Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахстан "Об утверждении Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Об утверждении Правил прохождения воинской службы
в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях
Республики Казахстан
В соответствии с
Законом
Республики Казахстан от 7 января 2005
года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
2. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации настоящего Указа.
3. Настоящий Указ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Президент
Республики Казахстан
Правила
прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках
и воинских формированиях Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и
воинских формированиях Республики Казахстан (далее - Правила) определяют порядок прохождения воинской службы по призыву и по контракту в добровольном порядке гражданами Республики Казахстан.
2. Прохождение воинской службы в мирное и военное время включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с воинской службы, а также другие обстоятельства (события), связанные с воинской службой.
3. Военнослужащие Вооруженных Сил, органов национальной безопасности, Республиканской гвардии, внутренних войск и военно-следственных органов Министерства внутренних дел, Службы охраны Президента Республики Казахстан, органов управления и частей гражданской обороны Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, органов военной прокуратуры (далее - другие войска и воинские формирования) проходят воинскую службу в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, установленных законодательством Республики Казахстан, регламентирующим их деятельность.
1. Прохождение воинской службы
4.
Прохождение воинской службы осуществляется по призыву или по контракту военнослужащими следующих составов:
1) солдаты (матросы);
2) сержанты (старшины);
3) офицеры.
5. Граждане, не проходившие воинскую службу, обучающиеся в военных (специальных) учебных заведениях, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву.
6. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву, в мирное время с их согласия могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, воинского контингента) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими не менее шести месяцев воинской службы и при наличии соответствующей подготовки по военно-учетным специальностям.
2. Начало, сроки и окончание воинской службы
7. Началом воинской службы считаются:
1) для граждан, призванных на воинскую службу, - день (дата) убытия из местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) к месту прохождения воинской службы, определенному в приказе о его призыве соответствующего начальника местного органа военного управления;
2) для граждан, поступивших на воинскую службу по контракту, - день (дата)
издания приказа командира (начальника) воинской части (учреждения) о включении в списки личного состава части;
3) для граждан, не состоящих на воинской службе, поступивших в военные (специальные) учебные заведения, - день (дата) зачисления в указанные военные (специальные) учебные заведения.
8. Сроки воинской службы установлены
Законом
Республики Казахстан "О воинской обязанности и воинской службе" (далее - Закон) и истекают:
1) для военнослужащих, проходящих воинскую службу по призыву, - в соответствующее число последнего месяца срока воинской службы по призыву;
2) для военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, - в соответствующее число последнего месяца срока контракта.
В случаях, когда истечение срока воинской службы приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, указанный срок истекает в последний день этого месяца.
9) Днем окончания (последним днем) воинской службы считается день издания приказа командира (начальника) об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.
10) В срок воинской службы военнослужащему не засчитываются время самовольного оставления воинской части или места воинской службы, а также время отбывания наказания в виде ограничения по воинской службе.
11. Общая продолжительность воинской службы (выслуга лет) военнослужащего включает в себя все время его воинской службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и при повторном поступлении на воинскую службу.
Определение общей продолжительности воинской службы производится в календарном и льготном исчислении в порядке, установленном законодательством.
1. Заключение контракта и прекращение его действия
12. Контракт о прохождении воинской службы заключается гражданином с уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в добровольном порядке, в письменном виде по типовой форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Уполномоченным должностным лицом Вооруженных Сил является руководитель местного органа военного управления, а для других войск и воинских формирований - по решению руководителя уполномоченного органа.
К уполномоченному органу относится государственный орган, в котором предусмотрено прохождение воинской службы.
Контракт может быть первым или новым.
При этом первый контракт заключается с гражданином или военнослужащим при поступлении на воинскую службу по контракту, в том числе при повторном поступлении на воинскую службу по контракту.
Новый контракт заключается с военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, в случаях:
1) изменения состава воинской должности, определенного пунктом 3 статьи 8 Закона;
2) продления срока воинской службы;
3) перемещения из одного уполномоченного органа в другой.
Контракт о прохождении воинской службы не может быть заключен с гражданином при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2
статьи 30
Закона.
13. В контракте закрепляются условия прохождения воинской службы, обязанность гражданина проходить воинскую службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях в течение установленного контрактом срока, право гражданина на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение льгот, гарантий и компенсаций, установленных законодательством Республики Казахстан.
14. Контракт составляется не менее чем в двух экземплярах, на государственном и русском языках, и каждый подписывается лицами, его заключившими. Подпись должностного лица, подписавшего контракт, скрепляется печатью.
Первый экземпляр контракта приобщается к первому экземпляру личного дела военнослужащего, заключившего контракт, а второй экземпляр выдается военнослужащему под роспись.
15. Контракт прекращает свое действие в соответствии с пунктом 2
статьи 29
Закона.
16. О прекращении действия контракта производится запись с указанием даты и оснований прекращения его действия. Запись производится в первом экземпляре
контракта, находящемся в личном деле военнослужащего, скрепляется подписью командира и гербовой печатью воинской части.
По желанию военнослужащего такая запись может быть произведена во втором экземпляре контракта, находящемся у военнослужащего.
17. Военнослужащие, назначенные на должности Президентом Республики
Казахстан, проходят воинскую службу в соответствующей должности без заключения контракта.
Контракты, заключенные этой категорией военнослужащих до назначения на указанную должность, прекращают свое действие. За ними сохраняется статус военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту.
18. После освобождения от должности военнослужащего, назначенного на должность Президентом Республики Казахстан, он заключает новый контракт или
увольняется с воинской службы в порядке, определяемом настоящими Правилами.
2. Отбор кандидатов из числа граждан на воинскую службу по контракту
19. Гражданин, не состоящий на воинской службе, изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, подает заявление уполномоченному должностному лицу.
Гражданин Республики Казахстан, проживающий за пределами республики, изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, вправе подать заявление только по прибытии на постоянное местожительство в Республику Казахстан.
20. В заявлении указываются:
1) фамилия, имя и отчество гражданина, число, месяц и год его рождения;
2) местожительство;
3) наименование уполномоченного органа, с которым гражданин желает заключить контракт;
4) срок, на который предполагается заключение контракта.
21. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, и представляет:
1) анкетные данные на бланке установленного образца;
2) автобиографию, написанную собственноручно;
3) заверенные в установленном порядке копии удостоверения личности, трудовой книжки при наличии, документов об образовании, свидетельств о браке и рождении детей.
Уполномоченные органы могут затребовать дополнительные документы в соответствии с компетенцией и спецификой прохождения воинской службы.
22. Уполномоченные должностные лица регистрируют и принимают к рассмотрению поступившие заявления граждан, изъявивших желание поступить на воинскую службу по контракту. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на воинскую службу по контракту (далее - кандидат).
23. Заявление лица, изъявившего желание поступить на воинскую службу по контракту, подлежит отклонению при несоответствии кандидата требованиям, определенным
статьей 30
Закона.
24. На кандидата оформляется личное дело.
Перечень необходимых документов, порядок их оформления, а также сроки проведения проверки определяются руководителями уполномоченных органов.
25. Уполномоченное должностное лицо предварительно рассматривает принятое заявление кандидата в течение трех рабочих дней, после чего организует дополнительную проверку:
1) состояния здоровья на предмет годности к воинской службе;
2) профессионально-психологической пригодности;
3) наличия судимости.
При необходимости в установленном порядке кандидат проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты.
Порядок рассмотрения заявлений кандидатов в уполномоченных органах определяется первыми руководителями.
25. Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Правилами проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан (далее - Правила военно-врачебной экспертизы).
27. Мероприятия по профессионально-психологическому отбору проводятся соответствующими специалистами. При этом оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая пригодность к прохождению воинской службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие, профессионально важные для воинской службы качества обследуемых кандидатов.
28. По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к воинской службе по контракту на конкретных воинских должностях:
1) рекомендуется в первую очередь - первая категория;
2) рекомендуется - вторая категория;
3) рекомендуется условно - третья категория;
4) не рекомендуется - четвертая категория.
29. Документы
кандидата, соответствующие установленным требованиям
для поступающего на воинскую службу по контракту, направляются в уполномоченный орган для организации конкурса по профессиональной пригодности кандидата.
30. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному отбору определяются руководителями уполномоченных органов.
31. Кандидат должен соответствовать установленным руководителем уполномоченного органа требованиям по уровню образования и физической подготовки.
Направление кандидатов к месту проведения конкурса осуществляется местным органом военного управления к сроку, указанному в уведомлении уполномоченного органа, но не реже одного раза в два месяца.
32. Кандидатура гражданина, прибывшего для участия в конкурсе, рассматривается конкурсной комиссией, порядок образования и работы которой определяется соответствующим уполномоченным органом. При необходимости по решению уполномоченного органа кандидат может быть направлен
для дополнительного прохождения медицинского освидетельствования
.
33. Решение
конкурсной комиссии оформляется протоколом. Отобранному кандидату в течение пяти дней выдается выписка из протокола.
Остальным кандидатам выдается копия решения конкурсной комиссии с указанием
причин отказа.
34. Уполномоченное должностное лицо при поступлении выписки из протокола конкурсной комиссии в течение трех дней заключает контракт с кандидатом, оформляет необходимые материалы и направляет в уполномоченный орган для издания приказа по личному составу.
35. После заключения контракта кандидат в течение трех дней направляется решением руководителя местного органа военного управления в распоряжение командира (начальника) воинской части (учреждения) в соответствии с протоколом.
36. Уполномоченный орган после получения документов о результатах конкурса в течение двух месяцев издает приказ по личному составу в отношении отобранных кандидатов о назначении на воинские должности.
Выписки из приказа направляются в местный орган военного управления и воинскую часть (учреждение).
37. Командир (начальник) воинской части (учреждения) по прибытию кандидата зачисляет его в списки личного состава части и временно допускает к исполнению должности.
38. При поступлении выписки из приказа по личному составу командир (начальник) воинской части (учреждения) издает приказ о вступлении военнослужащего в должность.
3. Отбор кандидатов из числа военнослужащих
на воинскую службу по контракту
39. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву и изъявивший желание поступить на воинскую службу по контракту, подает рапорт командиру (начальнику) воинской части (учреждения).
40. Вместе с рапортом военнослужащий представляет перечень документов, предусмотренных пунктом 21 настоящих Правил.
41. Рапорт военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву и изъявившего желание поступить на воинскую службу по контракту, регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению.
Командир воинской части рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего воинскую службу по призыву, и принимает по нему решение в десятидневный срок.
Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.
42. Командир воинской части, рассмотрев рапорт, отдает следующие указания:
1) о проведении медицинского освидетельствования кандидата;
2) о проведении мероприятий по профессионально-психологическому отбору;
3) о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки установленным требованиям для военнослужащих по контракту;
4) о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.
43. Кандидат в необходимых случаях в установленном порядке проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты.
44. Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на воинскую службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части. Решение о несоответствии кандидата требованиям, установленным для поступающих на воинскую службу по контракту, принимается аттестационной комиссией воинской части при наличии обстоятельств, предусмотренных
статьей 30
Закона.
Копия решения комиссии выдается военнослужащему по его просьбе в течение трех дней со дня принятия решения.
45. После оформления документов материалы направляются уполномоченному должностному лицу для заключения контракта в соответствии
с
настоящими Правилами.
4. Заключение контрактов при продлении сроков
воинской службы военнослужащими, достигшими
предельного возраста на воинской службе
46. С военнослужащими, достигшими предельного возраста на воинской службе и изъявившими желание продолжать воинскую службу, заключается новый
контракт на
срок, определенный руководителем уполномоченного органа, но не более чем на пять лет.
47. При принятии решения о продлении срока воинской службы учитываются:
профессиональная подготовка и опыт работы по занимаемой должности;
годность для прохождения воинской службы по состоянию здоровья;
наличие вакантной должности соответствующей военно-учетной специальности или специальной подготовки.
48. Военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на воинской службе, для заключения нового контракта подает рапорт должностному лицу, имеющему право принимать решение о заключении контракта с указанным военнослужащим, не менее чем за четыре месяца до
истечения срока действующего контракта.
Вместе
с
рапортом представляются:
служебная характеристика по занимаемой должности;
заключение военно-врачебной комиссии;
при необходимости дополнительные документы, определяемые руководителем уполномоченного органа.
49. Решение руководителя уполномоченного органа о продлении срока воинской службы оформляется приказом и не менее чем за месяц до истечения срока контракта доводится до соответствующего военнослужащего.
50. В случае отказа о продлении срока воинской службы письменное уведомление
уполномоченного органа доводится военнослужащему командиром воинской части под роспись не менее чем за месяц до достижения предельного возраста.
При нахождении военнослужащего в отпуске, на излечении, в служебной командировке уведомление доводится в день прибытия на постоянное место воинской службы.
Глава 3. Порядок назначения на воинские должности,
возложения временного исполнения обязанностей по
воинской должности, зачисления в распоряжение командира
(начальника), освобождения от воинских должностей
1. Назначение на воинские должности
51. Назначение военнослужащих на воинские должности осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
52. Перечень должностных лиц, имеющих право издавать приказы о заключении контракта, назначении на воинские должности, перемещении, освобождении, увольнении, а также присвоении воинского звания (приказы по личному составу) военнослужащих и военнообязанных (далее - Перечень должностных лиц), определяется руководителем уполномоченного органа.
Вышестоящие должностные лица, определенные Перечнем должностных лиц, пользуются правами нижестоящих должностных лиц, находящихся в прямом подчинении.
53. Назначение военнослужащего на воинскую должность производится с учетом уровня образования и профессиональной подготовки военнослужащего, его психологических качеств, состояния здоровья и иных обстоятельств, предусмотренных настоящими Правилами.
54. Назначение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специальности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности их назначению на эти должности
должна предшествовать соответствующая переподготовка.
55. Военнослужащий, имеющий воинское звание офицерского состава, зачисленный на очную форму обучения в военное (специальное) учебное заведение, адъюнктуру, где предусмотрена подготовка офицера по программе послевузовского высшего профессионального образования, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность слушателя.
Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера, зачисленный в военное (специальное) учебное заведение, освобождается от ранее занимаемой воинской должности и назначается на воинскую должность курсанта, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, и подлежащую замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами). Гражданин, зачисленный в военное (специальное) учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении.
При зачислении в военное (специальное) учебное заведение военнослужащего (гражданина) сохраняется ранее присвоенное воинское звание.
56. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по контракту, не зачисленные в военное (специальное) учебное заведение, адъюнктуру, возвращаются в воинские части, из которых они были направлены для поступления в указанное учебное заведение, адъюнктуру, на прежние воинские должности.
57. Военнослужащие, проходящие воинскую службу по призыву и не зачисленные в военное (специальное) учебное заведение, направляются для дальнейшего прохождения воинской службы в воинскую часть, определенную уполномоченным органом, либо увольняются с воинской службы при наличии оснований, определенных
статьей 37
Закона.
58. Военнослужащие, окончившие военные (специальные) учебные заведения, адъюнктуру, назначаются на воинские должности офицерского состава, подлежащие замещению лицами с необходимым уровнем образования и предусмотренные Перечнем воинских должностей и соответствующих им воинских званий в Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях, утверждаемым Президентом Республики Казахстан (далее - Перечень воинских должностей).
При невозможности назначения на указанные воинские должности такие военнослужащие назначаются на иные воинские должности, родственные по профилю подготовки (в исключительных случаях зачисляются в распоряжение командира (начальника) для дальнейшего назначения на воинскую должность).
59. При назначении на воинские должности соблюдаются следующие условия:
1) на воинские должности, подлежащие замещению солдатами (матросами), сержантами (старшинами), офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности военнослужащих соответствующего состава на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке,
определяемом руководителем уполномоченного органа;
2)назначение на воинские должности военнослужащих, зачисленных в распоряжение соответствующих командиров (начальников), производится в возможно короткий срок, не превышая сроков, установленных пунктом 5
статьи 8
Закона;
3) представляется заключение военно-врачебной комиссии о категории годности к воинской службе;
4) в случае, если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственные секреты, или он лишен указанного допуска, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственные секреты, или увольняется с воинской службы;
5) военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, не разрешается проходить воинскую службу при их непосредственном подчинении друг другу;
6) военнослужащие-женщины при беременности в соответствии с медицинским заключением с их согласия могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением денежного довольствия в соответствии с ранее занимаемой воинской должностью.
60. Военнослужащие назначаются на высшую, равную или низшие воинские должности.
61. Воинская должность считается высшей, если Перечнем воинских должностей ей соответствует более высокое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотренных штатом воинских званий - высокий уровень квалификационных требований или органа военного управления.
62. Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность производится в порядке продвижения по службе.
Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит воинскую службу, проявившему при исполнении обязанностей воинской службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воинскую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.
63. Воинские должности считаются равными, если им соответствует равное воинское звание, а также равные квалификационные требования или уровень органов военного управления.
64. Назначение военнослужащего на равную воинскую должность производится:
1) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) для целесообразного использования военнослужащего на воинской службе;
3) по семейным обстоятельствам по рапорту военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, при наличии условий, предусмотренных подпунктом 2) пункта 3
статьи 37
Закона;
4) по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.
65. Воинская должность считается низшей, если ей соответствуют низкое воинское звание, а также низшие квалификационные требования или уровень органов военного управления.
66. Назначение на низшую воинскую должность производится:
1) с согласия военнослужащего:
2) в связи с организационно-штатными мероприятиями - при отсутствии вакантной воинской должности, равной по его профилю подготовки;
по семейным обстоятельствам, определенным подпунктом 2) пункта 3
статьи 37
Закона, подтверждающимся актом обследования семейно-имущественного положения, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной коммссии;
в период нахождения в распоряжении командира (начальника), за исключением обстоятельств, определенных подпунктом 3) пункта 5
статьи 8
Закона
2) без согласия военнослужащего:
по заключению аттестационной комиссии в случае неоднократных нарушений порядка и правил прохождения воинской службы, не являющихся основаниями для расторжения контракта, не ниже чем на одну ступень.
67. При назначении военнослужащего на воинскую должность, освобождении от воинской должности, зачислении в распоряжение командира (начальника),
увольнении, присвоении, снижении, лишении воинского звания, а также при заключении нового контракта, оформляется представление по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам, или другие документы
(рапорт,
план перемещения).
68. Военнослужащие, отбывающие наказание в виде ограничения по воинской службе, не могут быть назначены на высшую воинскую должность.
69. Военнослужащий, которому назначено наказание в виде ограничения по воинской службе, не может быть оставлен в прежней воинской должности, а также
в должности, связанной с руководством подчиненными.
Данный военнослужащий по решению соответствующего должностного лица назначается на другую воинскую должность либо в пределах воинской части,
либо с переводом в другую воинскую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.
2. Возложение временного исполнения обязанностей
по воинской должности
70. В связи со служебной необходимостью на военнослужащего может быть возложено временное исполнение обязанностей по равной или высшей воинской должности, которую он не занимает:
1) вакантной (незанятой) воинской должности - с его согласия (временное исполнение должности - ВрИД), в этом случае военнослужащий освобождается
от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности,
но от занимаемой воинской должности не освобождается и ему выплачивается денежное довольствие по временному исполнению воинской должности;
2) не вакантной (занятой) воинской должности - в случае временного отсутствия занимающего ее военнослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности (временное исполнение обязанностей -ВрИД) на срок не более 2 месяцев.
71. Возложение на военнослужащего временного исполнения вакантной воинской должности и освобождение его от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности осуществляются должностным лицом, имеющим право назначения на эту воинскую должность. При этом возложение на военнослужащих временного исполнения воинской должности по вакантным воинским должностям, подлежащим замещению высшим офицерским составом, осуществляется руководителями уполномоченного органа.
72. Командир (начальник) воинской части (учреждения) в случае своего временного отсутствия возлагает временное исполнение обязанностей на одного из заместителей, при их отсутствии на другое должностное лицо.
3. Зачисление в распоряжение командира (начальника)
73. Для решения вопросов дальнейшего прохождения воинской службы военнослужащие могут быть зачислены в распоряжение прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность.
74. Зачисление военнослужащего в распоряжение командира (начальника) допускается в случаях и на сроки, определенные пунктом 5
статьи 8
Закона.
4. Освобождение от воинской должности
75. Военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перемещения, увольнения с воинской службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Республики Казахстан и настоящими Правилами.
76. Право освобождения военнослужащего от занимаемой воинской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность в соответствии с Перечнем должностных лиц.
77. Перемещение военнослужащего - это изменение его должностного положения или места воинской службы.
Перемещение производится в случаях:
1) назначения на воинскую должность;
2) прикомандирования;
3) зачисления в распоряжение по основаниям, указанным в подпунктах 1), 2) пункта 5
статьи 8
Закона;
4) освобождения от занимаемой должности;
5) перевода из одного уполномоченного органа в другой, в котором предусмотрена воинская служба;
6) изменения места дислокации воинской части или подразделения.
78. Перемещение военнослужащего при изменении места дислокации подразделения или воинской части, а также при назначении на равную воинскую должность производится без его согласия по решению соответствующего командира (начальника).
79. Перемещение военнослужащего производится только после сдачи дел и должности в установленном законодательством порядке с исключением из списков воинской части.
Начало сдачи дел и должности определяется командиром (начальником)воинской части с момента поступления выписки из приказа по личному составу письменного уведомления по перемещению военнослужащего, но не позднее семи суток, а для военнослужащего, находящегося в отпуске или на лечении и со дня их прибытия.
Исключение из списков воинской части производится на следующий рабочий день после утверждения актов сдачи дел и должности.
2. Прикомандирование военнослужащих
и особенности прохождения ими воинской службы
80. Военнослужащие в целях выполнения работ в интересах обороны и безопасности государства могут быть прикомандированы не на воинские должности к государственным органам и организациям по согласованию их руководителей. При этом действие ранее заключенного контракта не прекращается.
81. Заключение новых контрактов с военнослужащими, прикомандированными к государственным органам и организациям, производится в соответствии с настоящими Правилами. При этом заключение контрактов с прикомандированными военнослужащими осуществляется с учетом мнения руководителей государственных органов и организаций, к которым прикомандированы военнослужащие.
82. Присвоение военнослужащим, прикомандированным к государственным органам и организациям, воинских званий, увольнение их с воинской службы, награждение наградами уполномоченного органа, производятся на общих основаниях по представлениям органов, учреждений и организаций, к которым они прикомандированы, в соответствии с настоящими Правилами, а в необходимых случаях - по совместному представлению указанных государственных органов и организаций и руководителей уполномоченных органов, от которых они прикомандированы.
1. Присвоение воинского звания
83.
Воинские звания присваиваются военнослужащим персонально. Воинское звание может быть первым или очередным.
84. Воинские звания военнослужащим присваиваются:
1) высшего офицерского состава - Президентом - Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Казахстан по представлению первого руководителя уполномоченного органа;
2) полковника (капитана первого ранга) - руководителями уполномоченных органов;
3) иные воинские звания - должностными лицами, определенными руководителями уполномоченного органа в соответствии с Перечнем должностных лиц.
Первыми воинскими званиями считаются:
1) для офицерского состава - лейтенант;
2) для состава сержантов (старшин) - младший сержант (старшина 2 статьи);
3) для состава солдат (матросов) - рядовой (матрос).
85. Воинское звание "лейтенант" присваивается:
1) военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окончившему высшее военное (специальное) учебное заведение;
2) гражданину, окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и прошедшему после окончания высшего учебного заведения шестимесячную войсковую стажировку в воинских частях;
3) гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее профессиональное образование, родственное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на воинскую службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность, не ранее чем через шесть месяцев;
4) военнообязанному, не имеющему воинского звания офицерского состава, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании воинских сборов, и приписанному на офицерскую должность воинской части по мобилизационным планам, но не ранее одного года после окончания учебного заведения.
86. Первое воинское звание офицерского состава присваивается руководителем уполномоченного органа, в котором предусмотрена воинская служба.
87. Воинское звание "сержант" ("старшина первой статьи") и последующие присваиваются военнослужащим, как правило, имеющим необходимый уровень курсовой подготовки и назначенным на соответствующие должности, но не ранее чем через 12 месяцев.
88. Воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи")
1) гражданину, окончившему полный курс военной подготовки по программе офицеров запаса и не прошедшему после окончания высшего учебного заведения войсковую стажировку;
2) гражданину, не имеющему воинского звания, имеющему высшее или среднее профессиональное образование при призыве на воинскую службу или поступлении на воинскую службу по контракту.
89. Воинские звания "ефрейтор" ("старший матрос") присваиваются рядовым и матросам, успешно освоившим специальность, при назначении на должности, для которых Перечнем воинских должностей предусмотрены соответствующие воинские звания, но не ранее чем через 12 месяцев.
90. Воинское звание "рядовой" ("матрос") присваивается гражданам, не имеющим воинского звания:
1) при призыве и поступлении на воинскую службу по контракту;
2) при зачислении в запас;
3) при зачислении в военное (специальное) учебное заведение.
91. При поступлении на воинскую службу гражданину, проходящему проходившему службу в государственных органах и имеющему специальное звание или классные чины, может быть присвоено воинское порядке переаттестации, определяемом руководителем уполномоченного органа.
92. Очередное воинское звание присваивается военнослужащему по истечении срока выслуги в предыдущем воинском звании, если он занимает должность, для которой Перечнем воинских должностей было равное или более высокое воинское звание.
93. При наличии у военнослужащего не снятого дисциплинарного взыскания, последний не может быть представлен к присвоению очередного звания.
94. Воинское звание высшего офицерского состава, как правило, присваивается военнослужащему по истечении не менее двух лет в занимаемой воинской должности, подлежащей замещению высшим офицерским составом.
95. Срок выслуги в воинских званиях исчисляется со дня присвоения воинского звания.
96. Военнослужащим, прошедшим соответствующую курсовую подготовку при назначении на должности сержантов (старшин), могут быть присвоены воинские звания в соответствии с Перечнем воинских должностей.
97. Офицерам, обучающимся в военных (специальных) учебных заведениях и адъюнктуре по очной форме обучения, очередные воинские звания офицерского состава присваиваются по истечении установленного срока выслуги в воинских званиях и при соответствии присваиваемого воинского звания воинскому званию по воинской должности, которую он занимал перед поступлением на учебу, определенной Перечнем воинских должностей.
98. Военнослужащим, проявившим бесстрашие и мужество при защите Республики Казахстан, несении боевого дежурства или исполнении иных обязанностей воинской службы, либо образцово выполняющим воинский долг, очередное воинское звание может быть присвоено досрочно, но не выше воинского звания, предусмотренного Перечнем воинских должностей для
занимаемой им воинской должности.
Досрочное воинское звание присваивается по истечении не менее половины установленного срока выслуги в воинском звании и при соответствии присваиваемого звания воинскому званию по Перечню воинских должностей, но не более двух раз за период воинской службы.
99. Военнослужащему, добившемуся высоких показателей в боевой подготовке, укреплением воинской дисциплины, овладении сложной военной техникой или образцово выполняющему обязанности на порученном участке, связанном с решением задач оборонного характера, может быть присвоено очередное воинское звание до подполковника, а офицерам научно-педагогического состава, имеющим ученую степень, до полковника включительно - на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой воинской должности.
Очередное воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного по занимаемой воинской должности, присваивается не более одного раза за период воинской службы и по истечении не менее двух установленных сроков выслуги в воинском звании.
100. Воинское звание "ефрейтор" ("старший матрос") может быть присвоено в качестве поощрения за особые личные заслуги военнослужащему, занимающему воинскую должность, для которой Перечнем воинских должностей предусмотрено воинское звание "рядовой" ("матрос").
101. Воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи") присваивается рядовому (матросу), замещающему воинскую должность, для которой Перечнем воинских должностей предусмотрено воинское звание "младший сержант" ("старшина второй статьи") и выше, а также военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части
по программе подготовки сержантов (старшин).
102. Во время отбывания наказания в виде ограничения по воинской службе военнослужащему не могут быть присвоены очередное воинское звание
и первое воинское звание офицерского состава, срок наказания не засчитывается в срок выслуги в соответствующем воинском звании.
103.
Военнообязанным очередные воинские звания присваиваются по представлению должностного лица, руководившего воинскими сборами, только при предназначении на воинские должности и после прохождения ими сборов и сдачи зачетов, установленных руководителями ценных органов.
104.
Воинское звание "полковник запаса" военнообязанным присваивается в соответствии с настоящими Правилами при введении военного положения.
105. Военнослужащему (военнообязанному), лишенному воинского звания офицерского или сержантского составов, одновременно с переводом на воинский учет рядового состава начальником местного органа военного управления области (города республиканского значения и столицы) воинское звание "рядовой".
2. Снижение, лишение и восстановление в воинском звании
106. Военнослужащие могут быть снижены в воинском звании на одну ступень:
1)
высший офицерский состав - Президентом - Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Республики Казахстан;
2) офицерский состав (кроме высшего офицерского состава) - первым руководителем
уполномоченного органа;
3) иные воинские звания - в соответствии с Перечнем должностных лиц.
Их восстановление в прежнем воинском звании производится независимо от занимаемой штатной должности, не ранее чем через шесть месяцев со дня снижения, при примерном поведении и добросовестном отношении к службе лицом, производившим снижение воинского звания. Повторное снижение в воинском звании не допускается, принимаются иные меры воздействия.
107.
Военнослужащие (военнообязанные), совершившие преступления, лишаются воинского звания по обвинительному приговору суда, вступившему в законную силу.
Лишение воинского звания военнослужащему оформляется приказом по личному составу, военнообязанным - соответствующим приказом начальника местного органа военного управления.
108. Гражданам, не достигшим предельного возраста состояния на воинской службе, лишенным воинских званий, которые в последующем зарекомендовали себя достойными замещать воинские должности, могут быть присвоены
воинские звания, равные прежним званиям, - после снятия (погашения)
судимости.
109. Заявление гражданина, лишенного воинского звания, о присвоении прежнего воинского звания рассматривается местным органом военного управления не позднее чем в месячный срок со дня его поступления.
При наличии оснований оформляется представление о присвоении прежнего воинского звания.
Присвоение воинского звания производится лицом, лишившим воинского звания.
110. Гражданину, лишенному воинского звания в связи с незаконным осуждением, присваивается прежнее воинское звание после вступления в силу решения о его реабилитации, с восстановлением прежних прав и льгот, установленных законами и другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
111. Военнослужащим предоставляются отпуска:
1) ежегодные;
2) краткосрочные по семейным обстоятельствам;
3) по беременности и родам;
4) дополнительные;
5) каникулярные;
6) учебные;
7) творческие;
8) по болезни;
9) краткосрочные в виде поощрения (только военнослужащим срочной службы).
112. Отпуска предоставляются на основании приказа командира воинской части.
113. Продолжительность отпусков определяется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, при этом общая продолжительность ежегодного и дополнительных отпусков не может превышать 60 суток в году предоставления, не считая времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
114. Военнослужащие по прибытии в отпуск встают на воинский учет в органы, ведущие воинский учет.
115. На период нахождения во всех видах отпусков за военнослужащим сохраняются денежное содержание и иные дополнительные выплаты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2. Предоставление ежегодного отпуска
116. Ежегодные отпуска предоставляются военнослужащим в любое время года с учетом чередования периодов их использования, а также поддержания боевой готовности воинской части и в соответствии с графиком отпусков
.
График отпусков составляется на каждый календарный год в начале года, с учетом категории военнослужащих, пользующихся льготами в соответствии законодательством Республики Казахстан, и доводится до сведения всех военнослужащих.
Во время отпуска не допускаются перемещение, увольнение военнослужащего по инициативе воинской части, за исключением полной ликвидации воинской части и иных случаев, предусмотренных в контракте.
117. Продолжительность предоставляемого ежегодного отпуска военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, определяется
Законом
Республики Казахстан "О статусе и социальной защите военнослужащих и членов их семей".
118. Исчисление продолжительности ежегодного отпуска военнослужащему в год поступления его на воинскую службу по контракту (призыва) и в год увольнения исчисляется делением продолжительности ежегодного отпуска на двенадцать и умножением полученного количества суток на количество полных месяцев воинской службы в году поступления на воинскую
службу или увольнения.
119. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. В случае, когда невозможно своевременное увольнение военнослужащего с воинской службы (исключение из списков личного состава воинской части), на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени ежегодного отпуска с предоставлением его военнослужащему
.
В таком же порядке исчисляется продолжительность ежегодного
отпуска военнослужащего при досрочном (до истечения срока контракта) увольнении, если отпуск не использован ранее в соответствии с графиком отпусков.
120. Военнослужащим, окончившим военное (специальное) учебное заведение, ежегодный отпуск предоставляется по окончании указанного учебного заведения.
121. Продолжительность ежегодного отпуска военнослужащих увеличивается на количество суток, с учетом необходимого времени для проезда
к месту проведения отпуска и обратно. Если ежегодный отпуск военнослужащим предоставлен по частям, то время, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно, предоставляется один раз.
122. По рапорту военнослужащего и решению командира воинской части
предоставление военнослужащему ежегодного и дополнительных отпусков допускается последовательно без разрыва между ними.
123. В случае, когда ежегодный и (или) дополнительные отпуска за истекший год не были предоставлены военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, по уважительным причинам, отпуск предоставляется военнослужащему в следующем году только с его согласия или по его просьбе, с учетом времени проезда к месту проведения отпуска и
обратно.
Офицеру, проходящему воинскую службу по призыву, не использовавшему по уважительным причинам ежегодный и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с воинской службы с исключением его из списков воинской части в день окончания последнего из отпусков.
124. Военнослужащим, заболевшим во время ежегодного или дополнительного отпусков (за исключением в году увольнения с последующим исключением из списков воинской части), ежегодный или дополнительный отпуска продлеваются на соответствующее количество дней болезни, кроме отпуска по семейным обстоятельствам. Продление отпуска в этом случае
осуществляется командиром воинской части на основании справки из военного лечебно-профилактического учреждения.
125. В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) члена семьи, а также чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, постигших членов семьи военнослужащего, находящегося в отпуске, начальник местного органа военного управления, на территории которого он находится в отпуске, имеет право продлить отпуск на срок не более десяти суток, без учета времени, необходимого для проезда к месту прохождения воинской службы.
О продлении отпуска начальник местного органа военного управления немедленно извещает командира воинской части, в которой проходит воинскую службу указанный военнослужащий.
3. Предоставление отпусков по семейным обстоятельствам
126. Отпуск по семейным обстоятельствам предоставляется военнослужащим на срок до 10 суток в случаях:
1) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) членов семьи;
2) чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, постигших членов семьи.
127. Обстоятельства, по которым предоставлен такой отпуск, должны быть документально подтверждены. Продолжительность отпуска по семейным обстоятельствам, предоставляемого военнослужащему, увеличивается на количество суток, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно.
4. Предоставление отпусков по беременности и родам. Отпуска
военнослужащим, усыновившим или удочерившим детей
128. Военнослужащим-женщинам предоставляются отпуска по беременности и
родам продолжительностью семьдесят календарных дней до родов пятьдесят шесть (в случае осложненных родов или рождения двух или более детей
- семьдесят) календарных дней после родов. Исчисление производится суммарно и отпуск предоставляется полностью, независимо от, числа дней фактически использованных до родов, с выплатой за эти периоды пособия по беременности и родам независимо от продолжительности прохождения воинской службы.
Указанный отпуск военнослужащим предоставляется на основании листка временной нетрудоспособности, выданного соответствующим медицинским учреждением.
129. Военнослужащему, усыновившему или удочерившему новорожденных детей непосредственно из родильного дома, предоставляется (одному
из родителей) отпуск за период со дня усыновления или удочерения и до
истечения пятидесяти шести дней со дня рождения ребенка, с выплатой в этот период пособия, независимо от продолжительности воинской службы.
5. Предоставление дополнительных отпусков
130. Военнослужащим, проходящим или проходившим воинскую службу в местностях с особыми условиями прохождения воинской службы, предоставляются
дополнительные отпуска в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
При этом продолжительность дополнительного отпуска в счет ежегодного отпуска не включается.
131.
Дополнительные отпуска в год поступления или увольнения с воинской службы предоставляются военнослужащим в полном объеме.
132.
Военнослужащему, зарегистрированному в установленном порядке в качестве кандидата в депутаты, по его желанию предоставляется отпуск со дня регистрации военнослужащего в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов.
133.
Военнослужащей-женщине по ее рапорту предоставляется дополнительный отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. За время дополнительного отпуска за ней сохраняется воинская должность.
134.
По рапорту одного из военнослужащих супругов, усыновившего или удочерившего новорожденных детей из родильного дома, предоставляется дополнительный
отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с сохранением за этот период места воинской службы и воинской должности.
6. Предоставление каникулярных отпусков
135. Отпуска предоставляются курсантам и слушателям, обучающимся в военных (специальных) учебных заведениях по очной форме обучения, во время перерывов в учебных занятиях на следующие сроки:
1) зимний отпуск - 14 суток;
2) летний отпуск - 30 суток.
Время, необходимое для проезда к месту проведения каникулярных отпусков и обратно, не предоставляется.
7. Предоставление учебных отпусков
136. Военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, предоставляются учебные отпуска:
1) для подготовки и сдачи вступительных экзаменов;
2) в период обучения.
137. Продолжительность учебных отпусков устанавливается учебным планом и предоставляется командиром воинской части на основании письменного вызова учебного заведения.
8. Предоставление творческих отпусков
138. Военнослужащему, проходящему воинскую службу по контракту, являющемуся соискателем ученой степени кандидата или доктора наук, при условии успешного сочетания служебной деятельности с научной работой, по рекомендации ученого совета, где он является соискателем ученой степени, командованием воинской части предоставляются творческие отпуска продолжительностью до двух месяцев решением командира воинской части.
9. Предоставление отпусков по болезни
139. Отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы. Отпуск по болезни предоставляется военнослужащему на срок от 30 до 60 суток, а в году увольнения - до дня окончания срока контракта.
140. Для отдельных категорий военнослужащих, после выполнения ими неблагоприятно отражающихся на здоровье задач (работ, упражнений), проводится медицинская реабилитация.
Количество предоставляемых дополнительных суток профилактического отдыха для медицинской реабилитации определяется для военнослужащего на основании заключения военно-врачебной комиссии руководителем уполномоченного органа.
Продолжительность отпуска по болезни в счет ежегодного дополнительных отпусков не входит.
10. Отзыв военнослужащего из отпуска
141.
В случае крайней служебной необходимости военнослужащий может быть отозван из отпуска по решению командира воинской части, ему равного и выше по согласованию с прямым начальником.
142. Отзыв военнослужащего из отпуска оформляется приказом по воинской части. При этом если неиспользованная часть отпуска составляет 10 суток и более,
военнослужащему предоставляется время, необходимое для проезда к месту проведения отпуска и обратно, но не далее пункта, из которого он был отозван. Неиспользованная часть отпуска по желанию военнослужащего может быть присоединена к отпуску за следующий год.
143. В целях всесторонней и объективной оценки служебной деятельности военнослужащих, их профессиональных и деловых качеств, а также обеспечения правильного подбора, расстановки и перспектив дальнейшего служебного использования военнослужащих, периодически проводится аттестация.
144.
Основные задачи аттестации:
1) определить всестороннюю и объективную характеристику профессиональных и деловых качеств, потенциальных возможностей каждого военнослужащего;
2) определить соответствие аттестуемых военнослужащих занимаемым должностям и перспективу их дальнейшего служебного использования;
3) определить целесообразность продления сроков службы военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, и заключения первого контракта с военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву;
4) определить направления совершенствования подготовки (переподготовки)
обучения военнослужащих;
5) сформировать кадровый резерв военнослужащих для продвижения по службе
или направления на учебу;
6) выработать рекомендации военнослужащим по устранению имеющихся недостатков.
145. Аттестация военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту, проводится один раз в три года. По решению руководителя уполномоченного органа аттестация отдельных категорий военнослужащих может проводиться и в другие сроки. Аттестация отдельных военнослужащих может проводиться по решению командира (начальника).
Порядок выполнения мероприятий по организации и проведению аттестации военнослужащих в уполномоченных органах определяется их первыми руководителями.
146. После определения руководителем уполномоченного органа сроков, категорий и типовой схемы аттестации военнослужащих разрабатывается план подготовки и проведения аттестации.
Планы утверждаются соответствующими командирами (начальниками), в которых предусматриваются следующие мероприятия:
изучение со всеми военнослужащими порядка аттестации, установление конечных сроков составления, рассмотрения, утверждения и объявления аттестации;
проведение занятий с командирами и начальниками всех степеней, офицерами кадровых органов и комплектования, председателями и членами аттестационных комиссий по вопросам предстоящей аттестации с учетом предыдущего опыта;
разработка подробной схемы аттестации, утверждение ее соответствующими командирами (начальниками) и рассылка в воинские части для руководства и доведения до офицерского состава;
изготовление и рассылка бланков аттестаций, памяток или других методических пособий аттестующим;
обсуждение на военных советах, совещаниях руководящего состава хода подготовки и проведения аттестации, а также итогов аттестации с постановкой задач по реализации аттестационных выводов.
147. Непосредственный начальник аттестуемого, другие должностные лица обязаны:
1) изучить действующий порядок аттестации военнослужащих;
2) всесторонне изучить профессиональные, деловые и моральные качества аттестуемого.
Для этого необходимо:
проанализировать и оценить конкретные показатели работы аттестуемого военнослужащего в занимаемой должности, состояние дел в подразделении (части, соединении,
объединении), которым он командует, или на участке работы, за который он отвечает;
обменяться
мнениями об аттестуемом со своими заместителями, начальником кадрового органа, председателем аттестационной комиссии;
на основе всестороннего изучения аттестуемого определить содержание аттестации и вывода по ней;
3) составить три экземпляра аттестации на подчиненного по типовой форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам, один из них - собственноручно, остальные в печатном виде. При необходимости руководитель уполномоченного органа может определить иное количество экземпляров;
4) тексте аттестации, излагаемом в произвольной форме, должны быть отражены уровень профессиональной подготовки, индивидуальные качества личности, личная дисциплинированность, состояние здоровья и другие вопросы, характеризующие аттестуемого.
В выводе по аттестации указывается соответствует или не соответствует аттестуемый занимаемой должности, после чего излагается мнение о дальнейшем наиболее целесообразном служебном его использовании, исходя из деловых и морально-психологических качеств, опыта работы, способностей и наклонности, а также интересов дела.
При этом
могут быть даны следующие рекомендации:
кандидат для поступления на воинскую службу по контракту;
целесообразно заключить новый контракт, в том числе контракт с военнослужащим, достигшим предельного возраста состояния на воинской службе;
о выдвижении на высшую должность;
о направлении на учебу в военное (специальное) учебное заведение или на курсы подготовки;
о перемещении на равную должность (на какую должность целесообразно перевести и
причины перевода - необходимость укомплектования других должностей, проведение плановой замены в местностях с установленными сроками службы, для более целесообразного использования);
о перемещении на другую воинскую должность - командную, штабную, преподавательскую
или другую с указанием мотивов перевода;
о перемещении военнослужащего с высшей должности на низшую с указанием причин и где целесообразно его использовать;
об увольнении с воинской службы и по какому основанию.
В случае необходимости руководитель уполномоченного органа определяет иную формулировку рекомендации аттестуемого военнослужащего.
148. Не подлежат аттестации военнослужащие-женщины в период их беременности
и отпуска по уходу за детьми. Они аттестуются после выхода на воинскую службу не ранее чем через шесть месяцев и не позднее одного года.
149. Аттестационный материал, составленный на военнослужащего, подлежит рассмотрению аттестационной комиссией.
150. Аттестационная комиссия (Высшая аттестационная комиссия) является постоянно действующим консультативно-совещательным органом и подотчетна соответствующему командиру (начальнику).
Высшая аттестационная комиссия создается в уполномоченном органе решением его руководителя.
Аттестационные комиссии создаются в воинских частях (учреждениях) решением командира (начальника) воинской части (учреждения).
Аттестационная комиссия при рассмотрении аттестации имеет право приглашать как аттестуемых, так и их непосредственных командиров (начальников).
4. Обжалование решения аттестационной комиссии
151. Жалоба на нарушение порядка и необъективность аттестации может быть подана по команде не позднее месячного срока со дня ознакомления военнослужащего с результатами аттестации или в судебном порядке.
Окончательное решение по жалобе принимается начальником, утвердившим аттестацию. В случае признания жалобы военнослужащего обоснованной проводится новая аттестация.
Глава 8. Порядок увольнения с воинской службы военнослужащих
152. Увольнение военнослужащих с воинской службы производится по основаниям, определенным
статьей 37
Закона. При этом увольнение производится в запас или отставку приказом должностного лица уполномоченного органа, имеющего право в соответствии с Перечнем должностных лиц.
Исключение из списков воинской части военнослужащего производится после сдачи дел и должности в сроки, установленные законодательством.
В случае нахождения военнослужащего в отпуске, на лечении или в служебной командировке исключение из списков воинской части не производится.
О достижении предельного возраста или истечении срока контракта военнослужащий заблаговременно (но не позднее, чем за месяц) письменно уведомляется командиром (начальником) воинской части. В случае иных оснований для увольнения до достижения предельного возраста военнослужащий увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2
статьи 37
Закона.
При уведомлении военнослужащего о предстоящем увольнении, запрещается направление военнослужащего в служебную командировку или отпуск.
Выписка из приказа по личному составу об увольнении военнослужащего с воинской службы доводится до него под роспись. В случаях нахождения военнослужащего за пределами воинской части выписка из приказа доводится по его возвращении.
153. При наличии у военнослужащего, проходящего воинскую службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с воинской службы он увольняется по избранному им основанию, за исключением случаев, когда увольнение производится по отрицательным мотивам.
154. Военнослужащие по призыву увольняются с воинской службы по истечении срока службы, при этом:
1) офицерский состав увольняется приказом должностного лица в соответствии с Перечнем должностных лиц;
2) военнослужащие срочной службы - приказом руководителя уполномоченного органа на основании Указа Президента Республики.
155. Увольнение военнослужащих по состоянию здоровья производится на основании заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с Правилами военно-врачебной экспертизы.
Оформление представления к увольнению производится после получения воинской частью заключения военно-врачебной комиссии.
156. Оформление представления к увольнению военнослужащих с воинской службы в связи с лишением воинского звания производится:
1) при поступлении в воинскую часть вступившего в силу приговора суда;
2) при одновременном оформлении представления к лишению воинского звания.
157. Решение о досрочном увольнении военнослужащего по контракту, к наказанию в виде лишения свободы условно, принимается руководителем уполномоченного органа по представлению командира (начальника).
158. Курсанты, уволенные в связи с отчислением из военного (специального) учебного заведения, направляются в местные органы военного управления по местожительству для постановки на воинский учет призывников или военнообязанных, при этом курсанты, не выслужившие установленные сроки службы по призыву, в дальнейшем призываются на воинскую службу на общих основаниях до истечения срока воинской службы по призыву.
159. Увольнение военнослужащих в связи с утратой гражданства Республики Казахстан производится решением должностного лица в соответствии с Перечнем должностных лиц со дня вступления в силу соответствующего Указа Президента Республики Казахстан об утрате
гражданства Республики Казахстан.
160. Военнослужащие по контракту могут быть досрочно уволены по основаниям, определенным пунктом 2
статьи 37
Закона.
161. Увольнение в связи с организационно-штатными мероприятиями производится в случаях:
1) невозможности использования военнослужащего на воинских должностях в соответствии с уровнем его профессиональной подготовки (подготовленность военнослужащего, уровень образования, опыт работы);
2) при отказе от назначения на предложенные воинские должности;
3) невозможности исполнения условий контракта уполномоченным органом.
162. Увольнение в связи с переходом в государственные органы (учреждения) производится по рапорту военнослужащего при поступлении соответствующего уведомления государственного органа (учреждения) о приеме на службу с указанием должности государственного служащего.
163. Увольнение в связи с невыполнением условий контракта военнослужащим, а также невыходом на службу без уважительных причин производится после рассмотрения аттестационной комиссией воинской части (учреждения) в соответствии с настоящими Правилами.
164. Увольнение при отказе в специальной проверке производится в случае, если военнослужащий отказался от проведения в отношении него специальной проверки или если по результатам специальной проверки выявлены обстоятельства, препятствующие оформлению военнослужащему допуска к государственным секретам, при невозможности назначения его на
должность, на которую не требуется оформление допуска к государственным секретам.
165. Увольнение по отрицательным мотивам производится в случаях:
1) совершения проступков, не совместимых с прохождением воинской службы, в том числе и не связанных с исполнением обязанностей воинской службы, но явно подрывающих в глазах граждан достоинство и авторитет Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований. Такими проступками являются появление военнослужащих на службе в состоянии алкогольного, наркотического либо токсического опьянения, а также в общественных местах, если при этом поведение и внешний вид этого лица унижают человеческое достоинство и вызывают осуждение окружающих; употребление при исполнении служебных обязанностей веществ, вызывающих
состояние алкогольного, наркотического опьянения или интоксикации иного
типа;
2) использования служебного положения в личных корыстных целях;
3) неуставных взаимоотношений между военнослужащими, вызвавших негативный общественный резонанс;
4) занятия любыми видами предпринимательской деятельности, в том к коммерческим посредничеством;
5) выполнения работ и оказания услуг с использованием служебного положения и получения за это незаконного вознаграждения;
6) нарушения военнослужащим мер безопасности, в том числе пожарной безопасности, либо безопасности движения на транспорте, которое повлекло или могло повлечь тяжкие последствия, включая травмы и аварии;
7) совершения по месту воинской службы хищения (в том числе мелкого) имущества установленного вступившим в законную силу приговором или суда;
8) совершения военнослужащим, выполняющим воспитательные функции проступка, не совместимого с нахождением на занимаемой воинской должности;
9) совершения виновных действий военнослужащим, непосредственно обслуживающим денежные средства или военное имущество, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны командира (начальника);
10) разглашения сведений, составляющих государственные секреты;
11) определенных законодательством о воинской службе, трудовым и антикоррупционным
законодательством.
166. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с воинской службы в соответствии с подпунктами 1), 2) пункта 3
статьи 37
Закона.
167. Военнослужащий, в случае избрания его в Парламент Республики Казахстан
,
имеет право на досрочное увольнение на основании извещения о вступлении в должность депутата.
Со дня избрания военнослужащего в местные представительные органы он увольняется на основании рапорта и извещения.
168. Военнослужащий, в случае избрания или назначения на должность судьи, имеет право на досрочное увольнение на основании соответствующего акта о его назначении или извещения уполномоченного органа о его избрании.
169. Военнослужащий, проходящий воинскую службу по призыву, имеет право досрочное увольнение по обстоятельствам, определенными пунктами 4, 5
статьи 37
Закона.
170. Досрочное увольнение военнослужащих по призыву производится на основании заключения военно-врачебной комиссии, акта семейно- имущественного обследования и других документов, подтверждающих обстоятельства увольнения.
171. Увольнение с воинской службы лиц, выслуживших установленные сроки, приостанавливается в случае введения чрезвычайного или военного положения на период его действия.
172. Днем увольнения военнослужащего с воинской службы считается день, с которого он приказом по воинской части исключен из списков личного состава части.
173. Лица, уволенные с воинской службы, имеют право не позднее месяца со дня объявления приказа об увольнении обжаловать это решение перед вышестоящим командованием или в суде в установленном законом порядке.
Приложение 1
к Правилам прохождения воинской службы в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях Республики Казахстан
Типовой контракт
о прохождении воинской службы на должностях
______________ состава
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
(наименование уполномоченного государственного органа,
его местонахождение)
в лице ______________________________________________________
(звание, фамилия, имя, отчество и должность должностного лица
уполномоченного
_____________________________________________________________
государственного органа
-
руководителя местного органа
военного управления)
и лицо ______________________________________________________
(фамилия, имя, отчество лица, поступающего на воинскую
службу по контракту,
_____________________________________________________________
наименование, номер и дата выдачи документа,
удостоверяющего его личность,
_____________________________________________________________
номер социального индивидуального кода,
_____________________________________________________________
регистрационный номер налогоплательщика)
заключили настоящий Контракт о прохождении воинской службы на
должностях ____________ состава сроком __________________, на
установленных законодательством и настоящим контрактом условиях.
1. Лицо поступающее на воинскую службу по контракту на
должность ________ состава, ознакомлено с условиями, предусмотренными
Законами Республики Казахстан
"О воинской обязанности и воинской службе"
(далее - Закон), и предупреждено о вредных и опасных условиях воинской
службы, а также об ограничениях прав, связанных с исполнением обязанностей
воинской службы.
2. Лицо, поступающее на воинскую службу по контракту на должность
__________ состава, добровольно дает обязательство:
1) соблюдать
Конституцию
и законодательство Республики Казахстан,
уставы Вооруженных Сил Республики Казахстан;
2) принимать ограничения, установленные действующим
законодательством для военнослужащих, проходящих воинскую службу по
контракту;
3) добросовестно выполнять обязанности воинской службы,
обусловленные контрактом;
4) соблюдать воинскую дисциплину и правила служебной этики;
5) не допускать в процессе службы нанесения вреда государственному имуществу;
6) принять должность, на которую назначается соответствующим должностным лицом, в сроки, установленные Уставами Вооруженных Сил Республики Казахстан;
7) осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав и в соответствии с должностными обязанностями;
8) не разглашать сведения, составляющие государственные секреты, в том числе и после прекращения воинской службы, в течение времени, установленного законодательством Республики Казахстан;
9) сообщать о возникшей ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей и сохранности имущества;
10) выполнять приказы и распоряжения командиров (начальников) и иных должностных лиц, отданные ими в пределах предоставленных полномочий.
3. Лицо, поступающее на воинскую службу по контракту на должность __________ состава, имеет право:
1) пользоваться правами и свободами, которые гарантируются
Конституцией
и законодательством Республики Казахстан, с учетом ограничений, предусмотренных Законом;
2) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны командиров (начальников) и иных должностных лиц;
3) на обеспечение за счет государства денежным, вещевым и другими видами довольствия по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством Республики Казахстан;
4) на продвижение по службе с учетом квалификации, способностей, добросовестного исполнения своих служебных обязанностей;
5) требовать служебного расследования при наличии безосновательных обвинений;
6) продлевать, изменять и расторгать контракт с уполномоченным государственным органом на условиях, предусмотренных Законом и Правилами прохождения воинской службы;
7) на условия службы, отвечающие требованиям техники безопасности и гигиены;
8) на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью или личному имуществу при исполнении обязанностей воинской службы;
9) на разрешение споров, возникших в связи с исполнением служебных обязанностей, по соглашению сторон или в судебном порядке;
10) требовать от уполномоченного государственного органа
подтверждения полномочий должностного лица, представляющего сторону в контракте;
11) на повышение своей профессиональной квалификации;
12) на обеспечение жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан;
13) на предоставление других гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством.
4. _____________________________________________________________
(наименование уполномоченного государственного органа)
принимая лицо, поступающее на воинскую службу по контракту
______________________________________________________________________:
(фамилия, имя, отчество лица, поступающего на воинскую службу по контракту)
1) обеспечивает надлежащий уровень воинской службы в соответствии с
законодательством Республики Казахстан и контрактом;
2) обеспечивает военнослужащего денежным, вещевым и другими видами довольствия по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством Республики Казахстан, а также средствами и материалами, необходимыми для исполнения им обязанностей воинской службы;
3) при заключении настоящего контракта знакомит лицо, поступающее на воинскую службу по контракту, с должностными обязанностями и условиями прохождения воинской службы, определенными нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
4) обеспечивает возмещение военнослужащему вреда, причиненного жизни и здоровью или личному имуществу при исполнении обязанностей воинской службы, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан;
5) предупреждает лицо, поступающее на воинскую службу по контракту, о вредных и опасных условиях воинской службы и возможности профессионального заболевания, а также об ограничениях прав, связанных с исполнением обязанностей воинской службы;
6) издает приказ о назначении военнослужащего на должность, предусмотренную контрактом.
5. Должностное лицо уполномоченного государственного органа имеет право:
1) заключать, продлевать, изменять, расторгать и прекращать контракт с лицом, поступающим (поступившим) на воинскую службу по контракту, на условиях, установленных Законом и Правилами прохождения воинской службы;
2) при заключении контракта требовать от лица, поступающего на воинскую службу, представления документов, предусмотренных Правилами прохождения воинской службы;
3) издавать в пределах своих полномочий приказы;
4) поощрять и налагать дисциплинарные взыскания в порядке, установленном уставами Вооруженных Сил Республики Казахстан.
6. Контракт о прохождении воинской службы на должностях ___________ состава вступает в силу со дня издания приказа командира воинской части о зачислении в списки воинской части и прекращает свое действие по истечении срока, на который он был заключен или в связи с расторжением.
Началом воинской службы считать следующую дату:
_______________________________________________________________
(дата издания приказа командира воинской части о зачислении в списки воинской
_______________________________________________________________
части)
7. Условия контракта являются обязательными для выполнения сторонами, споры сторон разрешаются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
8. Контракт составлен в ______ экземплярах, на государственном и русском языках, один экземпляр которого передается лицу, поступившему на воинскую службу по контракту.
9. Дополнительные условия _______________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_____________________________ ____________________________________
(фамилия, имя, отчество лица, (фамилия, имя, отчество должностного
_____________________________ ____________________________________
поступающего на воинскую службу по лица уполномоченного государственного
контракту) органа)
_____________________________ ____________________________________
(личная подпись) (личная подпись)
М.П.
" ___ " _________ 200__ г. " ___ " _________ 200__ г.
Приложение 2
к Правилам прохождения воинской службы в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях Республики Казахстан
Типовой акт
обследования семейного положения военнослужащего
"___" _________ 20___ г.
1. Комиссия в составе представителя от ________________________
____________________________ местного органа военного управления
_____________________________________________________________________
(воинское звание, должность, фамилия и инициалы)
____________________________, представителя организации образования, и
(должность, фамилия и инициалы)
иных организаций ____________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы)
__________________________________ провела проверку семейного положения
_____________________________________________________________________
(фамилия, инициалы призывника (военнослужащего), год рождения)
2. Условное наименование и адрес воинской части _________________
3. Какой призывной комиссией призван в Вооруженные Силы, другие войска,
воинские формирования Республики Казахстан __________________________
4. Когда отправлен в воинскую часть (год, месяц) ______________
5. Где работал (нет), учится (учился) _________________________
_____________________________________________________________________
(указать должность, размер заработка, номер класса, курса учебного заведения)
6. Кого содержит или содержал на своем иждивении ______________
7. На день проверки состав семьи военнослужащего
_____________________________________________________________________
N
|
Фамилия, имя,
|
Год
|
Род-
|
Место
|
Состояниездоровья
|
Должность,размер
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
8. Обеспеченность жильем семьи военнослужащего ________________
_____________________________________________________________________
9. Источники средств к существованию семьи военнослужащего
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
10. Братья и сестры, проживающие отдельно от родителей ________
N
|
Фамилия, имя,
|
Год
|
Родст- венное отноше-
|
Место
|
Состояние здоровья (группа инвалид-
|
Должность, размер зарплаты
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
11. Какая оказывается помощь родителям со стороны братьев
и сестер военнослужащего ______________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
12. В чем нуждается семья военнослужащего, какая и кем
оказана или оказывается материальная помощь семье _____________
13. Выводы и предложения комиссии, проводящей проверку
семейного положения военнослужащего ___________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Подписи членов комиссии _______________________
_______________________
_______________________
_______________________
14. Заключение местного органа военного управления ______
_______________________________________________________________
м.п. _____ начальник местного органа военного управления
_______________________
(воинское звание, подпись)
" __ " ________ 20__ г.
15. Заключение начальника областного органа
военного управления____________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
м.п. ____ начальник областного органа военного управления
_________________________
(воинское звание, подпись)
" __ " _______ 20__ г.
Приложение 3
к Правилам прохождения воинской
службы в Вооруженных Силах, других
войсках и воинских формированиях
Республики Казахстан
Типовое представление
___________________________________________________________
(воинское звание, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность
_________________________________________________________________
и с какого времени, воинское звание по штату и номер штата)
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Представляется к ________________________________________________
(наименование должности по штату, номер штата, штатно-должностная
категория)
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Дата
рождения _________________ Место рождения _______________
Национальность ___________ Личный номер _________________
Образование:
а) гражданское __________________________________________________
б) военное (военно-специальное) _________________________________
Какими языками владеет, в какой степени
Был ли за границей (когда, где)
Участие в боевых действиях, ранения
Имеет ли государственные награды (какие) ранения
Воинское звание присвоено ________________________________________
(кем, когда, номер приказа, вид присвоения)
__________________________________________________________________
В Вооруженных Силах с _______________________________
Семейное положение (состав семьи) ________________________________
Вывод по аттестации за _____ г. __________________________________
Трудовая деятельность и воинская служба
Месяц и год |
Наименование должности |
|
вступления |
ухода |
|
|
|
|
2. Основания к представлению
_________________________________________________________
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
" ___ " _________ 20___ г.
3. Заключение прямых начальников
______________________________________________________
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
М.П.
" __ " _________ 20___ г.
______________________________________________________
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
М.П.
" __ " ________ 20____ г.
______________________________________________________
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
М.П.
" __ " ________ 20____ г.
4. Мнение кадрового органа инстанции, издающей приказ
_____________________________________________________
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
М.П.
" __ " ________ 20____ г.
5. Решение по представлению
____________________________________________________
____________________________________________________
Отметки о регистрации документа
(в делопроизводстве по инстанции)
Приложение 4
к Правилам прохождения воинской службы в
Вооруженных Силах, других войсках и воинских
формированиях Республики Казахстан
Типовой аттестационный лист
на военнослужащего, подлежащего аттестации
Вид аттестации: очередная -; повторная - (нужное отметить знаком X)
За период с ______________ 20___ г. по _________________ 20 г.
1. Воинское звание __________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество____________________________________
3. Занимаемая должность, дата назначения ____________________
_____________________________________________________________
4. Дата присвоения воинского звания _________________________
5. Личный номер _____________________________________________
6. Дата рождения "___" _________ 19___ г. ___________________
7. Вывод по последней аттестации за 20__ г. _________________
8. Сведения об образовании, повышении квалификации,
переподготовке (когда и какое учебное заведение окончил, специальность и
квалификация по образованию, документы о повышении квалификации,
переподготовке, ученая степень, ученое звание, дата их присвоения)
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
9. Выслуга лет в календарном исчислении
_____________________________________________ в льготном исчислении
___________________________________________________________________
10. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной
комиссии: _________________________________________________________
___________________________________________________________________
11. Мнение аттестуемого: ____________________________________
___________________________________________________________________
12. Оценка деятельности военнослужащего непосредственным
начальником согласно служебной характеристике аттестуемого
___________________________________________________________________
13. На заседании присутствовало ______ членов аттестационной комиссии.
14. Оценка деятельности военнослужащего по результатам голосования
согласно прилагаемому оценочному листу, заполняемому каждым членом
аттестационной комиссии:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
15. Рекомендация аттестационной комиссии (с указанием мотивов,
по которым она дается)
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
16. Примечания
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Председатель аттестационной комиссии: ________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Секретарь аттестационной комиссии ____________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Члены аттестационной комиссии: _______________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
_______________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
_______________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
_______________________________
(подпись, фамилия и инициалы)
Дата проведения аттестации "___" __________ 200__ г.
Решение руководителя государственного органа по итогам аттестации
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
С аттестационным листом ознакомился: ____________________________
(подпись военнослужащего, фамилия и инициалы, дата)
Место для печати
государственного органа