В целях реализации пункта 11 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 марта 2006 года N 222 Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ :
1. Одобрить прилагаемую Концепцию дальнейшего развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
2. Министерству индустрии и торговли Республики Казахстан в срок до 10 октября 2006 года внести в Правительство Республики Казахстан согласованную в установленном порядке Программу дальнейшего развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" по реализации указанной Концепции.
3. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 30 июня 2006 года N 633
Концепция дальнейшего развития
Международного центра приграничного
сотрудничества "Хоргос"
Введение
Укрепление широкомасштабного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одним из главных направлений общей стратегии развития внешнеэкономических связей Республики Казахстан.
Китай на сегодняшний день является одним из ключевых торгово-экономических партнеров Казахстана.
Однако, несмотря на положительную динамику роста внешнеторгового оборота между двумя странами, объем взаимной торговли не отражает реальные возможности обеих стран, и, в целом, уровень двусторонних отношений в торговой сфере не соответствует имеющемуся потенциалу государств.
Потенциал развития приграничных районов Казахстана определяется особенностями инвестиционного климата, стоимостью производственных факторов осваиваемого рынка и транзакционными издержками, связанными с пересечением государственной границы, транспортными условиями, инфраструктурой пограничных переходов и таможенных постов.
Эти аспекты определяют необходимость изменения отношения к приграничному сотрудничеству в Республике Казахстан в целях подъема экономики приграничных территорий, как составной части социально-экономического развития регионов и страны в целом.
В настоящее время потенциал республики не в полной мере задействован в системе международных грузопотоков, до конца не сформирована специализация основных международных транспортных коридоров, требуется повысить уровень сервисных услуг и качество транспортных путей в соответствии с международными стандартами, призванных обеспечить полноценное формирование транзитных грузопотоков по территории страны.
Деятельность транспортных коридоров привлекает наибольшее количество представителей международного бизнеса, транснациональных компаний, отечественных и зарубежных инвесторов, прежде всего своими либеральными условиями ведения бизнеса, минимизацией рыночных издержек, особенно необходимых для успешного развития среднего и малого предпринимательства страны.
В этой связи Концепция дальнейшего развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" (далее - Концепция) предполагает также постановку и решение основных целей и задач развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" как начального базового элемента международного трансконтинентального коридора.
Мировой опыт в развитии приграничной торговли
Анализ мирового опыта показывает, что в большинстве стран мира приграничная торговля развивается в основном путем создания специальных экономических зон, которые изначально создавались на территории крупных транспортных узлов - морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов, а затем и на территории примыкающих к ним районов, и были представлены понятием "свободный порт". Под свободным портом понималась территория данного порта, предназначенная для беспошлинного складирования товаров на период поиска покупателей для развития в первую очередь внутреннего рынка, а затем для содействия выхода и на внешний рынок.
Такие зоны являлись частью территории единого государства, на которой ввезенные товары обычно рассматривались как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.
В дальнейшем все большее значение стала приобретать переработка товаров на территории зон приграничной торговли. Такие зоны созданы в Ирландии (свободная экономическая зона "Шеннон"), Великобритании, Филиппинах, Сингапуре, Тайване.
Весьма показательным является опыт организации приграничной торговли Китайской Народной Республики.
Специальный режим приграничной торговли в Китае характеризуется использованием налоговых и таможенных льгот.
Выделяются два основных направления развития приграничной торговли в Китае. Первое, развитие взаимной торговли между приграничными районами в пределах 20 км от линии государственной границы в установленных государством пункте или рынке и в пределах установленных сумм или количества товаров. Второе, развитие мелкомасштабной приграничной торговли в утвержденных пограничных уездах и городских районах, расположенных на сухопутной границе и открытых для торговли с внешним миром. Этой деятельностью занимаются утвержденные предприятия, обладающие правом ведения приграничной торговли в установленных государством районах контрольно-пропускных пунктов.
Одной из основных задач Правительства Китайской Народной Республикой является переход от чисто приграничной торговли к организации крупных каналов торговли.
В этой связи Правительство Китайской Народной Республики за счет системы встроенных друг в друга зон экономического развития, задействуйя финансовые и технологические ресурсы зарубежных компаний, а также, используя природные ресурсы и научные разработки других стран, модернизирует имеющееся производство, создавая условия по диверсификации структуры экспорта китайских товаров.
Правительство Китая, наряду с прямой финансовой поддержкой, активно использует административные меры для стимулирования банковских кредитов при развитии зон переработки и привлечении капиталов в эти зоны.
Анализ текущего состояния деятельности
Международного Центра приграничного сотрудничества "Хоргос"
Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" представляет собой современный международный транспортно-торговый узел на приграничной территории Панфиловского района Алматинской области, который будет состоять из следующих объектов:
1) сухого порта Хоргос, в который входят:
торгово-ярмарочная территория (центр оптово-розничной торговли и демонстрационный зал, телекоммуникационные услуги, информационно-логистический центр, пункты общественного питания, санитарно-карантинный пункт, специализированные автоматизированные складские помещения для хранения и обработки грузов, центры сертификации, транспортно-экспедиционные и брокерские фирмы, страховые компании, туристические фирмы и т.д.);
транснортно-логистический терминал с широким спектром оказываемых услуг, включая услуги складов временного хранения и представляющий собой комплекс инженерно-технических сооружений с современным технологическим оборудованием - занимает центральное место в логистической системе грузо- и товародвижения порта Хоргос;
сообщающийся с аналогичной прилегающей территорией города-порта Хоргос (Китайская Народная Республика) коридор, для свободного перемещения граждан и товаров внутри казахстанско-китайской торговой территории;
помещение для государственно-контрольных служб;
2) административно-делового, культурного и гостинично-бытового центра, в который входят:
бизнес-центр;
офисы банков и страховых компаний;
административные помещения и офисы;
торговые и туристские представительства;
культурный блок, включая этнографический парк и гостиничный блок.
Управление Международным центром приграничного сотрудничества "Хоргос" осуществляется как с казахстанской стороны, так и с китайской стороны на основе двустороннего Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики о регулировании деятельности Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
Управление с казахстанской стороны осуществляется юридическим лицом в форме акционерного общества, основным предметом деятельности которого является создание, развитие и обеспечение функционирования инфрастуктуры казахстанской части Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос", привлечение потенциальных инвесторов в осуществление на территории казахстанской части территории видов деятельности, оговоренных вышеуказанным Соглашением.
Выбор зоны строительства Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" обусловлен следующими факторами:
по своему географическому месторасположению данный район обладает значительным потенциалом в развитии системы услуг: международная транзитная торговля, обслуживание транзитных грузов, транспортный и телекоммуникационный сервис;
пункт перехода через государственную границу Хоргос расположен на пути прохождения древнего исторически сложившегося Великого Шелкового пути, что обеспечивает выход Китая и других государств Юго-Восточной Азии в страны Европы и Ближнего Востока через Казахстан и способствует дальнейшему развитию международной торговли;
Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" располагается вблизи развитых инфраструктурных узлов в западном Китае, в том числе к основной железнодорожной магистрали Урумчи - Ланьчжоу -Ляньюньгань;
в районе расположения Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" имеются предпосылки для создания и развития режима свободной экономической зоны, так как граничащий город-порт Хоргос (Китай) является динамично развивающейся зоной свободной торговли и производства, на сегодняшний день это один из крупнейших проектов Правительства Китайской Народной Республики по развитию западных территорий.
С начала 2005 года проведена следующая работа по подготовке участка и строительству казахстанской части территории Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос":
сформирована совместная рабочая группа из представителей Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос", руководителей китайского управления города-порта Хоргос, проектных организаций Республики Казахстан и Китайской Народной Республики;
произведен отвод земельного участка площадью 120 га;
начаты работы по ограждению участка первой очереди Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос";
проведена топографическая съемка;
проведены инженерно-геологические изыскания с целью определения уровня грунтовых вод, несущей способности грунтов;
проведены гидрологические изыскания для обеспечения участка питьевой водой;
собраны технические условия всех заинтересованных служб, участвующих в освоении;
производится бурение скважин для обеспечения водой;
начато строительство электролинии Алмалы - Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос" с трансформаторными подстанциями.
Цели и задачи Концепции
Целями настоящей Концепции являются:
развитие приграничного торгово-экономического сотрудничества;
развитие экспортоориентированных отраслей;
решение социально-экономических вопросов Алматинской области, на территории которой располагается Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос".
Концепция предусматривает решение следующих основных задач:
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, увеличение грузопотоков через имеющиеся транспортные и транзитные коридоры;
создание условий для привлечения мировых брендов и транснациональных корпораций, в целях дальнейшего продвижения казахстанского экспорта;
развитие научно-технического и инновационного потенциала Республики Казахстан, размещение новых технологий, внедрение инновационных проектов;
развитие банковского обслуживания и страхования;
внедрение международных стандартов;
разработка и совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей приграничную торговлю и приграничное сотрудничество;
развитие информационных сетей;
развитие международного туризма;
создание новых рабочих мест, а также условий для повышения квалификации кадров;
взаимодействие с другими международными логистическими центрами.
Основные этапы и направления по дальнейшему развитию
Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос"
Создание и развитие Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" включает следующие этапы:
1) подготовительный - 2005-2006 годы;
2) инвестиционный - 2006-2008 годы:
освоение территории инфраструктуры - 2006-2007 годы;
перспективное развитие инфраструктуры - 2007-2008 годы;
3) основной - 2009 год.
На подготовительном этапе планируется:
создание нормативной правовой базы для согласования вопросов функционирования Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос";
осуществление подготовки территории для строительства Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
На инвестиционном этапе планируется осуществление основных мероприятий инвестиционного и организационного характера в соответствии с проектными и программными решениями:
разработка проектно-сметной документации;
начало строительства инфраструктуры (инженерной, коммуникационной и производственной).
С 2009 года планируется завершение строительства и начало полномасштабного функционирования Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос".
Основными направлениями развития Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" являются:
развитие транспортно-логистической инфраструктуры, в том числе координация деятельности с транспортно-логистическим центром "Таскала-Озинки" в целях организации единой системы обеспечения грузопотоков в направлении Европа - СНГ - Россия - Казахстан - Китай - страны Юго-Восточной Азии;
взаимодействие с индустриальными и технопарковыми зонами страны, в том числе в части развития кластерных инициатив;
определение механизма взаимодействия Международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос" со службами пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного и других органов контроля;
развитие таможенной и пограничной инфраструктуры, в том числе увеличение пропускной способности казахстанского автомобильного пункта пропуска Хоргос;
внедрение комплексного подхода в обслуживании и расширении импортно-экспортных и транзитных грузопотоков;
обеспечение прозрачности прохождения и обработки грузопотоков и эффективности импортных операций из Китайской Народной Республики;
совершенствование таможенного администрирования на основе "зеркальной" статистики внешней торговли двух стран с целью использования казахстанской стороной данных, позволяющих выявить реальный объем неучтенного товарооборота участников внешнеэкономической деятельности;
разработка единого формата обмена информацией, согласование с китайской стороной процедур регистрации и таможенного оформления грузов;
привлечение государственных и частных инициатив для реализации взаимовыгодных трансграничных проектов.
Кроме того, планируется:
развитие финансового рынка, в том числе развитие совместных банковских операций и страхования в системе внешнеторговой деятельности;
рассмотрение возможности применения специального льготного таможенного, налогового и инвестиционного режимов;
проведение мероприятий по гармонизации двусторонних торгово-экономических отношений между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой в сфере стандартизации, сертификации и инспекционного контроля, нормативно-правовой базы в области качества продукции с учетом международных стандартов и норм, преодоление технических барьеров в торговле;
принятие мер по обеспечению национальной безопасности сторон от возможных угроз, связанных с приграничной торговлей (экономическая, экологическая, санитарно-эпидемиологическая и ветеринарная безопасность):
1) разработка совместных подходов по решению проблем международного терроризма, религиозного экстремизма и наркотрафика;
2) разработка природоохранных мер и проектов;
3) решение медико-профилактических вопросов по эпидемиологическому, ветеринарному, фитосанитарному и карантинному надзору;
4) миграционный контроль и регулирование перемещения рабочей силы, в том числе заключение Соглашения между Правительствами Республики Казахстан и Китайской Народной Республики по международному разделению труда;
обмен информацией (научно-технической, коммерческой, юридической), проведение мониторинга импорта, экспорта и транзитных грузопотоков;
оказание консалтинговых услуг для предпринимателей по вопросам приграничной торговли;
проведение на регулярной основе совместных мероприятий в сфере торговли и инвестиций, таких как ярмарки, выставки, форумы;
разработка программ по развитию международного туризма на Великом Шелковом пути, включая инфраструктуру транспорта, связи, туристского сервиса.
Ожидаемые результаты от реализации Концепции
Принятие Концепции будет способствовать формированию необходимых условий для дальнейшего развития казахстанской части международного центра приграничного сотрудничества "Хоргос", как основы трансконтинентального коридора.
Также предполагается достижение следующих результатов:
развитие индустриально-инновационной инфраструктуры приграничных территорий Казахстана;
развитие специальных технопарковых зон вдоль транспортного коридора, на основе геоэкономических ресурсов городов Алматы, Тараза, Шымкента, Кызылорды, Актюбинска и Уральска;
создание благоприятных условий для привлечения мировых брендов и транснациональных корпораций, в целях продвижения казахстанского участка трансконтинентального азиатского коридора в число активно действующих международных транспортных коридоров;
модернизация структуры промышленности Казахстана путем привлечения современных наукоемких технологий производства через организацию систем субконтрактации, промышленного аутсорсинга с производителями развитых и индустриально развивающихся стран;
рост экспорта казахстанских промышленных товаров;
дальнейшее развитие и укрепление международных связей Республики Казахстан с другими странами, в частности с Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, странами Содружества Независимых Государств, Азии и Европы на уровне государственных органов и бизнес сообществ;
способствование развитию туристской отрасли, повышение объемов въездного туризма;
увеличение бюджетных поступлений за счет роста объемов грузопотоков через территорию Республики Казахстан;
вхождение Республики Казахстан в международную систему разделения труда, развитие внешнеэкономической деятельности;
формирование новых рабочих мест, повышение профессионального уровня населения страны, занятого в процессе отечественного товаропроизводства.