Сноска. Утратило силу постановлением Правительства РК от 16.07.2015 № 542 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан от 20 июля 2003 года Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан.
2. Возложить на центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, в целях недопущения дублирования в проведении почвенных и геоботанических изысканий, обеспечения достоверности данных мониторинга земель, ведение единого государственного учета почвенных, почвенно-солевых, почвенно-эрозионных, почвенно-агрохимических,
почвенно-геохимических, почвенно-мелиоративных, геоботанических изысканий и обследований, а также экспертизу тематических карт, картограмм, составляемых на основе указанных изысканий и обследований.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 1997 года N 1347 "Об утверждении Порядка ведения мониторинга земель в Республике Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 1997 г., N 41, ст. 390);
подпункт 3) пункта 1 постановления Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2001 года N 800 "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан по регулированию земельных отношений" (САПП Республики Казахстан, 2001 г., N 21, ст. 269).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 19 сентября 2003 года N 956
Правила
ведения мониторинга земель и пользования
его данными в Республике Казахстан
1. Настоящие Правила ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан (далее - Правила) устанавливают содержание, структуру, порядок ведения мониторинга земель и пользования его данными в Республике Казахстан.
2. Применяемые в настоящих Правилах понятия:
деградация земель - совокупность процессов, приводящих к изменению функций земли как элемента природной среды, количественному и качественному ухудшению ее состояния, снижению природно-хозяйственной значимости;
стационарный участок - земельный участок, который организуется с целью постоянных долговременных (на срок более 10 лет) наблюдений за состоянием растительного и почвенного покрова в различных природно-климатических зонах, провинциях, высотных поясах;
ключевой участок - типичный участок местности, с необходимой достоверностью отражающий состав и характер растительности и почв, их связь с природными условиями определенного ландшафта;
полигон - территория различной конфигурации, характеризующая определенные виды ландшафтов (пески, предгорные равнины, горы).
3. Содержание мониторинга земель составляют систематические наблюдения (съемки, изыскания, обследования) за состоянием земельного фонда, выявление происходящих в них изменений и их оценка.
4. Структура мониторинга земель определяется основным целевым назначением земель и территориальным охватом.
5. Мониторинг проводится с учетом особенностей целевого назначения земель и подразделяется на подсистемы, соответствующие категориям земель:
мониторинг земель сельскохозяйственного назначения ;
мониторинг земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);
мониторинг земель промышленности , транспорта , связи , обороны и иного несельскохозяйственного назначения;
мониторинг земель особо охраняемых природных территорий , земель оздоровительного , рекреационного и историко-культурного назначения;
мониторинг земель лесного фонда ;
мониторинг земель водного фонда ;
мониторинг земель запаса .
6. В зависимости от территориального охвата осуществляется республиканский, региональный и локальный мониторинг земель:
республиканский - охватывает всю территорию Республики Казахстан;
региональный - охватывает территории, ограниченные физико-географическими, административными, экономическими и иными границами;
локальный - ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до отдельных земельных участков и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.
В зависимости от сроков и периодичности проведения мониторинга земель осуществляются следующие группы наблюдения за состоянием земель:
базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдения на момент начала ведения мониторинга земель);
оперативные (фиксирующие текущие изменения);
периодические (через год и более).
7. Мониторинг земель включает работы по:
выполнению систематических наблюдений, изысканий, съемок, обследований (переобследований и корректировок);
проведению анализа и оценки состояния земель;
разработке рекомендаций по регулированию антропогенных воздействий на плодородие земель;
разработке прогноза качественного состояния земель на определенный период времени;
организации банка данных о земле.
8. Оценка состояния земель выполняется путем анализа проводимых наблюдений (периодических, сезонных, суточных), изучения направленности и интенсивности изменений в сравнении полученных показателей с нормативными.
9. По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, рекомендации и научные прогнозы с приложением к ним тематических карт, диаграмм, таблиц, характеризующих динамику, направленность и интенсивность развития изменений, в особенности имеющих негативный характер.
10. Организацию ведения мониторинга земель осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами.
11. Мониторинг земель ведется по единой системе на всей территории Республики Казахстан специализированными государственными предприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами является органом управления.
12. Ведение мониторинга земель осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
13. Для проведения мониторинга земель центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами определяет территориально-зональную сеть пунктов наблюдений за состоянием земель.
14. Территориально-зональная сеть мониторинга включает стационарные и полустационарные пункты наблюдения за состоянием земель.
Стационарные пункты наблюдений создаются для систематического получения информации о состоянии земель с заданной полнотой и точностью. К таким пунктам относятся стационарные площадки, ключевые участки и полигоны.
Полустационарные пункты наблюдений (полустационарные площадки, профиль) организуются в зависимости от конкретных условий и целей работы. Наблюдения на них проводятся периодически с интервалами в 3, 5, 10 и более лет.
15. Уровень мониторинга определяется программой проводимых наблюдений за состоянием земель на наблюдательных пунктах.
16. Мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости разнородных данных, основанных на применении единых классификаторов, кодов, системы единиц, стандартных форматов данных и нормативно-технической базы, государственной системы координат и высот.
17. Для получения информации по мониторингу земель используются материалы:
дистанционного зондирования (съемок и наблюдений с космических аппаратов, с высотных самолетов, с помощью средств малой авиации и др.);
наземных съемок (почвенных, геоботанических и др.) и наблюдений на пунктах территориально-зональной сети;
инвентаризации земель, земельно-кадастровой документации;
фондовых данных (карт, картограмм, схем, табличных и других материалов).
18. Съемки и наблюдения с космических носителей выполняются для получения характеристик состояния земель на республиканском и региональном уровнях.
Наземные наблюдения, изыскания, обследования и съемки проводятся по всем категориям земель с использованием стационарных и полустационарных площадок, ключевых участков, полигонов и профилей.
19. Результаты мониторинга земель оформляются в виде отчетов, таблиц, карт и картограмм как на бумажных носителях, так и с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации.
Получаемая информация по мониторингу земель обобщается и анализируется соответствующими территориальными органами по управлению земельными ресурсами, области (города республиканского значения, столицы) накапливается и хранится в архивах и банке данных автоматизированной информационной системы.
Cноска. В пункт 19 внесены изменения постановлением Правительства РК от 6 июня 2006 года N 511 .
20. Документации по мониторингу земель включают базовые и отчетные документы.
В базовых документах фиксируется исходное (фоновое) состояние регионального объекта или земельного участка. К базовым документам относятся исходные тематические карты состояния земель, картографические материалы и собранные сведения о качественном состоянии земель.
Отчетными документами являются унифицированные формы, таблицы с отражением в них фиксируемого изменения состояния земель.
21. Документация по мониторингу земель должна соответствовать следующим требованиям:
исполняться на бланках установленного образца;
картографические материалы изготавливаются в соответствии с техническими требованиями, установленными центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами;
сведения, содержащиеся на планах (чертежах) земельных участков, отнесенные к государственной тайне, используются и хранятся в соответствии с установленными правилами , обеспечивающими их секретность.
22. Пользователями данных по мониторингу земель являются:
государственные, местные исполнительные и представительные органы - по вопросам планирования развития территорий, зонирования земель, разработки программ по рациональному использованию природных ресурсов, градостроительного кадастра, другим вопросам, связанным с управлением земельными ресурсами;
центральный исполнительный орган в области охраны окружающей среды для ведения сводного банка данных - по вопросам ведения Единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, проведения контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды, разработке природоохранных мероприятий между государственными органами;
иные физические и юридические лица.
23. Пользование данными мониторинга земель осуществляется в форме ознакомления и (или) получения стандартно оформленных на бумажных или магнитных носителях документов, а также непосредственно санкционированного доступа к банку данных с применением технических телекоммуникационных средств связи.
24. Данные мониторинга земель, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и представляются заинтересованным физическим и юридическим лицам на платной основе.
Представление данных мониторинга земель в государственные органы осуществляется на бесплатной основе, за счет предусмотренных на эти цели бюджетных средств.