Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 27.08.2009 N 1251 .
Сноска. В заголовке и тексте слова "индикативных" и "индикативного" заменены словами "среднесрочных" и "среднесрочного" - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
В целях обеспечения гармонизации процессов среднесрочного и бюджетного планирования, организации взаимодействия центральных, местных исполнительных и иных государственных органов по формированию среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - Правила).
2. Акимам областей, городов республиканского значения, столицы обеспечить разработку среднесрочных планов социально-экономического развития областей, городов республиканского значения, столицы на предстоящий и последующие периоды в соответствии с Правилами.
<*>
Сноска. Пункт 2 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
3. Национальным компаниям обеспечить:
1) внесение до 15 июня текущего года на утверждение в Правительство Республики Казахстан Планов развития на 2002 год;
2) приведение в соответствие с Правилами ранее утвержденных Планов развития на 2002 год.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2000 года N 432 P000432_ "Об утверждении Правил разработки индикативных планов социально-экономического развития Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 год, N 17, ст. 170).
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 14 июня 2002 года N 647
Правила
разработки среднесрочных планов
социально-экономического развития
Республики Казахстан
Сноска. В тексте слово "торговли" заменено словами "и бюджетного планирования" - постановлением Правительства РК от 26 ноября 2003 г.
N 1184
;
в заголовке и тексте слова "индикативных", "индикативные", "индикативный", "индикативного", "индикативное" и "индикативным" заменены словами "среднесрочных", "среднесрочные", "среднесрочный", "среднесрочного", "среднесрочное" и "среднесрочным";
слова "городов Астаны и Алматы" заменены словами "городов республиканского значения, столицы" - от 1 июля 2004 года
N 723
;
в тексте:
после слов "национальных компаний", "национальной компании", "национальные компании" и "национальным компаниям" дополнены словами "(институтов развития)", "(института развития)", "(институты развития)" и "(институтам развития)";
после слов "планом развития", "планов развития" и "планы развития" дополнены словами "(планом финансово-хозяйственной деятельности)", "(планов финансово-хозяйственной деятельности)" и "(планы финансово-хозяйственной деятельности)"
-
от 15 ноября 2004 г.
N 1201
.
В
тексте:
слова "(институтов развития)", "(института развития)", "(институты развития)", "(институтам развития)", "планом финансово-хозяйственной деятельности", "планов финансово-
хозяйственной деятельности" и "планы финансово-хозяйственной деятельности" исключены - от 20 июля 2005 г.
N 748
.
Раздел 1. Общие положения
1. Настоящие Правила определяют понятия и методологические основы разработки среднесрочных планов социально-экономического развития Республики Казахстан, областей, городов республиканского значения, столицы (далее - среднесрочные планы), планов развития национальных компаний, за исключением национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг или национальный управляющий холдинг (далее - национальные компании) механизм взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов, национальных компаний по их формированию.
Среднесрочный план социально-экономического развития - документ, утверждаемый Правительством Республики Казахстан или маслихатом, определяющий основные показатели и направления социально- экономического развития республики или региона на трехлетний период и меры по их реализации.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 01.07.2004
N 723
; от 15.11.2004
N 1201
; от 20.07.2005
N 748
; от 17.08.2006 N
780
; от 12.11.2008
N 1048
.
2. Среднесрочный план представляет собой документ, который:
обосновывает темпы развития экономики страны на ближайшие три года в зависимости от внешних и внутренних факторов и носит индикативный характер;
определяет действия центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов по созданию благоприятных условий для развития частного и государственного секторов экономики и роста благосостояния народа Казахстана на планируемый период в соответствии со стратегическими планами развития Республики Казахстан, посланиями Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, Программой Правительства Республики Казахстан;
содержит показатели (индикаторы) и перечень государственных регуляторов социально-экономического развития.
<*>
Сноска. Пункт 2 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
3. В качестве целевых параметров среднесрочного плана используются показатели (индикаторы) социально-экономического развития, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики.
Конкретный перечень показателей (индикаторов) социально- экономического развития
определяется
уполномоченным органом - Министерством экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан (далее - Министерство) совместно с заинтересованными государственными органами.
Сноска. В пункт 3 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 15 ноября 2006 года N
1080
.
4. Основными инструментами, регулирующими воздействие на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов для достижения намеченных целей, является система правовой регламентации и экономических рычагов.
Перечень и направленность действия экономических регулирующих рычагов, конкретные количественные значения определяются в процессе среднесрочного планирования.
5. Среднесрочное планирование - процесс разработки комплекса мер Правительства и акиматов областей, городов республиканского значения, столицы, направленных на достижение целей, определенных в стратегических планах Республики Казахстан, послании Президента Республики Казахстан к народу Казахстана, Программе Правительства Республики Казахстан в планируемом периоде.
6. Среднесрочное планирование:
1) базируется на экономическом анализе и прогнозе развития мировой и отечественной экономики, внешних, внутренних товарных и финансовых рынков;
2) определяет условия для динамичного развития экономики страны и ее регионов;
3) обеспечивает комплексный подход при решении социально- экономических проблем развития Республики Казахстан в планируемом периоде;
4) способствует развитию межрегиональной интеграции и повышению доходов населения;
5) способствует обеспечению высокого уровня саморегуляции экономики на основе действия рыночных механизмов.
<*>
Сноска. Пункт 6 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
Раздел 2. Система среднесрочного планирования
7. В зависимости от значимости решаемых задач среднесрочные планы разрабатываются на республиканском и региональном уровнях.
Среднесрочный план, разрабатываемый на республиканском уровне, включающий меры государственного регулирования в отраслях и сферах экономики называется среднесрочным планом социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - Республиканский среднесрочный план).
Республиканский среднесрочный план разрабатывается Министерством с участием центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов Республики Казахстан.
Среднесрочный план, разрабатываемый на региональном уровне, включающий комплекс экономических и социальных мер, направленных на эффективное развитие областей, городов республиканского значения, столицы называется среднесрочным планом социально-экономического развития областей, городов республиканского значения, столицы (далее - Среднесрочный план области).
Разработчиками среднесрочных планов областей являются местные уполномоченные органы по экономическому планированию (далее - местные уполномоченные органы).
Центральные и местные исполнительные органы, а также иные государственные органы Республики Казахстан разрабатывают государственные, отраслевые (секторальные) и региональные программы, которые являются главными инструментами и составной частью Республиканского среднесрочного плана и среднесрочных планов областей. Основные мероприятия государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, которые намечается осуществить в плановом периоде, излагаются в соответствующих разделах Республиканского среднесрочного плана и среднесрочных планов областей.
Среднесрочный план развития, включающий в себя весь комплекс экономических и инвестиционных мер, направленных на эффективное развитие национальной компании называется Планом развития национальной компании.
Разработчиками планов развития национальных компаний являются государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций национальных компаний и национальные компании.
<*>
Сноска. Пункт 7 с дополнениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
8. Среднесрочные планы разрабатываются ежегодно сроком на три года на скользящей основе, предполагающей продление планируемого периода на один год.
9. Республиканский среднесрочный план, Среднесрочные планы областей и Планы развития национальных компаний реализуются центральными и местными исполнительными, а также иными государственными органами в пределах своей компетенции.
<*>
Сноска. Пункт 9 с изменениями - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
10.
(Пункт исключен - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
).
Раздел 3. Структура среднесрочных планов
11. Республиканский среднесрочный план состоит из следующих разделов:
1) Основные направления социально-экономического развития Республики Казахстан (далее - основные направления);
2) государственные регуляторы социально-экономического развития - динамика тарифов на продукцию и услуги естественных монополий; минимальные размеры заработной платы, пенсий, государственных пособий, прожиточный минимум, изменение таможенных тарифов на импорт товаров и услуг; квоты на импорт рабочей силы; стандарты на производство продукции (работ, услуг);
3) прогноз важнейших показателей социально-экономического развития Республики Казахстан;
4) перечень действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ;
5) перечень приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в разрезе действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ;
6) основные направления и прогноз основных показателей развития национальных компаний, в том числе национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг.
<*>
Сноска. Пункт 11 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
; от 17 августа 2006 года N
780
.
12. Среднесрочный план области состоит из следующих разделов:
1) основные направления социально-экономического развития области (города);
2) прогноз важнейших показателей социально-экономического развития области (города);
3) перечень действующих и разрабатываемых региональных программ;
4) перечень приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ), в разрезе действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ.
<*>
Сноска. Пункт 12 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года
N 723
.
13. Структура, формы и перечень показателей среднесрочного плана
утверждаются
приказом Министерства.
Раздел 4. Порядок разработки и утверждения
среднесрочных планов
Сноска. Раздел 4 в новой редакции - постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2004 года N 723 .
Подраздел 1. Порядок разработки и утверждения
Республиканского среднесрочного плана
14. Разработка Республиканского среднесрочного плана осуществляется в два этапа.
Проект Республиканского среднесрочного плана является основой формирования проекта среднесрочной фискальной политики, проектов республиканского и местных бюджетов на предстоящий финансовый год.
Формирование проекта Республиканского среднесрочного плана на первом этапе осуществляется в следующем порядке:
1) Министерство до 1 марта года, предшествующего планируемому, направляет центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам, а также национальным компаниям формы, перечень показателей и структуру разделов Республиканского среднесрочного плана;
2) Министерство с участием центральных исполнительных и иных государственных органов до 1 мая года, предшествующего планируемому, разрабатывает и вносит на рассмотрение
Республиканской бюджетной комиссии
(далее - бюджетная комиссия) прогнозы макроэкономических показателей развития экономики Республики Казахстан на предстоящий трехлетний период (далее - прогноз важнейших показателей).
Одобренный бюджетной комиссией прогноз важнейших показателей Республиканского среднесрочного плана Министерство в трехдневный срок направляет центральным и местным исполнительным органам, иным государственным органам, а также национальным компаниям;
3) центральные и местные исполнительные органы, а также иные государственные органы в соответствии со структурой разделов и формами показателей Республиканского среднесрочного плана не позднее 15 мая года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство предложения к соответствующим разделам и показателям Республиканского среднесрочного плана и по перечню действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) программ и приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в их разрезе в порядке приоритетности;
4) Министерство до 1 июня года, предшествующего планируемому, на основании материалов, полученных от центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов формирует проект Республиканского среднесрочного плана на планируемый период и вносит в бюджетную комиссию. В случае возникновения расхождений с предложениями центральных исполнительных и иных государственных органов, прилагается протокол разногласий.
На втором этапе происходит формирование перечней действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ, приоритетных бюджетных инвестиционных проектов (программ) в разрезе действующих и разрабатываемых государственных и отраслевых (секторальных) программ, основных направлений и прогноза основных показателей развития национальных компаний, в том числе национальных компаний, акционером которых является национальный холдинг, и уточнение прогнозных оценок развития экономики страны, корректировка разделов Республиканского среднесрочного плана;
1) в июне года, предшествующего планируемому, Министерство проводит доработку разделов Республиканского среднесрочного плана с участием центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов;
2) центральные исполнительные и иные государственные органы проводят поэтапное согласование и уточнение с местными исполнительными органами соответствующих разделов и показателей Республиканского среднесрочного плана и доработанный вариант разделов и показателей представляют в Министерство не позднее 10 июля года, предшествующего планируемому;
3) до 1 августа года, предшествующего планируемому, Министерство формирует проект Республиканского среднесрочного плана и направляет его на согласование в заинтересованные центральные исполнительные и иные государственные органы;
4) Республиканский среднесрочный план вносится на рассмотрение в Правительство Республики Казахстан до 15 августа года, предшествующего планируемому, одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на предстоящий финансовый год и утверждается постановлением Правительства Республики Казахстан не позднее 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Сноска. Пункт 14 в редакции постановления Правительства РК от 15 ноября 2006 года N
1080
.
Подраздел 2. Порядок разработки и утверждения
Среднесрочных планов областей
15. Разработка среднесрочных планов областей осуществляется в два этапа.
Нa первом этапе местные уполномоченные органы:
1) на основе полученных материалов и предложений районных и городских отделов по экономическому планированию разрабатывают укрупненные параметры среднесрочных планов областей, в разрезе видов экономической деятельности и до 15 мая года, предшествующего планируемому, представляют в Министерство для включения в проект Республиканского среднесрочного плана, представляемого в бюджетную комиссию;
2) до 10 июня года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы направляют на рассмотрение соответствующей местной бюджетной комиссии проекты среднесрочных планов областей;
3) до 10 июля года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы осуществляют согласование проектов среднесрочных планов областей с Министерством и другими заинтересованными центральными исполнительными и иными государственными органами согласно графику, утвержденному приказом Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан.
На втором этапе происходят формирование перечней действующих и разрабатываемых региональных программ, приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов (программ) и уточнение прогнозных оценок развития региона, корректировка разделов среднесрочных планов областей:
1) в сентябре года, предшествующего планируемому, местные уполномоченные органы осуществляют доработку среднесрочных планов областей и вносят их на рассмотрение акиматов областей, городов республиканского значения, столицы;
2) до 15 октября года акиматы областей, городов республиканского значения, столицы представляют на утверждение в соответствующие маслихаты среднесрочные планы областей, согласованные с заинтересованными центральными исполнительными и иными государственными органами, одновременно с проектами соответствующих местных бюджетов на предстоящий финансовый год.
Сноска. Пункт 15 в редакции постановления Правительства РК от 15 ноября 2006 года N
1080
.
Раздел 5. Структура, порядок разработки и утверждения
Планов развития национальных компаний
16. Национальные компании разрабатывают Планы своего развития ежегодно сроком на три года на скользящей основе (далее - Планы национальных компаний).
<*>
Сноска. В пункт 16 внесены изменения - постановлением Правительства РК
от 15 ноября 2004 г.
N 1201
; от 20 июля 2005 г.
N 748
.
17. Планы национальных компаний содержат следующие разделы:
1) доклад о состоянии и перспективах развития национальной компании;
2) инвестиционная программа национальной компании;
3) прогноз важнейших показателей развития.
<*>
Сноска. В пункт 17 внесены изменения - постановлением Правительства РК
от 15 ноября 2004 г.
N 1201
.
18. Структура разделов, формы и перечень показателей Планов национальных компаний
утверждаются
приказом Министерства.
19. Разработка и утверждение Планов национальных компаний осуществляется в следующем порядке:
1) в марте года, предшествующего планируемому, на основе утвержденных Министерством форм, перечня показателей и структуры Плана национальной компании государственные органы, осуществляющие права владения и пользования государственными пакетами акций национальных компаний обеспечивают организацию разработки проекта Плана национальной компании;
2) после рассмотрения в отраслевом государственном органе проект Плана национальной компании представляется в Министерство не позднее 1 июня года, предшествующего планируемому;
3)
(исключен - от 17 августа 2006 года N
780
)
;
4) в августе года, предшествующего планируемому, проекты Планов национальных компаний согласовываются в установленном
законодательством
порядке
с заинтересованными государственными органами, в том числе с Министерством финансов Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий (для организаций, являющихся субъектами естественных монополий) и Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан (для организаций, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках);
5) в четвертом квартале года, предшествующего планируемому, государственные органы, осуществляющие владение и пользование государственными пакетами акций национальных компаний, обеспечивают внесение для утверждения (рекомендации к утверждению в
установленном
законодательством
Республики Казахстан порядке
) в Правительство Республики Казахстан проектов Планов национальных компаний.
<*>
Сноска. В пункт 19 внесены изменения - постановлением Правительства РК от 26 ноября 2003 г.
N 1184
; от 1 июля 2004 года
N 723
; от 15 ноября 2004 г.
N 1201
; от 17 августа 2006 года N
780
; от 15 ноября 2006 года N
1080
.
Раздел 6. Методологическое и информационное обеспечение
разработки среднесрочных планов
20. Методологическое руководство и координация работы центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов при разработке среднесрочных планов осуществляется Министерством.
21. Министерство разрабатывает и утверждает своими решениями методические рекомендации по формированию соответствующих разделов среднесрочного плана, включая определение прогнозных показателей динамики развития цен и производства товаров и услуг.
22. Среднесрочное планирование основывается на данных Агентства Республики Казахстан по статистике, мониторингов, осуществляемых государственными органами, отчетов международных финансовых институтов и другой официальной информации.
23. Министерство вправе получать от центральных и местных исполнительных органов, а также иных государственных органов информационно-статистические материалы, необходимые для разработки среднесрочных планов и анализа хода их реализации в установленные настоящими Правилами сроки.
24. Министерство и местные уполномоченные органы вправе в пределах своей компетенции получать необходимую информацию для разработки среднесрочных планов от организаций независимо от форм собственности.
В случае, если запрашиваемая информация по мнению организации является коммерческой тайной и не подлежит разглашению, Министерство уведомляется об этом.
После подтверждения сведений о наличии коммерческой тайны использование и представление информации осуществляется под грифом "для служебного пользования", при этом Министерство и местные уполномоченные органы несут ответственность за соблюдение установленного режима ее использования в соответствии с действующим
законодательством
.
Раздел 7. Гармонизация среднесрочного и бюджетного
планирования
25. Республиканский среднесрочный план и среднесрочные планы областей являются основой при формировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий год.
26. На основе прогноза важнейших макроэкономических показателей среднесрочного плана разрабатываются прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий трехлетний период.
27. Республиканский среднесрочный план и среднесрочные планы областей определяют перечень действующих и разрабатываемых государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ, а также перечень приоритетных инвестиционных проектов для включения в республиканский и местные бюджеты.
Раздел 8. Контроль за реализацией среднесрочных планов
28. Министерство осуществляет контроль за реализацией среднесрочных планов.
29. Министерство ежеквартально информирует Правительство о состоянии социально-экономического развития страны.
Сноска. В пункт 29 внесены изменения постановлением Правительства РК
от 15 ноября 2006 года N
1080
.
30. Правительство информирует Президента Республики Казахстан о состоянии развития экономики и социальной сферы и принимаемых мерах по решению важнейших проблем.
31. Среднесрочный план социально-экономического развития корректируется при уточнении прогноза макроэкономических показателей.
Сноска. Раздел 8 дополнен пунктом 31 постановлением Правительства РК
от 15 ноября 2006 года N
1080
.