Правительство Республики Казахстан
ПОСТАНОВЛЯЕТ
:
внести на рассмотрение Президента Республики Казахстан проект Указа Президента Республики Казахтан "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан".
Премьер-Министр
Республики Казахстан
Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан
В соответствии с
подпунктом 2
) пункта 2 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 7 января 2005 года "Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан"
ПОСТАНОВЛЯЮ
:
1. Утвердить Военную доктрину Республики Казахстан.
2. Правительству Республики Казахстан принять меры по реализации Военной доктрины Республики Казахстан.
3. Признать утратившим силу
Указ
Президента Республики Казахстан от 10 февраля 2000 года N 334 "Об утверждении Военной доктрины Республики Казахстан" (САПП Республики Казахстан, 2000 г., N 7, ст. 76).
4. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
Астана, Акорда 2006 года
N
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от " __ " ______ 2006 года
N
Военная доктрина Республики Казахстан
Содержание
Введение
1.
Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан
1.1
. Прогноз развития военно-политической обстановки
1.2
. Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности
1.3
. Военная организация государства
2.
Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан
2.1
. Характер военных конфликтов
2.2
. Основы применения Вооруженных Сил, других войск и воинских
формирований
2.3
. Руководство обеспечением военной безопасности
3.
Военно-экономические и военно-технические основы обеспечения
безопасности Республики Казахстан
3.1
. Цели, принципы, задачи и направления военно-экономического и военно-
технического обеспечения
3.2
. Мобилизационная подготовка и система резервов Республики Казахстан
4.
Международное военное сотрудничество Республики Казахстан
4.1
. Международное военное и военно-техническое сотрудничество
4.2
. Участие Республики Казахстан в коалиционном военном строительстве
4.3
. Миротворческая деятельность
Заключение
Военная доктрина Республики Казахстан представляет собой систему основополагающих взглядов на обеспечение военной безопасности государства, предотвращение войн и вооруженных конфликтов (далее - военных конфликтов), развитие и применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в целях укрепления государственности, суверенитета и территориальной целостности Казахстана.
Военная доктрина предусматривает создание профессиональной армии, способной осуществлять быстрое развертывание сил и средств, соответствовать самым высоким международным стандартам.
Основанием для принятия новой Военной доктрины стали проводимая социально-экономическая и политическая модернизация казахстанского общества, а также изменения в современной международной ситуации, которая характеризуется острыми социально-политическими конфликтами и политическими противоречиями, нестабильностью и наличием потенциальных угроз для большинства стран, независимо от их экономического и военного потенциала. Одновременно с этим мировое сообщество предпринимает коллективные и миротворческие усилия в противодействии новым вызовам и угрозам.
Положения Военной доктрины базируются на комплексной оценке военно-политической обстановки в мире и стратегическом прогнозе ее развития. Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. Однако, вопреки прогнозным оценкам, в начале XXI века значение военной силы в международных отношениях не уменьшилось. Повышается ее роль для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как ряд международных политических институтов в сфере глобальной и региональной безопасности вступил в полосу кризиса.
Военная доктрина разработана с учетом положений
Конституции
Республики Казахстан, указов Президента Республики Казахстан, Стратегии развития Казахстана до 2030 года, Стратегии национальной безопасности, законодательных и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также международных договоров, участником которых является Республика Казахстан.
В Военной доктрине рассматриваются факторы, отрицательно влияющие на реализацию национальных интересов Республики Казахстан, классифицируются возможные вызовы и угрозы безопасности страны, формулируются военно-политические задачи по обеспечению безопасности государства, раскрываются цели, задачи, принципы и направления деятельности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований по обеспечению вооруженной защиты Республики Казахстан, предупреждению военных конфликтов, которые могут угрожать как Казахстану, так и дружественным ему государствам.
Доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием в ее положениях последовательной приверженности миру с твердой решимостью защищать национальные интересы, гарантировать военную безопасность республики. В доктрине конкретизируются условия и новые направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований с учетом борьбы с ассиметричными угрозами: международным терроризмом, религиозным экстремизмом, трафиком наркотиков, оружия, распространением оружия массового поражения, а также незаконной миграцией.
Реализация положений Военной доктрины будет обеспечена за счет дальнейшего совершенствования системы военного управления, проведения комплекса взаимоувязанных политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых, военных и других мер, направленных на обеспечение военной безопасности Казахстана.
1. Военно-политические основы безопасности Республики Казахстан
1.1. Прогноз развития военно-политической обстановки
Геополитическое положение Казахстана, находящегося на пересечении торговых и транспортно-коммуникационных потоков Европы и Азии, богатейшие природные ресурсы страны дают значительные преимущества в области развитии международного и регионального сотрудничества.
В то же время неравномерность распределения природных ресурсов, увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами, экономическая экспансия, различия в подходах к социально-политическому устройству государств и другие негативные аспекты глобализации могут способствовать обострению межгосударственных противоречий, при разрешении которых возможно использование военных и силовых средств.
Ситуация вокруг Казахстана изменилась коренным образом. Возникли новые факторы, дестабилизирующие обстановку в регионе и создающие угрозу национальной безопасности.
В среднесрочной перспективе наибольшую угрозу безопасности Казахстана, международной и региональной стабильности представляют возрастающая опасность распространения оружия массового уничтожения, транснациональный терроризм и религиозный экстремизм, незаконный оборот оружия и наркотиков, рост этнической и демографической напряженности, ухудшение экологической ситуации в отдельных регионах и в мире в целом.
Увеличение числа государств, обладающих ядерным оружием, и так называемых "пороговых" стран кардинальным образом меняет расстановку сил в мире, нарушая сложившуюся систему международной безопасности. Это требует выработки принципиально новых подходов для противостояния возможным угрозам, в том числе совместных действий с основными глобальными центрами силы.
В этой ситуации направлениями воздействия могут стать важные экономические и военные объекты, гражданское население, национальные символы, что повлечет за собой дестабилизацию ситуации не только в отдельных государствах, но и в регионе в целом.
Таким образом, современная геополитическая обстановка характеризуется политической нестабильностью, противоречиями экономического, демографического и социального характера и несет в себе угрозу дестабилизации обстановки.
В этих условиях ключевыми целями в сфере обеспечения военной безопасности Казахстана являются укрепление мира, международной и региональной безопасности, стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государства.
Сохраняется востребованность военно-оборонительных компонентов, и следовательно, актуальна проблема адаптации Военной доктрины к новым условиям.
Исходя из анализа военно-политической обстановки основными угрозами военной безопасности Республики Казахстан могут быть:
внешние:
политическая нестабильность, слабость государственных институтов в сопредельных странах;
вооруженные провокации, территориальные претензии к Республике Казахстан;
вмешательство во внутренние дела Республики Казахстан со стороны иностранных государств или организаций;
расширение влияния военно-политических организаций и союзов в ущерб военной безопасности Республики Казахстан;
наличие вблизи границ Казахстана очагов вооруженных конфликтов;
осуществление отдельными государствами программ по созданию оружия массового уничтожения и средств его доставки, незаконное распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для его производства, а также технологий двойного назначения;
демонстрация военной силы, наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Казахстана и дружественных ему государств;
деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций религиозного экстремизма вблизи казахстанских границ;
внутренние:
насильственные действия, направленные на изменение конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских, националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, нарушающая единство и территориальную целостность Республики Казахстан, внутриполитическую стабильность в стране;
планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования центральных органов государственной власти, нападения на государственные и другие жизненно важные объекты;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории Республики Казахстан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий;
организованная преступность, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих экономической и политической стабильности в Республике Казахстан.
1.2. Политика Казахстана в области обеспечения военной безопасности
Одним из важных компонентов обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан является эффективная военная безопасность, главные цели которой - защита личности, общества и государства от военных угроз, предотвращение агрессии или развязывания военных конфликтов, обеспечение благоприятных условий для реализации политических и экономических интересов страны. Эти меры будут гарантировать необходимый уровень военной безопасности для достижения важной цели - вхождение Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Казахстан рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте развития демократического, правового государства, осуществления социально-экономических и политических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимовыгодного сотрудничества, добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления мира в регионе.
Казахстан отдает предпочтение невоенным мерам обеспечения безопасности, к которым, в первую очередь, относятся политико-дипломатические, правовые, экономические, гуманитарные, информационно-пропагандистские и иные, а именно:
усиление связей и интеграционных процессов с дружественными государствами на основе взаимовыгодного сотрудничества, взаимопонимания, мер доверия и открытости в военной области, в первую очередь, в Центральной Азии;
активизация деятельности по созданию международных механизмов предотвращения военных конфликтов и развязывания агрессии;
укрепление мер доверия, отказ от применения силы для разрешения межгосударственных противоречий, мирное урегулирование международных споров;
расширение экономических связей и углубление отношений с демократическими и индустриально развитыми государствами мира;
использование помощи и содействия международных институтов и форумов для обеспечения поддержки страны со стороны международного сообщества;
всемерное содействие укреплению международных режимов нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями.
Казахстан будет широко использовать инструмент партнерства и сотрудничества, диалог и свои связи с другими государствами и международными организациями, активно участвуя в формировании миропорядка, и в целях предотвращения военных конфликтов, а в случае их возникновения - разрядки конфликтных ситуаций на ранних стадиях их развития.
Последовательный подход к урегулированию военного конфликта должен предусматривать выбор и координацию соответствующих средств и способов реагирования, включая весь диапазон политических и военных мер, при обязательном осуществлении политического контроля на всех стадиях.
Республика Казахстан в деле предотвращения военных конфликтов, укрепления международной безопасности и стабильности на основе норм международного права сотрудничает:
со всеми государствами-членами Организации Объединенных Наций;
с Содружеством Независимых Государств;
со странами-участницами Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии;
с Организацией Договора о коллективной безопасности;
с Шанхайской организацией сотрудничества;
с НАТО в рамках Индивидуального плана действий партнерства и "Партнерства во имя мира";
со странами-участницами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Республика Казахстан последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Вместе с тем в силу ряда объективных обстоятельств и наличия потенциальных военных угроз укрепление обороноспособности страны остается одной из актуальных задач государства.
Высокопрофессиональная армия, оснащенная современным вооружением и техникой по мировым стандартам, является одним из условий надежной защиты жизненно важных национальных интересов Республики Казахстан.
Основными задачами обеспечения военной безопасности в мирное время являются:
защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории государства;
подготовка экономики и военной организации государства к функционированию в условиях чрезвычайного и военного положения;
поддержание обороноспособности государства на уровне, обеспечивающем противодействие наиболее вероятным военным угрозам;
обеспечение физической защиты стратегических объектов энергетической, научно-технической, космической и других отраслей;
оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований современными образцами вооружения, военной и специальной техники, в том числе по стандартам НАТО;
совершенствование подготовки кадров для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в условиях развития контрактной системы комплектования войск, с учетом передового мирового опыта;
идеологическое воспитание, формирование казахстанского патриотизма и сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
выполнение международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, в том числе участие в миротворческой деятельности, коалиционном военном строительстве;
расширение военного и военно-технического сотрудничества на двусторонней и многосторонней основах для укрепления коллективной и региональной безопасности;
контроль за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения, нераспространения и ликвидации вооружений, укрепление мер доверия.
В угрожаемый период и с началом военного конфликта главными задачами являются:
использование потенциала ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии или принуждения агрессора к прекращению военного конфликта на ранней стадии, восстановления мира;
организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
координация деятельности государственных органов и организаций в интересах отражения агрессии;
организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
использование возможностей дружественных государств для локализации и прекращения военных конфликтов на основе договоров в военной сфере.
Приоритетными направлениями обеспечения военной безопасности являются:
централизация руководства военной организацией государства в сочетании с гражданским контролем над ее деятельностью;
своевременное вскрытие, оценка и классификация военных угроз, обеспечение адекватного противодействия им;
наличие сил и средств, способных гарантированно обеспечить военную безопасность государства, их рациональное использование и всестороннее ресурсное обеспечение;
приведение уровня готовности военной организации государства к эффективному противодействию существующим и потенциальным вызовам и угрозам военной безопасности;
углубление международного военного сотрудничества, активное участие в обеспечении международной и региональной безопасности.
1.3. Военная организация государства
Современная и эффективная военная организация является важным инструментом обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
Военная организация государства включает в себя Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, предназначенные для выполнения задач военными методами.
Государство принимает необходимые меры по развитию и всестороннему обеспечению своих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Главной целью развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований является обеспечение их готовности к нейтрализации существующих и потенциальных угроз военной безопасности государства.
Основными принципами развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан являются:
научная обоснованность;
централизованное руководство организацией и проведением планируемых мероприятий;
заблаговременность, плановость и всесторонняя обеспеченность намечаемых мероприятий;
комплексность и согласованность общегосударственных и ведомственных мероприятий, постоянный контроль за их организацией и проведением;
унификация системы обучения и подготовки кадров.
Основные задачи развития военной организации государства являются:
сбалансированное и гармоничное развитие всех компонентов военной организации;
совершенствование деятельности органов управления военной организации государства, форм и способов подготовки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, качества совместного планирования, межведомственной координации и взаимодействия;
повышение эффективности государственного и гражданского контроля за деятельностью Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
выведение системы комплектования Вооруженных Сил на контрактной основе на новый уровень;
качественное совершенствование системы подготовки резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
завершение оптимизации структуры войск, реальная самостоятельность региональных командований в вопросах обеспечения военной безопасности государства путем создания самодостаточных группировок войск на стратегических направлениях;
планомерное техническое переоснащение органов управления, соединений и частей постоянной боевой готовности новыми образцами вооружения и военной техники, с акцентом на развитие высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, модернизации средств противовоздушной обороны, систем связи и управления;
использование космических средств для решения оборонных задач;
приведение системы военного образования, подготовки и переподготовки военных кадров в соответствие с мировыми стандартами;
повышение эффективности и унификация системы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
улучшение качественных параметров воинской службы;
активизация идеологической работы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях на основе Государственной программы патриотического воспитания граждан Республики Казахстан;
развитие военной науки при ведущей роли Национального университета обороны во взаимодействии с ведущими зарубежными центрами научной деятельности и военными учебными заведениями;
обеспечение научно-технического прогресса в военной сфере, дальнейшее развитие отечественного оборонно-промышленного комплекса;
активная интеграция системы территориальной обороны в общую систему обеспечения военной безопасности государства;
расширение международного военного сотрудничества в интересах международной и региональной безопасности, модернизации армии практической помощи в формировании военной инфраструктуры, подготовки военных кадров.
Развитие всех компонентов военной организации государства осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность, по скоординированным и согласованным программам и планам, с учетом задач и особенностей боевого применения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Совершенствование Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований предусматривает проведение комплекса взаимосвязанных мер военно-политического, военного и военно-технического характера, направленных на обеспечение готовности войск, к нейтрализации угроз военной безопасности в конфликтах низкой и средней интенсивности.
Его планируется осуществить в два этапа в соответствии с целями и задачами обеспечения военной безопасности государства.
На первом этапе (2006-2008 годы) основные усилия будут направлены на завершение создания на стратегических направлениях группировок войск, способных самостоятельно решать задачи обеспечения военной безопасности государства, развитие военной инфраструктуры, оснащение частей и подразделений, несущих боевое дежурство, обеспечивающих охрану Государственной границы, важных государственных объектов, современными вооружением, военной техникой и специальными средствами.
На втором этапе (2009-2010 годы) основные усилия будут направлены на повышение качественных параметров войск и их поэтапное техническое переоснащение новыми образцами вооружения, военной техники, специальными средствами.
В последующем основные усилия будут направлены на завершение комплекса мероприятий по техническому переоснащению Армии и обеспечение ее соответствия самым высоким международным стандартам.
Приоритетные направления развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:
на первом этапе:
создание региональных группировок войск, способных решать возлагаемые на них задачи, самостоятельно и совместно с вооруженными силами других государств обеспечивать безопасность Казахстана на стратегических направлениях, выполнять служебно-боевые задачи в установленных для них зонах ответственности, включая выполнение миротворческих, гуманитарных и иных миссий;
совершенствование организационно-штатной структуры органов управления, соединений и частей, обеспечение ее унификации, сокращение частей, не несущих функциональную нагрузку по обеспечению военной безопасности;
паритетное участие Военно-морских сил Республики Казахстан в решении задач по обеспечению коллективной безопасности в Каспийском регионе;
переоснащение ряда соединений и частей современным вооружением и техникой, в том числе высокоточным, создание условий для полномасштабной модернизации имеющегося парка вооружения и техники;
развитие военной науки;
подготовка военно-технических специалистов, в том числе по стандартам НАТО;
совершенствование военной инфраструктуры;
внедрение в систему управления войсками и оружием ГИС-технологий, результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
повышение межведомственной координации и взаимодействия силовых структур;
обеспечение планомерного перехода к комплектованию войск на контрактной основе;
выведение учебного процесса в военных и специальных учебных заведениях на качественно новый уровень путем улучшения методики преподавания в сочетании с внедрением передовых технологий и методик обучения;
повышение престижа, значимости и авторитета воинской службы;
расширение международного военного сотрудничества как в двустороннем формате, так и на многосторонней основе, в том числе через активное участие в работе таких организаций и структур, как СВМДА, ОДКБ, ШОС, и других, а также в сфере противодействия международному терроризму, трафику наркотических средств, оружия и боеприпасов;
формирование современной системы комплексного использования войсковых, оперативных и инженерно-технических сил и средств охраны Государственной границы;
на втором этапе:
увеличение в составе Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований количества боеготовых, укомплектованных личным составом, вооружением и техникой соединений и частей;
повышение роли местных органов военного управления в вопросах мобилизационной подготовки административно-территориальных единиц;
поэтапное переоснащение частей и соединений современными образцами вооружения и техники, а также качественная модернизация состоящих на оснащении вооружения и военной техники;
завершение перехода на стандарты НАТО отдельных компонентов Вооруженных Сил;
замена аналоговых средств связи на современные переносные и стационарные цифровые системы, создание сети связи, адаптированной к национальной спутниковой системе;
профессионализация армии путем замещения военнослужащими по контракту должностей, определяющих боевую готовность, в сочетании с совершенствованием систем призыва и подготовки мобилизационных резервов;
выведение системы военного образования на уровень, отвечающий мировым стандартам;
создание системы подготовки сержантов-профессионалов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
активизация участия Казахстана в миротворческих операциях, проводимых под эгидой Организации Объединенных Наций;
в последующем:
совершенствование региональных группировок войск, способных осуществлять быстрое развертывание сил и средств на стратегических направлениях, готовых к многовариантным действиям в максимально короткие сроки;
планомерное оснащение современными военно-техническими средствами;
повышение эффективной системы военного управления.
Итогами развития видов и родов Вооруженных Сил должны стать:
для Сухопутных войск:
обеспечение соответствия Сухопутных войск стандартам передовых армий мира, способных решать возложенные на них специфические задачи, самостоятельно или совместно с вооруженными силами других государств, включая выполнение миротворческих, гуманитарных и иных миссий;
формирование группировок войск региональных командований, способных к своевременному и гибкому реагированию на возникающие угрозы военной безопасности на стратегических направлениях;
для Сил воздушной обороны:
совершенствование группировки и технического оснащения военно-воздушных сил, как определяющего элемента современной вооруженной борьбы и фундамента мобильности Вооруженных Сил;
обеспечение войсками противовоздушной обороны гарантированного прикрытия территории Казахстана от нападения с воздуха и пресечения попыток нарушения воздушного пространства страны за счет перевооружения современными образцами вооружения и военной техники;
широкое применение беспилотных летательных аппаратов и других средств воздушной и технической разведки;
внедрение современных тренажеров и обучающих средств;
для Военно-морских сил:
обеспечение способности защитить национальные интересы Казахстана на Каспийском море, укомплектование Военно-морских сил современными боевыми и вспомогательными кораблями;
развитие прибрежной инфраструктуры, включая пирсы, гидрографическое и навигационное оборудование;
для Аэромобильных войск - создание автономных подразделений, оснащенных авиационными и наземными средствами доставки, современными средствами связи, экипировки и вооружения по стандартам НАТО;
для Ракетных войск и артиллерии - повышение огневой мощи за счет приобретения и модернизации образцов высокоточного оружия;
для специальных войск:
модернизация систем связи путем перехода на цифровой стандарт и создание сети спутниковой связи Вооруженных Сил, адаптированной к национальной спутниковой системе, а также внедрение автоматизированной системы управления войсками;
оснащение современными средствами ведения радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, имея целью создание самостоятельного рода войск;
для Тыла Вооруженных Сил:
совершенствование системы планирования хозяйственной деятельности;
внедрение единой системы обеспечения войск материально-техническими средствами;
создание оперативных и стратегических запасов материальных средств.
2. Военно-стратегические основы безопасности Республики Казахстан
2.1. Характер военных конфликтов
Объективно существующие тенденции в системе международных отношений обязывают Республику Казахстан поддерживать готовность к участию в военных конфликтах в целях защиты жизненно важных интересов государства, а также выполнения обязательств в соответствии с международными договорами.
Военный конфликт - столкновение, противоборство, форма разрешения противоречий между государствами, народами, социальными группами с применением военной силы.
Любому военному конфликту свойственны особые социально-политические, правовые и военно-стратегические черты, обусловленные политическими целями сторон, масштабами ведения, напряженностью военных действий, применяемыми средствами вооруженной борьбы, способами действий войск, которые в совокупности определяют его характер.
Основные черты современных военных конфликтов:
пространственный размах, высокая активность и интенсивность, скоротечность и предельная напряженность, широкое применение авиации, высокоточного оружия, средств РЭБ, космических компонентов, автоматизированных систем разведки и управления, сил и средств информационной и психологической борьбы;
отсутствие четко обозначенных линий соприкосновения сторон и флангов, наличие больших промежутков и разрывов в оперативном построении войск;
использование неконтактных и других нетрадиционных форм и способов действий, создающих условия для широкого маневра, активного применения диверсионно-разведывательных групп и формирований;
применение непрямых стратегических действий, в том числе политического и психологического давления, демонстрации силы, экономических санкций, информационной борьбы;
дезорганизация системы государственного и военного управления;
широкое применение современных систем вооружения и военной техники;
катастрофические последствия вывода из строя предприятий энергетики, опасных производств, инфраструктуры, коммуникаций, объектов жизнеобеспечения;
участие в вооруженных конфликтах нерегулярных вооруженных формирований.
Военные конфликты включают в себя вооруженные конфликты, вооруженные провокации и вооруженные инциденты.
Вооруженный конфликт - одна из форм разрешения национальных, этнических, религиозных и других противоречий с применением средств вооруженного насилия, при которой государство не переходит в состояние войны. Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной провокации, других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы.
Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.
Военные конфликты, в которые может быть вовлечена Республика Казахстан, по масштабу, длительности и напряженности подразделяются на конфликты низкой, средней и высокой интенсивности.
Военный конфликт низкой интенсивности - вооруженный конфликт, возникший вследствие попыток разрешить различного рода противоречия с помощью средств вооруженной борьбы, не переходя в состояние войны.
Он характеризуется сложностью и неоднозначностью военно-политической обстановки, уязвимостью коммуникаций в районах действий войск, а также местного населения, участием иррегулярных вооруженных формирований, диверсионными и террористическими действиями.
Как правило, такие конфликты могут возникнуть в результате приграничных вооруженных инцидентов, деятельности незаконных вооруженных формирований внутри страны и террористических организаций.
Военный конфликт средней интенсивности - война между странами, не имеющими мощного экономического и военного потенциала. Он характеризуется применением ограниченных сил и средств противоборствующими сторонами, очаговыми боевыми действиями с активным использованием высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы и других современных видов вооружения и военной техники, ведением военных действий в границах конфликтующих государств и поражением на всей их территории войск, объектов тыла, экономики и коммуникаций.
Военный конфликт средней интенсивности может вестись группировками войск, развернутыми в районе конфликта, с усилением, их при необходимости, за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил.
В конфликте средней интенсивности стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.
Военный конфликт высокой интенсивности - война, в которой участвуют мощные в военном и экономическом отношении государства (коалиции государств). Он характеризуется радикальными военно-политическими целями противоборствующих сторон, достижение которых потребует полной мобилизации материальных и духовных ресурсов государств-участников.
В конфликте с участием ядерных государств будет постоянно сохраняться угроза применения ядерного оружия. Трансформация его в ядерную войну, даже с нанесением ограниченных ядерных ударов, может вызвать большие человеческие жертвы, крупные разрушения экономических и культурных центров, заражение огромной территории, что приведет к экологическим бедствиям в большинстве стран региона.
2.2. Основы применения Вооруженных Сил,
других войск и воинских формирований
Республика Казахстан, в случае развязывания против нее агрессии, осуществляет вооруженную защиту, мобилизацию всего военного и экономического потенциала государства, проведение мероприятий гражданской и территориальной обороны, совместные действия с вооруженными силами дружественных государств.
Боевой состав, укомплектованность и обеспеченность Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан должны отвечать задаче обеспечения военной безопасности государства в конфликтах низкой и средней интенсивности.
Республика Казахстан и ее Вооруженные Силы должны быть готовы не допустить внезапного нападения, целенаправленно использовать угрожаемый период для подготовки к отражению агрессии, создания условий для осуществления стратегического развертывания Вооруженных Сил и коалиционных группировок войск (сил) государств - союзников, своевременного перевода экономического комплекса страны с мирного положения на военное, прикрытия государственной границы, усиления защиты важных государственных и военных объектов, широкого применения сил и средств психологической борьбы, противодействия информационно-психологическому воздействию противника на население и личный состав войск.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан применяются для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета страны, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в соответствии с
Конституцией
, действующим законодательством и планом применения Вооруженных Сил, указами Президента Республики Казахстан по вопросам военной безопасности, другими нормативными правовыми актами, планами и директивными документами.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в военных конфликтах низкой интенсивности будут применяться, как правило, для локализации очага напряженности и прекращения военных действий на возможно более ранней стадии с целью создания условий для их урегулирования мирными средствами.
Для выполнения этих задач привлекаются соединения и части Вооруженных Сил постоянной боевой готовности. По мере необходимости они могут усиливаться другими войсками и воинскими формированиями Республики Казахстан. В этих случаях руководство группировкой войск осуществляется единым (общевойсковым) командованием.
Приграничный конфликт, как правило, разрешается силами и средствами Пограничной службы Комитета национальной безопасности во взаимодействии с соединениями и частями Вооруженных Сил Республики Казахстан.
При возникновении внутренних вооруженных конфликтов, инспирированных внешними силами, применение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований будет осуществляться в строгом соответствии с Конституцией и законодательством Республики Казахстан с целью ликвидации незаконных вооруженных формирований, нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка, обеспечения общественной безопасности, оказания населению необходимой помощи.
Военный конфликт средней интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с целью подрыва экономического и оборонного потенциала, захвата или установления контроля над определенными территориями, или принуждения государства к значительным политическим, территориальным, экономическим и другим уступкам.
Участие в конфликте средней интенсивности может потребовать введения на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее областях военного положения и объявления частичной или общей мобилизации, использования всего или значительной части оборонного и военно-экономического потенциала государства.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан в военных конфликтах средней интенсивности будут применяться с целью локализации районов боевых действий и решительного пресечения агрессии, в том числе совместно с вооруженными силами государств-союзников.
Конфликт высокой интенсивности против Республики Казахстан может быть развязан с радикальными военно-политическими целями:
смена политической власти в стране, дезорганизация системы государственного и военного управления, отторжение значительной части территории, полное уничтожение оборонного потенциала государства.
Целью Республики Казахстан являются активный поиск и создание эффективной системы политико-правовых, организационно-технических и иных международных гарантий предотвращения развязывания против нее конфликта высокой интенсивности.
Благодаря проведению выверенной внешней политики по созданию дружественных отношений с соседними государствами и ввиду отсутствия угрозы прямой военной агрессии в среднесрочной перспективе возникновение такого конфликта с вовлечением в него Республики Казахстан маловероятно,
Основные задачи Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований:
в мирное время:
поддержание боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки органов управления и войск в штатах мирного времени на уровне, обеспечивающем локализацию и пресечение военных конфликтов низкой интенсивности, любого противоправного вооруженного насилия на государственной границе или в пределах территории Республики Казахстан;
охрана воздушного пространства, а также прикрытие важных в оперативно-стратегическом отношении участков государственной границы;
защита национальных интересов Казахстана в территориальном море, на континентальном шельфе и в экономической зоне Республики Казахстан;
охрана важных военных и государственных объектов;
демонстрация готовности к решительным действиям по стабилизации обстановки в любом районе страны;
обеспечение готовности к стратегическому развертыванию Вооруженных Сил, в случае возникновения угрозы конфликта средней или высокой интенсивности;
предотвращение и пресечение диверсий и террористических актов;
участие в миротворческих и иных операциях в соответствии с международными обязательствами Республики Казахстан;
участие в предупреждении экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, ликвидация их последствий.
Решение этих задач осуществляется в тесном взаимодействии Вооруженных Сил с другими войсками и воинскими формированиями. При этом на Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан возлагаются охрана и защита Государственной границы на суше, море, озерах и иных водоемах, а также участие в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия и наркотиков, на Внутренние войска Министерства внутренних дел - охрана важных государственных объектов и пресечение особо опасных правонарушений, диверсий и террористических актов, борьба с незаконными вооруженными формированиями.
При пресечении внутренних вооруженных конфликтов предусматриваются:
локализация и блокирование района конфликта;
обеспечение охраны общественного порядка и поддержание правового режима чрезвычайного положения;
разоружение и ликвидация незаконных вооруженных формирований, изъятие у населения незаконно хранящегося оружия;
усиление охраны общественного порядка и безопасности в районах, примыкающих к району конфликта в соответствии с планами территориальной и гражданской обороны;
восстановление законности и правопорядка, а также решение других задач, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Задачи по пресечению внутренних вооруженных конфликтов возлагаются на создаваемые объединенные группировки Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
В случае агрессии против Республики Казахстан и ее союзников предусматриваются:
локализация и нейтрализация приграничных конфликтов;
отражение ударов и разгром группировок войск противника совместно с вооруженными силами государств-союзников в конфликтах средней и высокой интенсивности;
прикрытие районов формирования резервов;
борьба с силами, проводящими специальные операции, и иррегулярными формированиями;
защита населения, объектов экономики, инфраструктуры от воздействия средств поражения противника;
поддержание режима военного (чрезвычайного) положения.
В зависимости от масштаба военных действий, условий обстановки и соотношения сил, задачи могут видоизменяться, но конечной целью при любых обстоятельствах являются изгнание агрессора с территории Республики Казахстан и восстановление положения, существовавшего до агрессии.
Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан могут привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2.3. Руководство обеспечением военной безопасности
Руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности государства осуществляет Президент Республики Казахстан, который является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Казахстан.
Парламент Республики Казахстан принимает законы по вопросам военной безопасности и обороны государства, решает вопросы войны и мира, принимает решение об использовании Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований для выполнения международных обязательств по поддержанию мира и безопасности, ратифицирует и денонсирует международные договоры по вопросам обороны и военного сотрудничества.
Правительство Республики Казахстан организует оснащение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований вооружением, военной и специальной техникой, их финансовое и материальное обеспечение, оперативное оборудование территории страны в интересах обороны; определяет перечень стратегических объектов, подлежащих физической защите; организует гражданскую и территориальную оборону.
Другие государственные органы, местные представительные и исполнительные органы в пределах прав, обязанностей и полномочий, определенных законодательством Республики Казахстан, организуют и несут всю полноту ответственности за выполнение возложенных на них задач по обеспечению военной безопасности.
Руководство Вооруженными Силами в мирное время осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан через Комитет начальников штабов Министерства обороны.
Министерство обороны Республики Казахстан решает задачи, связанные с обеспечением военной безопасности и обороны страны, координирует разработку концепции развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований; устанавливает структуру, штатную численность видов, родов войск Вооруженных Сил; проводит единую военно-техническую политику в государстве; осуществляет международное военное сотрудничество; осуществляет контроль за соблюдением законности и правопорядка в Вооруженных Силах и обеспечивает социальные и правовые гарантии военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу.
Комитет начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан, являясь главным органом управления Вооруженными Силами государства в мирное и рабочим органом Ставки Верховного Главного командования в военное время, координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, их оперативной, боевой и мобилизационной подготовки, организует и осуществляет оперативно-стратегическое планирование применения и взаимодействия Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, а также сил, участвующих в выполнении задач территориальной обороны, разрабатывает план оперативного оборудования территории страны в интересах обороны.
Основной целью деятельности Комитета начальников штабов являются сбор и анализ данных военно-политической обстановки в мире и регионе; оценка возможностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, выработка предложений по их подготовке и применению для обеспечения военной безопасности государства, осуществление контроля боевой и мобилизационной готовности.
Координация деятельности государственных органов в вопросах обеспечения военной безопасности осуществляется через Военно-консультативный совет.
Управления главнокомандующих видами, командующих родами войск, начальника Тыла Вооруженных Сил Республики Казахстан осуществляют разработку и реализацию планов развития и применения видов, родов войск, Тыла Вооруженных Сил, их оперативной и мобилизационной подготовки, технического оснащения, подготовки кадров, обеспечивают управление войсками и их повседневную деятельность.
Управления командующих войсками региональных командований осуществляют управление подчиненными группировками войск, а также планирование и организацию мероприятий по совместной с другими войсками и воинскими формированиями подготовке к обеспечению военной безопасности в установленных границах ответственности.
Непосредственное руководство и управление другими войсками и воинскими формированиями в мирное время осуществляют соответствующие государственные органы.
В угрожаемый период и военное время руководство обеспечением военной безопасности государства регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
3. Военно-экономические и военно-технические основы
обеспечения безопасности Республики Казахстан
3.1. Цели, принципы, задачи и направления
военно-экономического и военно-технического обеспечения
Главной целью военно-экономического и военно-технического обеспечения является удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых средствах и военном имуществе в объемах, необходимых для решения задач обеспечения военной безопасности Республики Казахстан.
Вооруженные силы Казахстана должны быть обеспечены современными военно-техническими средствами, они оправданно рассчитывают на высокие оборонные технологии, соответствующие угрозам, специфическим для Казахстана и новой международной ситуации.
Основные принципы военно-экономического и военно-технического обеспечения:
поэтапное увеличение бюджетов развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований;
совершенствование вопросов программно-целевого финансирования Вооруженных Сил Республики Казахстан, финансовое обеспечение расходов на оборону, составляющего не менее одного процента от валового внутреннего продукта страны;
эффективное использование финансовых, материально-технических, интеллектуальных ресурсов при решении задач обеспечения военной безопасности;
государственное регулирование в сферах производства, оборота и реализации вооружения, военной и специальной техники.
Приоритетными задачами военно-экономического и военно-технического обеспечения являются:
обеспечение своевременного финансирования мероприятий развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, сбалансированного финансового обеспечения повседневной деятельности органов управления и войск;
совершенствование военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения военной безопасности;
формирование современной единой и скоординированной государственной военно-технической политики, базирующейся на гармоничном сочетании мер по развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса, международной военно-технической интеграции, а также поставках современной техники из-за рубежа, с учетом совместимости с имеющимся вооружением и военной техникой;
создание условий для освоения предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса ремонта и модернизации состоящих на оснащении войск образцов, а также производства современного вооружения, боевой и специальной техники, боеприпасов;
осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-технического сотрудничества.
Основные направления военно-экономического и военно-технического обеспечения военной безопасности Республики Казахстан:
осуществление экономической политики, направленной на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в финансовых, материально-технических, интеллектуальных и иных ресурсах;
проведение единой государственной военно-технической политики и формирование государственного оборонного заказа на основе государственной программы закупки, модернизации, ремонта, утилизации вооружения и военной техники Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, развития предприятий, выпускающих продукцию военного назначения до 2015 года и других программ развития;
обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований новыми образцами вооружения, военной и специальной техники для проведения антитеррористических операций, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, борьбы с организованной преступностью, трафиком оружия, боеприпасов и наркотических средств;
совершенствование системы финансово-экономических регуляторов и механизмов, обеспечивающих ежегодное формирование и исполнение государственного оборонного заказа;
проведение модернизации, технического перевооружения, обновления парка вооружения, военной техники и другого военного имущества за счет ассигнований из республиканского бюджета и других источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан;
поэтапный переход отдельных компонентов военно-оборонительной системы на высокотехнологичные образцы вооружения и военной техники, соответствующие лучшим мировым аналогам и стандартам НАТО;
определение приоритетных направлений развития и повышение конкурентоспособности отечественного оборонно-промышленного комплекса, а также выпуск продукции двойного назначения;
подготовка квалифицированных кадров для оборонно-промышленного комплекса;
привлечение стратегических инвесторов с целью производства новых видов военной продукции, работ и услуг военного назначения для решения задач по обеспечению необходимого уровня обороноспособности государства;
проведение государственных испытаний и сертификации продукции, производимой (приобретаемой) для нужд обороны;
развитие института военной приемки производимой продукции;
развитие экспортного потенциала отечественных военно-промышленных компаний и предприятий путем расширения рынков сбыта, увеличения номенклатуры и объемов экспортной военной продукции;
укрепление, развитие и перепрофилирование отечественной оборонной промышленности, широкое использование мирового опыта и международного военно-технического сотрудничества в целях повышения военно-экономического потенциала страны.
3.2. Мобилизационная подготовка и
система резервов Республики Казахстан
Ключевой целью системы резервов государства является выделение финансовых, материально-технических и иных ресурсов для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Для производства и накопления запасов материально-технических средств и военного имущества в системе резервов государственным органам в соответствии с Мобилизационным планом в рамках реализации задач мобилизационной подготовки и мобилизации в Республике Казахстан устанавливаются мобилизационные задания.
Система резервов включает стратегические, оперативные и войсковые запасы вооружения, боеприпасов и материально-технических средств, а также мобилизационные резервы.
Накопление и содержание стратегических запасов материально-технических средств организуются Правительством Республики Казахстан.
Накопление и содержание оперативных запасов вооружения, боеприпасов и материально-технических средств осуществляются Министерством обороны, а войсковых - соответствующими государственными органами Республики Казахстан.
Подготовка и накопление мобилизационных резервов для Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, территориальной и гражданской обороны осуществляются под общим руководством Комитета начальников штабов Министерства обороны Республики Казахстан.
Основными задачами системы резервов являются:
развитие материально-технической базы системы резервов, оснащение ее современной пожарной и охранной сигнализацией;
совершенствование системы экономической заинтересованности предприятий и организаций различных форм собственности в выполнении мобилизационных заданий;
накопление в необходимых объемах и содержание запасов материальных средств в государственном материальном резерве.
Основные направления мобилизационной подготовки:
совершенствование нормативной правовой базы мобилизационной подготовки и перевода экономики с мирного на военное положение;
создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобилизационной подготовки населения страны;
подготовка системы управления экономикой к устойчивому функционированию в условиях военного положения и военное время;
повышение эффективности системы мобилизационной подготовки государственных органов, организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания;
накопление и сохранение запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах;
практическая реализация международных договоров в области мобилизационной подготовки и мобилизации;
создание и сохранение страхового фонда конструкторской и технологической документации для военного времени.
Учет и хранение стратегических материальных резервов реализовывает уполномоченный орган, осуществляющий исполнительные и контрольные функции, а также руководство системой государственного резерва.
Учет людских и транспортных мобилизационных резервов осуществляется департаментами (управлениями, отделами) по делам обороны областей (городов, районов) Республики Казахстан.
4. Международное военное сотрудничество Республики Казахстан
4.1. Международное военное и военно-техническое сотрудничество
Международное военное и военно-техническое сотрудничество Республики Казахстан осуществляется, исходя из внешнеполитической и экономической целесообразности, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами Республики Казахстан с целью сбалансированного решения задач обеспечения военной безопасности, выхода Казахстана на новый международный уровень, адекватный его потенциалу, упрочения позиций регионального лидера.
Достижение этой цели предполагает формирование системы коллективной безопасности в сочетании с расширением и укреплением мер доверия и партнерства на многонациональной основе.
Республика Казахстан осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество на основе принципов равноправия, взаимной выгоды и добрососедства в интересах международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
Соблюдение международных обязательств Республики Казахстан в области контроля над экспортом вооружений, продукций военного назначения, товаров и технологий двойного применения.
Приоритетными направлениями в международном военном сотрудничестве Республика Казахстан считает:
активизацию военного и военно-технического сотрудничества с государствами-членами Организации Договора о коллективной безопасности, исходя из необходимости консолидации усилий по созданию единого оборонного пространства и обеспечению коллективной военной безопасности;
углубление стратегического партнерства с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой на основе общих военно-политических интересов в регионе;
укрепление сотрудничества с Соединенными Штатами Америки по вопросам технической модернизации Вооруженных Сил, трансферта военных технологий, подготовки кадров и развития военной инфраструктуры в интересах обеспечения военной безопасности в регионе;
расширение сотрудничества в военной и военно-технической областях с государствами Центральной Азии и другими странами;
участие в совместных учениях и обмен опытом в планировании, проведении и всестороннем обеспечении антитеррористических операций и операций по поддержанию мира под руководством НАТО;
создание региональных центров "Партнерство во имя мира" и по подготовке офицеров-верификаторов;
участие воинских формирований в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН.
4.2. Участие Республики Казахстан
в коалиционном военном строительстве
Казахстан, формируя эффективную и современную систему национальной безопасности, интегрируется в региональные и глобальные системы безопасности.
Республика Казахстан будет укреплять сотрудничество с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности в рамках коалиционного военного строительства, осуществляемого в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны.
Основными задачами коалиционного военного строительства являются:
расширение сотрудничества в военной области в рамках ОДКБ;
согласование нормативной правовой базы в военной сфере;
подготовка к выполнению задач по обеспечению военной безопасности государств-участников ОДКБ.
Приоритетными направлениями в коалиционном военном строительстве Республика Казахстан считает:
планирование и осуществление мероприятий по обеспечению коллективной военной безопасности государств-участников ОДКБ;
создание и подготовку коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, поддержание их в необходимой степени боевой готовности;
планирование применения вооруженных сил государств-участников ОДКБ в интересах совместной безопасности и коллективной обороны;
совершенствование вопросов взаимодействия сил и средств системы коллективной безопасности, определение содержания, форм и способов совместных действий;
обеспечение подготовки войск к выполнению задач по предназначению в интересах обеспечения совместной безопасности и коллективной обороны по согласованным программам и планам;
активизацию совместных усилий в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом, наркобизнесом и участие в процессе нераспространения оружия массового уничтожения;
взаимовыгодное военно-техническое сотрудничество в рамках Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами-участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года;
развитие военной науки, подготовку военных кадров.
4.3. Миротворческая деятельность
Республика Казахстан рассматривает миротворческую деятельность как важнейшую составную часть своей политики по укреплению коллективной и национальной безопасности, считает ее одним из основных инструментов раннего обнаружения и своевременного предотвращения политическими средствами назревающих военно-политических кризисов и военных конфликтов.
Целью миротворческой деятельности являются прекращение вооруженного конфликта и создание условий, способствующих его политическому урегулированию.
Миротворчество имеет важное значение для продвижения военно-политических позиций и интересов Казахстана в международных делах, а также в значительной степени поднимает авторитет страны на международной арене.
В этих целях Республика Казахстан будет принимать активное участие в миротворческих операциях под эгидой ООН на основании выданного мандата.
В основу миротворческой деятельности Казахстана положена принципиальная линия государства на обеспечение коллективными усилиями региональной и международной безопасности в соответствии с решениями Совета Безопасности ООН и общепризнанными нормами международного права.
Выполнение задач в операциях по поддержанию и восстановлению мира возлагается на специально подготовленные по международным стандартам подразделения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан.
Их участие в миротворческих операциях осуществляется на основании решения Парламента Республики Казахстан, принимаемого в соответствии с Конституцией, законодательством Республики Казахстан и ратифицированного международными договорами.
Комплектование выделенного контингента личным составом проводится на добровольной основе.
Выделенный воинский контингент в ходе миротворческой операции может выполнять следующие задачи:
блокирование района конфликта в целях обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом;
разъединение вооруженных группировок конфликтующих сторон и их разоружение;
обеспечение режима прекращения огня, установление мира и предотвращение возобновления военных действий;
разминирование местности, ликвидация фортификационных сооружений и последствий применения оружия массового уничтожения;
контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
контроль местности и действий населения в зоне разъединения, противодействие беспорядкам;
содействие местным органам власти (правоохранительным органам) в поддержании правопорядка, обеспечение безопасности вернувшимся в места прежнего проживания;
охрана и сопровождение грузов гуманитарной помощи;
обеспечение безопасности официальных встреч для переговоров по урегулированию конфликта и безопасности персонала миротворческих миссий.
Военная доктрина Республики Казахстан определяет оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности страны, подтверждает принципиальную приверженность Казахстана невоенным мерам разрешения любых межгосударственных противоречий и конфликтов.
Положения Военной доктрины будут уточняться и дополняться с учетом изменений военно-политической обстановки в мире и регионе, характера и содержания военных угроз, направлений развития военной организации государства, конкретизироваться в ежегодных посланиях Президента Республики Казахстан, законодательных и иных нормативных правовых документах по вопросам обеспечения военной безопасности, программных документах развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Республика Казахстан, подтверждая свою приверженность целям поддержания международной безопасности и всеобщего мира, предотвращения военных конфликтов, будет последовательно выполнять все основные положения Военной доктрины, строго и неукоснительно соблюдать Устав ООН, нормы и принципы международного права.