Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Конституционного закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Конституционный закон Республики Казахстан
О внесении изменений и дополнений в Конституционный закон
Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан"
Статья 1. Внести в Конституционный закон Республики Казахстан от 28 сентября 1995 г. "О выборах в Республике Казахстан" (Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1995 г., N 17-18, ст. 114; Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., N 12, ст. 192; 1998 г., N 7-8, ст.71; N 22, ст. 290; 1999 г., N 10, ст. 340; N 15, ст. 593) следующие изменения и дополнения:
1) подпункты 1) и 2) пункта 4 статьи 4 исключить;
2) пункт 3 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"3. Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах.";
3) в статье 9:
абзац четвертый подпункта 2) пункта 1 исключить;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. При выборах депутатов маслихатов избранным считается кандидат, набравший по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.";
4) в статье 10:
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.
Избирательные комиссии формируются после консультаций с политическими партиями соответствующими вышестоящими избирательными комиссиями:
Центральная избирательная комиссия формирует областные избирательные комиссии, окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Мажилиса Парламента, избирательные комиссии городов Астана, Алматы;
областные избирательные комиссии формируют районные, городские избирательные комиссии, а также окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в областной маслихат;
избирательные комиссии городов Астана, Алматы формируют районные в городе избирательные комиссии, а также окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в городской маслихат;
городские избирательные комиссии формируют окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в городской маслихат, участковые избирательные комиссии;
районные в городах Астана, Алматы избирательные комиссии формируют участковые избирательные комиссии;
районные избирательные комиссии формируют окружные избирательные комиссии по выборам депутатов в районный маслихат, участковые избирательные комиссии.
Порядок избрания председателя, заместителя председателя, секретаря и членов избирательной комиссии устанавливается Центральной избирательной комиссией.
Формирование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.
Органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав.";
дополнить пунктами 6, 7 и 8 следующего содержания:
"6. Не допускается вмешательство в деятельность избирательных комиссий при осуществлении ими своих полномочий.
7. Деятельность членов избирательной комиссии может быть прекращена по решению органа, образующего избирательную комиссию, или решением суда на основании заявления вышестоящей избирательной комиссии.
8. Член избирательной комиссии не может быть лишен полномочий за исключением случаев, указанных пунктами 6 и 7 статьи 19 настоящего Конституционного закона.";
5) в статье 12:
подпункт 3-1) исключить;
в подпункте 6) после слов "форму" дополнить словами ", в том числе степень защищенности,";
в подпункте 8) слова "и инициативные группы" исключить;
подпункт 9) дополнить словами ", периодически издает информационный бюллетень";
в подпункте 15):
слова "их деятельностью;" заменить словами "соответствием их деятельности требованиям настоящего Конституционного закона.";
дополнить предложением следующего содержания: "При выявлении нарушений настоящего Конституционного закона принимает решение о прекращении деятельности соответствующей избирательной комиссии;";
6) пункт 3 статьи 13 исключить;
7) в статье 14:
подпункт 3) дополнить словами "принимает решение о прекращении деятельности нижестоящих избирательных комиссий, допустивших нарушения настоящего Конституционного закона;";
в подпункте 5) слова "и инициативные группы" исключить;
дополнить подпунктом 6-1) следующего содержания:
"6-1) устанавливает единую нумерацию участков для голосования;";
в подпункте 11) слова "и инициативные группы" исключить;
8) пункт 1 статьи 15 изложить в следующей редакции:
"1. Окружные избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов в избирательных округах.";
9) в статье 16:
подпункт 4) исключить;
в подпункте 5) слова "и инициативные группы" исключить;
10) пункт 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"1. Участковые избирательные комиссии обеспечивают организацию и проведение выборов Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления на соответствующих избирательных участках.
Участковые избирательные комиссии формируются в составе семи членов.";
11) статью 19 изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Статус члена избирательной комиссии
1. Члены избирательных комиссий являются представителями государственных органов и находятся под защитой государства.
2. Правовое положение членов избирательных комиссий определяется Конституцией, настоящим Конституционным законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.
3. Председатель, заместитель председателя, секретарь, члены Центральной избирательной комиссии и сотрудники ее аппарата осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе.
4. Неперечисленные в пункте 3 настоящей статьи члены избирательной комиссии в период проведения выборов не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без его согласия переведены на другую работу.
5. Член избирательной комиссии:
1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с документами и материалами избирательной комиссии, членом которой он является, осуществлять проверки деятельности нижестоящей избирательной комиссии по уполномочию, подтвержденному тремя четвертями голосов членов избирательной комиссии, в которой он состоит;
5) обязан участвовать в работе комиссии, соблюдать требования Конституции, настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан, нормы служебной этики;
6) должен добросовестно выполнять служебные обязанности, решения и указания избирательной комиссии и ее председателя, вышестоящей избирательной комиссии;
7) обязан обеспечивать соблюдение и защиту избирательных прав и законных интересов граждан, проявлять беспристрастность и независимость при принятии решений, а также воздерживаться от публичной оценки деятельности кандидатов и политических партий, выдвинувших партийный список;
8) не связан с решениями политической партии либо иного общественного объединения, представителем которого он является, и не имеет право отстаивать их интересы.
6. Член избирательной комиссии освобождается от своих обязанностей по истечении установленного срока полномочий избирательной комиссии, при прекращении ее деятельности, а также по решению избирательной комиссии, сформировавшей соответствующую избирательную комиссию, в случаях:
1) подачи заявления об освобождении от обязанностей по собственному желанию;
2) утраты гражданства Республики Казахстан;
3) выезда на постоянное место жительства за пределы административно-территориальный единицы, на территории которой сформирована соответствующая избирательная комиссия;
4) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
5) вступления в законную силу решения суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
6) его смерти.
7. В случае неоднократного нарушения членом комиссии должностных полномочий или ненадлежащего выполнения обязанностей он освобождается от должности вышестоящей избирательной комиссией.
8. Вышестоящая избирательная комиссия назначает члена территориальной или окружной избирательной комиссии вместо выбывшего по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящей статьи, до избрания члена избирательной комиссии соответствующим маслихатом в порядке, установленном статьей 10 настоящего Конституционного закона.
9. Избирательная комиссия не должна состоять из работников одной организации.
10. Член избирательной комиссии должен проживать на территории административно-территориальной единицы, в которой находится соответствующая комиссия.";
12) в статье 20:
в пункте 5:
в предложении втором слова "имеющими в своем составе" заменить словами "если на заседании комиссии присутствует";
дополнить предложением следующего содержания: "Особое мнение незамедлительно доводится до сведения вышестоящей избирательной комиссии.";
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение 10 дней со дня принятия решения или совершения действия, если иные сроки обжалования не установлены настоящим Конституционным законом. По истечении указанных сроков жалоба на решения или действия избирательных комиссий рассмотрению не подлежит. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд.
В жалобе обязательно излагаются обстоятельства, послужившие основанием для подачи жалобы, и указываются доказательства, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования. Жалобы без соблюдения данного условия не рассматриваются и возвращаются заявителю.
При одновременном рассмотрении жалобы в избирательной комиссии и суде избирательная комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления в силу решения суда. Суд извещает избирательную комиссию о поступившей жалобе и вступлении в законную силу решения суда по результатам ее рассмотрения.
В случае, если решение избирательной комиссии отменено судом, новое решение по существу вопроса обязана принять избирательная комиссия, решение которой было отменено, или вышестоящая избирательная комиссия на основании решения суда. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.";
пункт 8 дополнить предложением следующего содержания: "Дополнительная оплата труда членов избирательной комиссии осуществляется за счет средств, выделенных на проведение выборов.";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента, маслихатов, члены органов местного самоуправления не могут быть членами избирательных комиссий.
Доверенные лица кандидатов, а также лица, находящиеся у кандидатов в непосредственном подчинении, не могут состоять в избирательных комиссиях, обеспечивающих непосредственную организацию и проведение в избирательном округе выборов, в которых участвует данный кандидат.
Указанные лица приостанавливают свою деятельность в избирательной комиссии со дня регистрации соответствующего кандидата до отмены регистрации или прекращения избирательной кампании.";
13) дополнить статьей 20-1 следующего содержания:
"Статья 20-1. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто.
Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации вправе присутствовать на всех стадиях избирательного процесса, а также получать в избирательных комиссиях любую информацию об избирательном процессе.
Никто не может ограничить предоставленные настоящим Конституционным законом права наблюдателей, доверенных лиц, представителей средств массовой информации.
2. Избирательные комиссии создают условия для свободного ознакомления всех лиц с решениями избирательных комиссий, которые размещаются в общедоступных телекоммуникационных сетях, а в случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, подлежат иному опубликованию.
3. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать кандидаты или их доверенные лица, наблюдатели, представители средств массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции.
4. В день голосования с момента открытия избирательного участка для голосования и до установления результатов голосования, при подсчете голосов избирателей на избирательном участке вправе одновременно присутствовать по одному доверенному лицу от каждого кандидата, по одному представителю от каждого средства массовой информации при наличии служебного удостоверения и задания редакции, а также наблюдатели от каждой политической партии, общественного объединения или иной негосударственной некоммерческой организации Республики и наблюдатели иностранных государств и международных организаций.
5. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме с указанием даты выборов, его фамилии, имени, отчества, номера избирательного участка (наименования избирательной комиссии). Данный документ заверяется печатью организации, его выдавшей, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Документы предъявляются председателю избирательной комиссии либо лицу, его замещающему, для регистрации наблюдателя.
6. Наблюдатели, доверенные лица, представители средств массовой информации обязаны:
1) иметь при себе документы, удостоверяющие их личность и полномочия;
2) не вмешиваться в избирательный процесс, в процедуру подсчета голосов и принятия решений избирательной комиссией, не предпринимать действий, препятствующих работе избирательной комиссии;
3) выполнять требования членов избирательной комиссии по соблюдению правил поведения на избирательном участке, установленных соответствующей избирательной комиссией;
4) основывать свои заключения на документированных, действительных и поддающихся проверке фактах;
5) соблюдать требования настоящего Конституционного закона и иного законодательства Республики Казахстан.
Наблюдатели должны сохранять непредвзятость, не выражать предпочтение конкретному кандидату, политической партии.
7. Наблюдатели иностранных государств и международных организаций, а также представители иностранных средств массовой информации аккредитуются при Центральной избирательной комиссии по представлению Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Частные лица из иностранных государств Центральной избирательной комиссией не аккредитуются.
Центральная избирательная комиссия выдает наблюдателям удостоверение установленного образца, являющееся основанием для их деятельности в период проведения избирательной кампании. Проведение аккредитации наблюдателей иностранных государств и международных организаций заканчивается за пять дней до дня голосования.
В случаях, предусмотренных настоящим Конституционным законом, Центральная избирательная комиссия вправе отозвать аккредитацию наблюдателя иностранного государства, международной организации, а также представителя иностранного средства массовой информации.
8. Финансовое и организационное обеспечение деятельности наблюдателей производится за счет средств сторон, направивших наблюдателей.
9. В случае нарушения наблюдателями законодательства Республики Казахстан или общепризнанных норм международного права соответствующая избирательная комиссия вправе отменить регистрацию наблюдателя или внести Центральной избирательной комиссии представление об отзыве аккредитации наблюдателя иностранного государства, международной организации, а также представителя иностранного средства массовой информации.";
14) в пункте 2 статьи 21 слова "двадцати пяти процентов" заменить словами "пятнадцати процентов от среднего количества избирателей на каждый депутатский мандат в данной административно-территориальной единице";
15) в пункте 2 статьи 23:
в подпункте 1) слова "не более трех тысяч" заменить словами "примерно три тысячи";
подпункт 3) исключить;
16) в статье 24:
пункт 2 исключить;
в пункте 3 слова "его проживания" заменить словами "его регистрации по месту жительства";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Список избирателей по месту жительства составляет соответствующий местный исполнительный орган на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими учет населения.
Каждый избиратель вправе зарегистрироваться в качестве избирателя в соответствующем местном исполнительном органе с момента объявления или назначения выборов.
Списки избирателей по каждому избирательному участку подписываются соответствующим акимом и представляются по акту в соответствующую избирательную комиссию за двадцать дней до начала голосования.
Сведения об избирателях, предварительно сверенные с данными других компетентных органов и организаций, представляются местным исполнительным органом на электронных и бумажных носителях в соответствующие территориальные избирательные комиссии к 1 июля и 1 января каждого года.
Должностные лица местных исполнительных органов несут ответственность за достоверность списков избирателей, а также данных об избирателях, представленных соответствующей избирательной комиссией.
При использовании автоматизированной системы учета избирателей порядок ее использования определяется Центральной избирательной комиссией.";
пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10. Внесение уточнений в списки избирателей (выборщиков) прекращается в 20 часов дня, предшествующего дню голосования, за исключением исполнения решения суда или вышестоящей избирательной комиссии.";
17) в пункте 1 статьи 25:
подпункт 2) изложить в следующей редакции:
"2) включаются граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории соответствующих избирательных участков;";
предложение второе подпункта 5) исключить;
18) в статье 26:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным по месту жительства граждан, за пятнадцать дней до дня голосования соответствующими избирательными комиссиями представляются избирателям для ознакомления.
Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в воинских частях, на судах, принадлежащих Республике и находящихся в день выборов в плавании, в домах отдыха, санаториях, стационарных лечебно-профилактических учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, на участках отгонного животноводства, в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания, при представительствах Республики Казахстан в иностранных государствах, представляются избирателям для ознакомления за пять дней до дня голосования; по избирательным участкам, образованным при проведении выборов членов органов местного самоуправления, - за семь дней до дня голосования.";
в пункте 4:
в предложении первом слова "Каждому гражданину (выборщику) предоставляется право" заменить словами "Каждый гражданин (выборщик) вправе проверить данные о себе в списках избирателей и";
в предложении втором слова "не позднее чем в трехдневный срок, а накануне и в день голосования - немедленно" заменить словами "в день поступления заявления в избирательную комиссию";
в предложении четвертом слова "в течение трех дней, а накануне и в день выборов - безотлагательно" заменить словами "в день поступления заявления";
в предложении пятом слово "дополнительный" исключить;
19) статьи 27, 28 и 29 изложить в следующей редакции:
"Статья 27. Предвыборная агитация
1. Предвыборная агитация - это деятельность, имеющая целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против того или иного кандидата, политическую партию.
2. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. При проведении повторного голосования предвыборная агитация начинается со дня назначения дня повторного голосования и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов.
3. Предвыборная агитация осуществляется:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий), личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.
4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы:
1) государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) членам избирательных комиссий.
5. Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Конституционном законе понимается:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в другой служебной зависимости, к осуществлению в служебное время предвыборной агитации;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами, для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, партийного списка, если иным кандидатам, политическим партиям не гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях.
Соблюдение установленных настоящим пунктом ограничений не должно препятствовать выполнению должностными лицами своих служебных обязанностей.
6. Журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.
7. Средства массовой информации независимо от форм собственности обязаны осуществлять объективное освещение выборной кампании кандидатов, политических партий; воздерживаться от публикации агитационных материалов и иной информации, заведомо порочащих честь, достоинство и деловую репутацию того или иного кандидата или политической партии; предоставлять возможность указанным лицам бесплатного опубликования опровержения в защиту чести, достоинства и деловой репутации в ближайшем номере печатного издания на той же странице и в том же объеме или передаче на телевидении либо радио в такое же время.
Средства массовой информации незамедлительно предоставляют возможность соответствующим избирательным комиссиям опубликовывать информацию о ходе предвыборной кампании и сообщений, установленных настоящим Конституционным законом.
Нарушение требований настоящего пункта является основанием для приостановления деятельности средства массовой информации, допустившего нарушение, по решению суда.
8. Должностные лица средств массовой информации не несут ответственности за высказывания кандидатов и политических партий в ходе их предвыборной кампании, за исключением случаев публикации материалов, указанных в пункте 1 статьи 29 настоящего Конституционного закона.
9. Ненадлежащей предвыборной агитацией считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, а также проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денежных средств либо обещанием предоставления таковых, за исключением бесплатной раздачи печатных, в том числе иллюстративных, материалов, а также значков, флагов, флажков, специально изготовленных для избирательной кампании. Проведение ненадлежащей предвыборной агитации запрещается.
С момента объявления (назначения) выборов кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, а также от их имени или в их поддержку любым физическим и юридическим лицам запрещается проведение благотворительных мероприятий, за исключением организации зрелищных и спортивных мероприятий.
Нарушение кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список, а также их доверенными лицами правил, установленных настоящим пунктом, влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка.
10. Запрещается проведение предвыборной агитации с использованием изображения какого-либо лица без его письменного разрешения, а в случае его смерти - без письменного разрешения наследников.
Статья 28. Право на проведение предвыборной агитации
1. Государство гарантирует гражданам, обладающим активным избирательным правом, общественным объединениям право беспрепятственной агитации за и против того или иного кандидата, политической партии в соответствии с настоящим Конституционным законом, иными законодательными актами Республики Казахстан.
Граждане, общественные объединения, не создающие в соответствии с настоящим Конституционным законом избирательные фонды, вправе проводить предвыборную агитацию, не требующую финансирования.
2. С момента регистрации в соответствующей избирательной комиссии и до окончания агитационной кампании кандидаты имеют право на агитацию и пропаганду своей предвыборной программы в печати и других средствах массовой информации.
Кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
3. Государство гарантирует кандидатам равное выделение средств для выступления со своими программами в средствах массовой информации. Каждому кандидату предоставляются средства на пятнадцатиминутное выступление по телевидению, десятиминутное выступление по радио, а также на публикацию в печатных изданиях двух статей в объеме не более двух печатных листов.
Политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе участвовать в политических дебатах на телевидении, организуемых Центральной избирательной комиссией, в устанавливаемом ею объеме времени.
Средства массовой информации на договорной основе предоставляют эфирное время, печатную площадь зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки. Условия договора о предоставлении кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, эфирного времени, печатной площади в средствах массовой информации не должны создавать преимуществ тому или иному кандидату, политической партии. Сведения о размере оплаты, условиях и порядке предоставления эфира и печатной площади должны быть объявлены и опубликованы соответствующей организацией телерадиовещания, редакцией периодического издания не позднее, чем на десятый день после официального опубликования решения о назначении выборов, а также представлены в Центральную и областные избирательные комиссии при выборах Президента, в иные территориальные, а также окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Парламента, маслихатов и членов местного самоуправления.
Согласие на выделение эфирного времени, печатной площади, данное средством массовой информации одному из кандидатов, политической партии, выдвинувшей партийный список, является согласием на выделение эфирного времени, печатной площади другим кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Очередность выступления кандидатов и политических партий, выдвинувших партийные списки, в средствах массовой информации устанавливается в порядке поступления письменных обращений либо по жребию в случае, если обращения поступили одновременно.
Запрещается прерывать и комментировать выступления кандидатов на телевидении и по радио сразу после выступления, а также в печатных изданиях в том же номере.
4. По заявке избирательных комиссий органы местного государственного управления и самоуправления предоставляют кандидатам на договорной основе помещения для встреч с избирателями. Избирательные комиссии составляют график встреч кандидатов с избирателями в выделенном помещении и публикуют его в средствах массовой информации. Условия предоставления помещения должны быть едиными для всех кандидатов.
5. Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных печатных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денежных средств. Все агитационные печатные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы, месте их печатания и тираже, лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещается изготовление агитационных печатных материалов за пределами территории Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.
6. Местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов.
Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта.
Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования.
7. Кандидаты в Президенты, депутаты Парламента и маслихаты вправе из средств своих избирательных фондов оплачивать расходы, связанные с выступлениями в средствах массовой информации, проведением публичных предвыборных мероприятий, изданием дополнительных агитационных материалов, а также покрывать транспортные и командировочные расходы. Запрещается привлечение в этих целях иных денежных средств из любых других источников, принятие любых неоплаченных из средств избирательных фондов кандидатов товаров, работ и услуг юридических и физических лиц, используемых кандидатом в ходе избирательной кампании, оказание указанным юридическим и физическим лицам любого содействия со стороны кандидата за предоставление этих услуг.
Юридические и физические лица, оказывающие услуги кандидату, политической партии, связанные с проведением предвыборной агитации, должны иметь от них письменное согласие на принятие услуги. Лица, не имеющие письменного согласия, несут административную ответственность.
8. Периодические печатные издания центральных и местных исполнительных органов обязаны публиковать сообщения избирательных комиссий, данные о кандидатах, участвующих в выборах в порядке и объеме, определяемом Центральной избирательной комиссией.
9. При опубликовании результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, средства массовой информации обязаны указывать организацию, проводившую опрос, кто заказал опрос и оплатил его, время проведения опроса, метод сбора информации, точную формулировку вопроса, число опрошенных и коэффициент погрешности результатов опроса.
Опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, не допускается в течение пяти дней до дня голосования и в день голосования.
Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении для голосования и в пункте для голосования.
Статья 29. Предвыборная программа кандидата, политической
партии
1. Кандидат в Президенты, в депутаты Парламента и маслихата, в члены органа местного самоуправления, политическая партия, выдвинувшая партийный список, выступают с предвыборной программой своей будущей деятельности. Предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, а также культа жестокости и насилия.
2. В случае нарушения названных требований соответствующая избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, политической партии - в регистрации партийного списка, а в случае выдвижения кандидатом или политической партией такой предвыборной программы после регистрации - отменить решение о регистрации кандидата или партийного списка.";
20) статью 30 исключить;
21) статью 31 изложить в следующей редакции:
"Статья 31. Доверенные лица
1. Кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов, политических партий.
2. Кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, определяют доверенных лиц по своему усмотрению и сообщают о них для регистрации в соответствующую избирательную комиссию.
Лица, предлагаемые кандидатом, политической партией в качестве доверенных лиц, представляют в соответствующую избирательную комиссию заявление о согласии быть доверенным лицом.
3. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.
4. Доверенное лицо должно быть гражданином Республики Казахстан, не может быть депутатом маслихата при выборах депутата Сената, членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего.
5. Доверенные лица действуют в пределах полномочий, предоставленных им в письменной форме кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список.
6. Доверенные лица утрачивают свой статус по завершении избирательной кампании, по личной инициативе, по решению кандидата и политической партии, выдвинувшей партийный список, а также в случае отмены регистрации кандидата, партийного списка.";
22) в статье 33:
в пункте 2:
подпункт 1) дополнить словами ", аренду помещений, командировочные расходы, оплату труда консультантов, экспертов, членов лингвистической комиссии";
в подпункте 2) слово "государственных" исключить;
дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица не вправе осуществлять деятельность, способствующую выдвижению и избранию кандидатов, списков кандидатов, достижению определенного результата на выборах.";
23) в статье 34:
в пункте 1:
слово "Мажилиса" исключить;
после слова "Парламента" дополнить словами "и депутатов маслихатов";
подпункт 3) пункта 3 дополнить словами ", а также анонимные пожертвования юридических и физических лиц";
в пункте 4 предложение второе изложить в следующей редакции:
"Информация об общей сумме денежных средств, поступивших в фонд, в течение десяти дней после проведения выборов публикуется в средствах массовой информации при выборах Президента Республики Казахстан Центральной избирательной комиссией; при выборах депутатов Сената Парламента - областными избирательными комиссиями; при выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов - окружными избирательными комиссиями.";
в пункте 6:
предложение четвертое изложить в следующей редакции:
"Банки представляют соответствующей избирательной комиссии еженедельный отчет о поступлении средств на специальные временные счета и их расходовании, а также данные сведения по запросу соответствующей избирательной комиссии в течение двадцати четырех часов.";
в предложении пятом слово "определяется" заменить словами "и соответствующее банковское учреждение определяются";
пункт 8 дополнить частями следующего содержания:
"При проведении повторного голосования финансовые операции по специальным временным счетам кандидатов, по которым проводится повторное голосование, возобновляются в день назначения дня повторного голосования и прекращаются в 18 часов в день, предшествующий дню выборов.
Общая сумма денег, поступивших в избирательный фонд с момента его образования, не должна превышать пределов, установленных настоящим Конституционным законом.";
24) пункт 1 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"1. Финансирование избирательных мероприятий при выборах Президента, депутатов Парламента Республики, депутатов маслихатов, а также членов органов местного самоуправления осуществляется Центральной избирательной комиссией.";
25) в статье 36:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Контроль за расходованием кандидатами средств республиканского бюджета, выделенных на избирательные кампании, осуществляется в соответствии с законодательством.";
в пункте 3 слова "иные государственные органы" заменить словами "специалисты государственных органов";
26) в статье 37:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Избирательные бюллетени печатаются на государственном и русском языке.
Избирательные бюллетени изготовляются в количестве равном числу избирателей в избирательном округе с резервом 0,1 процента от общего числа избирателей в избирательном округе.";
в пункте 3 слова "за семь дней" заменить словами "не позднее, чем за один день";
в пункте 4 слова "за три дня" заменить словами "не позднее, чем за один день";
27) пункт 2 статьи 38 дополнить словами "через средства массовой информации";
28) в статье 39:
в пункте 1:
в предложении первом слова "или комнаты" исключить;
предложение второе изложить в следующей редакции:
"При этом должна быть обеспечена возможность наблюдателям, доверенным лицам, представителям средств массовой информации и членам избирательной комиссии наблюдать за избирательными урнами, за входом и выходом из кабин для тайного голосования.";
в пункте 2:
предложение второе после слов "Председатель соответствующей избирательной комиссии" дополнить словами "регулирует количество избирателей, находящихся в помещении для голосования одновременно;";
дополнить частями следующего содержания:
"В день голосования запрещается присутствие на избирательном участке посторонних лиц, не связанных с избирательным процессом.
В случае нарушения законодательства о выборах член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования по мотивированному решению избирательной комиссии, принятому в письменной форме.
Исполнение данного решения осуществляют органы внутренних дел, которые также принимают меры по привлечению отстраненного члена избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя или иного лица к ответственности, предусмотренной законодательством.";
пункт 3 дополнить предложением следующего содержания:
"Сотрудники органов внутренних дел должны находиться в помещении для голосования только по приглашению председателя комиссии и обязаны покинуть его немедленно после восстановления порядка либо по просьбе председателя комиссии.";
29) в статье 40:
пункт 3 исключить;
в подпункте 1) пункта 4 слова "в присутствии" заменить словами "за тридцать минут до начала голосования в присутствии";
30) в статье 41:
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. В случае, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья, по причине ухода за больным членом семьи не могут прибыть для голосования, участковая избирательная комиссия по их письменной просьбе, которая может быть подана не позднее двенадцати часов местного времени в день голосования, должна организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.
Члены участковой избирательной комиссии обязаны информировать наблюдателей, доверенных лиц и представителей средств массовой информации о голосовании избирателей вне помещения для голосования.
При выезде членов избирательной комиссии для организации голосования вне помещения для голосования их вправе сопровождать наблюдатели либо доверенные лица.
При организации голосования вне помещения для голосования члены избирательной комиссии должны быть обеспечены необходимым количеством избирательных бюллетеней с учетом их возможного повреждения.";
пункты 7 и 8 исключить;
в пункте 9 слова "пунктами 6, 7 и 8" заменить словами "пунктом 6";
31) в статье 42:
в пункте 1:
в предложении первом слова "или комнате" исключить;
подпункт 5) изложить в следующей редакции:
"5) наблюдатель, зарегистрированный в соответствующей избирательной комиссии.";
в пункте 2:
в части первой слова ", либо в квадрате, расположенном справа от строки "Голосую против всех кандидатов" исключить;
в части второй слова ", либо в квадрате, расположенном справа от строки "Голосую против всех политических партий" исключить;
в пункте 3 слова ", либо в квадрате, расположенном справа от строки "Голосую против всех кандидатов" исключить;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. Не допускается проставление отметок в бюллетене карандашом, а также внесение в него каких бы то ни было исправлений.";
пункт 5 исключить;
32) в статье 43:
пункт 1 дополнить частями следующего содержания:
"Подсчет голосов проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов. Время подсчета голосов на избирательном участке не должно превышать двенадцати часов с начала подсчета.
В помещении для голосования столы, за которыми производится подсчет голосов, размещаются таким образом, чтобы обеспечивался обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих в помещении лиц. Доверенные лица и наблюдатели, присутствующие при подсчете голосов, наблюдают за подсчетом голосов на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость отметок в бюллетенях.";
часть вторую пункта 3 исключить;
дополнить пунктом 3-1 следующего содержания:
"3-1. После окончания голосования до вскрытия урн с бюллетенями участковая избирательная комиссия производит подсчет избирателей, получивших бюллетени, по спискам избирателей и определяет их общее число. Председатель участковой избирательной комиссии либо замещающий его член комиссии оглашает результаты необходимого подсчета и заносит их в протокол о результатах голосования.
Первыми поочередно вскрываются переносные избирательные урны. Количество бюллетеней в переносной избирательной урне должно соответствовать количеству письменных заявлений о возможности проголосовать вне помещения для голосования. Если избирательных бюллетеней установленного образца в переносной избирательной урне оказалось больше, чем соответствующее число письменных заявлений, то все избирательные бюллетени из этой урны признаются недействительными, о чем составляется акт о признании недействительными всех извлеченных из переносной избирательной урны избирательных бюллетеней, в котором также указываются фамилии, имена, отчества членов комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования с помощью данной переносной урны. После вскрытия переносных урн для голосования вскрываются стационарные урны.";
в пункте 4:
подпункт 1) исключить;
подпункт 6) изложить в следующей редакции:
"6) число бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;";
дополнить подпунктом 7) следующего содержания:
"7) число погашенных бюллетеней.";
в пункте 5:
подпункт 4) после слов "в которых" дополнить словами "отметка проставлена карандашом, носит следы подчистки или иного способа подделки, а также в которых";
дополнить частью следующего содержания:
"Недействительные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов "за" или "против" исключаются из числа бюллетеней избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании.";
пункт 8 дополнить частями следующего содержания:
"Не допускается заполнение протоколов о результатах голосования карандашом и чернилами разного цвета, а также внесение в них каких бы то ни было исправлений.
Копия протокола немедленно вывешивается в помещении избирательного участка в специально установленном месте для всеобщего ознакомления.
По желанию лица, присутствующего в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.";
дополнить пунктами 8-1 и 8-2 следующего содержания:
"8-1. Результаты выборов по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии, которое проводится на одном из избирательных участков, определенном окружной избирательной комиссией не позднее 10 дней до дня голосования с опубликованием об этом в средствах массовой информации. Результаты устанавливаются на основании протоколов участковых избирательных комиссий, которые доставляются на данный участок.
Копия протокола о результатах выборов по избирательному округу вывешивается в помещении избирательного участка для всеобщего ознакомления.
По желанию лица, присутствующего в соответствии с настоящим Конституционным законом при подсчете голосов, ему выдается копия протокола, заверенная подписями председателя и секретаря комиссии и печатью избирательной комиссии.
8-2. Окружная избирательная комиссия не позднее пяти дней со дня голосования составляет и вывешивает в помещении избирательного участка, на котором проходило ее заседание, для всеобщего ознакомления предварительную неофициальную сводную ведомость о результатах подсчета голосов на избирательных участках.
Официальная сводная ведомость составляется на основании полученных протоколов участковых избирательных комиссий о результатах подсчета голосов, подписывается председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и вывешивается для всеобщего ознакомления.";
предложение второе пункта 9 дополнить словами "и заявителей, представивших факты неправильного подсчета голосов";
33) дополнить статьей 43-1 следующего содержания:
"Статья 43-1. Использование автоматизированной информационной
системы
1. При проведении выборов для составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов с целью оперативного получения, передачи и обработки информации может использоваться автоматизированная информационная система.
2. Члены избирательной комиссии, наблюдатели, кандидаты и их доверенные лица имеют право знакомиться с любой информацией, вводимой в автоматизированную информационную систему и выводимой из нее.
3. Порядок использования автоматизированной информационной системы для составления списков избирателей, проведения голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов устанавливается Центральной избирательной комиссией.";
34) в статье 44:
в пункте 4:
подпункт 1) после слова "депутатов" дополнить словом "Сената", после слова "комиссией" дополнить словами ", депутатов Мажилиса Парламента - соответствующими окружными избирательными комиссиями";
в подпункте 2) слова "соответствующей территориальной избирательной комиссией" заменить словами "соответствующими территориальными и окружными избирательными комиссиями";
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. В сообщении Центральной (территориальной) избирательной комиссии указываются: дата выборов, общее число граждан, включенных в списки избирателей (выборщиков); число избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании; общее число избирательных округов; общее число баллотировавшихся кандидатов; число политических партий, участвующих в выборах; число округов, в которых будут проведены повторные выборы; число депутатов, избранных по избирательным округам; число голосов, поданных за каждую политическую партию; список избранных депутатов с указанием биографических данных.
В сообщении соответствующей окружной избирательной комиссии указываются: общее число граждан, включенных в списки избирателей; число избирателей, принявших участие в голосовании; число голосов, поданных за каждого кандидата; число недействительных бюллетеней по избирательным участкам; фамилия, имя, отчество, год рождения, занимаемая должность (занятие), место жительства избранных депутатов Мажилиса Парламента, депутатов маслихатов, а также, в зависимости от усмотрения кандидата, сведения о его принадлежности к политической партии, национальной принадлежности.";
35) в статье 47:
часть вторую пункта 1 исключить;
в пункте 3:
после слов "итогов выборов" дополнить словами "без согласия Центральной избирательной комиссии";
слова "без согласия, соответственно, Центральной избирательной комиссии, соответствующей территориальной или окружной избирательной комиссии" исключить;
36) статью 48 дополнить пунктами 3 и 4 следующего содержания:
"3. Если избирательная комиссия при проверке жалобы признает необходимым проведение проверки указанных в жалобе обстоятельств правоохранительными органами, то соответствующие органы по обращению избирательной комиссии проверяют обстоятельства, принимают меры по пресечению нарушения в трехдневный срок со дня получения обращения, а если обращение получено менее чем за пять дней до дня голосования либо в день голосования - немедленно.
4. При выявлении правоохранительными органами нарушений, подпадающих под действие административного либо уголовного законодательства, они передают дело в суд для привлечения к ответственности лиц, нарушивших законодательство о выборах.";
37) в статье 49:
в заголовке слова "Сроки обжалования" заменить словами "Обжалование и отмена";
после слов ", а поступившие" дополнить словами "менее чем";
дополнить частями следующего содержания:
"Решения и действия органов местного государственного управления и самоуправления, предприятий и организаций, их должностных лиц, нарушающих законодательство о выборах, обжалуются в суде.
Суды, органы прокуратуры и избирательные комиссии организуют свою работу во время избирательного процесса, в том числе в выходные дни и в день выборов, таким образом, чтобы обеспечить прием и рассмотрение жалоб в сроки, установленные настоящим Конституционным законом.";
38) статью 50 изложить в следующей редакции:
"Статья 50. Ответственность за нарушение законодательства о
выборах
1. Лицо несет установленную законодательством уголовную ответственность в случае:
1) вмешательства в работу избирательных комиссий;
2) препятствования голосованию;
3) препятствования исполнению обязанностей, связанных с регистрацией кандидата, партийных списков;
4) препятствования исполнению обязанностей, связанных с подсчетом голосов и определением итогов выборов;
5) использования преимущества своего должностного или служебного положения в целях избрания кандидата, политической партии;
6) подкупа избирателей;
7) подлога избирательных документов;
8) заведомо неправильного подсчета голосов;
9) заведомо неправильного установления результатов выборов;
10) нарушения тайны голосования;
11) препятствования свободному осуществлению гражданином Республики своего избирательного права путем насилия, обмана, угроз, подкупа.
2. Лицо несет установленную законодательством административную и иную ответственность в случае:
1) непредставления или не опубликования сведений согласно требованиям настоящего Конституционного закона;
2) невыполнения решения избирательной комиссии, принятого в пределах ее полномочий;
3) проведения предвыборной агитации до регистрации кандидата, в день выборов либо предшествующий ему день;
4) препятствования праву вести предвыборную агитацию;
5) распространения заведомо ложных сведений о кандидатах или совершения иных действий, порочащих их честь и достоинство;
6) нарушения права членов избирательных комиссий;
7) нарушения права граждан на ознакомление со списком избирателей;
8) предоставления неверных сведений об избирателях для составления списков избирателей;
9) выдачи гражданам избирательных бюллетеней с целью голосования за других лиц;
10) не предоставления отпуска для участия в выборах;
11) нарушения условий проведения предвыборной агитации через средства массовой информации;
12) изготовления или распространения анонимных агитационных материалов;
13) умышленного уничтожения или повреждения агитационных материалов;
14) оказания финансовой (материальной) поддержки кандидатам, политическим партиям, выдвинувшим партийные списки, помимо их избирательных фондов;
15) принятия пожертвований от иностранных государств, организаций, граждан, лиц без гражданства для избрания кандидата;
16) нарушения условий проведения опроса общественного мнения, связанного с выборами;
17) препятствования законной деятельности доверенных лиц кандидатов, представителей средств массовой информации и наблюдателей на выборах.
3. При выявлении нарушений настоящего Конституционного закона избирательная комиссия вправе обратиться в суд либо в прокуратуру.
4. При нарушении кандидатом, политической партией требований настоящего Конституционного закона, за исключением тех, которые являются основанием для отказа или отмены регистрации кандидата, они предупреждаются, а при повторном нарушении решение о регистрации кандидата, партийного списка отменяется соответствующей избирательной комиссией.";
39) в статье 54:
в пункте 1:
слова "не являться служителем какого-либо культа и" исключить;
слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3";
пункт 2 после слов "При этом" дополнить словами "факт проживания не менее 15 лет в Республике Казахстан кандидата в Президенты устанавливается Центральной избирательной комиссией, а";
40) в предложении пятом абзаца первого пункта 3 статьи 55 слова "в течение трех дней со дня принятия" исключить;
41) в статье 56:
в пункте 2 слова "двумя процентами" заменить словами "одним процентом";
в пункте 3 слова "осуществляется инициативными группами, образуемыми в соответствии с настоящим Конституционным законом," заменить словами "организуется доверенными лицами";
пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Проверка достоверности подписей производится до установления достоверных подписей в количестве, необходимом кандидату в Президенты, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.";
42) статью 57 исключить;
43) в статье 58 слова "три тысячи", "пять" и "десять" заменить соответственно словами "пять тысяч", "семь" и "пятнадцать";
44) в статье 59:
в предложении втором пункта 2 слово "семи" заменить словом "пяти", после слов "избирателей, принявших участие в голосовании" дополнить словами ", а также в случае смерти кандидата";
подпункт 4-1) пункта 5 изложить в следующей редакции:
"4-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
подпункт 3-1) пункта 6 изложить в следующей редакции:
"3-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
подпункт 3) пункта 7 изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае:
нарушения кандидатом правил выдвижения, непредставления необходимых документов для регистрации;
несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения кандидатом предвыборной агитации до его регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
выявления недостоверности задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) сведений о доходах и имуществе;
установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
45) в пунктах 1 и 2 статьи 60 слова ", но не позднее чем за семь суток до голосования," исключить;
46) предложение второе пункта 1 статьи 63 изложить в следующей редакции: "В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.";
47) в статье 64:
в пункте 1 слова "Если на выборах Президента баллотировался один кандидат и он не был избран" исключить;
предложение второе исключить;
48) подпункт 3) пункта 2 статьи 65 исключить;
49) пункт 1 статьи 68 после слова "Премьер-Министра" дополнить словами ", которое может быть подано в течение десяти дней после подведения итогов выборов,";
50) в статье 70 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3";
51) в пункте 4 статьи 71 слова "и в течение трех дней со дня принятия" исключить;
52) в статье 72:
в пункте 1 слова "десятью процентами" заменить словами "одним процентом";
в пункте 3 слова "осуществляется инициативными группами, образуемыми в соответствии с настоящим Конституционным законом," заменить словами "организуется доверенными лицами";
53) в статье 73:
в пункте 2:
в предложении первом слово "двадцатипятикратном" заменить словом "двадцатикратном";
в предложении втором слово "семи" заменить словом "пяти", после слова "голосовании" дополнить словами ", а также в случае смерти кандидата.";
в пункте 3:
слова "не позднее чем за сорок дней до дня выборов" заменить словами "после получения всех необходимых документов";
после слова "заканчивается" слова "не позднее чем" исключить;
подпункт 4-1) пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
подпункт 3-1) пункта 5 изложить в следующей редакции:
"3-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
подпункт 3) пункта 6 изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации кандидата или отменяет решение о его регистрации в случае:
нарушения кандидатом правил выдвижения, непредставления необходимых документов для регистрации;
несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения кандидатом предвыборной агитации до его регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
выявления недостоверности задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) сведений о доходах и имуществе;
установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. О регистрации кандидатов в депутаты Сената соответствующая территориальная избирательная комиссия составляет протокол, который в трехдневный срок представляется в Центральную избирательную комиссию.";
54) в пунктах 1 и 2 статьи 74 слова ", но не позднее чем за семь суток до дня голосования," исключить;
55) статью 75 изложить в следующей редакции:
"Статья 75. Размер избирательного фонда кандидата в депутаты
Сената
Избирательный фонд кандидата образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в двести раз;
2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в пятьсот раз.";
56) в пункте 2 статьи 77 слова "общего числа" заменить словами "числа избранных";
57) предложение второе пункта 1 статьи 79 изложить в следующей редакции:
"В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.";
58) в статье 80:
в пункте 1 слова "единственного кандидата или двух кандидатов он (они) не был (не были) избран (избраны)" заменить словами "двух кандидатов они не были избраны";
пункт 4 исключить;
59) подпункт 3) пункта 2 статьи 81 исключить;
60) пункт 2 статьи 83 изложить в следующей редакции:
"2. За год до истечения конституционного срока полномочий депутатов Сената выборы депутата вместо выбывшего не проводятся.";
61) пункт 1 статьи 84 после слов "Премьер-Министра Республики" дополнить словами ", которое может быть подано в течение десяти дней после подведения итогов выборов,";
62) в статье 86 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3";
63) в статье 87:
в пункте 1 слова "республиканским и местным общественным объединениям" заменить словами "политическим партиям";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Выдвижение кандидатов в депутаты Мажилиса политическими партиями производится их высшими органами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами данной политической партии. Политическая партия может выдвигать в каждом избирательном округе только одного кандидата в депутаты Мажилиса. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты Мажилиса принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа политической партии и оформляется выпиской из протокола. Включение в партийные списки лиц для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа производится высшим органом политической партии. Политические партии не вправе включать в партийные списки лиц, не являющихся членами данной политической партии. Лицо, включенное в партийный список для избрания в депутаты Мажилиса по территории единого общенационального избирательного округа, не вправе выдвигаться по территориальным избирательным округам.";
дополнить пунктом 2-2 следующего содержания:
"2-2. Политические партии на период проведения выборов могут образовывать избирательные блоки, которые регистрируются в Центральной избирательной комиссии. Избирательные блоки могут образовываться не менее чем двумя политическими партиями.
Политическая партия в период проведения выборов может входить только в один избирательный блок. Решение о вхождении в избирательный блок принимается высшим органом политической партии.
На избирательные блоки в период проведения выборов распространяются правила, предусмотренные для политических партий настоящим Конституционным законом.";
в абзаце первом пункта 3:
слова "общественного объединения в трехдневный срок" заменить словами "политической партии";
в пункте 6 слова "и по одному партийному списку" исключить;
в пункте 7:
слова "шестьдесят дней" заменить словами "два месяца";
64) в статье 88:
слова "двадцатипятикратном" заменить словами "двадцатикратном";
в предложении втором слово "семи" заменить словом "пяти", после слова "голосовании" дополнить словами ", а также в случае смерти кандидата";
в предложении пятом после слова "голосовании" дополнить словами ", а также в случае смерти единственного кандидата, включенного в партийный список";
65) в статье 89:
в пункте 2:
в абзаце первом слова "общественного объединения" заменить словами "политической партии";
подпункт 1) изложить в следующей редакции:
"1) выписки из протокола заседания высшего органа политической партии, по выдвижению кандидата по соответствующему избирательному округу с приложением копии документа о регистрации данной политической партии в органах юстиции;";
в подпункте 2) слова "выдвинувшего его общественного объединения" заменить словами "выдвинувшей его политической партии";
подпункт 3-1) изложить в следующей редакции:
"3-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
дополнить подпунктом 5) следующего содержания:
"5) документа, подтверждающего членство кандидата в выдвинувшей его политической партии.";
подпункт 2-1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"2-1) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
в пункте 6:
в подпункте 1) слова "общественному объединению" заменить словами "политической партии";
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации кандидата или отменяет решение о его регистрации в случае:
нарушения кандидатом правил выдвижения, непредставления необходимых документов для регистрации;
несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения кандидатом предвыборной агитации до его регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
выявления недостоверности задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) сведений о доходах и имуществе;
установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
в части первой пункта 7:
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) справки о представлении лицом, включенным в партийный список, и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе;";
дополнить подпунктом 6) следующего содержания:
"6) документа, подтверждающего членство лица, включенного в партийный список, в политической партии, выдвинувшей данный список.";
часть вторую исключить;
в пункте 8:
слово "любым" исключить;
дополнить словами ", не превышающим установленного числа депутатских мандатов, распределяемых среди политических партий, на двадцать пять процентов";
в пункте 9:
подпункт 3) изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации партийного списка в случае:
нарушения политической партией правил выдвижения партийного списка, непредставления необходимых документов для регистрации;
проведения политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами предвыборной агитации до регистрации партийного списка, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата, другой политической партии, выдвинувшей партийный список, или лица, включенного в партийный список, подрывающих их деловую репутацию;
выхода из партийного списка лиц, составляющих более двадцати пяти процентов от всего партийного списка;
установления судом фактов подкупа политической партией, выдвинувшей партийный список, или ее доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом;";
дополнить подпунктом 4) следующего содержания:
"4) принимает решение об исключении лица, включенного в партийный список, из данного списка в случае:
несоответствия лица, включенного в партийный список, требованиям, предъявляемым к кандидату Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования лицом, включенным в партийный список, должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения лицом, включенным в партийный список, предвыборной агитации до регистрации партийного списка либо в день выборов;
установления судом факта распространения лицом, включенным в партийный список, или его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство кандидата, политической партии, выдвинувшей партийный список, или другого лица, включенного в партийный список, подрывающих их репутацию;
выявления недостоверности сведений о доходах и имуществе, задекларированных лицом, включенным в партийный список и его (ее) супругой (супругом);
установления судом фактов подкупа избирателей лицом, включенным в партийный список, или его доверенными лицами;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
66) в статье 90:
в пунктах 1 и 2 слова ", но не позднее чем за семь суток до дня голосования," исключить;
в пункте 2 слова "общественного объединения" заменить словами "политической партии";
в пункте 3-1:
дополнить предложением вторым следующего содержания: "Лицо, включенное в партийный список, может отозвать свою кандидатуру из партийного списка, обратившись с письменным заявлением об этом в Центральную избирательную комиссию.";
слова "этом случае" заменить словами "этих случаях";
после слова "списка" дополнить словами "либо исключении лица, включенного в партийный список";
в пункте 4 слово "вправе" заменить словом "должна", слова "выдвинувшего его общественного объединения" заменить словами "выдвинувшей его политической партии";
67) статью 91 исключить;
68) в подпункте 2) статьи 92 слова "выдвинувшим его республиканским общественным объединением" заменить словами "выдвинувшей его политической партией";
69) предложение второе пункта 1 статьи 95 изложить в следующей редакции: "В случае выбытия одного из кандидатов в избирательный бюллетень включается следующий кандидат, получивший большее количество голосов.";
70) в статье 96:
в пункте 1 слова "единственного кандидата или двух кандидатов он (они) не был (не были) избран (избраны)" заменить словами "двух кандидатов они не были избраны";
пункт 4 исключить;
71) подпункт 3) пункта 2 статьи 97 исключить;
72) в пункте 5 статьи 97-1:
часть третью изложить в следующей редакции:
"Ликвидация политической партии либо прекращение членства в политической партии является основанием для прекращения полномочий депутатов Мажилиса Парламента, избранных по партийному списку этой партии.";
дополнить частью следующего содержания:
"Политические партии вправе изменить очередность кандидатов в партийных списках, обратившись с письменным заявлением об этом и с выпиской из протокола заседания высшего органа политической партии в Центральную избирательную комиссию.";
73) пункт 2 статьи 99 изложить в следующей редакции:
"2. За год до истечения конституционного срока полномочий депутатов Мажилиса выборы депутата вместо выбывшего не проводятся.";
74) в пункте 1 статьи 100 после слов "Премьер-Министра Республики" дополнить словами ", которое может быть подано в течение десяти дней после подведения итогов выборов,";
75) в пункте 2 статьи 101 слово "четыре" заменить словом "три";
76) в статье 102 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3";
77) в статье 103:
пункт 1 после слова "также" дополнить словами "их структурными подразделениями и";
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Выдвижение кандидатов в депутаты маслихата республиканскими или местными общественными объединениями, их структурными подразделениями производится их высшими органами с указанием избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Общественное объединение не вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами данного общественного объединения. Общественное объединение, его структурное подразделение может выдвигать в каждом избирательном округе только одного кандидата в депутаты маслихата. Решение о выдвижении кандидатов в депутаты маслихата принимается большинством голосов от общего числа членов высшего органа республиканского или местного общественного объединения, его структурного подразделения и оформляется выпиской из протокола.";
в абзаце первом пункта 3 слова "не позднее чем в трехдневный срок" исключить;
в пункте 6 слова "три" и "два месяца" заменить соответственно словами "два" и "один месяц";
78) в статье 104:
в пункте 2:
в подпункте 1) слова "соответственно в Министерстве юстиции Республики, в областном, городском (города республиканского значения, столицы Республики) управлении" заменить словами "в органах";
подпункт 4) изложить в следующей редакции:
"4) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе.";
подпункт 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе.";
подпункт 3) пункта 6 изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае:
нарушения кандидатом правил выдвижения, непредставления необходимых документов для регистрации;
несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения кандидатом предвыборной агитации до его регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
выявления недостоверности задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) сведений о доходах и имуществе;
установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
в пункте 8 слово "сорок" заменить словами "двадцать пять";
79) в статье 105:
в пунктах 1 и 2 слова ", но не позднее чем за семь суток до дня голосования," исключить;
в пункте 2 после слова "объединения" дополнить словами ", структурного подразделения общественного объединения";
80) статью 106 изложить в следующей редакции:
"Статья 106. Размер избирательного фонда кандидата
в депутаты маслихата
Избирательный фонд кандидата образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в сто раз;
2) средства, выделенные кандидату выдвинувшим его общественным объединением, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в двести раз;
3) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики, общая сумма которых не должна превышать установленный законодательством размер минимальной заработной платы более чем в триста раз.";
81) статью 109 исключить;
82) в статье 110:
в пункте 1 слова "либо при баллотировке единственного кандидата он не был избран" исключить;
пункт 4 исключить;
83) пункт 2 статьи 111 изложить в следующей редакции:
"2. Избранным депутатом маслихата считается кандидат, за которого проголосовало большее по отношению к другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.";
84) пункт 2 статьи 113 изложить в следующей редакции:
"2. За год до истечения конституционного срока полномочий маслихата выборы депутата вместо выбывшего не проводятся.";
85) пункт 2 статьи 114 дополнить частью следующего содержания:
"Порядок проведения выборов определяется Центральной избирательной комиссией в соответствии с настоящим Конституционным законом.";
86) в статье 115 слова "пунктом 2" заменить словами "пунктами 2 и 3";
87) в пункте 3 статьи 117 слова "не позднее чем в трехдневный срок" исключить;
88) в статье 118:
подпункт 4) пункта 2 изложить в следующей редакции:
"4) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе.";
подпункт 3) пункта 3 изложить в следующей редакции:
"3) справки о представлении кандидатом и его (ее) супругой (супругом) декларации о доходах и имуществе.";
подпункт 3) пункта 6 изложить в следующей редакции:
"3) отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае:
нарушения кандидатом правил выдвижения, непредставления необходимых документов для регистрации;
несоответствия кандидата требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и настоящим Конституционным законом;
использования кандидатом должностного или служебного положения в своей предвыборной кампании;
проведения кандидатом предвыборной агитации до его регистрации, в день выборов либо предшествующий ему день;
установления судом факта распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
выявления недостоверности задекларированных кандидатом или его (ее) супругой (супругом) сведений о доходах и имуществе;
установления судом фактов подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;
в иных случаях, установленных настоящим Конституционным законом.";
в пункте 8 слово "пятнадцать" заменить словом "тринадцать";
89) в пунктах 1 и 2 статьи 119 слова ", но не позднее чем за трое суток до дня голосования," исключить;
90) статью 120 исключить;
91) пункт 4 статьи 124 исключить;
92) пункт 2 статьи 127 изложить в следующей редакции:
"2. За год до истечения установленного законодательством срока полномочий органа местного самоуправления выборы члена органа местного самоуправления вместо выбывшего не проводятся.";
93) статьи 128, 129, 130 и 132 исключить.
Статья 2. Настоящий Конституционный закон вводится в действие со дня опубликования.
Президент
Республики Казахстан