Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 19.06.2009 № 942 .
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 июля 2002 года "Об инновационной деятельности" и Планом мероприятий по реализации Программы инновационного развития Республики Казахстан на 2001-2003 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 617 "Об утверждении Программы инновационного развития Республики Казахстан", Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 21 января 2003 года N 66
Правила
формирования и аккредитации
специализированных субъектов инновационной
деятельности
1. Настоящие Правила формирования и аккредитации специализированных субъектов инновационной деятельности (далее - Правила) разработаны в соответствии с
Законом
Республики Казахстан "Об инновационной деятельности" и Планом мероприятий по реализации Программы инновационного развития Республики Казахстан на 2001-2003 годы, утвержденной
постановлением
Правительства Республики Казахстан от 10 мая 2001 года N 617.
Данные Правила разработаны с целью унификации форм и видов специализированных субъектов инновационной деятельности.
2. Порядок организации специализированных
субъектов инновационной деятельности
2. Целью создания специализированных субъектов инновационной деятельности является формирование национальной инновационной инфраструктуры, обеспечивающих эффективную реализацию процесса использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений.
3. Специализированные субъекты инновационной деятельности различаются по следующему статусу:
1) международный;
2) национальный/государственный;
3) межотраслевой;
4) отраслевой;
5) региональный.
4. Решение по организации специализированных субъектов инновационной деятельности со статусом международный, национальный или межотраслевой принимается Правительством Республики Казахстан.
5. Решение по организации специализированных субъектов инновационной деятельности с отраслевым или региональным статусом принимается руководителем соответствующего отраслевого центрального исполнительного органа или руководителем соответствующего регионального акимата.
3. Порядок формирования технополисов и технопарков
6. Целью создания технополисов и технопарков является организация субъектов инновационной деятельности, являющихся составной частью инновационной инфраструктуры страны, обеспечивающих эффективную реализацию процесса использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений.
7. Деятельность технополисов и технопарков должна быть направлена на решение следующих задач:
1) внедрение в производство передовых достижений
отечественного и мирового научно-технического прогресса;
2) содействие созданию новых инновационных производств;
3) инвестирование научно-технических исследований и инновационных производств;
4) формирование и разработка идей, содействующих научно-техническому прогрессу;
5) создание инфраструктуры и благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в инновационные предприятия;
6) содействие быстрой переориентации направлений подготовки и переподготовки научно-технических кадров, особенно в области новых технологий и инновационных производств;
7) формирование и развитие инновационной инфраструктуры, создаваемой в интересах малых инновационных предприятий, коммерциализирующих результаты научных исследований, открытий и изобретений научных организаций;
8) объединение усилий научно-исследовательских, опытно-конструкторских, учебных организаций и представителей предпринимательской среды с целью удовлетворения потребностей экономики и социальной сферы в инновационном продукте;
9) обучение и подготовка предпринимателей в сфере экономики, менеджмента, маркетинга, повышение уровня их профессиональных, правовых, экономических и управленческих знаний;
10) распространение научной и технологической информации с целью ориентации представителей реального сектора в объеме имеющихся отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
11) оказание материально-технической помощи в создании и развитии инновационного предпринимательства;
12) оказание маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства;
13) участие в тендерах по выполнению государственного заказа на инновационный продукт.
8. Учредителями технополисов или технопарков могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, инвестиционные и инновационные фонды и другие заинтересованные юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
9. Технополис или технопарк самостоятельно формируют свою организационную структуру. Структура технополиса или технопарка определяется, исходя из основных направлений и специфики их деятельности.
10. Обязательным структурным составляющим технополиса или технопарка являются:
1) наличие лабораторной, опытно-конструкторской,
производственной базы, обеспечивающей разработку и доведение
инновационного продукта до опытно-промышленного освоения для
организации серийного производства;
2) инкубатор малого бизнеса, предоставляющий на льготных условиях сроком не более чем на 3 года производственные помещения малым начинающим инновационным фирмам;
3) сервисные предприятия и фирмы, предоставляющие компаниям технопарка информационные, юридические, патентные, лицензионные, инжиниринговые, маркетинговые, бухгалтерские, финансовые, рекламно-издательские и другие услуги, не противоречащие целям и задачам деятельности технополиса или технопарка.
11. Оперативное управление деятельностью технополиса или технопарка осуществляет дирекция.
12. Решение о реализации инновационного проекта, включения инновационного предприятия в состав технополиса или технопарка принимает Совет директоров, состоящий из представителей учредителей, на основе заключения Экспертного совета.
13. Экспертный совет:
1) осуществляет предварительный анализ заявок и проектов, поступающих от разработчиков инновационного продукта, предпринимателей, и оценивает новизну и техническую исполнимость проекта;
2) оценивает рыночную привлекательность создаваемого инновационного продукта, его финансовую и экономическую исполнимость;
3) ведет сбор и регистрацию новых идей и разработок, выполненных физическими лицами, специалистами ВУЗов, НИИ и т.п., осуществляет патентное сопровождение;
4) анализирует состояние предприятий региона и/или отрасли и определяет потребность в инновационном продукте.
14. Имущество и средства технополиса или технопарка образуются за счет вкладов его учредителей в уставной фонд, ежегодных и разовых взносов участников, других юридических и физических лиц, в том числе иностранных, доходов от деятельности технопарка, целевых бюджетных ассигнований, а также имущества, приобретенного технополисом или технопарком по другим основаниям, не противоречащим законодательству.
Имущество технополиса или технопарка состоит из материальных и финансовых средств объектов интеллектуальной собственности, иных имущественных прав.
15. Ликвидация технополиса или технопарка осуществляется в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.
4. Порядок формирования
технологических инкубаторов
16. Целью технологических инкубаторов является создание благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых и средних инновационных предприятий путем предоставления материальных, информационных, консультативных и других необходимых услуг.
17. В ходе своей деятельности технологические инкубаторы решают следующие задачи:
1) подготовка малых начинающих инновационных предприятий к самостоятельной деятельности вне пределов инкубаторов;
2) повышение уровня знаний предпринимателей в области подготовки проектов, создания производства и управления им;
3) предоставление в аренду на льготных условиях производственных и административных площадей, оказание общих коммунальных услуг, услуг связи, бухгалтерского учета, делопроизводства, организация лизинга оборудования, консультационные услуги;
4) содействие в организации малых и средних инновационных предприятий;
5) поиск и привлечение финансовых средств;
6) увеличение занятости трудоспособного населения.
18. Учредителями технологических инкубаторов могут быть любые юридические и физические лица, в т.ч. и иностранные. Участие в уставном капитале могут принимать центральные и местные исполнительные органы, государственные предприятия в рамках региональных и отраслевых инновационных программ.
19. Оперативное хозяйственное управление технологическим инкубатором осуществляет дирекция, состоящая из исполнительного директора, бухгалтерии, маркетинговой и хозяйственных служб.
20. Обязательным требованием является наличие научно-технического потенциала, офисных и производственных помещений, достаточных для организации инновационных производств.
21. Объем и уровень услуг, оказываемых дирекцией, должен обеспечивать эффективное решение задач, стоящих перед технологическим инкубатором.
22. Материально-финансовой основой создания технологических бизнес-инкубаторов являются коммунальная собственность в виде производственных и административных помещений, взносы учредителей в Уставной фонд технологического инкубатора, которые могут производиться по согласию учредителей в виде финансовых средств, материальных активов, оцененных в денежном эквиваленте.
23. Ликвидация технологических инкубаторов осуществляется в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.
5. Порядок формирования инновационных центров
24. Целью создания инновационных центров является обеспечение необходимых условий и благоприятной среды по созданию инновационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность организаций, предоставляющих субъектам инновационной деятельности работы и услуги, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
25. Основными задачами функционирования инновационных центров являются:
1) оказание материально-технической помощи в создании и развитии инновационного предпринимательства (малые и средние инновационные предприятия);
2) оказание маркетинговых, консалтинговых и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства;
3) поиск и привлечение финансовых средств для оказания финансовой и материальной поддержки малым и средним инновационным предприятиям;
4) подготовка и переподготовка кадров в области инновационной деятельности, обеспечивающих повышение инновационной активности организаций и коммерциализацию результатов научных исследований, а также развитие подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технологической сфере;
5) распространение научной и технологической информации с целью ориентации представителей реального сектора в объеме имеющихся отечественных и зарубежных научно-технических разработок;
6) создание инфраструктуры и благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в инновационные предприятия, содействие быстрой переориентации направлений подготовки и переподготовки научно-технических кадров, особенно в области новых технологий и инновационных производств;
7) создание и использование интеллектуального продукта,
доведение до реализации оригинальных идей или готового продукта с новым или улучшенными потребительскими свойствами, удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах;
8) формирование и разработка идей, содействующих научно-техническому прогрессу;
9) обеспечение эффективной связи между наукой и реальным сектором экономики, позволяющей довести результаты научно-исследовательских работ до опытно-промышленного производства;
10) инвестирование научно-технических исследований и инновационных производств;
11) обеспечение тесной интеграции образования, науки и промышленности и их направленности на экономическое развитие общества;
12) внедрение в производство передовых достижений отечественного и мирового научно-технического прогресса;
13) содействие созданию новых инновационных производств.
26. Учредителями инновационных центров могут выступать государственные и муниципальные власти, высшие учебные заведения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, инвестиционные фонды, банки, крупные промышленные предприятия и отраслевые объединения производителей любых форм собственности и другие заинтересованные юридические и физические лица в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
27. Инновационные центры самостоятельно формируют организационную структуру. Структура инновационных центров определяется из основных направлений и специфики его деятельности.
28. Инновационные центры осуществляют свою деятельность в рамках государственной и региональной инновационных программ.
29. Региональная инновационная программа формируется на основе экономических и социальных программ развития регионов и определяет основные приоритеты развития инновационной инфраструктуры и инновационного потенциала региона. Инновационные программы формируются на основе конкурсного отбора инновационных проектов и проектов развития инновационной инфраструктуры.
30. Материально-финансовой основой создания технопарков являются взносы учредителей в инновационный фонд центра, которые могут производиться по согласию учредителей в виде финансовых средств, материальных активов, ценных бумаг, прав на интеллектуальную собственность и т.п., оцененных в денежном эквиваленте.
31. Ликвидация технологических инкубаторов осуществляется в порядке и по основаниям, установленным законодательством Республики Казахстан и учредительными документами.
6. Порядок формирования инновационных фондов
32. Целью формирования инновационных фондов является создание благоприятных условий по развитию инновационной деятельности.
33. Основными задачами инновационного фонда являются:
1) участие в разработке и реализации государственных программ развития и поддержки инновационной деятельности;
2) целевое финансирование инновационных программ на возвратной основе;
3) создание условий для развития научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности;
4) формирование рынка научно-технической продукции;
5) поиск и привлечение финансовых средств для оказания финансовой и материальной поддержки малым и средним инновационным предприятиям;
6) осуществление страхования инновационных коммерческих и внедренческих рисков в страховых компаниях Республики Казахстан и за рубежом;
7) оказание маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства;
8) инвестирование научно-технических исследований и инновационных производств.
34. Учредителями инновационных фондов могут быть любые юридические и физические лица, в т.ч. и иностранные. Участие в уставном капитале могут принимать центральные и местные исполнительные органы, государственные предприятия в рамках региональных и отраслевых инновационных программ.
35. Материально-финансовой основой создания инновационных фондов являются взносы учредителей в Уставной фонд инновационного центра, которые могут производиться по согласию учредителей в виде финансовых средств, материальных активов, оцененных в денежном эквиваленте, а также других не противоречащих законодательству Республики Казахстан источников.
36. Решение о финансировании инновационного проекта принимает Совет директоров, состоящий из представителей учредителей, на основе заключения Экспертного совета при инновационном фонде.
37. Оперативное управление инновационным фондом осуществляет дирекция.
7. Порядок аккредитации специализированных
субъектов инновационной деятельности
38. Аккредитация специализированных субъектов инновационной деятельности проводится с целью формирования единой общереспубликанской инновационной инфраструктуры.
39. Аккредитацию специализированных субъектов инновационной деятельности осуществляет центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в сфере инновационной деятельности (уполномоченный орган) совместно с Межведомственным советом по координации инновационной деятельности. Организация работ по проведению аккредитации возлагается на уполномоченный орган.
40. Для получения аккредитации специализированный субъект инновационной деятельности подает в уполномоченный орган следующие документы:
1) заявление в установленной уполномоченным органом форме на проведение аккредитации и выдачу свидетельства об аккредитации;
2) комплексную справку, характеризирующую уровень развития специализированного субъекта инновационной деятельности;
3) нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации специализированного субъекта
инновационной деятельности в качестве юридического лица и иные документы, подтверждающие их создание;
4) нотариально заверенные копии Устава и учредительного документа специализированного субъекта инновационной деятельности;
5) справку налогового органа по месту регистрации о выполнении организацией обязательств по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет (представляется за последний месяц, предшествующий дате подачи документов в уполномоченный орган);
6) справку банка о финансовом состоянии организации (представляется за последний месяц, предшествующий дате подачи документов в уполномоченный орган);
7) нотариально заверенные копии технического паспорта зданий, помещений и акта на правопользование землей и территорией, отведенной под специализированный субъект инновационной деятельности;
8) перечень основных средств с указанием их стоимости и года выпуска;
9) полный перечень услуг, оказываемых специализированным субъектом инновационной деятельности своим клиентам;
10) подробное описание программы развития (минимум на три года) специализированного субъекта инновационной деятельности;
11) подписанный со своей стороны меморандум о согласии на проверку достоверности представленных данных и документов.
41. Уполномоченный орган организует сбор документов, проверяет их на полноту и соответствие требованиям настоящих Правил, в случаях необходимости, возвращает их на доработку.
42. С целью организации проверки на местах, уполномоченный орган создает комиссию, в состав которой входят работники уполномоченного органа и привлеченные специалисты.
43. Состав комиссии утверждается приказом руководителя уполномоченного органа.
44. Заявитель обеспечивает эффективную работу членов комиссии путем предоставления всех необходимых документов и
беспрепятственного осмотра имущественного комплекса и материальных ценностей.
45. По окончании проверки комиссия готовит заключение на основании следующих критериев:
1) наличие и потенциальная возможность по созданию необходимой материально-технической базы и ее инфраструктуры, соответствующей целям, задачам и функциям специализированного субъекта инновационной деятельности;
2) соответствие организационной структуры, перечня предоставляемых клиентам услуг, процедур приема и выпуска клиентов целям, задачам и функциям специализированного субъекта инновационной деятельности;
3) отсутствие убытков и задолженностей перед бюджетом и другими обязательными платежами;
4) наличие квалифицированных кадров, способных реализовать программу развития специализированного субъекта инновационной деятельности;
5) наличие тесных связей с научными и учебными организациями.
46. По итогам изучения документов или результатов проверки специализированного субъекта инновационной деятельности комиссия принимает решения об их аккредитации (отказе в аккредитации), и о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства об аккредитации.
47. Уполномоченный орган на основании заключения комиссии принимает решение об отказе в аккредитации или направлении положительного заключения для рассмотрения и принятия решения Межведомственным советом.
48. Межведомственный совет при рассмотрении вопроса аккредитации специализированного субъекта инновационной деятельности учитывает следующие аспекты:
1) результаты заключения комиссии и рекомендации уполномоченного органа;
2) экономическую и социальную значимость;
3) роль и место в формировании единой инновационной инфраструктуры Республики Казахстан;
4) участие в формировании рынка научной, научно-технической продукции.
49. Срок рассмотрения заявки на выдачу свидетельства об аккредитации не может превышать 3-х месяцев.
50. Межведомственный совет по результатам рассмотрения заявки принимает решение об аккредитации или отказе в ней.
51. В случае положительного решения уполномоченный орган включает аккредитованный специализированный субъект инновационной деятельности в реестр аккредитованных специализированных субъектов инновационной деятельности.
52. Специализированному субъекту инновационной деятельности, прошедшему аккредитацию, выдается соответствующее свидетельство сроком на 3 года по форме, утвержденной уполномоченным органом.
53. Аккредитованные специализированные субъекты инновационной деятельности имеют право участвовать в конкурсах на размещение государственного заказа на выполнение научно-технических и инновационных программ, получение субсидирования со стороны государства.
54. В выдаче свидетельства об аккредитации может быть отказано по следующим причинам:
1) непредставление всех документов, требуемых в соответствии с пунктом 40 настоящих Правил;
2) несоответствие вида деятельности специализированного субъекта инновационной деятельности, деятельности, заявленной в учредительных документах;
3) несоответствие основным требованиям, разработанным уполномоченным органом.
55. В случае отрицательного решения Межведомственного совета уполномоченный орган, на основании протокольного решения Межведомственного совета, направляет заявителю мотивированный отказ.
56. При устранении специализированным субъектом инновационной деятельности указанных причин отказа в аккредитации, новое заявление об аккредитации рассматривается на общих основаниях.
57. Свидетельство об аккредитации, выданное ранее, признается утратившим силу приказом уполномоченного органа в случае ликвидации или реорганизации специализированного субъекта инновационной деятельности, о чем делается соответствующая запись в реестре аккредитованных специализированных субъектов инновационной деятельности.
58. При проведении в период действия свидетельства реорганизации или ликвидации специализированного субъекта инновационной деятельности, он обязан представить в уполномоченный орган соответствующую информацию и вернуть свидетельство в месячный срок со дня принятия решения о реорганизации или ликвидации технопарка или технологического инкубатора.
59. Информация о специализированных субъектах инновационной деятельности, получивших свидетельство об аккредитации или об отзыве свидетельств, публикуется в официальных изданиях через уполномоченный орган.
60. В случае изменения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства, его действие на основании рекомендации комиссии приказом руководителя уполномоченного органа может быть возобновлено.
61. Соответствующее решение уполномоченного органа доводится до сведения специализированного субъекта инновационной деятельности, учредителя (учредителей) в месячный срок со дня принятия решения.
62. При утрате свидетельства, изменении наименования, юридического адреса, частичном изменении состава учредителей специализированного субъекта инновационной деятельности допускается переоформление свидетельства, которое осуществляется уполномоченным органом на основе заявления специализированного субъекта инновационной деятельности и документов, подтверждающих эти изменения.