Правительство Республики Казахстан постановляет:
1. Одобрить прилагаемый проект Письма-Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о технической помощи по укреплению эффективности государственных программ в Казахстане.
2. Уполномочить Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан Келимбетова Кайрата Нематовича подписать Письмо-Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Азиатским Банком Развития о технической помощи по укреплению эффективности государственных программ в Казахстане от имени Правительства Республики Казахстан, разрешив вносить изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Азиатский Банк Развития
27 октября 2003 года
N 132-3
Г-ну Ерболату Досаеву
Министру
Министерство финансов
(Управляющему АБР от Казахстана)
Республика Казахстан
Астана, 473000
пр. Абая 52
Факс (7-3172) 717-762
Уважаемый г-н Досаев:
Проект Технической Помощи по укреплению эффективности
государственных программ в Казахстане (ТП N 4191-KAZ)
Мы рады сообщить Вам, что 6 октября 2003 года Азиатским банком развития (АБР) было одобрено предоставление технической помощи (ТП) Правительству Республики Казахстан (Правительство) на сумму, не превышающую эквивалент 200.000 долларов США на укрепление эффективности государственных программ. Данная ТП будет финансироваться и осуществляться в соответствии с (i) Рамочным соглашением по предоставлению технической помощи между Правительством и АБР, подписанным 5 октября 1995 года (Рамочное соглашение), и (ii) механизмами, описанными в параграфах 15-18 и в Приложениях 2 и 3 Отчета о ТП, прилагаемого к данному письму в виде Приложения 1. Как указывается в отчете о ТП, исполнительным агентством для реализации данной ТП будет являться Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП).
Данная ТП будет полностью финансироваться из средств гранта со стороны Фонда сотрудничества по вопросам государственного управления (ФСГУ) и программы финансирования ТП АБР.
Если такой механизм приемлем для Вас, просим Вас подписать два экземпляра этого письма от имени Правительства. Просим Вас оставить одну копию себе и вернуть один подписанный оригинал в АБР.
Подписавшийся ниже представитель АБР несет ответственность за все вопросы, связанные с реализацией данной TП. Следовательно, вся корреспонденция должна быть адресована ей.
С уважением,
Ной Сиакхачанх
Директор,
Управление государственного управления,
финансов и торговли
Департамент Восточной и Центральной Азии
Подтверждаю:
От имени Правительства
_____________________________
Уполномоченный представитель
(подпись и фамилия печатными буквами)
Должность:__________________________
Дата:_______________________________
Копии: Г-ну Кайрату Келимбетову,
Министру экономики и бюджетного планирования
Факс (7-3172) 717712
Г-ну Казухико Хигучи,
Директору, Постоянное представительство
АБР в Казахстане
Факс (7-3172) 328343
АЗИАТСКИЙ БАНК РАЗВИТИЯ TAR: KAZ-36403-03
Техническая помощь
(Софинансируемая Фондом сотрудничества по вопросам
государственного управления) Правительству Республики Казахстан
для
укрепления эффективности государственных программ
в Казахстане
Октябрь 2003 г.
Соотношение валют
(по состоянию на 2 сентября 2003 года)
Единица измерения валют - Тенге (Т)
1,00Т = $0,007
$1,00 = 147,69Т Сокращения, принятые в тексте
АБР - Азиатский банк развития
ФСГУ - Фонд сотрудничества по вопросам государственного управления
МЭБП - Министерство экономики и бюджетного планирования
МСХ - Министерство сельского хозяйства
МОН - Министерство образования и науки
МиО - Мониторинг и оценка
ПГИ - Программа государственных инвестиций
МиОР - Мониторинг и оценка результативности
ТП - Техническая помощь
Примечание
В данном документе знак "$" означает доллары США.
________________________________________________________________
Данный отчет был подготовлен С. Шреста, Управление по государственному управлению финансам и торговле, Департамент Восточной и Центральной Азии
________________________________________________________________
I. Введение
1. В декабре 2002 года Правительство Республики Казахстан направило запрос на предоставление Технической помощи (ТП) для разработки системы мониторинга и оценки результативности (МиОР) государственных программ. В последствии Азиатским банком развития (АБР) были направлены программные миссии и миссии, связанные, с оценкой системы государственного управления 1 . Миссия АБР по подтверждению фактов, которая состоялась с 25 июня по 10 июля 2003 года, достигла договоренности с Правительством в отношении целей, масштаба и механизмов реализации первого этапа 2 . Основа данной ТП представлена в Приложении 1.
___________________________
1 АБР. 2001 г. Техническая помощь Республике Казахстан по изучению системы государственного управления и формирования возможностей для осуществления административных реформ. Манила.
2 Первое упоминание о ТП появилось в ADB Business Opportunities в марте 2003 года.
II. Проблемные вопросы
2. Программы развития в рамках республиканского бюджета Республики Казахстан подразделяются на государственные и отраслевые программы. Государственные программы направлены особым образом на рассмотрение государственных стратегических приоритетов и потребностей развития. Они должны быть одобрены Президентом и могут пересекать несколько отраслей. Отраслевые программы связаны с развитием конкретных отраслей или под-отраслей экономики, и они должны быть одобрены Правительством. В настоящее время бюджет включает 14 государственных программ и 43 отраслевых программы, охватывающих деятельность всех отраслевых министерств и ведомств.
3. В последние несколько лет Правительство инициировало ряд реформ с целью улучшения качества разработки программ и процесса формирования бюджета. В 2000 году были приняты Правила разработки программ в Республике Казахстан (Правила разработки программ). Основной целью этого документа является рационализация и упорядочение программ и приведение их в соответствие с среднесрочными и долгосрочными приоритетами, определенными Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года и Стратегией развития Казахстана до 2030 года. В последствии Правительство провело существенные пересмотр всех программ, в результате некоторые программ были объединены в более крупные, а некоторые программы, которые предполагали наложение функций или не отвечали потребностям долгосрочного развития, были аннулированы. Была также достигнута некоторая сбалансированность в распределении программ по отраслям.
4. В январе 2002 года Правительством были внесены изменения в Правила разработки программ, в соответствии с которыми требования по одобрению программ стали более жесткими. Все предложенные программы должны теперь содержать "паспорт" программы, в котором должны быть описаны цели и показатели для оценки ее эффективности, а также должны быть подробно указаны требуемые средства и источники финансирования (республиканский бюджет, заемные средства, иностранные и местные инвестиции, внешние гранты и пр.) на всю продолжительность реализации программы. Кроме того, все программы должны быть сначала одобрены Республиканской бюджетной комиссией и только после этого их должен согласовать Президент или Правительство.
5. Хотя эти инициативы создают хорошую основу для улучшения качества реализации программ, еще многое необходимо сделать. Качество информации, предоставляемой отраслевыми министерствами и ведомствами в "паспорте" программы и оценочных отчетах до сих пор нельзя назвать удовлетворительным. В частности, индикаторы для измерения результатов программы либо не указываются, либо они неправильные, или не указываются основные этапы для проведения сравнения. Это затрудняет эффективный мониторинг и оценку качества реализации программы со стороны центральных органов управления.
6. Недавно Президент подчеркнул необходимость дальнейших реформ, выпустив своим указом Правила разработки и реализации государственных программ в Республике Казахстан (Правила разработки государственных программ, Указ Президента N 1099, июнь 2003 года).
Этот указ предусматривает, что государственные программы, дублирующие цели уже выполняемых программ, не будут согласованы, и в нем содержится требование, что все программы должны быть основаны на четко определенных целях и показателях результативности и должны регулярно отслеживаться. В нем также указываются основные критерии для оценки программ: (i) эффективное использование человеческих и финансовых ресурсов, (ii) достижение указанных целей и (iii) социально-экономические последствия.
7. Хотя изначально этот указ был направлен на государственные программы, Правительство планирует применять эти Правила разработки государственных программ и к государственным, и к отраслевым программам. Соответственно Министерство экономики и бюджетного планирования (МЭБП) взяло на себя ответственность по разработке стратегии и методологии мониторинга и оценки (МиО) всех программ. Цель МЭБП - разрешить две основные взаимосвязанные проблемы. Во-первых, у министерств и ведомств нет опыта и стимулов для эффективной МиО тех программ, администраторами которых они являются.
Оценка программ осуществляется либо на основании неадекватных или неподходящих критериев, либо не производится вовсе. Более того, центральные органы еще должны разработать механизм систематической и регулярной МиО программ и методы применения критериев оценки результативности в процесс принятия решений о выделении финансирования. Оценка программ обычно производится только тогда, когда в ходе реализации выявляются какие-либо проблемы, или когда превышены пределы выделенных средств. В результате продолжается практика согласования программ с низкой результативностью и приоритетностью, а потенциально более эффективные программы могут не получать финансирования.
8. Чтобы использование бюджетных ресурсов было эффективным и с целью улучшения качества предоставляемых общественных услуг, Правительство подало запрос на предоставление помощи в АБР для разработки системы МиОР для правительственных программ. Планируется пробное использование системы в Министерстве образования и науки (МОН) и Министерстве сельского хозяйства (МСХ), чтобы рассмотреть по одной программе в социальном и производственном секторе. Выбор министерств был сделан на основании обсуждения с МЭБП и после оценке возможностей. В ходе Начальной миссии будут определены конкретные программы для применения системы МиОР. Уроки, которые будут извлечены из этого пробного проекта, позволят Правительству разработать стратегию более широкого и эффективного применения систем МиОР в правительственных программах.
9. В 2001 году АБР подготовил Отчет по аудиту реализации технической помощи по некоторым проектам технической помощи, направленной на укрепление возможностей оценки в развивающихся странах-членах АБР (ТРА: ОТН 2001-07). В числе основных выводов, которые сделаны в данном отчете, следующие: (i) необходима сильная заинтересованность и желание проводить оценку результативности, четко обозначенные в виде выделения бюджетных средств и необходимого персонала, а также статус этой деятельности в организационной иерархии; (ii) вопросы стимулирования и совместимости необходимо рассматривать должным образом, наряду с формированием собственных способностей, причем если основная обязанность контроля лежит на центральных органах, это может ослабить стимулы для других органов для предоставления информации о результативности и (iii) необходимо подходить к этому вопросу осторожно, чтобы системы МиОР не стали слишком сложными и не требовали больших ресурсов для их применения. Эти рекомендации будут учтены при формировании и реализации данной ТП.
10. Цель данной ТП соответствует стратегическим целям помощи АБР Казахстану и предназначена для того, чтобы дополнить выполненные ранее и текущие работы в стране. В 2001-2002 годах АБР предоставил помощь (ТП 3595-KAZ) 3 с целью укрепления возможностей Правительства по формированию и реализации программ государственных инвестиций (ПГИ). Целью этой работы было разработать эффективную основу для планирования через создание сильных связей между центральными органами, отраслевыми министерствами и местными органами государственного управления, а также для укрепления процедуры подготовки ПГИ через разработку конкретных инструкций по представлению проектов и по усовершенствованию процесса отбора и определения приоритетности проектов. Последовавший за этим проект малой технической помощи (ТП 4046-KAZ) 4 оказывает поддержку развитию системы управления базой данных, включающей требования к информации, предусмотренные в измененных правилах разработки и одобрения программ государственных инвестиций. Выполняемая в данное время ТП (ТП 4072-KAZ) 5 направлена на то, чтобы помочь Правительству в разработке значимых целевых показателей по снижению бедности и системы мониторинга этих показателей на государственном и местном уровнях. Данная ТП направлена на помощь Правительству в реализации целей снижения бедности в рамках Государственной программы снижения бедности. Оценка системы государственного управления (см. сноску 1), которая была проведена АБР, выявила потребность в дальнейшем совершенствовании мониторинга и оценки программ и содержит предложения по предоставлению поддержки АБР в этом направлении.
____________________________
3 АБР. 2000. Техническая помощь Казахстану для формирования возможностей в планировании государственных инвестиций. Манила.
4 АБР. 2002. Техническая помощь Казахстану по укреплению базы данных для планирования программ государственных инвестиций. Манила.
5 АБР. 2000. Техническая помощь Казахстану по укреплению возможностей центральных и местных органов государственного управления с целью реализации программы снижения бедности. Манила.
III. Техническая помощь
А. Цель и ожидаемые результаты
11. Цель данной ТП заключается в том, чтобы усилить эффективность государственных программ в Казахстане. Для этого в рамках данной ТП будет разработана и опробирована в МОН и МСХ система МиОР. Уроки, которые будут извлечены из пробных испытаний, позволят Правительству разработать стратегию более широкого применения систем МиОР в государственных программах. Планируемые результаты включают следующее: (i) система МиОР с описанием методологии внутренней и внешней оценки и (ii) формирование возможностей для эффективной реализации системы МиОР.
В. Методология и основные направления работы
12. Основные направления работы в рамках данной ТП будут включать следующее:
1. Разработка системы МиОР
13. Это направление работы будет предусматривать следующее:
(i) Обзор существующих процедур для МиО программ в Казахстане по сравнению с наилучшими мировыми методами, оценка возможностей и наличия ресурсов, а также выявление направления для усовершенствования.
(ii) Разработка системы внутренней оценки, которая будет четко указывать успешность или неуспешность программ по сравнению с поставленными целями и задачами. Эта работа будет включать определение значимых количественных и качественных показателей, которые будут измерять результаты и последствия реализации программ, а также отслеживать процесс реализации по времени. Внутренняя система оценки будет включать инструкции по самооценке программ, в том числе ежегодные отчеты и отчеты по окончании реализации программ. Система также будет предусматривать когерентные связи между обзорными функциями на всех уровнях и общим процессом принятия решений, планирования и управления в соответствующих министерствах.
(iii) Разработка малого исследования целевых бенефициаров отобранных программ.
(iv) Разработка механизма проведения систематических и объективных внутренних проверок и регулярного предоставления информации администраторам программ.
2. Укрепление возможностей для эффективного внедрения
системы МиОР
14. Это направление работы будет предусматривать следующее:
(i) На основании обзора существующих процедур для МиО программ, определение потребностей в обучении и подготовка учебного материала.
(ii) Обучение соответствующего персонала в двух министерствах и в МЭБП.
(iii) Проведение семинара с участием представителей Канцелярии Премьер-министра, Администрации Президента, МЭБП, Агентства по государственной службе и других ключевых министерств и ведомств с целью обсуждения извлеченных уроков и разработки стратегии более широкого использования систем МиОР для всех правительственных программ.
С. Стоимость и финансирование
15. Общая сметная стоимость ТП составляет эквивалент $286.000, в том числе $157.000 в иностранной валюте и эквивалент $129.000 в местной валюте. Правительство попросило АБР выделить финансирование в размере $200.000, включая полностью затраты в иностранной валюте в размере $157.000 и эквивалент $43.000 для оплаты затрат в местной валюте. Данная ТП будет финансироваться на грантовой основе из средств Фонда сотрудничества в области государственного управления (ФСГУ) 6 ($150.000) и программы финансирования ТП АБР ($50.000). Правительство будет финансировать оставшуюся сумму $86.000 в эквиваленте. Подробная смета затрат представлена в Приложении 2.
__________________________
6 Фонд сотрудничества по вопросам государственного управления - это объединенный фонд, состоящий из средств, выделяемых Канадским и Норвежским правительствами, и управляемый АБР.
D. Механизм реализации
16. Данная ТП будет реализована за период в 1 год, начиная с ноября 2003 года. Для реализации ТП потребуется 5 человекомесяцев работы одного международного консультанта и 10 человекомесяцев работы трех местных консультантов. Международный консультант должен иметь большой опыт в разработке систем МиОР для правительственных программ и необходимый опыт работы в странах с переходной экономикой. В числе трех местных консультантов должно быть 2 эксперта по институциональному развитию (8 человекомесяцев) и эксперт по статистике/исследованиям (1 человекомесяц). Консультанты будут отбираться и наниматься на работу АБР индивидуально в соответствии с Руководством АБР по привлечению консультантов и другими механизмами, устраивающими АБР, для отбора и найма местных консультантов. Группа консультантов осуществит закупку товаров и услуг, необходимых для данной ТП. Закупки будут осуществляться в соответствии с Руководством АБР по закупкам . Техническое задание консультантов представлено в Приложении 3.
17. Международный консультант будет осуществлять координацию работы консультантов. По прошествии 3 недель после начала предоставления услуг будет подготовлен Отчет о начале работ. Кроме того, ежеквартально будут предоставляться отчеты группы консультантов о проделанной работе. Консультанты представят проект окончательного отчета по всем аспектам данной ТП за 2 недели до окончания данной ТП. Проект отчета затем будет доработан с учетом замечаний со стороны Правительства и АБР.
18. Исполнительным агентством будет МЭБП, а МОН и МСХ будут ведомствами, отвечающими за реализацию. Эти ведомства предоставят консультантам всю необходимую поддержку, в том числе данные и информацию, партнерский персонал, офисное помещение, местный транспорт и административную и организационную поддержку.
IV. Решение Президента
19. Президент, в рамках полномочий, предоставленных ему Советом директоров, одобрил (i) управление АБР частью финансирования Технической помощи на сумму, не превышающую эквивалент $150.000, предоставляемой на грантовой основе Фондом сотрудничества в вопросах государственного управления, и (ii) выделение АБР технической помощи на сумму не более $50.000 в эквиваленте в виде гранта Правительству Республики Казахстан для Усиления результативности правительственных программ и настоящим докладывает об этом действии Совету директоров.
Приложение 1
Основа технической помощи
___________________________________________________________________
Краткое описание !Показатели/цели ! Механизмы ! Предпосылки и
!работы ! мониторинга ! риски
-------------------------------------------------------------------
Цель
Улучшение качества Широкое Диалог с Макроэкономическая
предоставляемых применение Правитель- и политическая
государственных систем ством и стабильность
услуг через мониторинга донорскими
эффективную и оценки организациями Устойчивая
реализацию результативности политическая воля
программ (МиОР) и готовность идти
на реформы
Улучшение Отчеты об
результатов и оценке
последствий программ
реализации
программ Обзор
бенефициаров
программ
Задачи
Разработка До ноября 2004 Оценочная Политическое
методологии года: миссия по волеизъявление
и стратегии реализации в пользу
проведения Разработана ТП внедрения новой
внутреннего система МиОР, системы
и внешнего включая Отчеты
мониторинга методологии консультантов Незначительные
и оценки проведения организационные
правительственных внутренней и изменения и
программ внешней оценки перестановки
кадров в
Система МиОР соответствующих
внедрена в МСХ органах
и МОН, а также управления
в МЭБП
Определена
стратегия более
широкого
применения
системы МиОР
Результаты
Система МиОР Подробные Оценочная Представление
показатели для миссия по необходимой
мониторинга и реализации информации
оценки отобран- ТП соответствующими
ных программ министерствами
Отчеты
Самооценка консультантов Сохранение
программ через обученного
ежегодные отчеты персонала
и отчет по
окончании
реализации
программ
Четкая зависимость
между работой по
обзору программ и
общим процессом
принятия решений,
планирования и
системами
управления
Малый обзор
бенефициаров
программ
Механизм внешней
оценки централь-
ными органами и
регулярный сбор
информации для
администраторов
программ
Учебные материалы
Формирование Обучение по
возможностей внедрению МиОР,
соответствующего в том числе
персонала МЭБП, управлению базой
МОН и МСХ данных
Семинар на
высоком уровне
Необходимые ресурсы
Услуги $111.000 на 5
консультантов человекомесяцев
международного
консультанта и
$14.000 на 9
человекомесяцев
местных
консультантов
Компьютер и $16.000
программное
обеспечение для
обработки данных
Обучение и $12.000
семинар
Партнерский $35.000
персонал
АБР $200.000
Софинансирование $86.000
Правительства
Итого сумма ТП: $286.000
____________________________________________________________________
Приложение 2
Смета затрат и план финансирования
(тысяч $)
___________________________________________________________________
Описание Иностранная Местная Итого
валюта валюта затрат
-------------------------------------------------------------------
А. Финансирование Азиатского
банка развития а
1. Международный консультант
а. Зарплата и суточные 111 0 111
б. Поездки 15 0 15
2. Местные консультанты -
зарплата 0 14 14
3. Отчеты, исследования
и прочие расходы 3 9 12
4. Обучение и семинар 0 12 12
5. Оборудование b 16 0 16
6. Непредвиденные затраты 12 8 20
Итого по разделу (А) 157 43 200
В. Финансирование со стороны
Правительства
1. Офисное помещение/поддержка 0 35 35
2. Зарплата сотрудников Министерств 0 35 35
3. Проведение обучения и
семинара и местный 0 16 16
транспорт
Итого по разделу (В) 0 86 86
Всего 157 129 286
-------------------------------------------------------------------
а Финансирование выделяет Фонд сотрудничества по вопросам государственного управления ($150.000) и программа финансирования ТП АБР ($50.000).
b Включает компьютер и программное обеспечение для обработки данных. Закупка оборудования будет осуществляться в соответствии с Руководством АБР по закупкам по процедуре прямого закупа с получением расценок минимум из трех источников.
Источник: Расчеты Азиатского банка развития.
Приложение 3
План технического задания для консультантов
А. Международный эксперт по системам МиОР
(5 человекомесяцев)
1. Международный консультант будет являться Руководителем группы консультантов и координировать все работы в рамках данной ТП. Консультант должен иметь опыт разработки систем мониторинга и оценки результативности и иметь соответствующий опыт работы в экономиках переходного периода. Техническое задание ведущего консультанта должно включать, но не ограничиваться, следующими задачами:
(i) Тесная координация с двумя министерствами и Министерством экономики и бюджетного планирования (МЭБП).
(ii) Ознакомление с существующей организационной структурой и процедурами разработки и реализации программ, а также с основными причинами недостаточной успешности программ.
(iii) Уточнение всех аспектов отобранных программ, в том числе масштаба, целей, источников финансирования и механизма реализации.
(iv) Проведение анализа лучших международных методов использования систем МиОР для правительственных программ с указанием основных условий и критериев.
(v) Рассмотрение вопросов стимулирования и сопоставимости, связанных с внедрением систем МиОР и определение наиболее подходящих организационных/институциональных механизмов для формирования стимулов в отраслевых министерствах для предоставления адекватной и точной информации центральным органам.
(vi) Тесное сотрудничество с местными консультантами, разработка всесторонней системы МиОР для отобранных программ. Система должна включать набор показателей для мониторинга и оценки, инструкции по самооценке программ и когерентные связи обзорной деятельности на всех уровнях с процессами принятия решений, планирования и управления соответствующих министерств.
(vii) Обеспечение того, что разработанные методологии сопоставимы и широко применимы.
(viii) Разработка механизма для проведения систематической и регулярной внешней оценки и для сбора отзывов от центральных органов администраторам программ.
(ix) Выявление потребностей в обучении и обучение соответствующего персонала из Министерства сельского хозяйства, Министерства образования и науки и МЭБП.
(х) Проведение семинара на высоком уровне для обсуждения уроков, извлеченных из опробирования системы МиОР, и для определения стратегии более широкого применения систем МиОР в правительственных программах.
(xi) Подготовка окончательного отчета с описанием всех аспектов данной ТП.
B. Местный эксперт по институциональному развитию
(2 человека - 8 человекомесяцев)
2. Эти два эксперта в вопросах институционального развития должны иметь соответствующий опыт работы в отрасли, по которой у них будет задание (один в области образования, другой - в сельскохозяйственном производстве). Работа этих консультантов будет сосредоточена на тех программах, которые будут отобраны, но они должны будут постоянно координировать свою работу друг с другом, чтобы обеспечить сопоставимость методологий, которые будут разработаны для этих двух программ. Техническое задание консультантов включает следующие виды работ, но не ограничивается ими:
(i) Обзор существующих методов мониторинга и оценки (МиО) отобранных программ и сравнение с лучшими международными методами, а также определение основных препятствий, мешающих успешной реализации программ.
(ii) Определение наиболее характерных проблем/особенностей Казахстана, которые необходимо рассмотреть и учесть в системе МиОР.
(iii) Под руководством международного консультанта разработка подробной методологии для внутренней МиО программ с точки зрения указанных целей и задач.
(iv) Помощь международному консультанту в проведении обучения и семинара.
(v) Предоставление исходных данных и поддержки эксперту по статистике/исследованиям при разработке обзора бенефициаров и при подготовке базы данных МиОР.
(vi) Участие в подготовке отчетов по данной ТП.
С. Местный эксперт по статистике/исследованиям
(1 человекомесяц)
3. Эксперт по статистике/исследованиям должен иметь соответствующие квалификации и большой опыт разработки исследований и управления базами данных. Желательным будет наличие опыта в области образования и сельского хозяйства. Техническое задание данного консультанта включает следующие виды работ, но не ограничивается ими:
(i) Разработка малого исследования целевых бенефициаров с учетом целей и показателей результативности, предусмотренных системой МиОР.
(ii) Разработка механизма, при помощи которого можно будет проанализировать качественные и количественные результаты исследования и включить их в систему МиОР.
(iii) Проведение обучения персонала соответствующих министерств вопросам управления базами данных.