Правительство Республики Казахстан постановляет:
Внести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Проект
Закон Республики Казахстан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"
Настоящий Закон регулирует отношения в области защиты конкуренции и призван способствовать справедливой и свободной конкуренции путем запрещения, ограничения и контроля антиконкурентных соглашений и согласованных действий, злоупотреблений доминирующим положением, чрезмерной экономической концентрации, обеспечивая условия для эффективного функционирования национальной экономики.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам, таким образом, что покупатель, действительно, готов заменить их друг другом в процессе потребления (производства);
2) информация - сведения в любой форме и виде, сохраненные на любых носителях (в том числе переписка, книги, пометки, иллюстрации (карты, диаграммы, рисунки, схемы и тому подобное), фотографии, голограммы, кино-, видео-, микрофильмы, звуковые записи, базы данных компьютерных систем или полное либо частичное воспроизведение их элементов), объяснения лиц и любые другие, публично объявленные или документированные сведения;
3) монополистическая деятельность - антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, злоупотребление доминирующим положением, антиконкурентные действия государственных органов;
4) конкуренция - состязательность субъектов рынка с целью получения преимуществ, вследствие чего отдельный субъект рынка не может определять условия оборота товаров на соответствующем товарном рынке;
5) субъекты рынка - юридические лица, осуществляющие деятельность по производству, реализации и приобретению товаров, их объединения, а также физические лица, осуществляющие самостоятельную или совместную с другими лицами предпринимательскую деятельность;
6) товар - продукт деятельности, в том числе работы и услуги, предназначенный для продажи или обмена;
7) товарный рынок - сфера оборота товара или взаимозаменяемых товаров на территории Республики Казахстан или ее части, исходя из экономической возможности покупателя, приобрести товар на соответствующей территории;
8) уполномоченный орган по защите конкуренции (далее - уполномоченный орган) - государственный орган, осуществляющий реализацию государственной политики в области конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Статья 2. Сфера применения Закона
Настоящий Закон применяется к отношениям, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках Республики Казахстан.
Статья 3. Законодательство Республики Казахстан о
конкуренции и ограничении монополистической
деятельности
1. Законодательство Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Закона Республики Казахстан "О недобросовестной конкуренции", настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Задачи, функции и полномочия уполномоченного органа
Статья 4. Уполномоченный орган
1. Систему уполномоченного органа образуют центральный государственный орган по защите конкуренции, подчиненные ему территориальные органы и областные (города республиканского значения, столицы) исполнительные органы по защите конкуренции. Территориальные органы осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной центральным государственным органом по защите конкуренции.
2. Положение о центральном государственном органе по защите конкуренции, а также его структура и общая штатная численность утверждаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
3. Органами центрального государственного органа по защите конкуренции являются Председатель (единоличный орган) и Правление (коллегиальный орган). Полномочия органов определяются в положении о центральном государственном органе по защите конкуренции.
Статья 5. Задачи уполномоченного органа
Задачами уполномоченного органа являются:
1) предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности;
2) контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
3) контроль за экономической концентрацией;
4) содействие формированию и эффективному функционированию конкурентных отношений на товарных рынках.
Статья 6. Функции центрального государственного органа по
защите конкуренции и областного (города
республиканского значения, столицы) исполнительного
органа по защите конкуренции
1. В соответствии с возложенными задачами центральный государственный орган по защите конкуренции в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за товарными рынками, включающими в себя территорию двух или более областей (столицы, республиканского значения);
2) направляет Президенту, Парламенту и Правительству Республики Казахстан годовой отчет о состоянии конкуренции на отдельных товарных рынках и своей деятельности;
3) разрабатывает и предлагает меры по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности и практике его применения, по развитию конкуренции на товарных рынках;
4) согласовывает проекты нормативных правовых актов, касающихся функционирования товарного рынка, развития конкуренции, вопросов ценообразования;
5) проводит анализ с целью определения состояния конкуренции на товарном рынке и выявления субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность на товарном рынке;
6) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности;
7) организует взаимодействие и сотрудничество с государственными органами и организациями иностранных государств, международными организациями, а также участие в разработке и реализации международных проектов и программ по вопросам, относящимся к компетенции уполномоченного органа.
2. Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган по защите конкуренции в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
1) осуществляет контроль за товарными рынками, за исключением указанных в подпункте 1) пункта 1 настоящей статьи;
2) разрабатывает и предлагает меры по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности и практике его применения, по развитию конкуренции на товарных рынках;
3) проводит анализ с целью определения состояния конкуренции на товарном рынке и выявления субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию и осуществляющих монополистическую деятельность на товарном рынке;
4) осуществляет координацию деятельности государственных органов по развитию конкуренции и ограничению монополистической деятельности.
Статья 7. Полномочия уполномоченного органа
1. Центральный государственный орган по защите конкуренции вправе:
1) разрабатывать и утверждать нормативные правовые акты по вопросам законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, обязательные для исполнения государственными органами и субъектами рынка;
2) проводить проверки по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка в порядке, установленном им;
3) давать субъектам рынка обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений настоящего Закона и (или) устранений их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или выделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону, о заключении договора с другим субъектом рынка;
4) давать государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменений заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону;
5) принимать решения о привлечении к административной ответственности субъектов рынка и их руководителей, должностных лиц государственных органов за нарушения законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
6) обращаться в суд с исками и заявлениями, а также участвовать в процессах при рассмотрении судами дел, связанных с применением и нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
7) направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
8) давать разъяснения по вопросам законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
9) давать рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарных рынках;
10) проводить расследования нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка и их должностными лицами;
11) получать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию субъектов рынка, с соблюдением требований законодательства Республики Казахстан;
12) в целях выполнения возложенных на него обязанностей запрашивать и получать информацию от государственных органов, субъектов рынка, их должностных и иных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
13) устанавливать порядок рассмотрения ходатайств о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.
2. Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган по защите конкуренции в пределах своей компетенции вправе:
1) проводить проверки по вопросам соблюдения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка в порядке, установленном центральным государственным органом по защите конкуренции;
2) давать субъектам рынка обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении нарушений настоящего Закона и (или) устранений их последствий, о восстановлении первоначального положения, об их принудительном разделении или выделении, о расторжении или изменении договоров, противоречащих настоящему Закону, о заключении договора с другим субъектом рынка;
3) давать государственным органам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменений заключенных ими соглашений, противоречащих настоящему Закону;
4) принимать решения о привлечении к административной ответственности субъектов рынка и их руководителей, должностных лиц государственных органов за нарушения законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
5) обращаться в суд с исками и заявлениями, а также участвовать в процессе при рассмотрении судами дел, связанных с применением и нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
6) направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
7) давать рекомендации государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на товарных рынках;
8) проводить расследования нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности государственными органами, субъектами рынка и их должностными лицами;
9) получать беспрепятственный доступ в помещения и на территорию субъектов рынка, с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
10) в целях выполнения возложенных на него обязанностей запрашивать и получать информацию от государственных органов, субъектов рынка, их должностных и иных лиц, с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.
3. Центральный государственный орган по защите конкуренции обязан:
1) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
2) обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных задач.
4. Областной (города республиканского значения, столицы) исполнительный орган по защите конкуренции в пределах своей компетенции обязан:
1) рассматривать обращения физических и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции, и сообщать заявителям о принятых решениях в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
2) обеспечить сохранность получаемых сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, а также другой информации, полученной при исполнении возложенных задач.
Глава 3. Монополистическая деятельность
Статья 8. Антиконкурентные соглашения
(согласованные действия) субъектов рынка
Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) между субъектами рынка, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия), касающиеся:
1) установления цен либо других условий приобретения или реализации товаров;
2) искажения итогов торгов в результате повышения, снижения или поддержания цен, либо иных соглашений между участниками торгов;
3) раздела товарных рынков по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или приобретения, по кругу продавцов или покупателей либо по другим признакам;
4) ограничения производства либо реализации товаров, включая квотирование;
5) необоснованного отказа от заключения договоров с определенными продавцами либо покупателями;
6) ограничения доступа на товарный рынок или устранение с него других субъектов рынка в качестве продавцов определенных товаров или их покупателей;
7) применения дискриминирующих условий к равнозначным соглашениям с другими субъектами;
8) заключения соглашений при условии принятия другими субъектами рынка, дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или, согласно обычаям делового оборота, не касаются предмета этих соглашений.
Статья 9. Соглашения (согласованные действия) субъектов
рынка, которые могут быть разрешены
Соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, предусмотренные статьей 9 настоящего Закона, могут быть разрешены уполномоченным органом при предоставлении обоснований и доказательств о превышении положительного эффекта соглашений (согласованных действий) субъектов рынка над негативными последствиями на соответствующем товарном рынке в соответствии с порядком, предусмотренном настоящим Законом.
Статья 10. Соглашения (согласованные действия)
относительно некоторых прав
Ограничения, предусмотренные статьей 9 настоящего Закона, не применяются к соглашениям (согласованным действиям) по:
1) лицензионным договорам;
2) договорам комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга);
3) договорам, связанным с передачей технологий;
4) договорам о кооперации в научно-исследовательской и опытно-конструкторской работах;
5) иным договорам, связанным с передачей прав на объекты интеллектуальной собственности.
Статья 11. Группа лиц
1. Группой лиц является совокупность физических и (или) юридических лиц, применительно к которой выполняется одно из следующих условий:
1) лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно (через третьих лиц) распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, паи), составляющие уставный капитал юридического лица;
2) лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа;
3) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники, представляют собой более пятидесяти процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц;
4) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые двумя и более юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия их исполнительных органов;
5) физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице одновременно:
представляют собой пятьдесят и более процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) другого юридического лица;
получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими юридическими лицами, в том числе определять условия ведения этими лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия их исполнительных органов;
6) одни и те же физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (доли, паи), составляющие уставный капитал каждого из двух и более юридических лиц;
7) физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей распоряжаться в сумме более чем двадцатью пятью процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (паи, доли), составляющие уставный капитал одного юридического лица, одновременно данные физические лица, их супруги, близкие родственники, свойственники либо представители указанных юридических лиц, занимают более пятидесяти процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного органа управления другого юридического лица.
2. Для целей настоящего Закона группа лиц рассматривается как единый субъект рынка.
Статья 12. Доминирующее положение
1. Доминирующим положением признается положение субъекта рынка или нескольких субъектов рынка, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота определенного товара на соответствующем товарном рынке.
2. Доминирующим не может быть признано положение субъекта рынка, доля которого на соответствующем товарном рынке не превышает тридцати пяти процентов, за исключением случаев, когда доминирующим считается также положение каждого из нескольких субъектов рынка, если в отношении их выполняются следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет пятьдесят и более процентов;
2) совокупная доля не более чем четырех субъектов рынка, которым принадлежат наибольшие доли на соответствующем товарном рынке, составляет семьдесят и более процентов.
Статья 13. Злоупотребление доминирующим положением
Запрещаются и признаются недействительными действия субъекта рынка, занимающего доминирующее положение, ограничивающие доступ на соответствующий товарный рынок либо ограничивающие конкуренцию, в том числе такие действия как:
1) установление цен либо других условий приобретения или реализации товара, которые невозможно было установить при условии существования значительной конкуренции на рынке;
2) применение разных цен либо разных условий к равнозначным соглашениям с субъектами без объективно оправданных на то причин;
3) установление ограничений на перепродажу купленных у него товаров по территориальному признаку, кругу покупателей, условиям покупки, а также количеству, цене;
4) обусловливание заключения соглашения принятием субъектом рынка дополнительных обязательств, которые по своему содержанию или, согласно обычаям делового оборота, не касаются предмета этих соглашений;
5) необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями при наличии возможности производства или реализации соответствующего товара;
6) обусловливание поставки товаров принятием ограничений по продаже товаров произведенных либо реализуемых конкурентами;
7) ограничение производства или реализации товаров, на которые имеется спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства.
Статья 14. Антиконкурентные действия государственных органов
1. Антиконкурентными действиями государственных органов являются принятие актов либо решений, дача письменных либо устных указаний, заключение соглашений или любые иные действия, которые привели или могут привести к ограничению конкуренции.
2. Антиконкурентными действиями государственных органов, в частности признаются:
1) запрещение либо препятствование созданию субъектов рынка в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности, на производство, приобретение или реализацию определенных видов товаров;
2) прямое или косвенное принуждение субъектов рынка к приоритетному заключению договоров, к первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей либо первоочередному приобретению у определенных продавцов;
3) любое действие, направленное на централизованное распределение товаров, а также распределение рынков между субъектами рынка по территориальному принципу, ассортименту товаров, объему их реализации или закупок или по кругу потребителей или продавцов;
4) установление запрета на реализацию (вывоз) определенных товаров из одного региона Республики Казахстан в другой;
5) предоставление отдельным субъектам рынка льгот или других преимуществ, которые ставят их в привилегированное положение относительно конкурентов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции;
6) действие, вследствие которого отдельным субъектам рынка создаются неблагоприятные или дискриминационные условия деятельности по сравнению с конкурентами;
7) действие, которым устанавливаются не предусмотренные законами Республики Казахстан запреты и ограничение самостоятельности субъектов рынка, в том числе относительно приобретения или реализации товаров, ценообразование, формирование программ деятельности и развития, распоряжение доходом (выручкой).
3. Совершение государственными органами антиконкурентных действий запрещается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Глава 4. Государственный контроль за экономической
концентрацией
Статья 15. Экономическая концентрация
1. С целью предотвращения возможного злоупотребления доминирующим положением или ограничения конкуренции уполномоченный орган осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в случаях, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
2. Экономической концентрацией признается:
1) создание, слияние или присоединение субъектов рынка;
2) приобретение лицом (группой лиц) акций (долей, паев) с правом голоса в уставном капитале субъекта рынка, при котором такое лицо (группа лиц) приобретает право распоряжаться более чем двадцати пятью процентами указанных акций (долей, паев);
3) получение в собственность или пользование одним субъектом рынка (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого субъекта рынка, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает десять процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов субъекта рынка, отчуждающего имущество;
4) приобретение субъектом рынка иных прав (в том числе посредством соглашений, договоров, поручений или иным способом), позволяющих давать другому субъекту рынка обязательные для него указания, касающиеся предпринимательской деятельности, либо осуществлять функции исполнительного органа;
5) участие одних и тех же физических лиц в исполнительных органах, советах директоров (наблюдательных советах) двух и более субъектов рынка.
3. Не считается экономической концентрацией:
1) приобретение акций (долей, паев) субъекта рынка финансовыми организациями, если это приобретение осуществляется с целью их следующей перепродажи, при условии, что указанное лицо не принимает участия в голосовании в органах управления субъекта рынка;
2) назначение реабилитационного или конкурсного управляющего, временной администрации (временного администратора).
Статья 16. Случаи, при которых необходимо получение
разрешения на экономическую концентрацию
1. В случае, если балансовая стоимость активов участвующих в соответствующей сделке лиц или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает полуторамилионнократный размер месячного расчетного показателя, за исключением случаев экономической концентрации с участием финансовых организаций, экономическая концентрация осуществляется при условии получения разрешения уполномоченного органа.
2. Получение разрешения на экономическую концентрацию с участием финансовых организаций осуществляется в случае, если стоимость активов, либо величина собственного капитала финансовой организации превышает размер, установленный центральным государственным органом по защите конкуренции совместно с государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций.
3. При расчете объемов реализации товаров в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи используется сумма дохода (выручки) от реализации товаров за вычетом суммы налога на добавленную стоимость и акциза за последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
4. В случае, если субъект рынка существовал в течение срока меньше чем последний финансовый год, предшествовавший подаче ходатайства о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, при расчете объемов реализации товаров в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи используется сумма дохода (выручки), полученного за время до подачи ходатайства о представлении разрешения на экономическую концентрацию, но не более одного года.
Статья 17. Предоставление разрешения на
экономическую концентрацию
1. Уполномоченный орган предоставляет разрешение на экономическую концентрацию в случае, если она не приводит к установлению или усилению доминирующего положения субъекта рынка и (или) ограничению конкуренции.
2. Уполномоченный орган вправе предоставить разрешение на экономическую концентрацию при возможности ограничения конкуренции в случае, если участники соответствующей сделки докажут, что положительный эффект от их действий превысит негативные последствия на соответствующем товарном рынке.
Глава 5. Рассмотрение ходатайств о предоставлении
разрешения на соглашения (согласованные действия),
экономическую концентрацию и заявлений о
предоставлении предварительного заключения
Статья 18. Предоставление субъектами рынка ходатайств о
предоставлении разрешения на соглашения
(согласованные действия), экономическую
концентрацию
1. Субъекты рынка, намеревающиеся заключить соглашения (осуществлять согласованные действия), осуществлять экономическую концентрацию, обращаются в уполномоченный орган с ходатайством:
1) о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия);
2) о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
Участники соглашений (согласованных действий), экономической концентрации представляют общее ходатайство. Конфиденциальная информация, необходимая для рассмотрения ходатайств, может представляться в уполномоченный орган этими лицами в отдельности.
2. В случае, если соглашения (согласованные действия) или экономическая концентрация проводятся с применением конкурсных процедур (аукционы, тендеры, конкурсы), ходатайство может представляться как до начала конкурсной процедуры, так и после, но не позднее тридцати дней с даты объявления победителя, если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан.
Статья 19. Рассмотрение ходатайств о предоставлении
разрешения на соглашения (согласованные действия),
экономическую концентрацию
1. Ходатайство считается принятым к рассмотрению по истечении пятнадцати дней со дня его поступления, если в течение этого времени уполномоченный орган не возвратил заявителю ходатайство с уведомлением, что оно и другие документы не отвечают установленным уполномоченным органом требованиям.
2. Уполномоченный орган может запрашивать у заявителя и других лиц дополнительную информацию, если ее отсутствие препятствует рассмотрению дела, а также назначить экспертизу.
3. Срок рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию не должен превышать шестидесяти дней с момента принятия ходатайства к рассмотрению. Течение срока начинается со дня представления заявителем в полном объеме информации и (или) получения заключения эксперта согласно пункту 2 настоящей статьи. Если в течение срока рассмотрения ходатайства уполномоченным органом решение не принято, считается, что на заключение соглашения (согласованные действия), осуществление экономической концентрации предоставлено разрешение.
Днем принятия решения о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию считается последний день срока рассмотрения ходатайства, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
4. Рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию приостанавливается в случае невозможности его рассмотрения до решения уполномоченным органом или судом связанного с ним другого ходатайства или до решения государственным органом связанного с ним другого вопроса. О приостановлении рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию и его возобновлении уполномоченным органом принимается решение, о чем уведомляется заявитель.
Уполномоченный орган возобновляет рассмотрение ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию после устранения обстоятельств, которые явились причиной его приостановления.
Течение срока рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию приостанавливается со дня приостановления рассмотрения данного ходатайства. Со дня возобновления рассмотрения течение срока рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию продолжается.
5. В рассмотрении ходатайств о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию могут принимать участие третьи лица, если решение уполномоченного органа может существенно затронуть их права и интересы, охраняемые настоящим Законом.
Вопрос о привлечении к участию в рассмотрении ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию третьих лиц решается уполномоченным органом. О привлечении третьего лица уполномоченным органом принимается решение, о чем уведомляются лица, принимающие участие в рассмотрении данного ходатайства.
Статья 20. Решение по ходатайствам о предоставлении
разрешения на соглашения (согласованные действия),
экономическую концентрацию
1. По результатам рассмотрения ходатайства о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию принимается решение:
1) о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия);
2) о запрещении соглашения (согласованных действий);
3) о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию;
4) о запрещении экономической концентрации.
2. Решение уполномоченного органа о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию может быть обусловлено выполнением участниками соглашения (согласованных действий) или экономической концентрации определенных требований и обязательств, которые устраняют или смягчают отрицательное влияние соглашения (согласованных действий), экономической концентрации на конкуренцию. Такие условия и обязательства могут касаться, в частности, ограничения по управлению, пользованию или распоряжению имуществом, а также обязательства субъекта рынка осуществить отчуждение имущества.
Разрешение на соглашения (согласованные действия) предоставляется на неопределенный срок или на срок, не превышающий пять лет.
3. Соглашения (согласованные действия), экономическая концентрация должны быть осуществлены в течение года со дня принятия решения уполномоченным органом о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию, если иное не определено в решении. Если соглашение (согласованные действия), экономическая концентрация в установленный срок не осуществлены, участники соглашения (согласованных действий), экономической концентрации имеют право подать новое ходатайство о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.
4. Порядок определения сроков действий разрешений на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи утверждается уполномоченным органом.
5. Заявителю присылается решение, а в случаях наличия сведений, составляющих служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну - выписка из решения уполномоченного органа.
6. Уполномоченный орган, приняв решение, не имеет права его отменить или изменить, кроме случаев, предусмотренных статьей 34 настоящего Закона. Он имеет право исправить допущенные в решении описки или явные арифметические ошибки, разъяснить свое решение, не изменяя при этом его содержания, а также принять дополнительное решение, если по какому-то вопросу, который исследовался во время рассмотрения ходатайства, не принято решение.
Государственная регистрация субъектов рынка, реорганизованных без разрешения на экономическую концентрацию, может быть признана судом недействительной по иску уполномоченного органа.
Статья 21. Предоставление предварительных заключений о
соглашениях (согласованных действиях),
экономической концентрации
1. Уполномоченный орган предоставляет субъектам рынка на основании заявлений о предоставлении предварительных заключений и прилагаемой к ним информации предварительные заключения о соглашениях (согласованных действиях), экономической концентрации.
Заявление о предоставлении предварительного заключения о соглашениях (согласованных действиях) или экономической концентрации рассматривается в течение тридцати дней.
2. Предварительное заключение уполномоченного органа о соглашениях (согласованных действиях), экономической концентрации оформляется в виде письма, в котором указывается:
о возможности предоставления разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию;
о возможности отказа в предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию;
о необходимости или отсутствии необходимости получения разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию;
о недостаточности информации для какого-либо предварительного заключения.
3. Получение предварительного заключения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию не освобождает участников соглашений (согласованных действий), экономической концентрации от необходимости обратиться в уполномоченный орган с ходатайством о предоставлении разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию в случаях, предусмотренных статьями 10 и 17 настоящего Закона.
Статья 22. Основания прекращения рассмотрения ходатайств
о соглашениях (согласованных действиях),
экономической концентрации и заявлений на
предоставление предварительных заключений
1. Рассмотрение ходатайств о соглашении (согласованных действиях), экономической концентрации и заявлений на предоставление предварительных заключений подлежит прекращению в случаях:
1) поступления от заявителей уведомлений об отзыве ходатайств и заявлений или поступления заявлений заинтересованных лиц прекращении рассмотрения ходатайств на предоставление разрешения на соглашения (согласованные действия), экономическую концентрацию или заявлений на предоставление предварительных заключений;
2) непредставления заявителем информации в определенный уполномоченным органом срок, если отсутствие такой информации препятствует рассмотрению ходатайства.
2. После прекращения рассмотрения ходатайства заявитель вправе обратиться в уполномоченный орган с новым заявлением о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.
Глава 6. Расследование нарушений законодательства Республики
Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности и рассмотрение дел о нарушениях
законодательства Республики Казахстан о конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
Статья 23. Обязательность и поводы для проведения
расследования о нарушении законодательства
Республики Казахстан о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
1. Для принятия решений по поводу нарушения статей 9, 14, 15 настоящего Закона уполномоченный орган обязан провести расследование.
Решения, касающиеся иных нарушений настоящего Закона, принимаются уполномоченным органом без проведения расследования.
2. Поводами для проведения расследования нарушений законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности служат:
1) заявления физических и юридических лиц о нарушении их прав в результате монополистической деятельности;
2) представления государственных органов о нарушении законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
3) собственная инициатива уполномоченного органа на основании анализа товарных рынков, сообщений средств массовой информации и иных сведений, имеющихся в его распоряжении.
3. Не позднее семи дней со дня поступления заявления уполномоченный орган принимает одно из следующих решений:
1) о начале расследования нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
2) об отказе в начале расследования нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности ввиду отсутствия оснований.
Уполномоченный орган принимает одно из вышеуказанных решений исходя из того, оказывает ли предполагаемое нарушение ощутимое влияние на условия конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Статья 24. Порядок проведения расследования
1. Расследование проводится в порядке, установленном уполномоченным органом с учетом требований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан, а также настоящей главой.
2. Расследование проводится после вынесения решения уполномоченного органа о начале расследования. Решение уполномоченного органа о начале расследования должно содержать:
1) наименование уполномоченного органа;
2) должность, фамилию, имя и отчество лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) расследование;
3) указание повода к проведению расследования;
4) перечень субъектов рынка, государственных органов, вовлеченных в предполагаемое нарушение законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
5) указание предполагаемого нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
3. Решение о начале расследования подписывается руководителем уполномоченного органа либо иным уполномоченным им лицом, заверяется печатью уполномоченного органа и регистрируется в специальном журнале, с учетом требований, предусмотренных законодательными актами, а также в порядке, установленном центральным органом по защите конкуренции.
4. При проведении расследования должностное лицо уполномоченного органа обязано предъявить субъекту рынка, государственному органу решение о начале расследования и служебное удостоверение.
5. При предъявлении решения о начале расследования и служебного удостоверения субъекты рынка обязаны допустить должностное лицо уполномоченного органа на территорию или помещение, принадлежащие им, и обеспечить возможность получения необходимой для проведения расследования информации.
6. При воспрепятствовании доступа должностного лица уполномоченного органа, проводящего расследование, на указанные территорию или помещения, составляется протокол. Протокол подписывается должностным лицом уполномоченного органа, проводящего расследование, и субъектом рынка. При отказе от подписания указанного протокола субъект рынка обязан дать письменные объяснения причин отказа.
7. Расследование заканчивается составлением заключения о результатах расследования. Заключение о результатах расследования должно содержать подробное описание нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности со ссылкой на соответствующие нормы настоящего Закона. В случае, если по завершению расследования не установлено нарушение законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, то об этом в заключении о результатах расследования делается соответствующая запись.
8. Расследование должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок со дня принятия решения о начале расследования.
В случае необходимости дополнительного исследования обстоятельств срок может быть продлен решением уполномоченного органа на один месяц.
Статья 25. Решения уполномоченного органа по результатам
расследования нарушения законодательства
Республики Казахстан о конкуренции и ограничении
монополистической деятельности
1. По результатам расследования нарушения законодательства Республики Казахстан о конкуренции и ограничении монополистической деятельности уполномоченный орган принимает следующее решение:
1) об отсутствии оснований в возбуждении дела об административном правонарушении;
2) о возбуждении дела об административном правонарушении;
3) о передаче материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.
2. Решение уполномоченного органа доводится до сведения заявителя, государственного органа, соответствующего субъекта рынка и иных заинтересованных лиц.
3. Дело об административном правонарушении рассматривается Правлением уполномоченного органа либо иным коллегиальным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Глава 7. Отдельные формы государственного
регулирования и контроля
Статья 26. Принудительное разделение субъектов рынка,
занимающих доминирующее положение
1. В случае, когда доминирующее положение субъекта рынка является исключительным, не позволяющим уполномоченному органу эффективно ограничивать негативные последствия такого положения, уполномоченный орган вправе обратиться в суд об его принудительном разделении или выделении из его состава одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции.
2. Решение о принудительном разделении (выделении) субъекта рынка, занимающего доминирующее положение, принимается при наличии совокупности следующих условий:
1) возможности организационного и территориального обособления его структурных подразделений;
2) отсутствия между его структурными подразделениями тесной технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемых субъектом рынка товаров его структурного подразделения не превышает тридцати процентов общего объема товаров, производимых этим структурным подразделением);
3) возможности юридических лиц, образовавшихся в результате реорганизации самостоятельно работать на соответствующем товарном рынке.
3. Решение о принудительном разделении, выделении субъекта рынка подлежит исполнению собственником или органом, уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в судебном решении.
4. Условия проведения принудительного разделения или выделения финансовой организации определяются уполномоченным органом совместно с уполномоченным государственным органом, осуществляющим регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
Статья 27. Дополнительные обязательства субъектов рынка,
доля которых на соответствующем товарном рынке
превышает тридцать пять процентов, по
предоставлению информации уполномоченному органу
1. Уполномоченный орган ведет реестр субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает тридцать пять процентов, порядок ведения которого определяется центральным органом по защите конкуренции.
2. Субъекты рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает тридцать пять процентов, обязаны предоставлять в уполномоченный орган:
1) ежеквартальную финансовую отчетность в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете;
2) сведения о продаже и (или) передаче в доверительное управление десяти и более процентов своих голосующих акций (долей, паев), либо пяти и более процентов акций - для народного акционерного общества;
3) ежемесячную информацию об объемах производства (реализации), отпускных ценах и уровне доходности производимых (реализуемых) товаров.
3. Субъекты рынка, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны уведомлять уполномоченный орган в письменном виде за тридцать дней о предстоящем изменении цен на товар, по которому субъекты рынка были включены в реестр субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает тридцать пять процентов, и о причинах их изменения с обязательным предоставлением обосновывающих материалов, подтверждающих причины повышения.
4. В процессе рассмотрения документов, представленных субъектом рынка, включенным в реестр, уполномоченный орган вправе запросить дополнительную информацию о причинах изменения цены, которая должна быть представлена в пятидневный срок с даты получения субъектом рынка, включенным в реестр субъектов рынка, доля которых на соответствующем товарном рынке превышает тридцать пять процентов, соответствующего запроса.
Глава 8. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 28. Нарушения настоящего Закона
Нарушениями настоящего Закона являются:
1) антиконкурентные соглашения (согласованные действия);
2) злоупотребление доминирующим положением;
3) антиконкурентные действия государственных органов;
4) невыполнение решения (предписания), предварительного решения уполномоченного органа или их выполнение не в полном объеме;
5) экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения уполномоченного органа, в случае, если наличие такого разрешения необходимо;
6) непредставление информации уполномоченному органу в установленные сроки;
7) представление информации в неполном объеме уполномоченному органу в установленные сроки;
8) представление недостоверной и (или) ложной информации уполномоченному органу;
9) создание препятствий должностным лицам уполномоченного органа в доступе в помещения и на территорию при выполнении ими своих функций;
10) невыполнение участниками соглашения (согласованных действий), экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловленное решение о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию.
Статья 29. Последствия нарушения настоящего Закона
При нарушении настоящего Закона субъекты рынка, государственные органы обязаны:
1) в соответствии с предписаниями уполномоченного органа прекратить нарушение и устранить его последствия, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор, заключить договор с другим субъектом рынка или внести в него изменения, отменить акт, признанный уполномоченным органом не соответствующим законодательству Республики Казахстан, осуществить реорганизацию в форме разделения или выделения с соблюдением установленных условий и сроков, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием;
2) возместить причиненные убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан;
3) исполнить постановление уполномоченного органа о наложении административного взыскания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Глава 9. Порядок исполнения, проверки, пересмотра,
обжалования решений (предписаний) уполномоченного органа
Статья 30. Порядок исполнения решений (предписаний)
уполномоченного органа
1. Решение (предписание) уполномоченного органа исполняется субъектом рынка, государственным органом в срок, указанный в решении (предписании).
2. В случае неисполнения решения (предписания) уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении субъекта рынка исполнить решение (предписание) уполномоченного органа.
Статья 31. Проверка решений (предписаний) территориальных
органов уполномоченного органа
1. Решения (предписания), принятые территориальными органами уполномоченного органа могут быть проверены по заявлениям заинтересованных лиц или по собственной инициативе в порядке, установленном центральным государственным органом по защите конкуренции.
2. Заявление о проверке решения (предписания) может быть подано в центральный государственный орган по защите конкуренции в двухмесячный срок со дня принятия решения (предписания) подчиненным ему территориальным органом.
3. Центральный орган по защите конкуренции при проверке решения (предписания) территориального органа может приостановить исполнение решения до окончания его проверки, о чем письменно уведомляются заинтересованные лица.
4. По результатам проверки решения (предписания), территориального органа центральный государственный орган по защите конкуренции имеет право:
1) оставить решение (предписание) без изменений;
2) изменить решение (предписание);
3) отменить решение (предписание);
4) принять новое решение (предписание).
Статья 32. Пересмотр решений (предписаний) уполномоченного
органа
1. Уполномоченный орган по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица может пересмотреть решение (предписание), в случае:
1) если существенные обстоятельства не были и не могли быть известны уполномоченному органу, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
2) если решение было принято на основании недостоверной информации, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения;
3) невыполнения участниками соглашений (согласованных действий), экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение уполномоченного органа;
4) если обстоятельства, на основании которых было принято решение о предоставлении разрешения на соглашение (согласованные действия), экономическую концентрацию уже не существуют;
5) наличия других оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Уполномоченный орган, принявший решение, может приостановить выполнение решения до окончания его пересмотра, о чем письменно уведомляются лица, принимающие участие в деле.
2. По результатам пересмотра уполномоченный орган может:
1) оставить решение (предписание) без изменений;
2) изменить решение (предписание);
3) отменить решение (предписание);
4) принять новое решение (предписание).
3. В случае, если по результатам пересмотра решения уполномоченный орган принимает решение о запрещении экономической концентрации, государственная регистрация субъекта рынка, созданного в результате экономической концентрации, отменяется в судебном порядке по иску уполномоченного органа.
Статья 33. Обжалование решений (предписаний)
уполномоченного органа
1. Решения (предписания) уполномоченного органа могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Основаниями для обжалования решений (предписаний) территориальных органов уполномоченного органа в центральный орган по защите конкуренции являются:
неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
не доказанность обстоятельств, имеющих значение для дела и признанных установленными;
несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права.
3. Решение (предписание) территориального органа уполномоченного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Глава 10. Заключительные и переходные положения
Статья 34. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
2. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 19 января 2001 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 2001 г., N 2; ст. 13).
Статья 35. Переходные положения
Статья 28 настоящего Закона утрачивает силу с 31 декабря 2005 года.
Президент
Республики Казахстан