов на республиканском и местном уровнях;
- улучшится необходимая нормативная правовая база информационно-пропагандистской деятельности государственных органов, работы пресс-служб и служб по связям с общественностью;
- повысится эффективность работы пресс-служб и служб по связям с
общественностью государственных органов Республики Казахстан;
- будет обеспечена открытость и "прозрачность" деятельности
государственных органов Республики Казахстан и принимаемых ими решений по
основным волнующих общество вопросам;
- повысится уровень информированности населения о деятельности
государственных органов Республики Казахстан по решению волнующих общества
социально-экономических и иных проблем.
8. План мероприятий по реализации Программы
освещения деятельности государственных органов
Республики Казахстан на 2001 год
___________________________________________________________________________
N ! Мероприятие ! Форма ! Срок ! Ответственные
п/п! ! реализации ! исполнения !
___________________________________________________________________________
1 ! 2 ! 3 ! 4 ! 5
---------------------------------------------------------------------------
1 Утвердить График Информация Раз в МКИОС,
выступлений (брифингов) Правительству полугодие центральные
в СМИ руководителей Республики государственные
центральных и местных Казахстан органы,акимы
государственных органов областей,
гг. Астаны
и Алматы
2 Утвердить График Проект Раз в Отдел
выступлений, пресс- распоряжения полугодие правительственной
конференций Премьер- Премьер- информации
Министра Республики Министра Канцелярии
Казахстан Республики Премьер-Министра
Казахстан
3 Утвердить программы Информация Май МКИОС,
освещения деятельности Правительству центральные
центральных и местных Республики государственные
государственных органов Казахстан органы, акимы
областей,
гг. Астаны и
Алматы
4 Завершить процесс соз- Информация Декабрь МКИОС,центральные
дания пресс-служб или Правительству государственные
введения должности Республики органы, акимы
пресс-секретарей в Казахстан областей,
структурах центральных гг. Астаны и
и местных государственных Алматы
органах Республики
Казахстан, принять меры
по их кадровому
и материально-техническому
укреплению
5 Обеспечить аккредитацию Информация Май МИД, МКИОС
ведущих отечественных и Правительству
зарубежных СМИ в Республики
центральных Казахстан
государственных органах,
приглашать их на
ключевые и рабочие
заседания
6 Обеспечить широкое Информация Ежеквартально МКИОС, Центр
информирование средств Правительству экономической
массовой информации, Республики информации
информационных агентств Казахстан Правительства
о принимаемых РК, центральные
центральными государственные
государственными органами органы, акимы
ключевых решениях, областей,
нормативных правовых гг. Астаны и
актах Алматы
7 Рассмотреть вопрос об Информация Сентябрь МКИОС, МФ, МТК,
открытии Правительству центральные
веб-сайтов центральных и Республики государственные
местных государственных Казахстан органы, акимы
органов во всемирной областей,
сети "Интернет" гг. Астаны
и Алматы
8 Обеспечить регулярную Информация Июль, МКИОС, Центр
рассылку информационных Правительству декабрь экономической
материалов о Республики информации
деятельности центральных Казахстан Правительства
и местных государственных РК, центральные
органов по электронной органы, акимы
почте средствам массовой областей,
информации, гг. Астаны
информационным агентствам, и Алматы
международным организациям
9 Проводить регулярное Информация Июль,декабрь МКИОС,
обучение руководителей Правительству центральные
пресс-служб и служб по Республики государственные
связям с общественностью Казахстан органы, акимы
центральных и местных областей,
государственных органов гг. Астаны и
Алматы
10 Постоянно пополнять Информация Июль, МКИОС
единый банк данных об Правительству ноябрь
электронных адресах Республики
центральных и местных Казахстан
исполнительных органов,
телефонах и факсах
пресс-служб
11 Подготовить конкретные Информация Июль МКИОС, Агентство
предложения по схеме Правительству по статистике,
обеспечения сайтов Республики центральные
государственных органов Казахстан государственные
объективной информацией органы
о Казахстане, включая
статистические и иные
информационные данные
12 Выпускать специальные Информация Декабрь МКИОС,
информационные и Правительству центральные
имиджевые издания о Республики государственные
состоянии отраслей Казахстан органы, акимы
экономики и областей, областей,
предусмотрев при этом гг. Астаны и
их предоставление Алматы
наиболее крупным СМИ,
информационным
агентствам,
международным
организациям, зарубежным
посольствам Казахстана
13 Предусмотреть в Проект Сентябрь МОН
государственном заказе нормативного
на подготовку и обучение правового акта
специалистов в ВУЗ-ах,
введение специальных
учебных программ,
спецкурсов по
информационным и РR-
технологиям
14 Проводить конкурсы на Информация Сентябрь МОН
подготовку Правительству
специализированных Республики
исследований, учебных Казахстан
программ и учебников по
информационным и PR-
технологиям для ВУЗов
15 Проводить постоянный Информация Июль, МКИОС,
анализ эффективности Правительству декабрь центральные
работы пресс-служб Республики государственные
и служб по связям с Казахстан органы,
общественностью акимы областей,
государственных органов гг. Астаны
Республики Казахстан и Алматы
16 Продолжить практику Информация Ноябрь МКИОС,
выездов межведомственных Правительству центральные
информационно- Республики государственные
пропагандистских групп Казахстан органы, акимы
в регионы страны областей,
гг. Астаны
Алматы
17 Разработать Информация Декабрь МКИОС,
региональные программы Правительству акимы областей,
поэтапной приватизации Республики гг. Астаны
и акционирования основных Казахстан и Алматы
региональных об утвержденных
государственных СМИ программах
18 Принять меры по переходу Информация Декабрь МКИОС,
на размещение Правительству акимы областей,
государственного Республики гг. Астаны и
заказа на проведение Казахстан Алматы
информационной политики о решениях
через региональные СМИ акимов
19 Принять меры по Информация Сентябрь МКИОС,
размещению госзаказа на Правительству акимы областей,
проведение исследований Республики гг. Астаны
независимых и авторитетных Казахстан и Алматы
служб изучения
общественного мнения
20 Рассмотреть вопрос Информация Май МКИОС, акимы
о создании специальных Правительству областей,
информационных центров Республики гг. Астаны
с целью координации Казахстан и Алматы
деятельности пресс-служб о решениях
и служб по связям с акимов
общественностью местных
государственных органов
___________________________________________________________________________
(Специалисты: Мартина Н.А.,
Абрамова Т.М.)